Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ / ИЗДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скузоватова Н.В.

В современных условиях торговая сеть является промежуточным звеном между производителем и потребителем, формирующая цепь поставки и выполняющая множество функций: от формирования широкого промышленного ассортимента до преобразования его в товарный в соответствии с потребностями потребителей, организация доставки, хранения. Помимо этого торговая сеть стремится к минимизации сроков поставки и предлагает не только широкий ассортимент качественных товаров по приемлемым ценам, но и комплекс дополнительных услуг. В статье представлены особенности развития сетевой торговли и охарактеризованы логистические аспекты в деятельности в розничных сетевых предприятиях Оренбургской области, по данным исследования доля сетевых структур в Оренбургской области на 2013 г. соответствует 22,5%, ее структура постоянно меняется и она не однородна. Основными игроками на рынке сетевой розницы являются ТС «Магнит», «Соседдушка», «Ринг», «Полушка», специализирующиеся на открытии супермаркетов, а также в потребительский рынок г. Оренбурга входят такие игроки, как «Магнит», «О,Кей», «Лента», «Карусель», открывающие гипермаркеты. Авторы статьи также представили подробную характеристику деятельности торговых сетей, включая описание таких областей деятельности, как: дату создания, масштаб деятельности, стратегию роста, ценовую политику, условия сотрудничества с производителями, организацию продаж, систему логистики, технологии, систему ИТ и прочие данные. Система логистики у исследуемых предприятиях сетевой торговли предполагает использование распределительных центров, собственного автопарка автомобилей. В исследовании определены особенности развития логистической деятельности, ее достоинства и недостатки, а также определены направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF RETAILING BUSINESSES LOGISTICS ACTIVITY TRADE NETWORK (ON MATERIALS OF THE ORENBURG REGION)

Retail trade system is an intermediary element between a producer and a consumer that effects the delivery and has got a lot of functions: from the industrial assortment building to its transformation into commercial range due to consumers` needs, terms of delivery and storage. The trading network aims at improving the delivery schedule and provides the wide range of goods and additional services. The article considers the characteristics of network trading development and logistics aspects in the retail chain outlets activity. Due to research findings the share of outlet chains in the Orenburg region in 2013 comprises 22,5%. The structure is heterogeneous and constantly varies. The trade systems “Magnit”, “Soseddushka”, “Ring”, “Polushka” are key participants on the retail trade chain market. The Orenburg market witnesses new market players, represented by “O.K.”, “Lenta”, “Karusel”. The article suggests the description of the trade chains` activity that includes such background information as the date of foundation, range of activity, growth strategy, price policy, terms of cooperation with the producers, sales promotion, logistics system and organization of IT support. As a rule the logistic system includes the distribution centres and vehicle fleet. The research identifies the characteristics of the logistic activity, its advantages and disadvantages and suggests the areas of development.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Н. В. Скузоватова, УДК 658.87

младший научный сотрудник научно-исследовательской части, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)1

В современных условиях торговая сеть является промежуточным звеном между производителем и потребителем, формирующая цепь поставки и выполняющая множество функций: от формирования широкого промышленного ассортимента до преобразования его в товарный в соответствии с потребностями потребителей, организация доставки, хранения. Помимо этого торговая сеть стремится к минимизации сроков поставки и предлагает не только широкий ассортимент качественных товаров по приемлемым ценам, но и комплекс дополнительных услуг.

В статье представлены особенности развития сетевой торговли и охарактеризованы логистические аспекты в деятельности в розничных сетевых предприятиях Оренбургской области, по данным исследования доля сетевых структур в Оренбургской области на 2013 г. соответствует 22,5%, ее структура постоянно меняется и она не однородна. Основными игроками на рынке сетевой розницы являются ТС «Магнит», «Соседдушка», «Ринг», «Полушка», специализирующиеся на открытии супермаркетов, а также в потребительский рынок г. Оренбурга входят такие игроки, как «Магнит», «ОКей», «Лента», «Карусель», открывающие гипермаркеты. Авторы статьи также представили подробную характеристику деятельности торговых сетей, включая описание таких областей деятельности, как: дату создания, масштаб деятельности, стратегию роста, ценовую политику, условия сотрудничества с производителями, организацию продаж, систему логистики, технологии, систему ИТ и прочие данные. Система логистики у исследуемых предприятиях сетевой торговли предполагает использование распределительных центров, собственного автопарка автомобилей. В исследовании определены особенности развития логистической деятельности, ее достоинства и недостатки, а также определены направления развития.

Ключевые слова: логистика, логистическая деятельность, розничная торговая сеть, товародвижение, издержки.

