Научная статья на тему 'Исследование могильника Телячий Брод в Чусовском районе Пермского края: ритуальные рвы - отражение ритуальной практики средневекового населения'

Исследование могильника Телячий Брод в Чусовском районе Пермского края: ритуальные рвы - отражение ритуальной практики средневекового населения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
540
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКИЙ КРАЙ / ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ЛОМОВАТОВСКАЯ КУЛЬТУРА / РОДАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА / РИТУАЛЬНЫЕ РВЫ / PERM KRAI / MIDDLE AGES / LOMOVATOVSKAYA CULTURE / RODANOVSKAYA CULTURE / RITUAL DITCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крыласова Н. Б.

В 2013 г. в рамках программы противоаварийных исследований производились работы на средневековом могильнике Телячий Брод в Чусовском районе Пермского края. Уникальность данного памятника заключается в том, что он сочетает в себе захоронения VII-IX вв. ломоватовской культуры и позднюю часть XII-XIV вв., относящуюся к родановской культуре. Ранняя часть, расположенная на стрелке мыса, была ограничена ритуальным ровиком, фрагмент которого изучен в 2013 г. это сооружение, судя по материалам, одновременно погребениям ломоватовской культуры. Поздняя часть могильника начала заполняться спустя два века: вновь заселившее берег р. Усьвы население продолжило совершать захоронение за пределами ритуального ровика. Эта часть, в свою очередь, была огорожена с напольной стороны ровиком. Есть основания предполагать, что подобные сооружения могут быть выявлены и на других средневековых могильниках Пермского Предуралья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF TELYACHIY BROD IN CHUSOVOY REGION OF PERM KRAI: RITUAL DITCHES - REFLECTION OF MEDIEVAL POPULATION RITUAL PRACTICE

Works at Telaychiy Brod medieval burial ground in Chusovoy region of Perm krai were carried out within the framework of anti-damage research programme in 2013. The uniqueness of this monument is that it combines burials of lomovatovskaya culture of the 7th the 9th centuries and late part of the 12th-14th centuries, relating to rodanovskaya culture. Early part located on of the arrow cape was limited to ritual trench, fragment of which was studied in 2013 according to the materials, this is a construction simultaneous to lomovatovskaya culture burials. Later part of the burial ground began to fill after 2 centuries, newly populated bank of Usva river people continued to bury outside ritual trench. This part was enclosed with the trench from the floor side. There are reasons to assume that such constructions can be revealed at other Perm Cis-Urals medieval burials.

Текст научной работы на тему «Исследование могильника Телячий Брод в Чусовском районе Пермского края: ритуальные рвы - отражение ритуальной практики средневекового населения»

Н.Б. Крыласова

(Пермский научный центр УрО РАН, Пермь)

ИССЛЕДОВАНИЕ МОГИЛЬНИКА ТЕЛЯЧИЙ БРОД В ЧУСОВСКОМ РАЙОНЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ: РИТУАЛЬНЫЕ РВЫ - ОТРАЖЕНИЕ РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ*

* Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 15-11-59002 «Символические функции объектов традиционной культуры народов Урала» и гранта РФФИКИАС 14-06-96002р_урал_а «Средневековое Пермское Предуралье: меняющееся население в изменяющейся среде»

В 2013 г. в рамках программы противоаварийных исследований производились работы на средневековом могильнике Телячий Брод в Чусовском районе Пермского края. Уникальность данного памятника заключается в том, что он сочетает в себе захоронения УП-1Х вв. ломоватовской культуры и позднюю часть Х11-Х1У вв., относящуюся к роданов-ской культуре. Ранняя часть, расположенная на стрелке мыса, была ограничена ритуальным ровиком, фрагмент которого изучен в 2013 г. - это сооружение, судя по материалам, одновременно погребениям ломоватовской культуры. Поздняя часть могильника начала заполняться спустя два века: вновь заселившее берег р. Усьвы население продолжило совершать захоронение за пределами ритуального ровика. Эта часть, в свою очередь, была огорожена с напольной стороны ровиком. Есть основания предполагать, что подобные сооружения могут быть выявлены и на других средневековых могильниках Пермского Предуралья.

Ключевые слова: Пермский край, эпоха средневековья, ломоватовская культура, рода-новская культура, ритуальные рвы.

