Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛОСОФОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛОСОФОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
276
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА / КАРТИНА МИРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ / MENTALITY / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / CULTURE / PICTURE OF THE WORLD / WORLDVIEW / PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богодухова Екатерина Евгеньевна

Статья раскрывает особенности исследования ментальности в трудах российских и зарубежных ученых. Систематизируются и анализируются исследования, предметом которых явилась ментальность. Акцент сделан на то, что интерес к изучению проблем ментальности и менталитета во многом связан с развитием философской мысли и, особенно, философской антропологии, которая рассматривает человека как биосоциальную целостность. Отражены некоторые концепции ученых-исследователей, которые возникли в результате антропологического поворота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of mentality in the works of Russian and foreign philosophers

The article reveals the features of the study of mentality in the works of Russian and foreign scientists. Research is systematized and analyzed, the subject of which was mentality. The emphasis is on the fact that interest in studying the problems of mentality and mentality is largely related to the development of philosophical thought and, especially, philosophical anthropology, which considers a person as a biosocial whole. Some concepts of scientific researchers, which arose as a result of an anthropological turn, are reflected.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛОСОФОВ»

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: ACT, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в б-ти т. -Т. 1 / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.

5. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации / / Вопросы психологии. - М., 1966. - № 6. - С. 25-32.

6. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 2 т. - М. : Мысль, 1970-1971.Т.2.248 с.

7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 301 с.

8. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Электронный ресурс]: [перевод с французского] / Э. Дюркгейм ; сост., пос-лесл. А. Б. Гофман. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

9. Кант И. Критика чистого разума. - 2-е изд. -С. :БАН, 1992.-848 с.

Ю.Ковалёв Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии. - 1985.-№ 1.-С. 110-120. П.Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: УРАО, 2000. - 128 с.

12.0городников А.Ю. Интериоризация ценностей как форма становления субъекта социальных отношений // Социология власти. - 2012. - № 1. -С. 98-104.

13.Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт/ В. Г. Панов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 256 с.

14.Пушкарёва Т.В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1 -1.; URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id = 17247 (дата обращения: 05.02.2020).

15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989.

16.Рубченко А.К. Семейная депривация и интериоризация юношами и девушками ценностных ориентаций своих родителей // Вопросы гуманитарных наук. - 2011. - № 6 (56). - С. 228-231.

17.Фомина Т.К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей : дис...док. соц. наук / Т.К. Фомина. - Волгоград, 2004. - 289 с.

THE STUDY OF MENTALITY IN THE WORKS OF RUSSIAN AND FOREIGN PHILOSOPHERS

Bogodukhova Ekaterina Evgenievna, Postgraduate student, Senior Lecturer of Department of Russian as a foreign language, Transbaikai State University, Chita

The article reveals the features of the study of mentality in the works of Russian and foreign scientists. Research is systematized and analyzed, the subject of which was mentality. The emphasis is on the fact that interest in studying the problems of mentality and mentality is largely related to the development of philosophical thought and, especially, philosophical anthropology, which considers a person as a biosocial whole. Some concepts of scientific researchers, which arose as a result of an anthropological turn, are reflected.

Keywords: mentality; humanitarian knowledge; culture; picture of the world; worldview; philosophical knowledge.

ИССЛЕДОВАНИЕМЕНТАЛЬНОСТИ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛОСОФОВ

© Богодухова £ £, 2020 Ста тья раскрывае т особенности исследования ментальное™ в трудах россий-

ских и зарубежных ученых. Систематизируются и анализируются исследования, предметом которых явилась ментальность. Акцент сделан на то, что интерес к изучению проблем ментальное™ и менталитета во многом связан с развитием философской мысли и, особенно, философской антропологии, которая рассматривает человека как биосоциальную целостность. Отражены некоторые концепции ученых-исследователей, которые возникли в результате антропологического поворота.

Ключевые слова: ментальность; менталитет; гуманитарное знание; культура; картина мира; мировоззрение; философское знание.

