Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕДАГОГОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / ХАРАКТЕР / ТЕМПЕРАМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксакова Г.Н.

Статья посвящена изучению личностного профиля педагогов.The article is devoted to the study of the personal profile of teachers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксакова Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕДАГОГОВ»

желание хорошо учиться. Методическая и предметная подготовка практически в пределах нормы. Коммуникативные способности, в сравнении с ними несколько менее выражены. В целом наши педагоги вполне компетентны в своей трудовой педагогической деятельности.

Использованные источники:

1. Огарев Е.И. Компетентность образования :Социальный аспект/Е.И.Огарев.- М.:РАО ИОВ/Д995.-234С.;

2. МитинаЛ.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования.-М.; СПб.:2014.-376с. ;

3. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога.- М.: Владос, 1996;

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /пер.с англ.-М.: «Когито-Центр»,2002.-396с.;

5. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей : [практ. пособие] / Н. под общ. ред. М. Р. Гинзбурга ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолог.-соц. ин-т. - Москва: 1997. - 80 с.;

УДК 316.61

Аксакова Г.Н.

факультет «Психологии и педагогического образования» Государственное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕДАГОГОВ RESEARCH OF THE PERSONAL PROFILE OF TEACHERS Аннотация: статья посвящена изучению личностного профиля педагогов.

Ключевые слова: личностные факторы, характер, темперамент.

Annotation: the article is devoted to the study of the personal profile of teachers

Keywords: Personal factors, character, temperament

Постановка проблемы. Педагогическая деятельность является одной из сложнейших областей человеческой жизнедеятельности. Изучение основных личностных характеристик дает нам основу для понимания причин поведения людей в процессе трудовой деятельности. Это необходимо для успешного управления, стимулирования и мотивирования педагогического персонала в процессе трудовой деятельности.

Цель статьи изучить личностный профиль испытуемых на основе полученных эмпирических результатов.

Актуальность проблемы на сегодняшний день тема изучения личностных особенностей человека, его характера, темперамента является достаточно актуальной. Современная наука уделяет большое внимание

личностному потенциалу и структуре личности педагогов. Современное общество предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам педагогов. Чтобы стать настоящим педагогом необходимо иметь соответствующие знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для осуществления успешной педагогической деятельности. На наш взгляд, профессиональное развитие неотделимо от личностного, отсюда возникает необходимость выявления основных личностных качеств (диспозиций) педагогов, с целью профотбора, профконсультации или для их собственного самопознания в целях дальнейшего развития. С помощью данной методики мы диагностировали личностный профиль наших испытуемых. В исследовании приняло участие 45 человек педагогов. Мы выявили уровень выраженности пяти «больших» факторов темперамента и характера, позволяющих получить представление о структуре личности человека: 1 )экстраверсия-интроверсия; 2)привязанность-обособленность; 3)самоконтроль-импульсивность; 4)экспрессивность - практичность.

Модель «Большая пятерка» является диспозиционной моделью личности человека (от анг. disposition- предрасположенность). Посредством данного тестирования мы предъявили попытку определить важные личностные свойства испытуемых, рассмотреть сильные и слабые стороны характера, понять особенности поведения в разных жизненных ситуациях. Полученная информация дает основу для составления психологического портрета личности.

На основе полученных результатов тестирования мы выявили, что из общей выборки, состоящей из 40 человек по первичному фактору Экстраверсия - интроверсия получили: 15 человек - низкие баллы( от15до40), 2 человека- средние баллы(от41до50) и 4 человека высокие баллы(от51до75). У 15 человек низкими баллами по этому фактору свидетельствует о том, что эти индивиды являются интровертами, их особенностями являются неуверенность в правильности своего поведения, их собственная невнимательность к происходящим событиям, готовность больше опираться на собственные силы и возможности, чем на взгляды и позиции других людей. Иногда интроверты предпочитают абстрактные идеи конкретным явлениям. Настроение у интровертов преимущественно спокойное, сниженное, ровное. Такие индивиды в основном замкнуты, сдержанны, не рассказывают о себе и заинтересованы в проблемах других людей. Интроверты любят читать книги, предпочитают теоретические и научные виды деятельности. В учебе чаще опережают экстравертов, планируют свое будущее, строго контролируют свои мысли и чувства, несдержанными практически не бывают. Интровертам больше подходят однообразный и монотонный труд в спокойной обстановке, предпочтительно в первой половине дня. На наказание реагируют более чувствительно, чем на поощрение. Два человека, имеющие средние баллы по этому фактору сочетают в себе качества интровертов и экстравертов. Четыре человека, получившие высокие баллы по этому фактору имеют направленность

психики на экстраверсию. Эти люди активны, общительны, имеют много друзей и знакомых, любят развлекательные мероприятия, не любят работать или учиться, любят острые, возбуждающие впечатления, в действиях бывают импульсивны. Экстраверты вспыльчивы, агрессивны, не умеют контролировать чувства и поступки, работают быстро, работоспособность повышается во второй половине дня, любят поощрения.

