Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
362
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОФИЛАКТИКА / НАСЕЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махфоз Юлия Николаевна, Лукьянова Людмила Михайловна

В статье рассматриваются способы формирования здорового образа жизни населения с медико - социальной позиции, определяются его понятия, актуальность и сущность, а также приводятся конкретные компоненты и принципы формирования здорового образа жизни. Кроме того, предоставлена анкета общей оценки жизнедеятельности с указанными вопросами и возможными вариантами ответа, проведен опрос среди студентов Волгоградского государственного социально - педагогического университета (ВГСПУ) и проанализированы его результаты, а также даны рекомендации по улучшению физического состояния. Следует отметить, что в данной статье получилось раскрыть методологические основы формирования здорового образа жизни путем применения теоретической базы, подкрепленной практической частью исследования. Авторам статьи удалось узнать отношение к собственному здоровью студентов ВГСПУ в количественном и процентном соотношениях. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF HEALTHY LIFESTYLE FORMATION

He article examines the ways of forming a healthy lifestyle of the population from a medical and social position, defines its concepts, relevance and essence, and also provides specific components and principles of forming a healthy lifestyle. In addition, a questionnaire of general assessment of vital activity with the specified questions and possible answers was provided, a survey was conducted among students of VGSPU and its results were analyzed, as well as recommendations for improving physical condition were given. It should be noted that in this article it turned out to reveal the methodological foundations of the formation of a healthy lifestyle by applying a theoretical framework supported by the practical part of the study. The authors of the article managed to find out the attitude to their own health of the students of VGSPU in quantitative and percentage terms. The survey results are presented in the form of a diagram.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

УДК 796.011.2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF HEALTHY LIFESTYLE FORMATION

Махфоз Юлия Николаевна

студент

Институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Mahfuz Yulia Nikolaevna student

Institute of russian language and lexicology Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Лукьянова Людмила Михайловна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department physical culture Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования здорового образа жизни населения с медико-социальной позиции, определяются его понятия, актуальность и сущность, а также приводятся конкретные компоненты и принципы формиро-вания здорового образа жизни. Кроме того, предоставлена анкета общей оценки жизнедеятельности с указанными вопросами и возможными вариантами ответа, проведен опрос среди студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) и проанализированы его результаты, а также даны рекомендации по улучшению физического состояния. Следует отметить, что в данной статье получилось раскрыть методологические основы формирования здорового образа жизни путем применения теоретической базы, подкрепленной практи-ческой частью исследования. Авторам статьи удалось узнать отношение к собственному здоровью студентов ВГСПУ в количественном и процентном соотношениях. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Abstract. The article examines the ways of forming a healthy lifestyle of the population from a medical and social position, defines its concepts, relevance and essence, and also provides specific components and principles of forming a healthy lifestyle. In addition, a questionnaire of general assessment of vital activity with the specified questions and possible answers was provided, a survey was conducted among students of VGSPU and its results were analyzed, as well as recommendations for improving physical condition were given. It should be

noted that in this article it turned out to reveal the methodological foundations of the formation of a healthy lifestyle by applying a theoretical framework supported by the practical part of the study. The authors of the article managed to find out the attitude to their own health of the students of VGSPU in quantitative and percentage terms. The survey results are presented in the form of a diagram.

Ключевые слова: здоровый образ жизни; здоровье; профилактика; население; стратегия; программа.

Keywords: healthy lifestyle; health; prevention; population; strategy; program.

В современном мире принято считать, что образ жизни является ведущим фактором, определяющим тенденции в изменении физического здоровья. При рассмотрении образа жизни хочется выделить структуру А. М. Изуткина и Г. И. Царе-городцева. Она включает в себя следующие элементы:

1) преобразовательная деятельность, преимущественно акцентированная на изменение природы, человека и общества;

2) способы удовлетворения духовных и материальных потребностей;

3) формы участия людей в общественно-политической деятельности, а также в управлении обществом;

4) познавательная деятельность на разных уровнях знаний:

- теоретическом;

- эмпирическом;

- ценностно-ориентированном.

5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в об-ществе;

6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека [2].

Элементы образа жизни группируются по разным критериям:

1) по характеру активности (физическая и интеллектуальная);

2) по сферам активности (трудовая и внетрудовая);

3) по виду активности (производственная, социальная, культурная, бытовая, медицинская и другие формы).

Если взять во внимание медицинскую активность, то она направлена на улучшение общественного и индивидуального здоровья в конкретных социально-экономических условиях. Она включает в себя выполнение рекомендаций врача, соблюдение гигиены, активное участие в оздоровлении образа жизни. Обязательной частью медико-социальной активности является ориентир на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Важно отметить, что семья и образовательные учреждения являются основой формирования не только личности, но культуры здоровья. Самым эффективным и доступным в профилактике заболеваний и укрепления здоровья является гигиеническое обучение и воспитание. Под этим, конечно, подразумевается воздействие на поведение человека и формирование у него мотивации на здоровый образ жизни.

