Научная статья на тему 'Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность'

Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
428
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Психолог
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / AESTHETIC MOTIVES / SOCIAL MOTIVES / COGNITIVE MOTIVES / MOTIVATIONAL VALUE ORIENTATION / VALUE ORIENTATIONS / MOTIVATION FOR CHOOSING A PROFESSION / PROFESSIONAL ORIENTATION OF PERSONALITY / MATERIAL MOTIVES / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьянченко Наталья Петровна

Предметом исследования выступает мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность. На основании анализа литературных источников было установлено, что мотивационно-ценностная направленность является интегративной динамической системой, включающей взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, установки личности, обеспечивающие выбор профессии и ориентированность на трудовую деятельность [1; 3]. В статье анализируются особенности мотивационно-ценностной направленности студентов техникума, необходимой для выявления значимых познавательных мотивов и рассогласованности между таким её компонентами, как саморазвитие, ответственность и наличие стойкого желания работать по выбранной специальности. В ходе работы использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: авторская анкета, морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), ценностные ориентации (М. Рокич),методы математико-статистические обработки результатов (корреляционный анализ Спирмена, параметрический метод сравнения двух выборок U-критерия Манна-Уитни). Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных концептуальных подходов к проблеме мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность, создающий основу для дальнейших исследований в этой области и решения такой проблемы, как отказ от работы по полученной специальности. Практическая значимость заключается в углубленном изучении особенностей мотивационно-ценностной направленности студентов, что позволит в дальнейшем спрогнозировать успешность процесса их обучения и эффективность овладения будущей профессией. Полученные практические результаты могут быть полезны классным руководителям, учителям и психологам, планирующих не только работу по профессиональному ориентированию детей, но и для ведения психолого-педагогической деятельности, в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татьянченко Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMINATION OF MOTIVATIONAL AND VALUE ORIENTATION OF COLLEGE STUDENTS TOWARDS PROFESSIONAL ACTIVITY

The subject of this research is the motivational and value orientation of students towards professional activity. Based on the analysis of literary sources, it was established that motivational and value orientation is an integrative dynamic system, incorporating the interconnected professional motives, interests, goals, personal attitudes that ensure the choice of profession. The article analyzes the peculiarities of motivational and value orientation of college students essential for determination of the significant cognitive motives and disaccord between such its components as personal growth, responsibility and presence of a strong desire to pursue the selected profession. In the course of research, the following set of psychodiagnostic instruments was used: original questionnaire, morphological test for life values (V. F. Sopov, L. V. Karpushin), methodology for determination of key motives of choosing profession (E. M. Pavlyutenkov), value orientations (M. Rokeach), methods of mathematical-statistical processing of the results (Spearman’s correlation analysis, Mann-Whitney parametrical method of comparison of two U-criterion samplings). Theoretical importance of this study consists in the analysis of modern conceptual approaches towards the problem of motivational and value orientation of college students towards professional activity that creates foundation for further research in this area, and solution of such problem as rejection of the acquired specialty.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность»

Психолог

Правильная ссылка на статью:

Татьянченко Н.П. — Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность // Психолог. - 2020. - № 2. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.2.32506 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=32506

Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность

Татьянченко Наталья Петровна

кандидат психологических наук доцент

249027, Россия, г. Ермолино, ул. К.маркса, 1 ЕЗ [email protected]

Статья из рубрики "Профессиональная психология"

DOI:

10.25136/2409-8701.2020.2.32506

Дата направления статьи в редакцию:

02-04-2020

Аннотация.

Предметом исследования выступает мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность. На основании анализа литературных источников было установлено, что мотивационно-ценностная направленность является интегративной динамической системой, включающей взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, установки личности, обеспечивающие выбор профессии и ориентированность на трудовую деятельность [1; 3]. В статье анализируются особенности мотивационно-ценностной направленности студентов техникума, необходимой для выявления значимых познавательных мотивов и рассогласованности между таким её компонентами, как саморазвитие, ответственность и наличие стойкого желания работать по выбранной специальности. В ходе работы использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: авторская анкета, морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), ценностные ориентации (М. Рокич),методы математико-статистические обработки результатов (корреляционный анализ Спирмена, параметрический метод сравнения двух выборок U-критерия Манна-Уитни). Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных концептуальных подходов к проблеме мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность, создающий основу для дальнейших исследований в этой области и решения такой проблемы, как

отказ от работы по полученной специальности. Практическая значимость заключается в углубленном изучении особенностей мотивационно-ценностной направленности студентов, что позволит в дальнейшем спрогнозировать успешность процесса их обучения и эффективность овладения будущей профессией. Полученные практические результаты могут быть полезны классным руководителям, учителям и психологам, планирующих не только работу по профессиональному ориентированию детей, но и для ведения психолого-педагогической деятельности, в целом.

