Педагогика
УДК 159.9.072.3
преподаватель Матвеев Андрей Станиславович
Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Россия (г. Уфа); преподаватель Нухов Радмир Рафисович
Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Россия (г. Уфа); преподаватель Кубеев Алибек Жанабаевич
Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Россия (г. Уфа)
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Статья посвящена исследованию мотивации обучающихся средних профессиональных учреждениях к физическим нагрузкам на занятиях по физической культуре. По данным опроса обучающихся старших курсов (третий курс) выявилось, что мотив в получении оценки на занятиях по физической культуре занимает самый высокий уровень. В результате обучающиеся на старших курсах становятся неуверенными в получении высокой оценки, что еще больше снижает желание учиться по данной дисциплине и замедляет процесс освоения дисциплины - физическая культура. К низкому уровню мотивации по итогам опроса относится мотив выполнять физические нагрузки на занятиях по физической культуре.
Ключевые слова: мотивация обучающихся, физическая культура, здоровый образ жизни, двигательная активность, анкетирование.
Annotation. The article is devoted to the study of motivation of students of secondary vocational institutions to physical education. According to a survey of senior students revealed that the motive in obtaining the assessment is the highest level. As a result, students in senior courses becomes nervous, he has a sense of self-doubt, not confidence to get a positive assessment, which further reduces the desire to learn and inhibits the process of learning. The lowest level of motivation is the motive of the desire to perform physical activity in this discipline.
Keywords: motivation of students, physical culture, healthy lifestyle, physical activity, questioning.
Введение. Мотивация человека к деятельности подразумевается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к исполнению и осуществлению определенных действий. Движущие силы находятся вне и внутри человека и вынуждают его не осознано или осознано совершать некоторые поступки. Связь между отдельными силами и усилиями человека опосредована сложной системой организации, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые действия со стороны одинаковых сил. Поведение человека, исполняемые им действия в свою очередь могут повлиять на его реакцию, на влияние, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и установка действия, вызываемая этим воздействием.
Рассмотрев комплекс аспектов влияющих на композицию свободного времени человека и его структуру. Очевидно, что бытовая сфера, характер ее организации, обусловленный стереотипами поведения индивида, его увлечениями и пристрастиями, выступает фактором, организующим и конструирующим образ жизни личности. Степень активности человека в сфере досуга, безусловно, рассматривается как разновидность социальной активности субъекта и свидетельствует не только о его социокультурном уровне и степени включенности в систему общественного производства, но и о его биотическом потенциале [6].
Здоровый образ жизни - все поведенческие реакции и деятельность человека, которые благоприятно влияют на здоровье и способствуют укреплению здоровья. Здоровый образ жизни - широкое понятие, включающее в себя все основные элементы поведения индивида в его повседневной деятельности [3].
Трудности социально-экономического реформирования российского общества привели к тому, что сложилась угроза существованию человека как вида социально-биологического существа и общества как социальной системы [4].
Малоподвижный образ жизни - гиподинамия - следствие противоречия между потребностью в генетически определяемом объеме необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека физических движений и их реальным удовлетворением, малоподвижным образом жизни и необходимой физической активностью людей [2].
Моторная динамичность обучающихся не только не увеличивается при переходе из курса в курс, а наоборот, уменьшается. В период обучения важно обеспечить, в соответствии с их возрастом увеличить объем двигательной активности.
Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебной деятельностью [5].
В своей работе мы исследуем мотивацию у обучающихся средних профессиональных учреждений к занятиям по физической культуре.
Целью нашего исследования является - исследование преобладающих мотивов обучающихся средних профессиональных учреждений к занятиям по физической культуре.
Объект исследования - занятие по физической культуре.
Предмет исследования - уровень мотивации обучающихся средних профессиональных учреждений к занятиям по физической культуре.
Задачи исследования - изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации и выявить ведущие мотивы у обучающихся средних профессиональных учреждений.
Изложение основного материала статьи. Для решения задачи было проведено анкетирование обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений. На основе ответов обучающихся были выявлены преобладающие мотивы к занятиям по физической культуре.