УДК 101.1 ВАК РФ 09.00.13

БОГОДУХОВА Екатерина Евгеньевна, аспирант, старший преподаватель кафедры Русского языка как иностранного, Забайкальский государственный университет, Чита

В современных гуманитарных науках большое внимание уделяется изучению ментальности, которая маркирует культурное состояние современного общества. Необходимость разработки вопроса ментального своеобразия человеческого бытия как социокультурного феномена в современных глобализационных условиях определяется и рефлексией философии. Актуальность исследования проблемы ментальности обусловлена возрастанием научного интереса к духовным компонентам человеческой сущности, увеличением влияния глобализационного фактора на сознание современного общества, потребностью в понимании истоков уникальности человеческого бытия, которыми обуслов-

лено многообразие его социокультурного становления.

Целью данной статьи является анализ исследований ментальности личности в трудах российских и зарубежных философов. Чтобы достичь этой цели необходимо выполнить главную задачу - изучить наиболее известные отечественные и зарубежные работы ученых-исследователей по заявленной проблеме.

Научная новизна статьи заключается в социально-философском анализе феномена ментальности в трудах ученых-исследователей, которая до настоящего времени остается недостаточно изученной.

Теоретико-методологической базой исследования в данной статье является анализ в единстве основополагающих методологических подходов, принципов и положений, на которых строятся работы ученых прошлого и современности по проблемам изменения ментальности, общественного и индивидуального сознания.

Междисциплинарное изучение понятий "ментальность" и "менталитет" оформляется в российской научной мысли как новое научное направление, ученые только пытаются проникнуть в суть малоисследованных явлений. Представители различных дисциплин - философы, политологи, историки, социологи - осмысливают и трактуют данные понятия, содержание которых существенно модифицируются в зависимости от контекста изложений.

Ментальность выражаетжизненные и практические установки людей, эмоции, которые свойственны современному обществу. Она -элемент сознания, как понятие может объединять природное, культурное, индивидуальное, общественное начало.

Необходимо отметить, что длительное время предметом научных споров является определение понятия "ментальность" и "менталитет". Многие ученые считают их синонимичными, другие - разделяют их по разным принципам и особенностям. Зарубежные исследователи, главным образом, используют единый термин: mentality.

Ю.А. Кошкарова и А.С. Пеструилов в своей работе говорят о том, что научный интерес к концепту "ментальность" в гуманитарном знании возник относительно недавно[7]. Так, исследования, посвященные анализу сущности и содержания понятия "ментальность", в зарубежной научной мысли начались в XIX в. и продолжались на протяжении всего XX в. Впервые термин "менталитет" применил французский антрополог Л. Леви-Брюль для описания обра-

за жизни и мышления примитивных обществ. Он сделал открытие, что первобытные люди мыслили совсем не так, как современные. Как отмечают Ю.А. Кошкарова и A.C. Пеструилов, Л. Леви-Брюль придавал большое значение эмоциональности, полагая, что именно она определяет поведение. Он говорил о том, что между цивилизованной и примитивной мен-тальностью существуют переходы,хотя различия между ними есть. Л. Леви-Брюль выделил в современной ментальности ряд особенностей, которые характеризуют ее как логическую, организованную и рациональную [7].

Термин "менталитет" встречается у американского писателя и философа Р. Эмерсона в 1856 году[19, 145]. Он использовал это понятие при рассмотрении основного метафизического значения души как первоисточника ценностей и истин, считая, что ментальность может включать в себя различные образы, чув-г ства, симпатии и антипатии человека, ощущения и восприятие действительности.

Как отмечают Г.В. Акопов и Т.В. Семенова, это находит своё отражение даже не в сознании, а в подсознании человека [1 ]. Длительное время определение ментальности собирало вокруг себя множество ученых-историков и культурологов. Однако вплоть до XIX века этот термин не был введен в научную литературу и воспринимался в качестве определения народного духа [1 ]. Эта идея прослеживается в работах многих исследователей, например, у Дж. Вико [20,312] и И.Г. Гердера[21,504].

Также Г.В. Акопов и Т.В. Семенова выделяют два направления исследовательской мысли в трудах российских и зарубежных ученых:

1. От времени и места существования - обращение человека к историческому прошлому.

2. От человека - изучение человеческой психики [1].

Основатели исторической школы "Анналов" Л. Февр и М. Блок внесли большой вклад в изучение ментальности[2,108; 16,54]. Они рассматривали менталитет как умонастроение, психологическую установку, стереотип мышления, которые связаны с определенной исторической эпохой. В своем выступлении в 1938 году М. Блок говорит о "коллективном менталитете", которым объясняет привязанность крестьян к рутинным формам сельского хозяйства^, 110].

