b. У пациентов с множественными госпитализациями по поводу обострения параноидной шизофрении связь уровня осознания болезни и депрессивных переживаний отсутствует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иржевская, В.П. Методика исследования осознания психической болезни у пациентов с психической патологией различной степени тяжести / В.П. Иржевская [б.и.] // Культура и патология : (материалы рабочей группы «Влияние современных технологий на динамику границ нормы и патологии») : сб. науч. ст. Вып. 4. - М., 2007.
- С. 9-13.
2. Морозова, М.А. Актуальные проблемы в развитии концепции психического дефекта при шизофрении / М.А. Морозова, А.Г. Бениашвили // Психиатрия и психофармакология. - 2008. - Т. 10. - № 2. - С. 4-12.
3. Сергиенко, Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект : модель, структура теста (MSCEIT V2.0), русскоязычная адаптация / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. -M. : ИП РАН, 2008. - 20 с.
4. Смулевич, А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях / А.Б. Смулевич. - М. : МИА, 2007. - 432 с.
5. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса /
Н.В. Тарабрина. - СПб. : Питер, 2001. - 268 с. - (Серия "Практикум по психологии").
6. Amador, X.F. The assessment of insight in psychosis / X.F. Amador [et al.] // American Journal of Psychiatry. - 1993. - V. 150. - P. 873-79.
7. Amador, X.F. The description and meaning of insight in psychosis / X.F. Amador, H. Kronengold // Insight and Psychosis / X.F. Amador & A.S. David (Eds.). - New York : Oxford University Press, 1998. - Р. 15-32.
8. An Inventory for Measuring Depression / A.T. Beck, C.H. Ward, M. Mendelson, J. Mock, J. Erbaugh // Archives of General Psychiatry. - 1961. - V. 4. - P. 561-71.
9. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-IV-TR). - 4th edition, text revision. - Washington, DC : American Psychiatric Press, Inc., 2000. - XX p.
10. Mayer, J. D. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User's Manual.Toronto / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso. - Canada : MHS Publishers, 2002. - 120 p.
11. Mayer, J.D. What is emotional intelligence? / J.D. Mayer, P. Salovey // Emotional development and emotional Intelligence : Educational Implications / P. Salovey & D. Sluyter (Eds.). - New York : Perseus Books Group, 1997. - P. 3-31.
12. McEvoy, J.P. Insight and the clinical outcome of schizophrenic patients / J.P. McEvoy [et al.] // Journal of Nervous and Mental Disease. - 1989. - V. 177. - P. 48-51.
13. Unawareness of illness and its relationship with depression and self-deception /
O. Moore, E. Cassidy, A. Carr, O’Callaghan // European Psychiatry. - 1991. - V. 14 (5). - P. 264-9.
14. The ICD-10 classification of mental and behavioural disorders : Clinical descriptions and diagnostic guidelines. - Geneva : WHO, 1993. - 267 p.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО ДЕВИАНТНОГО СИНДРОМА АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Евгений Анатольевич Кобзев, доцент,
Магнитогорский государственный университет (МаГУ)
Аннотация
В статье рассматривается понятие общего девиантного синдрома адаптации личности. Обосновывается присутствие указанного синдрома у студенческой выборки. Представлены результаты исследования признаков общего девиантного синдрома личности студентов, обучающихся на различных факультетах государственного университета г. Магнитогорска.
Ключевые слова: девиантный синдром, психологическая адаптация, студент вуза.
INVESTIGATION OF THE GENERAL DEVIANT SYNDROME OF ADAPTATION OF STUDENTS AT INSTITUTES HIGHER LEARNING
Evgenie Anatolevich Kobzev, senior lecturer,
Magnitogorsk State University
Abstract
A concept of general deviant syndrome of an individual adaptation has been considered. The presence of the indicated syndrome at students is substantiated. Research of general deviant syndromes signs of students attending different faculties of Magnitogorsk State University has been considered.