N.B. Krylasova

(Perm Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm)

RESEARCH OF TELYACHIY BROD IN CHUSOVOY REGION OF PERM KRAI: RITUAL DITCHES - REFLECTION OF MEDIEVAL POPULATION

RITUAL PRACTICE*

* This article was prepared within the framework of the grant 15-11-59002 'Symbolic functions of traditional culture objects of the Urals peoples' and grant 14-06-96002 'Medieval Perm Cis-Urals: changing population in changeable environment'

Works at Telaychiy Brod medieval burial ground in Chusovoy region of Perm krai were carried out within the framework of anti-damage research programme in 2013. The uniqueness of this monument is that it combines burials of lomovatovskaya culture of the 7th - the 9th centuries and late part of the 12th-14th centuries, relating to rodanovskaya culture. Early part located on of the arrow cape was limited to ritual trench, fragment of which was studied in 2013 - according to the materials, this is a construction simultaneous to lomovatovskaya culture burials. Later part of the burial ground began to fill after 2 centuries, newly populated bank of Usva river people continued to bury outside ritual trench. This part was enclosed with the trench from the floor side. There are reasons to assume that such constructions can be revealed at other Perm Cis-Urals medieval burials.

Key words: Perm krai, the Middle Ages, lomovatovskaya culture, rodanovskaya culture, ritual ditches.

© Крыласова Н.Б., 2016

Могильник Телячий Брод по праву можно отнести к числу уникальных средневековых памятников Пермского Предуралья. Во-первых, это один из немногих выявленных и исследованных раскопками позднесредневековых могильников, на основе материалов которого во многом сформированы представления об особенностях погребального обряда и вещевого комплекса родановской археологической культуры. Во-вторых, это памятник, отражающий два периода заселения данной территории в эпоху средневековья, он содержит небольшую раннюю часть У11-1Х вв. и хронологически не связанную с ней позднюю часть Х11-Х1У вв., занимавшую существенно большую площадь.

Могильник Телячий Брод находится приблизительно в нескольких километрах к северо-западу от г. Чусового, в 300-400 м к западу от одноименного селища на двух мысах коренной террасы правого берега р. Усьвы, приблизительно в 200 м от берега. Высота мысов, на которых расположен могильник, составляет 9-12 м над поймой р. Усьвы. Мысы разделены глубоким логом. Восточный мыс имеет остроугольную форму и крутые склоны, западный - форму трапеции, широкое основание которой развернуто к реке, северный склон его крутой, восточный и западный, спускающиеся в овраги, более пологие.

К сожалению, могильник, имеющий ключевое значение в изучении средневековой археологии Пермского Предуралья, находится в аварийном состоянии. Восточный мыс, на котором располагалась основная часть поздних захоронений, был подрезан скрепером при сооружении дороги, линии электропередач и трубопровода к насосной станции Усьвенского водозабора. По оврагам, разделяющим и ограничивающим мысы, прежде проходили тропы, ведущие в пойму, которые использовались для прогона скота с ближайшей фермы и частных стад из жилого поселка Лисьи Гнезда на водопой к броду через р. Усьву, давшему название археологическому комплексу, в который кроме могильника входят селище и городище-убежище. В настоящее время по логу, ограничивающему с запада площадку могильника, проходит лесная дорога. Южная часть могильника нивелирована бульдозером при попытке расчистить это место под верхний склад леса для лесосплава в 1985 г. Площадки могильника заросли густым еловым лесом с примесью березы и осины и с обильным подлеском. На восточном мысу имеются следы углежогных ям XIX в. и яма от лесной избушки-землянки.

С конца 1990-х гг. могильник активно разрушается браконьерами. В 2003 г. в процессе полевых исследований археологического комплекса было выявлено, что на могильнике Телячий Брод грабительские ямы находились не только в той части мыса, где располагались раскопы прежних лет, но и в его юго-восточной части, расположенной восточнее дороги, ведущей к водозабору. Этот участок прежде не подвергался исследованиям, так как, во-первых, южная граница могильника до сих пор окончательно не установлена, исследования постепенно продвигаются к югу, и до уровня, параллельного остаткам мыса за дорогой, еще не дошли; во-вторых, юго-восточная часть мыса, отделенная дорогой, покрыта настолько густым лесом с обильным подлеском, что закладка там раскопов представлялась нецелесообразной. При обследовании данной части мыса выявлено около шести десятков грабительских ям, распространенных на расстоянии до 120 м к югу от стрелки останца мыса. Вероятно, границу их распространения можно считать южной границей памятника. Юго-восточная окраина могильника на останце мыса, разрезанного дорогой, несомненно, является частью известного ранее могильника Телячий Брод, но по современной ситуации эта часть территориально оторвана от основной. Между изученной площадкой могильника

и вновь выявленной его частью при строительстве дороги был сделан прорез в мысе шириной около 70 м, уничтоживший значительную часть могильника.

