Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОТРУДНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОТРУДНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / культура / здоровый образ жизни / культура здоровья / культура здорового образа жизни / health / culture / healthy lifestyle / culture of health / culture of healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Т.А. Федорова, М.Л. Мальчевская, В.В. Косова

В статье рассматриваются различные подходы к культуре здорового образа жизни как биологическому и социальному феномену. Сформулировано авторское понятие культуры здорового образа жизни личности как динамической системы, развитие которой сопряжено с проектированием индивидуальных траекторий, освоением новых компетенций в сфере здоровьесбережения. Определены компоненты культуры здорового образа жизни: ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-волевой и практически-творческий. Представлены результаты анализа исследования особенностей культуры здорового образа жизни сотрудников производственной компании, осуществленного методом анкетного опроса. Высказывается мысль о возможном становлении на современном этапе новой социально-экологической модели формирования культуры здорового образа жизни, опирающейся на ведущие идеи: ценность жизни и здоровья человека; экологически безопасная среда; социальная коммуникация и сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE CULTURE OF A HEALTHY LIFESTYLE OF EMPLOYEES OF A PRODUCTION COMPANY

The article discusses various approaches to the culture of a healthy lifestyle as a biological and social phenomenon. The authors’ concept of a culture of a healthy lifestyle of an individual is formulated as a dynamic system, the development of which is associated with the design of individual trajectories, the development of new competencies in the field of health saving. Components of a healthy lifestyle culture are determined: value-semantic, cognitive, emotional-volitional and practical-creative. The study provides an analysis of characteristics of culture of a healthy lifestyle of employees of a manufacturing company, conducted by the method of questionnaire survey. An idea is expressed about the possible formation at the present stage of a new socio-ecological model for the formation of a culture of a healthy lifestyle, based on the leading ideas: the value of human life and health; environmentally friendly environment; social communication and cooperation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОТРУДНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ»

Посредством виртуальной экскурсии мы также отправились в Уфимский ботанический сад, учебно-опытное хозяйство «Уфимский лимонарий»; познакомились с таким памятником древнекаменного века, как Шульган-Таш, посетили Аскинскую ледяную пещеру. Шульган-Таш (Капова) - карстовая пещера - известна удивительными наскальными рисунками, выполненными первобытным человеком эпохи палеолита. Оказавшись в Аскинской пещере на замерзшей глади древнего озера глубиной около 30 метров, можно даже в условиях виртуальности ощутить невероятную красоту и мощь нашей планеты.

В рамках предмета «Краеведение» интересными для изучения могут быть такие природные объекты, как Айгирские скалы, горы Юрактау, Шахтау, Куштау, Мурадымовское ущелье, водопад Кук-Караук, находящийся на одноимённой реке в Башкортостане на территории заказника Ишимбайский, объявленного памятником природы с 1965 года, природный парк «Аслы-Куль» и «Кандры-Куль» - самые крупные озера в республике и другие.

Любая экскурсия в соответствии со своей тематикой, целью и содержанием несет информацию по одной определенной области знаний: о современной и исторической науке, биологии, процессе изучения космоса, значимых изобретениях, об археологических открытиях прошлого и настоящего и многое другое. Во

Библиографический список

время таких экскурсий у младших школьников важно развивать способность видеть красоту родной природы, подмечать ее особенности и отличительные черты, приобретать навыки общения с ней. Наблюдая за различными природными явлениями, животными, растениями, учащиеся учатся слышать и воспринимать мир во всех его красках и многообразии.

Решению задач, связанных с эстетическим воспитанием младших школьников, способствуют, прежде всего, такие средства, как природа и искусство. Приобщение учащихся к природе родного края и народному искусству осуществлялось посредством виртуальной экскурсии, что имело как свои положительные стороны (возможность попасть в театр, музей, природный объект, находящийся далеко за пределами родного города), так и свои минусы (нестабильная сеть Интернет, недостаточное оснащение школьников необходимыми техническими средствами, излишняя электромагнитная нагрузка на детей, снижение качества зрения, ранний сколиоз и др.). На современном этапе для обучающихся в начальной школе предоставляются многочисленные возможности для пополнения своих знаний в области эстетики, формирования умений и навыков в сфере творческой деятельности, развития эстетического вкуса и эстетической культуры как части культуры духовной.

1. Яковлев Е.Г Эстетика: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2015.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Москва: Прометей, Юрайт, 1998.

3. Мелик-Пашаев А. Личность и эстетическое отношение к действительности. Свободная мысль. 2014, № 1 (1643): 173 - 188.

4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2012.

5. Андреева О.С. Содержание понятия «краеведение», его основные направления и принципы. Проблемы региональной экологии. 2013; № 2: 69 - 71.

6. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. Москва: Профиздат, 2008.

7. Watson B. Evaluation of the effects of frame variation on VR tosk performance. Proc. ШЕЕ: Virtual Reality Annual Internal Symposium. 1997: 38 - 44.

8. Андреев А.А. Онлайн-обучение как перспективная форма организации учебного процесса в современной цифровой образовательной среде. Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР: материалы Международной научно-практической конференции. 2018: 8 - 10.

9. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы. Литература в школе. 2010; № 10: 22 - 24.

10. Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Синагулова ГХ. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников. Фундаментальные исследования. 201; № 2-27: 6078 - 6082.

11. Юленков С.Е., Котельникова С.В., Касаткин А.С. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности. Решетневские чтения. 2016; Т. 2: 239 - 240.

