Научная статья на тему 'Исследование мутационного статуса гена ТР53 у больных острыми лимфобластными лейкозами'

Исследование мутационного статуса гена ТР53 у больных острыми лимфобластными лейкозами Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Зарубина К.И., Савченко В.Г., Паровичникова Е.Н., Сурин В.Л., Исинова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование мутационного статуса гена ТР53 у больных острыми лимфобластными лейкозами»

| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2020; ТОМ 65; №1 |

составила 10 мес (2—103). В течение 10 мес только у 1/12 пациентов, получавших терапию AZA, развился рецидив через 8,5 мес. Тогда как в группе без AZA у 7/12 пациентов был диагностирован рецидив (р=0,03). БРВ была короче в группе без терапии AZA (8,7 мес против недостижения медианы, р=0,006). Пороговый уровень (ПУ) редукции после 1 курса, прогнозирующий рецидив, составил 3,7 lg для NPM1, 2,4 lg для RUNX1-RUNX1T1 и 50 копий для CBFß/MYH11. Медиана БРВ не была достигнута по сравнению с 7,9 мес (р=0,003). У 8/8 пациентов с уровнем редукции МОБ после индукции менее ПУ в последующие 24 мес развился рецидив без терапии AZA. В группе пациентов, получавших терапию AZA, частота рецидивов не зависела от дости-

жения ПУ редукции МОБ (р=0,57). В промежуточной группе риска снижение уровня WT1 после индукционного курса было >2 lg, а после окончания консолидации уровень составлял <250 копий/104ABL. Поддерживающая терапия AZA у пациентов с МРБ-негативным промежуточным риском не улучшала БРВ (p=0,84).

Заключение. Улучшение БРВ в группе пациентов низкого риска с низким уровнем МОБ после консолидации может быть достигнуто при проведении поддерживающей терапии AZA, в том числе для пациентов с недостаточно глубоким ответом после первого курса терапии. Напротив, поддерживающая терапия AZA не влияла на БРВ пациентов промежуточного риска.

Дроков М. Ю., Дубняк Д. С., Яцык Г. А., Киреева А. А., Пырикова О. В., Кузьмина Л. А., Васильева В. А., Михальцова Е. Д., Попова Н. Н., Дмитрова А. А., Королева О. М., Никифорова Н. М., Конова З. В., Ахмедов М. И., Довыденко М. В., Масликова У. В.,

Старикова О. С., Омарова Ф. А., Паровичникова Е. Н., Савченко В. Г.

УЛЬТРАЗВУКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИАГНОСТИКЕ ОСТРОЙ РТПХ С ПОРАЖЕНИЕМ КИШЕЧНИКА У БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ АЛЛОГЕННЫХ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Трансплантация аллогенных гемопоэтических стволовых клеток (алло-ТГСК) является стандартом лечения многих больных злокачественными заболеваниями системы крови. Одним из наиболее тяжелых осложнений посттрансплантационного периода является острая реакция «трансплантат против хозяина» (РТПХ) с поражением кишечника. На сегодняшний день в общепринятые диагностические критерии острой РТПХ с поражением кишечника входит только лишь объем стула за сутки, что не всегда позволяет своевременно установить диагноз и начать иммуносупрессивную терапию.

Цель работы. Изучить возможность применения ультразвукового исследования кишечника для диагностики острой РТПХ с поражением кишечника.

Материалы и методы. Проспективное исследование включило 50 больных после алло-ТГСК. Клинические признаки острой РТПХ с поражением кишечника (диарея более 500 мл/сут) были у 40 пациентов. Контрольная группа включала 10 больных после алло-ТГСК, у которых отсутствовали признаки поражения желудочно-кишечного тракта. Всем больным проводили ультразвуковое исследование толщины стенки кишечника. Все больные, включенные в наш анализ, были разделены на 3 группы: больные с острой РТПХ, пациенты с диареей иного генеза и группа контроля.

Результаты и обсуждение. По результатам исследования у больных с острой РТПХ стенки всех отделов кишечника были значимо толще по сравнению с контрольной группой и с больными диареей, не связанной с РТПХ. Более того, толщина стенки слепой кишки

более 3,25 мм у больных после алло-ТГСК с объемной диареей достоверно ассоциировалась с развитием острой РТПХ. Данные ROC-анализа представлены на рисунке 1.

Заключение. Результаты нашего исследования показали, что толщина стенки слепой кишки более 3,25 мм у пациентов после ал-ло-ТГСК с объемной диареей может быть диагностическим признаком развития острой РТПХ с поражением кишечника.

Рисунок 1. Вероятность развития острой РТПХ с поражением кишечника в зависимости от толщины стенки слепой кишки.

Зарубина К. И., Савченко В. Г., Паровичникова Е. Н., Сурин В. Л., Исинова Г. А., Гаврилина О. А., Соколов А. Н., Троицкая В. В.

