Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕРОВ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВОЙ ТКАНИ И АПОПТОЗА, ЦИТОКИНОВ У ПАЦИЕНТОК С ПРИВЫЧНЫМ НЕВЫНАШИВАНИЕМ БЕРЕМЕННОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕРОВ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВОЙ ТКАНИ И АПОПТОЗА, ЦИТОКИНОВ У ПАЦИЕНТОК С ПРИВЫЧНЫМ НЕВЫНАШИВАНИЕМ БЕРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЫЧНОЕ НЕВЫНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ / МАРКЕРЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВОЙ ТКАНИ / СПОРАДИЧЕСКОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕПРЕССИЯ / ИНТЕРЛЕЙКИНЫ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Досова С.Ю., Стольникова И.И., Слюсарь Н.Н.

Статья посвящена проблеме невынашивания беременности: определение уровня маркеров повреждения мозговой ткани, про- и противовоспалительных интерлейкинов у пациенток с привычным и спорадическим прерыванием беременности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Досова С.Ю., Стольникова И.И., Слюсарь Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MARKERS OF BRAIN TISSUE DAMAGE, CYTOKINES, APOPTOSIS MARKERS IN PATIENTS WITH RECURRENT MISCARRIAGE

This article is devoted to the study of the problem of miscarriage: determining the level of markers of brain tissue damage, pro-and anti-inflammatory interleukins in patients with the usual and sporadic termination of pregnancy.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕРОВ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВОЙ ТКАНИ И АПОПТОЗА, ЦИТОКИНОВ У ПАЦИЕНТОК С ПРИВЫЧНЫМ НЕВЫНАШИВАНИЕМ БЕРЕМЕННОСТИ»

Досова С.Ю., Стольникова И.И., Слюсарь Н.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕРОВ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВОЙ ТКАНИ И АПОПТОЗА, ЦИТОКИНОВ У ПАЦИЕНТОК С ПРИВЫЧНЫМ НЕВЫНАШИВАНИЕМ БЕРЕМЕННОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕРОВ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВОЙ ТКАНИ И АПОПТОЗА, ЦИТОКИНОВ У ПАЦИЕНТОК С ПРИВЫЧНЫМ НЕВЫНАШИВАНИЕМ БЕРЕМЕННОСТИ

Досова С.Ю.*, Стольникова И.И., Слюсарь Н.Н.

ФГБОУ ВО « Тверской государственный медицинский университет», Тверь

Резюме. Статья посвящена проблеме невынашивания беременности: определение уровня маркеров повреждения мозговой ткани, про- и противовоспалительных интерлейкинов у пациенток с привычным и спорадическим прерыванием беременности.

Ключевые слова: привычное невынашивание беременности, маркеры повреждения мозговой ткани, спорадическое прерывание беременности, тревожность, депрессия, интерлейкины.

Проблема невынашивания беременности (НБ) чрезвычайно актуальна в настоящее время. Частота привычного невынашивания в популяции составляет от 2 до 5% от общего количества беременностей. Данное осложнение - полиэтиологическое, в основе которого лежат нарушения функции репродуктивной системы: эндокринные, алло- и аутоиммунные нарушения, инфекции, передаваемые половым путем 1 тромбофилии, генетические аномалии и тд. Привычное НБ является мощным стрес-согенным фактором, который может оказать негативное влияние на психическое здоровье женщины.

В психологии и медицине активно изучаются особенности женщин, имеющих нарушение физиологического течения беременности, установлена связь психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей беременных женщин с угрозой прерывания беременности, участие эмоциональных факторов в развитии осложнений беременности [1-3].