12. Смирнова Н.Б. Виртуальная экскурсия как один из методов интерактивного изучения иностранного языка. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-2: 211 - 214.

13. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Наука и перспективы. 2017; № 2: 70 - 74.

14. Синдикова ГМ. Этномузыкальный компонент поликультурного воспитания младших школьников. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4: 249. Available at: http://www.scienceeducation.ru/127-21266

References

1. Yakovlev E.G. 'Estetika: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2015.

2. Lihachev B.T. Pedagogika. Kurs lekcij. Moskva: Prometej, Yurajt, 1998.

3. Melik-Pashaev A. Lichnost' i 'esteticheskoe otnoshenie k dejstvitel'nosti. Svobodnaya mysl'. 2014, № 1 (1643): 173 - 188.

4. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Videt', vedat'i tvorit': kniga dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2012.

5. Andreeva O.S. Soderzhanie ponyatiya «kraevedenie», ego osnovnye napravleniya i principy. Problemy regional'noj 'ekologii. 2013; № 2: 69 - 71.

6. Emel'yanov B.V. Organizaciya 'ekskursionnojraboty: metodika, opyt. Moskva: Profizdat, 2008.

7. Watson B. Evaluation of the effects of frame variation on VR tosk performance. Proc. ShEE: Virtual Reality Annual Internal Symposium. 1997: 38 - 44.

8. Andreev A.A. Onlajn-obuchenie kak perspektivnaya forma organizacii uchebnogo processa v sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj srede. Vzaimodejstvie sub'ektov obrazovaniya v informacionnom obschestve: opyt stran Evropy i ATR: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 8 - 10.

9. Aleksandrova E.V. Virtual'naya 'ekskursiya kak odna iz 'effektivnyh form organizacii uchebnogo processa na uroke literatury. Literatura v shkole. 2010; № 10: 22 - 24.

10. Golovneva E.V., Sindikova G.M., Sinagulova G.H. Izobrazitel'noe iskusstvo kak sredstvo 'esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Fundamental'nyeissledovaniya. 201; № 2-27: 6078 - 6082.

11. Yulenkov S.E., Kotel'nikova S.V., Kasatkin A.S. Sovremennye virtual'nye 'ekskursii i sredstva razrabotki virtual'nyh 'ekskursij v muzejnoj deyatel'nosti. Reshetnevskie chteniya. 2016; T. 2: 239 - 240.

12. Smirnova N.B. Virtual'naya 'ekskursiya kak odin iz metodov interaktivnogo izucheniya inostrannogo yazyka. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-2: 211 - 214.

13. Ustyuzhanina N.V. Virtual'naya 'ekskursiya kak innovacionnaya forma obucheniya. Nauka iperspektivy. 2017; № 2: 70 - 74.

14. Sindikova G.M. 'Etnomuzykal'nyj komponent polikul'turnogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4: 249. Available at: http:// www.scienceeducation.ru/127-21266

Статья поступила в редакцию 25.02.22

УДК 613.1/.9:005.95

Fedorova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Abakan, Russia),

E-mail: fedorova_fta@mail.ru

Malchevskaya M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Abakan, Russia),

E-mail: fedorova_fta@mail.ru

Kosova V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Abakan, Russia),

E-mail: fedorova_fta@mail.ru

RESEARCH OF THE CULTURE OF A HEALTHY LIFESTYLE OF EMPLOYEES OF A PRODUCTION COMPANY. The article discusses various approaches to the culture of a healthy lifestyle as a biological and social phenomenon. The authors' concept of a culture of a healthy lifestyle of an individual is formulated as a dynamic system, the development of which is associated with the design of individual trajectories, the development of new competencies in the field of health saving. Components of a healthy lifestyle culture are determined: value-semantic, cognitive, emotional-volitional and practical-creative. The study provides an analysis of characteristics of culture of a healthy lifestyle of employees of a manufacturing company, conducted by the method of questionnaire survey. An idea is expressed about the possible formation at the present stage of a new socio-ecological model for the formation of a culture of a healthy lifestyle, based on the leading ideas: the value of human life and health; environmentally friendly environment; social communication and cooperation.

Key words: health, culture, healthy lifestyle, culture of health, culture of healthy lifestyle.

Т.А. Федорова, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: fedorova_fta@mail.ru МЛ Мальчевская, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: malchevskii_leon@mail.ru В.В. Косова, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: vvkosova@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОТРУДНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ

В статье рассматриваются различные подходы к культуре здорового образа жизни как биологическому и социальному феномену. Сформулировано авторское понятие культуры здорового образа жизни личности как динамической системы, развитие которой сопряжено с проектированием индивидуальных траекторий, освоением новых компетенций в сфере здоровьесбережения. Определены компоненты культуры здорового образа жизни: ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-волевой и практически-творческий. Представлены результаты анализа исследования особенностей культуры здорового образа жизни сотрудников производственной компании, осуществленного методом анкетного опроса. Высказывается мысль о возможном становлении на современном этапе новой социально-экологической модели формирования культуры здорового образа жизни, опирающейся на ведущие идеи: ценность жизни и здоровья человека; экологически безопасная среда; социальная коммуникация и сотрудничество.

Ключевые слова: здоровье, культура, здоровый образ жизни, культура здоровья, культура здорового образа жизни.