Анализируя работы зарубежных авторов, H.A. Спешнев отмечает, что, например, в трудах Л. Февра ментальность занимает важное место при описании влияния исторических событий на людей, считая, что эти обществен-

О си о си

I—

Q-<

=г со

сдмт С

S

125

ные реакции являются неосознанными и естественными, которые и являются ментальнос-тью [14, 20].

Философ и социолог А. Фуллье предложил свою интерпретацию ментальности, говоря о ней как о "психологии народов" [16, 284]. Он определил главные факторы формирования нации: адаптация к окружающей среде, которая может быть социальной и моральной, и наследственность, которая определяет расовые особенности [16,286].

Ментальность исследовалась и в других странах, например, в Австрии, Великобритании, Германии и США. 3.3. Духу отмечает, что для многих французских исследователей проблема изменения ментальности была актуальна [5]. Она говорит о том, что ментальные представления общества постоянно изменяются, совершенствуются, превращаются в коллективный опыт. Менталитет выступает в роли целостной картины общества и исторической эпохи, основанной на этнических предрасположениях, традициях, народной культуры [5].

М.В. Воробьева говорит о том, что у многих исследователей менталитет выступает в роли определенных установок сознания, которые не могут быть выраженными словами, однако могут быть обусловлены различными предпосылками - историческими, экономическими, социальными [3]. Она даёт классификацию определения менталитета в трудах зарубежных и отечественных ученых, выделяя шесть видов:

1. Описательные определения, которые сосредоточены на перечислении компонентов менталитета.

2. Психологические определения,при которых авторы рассматривают менталитет через понятия мышления, суждения и т.д.

3. Нормативные определения, в которых основной акцент делается на формирование социокультурных норм, регулятивная функция менталитета.

4. Структурные определения, авторы которых выделяют признаки системности и организации.

5. Генетические определения, вскрывающие происхождение феномена менталитета, факторы, влияющие на процесс эволюции ментальности.

6. Исторические определения - влияние исторической эпохи на сознание и бессознательное людей [3].

Д.В. Полежаев говорит о том, что большое количество определений понятия менталите-

та не может дать полное представление о сущности предмета. Он дает свою трактовку понятия менталитет, определяя его как устойчивую во времени систему внутренних социокультурных установок общества, которые формируются под воздействием внешних условий и на уровне внесознательного [10, 119].

В.П. Любчак придерживается мнения, что интерес к данной проблеме в российской научной мысли возник в XX веке. В советской научной литературе термин "ментальность" не встречается, а само понятие считалось псевдонаучным [9].

Однако нельзя говорить о том, что проблема менталитета слишком нова для России. Например, П.Я. Чаадаев говорит о необходимости рассмотрения истории с философской точки зрения, концентрируя внимание на особые моменты становления общества. Он рассматривал ценностные ориентиры развития человека и общества, дал оценку геополитическому положению страны и его влияния на жизнь людей, выявил разницу между восточной и западной цивилизациями, народностями и особенностями их менталитета [17,192].

Проблема ментальности нашла своё отражение в творчестве великих русских писателей. Например, Ф.М. Достоевский определил суть исторического значение менталитета. Он говорил о бессознательных идеях русского народа [4, 215]. И.А. Гончаров в своём романе "Обломов" отражает черты русского менталитета: страдание и жертвенность, боязнь любви и влюблённость, трудолюбие и пассивность. В лирике Ф.И. Тютчева также можно проследить особенности менталитета русского народа. Поэт во многих своих произведениях раскрывает противоречия русской души.

Одним из первых исследователей феномена ментальности следует выделить русского социолога П.А. Сорокина, который соотносил ментальность с духовной культурой, говоря о том, что она определяет культуру [13,196]. Он упоминает о ментальности как о связующей цепи между поколениями. Каждое поколение является наследником предков. В результате чего социально-психологическая среда утолщается, растет и изменяется с каждым поколением [13,198].

В.М. Воробьева анализирует работы В.А. Шку-ратова, в которых отмечено, что ментальность необходимо рассматривать с точки зрения изучения различных исторических эпох, её психологического склада, изменений личности человека, его психики в определенном ис-

торическом пространстве, которое и именуется историей [18,115; 3]. В.М. Воробьева, поддерживая его мнение, замечает, что любое историческое событие оставляет "след" не только на определенной эпохе, но и отдельно на каждой личности,живущей в это время. Например, войны, революции практически всегда накладывают отпечаток не только на текущий исторический период, но и на восприятие, психику, жизнь человека[3].

