УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2014 Т.В.Карпушкина
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
Статья поступила в редакцию 05.02.2014
В статье рассматривается отечественные походы к изучению личностных характеристик профессиональной деятельности. Показано, что личностные смыслы, выражающие отношение к профессиональной деятельности, проявляются, закрепляются и корректируются в ходе самой деятельности.
Ключевые слова: личностные смыслы, профессиональная деятельность, ценностно-смысловая сфера личности.
Положение о личностном подходе в изучении профессиональной деятельности и, в частности, динамики развития личности, обоснованное в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Анцыферовой, К.К.Платонова и других ученых, дает представление об особенностях проявления внутренних факторов деятельности и их роли в процессе развития личности, ее профессионализации, адаптации к деятельности и управлении трудовым процессом.
Вопросы методологии изучения качественных изменений в личности, причин трансформации личности рассматривались в работах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой- Слав-ской, Б.Г.Ананьева, А.В.Брушлинского, Е.А.Климова и других ученых - сторонников субъектно-деятельностного подхода, согласно которому человек в результате включения в процесс деятельности, общения и других видов активности приобретает специфические свойства и качества самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля, согласования внутренних и внешних условий активности, координации всех психических процессов, состояний и свойств с объективными и субъективными условиями своей активности и, в частности, профессиональной деятельности.
Интерес к изучению личности работника, в профессиональной психологии возник с начала 1940-х гг. Исследователями обнаружено, что: особенности личности, выступая профессионально важными качествами, могут оказывать значительное влияние на успешность, надежность и другие объективные показатели профессиональной деятельности. Эта закономерность подтверждена для самых разнообразных видов деятельности (Л.Н.Корнеева) 1.
Карпушкина Татьяна Владимировна, ассистент кафедры классической и практической психологии. E-mail: odin72@inbox. ru
1 Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной
Особенности личности выступают важнейшими детерминантами профессионального обучения; от них во многом зависят скорость приобретения профессионального мастерства и качество подготовки. Влияние особенностей личности на характеристики профессиональной деятельности часто опосредованы таким важным субъективным показателем, как удовлетворенность трудом. Обнаружено, что в некоторых видах деятельности психологические различия между группами хороших и плохих профессионалов не представляется возможным провести ни по каким качествам, кроме личностных.
По мере увеличения количества профессий, связанных с повышенной ответственностью, обнаружилось что никакой психофизиологический отбор не позволяет гарантированно решить проблему надежности для этих видов деятельности; только исключительное внимание к личности профессионала позволяет обеспечить надежность труда. Но даже в тех видах деятельности, где надежность во многом определяется психофизиологическими качествами или особенностями психических процессов, их роль все равно опосредуется степенью сформирован-ности структуры личности, обеспечивающей необходимый уровень саморегуляции поведения. Показана возможность коррекции и целенаправленного формирования личности профессионала. Практическая значимость перечисленных результатов привела к резкому повышению популярности исследований личности в рамках профессиональной психологии.
Анализируя работы Е.А.Климова в рамках субъектно-деятельностного подхода, Е.М.Иванова отмечает, что «психологические признаки труда как единицы анализа взаимосоответствия человека и профессии позволяют изучить уровень и адекватность осознания субъектом, с одной стороны, заданный объективно социальной
деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова. — СПб.: 1998.
и профессиональной реальностью, а с другой -осознать свою роль в обществе как специалиста и как личности. Эти признаки профессиональной деятельности включают: «сознательное предвосхищение социально ценного результата труда, сознание обязательности достижения социально фиксированной цели, сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности, осознание межличностных производственных зависимостей («живых» и «овеществленных»)»2.
«При выполнении деятельности существенно меняется и развивается сам ее субъект» (В.В.Давыдов)3. Э.Ф.Зеер отмечает такое качество любой деятельности как саморазвитие. «Она развивается, функционируя, и функционирует, развиваясь», это подразумевает и развитие субъекта, самой деятельности. «Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности». Но «...не любая профессиональная деятельность развивает личность. Есть много профессиональных видов труда, - пишет Э.Ф.Зеер, - которые не обогащают личность, а, наоборот, деформируют ее. Многое зависит и от самой личности, от ее отношения к профессиональному труду. Выполняя ту или иную работу, определенным образом относясь к ней, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества»4.