В последние годы в литературе появляются данные, показывающие связь биохимических маркеров повреждения головного мозга, иммунного ответа с уровнем тревожности, депрессии у пациентов. Ранее биохимические маркеры повреждения головного мозга: цилиарный нейротрофический фактор (ЦНФ), нейротрофический фактор повреждения головного мозга (BDNF), белок S-100 использовались только для оценки тяжести, эффективности лечения и прогнозирования таких заболеваний, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, эпилепсия, ишемический и геморрагический инсульты и т.д. За последние годы проведены немногочисленные исследования, показывающие изменения содержания этих маркеров у пациентов, страдающих вышеуказанными психологиче-

* e-mail: snegaru1@mail.ru

DOI: 10.25881/BPNMSC.2019.13.29.015

STUDY OF MARKERS OF BRAIN TISSUE DAMAGE, CYTOKINES, APOPTOSIS MARKERS IN PATIENTS WITH RECURRENT MISCARRIAGE

Dossova S.Yu.*, Stolnikova I.I., Slyusar N.N.

Tver State Medical University, Tver

Abstract. This article is devoted to the study of the problem of miscarriage: determining the level of markers of brain tissue damage, pro-and anti-inflammatory interleukins in patients with the usual and sporadic termination of pregnancy.

Keywords: habitual miscarriage, markers of brain tissue damage, sporadic termination of pregnancy, depression, anxiety, interleukins.

скими проблемами, причем как в сторону уменьшения, так и увеличения их уровня в сыворотке крови. В частности, в одном из исследований было показано, что стресс и депрессия на этапе еще прегравидарной подготовки являются факторами риска нормального формирования плаценты и спонтанного аборта [5; 6]: у данной категории больных отмечено повышение уровня фактора повреждения головного мозга (BDNF), провоспалительных цитокинов. Также у паценток с привычным НБ выявлено снижение содержания CD 49, CD 14, что свидетельствует об иммуносупрессии [4; 5]. Проведены исследования, доказывающие связь депрессии, тревожности с повышенным уровнем белка S-100 (маркер, ассоциированный с повреждением глии), фактора повреждения головного мозга (BDNF) и низким - цилиарного нейротрофического фактора, а также эффективности терапии данных состояний с указанными биохимическими маркерами, что, безусловно, представляет прогностическую ценность в диагностике и лечении этих нарушений, понимания их патофизиологического обоснования.

На данный момент имеются лишь единичные данные, затрагивающие данный аспект привычного невынашивания беременности. В связи с актуальностью проблемы было предпринято данное исследование по изучению уровня маркеров повреждения мозговой ткани, про- и противовоспалительных интерлейкинов у пациенток с привычным и спорадическим прерыванием беременности.

Материалы и методы

Обследовано 150 пациенток, которые были разделены на 5 групп: 1 - здоровые пациентки, 2 - здоровые бере-

Досова С.Ю., Стольникова И.И., Слюсарь Н.Н.

ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕРОВ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВОЙ ТКАНИ И АПОПТОЗА, ЦИТОКИНОВ У ПАЦИЕНТОК С ПРИВЫЧНЫМ НЕВЫНАШИВАНИЕМ БЕРЕМЕННОСТИ

менные женщины (1 триместр беременности) - 2 группы контроля, 3-ю группу составили пациентки, в анамнезе у которых было спорадическое прерывание беременности (группа сравнения), 4-ю - небеременные женщины с привычным НБ в анамнезе, 5-ю - беременные женщины с привычным НБ.

Исследовали в сыворотке крови содержание нейро-трофического фактора головного мозга (BDNF), цилиар-ного нейротрофического фактора (CNTF), специфического белка S-100, интерлейкинов: IL 1-beta, IL 2, IL 4, IL 6, IL 8, маркеров апоптоза лиганд фактора некроза опухолей, вызывающий апоптоз (TRAIL), Caspase-1 посредством иммуноферментного анализа иммуноферментным анализатором «Униплан» Россия с использованием коммерческих наборов для определения уровня содержания BDNF, CNTF-RSD, белка S-100 - CanAg, интерлейкинов, TRAIL, Caspase-1 - Biosource. Единицы измерения для BDNF, CNTF - пг/мл, белка S-100- мкг/л, интерлейкинов, TRAIL, Caspase-1 - пг/мл.

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакетов прикладных программ Statistica 6.0. Сравнительный анализ проводили попарно с помощью критерия Манна-Уитни, различия считали достоверными при р < 0,05. Результаты представлены в виде медианы, нижнего и верхнего квартилей.