Н.Е. Колосов как представитель социальной истории сравнивает "коллективное бессознательное" и "ментальность", замечая, что любая историческая система может подкрепляться на определенные ментальные установки, которыми являются определенные общественные представления об истории, культуре, обществе, личности в этом обществе и т.д. [6,112].

Ю.А. Кошкарова и A.C. Пеструилов говорят о том, что многие исследователи понимали ментальность как диффузное явление, бессистемную структуру, поэтому ее изучение основывалось на анализе автоматизмов, привычек сознания [7].

В.В. Собольников в своих исследованиях под менталитетом понимает определенную группу компонентов сознания, которые определяют единое функционирование этносов, каждый из которых характеризуется структурой и установками к действию, чувствам и восприятию мира[12, 120].

Б.Ф. Л омов исходит из утверждения, что социальная направленность личности является её главным свойством, которое определяет для человека полноценную картину мира, формируясь за счет компонентов среды, к которым он относит, в первую очередь, общество. При этом он замечает, что немало важным фактором является линия поведения человека в обществе, его отношение к определенным жизненным ситуациям, что позволяет адаптироваться и выбрать определённую жизненную позицию [8, 284].

Д.В. Полежаев придерживается позиции Б.Ф. Ломова, отмечая то, что внутренний мир человека необходимо изучать, так как сущность человека является результатом бесконечных взаимосвязей и отношений. Он говорит о том, что личность можно рассматривать как составную часть ментальности, которая раскрывает человеческую сущность. Личность представляет собой сложную систему, постоянно находящуюся в развитии под воздействием окружающей среды[10,120]. Также Д.В. Полежаев отмечает, что необходимость разработки проблемы изменения ментально-

сти определяется проблемами философии. Любое общество является социокультурным образованием, которое определяется различными связями: социальными, культурными. Изучение менталитета позволяет открыть особенности человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Менталитет может рассматриваться как характеристика общества, поскольку человек принадлежит общей определенной картине мира[10,118].

Таким образом, можно сказать о том, что сегодня проблема изучения ментальности и менталитета есть одна из современных сфер исследования как зарубежных, так и российских специалистов. Однако пути исследования различны. В трудах зарубежных ученых прослеживается одна цель - определение ментальности на теоретическом уровне при доминировании бессознательного компонента. Именно в трудах европейских ученых впервые, прозвучала мысль изучения ментальности," однако единой концепции западная наука не выработала. Вработахзарубежных исследователей представлено множество подходов к исследованию ментальности, что обуславливает появление множества научных трудов по данному феномену. Главные идеи европейских специалистов связаны с появлением самого понятия ментальности, определением его структуры, способов исследования ментальности различных этнических групп в определенные исторические эпохи. Труды зарубежных ученых явились важнейшей теоретико-методологической базой для исследований советских и российских исследователей, которые расширили круг теоретических вопросов.

В российской научной мысли исследования носят описательный характер. Ученые стремились с помощью изучения ментальности и менталитета рассмотреть многие практические вопросы, которые касались российского общества и реформ, проходящих в нём. Многие представители различных научных направлений -философии, истории, политологии - считали эти проблемы очень актуальными. Обилие художественной и публицистической литературы компенсирует недостаток в теоретических исследованиях в России.

Литература:

1. Акопов Г.В., Семенова Т.В. Феномен ментальности как проблема сознания // Психологический журнал. - 2003. - № 1. - Том 24. - С. 47-55. [Электронный ресурс]. URL: http://sncps.ru/data/ documents/Fenomen-mentalnosti.pdf (дата обращения: 22.11.2019 г.)

2. Блок М. Характерные черты французской аграрной истории / пер. с франц. И.И. Фроловой. -М.: Изд-во иностранной литературы, 1957.- 159 с.

О си о си

ь-

0. <

=г со

сдмт С

S

127

3. Воробьева M.B. Понятие менталитета в культурологических исследованиях. [Электронный ресурс] URL: https://doc4web.ru/mkh/ponyatie-mentaliteta-v-kultorologicheskih-issledovaniyah.html (дата обращения: 20.10.2019 г.)