Ключевые слова: профессиональная направленность личности, мотивация выбора профессии, ценностные ориентации, мотивационно-ценностная направленность, познавательные мотивы, социальные мотивы, эстетические мотивы, материальные мотивы, терминальные ценности, инструментальные ценности

Обзор литературы

Обращаясь к проблеме мотивационно-ценностной направленности личности на профессиональную деятельность, особого внимания заслуживают работы В. А. Полянской, утверждающей, что профессиональная направленность - «это сложное

явление, определяющее поведение человека в профессиональной среде»

По мнению А. А. Ростунова, психологическими механизмами профессиональной направленности выступает сложная многоуровневая структура личностных смыслов, мотивов, ценностей и способностей, которые определяют развитие профессионально важных качеств.

Значимы исследования Л. Н. Зыбиной, установившей, что мотивационно-ценностная направленность на освоение трудовой деятельности проявляется на первом этапе профессионального самоопределения, а именно при выборе профессионального учебного заведения, и характеризуется зарождающимися интересами, стремлениями в рамках выбранной профессиональной сферы, а также отношением к самой проблеме

выбора профессии, мотивами и ближайшими намерениями В структуре

профессиональной направленности личности студентов автор выделяет: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационно-потребностный, перспективно-целевой,

духовный и ценностно-смысловой компоненты

П омимо обозначенных работ, роль мотивации в профессиональном становлении будущих специалистов рассмотрена В. Н. Мясищевым, Л. И. Божовичем, А. А. Реаном, В. И.

Ковалевым, А. И. Зеличенко и др.-5!. Специфика профессионально-ценностных ориентаций и особенности их влияния на эффективность освоения профессиональной деятельностью в период обучения в образовательном учреждении отражена в научных

трудах Л. И. Анциферовой, Е. А. Климова, С. Н. Бегидовой и др6; 7]. Однако нестабильность современных социально-экономических условий развития общества, снижение престижности ряда профессий, востребованных в социально значимых отраслях промышленности и сложность трудоустройства способствуют негативным

изменениям мотивационно-ценностной направленности студентов В молодежной среде снижается значимость ценностей, связанных с духовными интересами I10!. П риоритетными становятся ценности социального удовлетворения и материального благополучия, что, в свою очередь, приводит к отказу выпускников образовательных учреждений от работы по полученной специальности. В связи с этим проблема изучения мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность

не теряет своей актуальности и в настоящее врем

я 181

Цель исследования - определение особенностей мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность. Достижение цели исследования позволит определить ведущие мотивы и ценностные ориентации студентов на разных этапах профессионального образования.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в процессе овладения профессией у студентов техникума происходит существенная перестройка мотивационно-ценностной направленности. Помимо этого, рассогласованность между компонентами мотивационно-ценностной направленности обусловлена отсутствием или наличием у студентов стойкого желания работать по выбранной специальности.

Методы исследования

В ходе работы использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: авторская анкета, морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков), ценностные ориентации (М. Рокич).

Тестирование с помощью обозначенных методик позволило нам изучить особенности мотивационно-ценностной направленности студентов первых и четвертых курсов. Выбор представленных психодиагностических методик оправдан тем, что они валидны, надежны и позволяют осуществить всестороннее исследование компонентов мотивационно-ценностной направленности личности.

Организация эмпирического исследования

Психодиагностические мероприятия проводились на базе техникума г. Обнинска Общий объем выборки составили 84 студента первых и четвертых курсов в возрасте от 16 до 20 лет.

На первом этапе эмпирического исследования была осуществлена диагностика мотивации поступления учащихся в техникум.