Развитие экономики российского государства является одной из приоритетных задач, особенно в условиях, когда увеличивается влияние политико-экономических рисков. Важнейшим элементов экономики РФ является сфера розничной торговли. От качества предлагаемых услуг, реализации товаров будет зависеть удовлетворенность потребителя и объем прибыли. Из которой в последствии будут уплачены налоги и сформирован бюджет.

В связи с этим расширение и дальнейшее развитие сферы розничной торговли имеет одну из значимых ролей для развития экономики государства и общества в целом. На современном этапе развития сфера розничной торговли взяла курс на развитие сетевой торговли, не исключением стала

и Оренбургская область. Так, удельный вес сетевых структур в общем объеме оборота розничной торговли Оренбургской области на 2013 г. составил 22,5%, что свидетельствует об отставании среди других областей по ПФО РФ. Важным условием развития сферы розничной торговли является применение логистического подхода, нацеленного на повышение эффективности управления ресурсами и связанными с ними процессами и операциями при товародвижении с минимальными затратами. Повышенный интерес к исследованию вопросов организации логистики в деятельности сетевой торговли Оренбургской области обусловлен тем, что увеличиваются темпы роста оборота розничной торговли, которые можно наблюдать на основе данных, отображенных на рис. 1, 2.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке в рамках государственного задания ФГБОУ ВПО «ОГИМ» Министерства

образования Росии.

Рисунок 1- Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли по Приволжскому Федеральному округу РФ

По данным рисунка, можно сделать вывод о том, что доля предприятий сетевой торговли увеличивается с каждым годом, хотя эксперты

Увеличение оборота розничной торговали, свидетельствует о росте продаж, увеличении числа поставок разнообразных ресурсов. В связи с этим необходимость исследования особенностей осуществления логистической деятельности предприятиями, занятыми в сфере розничной сетевой торговли, является актуальной.

Интерес к логистическим аспектам в деятельности предприятий торговли можно наблюдать в трудах отечественных и зарубежных уче-

прогнозируют спад из-за нестабильности на политическом и экономическом поле деятельности.

ных, таких как: Д. Бауэрсокса, А.М. Гаджинского, М.П. Гордона, В.В. Дыбской, Т.Е. Евтодиевой, Л.К. Кирилловой, А.П. Тяпухина, Ф. Котлера и других. Несмотря на то что многое теоретические и методологические базисы в вопросах логистики проработаны, их необходимо дополнять, так как меняется все: технологии, предпочтения, требования, законодательство, условия на рынке, что оказывает влияние и на сферу логистики. Поэтому детальный анализ логистической деятельности

300000 -240773,4

200000 100000 0

187098,8 214089,8^ 136473,4 ^^___—-

ГТТ11

2009 2010 2011 2012 2013

I Оборот розничной торговли, вдействующих ценах, млн. руб.

Рис. 2. Динамика оборота розничной торговли Оренбургской области за 2009-2013 г (млн руб.).

в сфере розничной сетевой торговли необходим Для понимания структуры сетевых пред-

для четкого понимания особенностей применения приятий торговли проведем оценку основных его и развития логистики в Оренбургской области. игроков на территории Оренбургской области.

Таблица 1 - Присутствие сетевого ритейла на территории Оренбургской области (по данным на август 2014 г.) для товаров повседневного спроса

Торговая сеть География сети Формат торгового предприятия Количество точек продаж

«Метро кеш энд кери» Международная сеть (METRO GROUP) магазин-склад 1

«Магнит» г. Оренбург Федеральная сеть Магнит (ЗАО «Тандер») магазин у дома (универсам) 88