ИССЛЕДОВАНИЕ МУТАЦИОННОГО СТАТУСА ГЕНА ТР53 У БОЛЬНЫХ ОСТРЫМИ ЛИМФОБЛАСТНЫМИ ЛЕЙКОЗАМИ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Мутации гена ТР53 редкое генетическое событие у взрослых больных ОЛЛ и ассоциированы с неблагоприятным прогнозом.

Цель работы. Оценить частоту, спектр и характер мутаций ТР53 у взрослых пациентов ОЛЛ и определить их влияние на прогноз заболевания на протоколах российских многоцентровых исследований.

Материалы и методы. Включено 165 взрослых пациентов: 84 В-ОЛЛ, м:ж (39:45), Ме возраста 31 год (17-59); 55 Т-ОЛЛ, м:ж (38:17), Ме возраста 27 лет (16-53); 26 РЬ+, м:ж (10:16), Ме возраста 34 года (23-72). Лечение по протоколу ОЛЛ-2016 проводили 99 пациентам, по ОЛЛ-2009 43 (двоим с ИТК в связи с РЬ+) и 23 по ОЛЛ-2012 (для РЬ+). Ме наблюдения - 18,1 мес (0,57-129,5). Анализ ТР53-МиТ проводили секвенированием по Сэнгеру в экзонах 2-10.

Результаты и обсуждение. ТР53-МиТ выявлены у 8,4% (14/165). Наибольшее число мутаций 11,9% (10/84) обнаружено у больных В-ОЛЛ, 3,6% (2/55) у Т-ОЛЛ и 7,7% (2/26) у РЬ+ ОЛЛ. Выявлено 9 мис-сенс-мутаций, 2 делеции, 2 инсерции и 1 сплайсинговая. Все мутации гетерозиготные и носят клональный характер. Ни у одного больного

не выявлено две мутации одновременно. Распределение мутаций внутри гена представлено на рисунке 1. Мутации в основном локализованы в ДНК-связывающем домене 71,4% (10/14), все они согласно программам Mutation Taster, fathmm, PROVEAN, PolyPhen-2 и базе данных ncbi.nlm. nih.gov/clinvar, прогнозирующим функциональные последствия несинонимичных замен, относятся к патогенным (нарушающим функции TP53) и ассоциированы с синдромом Ли—Фраумени (Л-Ф). 70% (7/10) патогенных мутаций были выявлены при В-ОЛЛ. Клиническое значение оставшихся 4 мутаций неопределенно, они также ассоциированы с Л-Ф. У 5 больных статус гена TP53 оценивали в ремиссии на образцах костного мозга (к.м.) (n=4), крови (n=1), к.м. после алло-ТКМ (n=2), в тканях некроветворного происхождения (буккальный эпителий) (б.э.) (n=3). У 4 из 5 TP53-MUT детектировались в неопухолевых клетках (к.м. в ремиссии и б.э.). В анализ включены только больные В-ОЛЛ с TP53-MUT (n=10) и TP53-WT (n=74) ввиду достаточного количества больных в группах сравнения. Группы TP53-WT и TP53-MUT сопоставимы по основным демографическим и клиническим характеристикам. Различия определялись между ИФТ характеристиками бластных клеток

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

и кариотипом: для TP53-MUT был характерен В-I вариант (р=0,003), для TP53-WT В-II (p=0,007), для TP53-MUT характерен комплексный кариотип (р=0,003). Достижение ПР значимо выше в группе TP53-WT — 86,5% vs 60% TP53-MUT (p=0,035). Смерть в индукции и в ремиссии значимо не отличались. При оценке влияния TP53-MUT на параметры ОВ, БРВ, ВРРучитывались только патогенные мутации. Больные TP53-MUT имели худшие показатели 3-y ОВ vs TP53-WT (50 vs 82,2%; p = 0,033), при этом БРВ и ВРР значимо не отличались.

Заключение. TP53-MUT чаще выявляются при В-ОЛЛ (11,9%) по сравнению с Т и Ph+ и связаны с худшими показателями ОВ и мень -шей частотой ПР при лечении по протоколам ОЛЛ-2009 и -2016. Детекция TP53-MUT в неопухолевых клетках позволяет предположить наследственный характер мутаций и в этом случае рассматривать лейкемию как проявление синдрома Л-Ф. Эти результаты имеют важное значение для понимания генетического патогенеза ОЛЛ.