В настоящее время экономическое развитие страны осуществляется в условиях непрерывного снижения популяции и качества человеческого потенциала, обусловленного состоянием здоровья населения. Важнейшей проблемой государства становится сохранение здоровья граждан России, осознание человеком его абсолютной ценности, формирование культуры здорового образа жизни, начиная с раннего возраста.

Актуальность темы предопределена осознанием возрастающей роли здоровья в экономическом, социальном и демографическом развитии страны, нехваткой исследований, раскрывающих проблемы индивидуального и общественного здоровья.

Здоровье человека является важнейшей характеристикой трудового потенциала, что выражает его экономическую сущность. Взаимозависимость общества и личности увеличивается с развитием человеческой цивилизации. Это относится и к состоянию здоровья. Выполнение социальных задач в значительной мере зависит от уровня индивидуального здоровья. В то же время индивидуальное здоровье напрямую зависит от состояния социума. Такая двусторонняя связь выводит на понимание здоровья не только как биологического, но и социального феномена.

Исследованию проблем здоровья и здорового образа жизни посвящены труды Р.И. Айзмана, И.И. Брехмана, ПК Зайцева, В.В. Колбанова, Ю.П. Лисицына, В.А. Полесского, О.Л. Трещевой и др. Проблемы формирования культуры здорового образа жизни личности исследуются И.П. Абаскаловой, Р.А. Ахундовым, Е.В. Ворониным, ПА. Кураевой, Т.Ю. Никифоровой, Е.П Новолодской, О.А. Якушиной и др. Вопросы валеологического образования рассматривают Т.В. Плазун, В.П. Казначеев, Л.П Татарникова, З.И. Тюмасева, Н.Н. Хасанов и др.

Однако большинство работ ученых направлено на исследование культуры здоровья школьников, студентов, педагогов. При этом недостаточно разработаны вопросы, касающиеся культуры здорового образа персонала организаций. Данное обстоятельство определило актуальность темы исследования и позволило обозначить проблему, которая состоит в необходимости исследования характеристик культуры здорового образа жизни сотрудников производственного коллектива.

Объектом исследования является анализ культуры здорового образа жизни у персонала производственной компании ООО <^№>. Цель исследования - выявить особенности культуры здорового образа жизни сотрудников производственной компании ООО <^№>.

Задачи НИР:

- рассмотреть теоретические подходы к проблеме здоровья и культуры здорового образа жизни в научной литературе;

- провести эмпирическое исследование культуры здорового образа жизни персонала компании ООО <^№>;

- составить рекомендации по совершенствованию культуры здорового образа жизни у работников компании ООО <^№>.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, методы статистической обработки данных.

Новизна и научная значимость исследования заключаются в том, что дано понятие культуры здорового образа жизни как непрерывно развивающейся системы представлений и понятий, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта личности и ее практической деятельности, направленной на познание, развитие и совершенствование собственного здоровья. Выделены компоненты культуры здорового образа жизни личности, осуществляющей профессиональную деятельность, в числе которых ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-волевой и практически-творческий.

Практическая значимость исследования обеспечивается использованием его результатов в дальнейшей работе компании с целью повышения культуры здоровья работников, развития мотивации к ведению здорового образа жизни, улучшения их работоспособности.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года основными задачами являются следующие: сокращение уровня смертности, сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение

продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости и т.д. Решение задач по формированию у граждан мотивации ведения здорового образа жизни включает в том числе следующее: повышение информированности о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечение к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организацию отдыха и досуга, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения и т.д. [1].

Исследованием проблемы здоровья в настоящее время занимаются такие науки, как социальная медицина, клиническая медицина, экология человека, психология здоровья и др. Это порождает существование множества подходов к его определению. Можно говорить о наличии четырех основных концептуальных моделей при определении понятия здоровья: медицинской (здоровье как отсутствие отклонений от нормы), биомедицинской (отсутствие органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья), биосоциальной (включает наряду биологическими, социальные признаки, которые находятся в приоритете) и ценностно-социальной (здоровье как базовая человеческая ценность).

Исследование здоровья осуществляется на различных уровнях: на уровне одного человека, нескольких человек, а также населения страны или территорий. Соответственно, в научной литературе используются следующие термины: «индивидуальное здоровье», «групповое здоровье», «общественное здоровье, «здоровье нации», «историческое здоровье» и т.д.

В.П. Казначеев отмечает недостаток изученности самого человека как части живого вещества биосферы, знания о котором в научной картине мира составляют только 1%. Ученый вводит понятие «здоровье нации», отталкиваясь от понятия «здоровье индивида». Здоровье индивида представляется как жизненный цикл «с адекватной природе человека реализацией физиологических, психических, биологических потребностей личности в оптимальной социально-трудовой активности, репродуктивности, максимальной продолжительности жизни» [2, с. 43]. Здоровье нации подразумевает не только сохранение и передачу генетических качеств следующим поколениям, но и формы труда, социальную организованность, образ жизни, гигиену, биологическую основу организма.

Поворя об общественном здоровье, Ю.П. Лисицын предупреждает, что его нельзя ограничивать совокупностью показателей здоровья отдельных людей. Оно характеризует общество как социальный организм, как богатство, без которого невозможно создавать материальные и духовные ценности. Общественное здоровье представляет медикосоциальный потенциал развития общества, включающий физическое, репродуктивное, психическое и духовное здоровье, измеряемый показателями состояния здоровья населения. Индивидуальное здоровье подразумевает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды [3].