магазин косметики 8

гипермаркет семейный 2

«Магнит» Оренбургская область магазин у дома (универсам) 134

магазин косметики 13

гипермаркет семейный 2

«Копейка» Федеральная сеть «X5 RetailGroup» супермаркет 2

«Пятерочка» супермаркет 3

Карусель гипермаркет 1

«Лента» ООО «Лента» гипермаркет 1

«ОКей» «О'кей групп» гипермаркет 1

«Полушка» г. Оренбург Региональная сеть ЗАО «Форвард» универсам 18

«Полушка» Оренбургская область Региональная сеть ЗАО «Форвард» универсам 16

«SPAR» Региональная сеть супермаркет 1

«Соседдушка» г. Оренбург Локальная сеть (ИП Пикалов А.А.) супермаркет 80

студия гастрономии 4

«Соседдушка» Оренбургская область супермаркет 31

«Ринг» г. Оренбург Локальная сеть (ООО «Ринг») универсам 11

«Ринг» Оренбургская область универсам 54

«Клондайк» Локальная сеть супермаркет 8

«Столичный» Локальная сеть супермаркет 5

«Сельпо» Локальная сеть супермаркет 6

«Русский градус» г. Оренбург Локальная сеть алкомаркет 12

«Русский градус» Оренбургская область Локальная сеть алкомаркет 9

Красное&Белое г. Оренбург Региональная сеть алкомаркет 19

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что основными игроками на потребительском рынке сетевого ритейла Оренбургской области являются торговые сети «Магнит», «Соседдушка», «Ринг», их лидерство заключается в большой представленности магазинов по г. Оренбургу и Оренбургской области. Основным форматом, пользующимся популярностью у данных торговых сетей является формат уни-

версама или супермаркета, среди форматов более крупного масштаба на Оренбургском рынке можно выделить компании: «Магнит», «Х5 RetaiЮшup», «Лента», «Карусель», ОКей, специализирующиеся на открытии гипермаркетов и осуществлении мульти форматной торговли. На рис. представлены основные игроки рынка по количеству торговых точек на территории Оренбургской области.

Рис. 2. Основные торговые сети Оренбургской области по состоянию на 2014 г. (по количеству торговых точек)

Так что же включает в себя понятие логистическая деятельность розничных сетевых структур? По нашему мнению, это совокупность процессов по управлению, организации, планированию и контролю за материальными, информационными и финансовыми потоками, обеспечивающие продвижение материальных (сырья, полуфабрикатов, готовой продукции) и нематериальных объектов (услуг) от производителя к потребителю.

По сути, торговая сеть является промежуточным звеном между производителем и потребителем, формирующая цепь поставки. Она берет на себя множество обязательств: от формирования широкого промышленного ассортимента до преобразования его в товарный в соответствие с потребностями потребителей, а так же вопросы доставки, хранения. Помимо этого торговая сеть стремится к минимизации сроков поставки и предлагающая не только широкий ассортимент качественных товаров по приемлемым ценам, но и комплекс дополнительных услуг.

Следовательно, логистические аспекты в сфере розничной торговли Деятельность любого предприятия не мыслима без ресурсов и в первую очередь в сфере обращения и производства, поэтому эффективное управление ресурсами является важным условием функционирования, в том числе и для предприятий сетевой торговли очень важны. В ходе исследования деятельности торговых сетей было установлено, что организация логистики в торговой сети является многогранным и сложным процессом, требующим от всех отделов

и сотрудников компании выполнения временных нормативов с соблюдением заданных параметров по формированию заказов, их отправке, приемке и выкладке товаров. Так же повышение требований по скорости и качеству выполнения логистических процессов. Анализ готовых отчетов по работе розничных сетевых предприятий торговли за 2013 г. (ТС «Магнит», «Лента», «Карусель» и прочие) показал, что развитие логистики, а именно сокращение логистических затрат, минимизация сроков поставки, повышение эффективности осуществления логистических операций и процессов является одним из стратегических направлений развития.Сравним особенности деятельности торговых сетей на примере наиболее известных и крупных сетей, расположенных на территории Оренбургской области (табл. 2).

По данным табл. 2 можно сделать вывод о том, что у исследуемых торговых сетей широкое присутствие во многих регионах РФ, а так же и в Оренбургской области, практически все сети стремятся применять инновационные и прогрессивные технологий. В качестве информационного обеспечения, исследуемые торговые сети используют интегрированные решения на платформе ERP класса, позволяющей интегрировать многие бизнес-процессы и эффективнее выполнять управление ресурсами, в структуре широкого ассортимента товаров. Система логистики у исследуемых сетей использует распределительные центры, причем по количеству РЦ лидируют торговые сети компании X5 Retail Group, а вот по

Таблица 2 - Характеристика деятельности торговых сетей по данным 2014 г.(в .т.ч. расположенных на территории Оренбургской области)

Характеристика Название торговой сети

«Магнит» Х5 Retail Group (Перекресток, Карусель, Пятерочка) «Лента» «Соседдушка» «Полушка»

Дата создания С 1998 г 1995 г 1993 г. 2007 г 2001 г.