Анкетный опрос проходил по методике Колосовой С.П. Анкетная технология, ориентирована на выявление доминирующих мотивов к занятиям по физической культуре. В анкетировании предлагалось ответить на 10 вопросов, учитывающих ранговый способ выборочного опроса (в порядке возрастания). Предлагалась, обучающимся средних профессиональных учреждений на каждый вопрос ответить одним вариантом ответа (цифрой). Ответы заносятся в специальную таблицу.
Вследствие изучаемой проблемы в результате исследования получили численные характеристики десяти мотивов:
1. Повысить уровень состояния здоровья.
2. Выполнить физические упражнения.
3. Потребность в движении.
4. Стремление проявить свои физические данные.
5. Улучшение физической формы.
6. Желание получить отличную оценку.
7. Не выглядеть хуже сверстников.
8. Повысить уровень самочувствия.
9. Желание быть не хуже других.
10. Общение с ровесниками.
Мотивационная установка обучающихся средних профессиональных учреждений предоставлена в таблице 1.
Таблица 1
Мотивационная установка обучающихся средних профессиональных учреждений
№ Установка мотивации 1 курс Ранг
п\п (М±т)
1. Повысить уровень состояния здоровья. 5,75±0,3 5
2. Выполнить физические упражнения. 8,75±0,9 10
3. Потребность в движении. 2,25±0,6 1
4. Стремление проявить свои физические данные. 3±0,34 3
5. Улучшение физической формы. 7,5±1,5 8
6. Желание получить отличную оценку. 5±0,6 4
7. Не быть хуже сверстников. 6,25±0,9 6
8. Повысить уровень самочувствия. 7,5±0,6 7
9. Желание быть не хуже других. 8,25±0,6 9
10. Общение с ровесниками. 2,5±0,9 2
Примечание: М - среднее арифметическое значение, т - ошибка среднего арифметического значения
Как показывают результаты анкетирования рисунок 1, у большинства обучающийся 1 курса преобладают социальные мотивы. Это потребность в движении первое место и они связаны с различными видами социального взаимодействия обучающихся с другими сверстниками - стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
На втором месте преимущественно преобладает мотив аффилиации.
Мотив аффилиации - желание к установлению либо поддержанию взаимоотношений с другими людьми, стремление к общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самооценки общения. Аффилиативное общение - это такое взаимодействие, что дает удовлетворенность, желание нравится человеку. Первокурсник находится в большой психологической связи с ровесниками. Так называемый чувствительный кризис или эмоциональный голод, то есть необходимость в потребности положительных эмоциях - во многом определяет поведение первокурсника, его сторону общения.
Так же к высокой степени мотивации обучающийся к физическим нагрузкам на занятиях по физической культуре, исходя из ответов анкетного опроса, относится мотив продемонстрировать собственные возможности и позиционные социальные мотивы, в данный период жизни стремление получить одобрение преподавателя.
Мотив к улучшению самочувствия и мотив к улучшению физического состояния, играет маловажную значимую роль в данный период жизни.
Одно из последних мест в анкетном опросе у обучающихся занимает мотив желания выполнять физические упражнения и мотив быть не хуже других, хорошо показать себя на занятиях по физической культуре.
Мотивационная установка обучающихся средних профессиональных учреждений на последнем курсе предоставлена в таблице 2.
Таблица 2
Мотивационная установка обучающихся средних профессиональных учреждений на 3 курсе
№ п/п Установка мотивации 3 курс (М±т) Ранг
1. Повысить уровень состояния здоровья. 8,5±0,9 9
2. Выполнить физические упражнения. 9±0,9 10
3. Потребность в движении. 5,5±0,6 5
4. Стремление проявить свои физические данные. 2,5±0,6 3
5. Улучшение физической формы. 6±1,5 6
6. Желание получить отличную оценку. 1,75±0,3 1
7. Не быть хуже сверстников. 4,5±0,9 4
8. Повысить уровень самочувствия. 7,5±0,6 7
9. Желание быть не хуже других. 8±1,2 8
10. Общение с ровесниками. 2±0,6 2
Примечание: М - среднее арифметическое значение, т - ошибка среднего арифметического значения
Результаты анкетного опроса показывают, что у большинства студентов третьего курса преобладает мотив получения оценки. В этом возрасте возникают проблемы с успеваемостью, то есть не желание учиться и получить хорошую оценку. Это сопряжено не с работоспособностью обучающегося или его умственными возможностями, а с резким падением заинтересованности к учению, снижением мотивации к учебной деятельности. В результате у обучающегося появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает самооценка к учебной деятельности и замедляет процесс усвоения теоретических дисциплин. Таким образом, чувство не успешности приводит обучающегося к потере интереса к учебной деятельности.