«Личности как субъекту деятельности, - подчеркивает К.А.Абульханова-Славская, - свойственны и такие особые индивидуальные качества, как способность к организации времени, способность программировать будущую деятельность, предвидеть ее события, устанавливать оптимальные для себя режимы активности и пассивности, определять ритмы деятельности»5.
Так «.оценка уровня возможных достижений в первый день формируется в большей степени под влиянием уровня притязаний личности, а далее на ее оценку начинают оказывать влияние реальная деятельность и успехи в ней»6.
Е.А.Соколов определяет следующие особенности взаимовлияния личности и профессиональной деятельности: формирование личности
2 Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособ. - М.: 2006.
3 Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал. - 1992. - №2 - С.3.
4 Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.; Екатеринбург: 2003.
5 Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: 1980.
6 Шадриков В.Д. Психология деятельности и способно-
сти человека. Учеб. пособ. 2-е изд,, перераб. и доп. -М.: 1996.
профессионала осуществляется на основе и через включение индивида в различные формы деятельности и в первую очередь социально-экономические и культурные отношения; основой для формирования личности профессионала являются качества индивида и свойства личности, которые сложились у человека до начала профессионализации в семье, детском саду, школе; формирование личности профессионала (специалиста) осуществляется путем настройки, адаптации, сенсибилизации, перестройки и развития профессионально важных качеств в соответствии с социально-эко-номическими нормативами профессионального сообщества; личность специалиста как субъекта профессиональной деятельности и профессионализации в целом обладает определенной структурой, которая претерпевает качественные и количественные изменения в ходе развития; компоненты структуры обеспечивают эффективную реализацию системных социальных качеств личности, проявляющихся в компетентности специалиста; личность профессионала всегда шире тех задач, которые приходится решать в ходе профессиональной деятельности. Эта «база» создает необходимый потенциал для развития и обеспечивает оперативную готовность к решению новых задач7.
Е.М.Иванова отмечает, что «.в процессе освоения и исполнения профессиональной деятельности формируется образ, «мысленная картина», представление той предметной ситуации, в которой человек осуществляет свою работу. В зависимости от полноты и адекватности такого образа зависит успешность осуществления им деятельности. Формирование образа обусловлено целым рядом факторов: субъективной значимостью исполняемой деятельности и мотива-ционно-потребностной направленностью; общей и профессиональной подготовленности человека к деятельности от которых зависит осознанность построения образа, когнитивная и психофизиологическая саморегуляция и коррекция, и самоактуализация субъекта труда. Именно «целостная картина предметной профессиональной ситуации», ее субъективный образ позволяет человеку планировать действия заранее, вырабатывать индивидуальную стратегию исполнения деятельности опережая тем самым возможные ошибки, ускорять и повышать точность
7 Соколов Е.А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария [Электронный ресурс] URL: http: / /thelib.ru /books /evgeniy alekseevich sokolkov/professionalnoe stanovlenie lichnosti specialist a gumanitariya.htm (Дата обращения 05.02.2014).
исполняемых операций, действий и деятельно-сти»8.
В.В.Сорочан, отмечает этапы личностного и профессионального самоопределения и саморазвития: «личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии; личностное самоопределение это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество...; профессиональное самоопределение, укрепившись, начинает влиять на личностное. Человек овладевая профессией, более зрело начинает представлять себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности чело-века.»9.
Э.Ф.Зеер предлагает четырех компонентную структуру личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, в том числе профессиональной. Данная структура включает в себя следующие компоненты: направленность; профессиональная компетентность; профессионально важные качества; профессионально значимые психофизиологические свой-ства10. Анализируя профессионально обусловленную структуру Э.Ф.Зеера, мы предлагаем дополнить компоненты социально профессиональной направленности ценностно-смысловой сферой личности, регулирующих интенсивность побудительных сил (мотивов деятельности).
Мы предлагаем следующую структуру ценностно-смысловой сферы личности, включающую в себя три компонента: мотивационный, определяющий степень принятия деятельности, ее интенсивность и результативность; особенности развития компонентов самосознания личности, осознание своего места в профессии, своего общественного статуса, своих мыслей, чувств и в конечном итоге профессиональных действий; особенности системы смысложизненных ценностных ориентаций, обусловленных социальным окружением, воспитанием и образованием, личным жизненным опытом и включают в себя этические стандарты профессиональной дея-
8 Иванова Е.М. Теория деятельности А.Н.Леонтьева и ее применение в практике психологического анализа профессиональной деятельности [Электронный ресурс] URL: http: //www.psy.msu.ru/science /seminars/ activity/materials /06 ivanova.pdf (05.02.2014).