Результаты исследований

В последние годы появились единичные исследования, в которых показано, что такие маркеры повреждения мозговой ткани, как BDNF, CNTF, белка S-100 принимают непосредственное участие в процессах НБ. Во взрослом организме основная функция этих биохимических соединений - нейропротекция, дифференцировка развивающихся нейронов и глиальных клеток. Известно также, что перинатальная гипоксия инициирует процессы, приводящие к повышению проницаемости клеточных мембран, гибели нейронов и глиальных клеток вследствие апоптоза и связанных с ними цитокинов (интерлейкинов, которые определяют выживаемость клеток, стимуляцию роста, функциональную активацию и апоптоз клеток). Полагаем, что исследование маркеров повреждения мозговой ткани, цитокинов, маркеров апоптоза позволит выяснить некоторые неизвестные механизмы привычного НБ и разработать адекватную лечебную тактику.

Анализ биохимических показателей в плазме крови позволил установить, что содержание BDNF у пациенток первых 2-х групп статистически не отличалось. Вместе с тем отмечено, что уровень данного маркера повреждения мозговой ткани у пациенток 3-ей группы в 1,5 раза ниже, чем во 2 группе (критерий Манна-Уитни - 65, значимость p = 0,0003). Одновременно установлено, что уровень содержания BDNF у пациенток с привычным НБ на этапе прегравидарной подготовки оказался достоверно ниже, чем у пациенток 1-ой группу, такая же закономерность отмечена и при сравнении беременных пациенток с отягощенным по НБ анамнезом со здоровыми

беременными 1-го триместра беременности (критерий Манна-Уитни - 126, p = 0,04).

Исследование цилиарного нейротрофического факторы у пациенток всех групп не выявило статистически значимых различий.

Установлено, что количество специфического белка астрацитальной глии, способного связывать кальций - S-100, у пациенток 3-й группы выше, чем его уровень у пациенток 1 группы (критерий Манна-Уитни - 39,5, p<0,0001). Вместе с тем, уровень содержания данного белка статистически не отличался от его значения в 5 группе и не зависел от числа прерванных беременностей. Такая же закономерность выявлена при сравнении этого показателя у здоровых беременных и беременных с привычным НБ (критерий Манна-Уитни - 41,2, р<0,0001).

Обобщая полученные данные можно сделать заключение, что изменения исследуемых маркеров характерно как для пациенток с привычным НБ, так и со спорадическим прерыванием беременности, чего не наблюдается в других группах пациенток.

Учитывая тот факт, что маркеры повреждения мозговой ткани тесно связаны с изменениями апопто-за и различными звеньями иммунной системы, было целесообразно исследовать в сыворотке крови уровень цитокинов (интерлейкинов) и маркеров апоптоза в исследуемых группах пациенток.

Полученные нами данные показывают, что содержание интерлейкинов: IL 2 и IL 8 в исследуемых группах статистически не отличалось. Однако, количество IL 4 статистически достоверно выше у пациенток со спорадическим прерыванием и привычным НБ, как на этапе прегравидарной подготовки, так и в первом триместре беременности (критерий Манна-Уитни - 61 и 87, соответственно, p < 0,0001), что было установлено при сравнении данного показателя у женщин 1-ой и 3-ей групп, 2-ой и 5-ой, соответственно. Та же закономерность наблюдалась при исследовании IL 6 (критерий Манна-Уитни - 62 и 78, p < 0,0001 ) и IL 1-beta(критерий Манна-Уитни - 126 и 122, p = 0,04 и р = 0,03 ). Данные исследований свидетельствуют о том, что повышение IL 6, являющегося фактором дифференцировки В-лимфоцитов и повышение содержания IL 1-beta индуцируют синтез белков острой фазы и изменение их концентрации возможно при воспалительном процессе. Вместе с тем, увеличение концентрации IL 4 у пациенток 3-5 групп, являющегося антогонистом IL 6, свидетельствует о подавлении иммунного ответа при развитии патологии.