В современных отечественных и зарубежных исследованиях установлены ведущие факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья: социально-экономические условия и факторы образа жизни; условия и факторы внешней среды; биологические условия и факторы; условия и факторы системы и служб здравоохранения. Ю.П. Лисицын определяет образ жизни как исторически обусловленный тип, вид или способ жизнедеятельности людей в материальной и нематериальной (духовной) сферах [там же].

В отечественной науке развитие представлений о здоровом образе жизни в 70-90-е гг XX в. осуществлялось в нескольких направлениях: философско-соци-ологическом (А.П. Бутенко, А.В. Лисовский, В.Б. Капустин, О.А. Мильштейн и др.); медико-биологическом (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, А.В. Карасев, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, ПИ. Царегородцев и др.); психолого-педагогическом (М.Я. Вилен-ский, Б.Ф. Ломов и др.).

Философско-социологическое направление рассматривает здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему (А.П. Бутенко, В.Б. Капустин); неотъемлемую потребность развития общества (А.В. Лисовский, В.И. Столяров); интегральный показатель культуры и политики на современном этапе (О.А. Мильштейн, В.Р. Шухатович).

В «Энциклопедии социологии» в статье В.Р. Шухатович здоровый образ жизни интерпретируется широко, как «а) степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья;

б) степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни;

в) степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья» [4].

Исследуя вопрос в аспекте социума, Д.А. Изуткин рассматривает здоровый образ жизни как активные способы биосоциальной жизнедеятельности людей, которые при благоприятных социально-экологических условиях в наибольшей степени сберегают индивидуальное и общественное здоровье [5].

В медико-биологическом направлении здоровый образ жизни характеризуется как комплекс оздоровительных мер по укреплению здоровья и повышению работоспособности населения (А.П. Лаптев), формы и способы повседневной культурной жизнедеятельности личности, позволяющие поддерживать оптимальное качество жизни (Ю.П. Лисицын, ПЭ. Улумбекова); типичная деятельность и поведение в конкретных условиях, благотворно влияющее на здоровье (Н.М. Полунина).

Психолого-педагогическое направление делает акцент на психологии человека, особенностях его мировоззрения, сознания, уровне его образованности и воспитанности в сфере ЗОЖ. В сохранении здоровья большое значение имеет мотивация личности к ЗОЖ, желание и стремление к повышению работоспособности, активному долголетию. Здоровый образ жизни характеризуется повседневной оздоровительной и культурной активностью личности, включающей двигательную активность, процедуры закаливания, режимы питания, труда, отдыха, сна, устранение вредных привычек, навыки управления своим психическим состоянием.

С.А. Дружилов под термином «здоровый образ жизни» понимает специфическую форму «целесообразной активности человека», направленную на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья. Необходимыми условиями формирования адекватной модели деятельности и поведения являются следующие: информированность личности о путях и способах укрепления здоровья, осознание ценности своего здоровья, целенаправленная активность человека в направлении сохранения своего здоровья [6].

В определениях здорового образа жизни несложно обнаружить их сходство, отражающее неразрывную естественную связь понятия с поведением личности, ее активностью, направленной на здоровье. Из контекста определений следует, что здоровый образ жизни - такой способ жизнедеятельности человека, который нацелен на профилактику заболеваний и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни, как и образ жизни в целом, определяется самим человеком, его ответственным или напротив, безответственным отношением личному здоровью. Реализация здорового образа жизни составляет часть общей культуры человека, выступает показателем его духовного совершенства.

Сложность феномена культуры порождает многообразие его значений, определений, толкований и смыслов (Ю.В. Ананьев, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Я. Щепанський и др.). Стоит согласиться с Л.А. Зеленовым, который предлагает рассматривать феномен культуры комплексно, что подразумевает и «деятельность», и «способ», и «отношения», и «процесс», и «норму», и «результат», и «систему», субъектом и объектом которых выступает сам человек [7, с. 90-93].

Проблема понятия культуры здоровья наиболее часто исследуется в психолого-педагогических работах применительно к студентам и школьникам (С.Н. Пор-бушина, Е.В. Димитренко, В.Н. Ирхин, А.М. Лощаков, О.Л. Трещева и др.).

С точки зрения С.Н. Порбушиной, культура здоровья личности есть «комплекс мировоззренческих детерминантов (образов, знаний, личностных смыслов, норм, идеалов, способов деятельности), выражающих в совокупности активное, внутренне детерминированное отношение студента к миру культуры здоровья как обретаемый опыт его субъективизации» [8].

Е.В. Димитренко и В.Н. Ирхин связывают культуру здоровья с уровнем физического, психического и духовно-нравственного развития человека, его образованностью, следованием здоровьесберегающей деятельности. Ее структура определяется через аксиологический, когнитивный, технологический и творческий компоненты [9].

Согласно О.А. Ахвердовой и В.В. Магину, культура здоровья отражает гармоничность и целостность личности, ее связи с социальным окружением, творческую активность. Культура здоровья определяется как единство когнитивно-моти-вационного, эмоционального и коммуникативно-волевого компонентов, в основе которых находятся ценностные ориентации и качества личности [10].

В определении культуры здоровья А.М. Лощаков уделяет внимание психологической готовности личности к реализации здорового образа жизни на практике. Само понятие рассматривается автором весьма широко, поскольку вбирает двенадцать различных видов (сторон) культуры человека: психологическую, информационную, духовную, физическую, гигиеническую, питания, труда, быта и семейных отношений, общения и поведения, безопасности, экологическую, потребления медицинских услуг. В структуре культуры здоровья наряду с цен-ностно-мотивационным, когнитивным и деятельностным компонентами также выделены креативный и рефлексивный [11].