Могильник Телячий Брод впервые был обследован М.В. Талицким в 1935 г., который собрал в шурфах керамику Х-ХШ вв. В 1964 г. могильник был вторично открыт местным краеведом И. Звегинцевым, и в том же году раскапывался В. А. Обориным (КАЭ ПГУ), которым было заложено четыре небольших раскопа общей площадью 112 м2. Раскопы 1-Ш были разбиты на восточном мысу, на раскопе I обнаружено и изучено четыре погребения, на раскопах II и III - остатки разрушенных погребений. На основании полученных материалов В. А. Оборин датировал могильник УП-Х^ вв. и отнес его к ломоватовско-родановской культуре. Раскоп IV, разбитый на западном мысу, никаких материалов не дал. Результаты раскопок опубликованы В.А. Обориным в 1973 г. (Оборин, 1973).

В 1986, 1987, 1989 и 1991 гг. изучение могильника было продолжено под руководством А.М. Белавина (КАЭЭ ПГГПУ), которым вскрыто около 400 м2, изучено 65 погребений, ритуальный ров, площадка для тризн, собран богатый вещевой материал, который позволил уточнить дату могильника - УП-ХГУ вв. (Белавин и др., 1988; Белавин, Носкова, 1989).

В 1999 г. раскопки могильника были продолжены отрядом КАЭЭ ПГГПУ под руководством Н.Б. Крыласовой, заложено три раскопа общей площадью 140 м2, изучено 16 погребений (Крыласова, 2000, с. 10-25). В 2003 г. Н.Б. Крыла-совой заложено два небольших раскопа общей площадью 45 м2 на части могильника, сохранившейся к востоку от дороги, ведущей к водозабору (усл. «Могильник Телячий Брод II»), изучено четыре погребения (Крыласова, 2004, с. 37-38).

В 2013 г. исследование могильника Телячий Брод осуществлялось по госконтракту с Министерством молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края № 131 от 24.06.2013 г. на производство противоаварийных исследований объектов археологического наследия Пермского края, в связи с тем, что осмотр площадки памятника, осуществленный в период исследований в 2012 г., Саламатовского городища, расположенного в 2 км выше по течению р. Усьвы (руководитель С.И. Абдулова), показал наличие большого количества свежих грабительских ям на участках, не затронутых раскопами.

При осмотре территории памятника, произведенном в 2013 г., выявлено, что в целом площадка могильника на восточном мысу не подвержена эрозии, раскопы предыдущих лет хорошо задернованы, шурфы М.В. Талицкого и раскопы В. А. Оборина 1964 г., несмотря на то что по традиции тех лет они не были засыпаны, находятся в удовлетворительном состоянии, поросли густым ельником. В районе стрелки восточного мыса, на котором расположен могильник, во время урагана 2012 г. повалено несколько деревьев. На площадке памятника выявлены многочисленные грабительские ямы разных размеров - от небольших «закопушек» до достаточно больших ям размерами около 1,5x1,5 м и глубиной до 1 м, наибольшая концентрация которых наблюдается к востоку от площади, изученной раскопами, и к югу от нее. На западном мысу, где раскопами В. А. Оборина и А.М. Белавина погребений не выявлено, концентрация грабительских вкопов невелика. В процессе осмотра грабительских ям в отвале одной из них обнаружены фрагменты разрушенного медного котла (рис. 2).

Раскоп VI 2013 г. общей площадью 108 м2 располагался к западу от раскопа VI 1987 г. и к северу от раскопа VIII 1991 г. А.М. Белавина. Изучено восемь погребений и семь ям. В итоге общая изученная часть памятника составила 793 м2, количество погребений (с учетом изученных за дорогой на могильнике Телячий Брод II) - 98 (рис. 1/А).