4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Собр. соч.: в 15 т. - СПб.: Наука, 1876. - Т. 13. - 542 с.

5. Духу 3.3. Ментальность как объект изучения в языковом пространстве URL: https:// cyberleninka.ru/a rticle/n/mentalnost-kak-obekt-izucheniya-v-yazykovom-prostranstve (дата обращения: 27.11.2019 г.).

6. Копосов Н.Е. Как думают историки. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 326 с.

7. Кошкарова Ю.А., Пеструилов A.C. Подходы к исследован и ю ме нта л ьн ости в трудах за рубежи ых у че н ых. КиберЛенинка [Электронный ресурс] URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-issledovaniyu-fenomena-mentalnosti-v-trudah-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 25.11.2019 г.)

8. Ломов Б.Ф. Психологическая регуляция деятельности. Избранные труды. - М : Институт психологии РАН, 2006. - 624 с.

9. Любчак В.П. Исследование менталитета: двухуровневая структура // Молодой ученый. - 2012. -№6. - С. 211-214. - URL https://moluch.ru/archive/ 41/5006/(дата обращения: 08.12.2019).

10. Полежаев Д.В. Феномен менталитета общества: сущность и понимание // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 4. - С. 117-121.

PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE RELA TIONSHIP OF GENIUS AND AESTHETIC TASTE

Verkhovtseva Julia Aleksandrovna, Postgraduate student, Department of Philosophy, of Science Cultural Studies and Sociology, Orenburg State University, Orenburg

in this article, the author addresses the problem of the categories of genius and aesthetic taste. The purpose of the article is to consider the relationship of these phenomena within the framework of philosophical discourse. First of all, approaches to understanding genius and aesthetic taste separately are outlined. Further in the article, moments are shown that reflect the relationship that exists between genius and taste, the controversial theory and concept in a chosen field of research are shown.

Keywords: aesthetic taste; genius; sociocuiturai factors; training; education; the relationship of genius and taste.

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА

В данной статье автор обращается к проблеме категорий гениальности и эстетического вкуса. Цель статьи - рассмотрение взаимосвязи названных феноменов в рамках философского дискурса. В первую очередь, обозначены подходы к пониманию гениальности и эстетического вкуса по отдельности. Далее в статье показаны моменты, отражающие взаимосвязь, существующую между гениальностью и вкусом, показаны спорные теории и концепции в избранной области исследований.

Ключевые слова: эстетический вкус; гениальность; социокультурные факторы; обучение; воспитание; взаимосвязь гениальности и вкуса.

Гениальным людям посвящены тысячи трудов, объем которых во много раз превышает их собственное творческое и научное наследие. В бесконечных исследованиях можно обнаружить новые, оригинальные концепции природы человеческого гения. Учитывая это, в философской мысли, касающейся аспекта гениальности, сложи-

11. Семенов В.Е. Художественное творчество и полиментальность // Современные проблемы российской ментальности/ Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.Е. Семенов. - СПб., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Собольников В.В. Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев: монография. - М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2018.-160 с.

13. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет // Институт социологии -М.: Наука, 1994-560 с.

14. Спешнев H.A. Китайцы: особенности национальной психологии. - СПб. : КАРО, 2014. - 336 с.

15. Февр Л. Бои за историю / пер. с франц. без указания переводчика, М. : Наука, 1991. - 312 с.

16. Фулье А. Психология французского народа / пер. с франц. без указания переводчика. - СПб. : Ф. Павленкова, 1899. - 564 с.

17. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М. : Современник, 1989. - 240 с.

18. Шкуратов В.А. Историческая психология. Введение в историческую психологию. - 3-е расширенное издание. - М. : КРЕДО, 2015. - 244 с.

19. Ralph Waldo Emerson. The Works of Ralph Waldo Emerson, vol. 5 (English Traits), 1909. - 292 p.

20. Giovambattista Vico. Principj di ScienzaNuova -copertinadel I'edizione, 1744. - 353 p.

21. Johann Gottfried Herder. Ideenzur Philosophie der Geschichte der Menschheit, 1977. - 704 p.

УДК 7.01 ВАК РФ 09.00.04

© Верховцева Ю.А., 2020

ВЕРХОВЦЕВА Юлия Александровна, аспирант, кафедра Философии, культурологии и социологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.