Научная статья на тему 'Исследование напряженнодеформированного состояния вблизи кромок корда резинокордных оболочек'

Исследование напряженнодеформированного состояния вблизи кромок корда резинокордных оболочек Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
111
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Трибельский Иосиф Александрович, Зубарев Александр Викторович

В работе получены зависимости напряжения и усилий натяжения нитей корда от конструктивных различных параметров (толщины межслойной резины, величины перекрытия нитей, угла между нитями в различных слоях и др.). Полученные зависимости исследовались и уточнялись при расчете напряженного состояния цилиндрической резинокордной оболочки с помощью метода конечных элементов. В ходе исследований выявлены рациональные области перекрытия слоев, толщины межслойной резины, размера слоя и других конструктивных параметров резинокордной оболочки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Трибельский Иосиф Александрович, Зубарев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of deformation mode of cord edges of rubber-cord cases

In the work the effect of pressure and tension force to strangs ol cord at various structure specification (thicknessof interlaminar rubber, size ot overlapping of strings, an angle between strings in various layers, etc.) is analyzed. The received relations arc used at calculation oi intense condition of cylindrical rubber cord cases by the method of final elements, During analysis rational areas of overlapping of layers, thicknessof interlaminarmbber.thesizeofthelayerandolherstruclure parametersof rubber cord casesare obtained.

Текст научной работы на тему «Исследование напряженнодеформированного состояния вблизи кромок корда резинокордных оболочек»

УДК 421.51: 629.12

Р. Н. ХАМИТОВ Д. Ф. ЗЕЛОВ Г. С. АВЕРЬЯНОВ

Омский государственный технический университет

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В РАБОЧИХ ПОЛОСТЯХ СИЛОВОГО ЦИЛИНДРА ПНЕВМОДВИГАТЕЛЯ

В работе рассмотрены газодинамические и термодинамические процессы, протекающие в рабочих полостях силового цилиндра пневмодвигателя, и построена модель системы «пневматическое распределительное устройство — пневмодвигатель». Построенная модель является основой для расчета пневматических приводов и позволяет на ее базе исследовать влияние различных параметров (давление, температура и плотность газа) на закон движения поршня пневмодвигателя.

Для расчета пневматических приводов необходимо рассмотреть движение поршня пневмодвигателя, которое является результатом газодинамических и термодинамических процессов, протекающих в рабочих полостях силового цилиндра (СЦ) пневмодвигателя. В статье рассмотрены данные динамические процессы и построена модель системы «пневматическое распредели тельное устройство (ПРУ) - пневмодвигатель».

Наполнение сжатым газом рабочих полостей силовою цилиндра пневмодвигателя происходит из воздушно-управляющего блока (ВУБ) (рис. 1), давление в котором принимаем постоянным (Р/=соляО. Струйная трубка пневматического распределительного устройства перемещается электромеханическим преобразователем (ЭМП), который преобразует управляющий сигнал с задающего генератора (ЗГ).

На рис. 2 представлен экспериментальный пневматический двигатель с активным управлением газодинамическими процессами в рабочих полостях СЦ пневмодвигателя, разработанный и изготовленный на кафедре авиа- и ракетостроения ОмГТУ.

Термодинамические процессы в полостях СЦ (рис. 3) в первом приближении рассматриваются как квазистационарные, т.е. такие, при которых во всех точках объема полости предполагаются одинаковые параметры (давление, температура и плотность газа) 12.31-

Схема подсоединения СЦ пневмодвигателя к ПРУ является проточной 111. Как видно из рис. 3, каждая камера СЦ является уширеннем канала пневматического моста. При этом интенсивность перемеши-ваиия протекающего потока газа увеличивается, что ведет к увеличению температуры газа в полостях СЦ, в то же время пневмодвигатель и ПРУ представляют собой единую конструкцию, что создает определенные сложности при их изго товлении и настройке.

Потенциальная энергия сжатого газа определяется уравнением состояния Р У = т(ЯТ;, так как в СЦ объемного тина имеются две полости, то перепаддав-ления на поршне, определяющий усилие па ш токе СЦ. будет определяться следующим соотношением 11 ]:

¡зг;

"Г.

ЗГИ1

ПП */ 7Г" 'р ^ и

Р. V, ~ 1—ф^

Р. V, ^ г ПРЧ }

!> --- р. т.