Н а втором этапе проводилась первичная и вторичная обработка полученных данных, формулировались основные выводы. Надежность и достоверность результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью исследования; использованием методов исследования, адекватных целям и задачам исследования; репрезентативностью и большим объемом выборки; применением методов статистической обработки, отвечающих специфике эмпирических данных. Математическая обработка данных осуществлялась с применением программы SPSS 17.0 и 20.0.

Обсуждение результатов

П рименение авторской анкеты позволило нам определить основания соответствующего профессионального выбора учащимися при поступлении в техникум. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основания профессионального выбора

Итак, большинство студентов сделали свой выбор самостоятельно и осознанно, ориентируясь, в том числе, на собственные интересы и склонности, и лишь некоторые не до конца уверены в его правильности, так как последовали совету родителей и друзей.

Следующим шагом в исследовании стала оценка основных мотивов выбора профессии на разных этапах получения среднего специального образования. Результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Среднегрупповые показатели выраженности мотивов

выбора профессии на разных этапах получения среднего специального образования

Из представленной диаграммы видно, что у студентов первого курса преобладают «Социальные» (М = 7,00) и «Эстетические» (М = б,2б) мотивы выбора профессии, что свидетельствует о социальной направленности на высшие общечеловеческие цели и

потребности Так, для первокурсников важно получать ощущение радости от

профессиональной деятельности, они требовательны к культуре и эстетике производства, придавая ему не только материальное, но и духовно значимое наполнение.

У студентов четвертого курса выражены мотивы, связанные с содержанием труда (М = 7,13), что указывает на их направленность на умственный и физический труд, а также сформированность представлений о предстоящем процессе профессиональной деятельности.

Анализ выраженности терминальных и инструментальных ценностей показал, что у первокурсников в большей степени выражены ценности: «Здоровье» (М = 5,75), «Интересная работа» (М = 7,0), «Материально обеспеченная жизнь» (М = 8,0), «Высокие запросы» (М = 12,74), «Исполнительность» (М = 9,23). Полученные данные

свидетельствуют о значимости для респондентов данной выборки соответствия получаемой специальности их профессиональным ожиданиям и запросам материального обеспечения (табл.1).

Таблица 1

Среднегрупповые показатели выраженности терминальных и инструментальных ценностей у студентов первого и четвертого курса

Терминальные ценности

№ Ценности 1 курс 4 курс

1 Актив.деят.жизнь 6,96 7,13

2 Жизненная мудрость 6,75 8,23

3 Здоровье 5,75 4,03

4 Интересная работа 7,08 5,61

5 Красота природы и искусства 13,02 14,10

6 Любовь 8,30 8,97

7 Мат.обеспеч.жизнь 8,09 6,32

8 Наличие хор.и верн.друзей 6,74 7,45

9 Общественное признан. 12,26 12,58

10 Познание 7,55 8,87

11 Продуктивная жизнь 9,19 8,19

12 Развитие 6,89 7,87

13 Свобода 8,45 9,77

14 Счастл.сем.жизнь 9,02 8,16

15 Счастье других 13,66 13,71

16 Творчество 12,30 12,26

17 Уверенность в себе 8,43 8,65

18 Удовольствия 9,87 10,48

Инструментальные ценности

1 Аккуратность 7,21 7,45

2 Воспитанность 6,09 6,87

3 Высокие запросы 12,74 11,65

4 Ж изнерадостность 7,51 7,94

5 Исполнительность 9,23 8,13

6 Независимость 7,92 9,32

7 Неприм. к недостат. в себе и др. 13,34 14,26

8 Образованность 6,75 6,55

9 Ответственность 7,64 7,35

10 Рационализм 7,23 6,90

11 Самоконтроль 7,13 7,81

12 Смелость в отставиван. св.мнен. 8,83 9,06

13 Чуткость 9,72 11,32

14 Терпимость 9,74 9,94

15 Широта взгляда 11,09 11,39

16 Твердая воля 10,55 10,48

17 Честность 9,15 8,68

18 Эффективность в делах 9,83 10,00

У студентов четвертого курса преобладают: «Жизненная мудрость» (М = 8,23), «Наличие

