Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ НЕТИПИЧНЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ В АНТИЧНОМ И СРЕДНЕВЕКОВОМ МИРЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕТИПИЧНЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ В АНТИЧНОМ И СРЕДНЕВЕКОВОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1173
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИЧНОСТЬ / АРИСТОКРАТИЯ / МОНАРХИЯ / ОЛИГАРХИЯ / СРЕДНИЕ ВЕКА / ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ТИРАНИЯ / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ANTIQUITY / ARISTOCRACY / MONARCHY / OLIGARCHY / MIDDLE AGES / THEOCRATIC STATE / TYRANNY / FORM OF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турянская Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются нетипичные формы правления, которые были характерны для античного и средневекового мира. Форма правления определяется теми способами, с помощью которых осуществляется государственная власть в том или ином государстве. В настоящее время известны две формы правления, которые являются наиболее распространенными - республика и монархия. Наиболее частыми формами правления в Античное время были аристократия, монархия, олигархия, тирания и демократия. Большой вклад для их изучения сделали Аристотель, Платон и другие философы того времени. В своих трудах они подробно описывали пути становления государственной власти в государстве, те способы, при помощи которых осуществлялась государственная власть. Для каждой из описываемых в статье форм правления существовали свои особенности. Это определялось факторами развития того или иного государства. После перехода к Средним векам формы правления практически не изменились. Особенностью того времени можно назвать то, что большая роль отводилась религии. Возникали первые папские государства, для которых был характерно то, что правитель являлся не только главой государства, но и главой католической церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ATYPICAL FORMS OF GOVERNMENT IN THE ANCIENT AND MEDIEVAL WORLD

The article deals with atypical forms of government that were typical for the ancient and medieval world. The form of government is determined by the ways in which state power is exercised in a particular state. Currently, there are two forms of government that are the most common-the Republic and the monarchy. The most frequent forms of government in ancient Times were aristocracy, monarchy, oligarchy, tyranny, and democracy. Aristotle, Plato, and other philosophers of the time made a great contribution to their study. In their works, they described in detail the ways of formation of state power in the state, the ways in which state power was exercised. Each of the forms of government described in the article had its own peculiarities. This was determined by the factors of development of a particular state. After the transition to the Middle ages, the forms of government have hardly changed. The peculiarity of that time is that a large role was assigned to religion. There were the first papal States, which were characterized by the fact that the ruler was not only the head of state, but also the head of the Catholic Church.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ НЕТИПИЧНЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ В АНТИЧНОМ И СРЕДНЕВЕКОВОМ МИРЕ»

Исследование нетипичных форм правления в Античном и Средневековом мире

Турянская Екатерина Сергеевна,

помощник судьи Арбитражного суда Приморского края E-mail: Turyanskayaekaterina@yandex.ru

В статье рассматриваются нетипичные формы правления, которые были характерны для античного и средневекового мира. Форма правления определяется теми способами, с помощью которых осуществляется государственная власть в том или ином государстве. В настоящее время известны две формы правления, которые являются наиболее распространенными - республика и монархия. Наиболее частыми формами правления в Античное время были аристократия, монархия, олигархия, тирания и демократия. Большой вклад для их изучения сделали Аристотель, Платон и другие философы того времени. В своих трудах они подробно описывали пути становления государственной власти в государстве, те способы, при помощи которых осуществлялась государственная власть. Для каждой из описываемых в статье форм правления существовали свои особенности. Это определялось факторами развития того или иного государства. После перехода к Средним векам формы правления практически не изменились. Особенностью того времени можно назвать то, что большая роль отводилась религии. Возникали первые папские государства, для которых был характерно то, что правитель являлся не только главой государства, но и главой католической церкви.

Ключевые слова: Античность, аристократия, монархия, олигархия, Средние века, теократическое государство, тирания, форма правления.

Форма правления представляет собой один из элементов формы государства. Она характеризует систему высших органов государственной власти, порядок их формирования, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. [1, с. 20]

Форма правления имеет важное значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. [2]

Современное классифицирование формы правления определяется тем, как осуществляется власть в государстве - в качестве одного лица или в качестве выборного органа власти. Таким образом, выделяют две основные формы правления: республика и монархия.

Исторически первой формой правления была монархия, основными признаками которой являются наследственный порядок передачи власти, пожизненный срок полномочий, а также отсутствие юридической и политической ответственности монарха перед своим народом.

Республиканская форма правления появилась немного позже, нежели монархия. Ее основными характеристиками являются выборность главы государства, ограниченный срок полномочий в соответствии с законодательством определенного государства, политическая и юридическая ответственность.

С появлением первых государств человечество начало задумываться о том, чтобы создать идеальную модель осуществления верховной государственной власти. Однако и по сей день нельзя дать точный ответ на вопрос о том существует ли идеальная форма правления в мире.

Одними из первых, кто начал пытаться описать существующие на тот момент формы правления были античные философы - Платон, Аристотель, Цицерон и др. [3, с. 160]

Платон в своих учениях выделял правильные и неправильные формы правления. К первым он относил аристократию, монархию; ко вторым -олигархию, тиранию, демократию и тимократию.

