Научная статья на тему 'Исследование мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочных групп'

Исследование мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1405
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ / МОТИВ БОРЬБЫ И СОПЕРНИЧЕСТВА / МОТИВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / МОТИВ ОБЩЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВ ПРИОБРЕТЕНИЯ / СПОРТСМЕНЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / MOTIVE / SPORT ACTIVITY MOTIVATION / THE MOTIVE OF MEETING A GOAL OBJECTIVE / THE MOTIVE OF STRUGGLE AND COMPETITION / THE MOTIVE OF PERFECTING / THE MOTIVE OF COMMUNICATION AND COLLECTIVE ACTIVITY / THE MOTIVE OF ACQUIRING / SPORTSMEN WITH VISION DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макина Лилия Рафкатовна

В статье представлены результаты исследований мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения на этапах начальной и углубленной специализации. В результате исследования определены количественные характеристики по пяти мотивам: мотив достижения цели, мотив борьбы и соперничества, мотив совершенствования, мотив общения и коллективной деятельности, мотив приобретения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макина Лилия Рафкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the Sport Activity Motivation of the Sportsmen with Vision Disorders within Study-and-Training Groups

The article presents the studying the sport activity motivation of the sportsmen with vision disorders at the initial and profound training stages. As a result of the research the qualitative characteristics in five motives are defined: the motive of meeting a goal objective, the motive of struggle and competition, the motive of perfecting, the motive of communication and collective activity, the motive of acquiring.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочных групп»

УДК 796/799 ББК 75.09

Макина Лилия Рафкатовна

кандидат педагогических наук Башкирский институт физической культуры (филиал) Урал ГУФК

г.Уфа

Makina Liliya Rafkatovna

Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Bashkir Institute of Physical Education (Branch) of USUPE

Ufa

Исследование мотивуации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочных групп Studying the Sport Activity Motivation of the Sportsmen with Vision Disorders

within Study-and-Training Groups

В статье представлены результаты исследований мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения на этапах начальной и углубленной специализации. В результате исследования определены количественные характеристики по пяти мотивам: мотив достижения цели, мотив борьбы и соперничества, мотив совершенствования, мотив общения и коллективной деятельности, мотив приобретения.

The article presents the studying the sport activity motivation of the sportsmen with vision disorders at the initial and profound training stages. As a result of the research the qualitative characteristics in five motives are defined: the motive of meeting a goal objective, the motive of struggle and competition, the motive of perfecting, the motive of communication and collective activity, the motive of acquiring.

Ключевые слова. Мотив, мотивация спортивной деятельности, мотив достижения цели, мотив борьбы и соперничества, мотив совершенствования, мотив общения и коллективной деятельности, мотив приобретения, спортсмены с нарушением зрения.

Key words: motive, sport activity motivation, the motive of meeting a goal objective, the motive of struggle and competition, the motive of perfecting, the motive of communication and collective activity, the motive of acquiring, sportsmen with vision disorders.

Высокие спортивные результаты в адаптивном спорте, так же как и в спорте для здоровых спортсменов, могут быть достигнуты только при условии многолетней систематической тренировки, соблюдения спортивного режима. К этому спортсмены с нарушением зрения должны быть психологически подготовлены. Одним из задач психологической подготовки, по мнению

Т.В. Бондарчук, является создание, подкрепление, непрерывное развитие и совершенствования мотивов спортивной деятельности [1].

Активность, собранность, дисциплинированность спортсменов с нарушением зрения, продолжительность и результативность их работы определяются мотивацией в тренировочном процессе. Также уровень мастерства спортсмена определяется отношением его к тренировкам и соревнованиям, умением «собраться» и «выложиться» в ответственный момент, верой в собственные силы и готовность жертвовать многим для достижения большого успеха в спорте [4]. Мотивация должна базироваться на потребностях спортсменов, идти через иерархию стратегических, тактических и технических целей и находить выражения в конкретных побуждениях [5]. В этой связи мотивация является ключевым параметром для изучения личности спортсменов с нарушениями здоровья.

Осознанное желание, сформулированное в виде четкой цели, высокая вероятность ее достижения и понимание обязательности определенных действий, необходимых для решения личных и общественных задач, побуждают спортсмена к упорным тренировкам в течение многих лет. В статье рассматриваются не мотивы, побуждающие к занятиям спортом, а мотивация спортсмена с нарушением зрения к продолжительному загрузочному тренировочному процессу с целью достижения высоких спортивных результатов [1].