При исследовании содержания маркеров апоптоза - TRAIL, Caspase-1 в сыворотке крови, также выявлено статистически значимое увеличение их содержания у пациенток с привычным невынашиванием по сравнению со здоровыми женщинами (критерий Манна-Уитни - 60, 27, соответственно, p < 0,0001).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что у пациенток с привычным НБ и спорадическом прерывании возможны изменения не только нейропро-

Досова С.Ю., Стольникова И.И., Слюсарь Н.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕРОВ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВОЙ ТКАНИ И АПОПТОЗА, ЦИТОКИНОВ У ПАЦИЕНТОК С ПРИВЫЧНЫМ НЕВЫНАШИВАНИЕМ БЕРЕМЕННОСТИ

Табл. 1. Содержание биохимических маркеров повреждения головного мозга, маркеров апоптоза, цитокинов в основных и контрольных группах - Ме (01; Q3)

Биохими- 1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа 5-я группа

ческие

показа-

тели

IL 1-beta 39,2 38,4 35,6 44,5 41,2

пг/мл (34,4; 45) (35;41,9) (31,6; 39,6) (38,9; 50,1) (37,8; 44,6)

IL 2 12,8 13,2 12,6 14,1 13,9

пг/мл (11,3; 14,3) (11,8; 14,6) (10,9; 14,3) (12,9; 15,3) (12,6; 15,2)

IL 4 15,7 14,7 24,2 25,2 25

пг/мл (12,4; 19) (12,6; 16,8) (21,2; 27,2) (21,5; 28,9) (22,1; 27,9)

IL 6 3,5 4,1 5,9 6,1 6,0

пг/мл (3,1; 3,9) (3,5; 4,7) (5,5; 6,3) (5,6; 6,6) (5,6; 6,4)

IL 8 13,5 13,9 14,1 15,8 15,6

пг/мл (11,5; 15,5) (12,2; 15,6) (11,9; 16,3) (12,1; 19,5) (12,3; 18,9)

TRAIL 73,5 69,1 113,4 122 107,5

пг/мл (62,1; 84,4) (59; 79,2) (99,4; 127,4) (101; 143) (98,6; 116,4)

Caspase- 46,8 44,4 53,1 54 54,8

1пг/мл (45,8; 47,8) (41,2; 46,6) (51,1; 55,1) (51,4; 56,6) (51,8; 57,8)

BDNF 18,9 17,1 11,9 8,5 9,1

пг/мл (15,4; 23,4) (14,7; 19,5) (10,4; 13,4) (4,8; 11,2) (7,2; 11)

S-100 0,12 0,1 0,17 0,18 0,19

пг/мл (0,09; 0,15) (0,09; 0,11) (0,15; 0,19) (0,16; 0,2) (0,17; 0,21)

ЦНТФ 5,5 4,8 8,2 9,4 8,9

пг/мл (5,2; 5,8) (4,3; 5,3) (7,8; 8,6) (9,2; 9,6) (8,6; 9,3)

текции, но и иммунного ответа организма. Следовательно, для выбора тактики лечения необходима четкая корреляция лабораторных данных с клиническими и инструментальными методами исследований, а также динамическое наблюдение маркеров повреждения мозговой ткани, цитокинов (IL 4, IL 1-beta и IL 6), маркеров апоптоза (TRAIL, Caspase-1).

Результаты расчетов приведены в таблице 1.

Выводы

1. Обнаружено, что при привычном и спорадическом НБ изменяются показатели маркеров повреждения мозговой ткани (нейротрофического фактора головного мозга -BDNF, специфического белка S-100), которые сочетаются с характером изменений IL 4, IL 1-beta и IL 6, маркеров апоптоза TRAIL, Caspase-1.

2. Установлено, что количество IL 4, IL 1-beta и IL 6, маркеров апоптоза TRAIL, Caspase-1 в крови пациенток с привычным НБ выше, чем у пациенток с нормальной беременностью. Указанные изменения свидетельствуют о особенностях функциональной активности, иммунного ответа при развитии патологии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов (The authors declare no conflict of interest).