К среднему уровню мотивации относится мотив общения с ровесниками, стремление проявить свои умственные и физические данные и мотив самоутверждения. Мотив самоутверждения связан с ощущением собственного достоинства, честолюбием, себялюбием. Обучающийся пробует доказать окружающим, что он чего-то стоит, хочет получить определенный статус в обществе, хочет казаться лучше других, чтобы его уважали и оценивали по достоинству.
Мотив повысить уровень состояния здоровья, мотив повысить уровень самочувствия занимает одно из последних мест. Одно из главных препятствий распространению здорового образа жизни - это не знание, что физиологическая потребность людей к физическим нагрузками это естественная и жизненно необходимая потребность человека, или психика людей которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости.
И.П. Павлов считал физическую работу «величайшим средством в случае расстройства высшей нервной деятельности».
У обучающихся не сформировано ценностное позиция к своему здоровью, что объясняется не профессиональной пропагандой медицинских и педагогических знаний о здоровом образе жизни.
Выводы. Анализ научно-методической литературы показал, что мотивы, побуждающие обучающихся средних учебных учреждений к занятиям по физической культуре, зависят от возраста и отношение к физическим нагрузкам могут быть разными.
Исследование мотивации затрагивают процессы, побуждающих человека к действию или бездействию.
По данным опроса обучающихся на 1 курсе выявилось, что мотив к удовлетворению потребностей к движениям занимает высокий уровень. На среднем уровне преобладает мотив в получении высокой оценки и мотив в улучшении состояния здоровья. Наиболее низкий уровень мотивации занимает мотив хорошо выступить, показать себя физической форме.
По данным опроса обучающихся старших курсов было выявлено, что мотив в получении оценки занимает самый высокий уровень. Это связано не с высокой доли работоспособности обучающегося или его умственными способностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. В результате учебной деятельности обучающийся становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, не желание получить не удовлетворительную оценку, что еще больше снижает желание учиться и снижает процесс усвоения знаний. Так же к доминирующим мотивам относится мотив стремления показать свои умственные и физические способности и мотив не отставать от ровесников. Обучающийся пытается доказать окружающим, что он особенный, хочет преимущество перед сверсниками. К наиболее низкому уровню мотивации относится мотив желания выполнять физические нагрузки.
Литература:
1. Алексеев В.А. Физкультура и спорт / В.А. Алексеев М.: Просвещение, 2000. - 468 с.
2. Иванова О.М., Билалова Л.М., Матвеев С.С. Физическая культура как условие качества жизни индивида / О.М. Иванова, Л.М. Билалова, С.С. Матвеев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 6). - С. 657-661.
3. Матвеев С.С. Социальная детерминация изменения биотического потенциала населения современного регионального социума: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / С.С. Матвеев. - Уфа, 2007. - С. 124.
4. Матвеева Л.М. Социальные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Л.М. Матвеева. - Уфа, 2004. - С. 12.
5. Матюхина М.В., Михальчук Т.С. Возрастная и педагогическая психология. - М.: 1989. - 396 с.
6. Шаяхметова Э.Ш., Матвеев С.С., Матвеева Л.М. Образ жизни как фактор здоровья современного / Э.Ш. Шаяхметова, С.С. Матвеев, Л.М. Матвеева // Здоровье и образование в XXI веке. Изд-ва: Сообщество молодых врачей и организаторов здравоохранения. - М., 2016. Т. 18. №2. - С. 794-797.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Богаткова Анна Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена изучению нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа теоретических источников рассмотрена связь нарушений фонематической стороны речи с нарушениями письма и чтения, представлены результаты исследования уровня сформированности фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: фонемы, фонематическая сторона речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое восприятие, процесс фонемообразования.