Рис. 1: А - сводный план раскопов на восточном мысу могильника Телячий Брод; Б - материалы, связанные с ритуальным ровиком

Рис. 2. Фрагменты медного котла, обнаруженные в отвале грабительской ямы

Погребения располагались рядами, вытянутыми вдоль мыса по направлению север-юг с небольшими отклонениями. Преобладающая ориентировка погребений запад-восток с отклонениями к СВ-ЮЗ. Погребения, изученные в 2013 г., относятся к четырем рядам, расположенным параллельно друг другу по направлению север-юг. При этом по сводному плану раскопов четко прослеживается, что изученные в 2013 г. ямы № 2, 6 и 5 представляют собой разрушенные грабительскими ямами погребения - они занимают свое место в рядах погребений, по форме, размерам, ориентировке и основной части заполнения также соотносятся с погребениями.

Другие ямы, возможно, связаны с поминальной обрядностью, яма № 1 является завершением ритуального рва, часть которого была изучена на раскопе VI 1987 г.

Случаи взаимонарушения погребений на могильнике Телячий Брод единичны. Можно предполагать наличие наземных сооружений, с одним из которых, вероятно, была связана столбовая конструкция, выявленная по периметру погребения № 96.

Кости скелета в погребениях сохраняются очень плохо. В 2013 г. они не зафиксированы ни в одном из погребений. В погребении № 92, в ямах и междумогильном пространстве найдены кости и зубы животных, преимущественно -зубы (челюсти) лошади. Использование частей лошади в погребальной и поми-

ЧУ ЧУ ЧУ ЧУ ЧУ

нальной обрядности является характерной чертой ломоватовской и родановской археологических культур Предуралья.

На раскопе 2013 г. преобладали могильные ямы простой конструкции с однородным заполнением (преимущественно - светло-серая супесь с вкраплениями мелких угольков и золы). Погребальный инвентарь выявлен только в трех погребениях из восьми изученных.

Наибольший интерес представляет погребение № 95 с достаточно представительным набором погребального инвентаря (рис. 3). Оно было зафиксировано на глубине -0,3 м от поверхности в виде овального светло-серого пятна размерами 1,85x0,60 м, ориентированного по линии ВСВ-ЗЮЗ. Первоначально в процессе разборки могильной ямы и изучения ее разреза сложилось представление, что могильная яма, заполненная светло-серой супесью с включением мелких угольков и золы, имеет ровное дно глубиной до -0,5 м, слегка наклонные стенки,

скругляющиеся ко дну. Однако при прокопе раскопа в могильной яме под тонкой (до 0,07 м) прослойкой был выявлен слой с большим содержанием угля мощностью до 0,1-0,15 м, содержащий предметы погребального инвентаря. Таким образом, общая глубина могильной ямы составляла -0,6 м.

На первом уровне разборки погребения в слое светло-серой супеси с включением мелких угольков и золы находки концентрировались в юго-западной четверти могильной ямы. Здесь на глубине -0,38 м от поверхности была обнаружена сломанная на две части железная дужка котла, южнее располагался железный нож, с северо-восточной стороны - бронзовая спиралевидная пронизка, привеска-колокольчик и фрагмент керамического сосуда. Под прослойкой коричневой супеси в слое, насыщенном углем, в ВСВ части могильной ямы на глубине от -0,51 до -0,57 м расчищены обломки керамического котла, между которыми обнаружены две металлические накладки и фрагменты низки из спиралевидной и колоколовидной пронизок. К ЗЮЗ от этого скопления находились детали поясного набора, включающие металлические накладки условно «сердцевидной» формы и розетковидные, а также наконечник ремня. Среди

Рис. 4. Фрагменты керамического котла, фрагмент железной дужки котла: 1-3 - яма 2; 4 - погребение № 96

деталей поясного набора найдены фрагменты бронзовых спиралевидных прони-зок, бронзовые привески-колокольчики и стеклянная бусина. Судя по составу погребального инвентаря, погребение женское.

В процессе раскопок 2013 г. на могильнике Телячий Брод собран относительно немногочисленный, но выразительный материал, который в комплексе свидетельствует о принадлежности могильника к ломоватовской и родановской археологическим культурам.

Большинство вещевых находок принадлежат к позднему периоду функционирования могильника.