хороших и верных друзей» (М = 7,45), «Независимость» (М = 9,32), «Неприемлемость к недостаткам в себе и в других» (М = 14,26), «Чуткость» (М = 11,32), что указывает на значимость человеческих качеств, которые помогут правильно оценить ситуацию и построить взаимоотношения с людьми. Это обусловлено осознанностью принятия решения на данном этапе обучения и сформированностью представлений того, чего они хотят от жизни. Результаты изучения ценностных ориентаций студентов относительно таких областей, как профессиональная и семейная жизнь, образование и общественная деятельность, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Среднегрупповые показатели выраженности жизненных ценностей у студентов первого и четвертого курса

Жизненные ценности 1 курс 4 курс

«Общественная жизнь - развитие себя» 6,21 5,19

«Образование - духовное удовлетворение» 8,49 7,71

«Образование - социальные контакты» 7,96 6,94

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Профессиональная жизнь - достижения» 7,74 8,39

«Профессиональная жизнь - материальное положение» 7,83 8,23

«Образование - материальное положение» 7,58 8,19

«Семья - сохранение собственной индивидуальности» 6,42 7,23

«Общественная жизнь - сохранение собственной индивидуальности» 6,96 5,71

Полученные данные указывают на преобладание у студентов первого курса стремления к самосовершенствованию (М = 6,21), повышению уровня своей образованности (М = 8,49) и полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни (М = 7,96).

Респонденты четвертого курса демонстрируют желание посредством профессии «выделиться из толпы», высокую значимость своего материального благосостояния (М=8,23) и стремление достичь такого уровня образования, который позволит иметь не только высокую зарплату, но и другие виды материальных благ в будущем.

Для выявления статистически значимых различий в развитии мотивационно-ценностной направленности в двух выборках был использован и-критерий Манна-Уитни. Результаты пре дс та в ле ны в та блице 4.

Таблица 4

Статистический анализ различий между студентами 1 и 4 курсов по параметру "Мотивы выбора профессии"

Мотивы выбора профессии Статистика U Манна-Уитни Z Асимпт.знач. (двусторонняя вероятность)

Социальные 517 -2,15 0,03

Эстетические 496,5 -2,35 0,02

Познавательные 416 -3,14 0,00

С в я з а нные с с о де р ж а н ие м н а 532 -2,01 0,04

труд

Материальные 528,5 -2,04 0,04

Полученные данные позволили сделать вывод о существенной перестройке мотивационно-ценностной направленности у студентов техникума в процессе овладения профессией. В частности, на ранних этапах профессионального становления наиболее значимыми являются познавательные мотивы и материальное благополучие, тогда как к концу обучения обнаруживается направленность на труд.

Далее мы проанализировали особенности мотивационно-ценностной направленности у студентов, планирующих и не планирующих работать по выбранной специальности (рис. 3).

Рисунок 3. Среднегрупповые показатели выраженности терминальных ценностей в двух

выборках

Результаты подтверждают, что для студентов обеих групп почти одинаково важна возможность творческой деятельности (М = 12,7б). Однако для студентов, планирующих работать по специальности, особое значение приобретает уважение окружающих и товарищей по работе (М = 12,88), отсутствие материальных затруднений (М = 8,12) и ответственность в работе (М = 12).

У студентов, которые не планируют работать по специальности, ярко выраженных всплесков терминальных ценностей не обнаружено. Для них важна свобода как независимость в действиях и поступках (М = 9,88).

Среднегрупповые показатели выраженности инструментальных ценностей у студентов, планирующих и не планирующих работать по специальности, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Среднегрупповые показатели выраженности инструментальных ценностей в

двух выборках

Для лиц, не планирующих работать по специальности, характерна жизнерадостность (М = 8,44). Это говорит о том, что они отличаются оптимистическим отношением к жизни и жизненным обстоятельствам и с легкостью преодолевают трудности. Применение ранговой корреляции Спирмена позволило определить наличие корреляционных связей между социальными мотивами и компонентами мотивационно-ценностной направленности: «Образование - развитие себя» и (г=0,42), «Образование -социальные контакты», (г= 0,43), «Профессиональная жизнь - собственный престиж» (г= 0,44), что указывает на их склонность повышать уровень своего образования ради собственного развития и развития своих способностей, желание достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в тесные контакты с представителями данной социальной группы.

