выявлено. При повторном тестировании были выявлены достоверно значимые различия в тестах на силовые способности и силовую выносливость. Следовательно, можно предположить, что разработанная методика для самостоятельных занятий юношей экспериментальной группы эффективны как для воспитания физических способностей, так и для улучшения функционального состояния, выявленного на основе самооценки.
Литература:
1. Бубновский С.М. Практическое руководство по кинзиотерапии - М. 1998. - С. 42.
2. Бубновский С.М. Методика Бубновского: краткий путеводитель. «Эксмо». - М. - 2017. - С. 19-21.
3. Бубновский С.М. Азбука здоровья. Все о позвоночнике и суставах от А до Я. «Эксмо». - М. 2017. - С. 5-7.
4. Каптелин И.О., Лебедева И.П. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. - М., 1995. - 452 с.
5. Матвеева Л. М. Социальные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Л.М. Матвеева. - Уфа, 2004. - 165 с.
6. Фищенко В.Я., Лазарев И.А., Рой И.В. Кинезиотерапия поясничного остеохондроза. М.: 2007. - 96 с.
Педагогика
УДК373.51
кандидат педагогических наук профессор Аслаев Сагит Тухватович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); доцент Аслаев Тимур Сагитович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); старший преподаватель Петров Алексей Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена ведущим мотивам школьников младших и средних возрастов. По данным опроса младших школьников выявилось, что мотив к удовлетворению потребностей к движениям занимает высокий уровень. На среднем уровне преобладает мотив в получении положительной оценки и мотив в улучшении состояния здоровья.
По данным опроса средних школьников выявилось, что мотив в получении оценки занимает самый высший уровень. Это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Ключевые слова: мотив, мотивация, школьный возраст, физическая культура, физическое развитие, здоровье, двигательная активность, здоровый образ жизни.
Annotation. The article is devoted to the leading motives of primary and secondary school children. According to a survey of younger students revealed that the motive to meet the needs of the movements is high. At the average level, the motive in obtaining a positive assessment and the motive in improving health prevails.
According to a survey of secondary school students revealed that the motive in obtaining the highest level of assessment. This is not due to the child's performance or intellectual abilities, and with a sharp drop in interest in learning, reduced learning motivation.
Keywords: motivation, motivation, school age, physical education, physical development, health, motor activity, healthy lifestyle.
Введение. Современное состояние здоровья и физическое развитие населения свидетельствуют о необходимости коренных изменений в системах здравоохранения и физического воспитания. Разработка и осуществление неотложных мер по модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности, реконструкции организационных основ и управления здравоохранением и системой физического воспитания стали важнейшими социальными задачами [6, с. 120].
Создание условий для гармонически развитой личности, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и развитие способностей, которые дала ему природа, все это и является результатом его деятельности [1, с. 268].
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Школьный возраст, как и все возрасты, является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность -деятельность учения. Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой [8, с. 108].
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления. Младший школьный возраст среди других этапов жизни выделяется наименьшей заболеваемостью и наибольшим накоплением сил для перехода к следующему периоду. Продолжается активный рост развитие и укрепление мышечной ткани, связок, костей скелета, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а главное - нервной системы, управляющей сложнейшим из механизмов -человеческим организмом [11, с. 148].
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Средний школьный возраст (10-15 лет) - это переход от детства к юности, который можно охарактеризовать
как возраст глубокой перестройки организма ребенка и общего подъема жизнедеятельности жизни школьника. В это время организм продолжает свое активное формирование, масса тела и рост стремительно увеличиваются, интенсивно осуществляются обменные процессы в организме [9, с. 97].
Формулировка цели статьи и задач. Цель нашего исследования - исследовать преобладающие мотивы учащихся младшего и среднего возраста к физической культуре.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи: Выявить ведущие мотивы у школьников младших и средних возрастов.
Изложение основного материала статьи. Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление. Хотя её зарождение и развитие связано с удовлетворением естественных, т.е. природных потребностей человека, это не дает оснований ни для сведения физической культуры к биологическим началам, ни для признания её независимости от основных условий жизни общества. Как и культура общества в целом, физическая культура - продукт социального развития. Состояние и характер использования её определяются, в конечном счете, уровнем развития производительных сил общества и характером коренных социальных отношений.