Annotation. The article is devoted to the study of violations of the phonemic side of speech in children of senior preschool age. Based on the analysis of theoretical sources, the connection of violations of the phonemic side of speech with violations of writing and reading is considered, the results of the study of the level of formation of the phonemic side of speech in children of senior preschool age are presented.
Keywords: phonemes, phonemic side of speech, phonematic phonemic underdevelopment, phonemic perception, phoneme formation process.
Введение. Вопросы исследования нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста являются особенно актуальными в настоящее время. Данный возраст является подготовкой к переходу ребёнка на дальнейший, весьма значительный этап его жизни - поступление в школу. Вследствие этого, одно из главных мест в системе работы с детьми 6-7 лет занимает развитие базовых функций, обеспечивающих в последствие обучение в школе. Грамматически правильная речь это не только показатель того, что ребёнок готов к обучению в школе, но и залог того, что ребёнку будет легче и проще в овладении грамотой и чтением.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов развития произношения у детей с различными расстройствами речи вследствие дефектов произношения и восприятия фонем. У детей с ФФНР фонематическое восприятие не достаточно развито, в результате этого невыполнимо становление звукового анализа. Недоразвитие фонематического восприятия может привести к тому, что ребенок будет испытывать весьма значительные трудности по мере овладения им произносительной стороной речи, также он столкнется с затруднениями при освоении грамоты, письма и чтения, и, конечно же, программы начального обучения [1, 2, 3].
Таким образом, ФФНР является серьезным препятствием на пути освоения навыков чтения и письма и является предрасполагающим фактором развития дислексии и дисграфии у детей школьного возраста.
Формулировка цели статьи. Теоретические и практические исследования в логопедии убедительно доказывают, что полноценное развитие фонематической стороны речи - важный фактор успешного становления речевой системы в целом.
Дети, имеющие неустраненные, на момент прихода в начальную школу, нарушения фонематических процессов, составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В этой связи особую значимость приобретает выявление особенностей развития фонематической стороны речи у дошкольников с ФФНР, позволяющее не только вычленить наиболее уязвимые её компоненты, но и выстроить целенаправленную и максимально эффективную коррекционно-логопедическую работу. Именно практическое исследование уровня сформированности фонематической стороны речи старших дошкольников и явилось целью диагностического обследования, результаты которого представлены в данной статье.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе в системе дошкольного образования наблюдается рост числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
У детей с данным нарушением наблюдаются особенности звукового оформления речи и фонематического восприятия. Наиболее распространенными ошибками в устной речи старших дошкольников с ФФНР являются замены и смешение звуков. В основном такое происходит, когда соответствующие звуки дети совсем не произносят, либо произносят искаженно. Иногда имеет место замена правильно произносимых звуков. Ошибки в этом случае носят неустойчивый характер: в одних случаях звуки произносятся верно, в других - заменяются. Вместе со звуками могут заменяться целые слоги. Сложные в артикуляции звуки заменяются более простыми по артикуляции, к примеру: вместо [с], [ф]-[ш], вместо [л], [р]-[р'], [л'], вместо звонких — глухие звуки; шипящие (фрикативные) и свистящие заменяются звуками [д], [д'], [т], [т'] [2, 5, 6, 10].
Отсутствие звука, либо его замена другим, близким по артикуляционному признаку, является причиной смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, сходных акустически или артикуляционно, у детей с ФФНР развивается артикулема, но сам процесс фонемообразования при этом не заканчивается. Сложности различения близких между собой звуков, но принадлежащих к разным фонетическим группам, приводят, в дальнейшем, к их смешению на письме и при чтении. Общее число неправильно употребляемых в речи звуков может быть высоким и иметь тенденцию к увеличению при запущенных формах нарушений. В основном искажаются шипящие и свистящие звуки: ([з]-[зь], [с]-[сь]; [ш],[ц],[ж],[щ],[ч]);[дь] и [ть]; звуки [р],[л],[рь]; звонкие звуки заменяются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары твердых и мягких звуков; отсутствуют гласный [ы] и согласный [й] [7, 8].