Научная статья на тему 'Исследование опыта планирования государственных доходов в России в XVI−XVII веках'

Исследование опыта планирования государственных доходов в России в XVI−XVII веках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДЫ / ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / XVI-XVII ВЕКА / ПОСОШНАЯ СИСТЕМА / КАЗНА / ОПИСАНИЯ / ЗЕМЛЯ / ПИСЦОВЫЕ КНИГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Истомина Наталья Александровна

Рассмотрен исторический отечественный опыт расчета поступлений в казну государства в XVI-XVII веках на примере доходов от посошной подати. Проанализирован порядок установления объектов обложения посошной податью и их измерения путем особых описаний. Подчеркивается важность установления единообразных объектов обложения податью. Раскрыты приемы (способы) учета реального состояния населения при установлении величины податей, рассмотрена возможность предоставления льгот. Выделены принципиальные особенности и недостатки планирования государственных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование опыта планирования государственных доходов в России в XVI−XVII веках»

© Истомина Н. А., 2010

ИСТОМИНА Наталья Александровна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 252-14-07 e-mail: n_istomina_usue@mail.ru

Исследование опыта планирования государственных доходов в России в XVI-XVII веках

Ключевые слова: доходы; государство; Россия; XVI-XVII века; посошная система; казна; описания; земля; писцовые книги.

Аннотация. Рассмотрен исторический отечественный опыт расчета поступлений в казну государства в XVI—XVII веках на примере доходов от посошной подати. Проанализирован порядок установления объектов обложения посошной податью и их измерения путем особых описаний. Подчеркивается важность установления единообразных объектов обложения податью. Раскрыты приемы (способы) учета реального состояния населения при установлении величины податей, рассмотрена возможность предоставления льгот. Выделены принципиальные особенности и недостатки планирования государственных доходов.

Развитие системы государственных доходов в любой стране объективно приводит к появлению особых технологий измерения объектов, с которых доходы, собственно, и взимаются. Появление таких технологий - важный этап становления практики бюджетного планирования, поскольку они превращают разовые акты по сбору необходимой в текущий момент суммы денежных средств или товарной массы в системный процесс предварительной оценки и последующего изъятия в доход государства части ресурсов плательщиков.

В России в XVI-XVII веках наиболее широкое распространение получила технология измерения объектов обложения для взимания посошной подати. По мнению И. Т. Тарасова, посошная подать появилась в конце XIV столетия вместо «дани с дыма или рала» [1. С. 71]. Посошная, или сошная, система становится общераспространенной с XVI века [Там же. С. 87].

Основные элементы технологии измерения объектов обложения по посошной системе представлены ниже (табл. 1).

Главной особенностью посошного обложения со второй половины XVI века является введение единообразного размера сохи как объекта обложения. Было установлено, что соха равняется 800 четям земли. По мнению исследователя посошного обложения С. Веселовского, такая соха, возможно, и существовала ранее, но «новостью является то, что она становится нормой» [2. С. 348]; до введения этого размера сохи «посошное обложение имело ярко выраженный субъективный характер» [Там же. С. 354].

Кроме установления универсального размера сохи, в XVI веке практику оценки начали строить на базе принципа одабривания земель, согласно которому земли с более низкими качествами входили в соху в большем количестве, чем земли с более высокими качествами. Так, при посошном обложении рассматривались как эквиваленты следующие земельные площади: 12 четей доброй земли; 14 четей средней земли; 16 четей худой земли [Там же. С. 349].

Таблица 1

Основные элементы технологии измерения объектов обложения при посошной системе

Элемент Содержание

Объект обложения Соха - количество земли, обрабатываемой определенной рабочей силой

Размер подати с единицы обложения Посошный (сошный) оклад - величина посошной подати с одной сохи

Раскладка Процесс разделения (распределения) суммы по сошному окладу на части, подлежащие взиманию с отдельного населенного пункта (или отдельного двора), входящего в состав сохи

Способ измерения объекта обложения Описание земли с целью определения числа, размера и качества сох

Документальное выражение результатов измерения Сошное письмо - списки, данные для обложения при раскладке; писцовые книги - совокупность сведений, полученных через сошные письма

Источник: [1. С. 71, 87].

Установление единообразного размера сохи следует считать важным этапом в развитии как налоговой системы России, так и методик планирования доходов государства, поскольку это позволяло проводить расчеты сумм посошной подати без учета дополнительных особенностей разных территорий. Такая универсальность, помимо прочего, должна была способствовать ускорению процесса расчетов.

Развитие системы посошного обложения требовало обязательной постоянной деятельности Приказов по измерению объектов обложения и определению сумм, которые должны были поступить в доход каждого Приказа. Для этого в Московском государстве проводились описательные работы, в конечном счете сформировавшие писцовые книги. Научные публикации, посвященные государственному финансовому хозяйству ХУ1-ХУ11 веков, указывают на существование писцовых книг уже в 1500-1505 гг. [2. С. 258]. «В руководство для ведения этих книг издан был в 1555 г. писцовый наказ» [з. С. 87].

Важность исследования порядка проведения описаний обусловлена тем, что фактически в России это была первая систематически проводимая работа по оценке совокупности объектов обложения, которая позволила выявить и закрепить факторы, влияющие на способность плательщиков уплачивать обязательные подати. Такими факторами согласно исследованиям посошного обложения в ХУ1-ХУ11 веках являлись хозяйственное положение и платежеспособность тяглецов.