Key words: deviant syndrome, psychological adaptation, student of higher school.
ВВЕДЕНИЕ
В современных отечественных и зарубежных научных исследованиях все большее значение придается изучению факторов, обусловливающих развитие психогенных психических расстройств и, как следствие, нарушение процессов адаптации у населения. Все большее внимание специалисты обращают на базовые структуры, формирующиеся в детском возрасте на основе генетических предпосылок. Данные предпосылки выступают в качестве основы формирования многоуровневых функциональных патологических психосоматических систем, так называемых структурных аттракторов болезни. Эти нарушения не специфичны, полиморфны и представляют собой донозо-логический уровень реагирования. По мнению некоторых авторов [1], речь идет об общем девиантном синдроме адаптации личности (ОДСА). Проявления данного синдрома выступают факторами, затрудняющими адаптацию личности. В данной статье мы рассматриваем характеристики ОДСА с позиций патогенетического подхода. Патогенетический подход подразумевает изучение отклонений в развитии личности. Общий девиантный синдром адаптации (ОДСА) может проявляться в нарушениях адаптации на трех уровнях: поведенческом, эмоциональном и когнитивном. Каждый уровень имеет набор определенных компонентов, которые, в свою очередь, являются индикаторами степени выраженности синдрома. Чем больше формируется и проявляется компонентов ОДСА, тем больше риск возникновения нарушений нервнопсихической регуляции. Актуализация указанного синдрома ведет к формированию различных нозологических единиц, таких как неврозы, суициды, психосоматические и наркологические заболевания [1]. Одним из важных факторов, детерминирующих различия мотивационно-ценностных установок, а, следовательно, и склонности к дезадаптации, является возраст. На юношеском этапе развития, решая для себя задачу обретения идентичности, личность может пребывать в кризисном состоянии, состоянии акцентуации выраженных патохарактерологических признаков. Перемены, характерные для современного российского общества, обусловливают радикальные изменения во внутреннем мире современного студенчества. Они способствуют перестройке в системе ценностей, жизненных планах, потребностях и интересах, структуре и динамике мотивов выбора профессии, получении высшего образования и учебной деятельности. В процессе учебной деятельности, в предсессионый, сессионный период, на момент поступления в высшую школу юноши могут испытывать обострение психоэмоционального напряжения, которое может приводить к возникновению тревожности, агрессивности. И, как следствие, это может приводить к возникновению конфликтных ситуаций, нарушению системы социальных связей, возникновению психосоматических заболеваний. У студентов, обучающихся в высшей школе, тяжелые психотравмирующие обстоятельства могут вызывать ситуационные реакции с дезадап-тивным поведением, суицидными тенденциями без признаков болезни. При затяжном повторяющемся их воздействии нередко наблюдается патологическое развитие личности [2]. Вместе с тем, современная российская высшая школа выходит на общеевро-
пейские стандарты образования, что повышает уровень профессиональных требований к специалисту. В связи с этим, целесообразно создание комплекса превентивных мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с успеваемостью, а также профилактикой психического здоровья студентов. Особое внимание необходимо, на наш взгляд, обратить на контингент, обучающийся на факультете психологии, в связи со спецификой профессии и процесса обучения. Можно предположить в качестве гипотезы, то что среди студентов, обучающихся на факультете психологии, ситуация присутствия общего девиантного синдрома адаптации личности является наиболее очевидной по сравнению с данными, полученными от реципиентов с других факультетов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе факультетов Магнитогорского государственного университета с 2004 по 2008 года. В эксперименте принимали участие реципиенты в количестве 84 человек (в качестве экспериментальной группы были выбраны студенты психологического факультета, контрольной - студенты технологического факультета). Для выявления синдромов общего девиантного синдрома адаптации личности использовался опросник оценки выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R. Опросник включает в себя 9 синдромальных шкал: SOM - соматиза-ция; O-C - обсессивность-компульсивность; INT - межличностная сезитивности; DEP -депрессивность; ANX - тревожность; HOS - враждебность; PHOB - фобии; PAR - па-ранойяльность; PSY - психотизм, а также шкалу GSI - шкалу тяжести симптоматики. В качестве основного критерия адаптации - дезадаптации мы рассматривали индекс PSDI - индекс наличного симптоматического дистресса. Студентам предлагался перечень проблем и жалоб, иногда возникающих у людей. Нужно было оценить степень дискомфорта или встревоженности в связи с той или иной проблемой в течение последней недели, включая текущий день [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Числовые значения в экспериментальной группе по некоторым шкалам превышают средние значения по этим шкалам в контрольной группе.