Аристократию Платон определяет как правление лучших с одобрением народа. Кандидат на такую должность должен быть человеком, который не захочет быть правителем, не захочет заниматься исправлением чужих пороков, то есть личность, обладающая честолюбием, стремлением к власти, господству и деньгам, не может являться правителем такого государства. [2]

Еще одной правильной формой правления является монархия. Она отличается от аристократии

5 -о

сз

<

количеством наилучших правителей. В монархии он один, в аристократии - несколько.

К неправильным формам Платон относит тимо-кратию, что означает, что власть осуществляется военными. К государствам античного мира, чья форма правления представляла собой тимокра-тию, исследователи относят Афины VI в. до н.э. в результате реформ Солона, а также Рим после реформ Сервия Туллия.

Олигархия - форма правления, при которой у власти оказываются личности, которые смогли сосредоточить в своих руках большое количество денег. Как правило, этот строй основан на имущественном цензе. Власть принадлежит к очень богатому слою населения, бедняки не могли участвовать в управлении таким государством. Примером такого государства могут служить Афины в V в. до н.э.

Следующей формой правления, плавно вытекающая из олигархии, - демократия. Демократия с древнегреческого переводится как народовластие. Именно победа бедняков приводит к установлению демократии. Суть ее, по мнению Платона, в том, что власть, которая дана народу приводит к тому, что большинство становится слишком свободным, а чрезмерная свобода приводит к рабству. Рабство устанавливает тиранию - наихудшую форму правления. При ней власть осуществляется путем вероломства и насилия.

Таким образом, Платон считал, что смена форм правления сопровождается порчей человеческих нравов, и, чтобы выйти из этого все возвращается к изначальному строю - аристократии - правлению мудрых.

Аристотель при анализе полисных государств Греции пришел к выводу о том, что правильными государства - те государства, которые имеют своей целью общественное благо, а не благо для правящего круга лиц. Под вывод, выдвинутый философом, наиболее правильнее будет отнести то, что удовлетворение социальных потребностей личности возможны в монархии, аристократии и поли-тии. При худших же моделях организации государства невозможно установить общественный мир. [4, с. 121]

В своих трудах древнегреческий философ дает весьма интересную классификацию единоличным формам правления. Во-первых, он выделяет ла-кедемонскую монархию, для которой характерно то, что царь обладает титулом верховного вождя только, когда выходит за пределы своего государства. При таком раскладе царь имеет право казнить и миловать своих подданных только во время военных походов. Однако жители Эллады нашли средство, чтобы ограничить монархическую власть и за пределами полисов. Они в военные походы отправляли вместе с царями их врагов, так — как считали, что спасение для государства - рас-52 при между царями. [4, с. 121]

Во-вторых, Аристотель выделяет единоличен ную власть варварских племен. Он ее приравни-1 вает к тирании. Объясняется это тем, что варвары

в большей мере чем эллины склонны переносить рабство. Для них тираническая власть не приносит каких-либо признаков неудовольствия, так как держится на преемственности и законе. Также восточная тирания отличалась от древнегреческой тем, что монарха охраняли его же граждане, когда тиранов -наемники. Этот факт объясняется тем, что цари властвуют на законном основании, тираны же - над людьми, которые подчиняются им против своей воли. Исследуя дальше вопрос о соотношении тирании среди варварских племен на Востоке и тирании в Древней Греции, то можно прийти к выводу о том, что большую роль играла сакральность власти, так как только вера могла помочь правителю сделать его государство устойчивым.

В-третьих, в своих трудах Аристотель упоминает об эсимнетии - выборной тирании, который являлся аналогичным институт диктаторства в Древнем Риме. Данная форма правления используется в чрезвычайных случаях, например, при нашествии врагов или же восстании рабов и иных. Таким образом, из-за определенных обстоятельств граждане вынуждены жертвовать своей свободой и подчиняться тирану. [4, с. 122]

В-четвертых, выборная монархия может стать наследственной благодаря особым заслугам монарха. Он наделяется следующими полномочиями: военачальник, судья и жрец, а также право передачи этих прав своему потомству.

В-пятых, Аристотель выделяет абсолютную власть, при которой правитель является неограниченной владыкой. Полномочия властителя идентичны полномочиям домоправителя - отца семейства. Такая патриархальная структура общества является самой стабильной, так как правитель с любовью относится к своим подданным, а те с уважением относятся к своему покровителю.

Таким образом, патриархальная монархия в Элладе аристотелевского периода считалась архаическим пережитком гомеровских времен. По мнению Б.Н. Чичерена, этот факт не давал грекам в полной мере ощутить самодержавную власть, так как она то ограничивалась участием народа в делах государства, то устанавливались какие-либо законы, которые так или иначе ограничивали власть монарха, или же диктаторскими полномочиями были наделены эфоры. [5, с. 17] Анализируя такой своеобразный подход к управлению государством, многие мыслители античного периода времени приходили к выводу, что было установлено смешанное управление в монархическом государстве.