По вторичному фактору Привязанность- обособленность 15 человек получили низкие баллы (от15до40),1 человек средний балл (46б) и 5 человек высокие баллы(от51до 75).

15 человек, получивших низкие баллы поэтому фактору отличаются независимостью и самостоятельностью, при взаимоотношениях с людьми обычно держат обособленную позицию, замкнуты, неаккуратны в выполнении своих обещаний и обязанностей, не любят общественных поручений. В отношениях холодны, не интересуются проблемами других людей. Превыше всего ставят свои интересы, достигают их любыми средствами, не считаясь с интересами других. Если становятся руководителями, то не всегда демократическим путем. Один человек, получивший средний балл объединяет в себе качества людей, охарактеризованных выше и людей с высокими показателями по этому фактору. Пять человек, получивших высокие баллы по вторичному фактору, отличаются позитивным отношением к людям, ощущают потребность в общении, хорошо понимают других людей, добры и отзывчивы, снисходительно относятся к недостаткам других людей. Такие люди с удовольствием выполняют общественную работу, неся ответственность и за других людей тоже. Они хорошие дипломаты, предпочитают сотрудничать с людьми, идут на компромиссы, избегая разногласий. Не любят конкурировать и соперничать, пользуются уважением окружающих.

По третьему фактору Самоконтроль-импульсивность 15 человек имеют низкие баллы (от15до40). Люди с низкими оценками поэтому фактору живут, не усложняя себе жизнь, обладают слабой волей, ищут «легкой жизни». Индивиды с такими особенностями беспечны, легкомысленны, естественны в поведении. Это, как правило, недобросовестные работники, которые не достигают своих целей. Таким людям присущи асоциальные формы поведения, способность на обман, ради собственной выгоды, это люди, живущие одним днем. Один человек, получивший средний балл(46 баллов) обладает как качествами самоконтроля, так и импульсивностью. Пять человек, получивших высокие баллы по этому фактору, обладают волевой регуляцией поведения, ответственны, добросовестны, точны, пунктуальны и обязательны. Такие люди в силу своей настойчивости достигают высоких результатов в работе. Высокая культура и добропорядочность не позволяет им ощущать себя свободно и выражать свои мысли и чувства. Им присущи высокая сознательность, самоконтроль и преданность общечеловеческим ценностям, порой в ущерб своим личным ценностям.

По четвертому фактору Эмоциональная устойчивость -эмоциональная неустойчивость 15 человек из нашей выборки имеют низкие баллы поэтому фактору, что характеризует их как людей самодостаточных, эмоционально зрелых и уверенных в себе. Такие личности постоянны в своих планах и привязанностях, зависят от колебаний настроения. Два человека, получившие средние баллы (от41до50) поэтому фактору-42 и 48 балла, обладают смежными характеристиками людей, получивших низкие и высокие баллы. Четыре человека получившие высокие баллы по этому фактору (от51до75) обладают эмоциональной неустойчивостью. Они не способны управлять своими эмоциями и влечениями, капризны, импульсивны, безответственны. В трудных ситуациях их поведение зависит от ситуации, они чувствуют неспособность справиться с возникающими трудностями, не способны работать в стрессовых ситуациях. В случае неудачи эти люди легко впадают в уныние и депрессию, обладают высокой тревожностью и заниженной самооценкой, легкоранимы и обидчивы.

По пятому фактору нашего исследования экспрессивность-практичность 15 человек получили низкие баллы (от15до40). Это люди, хорошо приспособленные к обыденной жизни, материалисты по своей натуре, обладающие упорством и настойчивостью в достижении своих планов. Это люди-реалисты, больше верящие в материальное, чем в идеальное. Такие личности склонны к постоянству, не любят жизненных перемен, предпочитают надежность и проверенность, им трудно сделать выбор. В своих привычках и пристрастиях они ригидны, однообразны. Такие люди во всем ищут практическую пользу, все события подвергают логическому осмыслению, лишены сентиментальности и чувства юмора. Один человек в нашей выборке получил средний балл (45), его личностные характеристики составляют среднее между практичностью и экспрессией. Четыре человека, получившие высокие баллы по данному фактору (от 51до75), имеют легкое отношение к жизни, им чужды логика и расчет, они не понимают людей, рассчитывающих каждый свой шаг, изо всех сил работающих ради материального блага. Такие люди выглядят легкомысленными, безответственными, несерьезными, при этом они любознательны, имеют разносторонние интересы, любят учиться, но не любят сложной, систематической сосредоточенной работы, например, научной деятельности. Такие люди ориентированы не на здравый смысл, а на мысли, чувства, интуицию. Этим индивидам не подходит рутинная работа. Чаще всего это люди творческих профессий с высокоразвитым художественным и эстетическим вкусом.

