Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая теория систем / системология / oбщая теория систем (ОТС) / aналитическая стадия.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Солижонов Х.С.

В статье описано разделение элементов системы (объектов, событий), которые изучаются при проведении теоретических исследований на основе общенаучных методов анализа и синтеза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Солижонов Х.С. ассистент

кафедра "Производство строительных материалов, изделий и конструкций Ферганский политехнический институт

Узбекистан

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье описано разделение элементов системы (объектов, событий), которые изучаются при проведении теоретических исследований на основе общенаучных методов анализа и синтеза

Ключевые слова: общая теория систем, системология, oбщая теория систем (ОТС), aналитическая стадия.

Solizhonov Kh.S. assistant

Department of "Construction Production materials,

products and structures " Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

RESEARCH OF THEORETICAL SCIENTIFIC RESEARCH METHODS

Annotation. The article describes the division of system elements (objects, events) that are studied during theoretical research based on general scientific methods of analysis and synthesis

Key words: general systems theory, systemology, general systems theory (GTS), analytical stage.

Целью теоретических исследований является выделение в процессе синтеза знаний существенных связей между исследуемым объектом и окружающей средой, объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, выявление общих закономерностей и их формализация.

Теоретическое исследование завершается формированием теории, не обязательно связанной с построением ее математического аппарата. Теория проходит в своем развитии различные стадии от качественного объяснения и количественного измерения процессов до их формализации и в зависимости от стадии может быть представлена как в виде качественных правил, так и в виде математических уравнений (соотношений).

Задачами теоретического исследования являются: обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей путем

обработки и интерпретации опытных данных; расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований; изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования; повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснования параметров и условий наблюдения, точности измерений).

При проведении теоретических исследований, основанных на общенаучных методах анализа и синтеза, широко используются расчленение и объединение элементов исследуемой системы (объекта, явления).

Метод расчленения предложен французским философом и естествоиспытателем Р. Декартом. В своей работе «Правила для руководства ума» он пишет: «Освободите вопрос от всех излишних представлений и сведите его к простейшим элементам». В процессе расчленения выделяются существенные и несущественные параметры, основные элементы и связи между ними. Следует, однако, отметить, что каждый объект можно расчленить разными способами и это существенно влияет на проведение теоретических исследований, так как в зависимости от способа расчленения процесс изучения объекта может упроститься или при неправильном расчленении, наоборот, усложниться. После расчленения объекта изучается вид взаимосвязи элементов и осуществляется моделирование этих элементов. Наконец, элементы объединяются в сложную модель объекта.

Противоположным расчленению является метод объединения и связанный с ним комплексный подход к изучению объекта, которые чаще всего объединяются под названием «общая теория систем» или «системология».

В другом направлении общая теория систем представляет собой некоторый математический аппарат, претендующий на строгое описание закономерностей формирования и развития любых систем.

В логико-психологическом аспекте задача - это несогласованные или противоречивые информационные процессы (системы), соотношение между которыми вызывает потребность в их преобразовании. В процессе решения задачи противоречия между указанными информационными процессами или системами устраняются.

Структурнолюбаязадача включает условия и требования. Условия -это определение информационной системы, из которой следует исходить при решении задачи. Требования - это цель, к которой нужно стремиться в результате решения. Условия и требования могут быть исходными, привлеченными и искомыми. Исходные условия даются в первоначальной формулировке задачи (исходные данные). Если их оказывается недостаточно для решения задачи, то исследователь вынужден привлекать новые данные, называемые привлеченными. Искомые данные или искомые

условия - это привлеченные условия, которые требуется отыскать в процессе решения задачи.

Процесс проведения теоретических исследований состоит обычно из нескольких стадий. Оперативная стадия включает проверку возможности устранения технического противоречия, оценку возможных изменений в среде, окружающей объект, анализ возможности переноса решения задачи из других отраслей знания (ответить на вопрос: «Как решаются в других отраслях знаний задачи, подобные данной?»), применение «обратного» решения (ответить на вопрос: «Как решаются за- дачи, обратные данной, и нельзя ли использовать эти решения, взяв их со знаком минус?») или использования «прообразов» природы (ответить па вопрос: «Как решаются в природе более или менее сходные задачи?»). Вторая стадия исследования является синтетической, в процессе которой определяется влияние изменения одной части объекта на построение других его частей, определяются необходимые изменения других объектов, работающих совместно с данным, оценивается возмож- ность применения измененного объекта по новому, и найденной технической идеи при решении других задач.

Аналитическая стадия включает определение идеального конечного результата (ответить на вопрос: «Что желательно получить в самом идеальном случае?»), выявляются помехи, мешающие получению идеального результата, и их причины, определяются условия, обеспечивающие получение идеального результата с целью найти, при каких условиях исчезнет «помеха». Постановка задачи является наиболее трудной частью ее решения. Умение увидеть скрытое основное отношение задачи в самом начале решения, а следовательно, умение поставить задачу, выделить ее из огромной массы окружающих, привходящих обстоятельств и, наконец, добраться до ее завуалированной сущности - залог успеха в достижении поставленной цели. Чем быстрее задача ставится, тем быстрее она приходит в состояние предрешения. Все это указывает на то, что четкая формулировка основного отношения задачи - важнейший этап ее решения. Следует при этом иметь в виду, что преобразование в начале расплывчатой формулировки задачи в четкую, определенную (переформу- лировка) часто облегчает решение задач.

При разработке теорий наряду с вышеизложенными методами используются и другие. Немалую роль при построении любых теорий играют, например, логические методы и правила, носящие нормативный характер. К числу таких правил относятся правила вывода, образования сложных понятий из простых, установления истинности сложных высказываний и т. д. Специальными принципами построения теорий служат также принципы формирования аксиоматических теорий, критерии непротиворечивости, полноты и независимости систем аксиом и гипотез.

Использованные источники:

1. ЛудченкоА.А., ЛудченкоЯ.А., ПримакТ.А.Основы научных исследований: Учеб. пособие. К., О-во "Знания", 2000, 114 с.

2. Воробьев В.В., Оболенский М.А. Основы научных исследований. Курс лекций. Ч.1. Харьков, ХГУ, 1993, 172 с.

3. Umirdinov, I. O., & Solijonov, X. S. (2021). Prospects for the use of Polymer Composite Reinforcement in the Reinforcement of Concrete Structures in the Republic of Uzbekistan. American Journal of Social and Humanitarian Research, 2(9), 147-150.

4. Otakulov, B. A., Kodirov, B. X., & Solijonov, H.S. O.G.L.(2021). Assessment of the quality of source materials for asphalt concrete. Scientific progress, 2(8), 396-402.

5. Otakulov, B. A., Kodirov, B. X., & Solijonov, H. S. O. G. L. (2021). Calculating the composition of the mineral part. Scientific progress, 2(8), 403408.

6. Otakulov, B. A., Kodirov, B. X., & Solijonov, H. S. O. G. L. (2021). Determination of asphalt concrete composition. Scientific progress, 2(8), 409414.

7. Otakulov, B. A., Kodirov, B. X., & Solijonov, H. S. O. G. L. (2021). Selecting the optimal bitumen content. Scientific progress, 2(8), 415-420.

8. Otakulov, B. A., Kodirov, B. X., & Solijonov, H. S. O. G. L. (2021). Selecting the optimal bitumen content. Scientific progress, 2(8), 415-420.

9. Кодиров, Б. Х. (2022). Изготовления топливных брикетов из листьев в домашних условиях сельской местности Республики Узбекистан. Academic research in educational sciences, 3(1), 335-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.