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности. Психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что всегда важно знать ради чего та или иная личность что-то делает. Он писал, что существует общий психологический закон: каков главный мотив деятельности, таков и личностный смысл, который приобретают для человека его действия, реализующие данную деятельность, их цели, условия. Иначе говоря, чтобы выяснить личностный смысл для человека тех или иных явлений и его собственных действий, нужно знать мотивы его деятельности. Поэтому усвоение основных мотивов спортивной деятельности, ее социального смысла и значимости всегда должно преломляться через конкретные интересы данной личности [2].

Наиболее последовательно эти методологические принципы реализуются в концепции одного из ведущих отечественных психологов П.Я. Гальперина. Главное содержание этой концепции, носящей название теории планомерного поэтапного формирования, составляет описание, с одной стороны, последовательности этапов, которые закономерно проходят через всякое новое действие человека в процессе своего формирования, а с другой - тех условий, которые необходимо обеспечить для получения действия с заранее намеченными, заданными свойствами [3]. Тем самым эта теория не только дает возможность найти конкретные способы психологического воздействия на человека, но и позволяет активно, целенаправленно и планомерно формировать его сознание.

Ю. Ю. Палайма [5] выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе - «индивидуалистов» - ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командах, а вторые, наоборот, - в личных соревнованиях. Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов [3].

Следует отметить, что при психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного мотива одинаково приводит к негативным результатам.

Доминирование мотивов подтверждают данные исследований, полученные Е. Г. Знаменской: спортсмены со спортивно-деловой мотивацией

проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.

Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л. П. Дмитриенкова в своих исследованиях показала, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.

Многие исследователи спортивной мотивации Р.А. Пилоян, Б. Д. Кретти, А.Ц. Пуни и др., отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.

Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции [6]:

- является пусковым механизмом деятельности;

- поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

- регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.

Для определения мотивации спортивной деятельности было проведено тестирование у легкоатлетов с нарушением зрения по методике Е. А. Калинина (изучение мотивации спортивной деятельности). Анкетная методика направлена на выявление доминирующих мотивов спортивной деятельности. В результате исследования были определены количественные характеристики пяти уровней мотивов: мотив достижения цели, мотив борьбы и соперничества, мотив совершенствования, мотив общения и коллективной деятельности, мотив приобретения. В анкетирование приняли участие 20 спортсменов-легкоатлетов учебно-тренировочной группы республики Башкортостан. Нами определена динамика вышеперечисленных показателей в период с 2008 по 2011 года, что позволило определить изменения мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочной группы. Результаты изменений мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушения зрения учебно-тренировочных групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изменение мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушения

зрения учебно-тренировочных групп

Направленность мотивации 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Мотив в достижении цели (баллы) 3,1±0,4 3,6+0,4 5,8+0,8 7,2+0,3

Мотив в борьбе, соперничестве (баллы) 5,4±0,5 6,2+0,8 7,2+0,3 9,1+0,4

Мотив в совершенствовании (баллы) 3,3±0,8 4,2+0,4 7,3+0,4 9,2+0,3

Мотив в общении, коллективной деятельности (баллы) 7,2±0,8 7,5+0,5 8,2+0,3 8,5+0,5

Мотив в приобретении (баллы) 7,2±0,5 7,0+0,5 7,5+0,4 8,0+0,5

Рассмотрим направленность мотивации отдельно. Анализируя результаты мотивов достижения цели, было выявлено, что в 2008 г данный мотив выражен на низком уровне (3,1±0,4). Низкий уровень выраженности мотива сохранился и через год анкетирования (3,6+0,4). По мнению А.Ц. Пуни, на начальной стадии занятием спортом нет определенности, стойкости в достижении цели.

Дальнейшее развитие данного мотива связано с достижением определенных успехов, с устойчивостью занятий избранным видом спорта, что мы и наблюдаем в дальнейшем.

Результаты выраженности мотива в борьбе и соперничестве на начальных этапах соответствовали среднему уровню (5,4+0,5), на последующих этапах данный показатель возрос до очень высокой выраженности (9,1+0,4). При личной беседе было выявлено, что спортсмены с нарушением зрения больше всего дорожат своим здоровьем, но это им не мешает самоотверженно бороться на соревнованиях различного уровня.