Для второй выборки студентов свойственны высокие запросы по отношению к своей будущей работе (М = 13,20) и значима возможность развития себя (М = 9). В ходе исследования выявлены значимые двусторонние положительные корреляции между такими мотивационно-ценностными компонентами, как «Общественная жизнь - развитие себя» и «Социальные мотивы» (г=0,27), «Семья - духовное удовлетворение» и «Социальные мотивы» (г =0,34), «Профессиональная жизнь - социальные контакты» и «Моральные мотивы» (г= 0,40), «Профессиональная жизнь - креативность» и «Познавательные мотивы» (г= 0,28), свидетельствующие о том, что чем выше потребность в установлении благоприятных отношений с коллегами и стремление к коллегиальности в работе, темы выше желание реализовать и развить свои способности в сфере профессиональной жизни, и наоборот.

Помимо этого, обнаружена отрицательная корреляционная связь между утилитарными мотивами и «Профессиональная жизнь - собственный престиж» (г=-0,26), сви1 детельствующая о том, что чем ниже стремление к легкости труда и руководству людьми, тем выше тяга иметь социально одобряемую профессию, и наоборот.

Таким образом, рассогласованность между компонентами мотивационно-ценностной направленности обусловлена отсутствием или наличием у студентов стойкого желания работать по выбранной специальности.

Заключение

Обобщая данные проведенного исследования, отметим:

1. Для первокурсников наиболее значимо приобретение чувства радости от предстоящей профессиональной деятельности, таким образом, придавая ей не только материальное, но и духовно значимое содержание.

2. Студенты четвёртого курса обнаружили направленность на умственный и физический труд, а также сформированность представлений о предстоящем процессе профессиональной деятельности.

3. Для студентов, планирующих работать по своей специальности, особую ценность приобретает уважение и признание со стороны окружающих, отсутствие материальных трудностей и ответственность в работе.

4. Для студентов, не планирующих работать по специальности, свобода важна как независимость в действиях. Рассогласованность между такими компонентами мотивационно-ценностной направленности, как саморазвитие и ответственность, объясняется отсутствием или наличием у студентов стойкого желания работать по выбранной специальности. Студенты ведут себя так, как того требует от них общество, не проявляя творческой активности.

Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась. В процессе овладения профессией у студентов техникума происходит существенная перестройка мотивационно-ценностной направленности. Рассогласованность между компонентами мотивационно-ценностной направленности обусловлена отсутствием или наличием у студентов стойкого желания работать по выбранной специальности.

Полученные экспериментальные данные и сформированные выводы. могут быть полезны родителям, педагогам и администрации техникума, планирующих не только работу по профессиональному ориентированию детей, но и для ведения психолого-педагогической деятельности.

Библиография

1. Гавриленко Л. С., Павлова Д. В. Исследование мотивационно-ценностных ориентаций на профессиональную деятельность клинического психолог // Форум молодых ученых. - 2018. - №1. - С. 215-218.

2. Зыбина Л. Н. Структурные компоненты динамика профессиональной направленности: автореф.дисс. ... к-та психол. наук / Л.Н.. Зыбина. - Новосибирск, 2009. - 22 с.

3. Клименко И. В., Гончар С. Н., Кучеряну С. Г. Особенности мотивационно-ценностной направленности на профессиональную деятельность абитуриентов вуза // Мир науки. - 2018. - №4. - 48с.

4. Клименко И. В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис. ... канд.психол.наук / Клименко И.В. -Москва, 2015. - 242 с.

5. Клименко И. В. Особенности исследования динамики мотивации выбора профессии и целей обучения в вузе (на примере студентов естественно-географических специальностей) // Вестник государственного университета серия «Проблемы высшего образования». - 2014 г. - №1. - С. 58-б4.

6. Клименко И. В. Из опыта организации психологического сопровождения участников

образовательно-воспитательного процесса вуза // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы». - Москва. - 2017. - С. 57-62.

7. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. -2016. - № 1. - С. 50-59.

8. Полянская В. А. Профессиональная направленность студентов юристов и ее динамика на начальном этапе освоения юридической деятельности: дисс. ... канд. психол. наук / В. А. Полянская. - М., 2004. - 253с.

