Научная статья на тему 'Исследование методом математического моделирования динамики электрогидравлического следящего привода с золотником г68-1'

Исследование методом математического моделирования динамики электрогидравлического следящего привода с золотником г68-1 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование методом математического моделирования динамики электрогидравлического следящего привода с золотником г68-1»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО _ ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА_^

Том 184 * 1970

/

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИНАМИКИ ЭЛЕКТРОГИДРАЦЛИЧ^СКОГО СЛЕДЯЩЕГО ПРИВОДА С ЗОЛОТНИКОМ Г68-1

Э. Г. ФРАНК

(Представлена научным семинаром кафедры горны* машин и рудничного транспорта)

Исследование динамики привода как линейной системы не всегда приемлемо, так как оно не позволяет учесть существенные нелинейности, ? ' свойственные гидравлическим приводам. Кроме того, учет основных параметров, влияющих на динамику электрогидравлического привода, приводит к дифференциальным уравнениям вьюркого порядка, что также затрудняет анализ обычными матемдтичео^ими методами.

В данной работе приведены дифференциальные уравнения электрогидравлического едедщц£Г§ привода с учетом джидоаемоспи жидкости в основных мгагистр^ях, гидродинамической СИЛЫ ИЗ золотнике; нелинейной характеристики прения, § нагрузке и масс подвижных элементов системы; рассмотрена элецтрданая модель для исследования этих уравнений; приведены и сопоставлены е экспериментом результаты моделирования.

На рис. 1 представлена схема экспериментального привода.

Золотник Г68-13, принцип работы которого известен [4], управляет движением гидррмотора МГ-153а (позиция 1). На валу 6„ соединенном с валом гидромотора через тензометрический динамометр 2, смонтированы сменные диски 5 и диск фрикционного тормоза 3. Насос нагрузки 7 предусмотрен для создания постоянного момента нагрузки.

Силовая насосная станция включала два насоса НП*26, а в системе управления использовалась насосная станция НС-3. 4 Электрические сигналы управления на вход золотника Г68-13 подавались от низкочастотного генератора НГПК-ЗМ.

В качестве датчика обратной связи по угловой координате вала гидромотора исгзюдозовался потенциометр 4.

Суммирование сигнала управления и сигнала обратной связи производилось у£рдителем постоянного тока УПТ.

При экспериментальных исследованиях регистрировались следующие величины: сигнал управления сигнал обратной связи <рК0г пропорциональный угловой координате <р вала 6, давление Ру управления, координата у золотника, давление на входе Р0; давления Pi и Р2} подведенные к гидромотору, и движущий момент Жд, развиваемый гидромотором.

Принимая гидравлические потери в магистралях и местных сопротивлениях незначительными, коэффициенты расходов постоянными, а также tfe учитывая волновые процессы в связи с малой протяженностью

трубопроводов,, динамические процессы в рассматриваемом следящем приводе могут быть описаны следующей системой уравнений:

т^ +ри~ + (С + ^х + АРуГ0 = 1к; (1)

си2 а

М/и-Д/и) ]/1 УР°у + ьРу + Ра& +

(2)

рз + С3у + = ДР (3)

<Н сИ

. ..„. с1Р-1 ¿ср . - кл Г— = <7о -тг' (Н сН

(4)

0 + У) - ^т + а2Р2 - а,_2 (Л - Р2) -

М сИ

5)

Л-?ко = /, • (7)

где л; — координата иглы;

т — масса иглы;

ри —коэффициент вя-зкого трения иглы;

с —жесткость пружины иглы;

Р — коэффициент, учитывающий приращение осевой силы на игле, равной Ру№п;

А^и — приращение площади поперечного сечения конического участка иглы;

Р°у — давление в магистрали управления при обесточенной катушке;

АЯу — приращение давления в магистрали управления;

—площадь поперечного сечения конического участка иглы, на которую воздействует давление Ру в среднем положении золотника;

/ —ток в катушке иглы;