ПоЗона боздухо

Рис. 1. Силовой ЦИЛИНДР пневмодвигателя двухстороннего действия с ПРУ

М = Р, - Р2.(т, ЯТ,/ V,) - (т1 Я Т/ V2)

где Р,, Р2— текущее давление соответственно в рабочей и выхлопной полостях; Т,, Т2—текущая температура соответственно в рабочей и выхлопной полостях; V,, У/2 — объем рабочей и выхлопной полости.

Усилие А при известной площади порнн !Я 5 будет определяться А=ДР5. Из приведенных соотношений видно, что для определения усилия на штоке СЦ необходимо определить в каждый момент времени количество газа /п, и т2 в каждой из полостей С Ц, температуры Т, и Т, газа и объемы V, и У2 полостей. Масса газа в каждой полости СЦ связана с расходами С, и С2 очевидными соотношениями: С, = с1пг/(И, С.= =с1т/с11.

Описаниетермодинамических процессов, протекающих в рабочих полостях СЦ поршневого пневмодвигателя, позволяет рассчитать соотношения расходами газа в рабочие полости СЦ и вызванными этими расходами изменениями давлений, температуры газа и объемов рабочих полостей. Уравнения могут быть получены на основе закона сохранения энергии, за-

Рис. 2. Экспериментальны Л пнеимодвнгатель

1ХМ7'

Р? Т2 .3

V,

V

Рис. 3. Проточная схема соединения ПРУ и силового цилиндра иневмодвигателя: Р,, С^ Т, - давление, расход и температура на входе СЦ

кона сохранения массы и уравнения состояния, записанных для каждой из рабочих полостей.

Уравнение энергетического баланса устанавливает соотношение между общим количеством тепловой энергии, вносимой в единицу времени в рабочую полость СЦ, и количеством работы, которая совершается при перемещение поршня (1, -41:

(10,- с/О,, - = ёи + (И, (1)

где <Ю,— количество тепла, вносимое в рабочую полость газом, протекающим через проходное отверстие наполнения; ёО— количествотепла, выносимое из рабочей полости газом, покидающим ее через проходное отверстие опорожнения; йОт — количество тепла, расходуемого на теплообмен между конструкцией СЦ и окружающей средой; (1и — количество тепла, участвующего в изменении внутренней энергии газа, находящегося в рабочей полости СЦ; (И — количествотепла, за счет которого совершается полезная работа. Индексом «Ы помечены номера рабочих полостей, для которых записываются уравнения сохранения энергии. Индекс «/» может принимать значения I и 2.

По определению теплосодержания газа (энтальпия) / = СрТ, а удельная внутренняя энергия и~ СУТ. Количество тепла и внутренней энергии, содержащихся в определенной массе газа пг, мо!ут быть определены по соотношениям 0=СрТт и и=СуТт. Изменение полной внутренней энергии газа, находящегося в рабочей полости СЦ. происходит вследс твие изменения его массы и температуры, т.е.

¿и = С,.пк1Т+ СуТйт.

Ап А&

А.ьвг А

1

ЛлГ4 Аа^У Ч^^ Ал»

3 О х

Рис. 4. Площади проходных сечении ПРУ «струйная трубка»

Внешняя работа совершается при изменении объема рабочей полости

£И = РйУ.

С учетом изложенного уравнение (1) может быть представлено в следующем виде:

срТ2С\, -СрТгСт,-СрТ,Сь -(10Т1 =

= Су ш,с1 Т, + С^т,Т, + Р,(1У1 (2)

В записи уравнения нашла отражение, конструктивная особенность ПРУ типа «струйная трубка», заключающаяся в наличие длинных каналов, подводящих воздух от приемных окон к рабочей полост и и проводящая к тому, что часть газового потока, протекающего через ПРУ, не перемешиваясь с воздухом, находящимся в рабочих полостях, транзитом отводится в а тмосферу. Естественно, что этот поток имеет температуру воздуха, пост упающего в ПРУ из магистрали. Если ПРУ, выполнено по проточной схеме, т.е. когда поток газа целиком проводится через рабочую нолостьдвигателя, составляющая СрТ2Сп в уравнении (2) будет отсутствовать.

Рассмотрим методику определения зависимостей изменения площадей проходных сечений дросселей ПРУ типа «струйная трубка» [1]. Исходная схема для ПРУ приведена на рис. 4, где показаны основные конструктивные параметры распределителя, достаточные для определения указанных зависимостей: (| — наружный диаметр струйной трубки с1св — внутренний диаметр струйной трубки; (1пр—диаметр приемных окон; Лп —величина перемычки между приемными окнами; Д3 — величина зазора между торцом струйной трубки и плоскостью приемных окон при среднем положении струйной трубки.