9. Родина О. Н., Прудков А. Н. Мотивация к профессиональной деятельности как фактор становления молодого специалиста // Трудности и перспективы становления профессионала: Сборник научных трудов / Под ред. Е. А. Климова. - М.: МГУ, 2015.

10. Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. - Алма-Ата: Наука Каз. - СССР, 1990. - 333с.

11. Татьянченко Н.П. Психологические средства в проектировании положительной мотивации профессиональной деятельности военнослужащих по контракту // Психология и Психотехника. - 2016. - № 12. - С. 991-997. DOI: 10.7256/24540722.2016.12.20821

12. Татьянченко Н.П. Личностные детерминанты в формировании девиантного поведения у студентов техникума // Психолог. - 2018. - № 4. - С. 38-45. DOI: 10.25136/2409-8701.2018.4.26049

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования, данные о рецензенте не указываются.

Первая рецензия на статью

В основе представленной работы лежит эмпирическое исследование мотивов и ценностей студентов техникума на разных этапах обучения, что в современных условиях информатизации, роботризации, компьютеризации, когда утрачивается и забывается понятие духовности, когда современный молодой человек напоминает скорее робота, нежели человека, когда обычное человеческое общение заменяет компьютер, соцсети, является актуальным. Предмет исследования - мотивационно-ценностная сфера личности студента Методы исследования и заявленные методики соответствуют цели исследования. Научная новизна связана с выводами, полученными на основе проведения эмпирического исследования, что позволит разработать и провести серию мероприятий по предупреждению возможных "рисков" при трудоустройстве студента. Библиография соответствует содержанию статьи. Стиль, структура, содержание соответствуют научной статье. Аппеляция к оппонентам - отсутствует. Результаты исследования не сравниваются с уже имеющимися в научной литературе. Замечания 1. Название темы вызывает вопросы. Возможно, автор сделал опечатку. На взгляд рецензента, тема статьи - " Исследование мотивационно-ценностной сферы студентов техникума, планирующих и не планирующих работать по выбранной специальности". 2. Первым этапом исследования, автору стоило бы провести диагностику мотивации поступления учащихся в техникум. Это значительно дополнило бы результаты. 3. Слишком очевидна гипотеза исследования. Что доказывает автор? Что студенты, взрослея и понимая, что им скоро выходить на рынок труда. ориентированы на труд, а первокурсники слишком идеализируют выбранную профессию? Это изучено и доказано

многими авторами, теми же Л. И. Анциферовой, Е. А. Климовой, С. Н. Бегидовой и др. 4. То же замечание по второй части гипотезы относительно планирования и не планирования работать по специальности. Очевидно, что студенты, которые планируют -ориентированы на статус, признание, материальные блага. И здесь опять не хватает информации о мотивов поступления в техникум (методика Ильиной, например) для более полной картины и полных выводов относительно ценностно-мотивационной сферы. 5. автор не дает рекомендаций в связи с полученными выводами. Они могут быть адресованы педагогам, родителям, самим студентам, администрации техникума.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования, данные о рецензенте не указываются.