Среднее значение по всей выборке составило:

1Экстраверсия - интроверсия -11,8;

2Привязанность-обособленность- 10,2;

3Самоконтроль - импульсивность-10,5;

4Эмоциональная устойчивость- неустойчивость- 13,4;

5Экспрессивность - практичность- 7,0.

Вывод. Исходя из результатов исследования, нашу группу испытуемых можно охарактеризовать как эмоционально устойчивых, энергичных и высокомотивированных педагогов. Общая тенденция такова -у данной группы людей преобладает четвертый фактор- эмоциональная устойчивость(13,4), это позволяет нам сделать вывод, что личности, участвовавшие в исследовании обладают высокой эмоциональной устойчивостью, успешно справляются с любыми трудностями, достаточно серьезны и обладают высоким эмоциональным интеллектом. Эти люди в основном серьезны, признают свои недостатки, самокритичны. Они реалисты, не станут расстраиваться из- за пустяков, остаются спокойными даже в самых сложных ситуациях, больше оптимистичны, чем пессимистичны. Обычно эти люди способны преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение в сложных жизненных ситуациях, при выполнении трудной работы. Также они стрессоустойчивы и обладают большой силой воли. На наш взгляд, как детерминанты устойчивости эмоциональные факторы малоизученны, и все же, мы предполагаем, что предположительно детерминантами эмоциональной устойчивости могут выступать особенности темперамента или психической регуляции деятельности. Иными словами, сложные психические процессы обработки, синтеза внешней информации, сопоставление своих действий и реальных условий внешней среды, способность объективно оценивать обстановку и принимать адекватные решения, все это предполагает наличие эмоционального интеллекта. Эмоциональными детерминантами могут выступать эмоциональная оценка ситуации, чувства и эмоции. У наших испытуемых высокая эмоциональная устойчивость, значит эмоциональный опыт этих личностей (установки, образы, пережитые ранее чувства) позволяют испытывать положительные эмоции в самых сложных ситуациях. Они заранее уверенны в благополучной трудовой деятельности, так как обладают определенным опытом. Вторым по значимости оказался первый фактор Экстраверсия - интроверсия -11,8, что свидетельствует о том, что наши респонденты являются общительными, энергичными, позитивными людьми, предпочитающими быстрый темп жизнедеятельности, много ярких и разнообразных событий в жизни и на работе. На третьем месте - фактор Самоконтроль- импульсивность- 10.5, характеризует наших респондентов как людей высокой волевой регуляции, добросовестных, обязательных, точных и исполнительных. Такие люди всегда придерживаются общественных норм и правил. На четвертом месте - второй фактор Привязанность и обособленность-10,2, чуть менее выражена. Это добрые, отзывчивые люди, умеющие проявлять эмпатию, терпеливые и внимательные, но вместе с тем обладающие некоторой долей здорового эгоизма, всегда имеющие свою собственную точку зрения. На пятом месте -фактор Экспрессивность-практичность-7,0. Этот фактор слабо выражен на общем фоне, что дает нам право предполагать, что наши испытуемые в большинстве своем глубокие реалисты, трезво оценивающие любую

ситуацию, хорошо адаптированы и приспособлены к жизни, обладают завидным упорством и трудолюбием. Отсутствие некоторой спонтанности в поведении, теплоты и чувственности в отношениях компенсируется некоторыми другими положительными качествами, такими как постоянство, преданность, верность, умение отстаивать свои позиции, способность во многих вещах находить рациональное зерно, высокоразвитое логическое мышление.

Использованные источники:

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. — 158 с.

2. Головнева И.В. Психологические основы кадрового менеджмента учебное пособие, Харьков Издательство НУА 2007г.- 14 c.

3. Зайцева О.А., Радугин А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Центр,1998. - 432 с.

4. Ильин Е. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, «Мастера психологии», 2003г.- 65с.

5. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 5е изд. стереотипн. — М.: Магистр: ИНФРАМ, 2014. — 576 с.

6. Херцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман. — М.: Вершина, 2006

УДК 316.61

Аксакова Г.Н. студент магистратуры факультет «Психологии и педагогического образования» Государственное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь Aksakova G.N., graduate student Faculty of Psychology and Teacher Education, State Educational Establishment of Higher Education of the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical University "", Simferopol, Russia. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE MOTIVATIONAL FACTORS OF A TEACHER,S PERSONALITY Аннотация: статья посвящена изучению мотивационного профиля личности педагогов.

Ключевые слова: мотивационный профиль, потребности, мотивация, трудовая деятельность.

Annotation: The article is devoted to the study of the motivational profile of the teacher's personality.

Keywords: Motivational profile, needs, motivation, work activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.