По определению Всемирной организации здравоохранения, образ жизни -«это способ жизни, основывающийся на идентифицируемых видах и особенностях поведения, определяющихся взаимодействием между личностными характеристи-

ками человека, социальным взаимодействием и социально-экономическими и экологическими условиями жизни». Даже в этом определении мы видим структурность и взаимосвязь личного, социального и экологического аспектов. Становится очевидно, что «образ жизни» - довольно сложное и широкое понятие, а главное - работающие во взаимосвязи с разными сферами жизни.

Одна из основных задач Министерства здравоохранения - это формирование у всего населения здорового образа жизни, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний. Из чего можно сделать вывод, что в формировании здорового образа жизни заинтересованы не только сами люди, но и федеральные органы исполнительной власти. Важно понимать, что физическая культура и спорт ориентированы на здоровых людей, а лечебная физкультура направлена для лечения болезней и травм.

Основным принципом формирования здорового образа жизни является целенаправленная поддержка и повышение доступности того, что полезно для здоровья [3, с. 141]. Это, в первую очередь, относится к физическому здоровью, рациональному питанию и безопасному сексуальному поведению. Кроме того, для поддержания здоровья в хорошем состоянии необходимо ограничить то, что ему вредит - это относится к употреблению алкоголя, сигарет и наркотиков.

Именно здоровый образ жизни помогает нам справляться с трудностями, реа-лизовывать свои цели и задачи. Кроме того, отказ от вредных привычек, оптимальный режим сна и соблюдение правильного питания создают наилучшие условия для нормального функционирования не только физиологических, но и психических процессов. А это, в свою очередь, значительно снижает вероятность появления различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

Стоит отметить, что путь каждого человека к здоровому образу жизни является исключительным. Он отличается своими особенностями как по времени, так, соответственно, и по пути. Но это не имеет ключевого значения, поскольку, в данном случае важен результат. Но все же эффективность здорового образа жизни для конкретного человека можно определить по следующим биосоциальным критериям:

1) оценка морфофункциональных показателей здоровья:

- уровень физического развития;

- уровень физической подготовленности.

2) оценка состояния иммунитета:

- количество простудных и инфекционных заболевай;

- динамика хронического заболевания (при наличии).

3) оценка адаптации к социально-экономическим уровням жизни:

- эффективность профессиональной деятельности;

- активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

- широта и степень проявления социальных и личностных интересов.

4) оценка уровня валеологических показателей:

- степень сформированности установки на здоровый образ жизни;

- уровень валеологических знаний;

- уровень усвоения знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

- умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Актуальность здорового образа жизни очевидна. Она вызвана возрастанием характера нагрузок на организм в связи с усложнением общественно-социальной жизни. Именно здоровый образ жизни является предпосылкой для всестороннего развития жизнедеятельности человека и полноценного выполнения социальных обязанностей [4, с. 182].

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

- физическая активность;

- рациональное питание;

- личная гигиена;

- закаливание организма;

- отказ от вредных привычек;

- психоэмоциональная культура;

- оптимальный режим труда и отдыха.

Для оценки образа жизни можно использовать анкету, предложенную К. Байером и Л. Шейнбергом [1]. Она состоит из 7-и вопросов с вариантами ответа. За каждый ответ начисляется определенное количество баллов (Таблица 1).

Таблица 1

Общая оценка образа жизни по К. Байеру и Л. Шейнбергу

Вопросы и варианты ответов Очки

1. Сколько раз в неделю Вы занимаетесь физическими упражнениями в течение 20 мин. и более без перерыва?

3 дня и больше 10 баллов

1 или 2 дня 4 балла

Ни разу 0 баллов

2. Как часто Вы курите?

Никогда 10 баллов

Очень редко 5 баллов

Иногда 3 балла

Каждый день 0 баллов

3. Какое количество алкоголя Вы употребляете?

Не употребляю 10 баллов

Не больше одной порции (50 г крепких) напитков в неделю 8 баллов

2-3 порции в неделю, но не больше 2 в день 6 баллов

4-6 порций в неделю, но не больше 2 в день 4 балла

4-6 порций в неделю, иногда больше 2 в день 2 балла

Больше 6 порций в неделю 0 баллов

4. Сколько раз в неделю Вы завтракаете?

Ни разу 0 баллов

1 или 2 2 балла

3 или 4 6 баллов

Продолжение табл. 1

1 2

5 или 6 8 баллов

7 10 баллов

5. Как часто Вы перекусываете мжду основными приемами пищи?

Никогда 10 баллов

1 или 2 раза в неделю 8 баллов

3 или 4 раза в неделю 6 баллов

5 или 7 раз в неделю 4 балла

8 или 10 раз в неделю 2 балла

Более 10 раз в неделю 0 баллов

6. Как много времени в сутки Вы спите?

Более 10 ч. 4 балла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 или 10 ч. 8 баллов

7 или 8 ч. 10 баллов

5 или 6 ч. 6 баллов

Меньше 5 ч. 0 баллов

7. Как относится Ваш вес к идеальному для Вашего роста и пола?