Основным принципом посошного тягла была его посильность: «...Всякий должен тянуть тягло по своей силе ...»; важно установить «не слишком обременительное для населения тягло» [2. С. 59, 79]. Посему уже в этот период устанавливались особые льготы (например, для бедных людей). С учетом этого принципа и производился расчет сумм возможных доходов, причем с большей достоверностью и точностью (с поправкой на низкий уровень платежеспособности части податного населения).

Кроме того, если крестьянин поселялся на землю вотчинников или помещиков и заключал особое соглашение - порядное, или рядное (в нем указывались, в числе прочих, и обязанности по внесению государственных податей); он как плательщик податей мог получить льготы на определенный срок [з. С. 258].

Учет реальной способности податного населения обеспечивался прямым участием мирских людей, землевладельцев в писцовых описаниях. Были установлены обязательные требования к характеру сведений, их следовало предоставить писцам (табл. 2).

Таблица 2

Сведения, которые надлежало предоставлять писцам

Сведения, предоставляемые

мирскими людьми землевладельцами

Списки дворов и людей с указанием их животов, торгов и промыслов и оклада тягла, положенного на них миром, росписи беглых тяглецов, росписи всяких оброчных статей и угодий Земельные крепости, грамоты, выписки из писцовых, дозорных и отдельных книг

Источник: [2. С. 117, 133].

Вместе с тем нельзя утверждать, что в результате писцовых описаний формировалась объективная оценка доходов, которые могли поступить в казну. На основании исследования С. Веселовского можно сделать вывод: планирование поступлений посо-шных податей и других платежей на основе писцовых описаний в значительной мере носило субъективный характер и не всегда предполагало наличие объективных критериев установления размеров податей (тягла), подлежащих уплате. Например, как отмечает Веселовский, «при определении размеров посошного тягла важное значение имело усмотрение писцов и Приказов». Кроме того, уже в XVI-XVII веках в деятельности Приказов применялся метод экстраполяции, т. е. расчеты сумм будущих поступлений податей и иных платежей налогов осуществлялись на базе сведений о прошлых суммах.

Ниже приведена последовательность действий писцов при установлении размеров посошного и прочего тягла, которая подтверждает тезис о наличии в этом процессе элементов метода экстраполяции (табл. 3).

Таблица 3

Последовательность действий писцов при установлении размеров посошного и других видов тягла

Этап Содержание

1 Указ государя или приговор бояр о проведении описания

2 Подготовка наказов писцам, содержавших задания для проведения описаний

3 Проведение описаний дворов, людей, земли и пр.

4 Сравнение прошлого с настоящим: писцы сравнивали полученные результаты с тем, что было раньше, примеряясь к «прежним писцовым и платежным книгам»

5 Определение окладов сошного тягла, определение оброков и разных платежей при соблюдении обязательных условий:

1 -е условие «... как бы казне убыли не было» по сравнению с прошлыми описаниями и размерами податей 2-е условие нечрезмерное, посильное тягло для населения

Источник: [2. С. 27, 57, 86, 105, 157, 158].

Если по окончании описания «оказывалась прибыль государственной казне» [2. С. 160], то Приказ утверждал новые книги (а значит, и новые оклады посошного обложения и иных платежей) самостоятельно, реализуя, таким образом, в первую очередь государственный интерес. «Когда же по новому описанию оказывалась убыль против прежнего» [Там же], т. е. новое описание было невыгодно для казны, Приказ немедленно докладывал государю или боярам. В этом случае несколько лет могли осуществляться процедуры урегулирования: невыгодное для казны описание возникало, как правило, вследствие учета реальных объективных возможностей тяглецов, поэтому податное население было заинтересовано в утверждении этого описания, о чем настойчиво обращалось к власти.

Как пишет С. Веселовский, имели место случаи «отставки писцовых книг, неут-верждения книги и уменьшения оклада, положенного писцами, по челобитью населения» [2. С. 168].

Таким образом, рассматривая писцовые описания как основу для определения величины поступлений доходов в пользу государства, следует отметить наличие в этой деятельности следующих принципиальных условий эффективного планирования доходов в системе бюджетного планирования:

1) учет реального состояния плательщиков с целью получения объективной величины доходов, которые могут быть внесены в пользу государства;

2) сравнение сумм рассчитанных доходов с показателями прошлых периодов для оценки возможных отклонений;

3) корректировка полученных расчетов в случае, если они недостаточно учитывали возможности плательщиков.

Завершая исследование системы посошного обложения, по нашему мнению, важно обратить внимание на то, что она включала в себя элементы, которые можно рассматривать как первые признаки формирования в России системы планирования государственных доходов. Необходимо отметить, что основной причиной отказа от посошного обложения стала высокая степень субъективности в расчетах при очевидно возраставшей потребности «внесения в окладное дело большего однообразия и объективных оснований» [Там же. С. 528].

Источники

1. Тарасов И. Т. Очерки науки финансового права // Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. : Статут, 2004.

2. Веселовский С. Исследование по истории кадастра и посошного обложения Московского государства. М. : Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1916.

3. Кулишер И. М. История русского народного хозяйства. 2-е изд. Челябинск : Социум, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.