Масштаб деятельности Территория Российской Федерации (федеральные сети) г. Оренбург (локальная сеть) (региональная сеть) р-ка Башкортостан

Стратегия роста Широкое проникновение в регионы и увеличение их плотности, с экспансией в города с населением меньше 500000 жителей. Мультиформатный рост магазинов, расширение качественного ассортимента товаров по доступным ценам. Управление затратами, централизация управления, применение вертикальной интеграции. Мультиформатное позиционирование сети, РЦ дифференцирование брендов и мотивация сотрудников, оптимизация цепей поставок, внедрение современных технологий, повышение качества обслуживания и сокращение издержек, внедрение принципов категорийного менеджмента Расширение рынка сбыта и развитие современных форматов торговли (гипермаркет, супермаркет). Увеличение капитализации компании, расширение торговой сети за счет открытия новых магазинов и увеличения торговой площади, оптимизацией системы поставок, 1Т-систем и управления персоналом. Продажа товаров повседневного спроса, людям, живущим по соседству с магазинами, увеличение точек продаж в г. Оренбурге и Оренбургской области, сокращение потерь Расширение географии сети на территории р-и Башкирии, Оренбургской области, а так же освоение новых форматов работы (супермаркеты и гипермаркеты), поддержание низких цен на товары повседневного спроса.

Ценовая политика Ориентирована на различные слои населения. Целевая аудитория - население с доходами ниже среднего. Скидки на ключевой ассортимент товаров. Ориентация на широкий спектр покупателей в основе принцип «цена - качество». Магазины эконом класса Социально ориентированные магазины эконом класса с ориентацией на средний и низкий уровень дохода.

Условия сотрудничества с производителями Долговременные и надежные контракты с отечественными производителями, отражающиеся в выгодных условиях закупок, надежности поставок качественной продукции. Прямые импортные поставки, сотрудничество с региональными и местными поставщиками. Долговременные и надежные контракты с отечественными производителями, отражающиеся в выгодных условиях закупок, надежности поставок качественной продукции. Присутствуют импортные поставки, региональные и местные поставки. Компания ориентирована не только на перепродажу товаров повседневного спроса, но и продажу продукции собственного производства, так же продажу товаров под СТМ. Прямые импортные поставки, сотрудничество с региональными и местными поставщиками.

Продажи Собственные торговые марки (доля - 12,7% в выручке сети), собственное производство, региональные и местные поставки. Собственные торговые марки (доля - 23% в выручке сети), собственное производство, региональные и местные поставки. Собственные торговые марки (доля - 9,6% в выручке сети), собственное производство, региональные и местные поставки. Ассортимент до 9000 наименований. Собственные торговые марки (доля - 14,6% в выручке сети), собственное производство, региональные и местные поставки Ассортимент до 5000 наименований. Отсутствие СТМ, продажи товаров повседневного спроса по доступным ценам с ориентацией на продажу республиканских товаров.

£

Характе- Название торговой сети

ристика «Магнит» Х5 Retail Group (Перекресток, Карусель, Пятерочка) «Лента» «Соседдушка» «Полушка»

Система логистики Единая логистика для всех форматов, наличие собственных 25 распределительных центров, собственного автопарка (5674 автомобилей), высокоэффективной системы управления товарными запасами. В том числе в г. Стерлитамаке расположен РЦ, ориентированный на Оренбургскую область, Башкирию и т.д. Централизованные поставки (32 РЦ) через распределительные центры и в магазины. Разная логистика для разных форматов. Переход с централизации на децентрализацию служб логистики и закупок различных форматов торговой сети. Используется собственный автопарк транспортных средств (1848 автомобилей) Централизованные поставки через распределительные центры (5 РЦ и 3 достраиваются) и прямых поставок от поставщиков в магазины. Использование собственного (35 автомобилей) - 32 % поставок и привлеченного автопарка Прямые поставки от производителей (дистрибьюторов) на распределительный склад общей площадью 4000 м2. Используется наемный транспорт для перевозки товаров. Имеется 1 РЦ собщей площадью 14000 м2. Поставки товаров на этапе закупки осуществляются силами поставщика. Развоз продукции осуществляется как собственным транспортом так и привлеченным.

Технологии - адресное хранение на многоярусных стеллажах, - электронные весы с печатью этикеток (гипермаркеты), - электронные ценники (гипермаркеты и только некоторые категории товаров), - штрихкодирование, - Технологии ИЕГО (на дорогостоящем товаре), - интерактивная видео реклама (гипермаркеты).; - терминалы сбора данных. - адресное хранение на многоярусных стеллажах, - технологии голосового управления складскими операциями при отборке заказов на складе. - адресное хранение на многоярусных стеллажах, - технология сквозного складирования (crossdock); - технология штрихкодирова-ния; - мобильные приложения по SMS рассылкам для постоянных клиентов. - в планах переход на киоски самообслуживания в торговых сетях. - адресное хранение на многоярусных стеллажах, - применение терминалов сбора данных, - технология штрихкодирова-ния. - адресное хранение на многоярусных стеллажах, - применение терминалов сбора данных, - технология штрихкодиро-вания.