В погребении № 95, ямах № 2 и 6 обнаружены фрагменты керамических котлов (рис. 3/20; 4/1-3). Подобные котлы распространились в Пермском Преду -ралье с XII в., но наиболее характерными они являются для ХШ-Х^ вв. (Крыла-сова, 2007, с. 43). Для подвешивания керамических котлов над огнем, как и в случае с металлическими, использовались железные дужки (рис. 3/1; 4/4). Дужки котлов, обнаруженные в погребениях № 95 и 96, изготовлены из торсированного желез-

ного прута. По имеющимся наблюдениям, такой способ декорирования железных изделий получил широкое распространение в ХШ-Х1У вв.

В погребениях № 94 и 95 представлены украшения из цветных металлов. Большинство привесок-колокольчиков и колоколовидных пронизок (рис. 3/3, 5, 7, 12, 14; 6/1-4), а также отдельные типы поясных накладок (рис. 3/6) изготовлены по технологии, распространившейся в Прикамье не ранее конца XI в., при которой элементы из гладкой и штампованной проволоки вставлялись в литейную форму и заливались металлом (Крыласова, 2013, с. 110). При этом привеска-колокольчик из погребения № 94 сохранилась с фрагментом цепочки, звено которой состоит из двух петелек, расположенных в разных плоскостях, на месте их соединения - розетка из шарика металла, обернутого вокруг проволочкой с насечками (рис. 6/1). По наблюдениям А.В. Вострокнутова, такие звенья характерны для цепочек конца ХП-ХШ вв. (Востокнутов, 2013, с. 7). К этому же периоду можно отнести и привески-колокольчики, найденные в указанных погребениях (Востокнутов, 2013, с. 10).

В погребении № 95 и в междумогильном пространстве найдены крупные черные бусины, покрытые белыми волнистыми линиями (рис. 3/18, 6/13) - так называемые «бусы с пластичным узором», которые, по данным Ю.Л. Щаповой, изготавливались на Руси, известны с конца XI до середины XIV в., но наиболее широко бытовали в ХП-ХШ вв. (Щапова, 1972, с. 88-92).

Одной из наиболее интересных находок является обрубок крупной серебряной подвески-лунницы со сканозерновым декором, позолотой и шатоном для вставки (рис. 7). Подобные предметы характерны для Х1-ХШ вв. (Белавин, 2000, с. 87).

Рис. 5. Фрагменты железных изделий: 1 - яма 2; 2 - яма 6; 3-7 - погребение № 96

Рис. 6. Изделия из цветного металла, стеклянные бусы: 1-5 - погребение № 94; 6 - погребение № 97; 7-9 - погребение № 96; 10 - яма 2; 11-12 - яма 7; 13 - междумогильное пространство

0 10 20 30 40 50 мм

1111111 ЖМШ III 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 II

аЯЯННК 'Ш 1 * 1

Рис. 7. Фрагмент серебрянной позолоченой подвески-лунницы

На основе этих датирующих материалов поздний комплекс находок из раскопа 2013 г. могильника Телячий Брод можно отнести к ХП-ХШ вв.

Как показали наблюдения А.М. Белавина в период раскопок 1987 г., мыс, на котором расположен могильник, был разделен на две части ритуальным ровиком, который проходил по линиям Е/14-15 с запада на восток перпендикулярно основанию мыса.

Этот объект описан в отчете следующим образом: «Сооружение ... представляло собой неглубокую канавку шириной до 150 см при глубине до 45 см, в материк канавка углублена на 5-12 см. Характер ее заполнения почти ничем не отличается от основного супесчаного подзолистого слоя памятника, лишь в придонной части наблюдается примесь угольков и золы, а также отдельные пятна более плотной почвы (суглинка). В заполнении канавки найдены бронзовая рамчатая пряжка, аналогичная пряжке из Плесинских кладов, и несколько железных предметов, в том числе - обломок ключа от замка булгарского типа. Кроме этого здесь залегали обломки челюстей крупного травоядного животного (лось?). Особенно интересна пара челюстей, обрезанных ножом на острый скос» (Белавин, 1988, с. 27).