Трудности периода социально-экономического реформирования российского общества разрушительно сказались на физкультурно-оздоровительной деятельности в стране, что негативно отразилось на состоянии здоровья широких слоев российского населения. Появление хорошо оснащенных платных физкультурно-оздоровительных центров, спортивных и тренажерных залов не в состоянии решить проблему укрепления здоровья широких слоев населения, поскольку доступны крайне малочнсленному слою богатых людей, способных оплатить дорогостоящие физкультурно-оздоровительные услуги. Основная же часть населения страны практически полностью утратила возможность для занятий даже легко доступными видами физической культуры [7, с. 1-2].
Физическая культура имеет непосредственное отношение к производительным силам общества. Воздействуя на главную созидательную силу общественного производства - человека, содействуя развитию его естественных жизненных сил и общей дееспособности, она тем самым способствует умножению самого ценного «капитала» общества. Физическая культура связана вместе с тем с различными формами духовной жизни общества, с его идеологической и политической надстройкой.
Принято выделять следующие разделы физической культуры:
1. Физическое воспитание - это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путем применения системы физических упражнений. Это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управления развитием физических качеств человека.
Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.) [2, с. 117].
2. Спорт - специфическая форма физической культуры, деятельность которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений. Спорт как деятельность соревновательная по своей сути максимален, независимо от уровня квалификации спортсменов [4, с. 204].
Итогом многолетних занятий физической культурой и спортом должно стать стремление к физическому совершенству, под которым следует понимать исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям.
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять при необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе к географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов [10, с. 119].
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека и мотивов [5, с. 309].
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов [3, с. 237].
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Младший школьный возраст среди других этапов жизни выделяется наименьшей заболеваемостью и наибольшим накоплением сил для перехода к следующему периоду.
Средний школьный возраст самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Анкетирование проходило по методике Колосовой С.П. Анкетная методика направлена на выявление доминирующих мотивов к уроку физической культуры. В анкетировании предлагается ответить на 10 вопросов, предусматривающих ранговый метод опроса (в порядке возрастания). На каждый вопрос-утверждение учащемуся необходимо ответить одним вариантом ответа (цифрой). Ответы заносятся в специальную таблицу.
В результате исследования мы получаем количественные характеристики десяти мотивов.
1. Улучшение состояния здоровья
2. Желание выполнять физическое упражнение
3. Удовлетворение потребностей в движении
4. Стремление показать свои способности
5. Улучшение физической подготовленности
6. Желание получить хорошую оценку
7. Чтобы не отставать от сверстников
8. Улучшить самочувствие
9. Желание хорошо выступить
10. Общение со сверстниками
Мотивационная направленность младших школьников предоставлена в таблице 1.
Таблица 1
Мотивационная направленность младших школьников
Направленность мотивации Младший школьный Возр. (М±т) Ранг
1. Улучшение состояния здоровья. 5,75±0,3 5
2. Желание выполнять физическое упражнение. 8,75±0,9 10
3. Удовлетворение потребностей в движении. 2,25±0,6 1
4. Стремление показать свои способности. 3±0,34 3
5. Улучшение физической подготовленности. 7,5±1,5 8
6. Желание получить хорошую оценку. 5±0,6 4
7. Чтобы не отставать от сверстников. 6,25±0,9 6
8. Улучшение самочувствия. 7,5±0,6 7
9. Желание хорошо выступить. 8,25±0,6 9
10. Общение со сверстниками. 2,5±0,9 2
Примечание: М - среднее арифметическое значение, т - ошибка среднего арифметического значения
Мотивационная направленность средних школьников предоставлена в таблице 2.
Таблица 2
Мотивационная направленность средних школьников
Направленность мотивации Средний школьный Возр. (М±т) Ранг
1. Улучшение состояния здоровья. 8,5±0,9 9
2. Желание выполнять физическое упражнение. 9±0,9 10
3. Удовлетворение потребностей в движении. 5,5±0,6 5
4. Стремление показать свои способности. 2,5±0,6 3
5. Улучшение физической подготовленности. 6±1,5 6
6. Желание получить хорошую оценку. 1,75±0,3 1
7. Чтобы не отставать от сверстников. 4,5±0,9 4
8. Улучшение самочувствия. 7,5±0,6 7
9. Желание хорошо выступить. 8±1,2 8
10. Общение со сверстниками. 2±0,6 2
Примечание: М - среднее арифметическое значение, т - ошибка среднего арифметического значения
Как показывают результаты анкетирования, у большинства детей в среднем школьном возрасте преобладает мотив получения оценки. У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной не успешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.