В исследовании А.М. Митяевой понятия «культура здоровья» и «валеоло-гическая культура» рассматриваются как тождественные. Последняя подразуме-

вает валеологические образованность, сознательность и поведение индивида. Валеологическая культура связана с формированием представлений о здоровье и сущности здорового образа жизни, чувств, убеждений, мотивов, отношения, активной позиции, реализующихся в поведении и поступках личности, ее качествах [12].

Термин «культура здорового образа жизни» встречается в научной литературе не так часто. При этом он рассматривается либо как синоним понятия «культура здоровья», либо, как его частный случай.

С.А. Крылатов представляет культуру здорового образа жизни как способ жизнедеятельности, систему социальных механизмов, мотивирующих личность к сохранению здоровья, обусловленных типом культуры, природным и социальным окружением, социальной политикой государства, традициями. Показателями культуры здорового образа жизни выступают физическая, эмоциональная, психологическая, социальная (в т.ч. в профессиональной сфере) функциональность личности [13].

Н.Р. Терехина и Т. Павлидис говорят о культуре здорового образа жизни как об отношении личности к проявлениям своей биологической программы развития, обусловленном уровнем его духовных и физических потребностей. К компонентам культуры здорового образа жизни авторы относят физическую культуру; культуру питания; культуру досуга; культуру движений; культуру поведения [14].

Таким образом, культуре здоровья и здорового образа жизни отводится особая роль в структуре личности. Она напрямую связана с ценностными ори-ентациями, образом жизни человека, совокупностью его поведенческих практик, определяющих в итоге качество жизни. Содержательное и смысловое наполнение этих понятий весьма разнопланово, а общепринятого определения пока не найдено.

Нами проведено эмпирическое исследование культуры здорового образа жизни членов производственного коллектива общества с ограниченной ответственностью Сотрудники компании занимаются установкой климатического оборудования в помещениях различного назначения. Выборка этой организации составила 22 человека в возрасте от 24 до 45 лет. С целью анализа культуры здорового образа жизни использовался метод анкетирования. Анкета включала 25 вопросов. Приведем анализ результатов исследования.

Содержание выражения понятия «здоровый образ жизни» большинство (72,7%) членов трудового коллектива ООО связывают с отказом от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков). На втором месте - здоровое питание, занятия спортом и поддержание оптимальной физической формы - по 54,5% выборов. Соблюдение правил личной гигиены, как и умеренное употребление алкоголя, стоит на третьем месте - по 27,2% соответственно. Отсутствие беспорядочных половых связей считают важным только 18,2% респондентов. Соблюдение режима дня - на последнем месте в списке 9,1% выборов. Выражение «здоровый образ жизни» связано с «регулярным посещением врача», «разнообразным кругом интересов, насыщенной духовной жизнью, наличием хобби» - по 54,5% выборов. Умение справляться со своим психоэмоциональным состоянием отметили 18,2% респондентов. На последнем месте стоят «доброжелательные отношения с другими людьми» и «интерес к информации о здоровом образе жизни» - по 9,1% выборов.

Оценивают свой образ жизни полностью здоровым 9,1%; частично здоровым - 81,8%; нездоровым - 9,1%. Свыше четверти респондентов (27,2%), думают, что образ жизни определяет здоровье на 80-100%, т.е. преувеличивают значение. Более половины работников (59,1%) отводят этому фактору 50-70%, что совпадает с данными в современных научных исследованиях. Тем не менее 4,5% занижают, а 9,% полностью отрицают влияние образа жизни на здоровье. Плавной целью ведения здорового образа жизни для половины опрошенных могло бы стать «отсутствие болезней» и «повышение продолжительности жизни» - по 54,5% выборов. Кроме того, вели бы здоровый образ жизни с целью «оставаться красивыми» и «всего добиться в жизни» по 18,2% респондентов соответственно. В необходимость придерживаться принципов здорового образа верят 54,5% сотрудников. Однако 36,4% человек считают, что это не главное в жизни, а 9,1% данная проблема совсем не волнует. Таким образом, почти половина сотрудников не разделяет представлений о здоровье как наивысшей ценности. Причиной такого положения могут стать образовательные пробелы в сфере культуры здоровья и здорового образа жизни. Плавной причиной, которая мешает придерживаться принципов здорового образа жизни, названа нехватка времени - 72,7% работников. Среди прочих были отмечены следующие: недостаток финансов -18,2%, отсутствие воли и настойчивости - 18,2%, отсутствие необходимых условий - 9,1%, отсутствие причин - 4,5%.

Оценивая состояние здоровья, ни один из анкетируемых не посчитал его слабым. Удовлетворены состоянием здоровья 63,6% персонала. 36,4% человек оценили здоровье как «хорошее». Ими оказались сотрудники в возрастной категории от 25 лет до 31 года. Выяснилось, что редко обращаются к врачам 72,7%. На прохождение ежегодного медосмотра указало менее одной пятой части работников - 18,2%. Посещают врача 2-3 раза в год 9,1% сотрудников. Редко прибегают к приему лекарств 90,9% респондентов; часто используют - 9,1%. Ситуацию с больничными листами в коллективе можно назвать удовлетворительной, т.к. редко уходят на больничный 90,9% респондентов, несколько раз в год - 9,1%.