Таблица 1
Показатели описательной статистики по синдрома, п.пым шкалам реципиентов
Синдромальные шкалы Психологический факультет Технологический факультет
M SD M SD
SOM 0,59 0,36 0,47 0,27
O-C 0,80 0,45 0,71 0,41
INT 1,01 0,52 0,69 0,44
DEP 0,74 0,48 0,53 0,34
ANX 0,71 0,45 0,39 0,30
HOS 0,75 0,45 0,73 0,39
PHOB 0,36 0,33 0,16 0,18
PAR 0,80 0,6 0,74 0,5
PSY 0,46 0,42 0,36 0,35
ADD 0,6 0,48 0,44 0,39
GSI 0,6 0,36 0,49 0,27
PSDI 1,44 0,27 1,32 0,27
Показатели студентов психологического факультета по шкале фобичности РИОБ=0,36. У реципиентов технологического факультета по шкале РИОБ=0,16. Превышение числовых показателей в группе реципиентов психологического факультета мы обнаруживаем и по шкалам межличностной сензитивности, тревожности и депрес-сивности. Показатели у студентов-психологов по шкале ШТ=1,01, у студентов техфака
- 0,69. Показатели у студентов психологического факультета по шкале АЫХ=0,71, у студентов техфака - 0,39. Использование параметра 1 - критерия Стьюдента, обнаружило значимые различия по данным синдромальным шкалам в контрольной и экспериментальной группах испытуемых (табл. 2).
Таблица 2
Таблица сравнения результатов реципиентов технологического и психологиче-
ского факультетов с помощью Р- критерия Фишера и I - критерия Стьюдента
Синдромальные шкалы Б-критерий Фишера Уровень статистической значимости 1- критерий Стьюдента Уровень статистической значимости
ОБІ 1,03 0,31 -2,14 0,05*
РББЬ 0,02 0,88 -2,39 0,05*
РБТ 2,18 0,14 -2,26 0,03*
БОМ 3,56 0,06 -1,45 0,15
О-С 0,67 0,42 -0,82 0,42
ЮТ 1,30 0,26 -2,68 0,01*
БЕР 0,63 0,43 -1,96 0,05*
АМХ 2,02 0,16 -3,14 0,00*
НОБ 0,78 0,38 -0,17 0,86
РНОВ 4,60 0,04* -2,77 0,01*
РАЯ 1,69 0,20 0,20 0,84
РБУ 2,00 0,16 0,06 0,96
АББ 3,28 0,07 -0,59 0,56
Примечание: * - статистически значимые результаты.
Выраженные отличия мы находим и по шкалам присутствия выраженности дистресса у студентов психологического факультета.