Звонков Е. Е., Королева Д. А., Габеева Н. Г., Гаврилина О. А., Щецова О. О., Ковригина А. М., Клясова Г. А., Яцык Г. А., Савченко В. Г.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОТОКОЛА CNS-2015 У БОЛЬНЫХ ПЕРВИЧНОЙ ДИФФУЗНОЙ В-КРУПНОКЛЕТОЧНОЙ

ЛИМФОМОЙ ЦНС (ПДВККЛ ЦНС)

ФГБУ «НМИЦ гематологи

Введение. Достоверно увеличить бессобытийную и общую выживаемость ПДВККЛ ЦНС стало возможным только после применения высокодозной консолидации (режим ТВС с включением высоких доз тиотепы, бусульфана и циклофосфамида) [A. Omuro et al., 2015]. Рациональность поддерживающей терапии первичной ПДВККЛ ЦНС изучается. Первые позитивные результаты разработанного нами в 2015 году протокола CNS-2015 и включавшего в себя 3 этапа терапии: первичная индукция (схема R-MPV), последующая консолидация (режим ТВС + трансплантация ауто-ГСКК) и поддерживающая терапия (темозоламид в дозе 150 мг/м2 —— 5 дней каждые 3 месяца в течение 2-х лет), потребовали увеличения числа больных и сроков наблюдения для окончательной оценки эффективности и токсичности.

Цель работы. Представить промежуточные результаты протокола CNS-2015 у больных ПДВККЛ ЦНС.

Материалы и методы. В период с июля 2015 по ноябрь 2019 года в проспективное исследование CNS-2015 было включено 25 пациентов с впервые установленным диагнозом ПДВККЛ ЦНС. Медиана возраста составила 45 лет (18—62). Соотношение мужчины: женщины = 16:9. У 3 (12%) пациентов соматический статус соответствовал >2 баллов по шкале ECOG. Согласно критериям прогностической шкалы MSKCC (Memorial Sloan-Kettering Cancer Center): 23 (92%) больных были отнесены к 1-му классу и 2 (8%) больных —— ко 2-му классу. Эффективность терапии оценивалась посредством МРТ головного мозга на всех этапах лечения и в контрольные сроки после ауто-ТГСК.

Результаты и обсуждение. Полностью выполнен протокол CNS-2015 у 22 больных. На момент ауто-ТГСК 17 (77%) пациентов были в полной ремиссии и 5 (23%) пациентов в частичной ремиссии. После завершения высокодозной консолидации и ауто-ТГСК все 22 пациента достигли полной ремиссии. Гематологическая токсичность 3-4-й степени наблюдалась только после высокодозной химиотерапии у всех 22 пациентов (100%): медиана восстановления числа

и» Минздрава России

лейкоцитов составила 10 дней (8—16); числа тромбоцитов —— 14 дней (9—23). При медиане наблюдения 19 месяцев (2—52) 20 пациентов находятся в полной ремиссии заболевания (рис.). В сроки +4 и +5 месяц после ауто-ТГСК у 2 больных был констатирован ранний рецидив заболевания. Эффект при применении второй линии ХТ и лучевой терапии оказался кратковременным, и оба пациента погибли. Троим больным терапия продолжается. Всем больным в ПР проводится поддерживающая терапия темозоломидом после контрольного обследования. Полностью завершили поддерживающую терапию 4 больных.

Заключение. Протокол CNS-2015 продемонстрировал высокую эффективность и приемлемую токсичность у больных ПДВККЛ ЦНС моложе 65 лет, без тяжелых неврологических дефектов и сопутствующей патологии. Учитывая развитие ранних рецидивов (8% случаев), рациональным является дальнейшая интенсификация режимов индукции и поддерживающей терапии.

Звягин И. В., Фомченкова В. Е., Комеч Е. А., Жогов В. В., Благов С. Л., Лебедев Ю. Б., Чудаков Д. М., Масчан М. А.

АНАЛИЗ КЛОНАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА Т-ЛИМФОЦИТОВ РЕЦИПИЕНТА ПОСЛЕ АЛЛОГЕННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК С ВВЕДЕНИЕМ ФРАКЦИИ Т-ЛИМФОЦИТОВ ПАМЯТИ ДОНОРА

НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева; ФГБУН «Институт биоорганической химии им. акад. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН»

Введение. Деплеция а^Т-лимфоцитов в трансплантате позволяет значительно снизить риск развития реакции «трансплантат против хозяина» (РТПХ) при ТГСК от родственного донора с неполной совместимостью по МНС. Вместе с тем деплеция зрелых Т-лимфо-цитов трансплантата приводит к длительному периоду восстановления защитных функций системы адаптивного иммунитета. Одним из способов снижения риска и длительности посттрансплантационных осложнений, связанных с иммунодефицитом реципиента в этот период, является инфузия фракции зрелых Т-лимфоцитов памяти

донора. Безопасность такого подхода с точки зрения риска развития РТПХ продемонстрирована ранее. Однако остается неизученной структура репертуара Т-лимфоцитов реципиента в период имму-нореконституции, клональный состав и динамика Т-клеток донора памяти в организме реципиента.

Цель работы. Работа направлена на характеристику клонального репертуара Т-лимфоцитов реципиента после аллогенной ТГСК с деп-лецией а^Т-лимфоцитов и введением фракции Т-лимфоцитов донора, обедненной по CD45RA-экспрессирующим клеткам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.