Режим дня, который, как известно, имеет особое значение в ведении ЗОЖ, ни один из сотрудников не соблюдает. Так, утреннюю зарядку делают иногда

27,2%, а не делают никогда - 72,7% респондентов. Ежедневно завтракают 63,6% человек; редко - 27,2%; от случая к случаю - 9,1%. Ежедневный обедают 81,8%; могут обед пропустить 18,2%. Прогулка на свежем воздухе входит в ежедневный режим у 27,2% персонала, бывает несколько раз в неделю у 18,2%. Половина сотрудников - 54,5% - гуляют на свежем воздухе очень редко. Занимаются спортом ежедневно 9,1%, несколько раз в неделю - 18,2%, очень редко - 18,2%. При этом половина опрошенных вообще ничем не занимаются - 54,5%. Занятия спортом не пользуются популярностью у работников. Ежедневно принимают водные процедуры 63,6% человек, несколько раз в неделю -27,2%, очень редко - 18,2%. Спят не менее восьми часов ежедневно - 45,5%, несколько раз в неделю - 9,1%, очень редко - 45,5%. Таким образом, питание, регулярные занятия физической культурой, закаливание, полноценный сон, двигательная активность как факторы сохранения здоровья многими участниками опроса явно недооцениваются.

Здорового рациона и режима питания придерживаются: постоянно - 18,2%, иногда - 45,5%, никогда - 36,4% человек. Рацион содержит как полезные, так и недостаточно полезные продукты питания. Жирное и жареное едят: ежедневно -27,2%, несколько раз в неделю - 45,5%, очень редко - 27,2% человек. Копчености употребляют: ежедневно18,2%, несколько раз в неделю - 27,2%, очень редко - 54,5% сотрудников. Сладкое едят: ежедневно - 18,2%, несколько раз в неделю - 27,2%, очень редко - 54,5% человек. Выпечка и сдоба присутствует в питании: ежедневно - у 18,2%, несколько раз в неделю - у 27,2%, очень редко -у 54,5% респондентов. Чипсы едят: ежедневно - 18,2%, несколько раз в неделю - 9,1%, очень редко - 72,7% человек. Энергетические тонизирующие напитки пьют: ежедневно - 27,2%, несколько раз в неделю - 18,2%, очень редко - 18,2%, не пьют - 36,4% человек. Соленые продукты бывают: ежедневно - у 27,2%, несколько раз в неделю - у 36,4%, очень редко - у 36,4% человек. Консервы едят: ежедневно - 27,2%, несколько раз в неделю - 27,2%, очень редко - 63,6% чел. Овощи и зелень появляются на столе: ежедневно - у 36,4% сотрудников, несколько раз в неделю - у 54,5%, очень редко - у 9,1%. Фрукты употребляют: ежедневно - 36,4%, несколько раз в неделю - 45,5%, очень редко - 18,2% человек. Молочнокислые продукты включают в питание: ежедневно - 36,4%, несколько раз в неделю - 18,2%, очень редко - 36,4%, не едят - 9,1% человек. Как показало исследование, более 63% сотрудников не уделяют должного внимания выбору продуктов питания. В рационе ощущается недостаток овощей, зелени и фруктов, богатых клетчаткой и витаминами. Молочнокислые продукты не пользуются вниманием у двух третей сотрудников. При этом свыше 40% работников повышают работоспособность с помощью энергетических напитков, негативное влияние на организм которых доказано и является общеизвестным фактом. Употребляют алкогольные напитки: редко - 54,5%; не менее 3-х раз в неделю - 36,4%; не дали ответа 9,1%. В настоящее время в коллективе курят 63,6% человек, причем половина из них выкуривают в день по пачке и более сигарет. Бросили курить 18,2% сотрудников. Такое же количество работников не курят совсем.

Опрос показал, что коронавирусной инфекцией переболели более трети (36,4%) сотрудников. Вакцинировались менее половины коллектива - 45,5%. Такое же количество персонала не ставили прививку и не собираются этого делать - 45,5%. Планируют привиться - 9,1%. Мнение персонала по поводу вакцинации оказалось симметричным и разделилось пополам.

Как выяснилось, стрессы испытывает большая часть сотрудников, из них: постоянно - 36,4%, время от времени - 27,2%. Уверены, что стрессы на них не влияют - 36,4% человек. Среди главных причин стресса названы проблемы в семье - 54,5%; финансовые трудности - 45,5% выборов. Другие причины: проблемы в коллективе, проблемы со здоровьем, нехватка времени на работе - по 18,2% выборов. Не видят проблем для стресса 18,2% респондентов. Постоянно заботятся о своем здоровье 18,2%. Признались, что проявляют недостаточное внимание к здоровью - 63,6% сотрудников. Очень мало заботятся о себе 18,2%. Главным источником информации о здоровом образе жизни для членов коллектива являются интернет-ресурсы - 63,6%. Второе место занимают средства массовой информации, о которых упомянуло 54,5% респондентов. Специальной литературой о здоровом образе жизни интересуется 9,1% человек.