ВЫВОДЫ
На основании результатов описательной статистики и сравнительного анализа значений по 1-критерию Стьюдента проведенного исследования можно отметить, что у студентов психологического факультета наблюдаются некоторые отличительные признаки присутствия общего девиантного синдрома адаптации личности, которые проявляются в значимом превышении диагностических показателей по шкалам: межличностной сензитивности; тревожности; депрессивности; фобичности. Интенсивность и истинность проявлений выше указанных состояний подтверждается превышением показателей у реципиентов экспериментальной группы по шкалам тяжести симптоматики и присутствия наличного симптоматического дистресса. Учитывая результаты описательной статистики и сравнительного анализа, можно обозначить качественные проявления психопатологических состояний личности студента психологического факультета. Наиболее распространены в экспериментальной группе тревожные расстройства, которые включают в себя нервно-психическое напряжение, дрожь, а также приступы паники и ощущение насилия. Наряду с этим у реципиентов наблюдается стойкая реакция страха на определенных людей, события, объекты внешнего мира. Данные стимулы способны вызывать неадекватные способы восприятия и избегающие формы поведения. В ходе диагностического исследования было выявлено, что картина психопатологической симптоматики также отягощена проявлениями клинической депрессии. Здесь представлены симптомы дисфории и аффекта, такие как признаки отсутствия интереса к жизни, недостатка мотивации и потери жизненной энергии. Кроме того, сюда относятся чувства безнадежности, мысли о суициде. В связи с этими данными, очевидно, что будет присутствовать расстройство в области межличностного взаимодействия. Данное расстройство определяется чувствами личностной неадекватности и неполноценности, в особенности, когда человек сравнивает себя с другими. Самоосуждение, чувство беспокойства и заметный дискомфорт в процессе межлично-
стного взаимодействия характеризуют проявления этого синдрома. Кроме того, студенты экспериментальной группы сообщают об обостренном чувстве осознания собственного «Я» и негативных ожиданиях относительно межличностного взаимодействия и любых коммуникаций с другими людьми. Таким образом, студенческая выборка, в частности, выборка психологического факультета (экспериментальная группа) имеет явные признаки общего девиантного синдрома адаптации личности и является объектом психопрофилактического и психокоррекционного воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1 : Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. - СПб. : Речь, 2006. - 384 с. : ил.
2. Аверьянов, В. В. Клинико-психологические подходы к исследованию учебной дезадаптации студентов // Балтийский вестник. - СПб., 2005. - С. 73.
3. Кобзев, Е. А. К вопросу об общем девиантном синдроме адаптации личности студента // Актуальные проблемы становления личности в современном мире : материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). - Магнитогорск, 2007. - С. 83.
4. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. - СПб.: Питер, 2001. - 268 с. - (Серия "Практикум по психологии").
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ КОНЬКОВОГО ХОДА У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ НА ПОДЪЕМЕ
Любовь Федоровна Кобзева, кандидат педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности распределения усилий при передвижении коньковым ходом на подъёме у лыжников-гонщиков старших разрядов. Выявлено разнохарактерное распределение усилий на носок и пятку в первом и втором шаге при постановке лыжи на опору, а также в неодинаковом проявлении максимальных усилий в цикле одновременного двухшажного хода. Сравнительный анализ угловых характеристик в коньковом ходе при передвижении на подъёмах разной крутизны показал неоднородность в работе ног, что указывает на асимметричность движений лыжника-гонщика.
Ключевые слова: коньковый ход, динамика опорных реакций, распределение усилий, отталкивание ногой и рукой, параметры, углы, характеристики.
TECHNIQUE FEATURES OF “SKATING STYLE” IN CROSS-COUNTRY SKIERS
RUNNING UPHILL
Liubov Feodorovna Kobzeva, candidate of pedagogical sciences, professor, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism
Abstract
The article deals with specific features of strength distribution in moving uphill by “skating style” that is typical for top class skiers. Varied distribution of effort to toes and heels in the first and second steps while putting a ski on a foothold and showing the highest possible effort double poling has been considered. Comparative analysis of angular characteristics in “skating” stride on different steep slopes revealed different work of legs which indicates the asymmetrical character of ski racer movement.
Key words: “skating” stride, pushing off, foothold, angle, characteristics.
Целью наших исследований является изучение динамических и кинематических характеристик в коньковом ходе у лыжников-гонщиков при передвижении на подъеме.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились с использованием динамографической лыжи и лыж-