9 Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: 2005.
10 Зеер Э.Ф. Психология профессий: ....
тельности, социальные нормы и моральные ценности.
В процессе становления профессионализма, специалист начинает себя все более идентифицировать с определенной профессиональной группой, адаптируя на себя ее традиции, принципы, ценности и т.д. А.В.Серый отмечает, что понятие «идентичность», обуславливают смысловое отношение человека к окружающей действительности. Далее автор описывает систему личностных смыслов, ее уровневую структуру: первым уровень - биологический - уровень биологически обусловленных смыслов; второй уровень - индивидуальный - смыслы носят индивидный характер и отражают потребностную сферу личности; третий уровень - личностный
- собственно личностные смыслы, устойчивые личностные образования, опосредующие всю жизнедеятельность человека; четвертый уровень
- смысложизненный - отражает смысложиз-ненные отношения человека в целом11. Это целостное восприятие человеком своей жизни «.так же как и личность, система личностных смыслов находится в непрерывной динамике. В определенных жизненных ситуациях человек может функционировать на различных уровнях этой системы. Смыслы нижележащих уровней не исчезают при переходе человека на более высокий уровень развития, они генерализуются в более сложные смысловые образования и включаются в более сложную смысловую систему отношений, синхронизируя временные ло-кусы и расширяя границы субъективной реальности, что и обеспечивает развитие как самой системы, так и личности в целом»12.
Ряд психологов убеждены (Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, А.В.Серый), что нахождение смыслов выполняемой работы, есть суть профессионального самоопределения. А.В.Серый отмечает: «В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в социальные отношения, которые опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи и стимулируют развитие личности». «При положительной мотивации субъекта (прежде всего, осмысленной) целостный процесс профессиональной деятельности обусловливает формирование, развитие и эффективную реализацию личностных характеристик, определяющих структуру профессионально-значимых качеств данной профессии, и накладывает заметный отпечаток на весь облик человека: психомоторику, стереотипы речи и мышления, установки и ценностные ориентации. Весь этот комплекс личностных новообра-
11 Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов. Сб. науч. тр. -Вып. 2. - Кемерово: 2003.
зований выражается в профессиональном видении мира, центральнообразующим ядром которого, по нашему убеждению, является система личностных смыслов профессионала, уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жиз-ни.»13.
«Общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста - все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека»14.
«Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объ-ект»15. А.В.Серый, приходит к выводу, что «личностные смыслы, выражающие отношение к профессиональной деятельности, проявляют-
ся, закрепляются и корректируются в ходе самой деятельности. Необходимо отметить, что процесс функционирования системы личностных смыслов и профессиональная деятельность взаимодетерминированы и в комплексе обусловливают целостный процесс личностного развития профессионала. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой деятельности и среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть, которой существует в виде ценностных представлений и ориентаций, выражающих жизненные перспективы, с другой - сам процесс непосредственного участия в профессиональной деятельности и взаимодействия с профессиональной средой оказывает воздействие на систему личностных смыслов, обусловливая адекватный деятельности уровень ее функционирования»16.
12Серый А.В. Структурно-содержательные ....
13Серый А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности, как условие развития профессионально-значимых психологов-практиков [Электронный ресурс] URL: http: / /hpsy.ru/public/x2471.htm (05.02.2014).
14Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций. - М.: 2005.
15Серый А.В. Осмысленное отношение ..
16Серый А.В. Осмысленное отношение ...
THE STUDY OF PERSONALITY CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
© 2014 T.V.Karpushkina°
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
This article discusses domestic approaches to the study of personality characteristics of professional activity. It is shown that personal meanings, expressing attitude to the profession, are manifested, fixed and adjusted in the course of the activity.
Keywords: personal meanings, professional activities, value-sense sphere of personality.
° Tatiana Vladimirovna Karpushkina, Assistant professor of Department of classical and practical psychology. E-mail: odin72@inbox. ru