ИТ система ИТ-система собственной разработки Полностью интегрированная-платформа SAP ERP, продажа широкого ассортимента товаров в сети Интернет, частично внедрена система пополнения запасов и планирования спроса IDA. SAP ERP для общего управления, для организацииперевозок Oracle, внедряется программное обеспечения по прогнозированию и пополнению запасов IDA. Применение облачного решения «1С Предприятие». БИР-систему АУАЕША

о

to

a

ЙЗ

i §

I

I

Й si

a a

Eg

0

1 a

si

to о

Кч

Ox

количеству автомобилей в собственном автопарке компания «Магнит».

В ходе исследования было установлено, что в качестве стратегии роста многие компании выделяют решение проблем в области логистики, в частности по оптимизации логистических бизнес-процессов, повышению оперативности и качества работы в поставках, а также снижению логистических издержек. В условиях экономических санкций, всем предприятиям сетевой и прочей торговли приходится пересматривать ассортимент ввозимой продукции, что приводит к пересмотру производителей, поставщиков. Изменение курса валюты повлекло за собой увеличение стоимости товаров и услуг, а это приводит и к смене логистических операторов, повышение стоимости логистических операций и в целом затрат.

Помимо вышеперечисленных условий на логистическую деятельность в розничных торговых сетях оказывает влияние географическое расположение Оренбургской области и ее приграничный статус. Оренбург расположен вблизи границ с Республикой Казахстан, Башкирия, транспортные пути Оренбургской области связывают ее с Дальним Востоком, Средней Азией и Европейской частью России, что в свою очередь будет способствовать развитию логистики в деятельности сетевых структур Оренбургской области. Также г. Оренбург является опорной точкой международного коридора «Западная Европа-Западный Китай», что в будущем даст толчок совершенствования логистики торговых сетей, способствовать снижению затрат в данной области.

В целом можно отметить, что логистическая составляющая в деятельности розничных сетевых структур Оренбургской области находится в удовлетворительном состоянии. Достоинства: увеличение темпов роста сетевой торговли, совершенствование бизнес-процессов за счет регламентации и автоматизации. По данным опроса, среди специалистов, занятых в области логистики розничных сетевых структур на территории Оренбургской области, уровень сетевой торговли

достаточно низкий и его необходимо повышать (для примера в развитых странах доля сетевых структур достигает 50-70%), но сделать это крайне трудно. К основным причинам этого можно отнести: нехватку финансовых средств на развитие бизнеса, невысокий платёжеспособный спрос населения, достаточно высокая конкуренция, отсутствие современной складской и офисной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние дорог, низкое качество предлагаемых логистических услуг, потребность в высококвалифицированных работниках, рост тарифов, высокий уровень логистических затрат, обусловленный ростом потерь в сфере складской и транспортной логистики. Несмотря на то что многие предприятия используют различные инструменты и методы по снижению потерь, их доля в составе цены на товар достигает от 10% и более.

В качестве направлений развития логистической деятельности в Оренбургской области можно отметить формирование более эффективных каналов сбыта и поставки товаров в рамках сотрудничества с Казахстаном, Средней Азией, Европейской частью России, появление логистических операторов, предлагающих качественный и комплексный набор логистических услуг, повышение надежности поставок, строительство (реконструкция) складских комплексов, сокращение логистических затрат.

Следовательно, борьба с потерями, оптимизация логистических бизнес-процессов, повышение заинтересованности и грамотности сотрудников, а также расширение масштабов деятельности и есть ключ к успеху для большинства сетевых предприятий торговли. Авторы статьи считают что дальнейшие исследования по вопросу повышения эффективности в сфере логистики розничных торговых сетей будут иметь особую актуальность и необходимость в условиях экономического кризиса. И именно поэтому сетевая торговля представляет собой объект приложения принципов и методов логистики.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. http://www.loglink.ru/.

2. Официальный портал г. Оренбурга http://www.orenburg.ru/activities/entrepreneurship/ consumer_market/2013_god/.

3. Ежегодный отчет ОАО «Магнит» за 2014 г. стр. 80-82.

4. Портал Оренбуржье 2013 http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/Econom-ics/Consumers.html.

5. http://www.orinfo.ru/66196/torgovaya-otrasl-samaya-pribylnaya-v-oblasti-posle-dobychi-poleznykh-iskopaemykh.

6. Данные Shop And Mall.Ru Портал о торговой недвижимости и ритейле http://www. shopandmall.ru/analyt.php 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.