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Азарных Т.Д., Тартышников И.И. Психическое здоровье. - М.; 2008.

- 111 с. [Azarnykh TD, Tartyshnikov II. Psikhicheskoe zdorov'e. Moscow; 2008. 111 p. (In Russ).]

2. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. - 2006.

- Т.2. - №4. - С. 69-70. [Batuev AS. Psikhofiziologicheskaya priroda dominanty materinstva. Psikhologiya segodnya. Ezhegodnik Rossiiskogo psikhologicheskogo obshchestva. 2006;2(4):69-70. (In Russ).]

3. Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов. Перинатальная психология и родовспоможение. - СПб.: Питер; 2007. - 45 с. [Zakharov AI. Vliyanie emotsional'nogo stressa materi na techenie be-remennosti i rodov. Perinatal'naya psikhologiya i rodovspomozhenie. St. Petersburg: Piter; 2007. 45 p. (In Russ).]

4. D'Ippolito S, Tersigni C, Marana R, et al. Inflammosome in the human endometrium: further step in the evaluation of the "maternal side". Fertil Steril. 2016;105(1): 111-118. doi: 10.1016/j.fertnstert.2015.09.027.

5. Hoirisch-Clapauch S, Brenner B, Nardi AE Adverse obstetric and neonatal outcomes in women with mental disorders. Thromb Res. 2015;135 Suppl 1:S60-63. doi: 10.1016/S0049-3848(15)50446-5.

6. Kolte AM, Olsen LR, Mikkelsen EM, et al. Depression and emotional stress is highly prevalent among women with recurrent pregnancy loss. Hum Reprod. 2015; 30(4):777-782. doi: 10.1093/humrep/dev014.

7. Kowalcek I. [Anxiety of pregnant women with prior miscarriage before and after prenatal diagnosis. (In German).] Z Geburtshilfe Neonatol. 2016;220(1):21-27. doi: 10.1055/s-0035-1554684.

8. Liang PY, Diao LH, Huang CY, et al. The pro-inflammatory and anti-inflammatory cytokine profile in peripheral blood of women with recurrent implantation failure. Reprod Biomed Online. 2015;31(6):823-826. doi: 10.1016/j.rbmo.2015.08.009.

9. Ma J, Zhang X, He G, Yang C, et al. Association between TNF, IL1B, IL6, IL10 and IFNG polymorphisms and recurrent miscarriage: a case control study. Reprod Biol Endocrinol. 2017;15(1):83. doi: 10.1186/s12958-017-0300-3.

10. Marinescu IP, Foarfa MC, Pirlog MC, Turculeanu A. Prenatal depression and stress - risk factors for placental pathology and spontaneous abortion. Rom J Morph-ol Embryol. 2014;55(3 Suppl):1155-1160.

11. Meresman GF, Olivares C, Vighi S, et al. Apoptosis is increased and cell proliferation is decreased in out-of-phase endometria from infertile and recurrent abortion patients. Reprod Biol Endocrinol. 2010;8:126. doi: 10.1186/1477-7827-8-126.

12. Permpoonputtana K, Tangweerasing P, Mukda S, et al. Long-term administration of melatonin attenuates neuroinflammation in the aged mouse brain. EXCLI J. 2018;17:634-646. doi: 10.17179/excli2017-654.

13. Ramer I, Kruczek A, Doulaveris G, et al. Reduced circulating concentration of brain-derived neurotrophic factor is associated with peri- and post-implantation failure following in vitro fertilization-embryo transfer. Am J Reprod Immunol. 2016; 75(1):36—41. doi: 10.1111/aji.12430.

14. Cy66oTC^ Н.В., Cарманова З.В., Бархатова А.Н., и др. Клинико-имму-нологические корреляции при эндогенной депрессии // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. - 2015. - Т.115. - №4. - С. 49-53. [Subbotskaya NV, Sarmanova ZV, Barkhatova AN, et al. Clinical and immunological correlations in endogenous depression. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. 2015;115(4):49-53. (In Russ).] doi: 10.17116/jnevro20151154149-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.