Такие же изменения были выявлены по мотиву совершенствования: данный мотив соответствовал низкому уровню (3,3+0,8) и поднялся до очень высокой выраженности (9,2+0,3). Было выявлено, что спортсмены с нарушением зрения в процессе занятия спортом стреляется к гармоническому физическому и духовному развитию. Свой успех данные спортсмены связывают с собственными стараниями и способностями. Повышением выраженности мотивов в достижении цели, в борьбе, соперничестве и в совершенствовании, говорит о том, что мотивация данных спортсменов стала стабильной и уже сформировалась.

Анализируя результаты мотивов в общении, коллективной деятельности и мотивов в приобретении было выявлено, что данные мотивы на протяжении четырех лет находились на высоком уровне. Анализ научно-методической литературы показал, что мотив в общении, коллективной деятельности у здоровых спортсменов наиболее выражен в группах начальной подготовки, в последующим данный мотив для высококвалифицированных спортсменов не является значимым. Но для спортсменов с нарушением зрения занятия спортом это возможность установить многочисленные дружеские контакты, интересно и приятно провести время.

Для спортсменов с нарушением зрения имеет значение мотив в приобретении, так как профессиональное занятие спортом является не только деятельностью, но и является источником материальной прибыли.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что существенным стимулом к активной спортивной деятельности для

спортсменов с нарушением зрения являются такие компоненты мотива, как мотив достижения цели и совершенствования. Спортсмены с нарушением зрения по мере повышения спортивного мастерства готовы к борьбе и соперничеству. Данные спортсмены ориентированы на обеспеченную жизнь и большое значение для них имеет общение, которое они получают на тренировках и соревнованиях. Также полученные данные свидетельствуют о том, что мотивы спортивной деятельности меняются в зависимости от стажа занятия спортом.

Библиографический список

1. Бондарчук Т.В. Проблема тренировочных нагрузок различной направленности на занятиях физической культурой [Текст] / Т.В. Бондарчук //Проблемы оптимизации учебновоспитательного процесса в ИФК: материалы науч.-практ. конф. Челябинск: Издательство ЧГИФК, 1993. Вып. 3. С. 26-28.

2. Виленский М.Я. Мотивационно-целостное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования [Текст] / М.Я. Виленский. М.: Физкультура и спорт, 1984. 49 с.

3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст]. / Г.Д. Горбунов. М.: Советский спорт, 2007. 296 с.

4. Мишарина С.Н. Мотивационная сфера паралимийцев [Текст]. /С.Н. Мишарина // Адаптивная физическая культура. 2006, №2 (26). С. 6-8.

5. Палайма Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсмена [Текст] / Ю.Ю. Палайма //Психология и современный спорт: сб. науч. статей. М.: Физкультура и спорт, 1973. С. 86-89.

6. Пилоян Р. А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности [Текст] / Р.А. Пилоян - М.: Физкультура и Спорт,1988. - 215с.

Bibliography

1. Bondarchuk, T.V. The Problem of Different Effect Training Loads at the Physical Training Lessons (in Russian) / T.V Bondarchuk // Optimization Problems of Educational Process at Physical Education Institutes: Proceedings of Scien.-Pract. Conf. - Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk State Institute of Physical Training, 1993. - Iss. 3. - P. 26-28.

2. Gorbunov, G.D. Sport Psychopedagogics (in Russian) / G.D. Gorbunov. -Moscow: Sovetsky Sport, 2007. - 296 p.

3. Misharina, S.N. Motivated Sphere of Paraolympic Athletes (in Russian) / S.N. Misharina // Adaptive Physical Training. - 2006. - №2 (26). - P. 6-8.

4. Palaima, Yu.Yu. Research Experience of Motive Relative Force and Sportsmen’s Competitive Orientation Forming (in Russian) / Yu.Yu. Palaima // Psychology and Modern Sport: Collected Articles. - Moscow: Physical Training and Sport, 1973. - P. 86-89.

5. Piloyan, R.A.Ways of Sport Activity Motivation Forming (in Russian) / R.A. Piloyan. -Moscow: Physical Training and Sport, 1988. - 215 p.

6. Vilensky, M.Ya. Students’ Motivated Relation to Physical Training and Ways of Its Forming (in Russian) / M.Ya. Vilensky. - Moscow: Physical Training and Sport, 1984. - P.49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.