к —коэффициент пропорциональности между током I и осевой силой, развиваемой катушкой; — коэффициент расхода через рабочее окно магистрали управления;

/и — площадь рабочего окна магистрали управления при обесточенной катушке;

А/и — приращение площади рабочего окна магистрали управления; _

... . . _ 2 У^П

^/и — ки*, ки

а /. ^ /2 а

ЯП- 1 + С*

а — утл кон yea иглы; р — плотность рабочей жидкости; Qy —расход насоса управления; F3 —площадь торца золотника;

кр — коэффициент податливости магиетрали управления; W — объем магистрали управления; р3 — коэффициент вязкого трения золотника; у —координата золотника; с3 — жесткость пружины золотника;

Рз —коэффициент осевой гидродинамической силы, действующей на золотник; <р —угловая координата вала гидромотора; <70 — рабочий объем гидромотора;

у0 —осевое открытие золотника в нейтральном положении; Н- — коэффициент расхода через окна золотника; b —длина кромки рабочих окон золотника; Pt и Р2 — давления, подведенные к гидромОтору;

и а2 — коэффициенты утечек из соответствующих полостей гидромотора;

<з\~2 — коэффициент утечек в механизме распределения гидромотора;

kpi и кР2 — коэффициенты податливости соответствующих полостей гидромотора;

Wx и W2 — объемы соответствующих полостей гидромотора;

1м — момент инерции вращающихся частей, приведенный к валу гидромотора; Ми — постоянный момент нагрузки;

^-j —релейная функция трения;

'Ь — коэффициент пропорциональности между перепадом давления на гидромоторе и развиваемым моментом; It — сигнал управления;

к0 — коэффициент усиления в обратной связи. После несложных преобразований и общепринятой линеаризации подкоренных выражений представим уравнения (1) —(7) к форме, удобной для моделирования:

d2y dy d2v d<P. /оч

= агх - а2 -f - а3у - а, - а5 > (8)

dt% dt dt2 dt

5 = bJt -b2^-b3x- b4 ^ - Ьъу -ьМ- ¿W (9)

dt2 dt dt dt

Щт =ci ~c2^- + c3y-ciU1-cbyUi; (10)

dt dt

dUi = dx - d2 + d3y - d,U2 - dbyU2; (11)

F\^

Здесь

dt dt

dt2 I м I м ^м / м

_ KF,Qy > c3 Qy , Fl Ux ~~ To > 2 —--Г r^-— ~h

/nPskplF Рз 2РиукрГ p3kpW

_ . _ _ р8 . п -

т м т тР з

; ья-

- к0к . 07 = '

тИ 3 т

/тг/^з

кр^г ' 2 ЪРгЩ ' 3 /кр^!

с = _, , + -2 . с =

^ = + . а = Уо . а

1 . кр2^2 ' 2 кр2\^2 ' 3 Укр21Г2 '

-^-+ о1 + а,_я.

2 (Я* - Яг) кр2^:

а.

<3*

5 '2у0'(Я5-Яг)'кр2^а

— давление на сливе перед турбинкой золотника: Vх р £/2 — приращения давления в соответствующих -полостях гидромотора;

Я? и Я° — давления в полостях гидромотора в нейтральном положении золотника; (¿х и — расход жидкоети через соответствующие рабочие окна

в нейтральном положении золотника. На.рис. 2 представлена бл<рк-схема моделирования системы уравнений (8) — (12). При наборе данной схемы на электронной модели ЭМУ-10 использование^ блоки перемещения и блок нелинейности. Получерная схема моделирования «еэвол^ет проследить взаимосвязи между элементами -привода и исследовать качественно и количественно влияние их параметров ц характера нагрузок на динамические характеристики привода. ,

На основе рассмотренной блок-с^емы было проведено исследование системы дифференциальных уравнений с подстановкой параметров и коэффициентов реального привода.