Таким образом, в соответствии с целью и задачами нашего исследования выявлены следующие особенности культуры здорового образа жизни у сотрудников компании ООО <^№>: слабо осознается феномен здоровья как главная ценность и ресурс жизнедеятельности, основа профессиональной состоятельности; недостаточно развиты интересы, мотивы и потребности личности оставаться

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

здоровым; представления о собственной миссии в сохранении здоровья и повышении работоспособности имеют неустойчивый характер; представления о принципах здорового образа жизни эпизодичны, разрознены, ограничены и сводятся преимущественно к отсутствию вредных привычек; представления о технологиях здоровьесберегающего поведения зачастую размыты; усилия по сохранению и укреплению собственного здоровья носят случайный характер; отсутствие готовности к повседневной реализации элементарных правил здорового образа жизни, проектированию индивидуальных программ здоровьесбережения, позволяющих гармонизировать уровень здоровья и трудоспособности.

Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что для каждого человека здоровый образ жизни имеет свое содержательное наполнение, присущее его пониманию, возможностям и способностям и зависит от образованности и общего уровня его культуры. Приобщение к культуре здорового образа жизни невозможно без осознания личностью ценности здоровья и собственной миссии в его сбережении.

На основании проведенного исследования сформулировано свое определение культуры здорового образа жизни. Мы понимаем культуру здорового образа жизни как непрерывно развивающуюся систему представлений и понятий, ценностно-смысловых установок, мотивов, потребностей, эмоционально-волевого опыта личности и ее практическую деятельность, направленную на познание, развитие и совершенствование собственного здоровья как индивидуального проекта будущего.

Компонентами культуры здорового образа жизни применительно к личности, осуществляющей профессиональную трудовую деятельность, являются:

- ценностно-смысловой - осознание индивидуального и общественного здоровья как главной ценности, ресурса успешной и плодотворной жизнедеятельности, основы профессиональной состоятельности; интересы, мотивы и потребности личности быть здоровым; понимание своей миссии в сохранении здоровья и повышении работоспособности;

- информационно-когнитивный - наличие системы представлений и понятий о нормах и идеалах здорового образа жизни индивида, взаимосвязи образа жизни и здоровья, о здоровьесберегающем поведении в повседневной жизни и на производстве, доступных техниках здоровьесбережения;

- эмоционально-волевой - положительное восприятие информации о здоровом образе жизни; стремление и усилия личности в сохранении биологических резервов организма; удовлетворенность от проявления физической активности; принятие чувства ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих; поддержание благоприятных психоэмоциональных отношений в группе, социуме; устойчивость к стрессовым ситуациям;

- созидательно-творческий - способность и готовность личности к повседневной реализации элементарных правил здорового образа жизни в разных жизненных ситуациях и обстоятельствах; проектирование собственных моделей и траекторий здоровьесбережения, позволяющих сохранять и поддерживать оптимальный для конкретного субъекта уровень здоровья и трудоспособности.

В условиях динамично меняющегося мира и непредсказуемости событий становятся востребованными умения человека строить не только трудовую карьеру, но и свое здоровье. Культура здорового образа жизни отражает не только опыт, который человек уже приобрел, но и готовность осваивать новые компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья. Важными компетенциями являются следующие: ориентация в ценностях здорового образа жизни; оценка совершаемой деятельности и поведения с точки зрения их последствий для здоровья; умение справляться с ситуациями в условиях различных жизненных сценариев; умение моделировать собственную траекторию развития здорового образа жизни; накопление личного опыта осуществления способов жизнедеятельности в соответствии с законами сбалансированного развития человека как живого организма.

Возможно, сегодня следует говорить о становлении новой социально-экологической модели формирования культуры здорового образа жизни. Ее основой могут стать следующие идеи: жизнь человека и здоровье как главные ценности в социуме; экологически безопасная среда обитания как гарант реализации права человека на жизнь; социальная коммуникация и сотрудничество как условие гармонизации отношений и потенциал здоровьесбережения.

Перспективное развитие затронутой нами проблемы видится в изучении культуры здорового образа жизни в аспекте корпоративной культуры и разработке соответствующих программ построения здоровья.

1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

2. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. Москва - Кострома: КГПУ, 1996.

3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

4. Шухатович В.Р Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии. Available at: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0371.htm

5. Изуткин Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Нижний Новгород, 2005.

6. Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека. Современные научные исследования и инновации. Available at: https://web.snauka.ru/ issues/2016/04/66781

7. Зеленов Л.А. Система философии. Нижний Новгород: ННГУ, 1991.

8. Горбушина С.Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Ижевск, 2005.

9. Димитренко Е.В., Ирхин В.Н. Оценка исходного уровня сформированное™ культуры здоровья студентов специальных медицинских групп вуза. Современные проблемы науки и образования. 2013; Выпуск 6: 313 - 314.

10. Ахвердова О.А., Магин В.В. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. Теория и практика физической культуры. 2002; Выпуск 9: 5 - 7.

11. Лощаков А.М. Культура здоровья студентов вуза. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/kultura-zdorovya-studentov-vuza

12. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Москва: Академия, 2010.

13. Крылатов С.А. Культура здорового образа жизни. Учёные записки ЗабГУ. Социология. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-zdorovogo-obraza-zhizni

14. Терехина РН., Павлидис Т. Компоненты основ культуры здорового образа жизни. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/komponenty-osnov-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni

References

1. Koncepciya demograficheskojpolitiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

2. Kaznacheev V.P. Zdorov'e nacii, prosveschenie, obrazovanie. Moskva - Kostroma: KGPU, 1996.

3. Lisicyn Yu.P. Obschestvennoezdorov'e izdravoohranenie. Moskva: G'EOTAR-Media, 2010.

4. Shuhatovich V.R. Zdorovyj obraz zhizni. 'Enciklopediya sociologii. Available at: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0371.htm

5. Izutkin D.A. Konceptual'nye osnovy vzaimosvyazi obraza zhizni i zdorov'ya. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2005.