В Средние века наиболее распространенной формой правления была монархия, но и помимо нее существовали и иные формы правления.

На территории современной Италии складывалась республиканская форма правления. Итальянские города завоевывали независимость от своих сеньоров. Власть переходила не в руки монарха, а к коллегии консулов. Должность консула являлась выборной: из купечества, мелких

рыцарей и знати. Консульская коллегия являлась органом исполнительной ветви власти, законодательная власть принадлежала совету доверенных лиц. Граждане могли реализовывать свои политические права через созыв парламента. Доходы, получаемые от налоговых сборов, шли в распоряжение города. Данный тип формы правления был характерен для таких городов-республик, как Флоренция, Сиена Пиза и др. В Венеции и Генуя в XIII-XIV вв. складывалась олигархическая форма правления. В этих городах-государствах управляли богатейшие купцы.

Спустя несколько столетий, а именно в XIV-XV вв. некоторые итальянские города-государства изменяли форму правления, превращаясь в мелкие монархии - тирании. Ярким примером является Флоренция, когда к власти пришла семьи Медичи. [6, с. 163]

Необходимо упомянуть и об Швейцарском союзе, который возник в 1291 году для борьбы против Габсбургов - династия германских императоров, которая хотела подчинить себе следующие города Швица, Ури и Унтервальден. [6, с. 163] Затем присоединились еще пять государств, а в конце XV в. конфедерация насчитывала 13 кантонов и несколько союзных земель. Фактической независимости от империи Швейцарский союз смог добиться лишь к началу XVI в.

Еще одной нетипичной формой правления для Средних веков была теократическая форма правления. Ярким примером является папское государство, образованное в 756 году. Во главе такого государства стоял Папа римский. Особенность заключается в том, что правитель являлся одновременно и главой государства, и главой католической церкви.

Нетипичные формы правления в античном и средневековом мире были достаточно распространены. В этом мы убедились, проанализировав некоторые нетипичные формы правления в раннее существовавших государствах.

Литература

1. Овчинникова О. Д. К вопросу о форме правления / О.Д. Овчинникова // Юридическая наука и правоохранительная практика.- 2009.-№ 4. - С. 20-25.

2. Идеальное государство Платона / Учебные материалы. - Москва. - URL: https://works.doklad. ru/about.html. Текст: электронный.

3. Серегин А.В. Античные мыслители о монархической форме правления /А. В. Серегин // Правоведение.- 2006.- № 5. - С. 160-168.

4. Аристотель. Политика / Аристотель // Политика. Афинская политика. - Москва, 1997. -с. 644.

5. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира / Б.Н. Чичерин // Юриайт. -Москва, 2018. - с. 272.

6. История средневековья. Какие формы государства, кроме монархии, существовали в Средние века / Почемучка. - Москва, 2013. - URL: http://pochemuchca.ru/sredn-vek/srednevek6. html. Текст: электронный.

STUDY OF ATYPICAL FORMS OF GOVERNMENT IN THE ANCIENT AND MEDIEVAL WORLD

Turyanskaya E.S.

Arbitration court of Primorsky Krai

The article deals with atypical forms of government that were typical for the ancient and medieval world. The form of government is determined by the ways in which state power is exercised in a particular state. Currently, there are two forms of government that are the most common-the Republic and the monarchy. The most frequent forms of government in ancient Times were aristocracy, monarchy, oligarchy, tyranny, and democracy. Aristotle, Plato, and other philosophers of the time made a great contribution to their study. In their works, they described in detail the ways of formation of state power in the state, the ways in which state power was exercised. Each of the forms of government described in the article had its own peculiarities. This was determined by the factors of development of a particular state. After the transition to the Middle ages, the forms of government have hardly changed. The peculiarity of that time is that a large role was assigned to religion. There were the first papal States, which were characterized by the fact that the ruler was not only the head of state, but also the head of the Catholic Church.

Keywords: Antiquity, aristocracy, monarchy, oligarchy, Middle ages, theocratic state, tyranny, form of government.

References

1. Ovchinnikova O.D. To the question of the form of government / O.D. Ovchinnikova / / Legal science and law enforcement practice.- 2009. - no. 4. - P. 20-25.

2. Plato's Ideal state / Training material. - Moscow. - URL: https:// works.doklad.ru/about.html. Text: electronic.

3. Seregin A.V. Ancient thinkers about the monarchical form of government /A.V. Seregin // Jurisprudence.- 2006. - no. 5. -P. 160-168.

4. Aristotle. Politics / Aristotle // Politics. Athenian politics. Moscow, 1997, p. 644.

5. Chicherin B.N. Political thinkers of the ancient and new world / B.N. Chicherin / / Lawyer. - Moscow, 2018. - p. 272.

6. History of the middle ages. What forms of state, other than monarchy, existed in the Middle ages / Why? - Moscow, 2013. -URL: http://pochemuchca.ru/sredn-vek/srednevek6.html. Text: electronic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.