В 2013 г. изучена западная оконечность данного ровика (усл. «яма 1»), которая была зафиксирована на участке Д/12 в виде темного пятна подтрапецие-видной формы размерами 1,5x0,83-1,55 м, ориентированного по линии З-В. С восточной стороны сооружение выходило в пределы раскопа VI 1987 г. Яма имела ровное дно глубиной -0,39-0,45 м, вертикальные стенки. Заполнение ее составляла супесь с большим содержанием угля. По периметру ямы на уровне ее фиксации выявлены остатки столбовой конструкции из восьми конусовидных ямок диаметром 0,07-0,1 м: три ямки располагались вдоль южной границы ямы; две - вдоль западной; три - вдоль северной. В пределах границ сооружения возле южной стенки обнаружен фрагмент венчика лепного керамического сосуда (рис. 1/Б: 3) и фрагмент металлической пластины (рис. 1/Б: 4), у северной границы - скопление предметов, включающее стеклянную бусину (рис. 1/Б: 1), бронзовую пряжку (рис. 1/Б: 2), фрагменты того же лепного сосуда, которому принадлежал указанный венчик (рис. 1/Б: 3), и зубы лошади.

Сводный план раскопа, составленный в 2013 г., показал, что ритуальный ровик имел скобообразную форму, и его оконечностью является изученный в 2013 г. объект, который отличался четкими геометрическими очертаниями, расположением по периметру остатков столбовой конструкции. Вещевые находки, найденные в ровике и рядом с ним, позволяют отнести сооружение к раннему периоду функционирования могильника. Бронзовая восьмеркообразная пряжка с характерным волнистым оформлением рамки, имеет аналоги среди материалов конца VIII - первой половины К в. ломоватовской и неволинской археологических культур (Деменковский, Русиновский, Неволинский могильники) (Голдина, 1985, табл. ГХ/7; Голдина, Водолаго, 1990, табл. ЬХТХ/8, 22). Этой же датировке не противоречит находка зонной бусины с серебряной фольгой и коричневым внешним слоем. В ровике и в скоплении находок рядом с ним обнаружены также фрагменты лепного керамического сосуда в виде типичной «прикамской чаши» с характерным для ломоватовской культуры оформлением венчика пальцевидными защипами.

Ровик ограничивал с юга площадку на стрелке мыса, занятую погребениями, датирующимися в пределах УП-ГХ вв. Исследования 2013 г. показали, что это сооружение также принадлежит к данному периоду, в то время как А. М. Белавин на основании разновременных находок в заполнении ровика пред-

полагал, что он мог функционировать на всем протяжении существования могильника (Белавин, 1988, с. 27). Однако из всего комплекса связанных с данным объектом находок выбивается только фрагмент ключа. Сейчас можно уже с большей уверенностью утверждать, что либо погребальное пространство на стрелке мыса было изначально отгорожено, и ровик использовался при поведении каких-то поминальных обрядов, либо данное сооружение было возведено перед тем, как население покинуло эту местность, и на нем был проведен единовременный обряд с целью оградить могильник и защитить покоящихся на нем предков. Последнее предположение представляется более вероятным. И здесь невольно возникают ассоциации, связанные с находкой в ровике позднего ключа, -вновь появившееся здесь спустя как минимум два века население «открыло» могильник для новых захоронений. Следует отметить, что для могильников рода-новской культуры не характерно включение замков и ключей в состав погребального или поминального инвентаря. Эта находка пока является единственной.

В 2003 г. в юго-восточной части могильника, сохранившейся за дорогой, был изучен фрагмент еще одного рва. Он был зафиксирован на глубине 0,28 м в виде темной полосы, пересекающей раскоп 2 по линии ВСВ-ЗЮЗ. По всей изученной длине (2 м) ровик имел ширину 0,95 м. С запада и востока сооружение выходило за границы раскопа, сделать прирезки и изучить его полностью было невозможно из-за окружающих раскоп деревьев. Ровик имел ровное дно глубиной 0,55 м от поверхности, наклонные стенки, его поперечный разрез имел трапециевидную форму. Основную часть заполнения ровика составлял серый суглинок. На уровне фиксации сооружения в пределах его границ и севернее было зафиксировано 12 пятен от столбовых ямок небольшого диаметра, которые, вероятно, оставлены жердями, связанными с какими-то наземными конструкциями. При разборке сооружения пятна слились с заполнением ямы. Выбранные к северу от сооружения ямки имели конусообразную форму и глубину 0,4-0,48 м от поверхности.