Вторая рецензия на статью

Рецензия на статью «Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность» Предмет исследования - анализ мотивационно-ценностной направленности студентов разных курсов техникума на профессиональную деятельность на разных этапах профессионального образования. Название работы отражено в содержании статьи. Автор четко раскрывает основные термины - мотивация, ценности. Методология исследования соответствует содержанию исследования по заявленной теме. Автор применяет обзор анализ литературы, обобщения научных и методических данных. Также применено ретроспективное ис с ле до в а ние - о бо бще ние ис с ле до в а ний по з а я в ле нно й те ме в о те ч е с тв е нной психологии. В результате продемонстрирован научный подход и выявлены закономерности. С методологической точки зрения статья соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям. В ней есть теоретический обзор и эмпирическое исследование. В исследовании участвовали 84 студента первых и четвертых курсов в возрасте от 16 до 20 лет. Рекомендуется более корректно описать испытуемых, чтобы читатели статьи были убеждены в репрезентативности выборки. Н апример, по каким критериям отбирались испытуемые - форма обучения, специальность, пол, успеваемость. Так, у студентов разных специальностей могут быть разные мотивы, что закономерно связано с их будущей профессией. Успевающие и неуспевающие студенты также проявляют разную мотивацию. Таким образом, без описания характера и структуры выборки выводы, которые делает автор, могут быть весьма спорными. Эмпирическое исследование организационно было разделено на 2 этапа: этап диагностики мотивов поступления абитуриентов в техникум, этап обработки и интерпретации полученных данных. Для диагностики автор применил пакет психодиагностических методик: □ авторская анкета, □ морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина),П методика определения основных мотивов вы-бора профессии (Е. М. Павлютенков), □ тест оценки ценностных ориентаций (М. Рокич). В качестве предложения - раскрыть суть авторской методики. Какой конструкт применялся, была ли стандартизована методика, какие показатели измеряет, какими индикаторами меряет и т.д.? Матема-тическая обработка данных осуществлялась с применением программы SPSS. Непонятно, зачем автор применяет две модификации - 17.0 и 20.0. В качестве методов применены анализ средних значений и U-критерий Манна-Уитни. Для анализа ценностных установок рекомендую применить факторный анализ, он же позволяет сопоставить мотивационно-ценностные структуры личности студентов 1 и 4 курсов. Актуальность работы связана с повышенным вниманием в науке и практике к мотивации профессиональной деятельности студентов. Ответ на

вопросы о мотивационно-ценностных феноменах позволит с одной стороны, привлечь студентов для получения среднего профессионального образования. А с другой стороны, позволит повысить число выпускников техникумов, которые приходят работать по специальности. В качестве дополнительной практической значимости такого исследования можно увидеть возможности, которое оно показывает преподавателям техникумов для построения учебного процесса с учетом мотивации обучающихся. Новизна представленной статьи не прослеживается. Автору необходимо ее аргументировать - либо через представление нового конструкта, либо через приложение материалов к новой реальности, либо через практические рекомендации и программы. Стиль, структура, содержание. Статья структурирована. Открывает статью введение с обоснованием темы. Во вводной части автор раскрывает актуальность темы, вполне аргументированно ее обосновывает. Логика изложения удобная для восприятия, приводятся в качестве примеров мнения различных отечественных ученых-фундаменталистов в области общей психологии и психологии личности. В основной части автор раскрывает тему по нескольким направлениям: 1) оценка оснований профессионального выбора - от престижности профессии до выбора по совету родителей или друзей 2) анализ мотивов выбора профессии по группам - социальные, эстетические и пр. В основной части автор подробно описывает организацию исследования и полученные результаты. Предложение - переформатировать наглядность. Так, рисунки и таблицы являются неинформативными. Например, рисунок 2 заявляет о выраженности мотивов выбора профессии, а сами мотивы не обозначены (в рис.4 такая же ситуация). Остаётся догадываться, что скрыто в цифрах и диаграмме. Также непонятно, почему в рисунке заявлены показатели у студентов 1 и 4 курса, а в интерпретационных данных информация о сравнении студентов разных курсов отсутствует. Таблица 1 является очень объёмной и неинформативной, т.к. в ней просто перечисляются 36 (!!) ценностей и представлены их средние значения. Возможно, есть смысл систематизировать данные и сократить таблицу только до тех показателей, по которым выявлены статистически значимые различия? Выводы содержат основные положения работы, в целом они содержательные. Но вызывают сомнения с учетом информативности данных в статье. Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на библиографию. Объем статьи представляется достаточным для отражения заявленной проблемы и представления результатов исследования. Библиография представлена списком из 12 литературного источника. Среди них - статьи в периодических изданиях, монографии, диссертации. Следует отметить недостаточно качественную проработку литературной базы. Например, в списке отсутствуют работы фундаменталистов, на которых автор ссылается во введении. Вместо первоисточников в списке представлены 4(!!) источника одного автора, что составляет 30% всего списка. Оформление списка соответствует требованиям ГОСТа, ссылки на источники корректно представлены по тексту статьи. Апелляция к оппонентам: Название статьи соответствует содержанию. Основные положения работы отражают содержание заявленной темы исследования. Понятийный уровень работы соответствует научному исследованию. Работа может быть рекомендована к публикации после исправления замечаний. Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории будет высоким после внесения изменений, особенно это касается преподавателей техникумов, психологов, возможно родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.