На рис. 3 пр^дставлею характеристики переходного процесса при одном, 'из сочетаний параметров привода, полученных экспериментально (сплошные линии) и на модели (штриховые линии). Хорошее совпадение переходного процесса на экспериментальной и математической модели показывает, что при математическом описании были правильно учтены основные процессы, происходящие при работе системы, и позволяет результаты исследования математической модели цепользовзть для улучшения реального привода. При моделировании были получены осциллограммы,, характеризующие влияние коэффициента обратной счязи к0 , постоянного момента нагрузки Мн , момента трения в нагрузке ¿ф \

, момента инерции м,асс / м> жесткости пружины иглы с> коэф-

4%

фйциецта щдррдщамнче.евдх сил на зрдотнике р3, сжимаемости жидкости в гщоркрети управления $ тзкже р пщрртях гидроадрторэ

и кр2 и массы иглы т на характер переходного процесса. Была исследована возможность улучшения динамических характеристик введением дополнительных обратных связей по приращению давления 1)\ в одной из полостей гидромотора, по перепаду давления (¿/1+£/2) на гидромо-

¿/ф

торе, по угловой скорости —^ вала гидромотора и по координате у

иь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

золотника.

Рис. 2. Блок-схема моделирования электрогидравлического следящего привода

На рис. 4 приведены примеры осциллограмм, из которых видно влияние момента трения в нагрузке Р ^^^ , момента инерции /м,

сжимаемости жидкости кР\ и кР2 и жесткости пружины иглы с на характер переходного процесса изменения угла вала гидромотора.

Было показано влияние функции момента трения от скорости вращения вала гидромотора на устойчивость привода. Зона устойчивости привода с моментом трения, не зависящим от скорости вращения вала гид-170

Рис. 3. Характеристики переходного процесса привода: 1 — уг лоиая координата вала гидромотора ср; 2-—координата золотника у: 3 — давление в одной из полостей гидромотора ро

?

а) /

9 и

2) " в) » 0,135кгспсе£, 0,5 -; У, 125 »>.

' 1

Згп

Ос+А

Ю » 1,18

3) " 0,3 ».

б)

Рис. 4. Влияние некоторых параметров привода на характеристику переход-

/ \

кого процесса: амомента трения Т7 » б — жесткости пружины

иглы с; в — момента инерции масс /м ; г — сжимаемости жидкости в полостях

гидромотора кР1; к

ромотора (релейная функция), значительно больше,, чем с нелинейным падающим участком функции трения от скорости, смоделированной при помощи кусочно-линейной аппроксимации.

Это указывает на необходимость учета реальной зависимости сил трения от скорости исполнительных органов при исследованиях и проектировании подобных систем.

Исследование влияния дополнительных обратных связей пЪказало, что наибольший эффект улучшения характера переходного процесса дает отрицательная обратная связь по перепаду давления (¿А+^г) на гидромоторе и положительная .обратная связь по координате золотника у.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л. В. ралкин д. Динамические свойства электрогидравлического привода с обратной связью по скорости исполнительного механизма. Сборник статей. «Пневмо-и гидроавтоматика» под ред. проф. А^зермана М. А., Изд. «Наука», 1964.

2. А. М. ранштык, Л. И. Радовский, Б. Г. Турбин. Вывод дифференциальных уравнений и исследование методом математического моделирования динамических характеристик электрогидр ацлического следящего привода. Сборник статей «Пневмо- и гидроавтоматика» под ред. проф. Айзермана М. А., Изд. «Наука», 1964.

3. П. К. Зауервальд, Е. М. Хаймович. Анализ результатов исследования в.ысокоскоростной следящей системы. Сборник статей «Гидропривод и гидропневмоавтоматика», № 3, Изд. «Техника», Киев, 1968.

4. Г. И. Каменецкий. Следящие золотники для станков с программным управлением. «Станки и инструмент», № 5, 1961.

5. Б. Я. К о г а н. Электронные моделирующие устройства и их применение для исследования систем автоматического регулирования. .«Физматгиз». М., 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.