Превышает более чем на 30% 0 баллов

Превышает на 21-30% 3 балла

Превышает на 11-20% 6 баллов

Превышает не более чем на 10% 10 баллов

Ниже на 11-20% 6 баллов

Ниже на 21-30% 3 балла

Ниже более чем на 30% 0 баллов

Общее количество очков

Интерпретация

60-70 очков: отношение к собственному здоровью - отличное (если только в одном

из разделов Вы не потеряли все 10 очков).

50-59 очков: отношение к собственному здоровью - хорошее.

40-49 очков: отношение к своему здоровью - среднее.

30-39 очков: отношение к собственному здоровью - посредственное.

Меньше 30 очков: отношение к своему здоровью - пренебрежительное.

Нами был проведен опрос методом анкетирования по общей оценке образа жизни среди студентов Волгоградского социально-педагогического университета (ВГСПУ). Формат проведения - дистанционный. В опросе приняли участие 50 студентов третьего курса филологического факультета (см. Рис. 1).

Отношение к собственному здоровью студентов ВГСПУ по К. Байеру и Л. Шейнбергу

■ Отличное (13 чел.)

■ Хорошее (22 чел.)

■ Среднее (9чел.)

Посредственное (4 чел.) ■ Пренебрежительное (2 чел.)

Рис. 1. Результаты опроса среди студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета

Результаты опроса показали, что практически половина студентов (22 человека) относятся к своему здоровью хорошо и четверть опрошенных (13 человек) высоко ценят свое здоровье. Лишь 2 человека из 50 имеют пренебрежительное отношение к здоровому образу жизни. Анализ результатов опроса подтвердил, что участники выборочной группы преимущественно бережно относятся к своему здоровью. Это значит, что студенты третьего курса филологического факультета ВГСПУ, в своем большинстве, соблюдают основные характеристики здорового образа жизни:

- правильное питание;

- оптимальное количество сна;

- отказ от вредных привычек.

Данная анкета наглядно и понятно показывает, над какими пунктами нужно работать, чтобы улучшить свой образ жизни. В первую очередь, отказаться от вредных привычек. Далее - привести в норму свои физиологические потребности - улучшить качество/количество сна и питания. И, когда уже все будет соблюдено, - заняться своей физической подготовкой. Рекомендуется вводить в свою привычную жизнь ежедневную зарядку и занятия спортом. Все вышеизложенное необходимо учитывать в совокупности, ведь только так можно действительно улучшить состояние своей жизни [2].

Если все эти рекомендации вводить в свой привычный ритм жизни, то можно и не заметить, как быстро физическое состояние станет лучше, будет больше энергии и сил. Кроме того, на региональном и федеральном уровнях проходят всевоз-можные мероприятия в рамках поддержания физического здоровья и про-

филак-тики вредных привычек, вырабатывающие интерес к развитию спортивной инфраст-руктуры. Участие в которых не только бесплатно, но и полезно для физического и интеллектуального развития граждан.

Литература

1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. Москва : Мир, 1997. 368 с.

2. Изуткин А. М, Царегородцев Г. И. Социалистический образ жизни и здоровье населения в свете решений XXV съезда КПСС. Москва : Медицина, 1977. 232 с.

3. Калинова А. Е. Формирование здорового образа жизни // EURASIASCIENCE : сборник статей XXXVII международной научно-практической конференции. Москва : Актуальность.РФ, 2021. С. 141-142.

4. Сухолозова М. А., Коробейникова М. А. Формирование здорового образа жизни как социально-значимая задача в развитии личности // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях : сборник научных трудов / под науч. ред. Т. И. Волковой. Чебоксары : Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2009. С. 241.

References

1. Bayer K., Sheinberg L. Zdorovyy obraz zhizni [Healthy lifestyle]. Moscow, Mir Publ., 1997, 368 p.

2. Izutkin A. M., Tsaregorodtsev G. I. Sotsialisticheskiy obraz zhizni i zdorov'e naseleniya v svete resheniy XXV s"ezda KPSS [The socialist way of life and health of the population in the light of the decisions of the XXV Congress of CPSU]. Moscow, Medicine Publ., 1977, 232 p.

3. Kalinova A. E. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni [Formation of a healthy lifestyle]. EURASIASCIENCE : sbornik statey XXXVII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [EURASIASCIENCE : Collection of articles of the XXXVII International scientific and practical conference]. Moscow, Relevance.RF Publ., 2021, pp. 141-142. (In Russia).

4. Sukholozova M. A., Korobeynikova E. I. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni kak sotsial'no-znachimaya zadacha v razvitii lichnosti [Formation of a healthy lifestyle as a socially significant task in the development of personality]. Puti sovershenstvovaniya fizicheskoy podgotovki studencheskoy molodezhi v sovremennykh usloviyakh. Sbornik nauchnykh trudov [Ways of improving the physical training of students in modern conditions. Collection of scientific papers]. Cheboksary, Cheboksary Institute of Economics and Management (branch) St. Petersburg State Polytechnic University Publ., 2009, pp.241. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.