Как видно из рис. 4, за площадки втекания принимают площади проекций сопла струйной трубки на плоскость приемных окон ПРУ, а за площади дросселей вытекания — незатененные струйной трубкой площади приемных окон. Определяют минимальные

и максимальные значения указанных площадей и соответствующие им значения перемещения горца струйной трубки х, затем эти значения откладываются на плоскости А-х и полученные точки соединяют прямыми линиями, как на показано на рис. 4.

Уравнение состояния для идеального газа тЯТ = = РУ, записанное в дифференциальной форме

т,с/Г( + Т,с/т, = (Р,с1 V, + У,(1Р,)/ Я

позволяет исключить из уравнения (2) член, содержащий производные температуры и массы газа,

СРТ2Си - СрТ2Сп - СрТ,Съ - (10ь =

(3)

Учитывая, что Ср/Су = к, уравнение (3) можно привести к следующему виду:

кЯТгСи - А/?Г2Сг, - кЯТ,С21-—ёОт, =

Су

= (\+±)Р1<1У1 + У1<1Р1

Су

Так как К = Ср- Су, окончательная (|юрма записи уравнения сохранения энергии для рабочей полости двига теля выглядит следующим образом:

Т2(С и-ст<)-т,съ = ^¿у, -~аоТ1 (4)

Четыре независимые переменные, содержащиеся в уравнении (4), не позволяют однозначно описать термодинамические процессы, протекающие в двигателе. Дополнительные связи между переменными могут быть получены из уравнений баланса расходов и уравнения состояния газа.

Записывая уравнение состояния в дифференци-

альной форме г/т

-ш»

учитывая, что в левой

части его записано уравнение расходов через ПРУ, получим

Переходя от дифференциалов к производным но времени, получим динамическую модель конструктивной пары «ПРУ - пневмодвигатель»:

Я ¿1

С„ <*{

ёР, Р,У| (1У] сИ 7, Ш

2 ~СТ 7 ■> =

22

ЯГ,

Л сН ЛЯ Ш С„ <И

ш

сП 7*2 Ш

•2 1

с/У, йУ2 (11 сН

Равновесное состояние для пневмодвигателя характеризуется средним положением поршня, при этом У,= У0+ Бу, У2— Уо— 5у, где у — ход поршня; У = Уши» — максимальный ход поршня. При этом, учитывая уравнение из [ 11

С, =С„-С2„

Си=^РгА1,Ф(к)Ф(РгТг)Ф(Р,/Рг), Съ=^Р1А,1Ф(к)Ф(Я,Т1)Ф(Р0/Р1).

где Аи,А71— проходные сечения дросселей, можно приведенное выше уравнение (5) заменить более простым соотношением

Р, (1У: У, с/Р, С- ЯТ7 (11 + ЯГ (11 •, = /'2-

(6)

Система уравнений (5) также не позволяет получить однозначное решение, поскольку количество неизвестных превышает количество уравнений. Дополнительные связи между давлениями и изменениями объемов рабочих полостей могут быть получены из уравнений нагрузки:

1К=ГКС05бс.

где гк — геометрический размер рычага коленчатого вала; 5С — уг ловое отклонение вала привода или из уравнения движения поршня двустороннего СЦ пневмодвигателя

(10

Рис. 5. Экспериментальные кривые текущих давлений газа в полостях СЦ и перемещения поршня

р-р,±р2±р3

где Я — результирующая псех сил приложенных к поршню, кроме сил давления сжатого воздуха; Р, — сила вредного сопротивления (трения); Я, — сила полезного сопротивления; Г3— вес поршня и присоединенных к нему движущихся мастей; М — масса поршня; 5— площадь поршня со стороны рабочей и выхлопной полостей; сп,сс —коэффициенты пропорциональности сил, зависящих от перемещения и скорости поршня. Результирующие и составляющие сил, действующих на поршень, считают положительным, если их направление совпадает с направлением силы трения, и отрицательным, если оно совпадает с направлением движущихся сил.