К средней степени мотивации относится так же мотив общения со сверстниками, стремление показать свои способности и мотив самоутверждения. Мотив самоутверждения связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Ученик пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет казаться лучше других, чтобы его начали уважать и ценить.
Мотив улучшения состояния здоровья, мотив улучшения самочувствия занимает одно из последних мест. Главное препятствие распространению ЗОЖ - это психика людей, которая сопротивляется
ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости. У школьников не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Выводы. По данным опроса младших школьников выявилось, что мотив к удовлетворению потребностей к движениям занимает высокий уровень. На среднем уровне преобладает мотив в получении положительной оценки и мотив в улучшении состояния здоровья. Наиболее низкий уровень мотивации занимает мотив хорошо выступить, показать себя физически.
По данным опроса средних школьников выявилось, что мотив в получении оценки занимает самый высший уровень. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Так же к доминирующим мотивам относится мотив стремления показать свои способности и мотив не отставать от сверстников. Ученик пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, хочет казаться лучше других. К наиболее низкому уровню мотивации относится мотив желания выполнять физический нагрузки.
Литература:
1. Алексеев В.А. Физкультура и спорт. М.: Просвещение, 2000. - С. 268.
2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта- К.: Олимпийская литература, 2002. - С. 117.
3. Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры. - М.: 1998. - С. 237.
4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб.пособие. М.: издательский центр «Академия», 2002. - С. 204.
5. Ильин Е.П. Мотив и мотивация. СПб: Изд-во «Питер», 2000. - С. 309.
6. Матвеев С.С. Социальная детерминация изменения биотического потенциала населения современного регионального социума: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / С.С. Матвеев. - Уфа, 2007. - С. 120.
7. Матвеева Л. М. Социальные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Л.М. Матвеева. - Уфа, 2004. - С. 1-2.
8. Матюхина М.В., Михальчук Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическаяпсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М. -1989. - С. 108.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 97.
10. Титарникова Л.Г. Российская школа здоровье и индивидуального развития детей. СПб. - Межд. журнал экспериментального образования. - 2016. - № 10 (часть 1) - С. 119.
11. Худик В.А. Диагностика детского развития: методы исследования. Киев. - 2001. - С. 148.
Педагогика
УДК: 371.146
ассистент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Елабуга); доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Талышева Ирина Анатольевна
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Елабуга)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Аннотация. Переход системы общего образования на личностно-ориентированную модель обучения устанавливает высокие требования к особенностям профессиональной деятельности учителя. Определение соответствия трудовых действий учителя нормативным требованиям Профессионального стандарта педагога вызывает необходимость поиска эффективных способов оценки профессиональных компетентностей учителя. Выяснено, что компонентами комплексной оценки результатов деятельности педагогических работников выступают шесть компетентностей, определяющих пригодность учителя к трудовой деятельности. Установлено, что завышенный уровень учительской самооценки профессиональных компетентностей является одним из факторов, негативно влияющих на квалификационные показатели качественной оценки эффективности результатов деятельности педагогических коллективов школ.
Ключевые слова: модернизация образования, техника оценивания, комплексная оценка результатов педагогической деятельности, профессиональная компетентность учителя, самооценка, эмпатийность, рефлексия, самоорганизация.
An^tatton. The transition of the system of General education to a personality-oriented model of training sets high requirements for the features of the professional activity of the teacher. Determination of compliance of teacher's labor actions with the regulatory requirements of the Professional standard of the teacher causes the need to find effective ways to assess the professional competences of the teacher. It is found that the components of a comprehensive assessment of the results of the activities of teachers are six competences that determine the suitability of the teacher to work. It is established that the overestimated level of teachers ' self-assessment of professional competences is one of the factors negatively influencing qualification indicators of a qualitative assessment of efficiency of results of activity of pedagogical collectives of schools.
Keywords: modernization of education, assessment technique, complex evaluation of pedagogical activity results, professional competence of the teacher, self-assessment, empathy, reflection, self-organization.
Введение. На современном этапе модернизации отечественного образования остро встает проблема оценки качества профессиональной деятельности педагогов основной общеобразовательной школы. Особый интерес эта проблема приобретает в силу реализации требований Профессионального стандарта педагога и