До фиксации сооружения у его южной границы на глубине 0,05-0,12 м от поверхности выявлено скопление кусков обгорелой древесины; в пределах границ ровика и возле него найдены: синяя стеклянная биконическая бусина, две небольшие бронзовые сердцевидные накладки от поясной привески, сердцевидная поясная накладка с «бабочковидным» орнаментом и крупные железные предметы с заклепками (фрагменты котла?). При разборке ровика в его заполнении находки располагались в основном вдоль центральной оси сооружения по всей его длине: бронзовая щитовидная поясная накладка, синяя стеклянная бусина, бронзовая розетковидная накладка, бронзовая спиралевидная пронизка, бронзовая привеска и бронзовая сердцевидная накладка от поясной привески. Материалы датируются в пределах ХП-ХШ вв.

Таким образом, поздняя часть могильника, судя по имеющимся данным, тоже была ограничена с южной напольной стороны рвом, образующим ритуальную границу памятника.

Сведения о существовании подобных объектов имеются и в иных культурах. Так, на Плесском домонгольском могильнике в Волго-Клязьминском междуречье, составленном языческим мерянским населением, исследован «серповидный ров, ограничивающий кладбище с напольной части, то есть с юга. Ров сам по себе неглубокий, до полуметра, и тем понятней, что ему придавалось чисто символическое значение» (Дорога к предкам.). На могильнике Сухая Гомольша салтово-маяцкой археологической культуры территория также была ограничена рвом (Плетнева, 1999, рис. 32).

На территории Пермского Предуралья это пока единственный могильник, на котором выявлены ритуальные сооружения подобного рода. Но, учитывая, что ни один из средневековых могильников пока нельзя считать полностью раскопанным, есть вероятность обнаружить подобные ровики и на других памятниках.

Литература

Белавин и др., 1988 - Археологические памятники бассейна реки Чусовой / А.М. Белавин, А.В. Голдобин, Н.Б. Крыласова, Г.Т. Ленц, А.А. Терехин, А.Г. Милиаскарова. - Чусовой: СКЦ «Огонек», 1988. - 64 с.

Белавин, 1988 - Белавин А.М. Отчет о раскопках селища и могильника Телячий Брод в 1987 году // РА ИА РАН. - 1988. Ф. р-1, д. 12720.

Белавин, 2000 - Белавин А.М. Камский торговый путь // Средневековое Предуралье в его экономических и торговых связях. - Пермь: ПГПУ, 2000. - 201 с.

Белавин, Носкова, 1989 - Белавин А.М., Носкова Е.Н. Серебряная бляха из могильника Телячий Брод // СА. - 1989. - № 2. - С. 253-261.

Вострокнутов, 2013 - Вострокнутов А.В. Звенья цепи и шумящие привески украшений родановской культуры Верхнего Прикамья как датирующий элемент // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. -№ 12. - С. 5-13.

Голдина, 1985 - Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. -Иркутск: Иркутский университет, 1985. - 280 с.

Голдина, Водолаго, 1990 - Голдина Р.Д., Водолаго Н.В. Могильники нево-линской культуры в Приуралье. - Иркутск: Иркутский университет, 1990. - 176 с.

Дорога к Предкам. Некрополь мерянского Плеса. - URL: http: //merja-maa.ru/news/doroga_k_predkam_nekropol_merjanskogo_pljosa/2012-05-22-572 (дата обращения: 12.12.2016).

Крыласова, 2000 - Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках селища и могильника Телячий Брод в Чусовском районе Пермской области в 1999 г. - Пермь: ПГПУ, 2000. - С. 10-25.

Крыласова, 2003 - Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках селища и могильника Телячий Брод в Чусовском районе Пермской области в 2003 г. - Пермь: ПГПУ, 2003. - С. 34-50.

Крыласова, 2007 - Крыласова Н.Б. Археология повседневности: материальная культура средневекового Предуралья. - Пермь: ПГПУ, 2007. - 352 с.

Крыласова, 2013 - Крыласова Н.Б. Хронологические особенности материальной культуры X-XI вв. (по материалам Рождественского могильника в Пермском крае) // Вестник Пермского университета. Серия: История. - 2013. - № 1.

Оборин, 1973 - Оборин В.А. Могильник Телячий Брод VII-XII // ВАУ. -Свердловск: УрГУ, 1973. - Вып. 12. - С. 122-132

Плетнева, 1999 - Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. - М.: Мосты культуры, 1999. - 375 с.

Щапова, 1972 - Щапова Ю Л. Стекло Киевской Руси. - М.: МГУ, 1972. -

217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.