6. Druzhilov S.A. Zdorovyj obraz zhizni kak celesoobraznaya aktivnost' cheloveka. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. Available at: https://web.snauka.ru/ issues/2016/04/66781

7. Zelenov L.A. Sistema filosofii. Nizhnij Novgorod: NNGU, 1991.

8. Gorbushina S.N. Mirovozzrencheskie determinanty formirovaniya kultury zdorov'ya buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2005.

9. Dimitrenko E.V., Irhin V.N. Ocenka ishodnogo urovnya sformirovannosti kul'tury zdorov'ya studentov special'nyh medicinskih grupp vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; Vypusk 6: 313 - 314.

10. Ahverdova O.A., Magin V.V. K issledovaniyu fenomena «kul'tura zdorov'ya» v oblasti professional'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2002; Vypusk 9: 5 - 7.

11. Loschakov A.M. Kul'tura zdorov'ya studentov vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-zdorovya-studentov-vuza

12. Mityaeva A.M. Zdorov'esberegayuschiepedagogicheskie tehnologii. Moskva: Akademiya, 2010.

13. Krylatov S.A. Kul'tura zdorovogo obraza zhizni. Uchenye zapiski ZabGU. Sociologiya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-zdorovogo-obraza-zhizni

14. Terehina R.N., Pavlidis T. Komponenty osnov kul'tury zdorovogo obraza zhizni. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ komponenty-osnov-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni

Статья поступила в редакцию 02.02.22

УДК 378

Fedotov B.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Education Technologies, Pedagogy and Psychology, Engineering Institute,

Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk); senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia),

E-mail: fedotovboris@gmail.com

THE PROBLEM OF FORMING THE WORLDVIEW OF YOUNG PEOPLE AND STUDENTS IN TERMS OF BASIC VALUES AND PRIORITIES IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIA. The article deals with the worldview of the young generation of modern Russia. The author shows values and guidelines that manifest themselves in the historical context and act as a source of not only the formation of public consciousness, but also a powerful factor in the movement of people aimed at the creation and progressive development of the country. After analyzing various points of view in assessing the worldview of today's youth, the author gives examples and results of his own sociological research, which highlight the basic directions of Russia's development and the attitude of the younger generation towards them. In the context of this issue, the work contains conclusions and assessments that are relevant from the point of view of the functioning of the institutions of the state and civil society.

Key words: worldview, ideology, values, priorities in development of country, state institutions, civil society.

Б.В. Федотов, канд. ист. наук, доц., Инженерный институт, г. Новосибирск, Новосибирский государственный аграрный университет,

г. Новосибирск, доц., Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск, E-mail: fedotovboris@gmail.com

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

И ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ РОССИИ

В статье рассматривается мировоззрение молодого поколения современной России. Автор показывает ценности и ориентиры, которые проявляются в историческом контексте и выступают источником не только формирования общественного сознания, но и мощным фактором движения людей, направленного на созидание и прогрессивное развитие страны. Проанализировав различные точки зрения в оценке мировоззрения современной молодежи, автор приводит примеры и результаты собственного социологического исследования, где выделены базовые направления развития России и отношение к ним молодого поколения. В контексте данной проблематики работа содержит выводы и оценки, которые актуальны с точки зрения функционирования институтов государства и гражданского общества.

Ключевые слова: мировоззрение, идеология, ценности, приоритеты в развитии страны, институты государства, гражданское общество.

Актуальность данной публикации связана с тем обстоятельством, что человек на протяжении своей жизни пытается найти основания своего бытия. В отличие от животных, поведение которых запрограммировано природой, человек находится в социуме. И поэтому очень важно разобраться, как он оценивает свое поведение. Он может рассуждать сугубо с позиции индивидуалиста. Он, напротив, может осознавать себя частью своего народа, своей страны. А, соответственно, в процессе социализации формировать внутреннюю установку по самореализации исходя из потребности служения своему роду, нации, своей стране.

Будущее любой страны, перспективы ее развития в значительной степени определяются наличием жизненных ориентиров и базовых ценностей. Ценности имеют исторический и социальный контекст, обеспечивая преемственность поколений, связь разных времен, наличие устремленности в будущее. Молодежь является особой социальной группой, которая может воспринимать обычаи, традиции и взгляды старшего поколения или противостоять этим взглядам, занимая

позицию нигилизма. Извечная проблема отцов и детей в России получила отражение не только в художественной, но и научной литературе.

Для молодежи характерен постоянный поиск нравственных ценностей и идеалов, которые они могут найти при условии стабильного эволюционного развития социума и четкого представления основных ориентиров его развития. Однако велика вероятность, что молодые люди так и не сумеют сформировать в себе качества борцов и созидателей и даже могут оказаться в роли изгоев и потерянного поколения.

Цель работы - показать противоречивый характер формирования мировоззрения современной молодежи в связи с расхождением между основополагающими человеческими ценностями и их зависимостью от официально сформулированных положений на политическом, идеологическом и правовом уровнях.

К задачам исследования следует отнести выявление соотношения между базовыми приоритетами и ценностями в развитии страны и восприятии их современным молодым поколением России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.