Экспериментальные характеристики системы «ПРУ — иневмодвигатель», работающей в приводе кривошиино-шатунного механизма, снимались при следующих параметрах:

• параметры рабочего тела: к=1,4; 11=286, У/\ж/(кгК); Р=1,2МПа;Т=288К;

• параметры ПРУ: с/ГЙ= 1,8мм;(1см=2,8мм; с!г=2,3ьш; Р„=0,28 мм; Ба=0,26 мм, где Р^—величина перемычки между приемными окнами ПРУ; Ба1—зазор между торцом струйной трубки и плоскостью приемных окон;

• параметры ПД: 5 = 18,3 см2; ут1 = 0,025 м; гт-=0,0707м, где гд|, — радиус кинематической передачи.

На рис. 5приведены экспериментальные кривые текущих давлений газа в рабочей Р, (I)и выхлопной полостях Р2(1), а также кривая перемещения поршня х(1) при частоте задающего генератора 5 Гц, соответствующей определенной нагрузке на валу коленчатого вала. Нулевое положение на кривой перемещения поршня х(1) соответствует среднему положению поршня в СЦпневмодвигателе. Расхождение между экспериментальными данными и расчетными данными,

Книжная полка

полученными на основе модели системы «ПРУ — пневмодвигатель», не превышает значения 10% на периоде, что позволяет сделать вывод об адекватности построенной модели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, построенная модель системы «ПРУ — пневмодвигатель» является основой для расчета пневматических приводов и позволяет на ее базе исследовать влияние различных параметров (давление, температура и плотность газа и др.) на закон движения поршня.

Библиографический список

1. Пневмопривод систем управления летательных аппаратов / В А. Чащин. О.Г. Камладзе, А.Б. Кондратьев и др. - М.: Машиностроение, 1987. - 248 с.

2. Герц П.В. Пневматические приводы. Теория и расчет, — М.: Машиностроение. 1969. — 358 с.

3. Герц Е.В. Динамика пневматических систем машин. — М.: Машиностроение, 1985. - 256 с.

4. Кузнецов Д. Г., Иванов Д.Н.. Молодой.! Ю.И.. Верболоз А.П. Обобщенная математическая модель рабочих процессов ступени машин объемного действия // Компрессорная техника и пневматика. Вып. 2, 1998. - С. 23 - 26.

ХАМИТОВ Рустам Нуриманович, кандидат технических наук, докторант кафедры авиа- и ракетостроения.

АВЕРЬЯНОВ Геннадий Сергеевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой авиа- и ракетостроения.

ЗЕЛОВ Дмитрий Федорович, аспирант кафедры авиа-и ракетостроения.

Статья поступила в редакцию 21.06.08 г. © Р. Н. Хамитов, Д. Ф. Зелов, Г. С. Лверьянов

Нестеренко, Г. А. Машины и оборудование технологаческого оснащения производства [Текст]: учеб. пособие / Г. А. Нестеренко. - Омск: ОмГТУ, 2008. - 82 с.: рис. - Библиогр.: с. 81-82.

В учебном пособии приведен основной теоретический материал курса дисциплины «Машины и оборудование», изложены основные понятия и определения курса, приведены принципиальные схемы металло-обрабатывающего оборудования и область его применения, основные виды технологических приспособлений и режущих инструментов и их назначение.

По вопросам приобретения — (3-812) 65-23-69 Е mail: libdirector® omgtu.ru

Нестеренко, Г. А. Технология машиностроения [Текст]: учеб. пособие / Г. А. Нестеренко. -Омск : ОмГТУ, 2008. - 60 с.: рис., табл. - Библиогр.: с. 59-60.

В учебном пособии приведен основной теоретический материал курса дисциплины «Технология машиностроения». Изложены основные понятия и определения курса. Приведены схемы, поясняющие определения. Описаны технологические характеристики различных типов производства. Представлена методика расчета технологических норм времени.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 Е mail: libdirector@ 0m9tu.ru

Кожевников, Д. В. Резание материалов [Текст]: учеб. для вузов по специальности «Конструк-торско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» / Д. В. Кожевников, С. В. Кирсанов; под ред. С. В. Кирсанова. - М.: Машиностроение, 2007. - 303 с.: рис., табл. - (Для вузов). - Библиогр.: с. 292-294. - ISBN 5-217-03357-6.

Рассмотрены общие сведения о резании материалов, вопросы стружкообразования. сложные схемы резания, тепловые явления, прочность, износ и стойкость инструментов, обрабатываемость материалов; резанием и особенности процесса резания многолезвийными и абразивными инструментами.

По «опросам приобретения — (3812)65-23-69 Е mail: libdirector@ omgtu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.