Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ В РЕЖИМЕ ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗОВ ТИПА UZTE16M'

ИССЛЕДОВАНИЕ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ В РЕЖИМЕ ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗОВ ТИПА UZTE16M Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
136
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯГОВЫЙ ГЕНЕРАТОР / ПОСТОЯННЫЙ ТОК / ЭНЕРГИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОД ЛАГРАНЖА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Джаникулов Ахат Турдибекович, Валиев Мухаммад Шералиевич

Перед железнодорожным транспортом стоят задачи не только по бесперебойному обеспечению перевозок народнохозяйственных грузов, но и по освоению новых локомотивов и повышению экономичности их использования. В частности, принятый в настоящее время режим запуска дизеля тепловозов типа UzTE16M приводит к дополнительному расходу топливных ресурсов, поэтому исследования по разработке и улучшению условий запуска дизелей тепловозов данного типа являются актуальными. На основании изучения проведенных ранее исследований и конструкций различных систем с целью облегчения запуска дизелей тепловозов с электрической передачей необходимо установить имеющиеся резервы силовой цепи и цепей управления. В статье рассмотрена математическая модель крутильных колебаний в системе запуска дизель-генератора (ДГ) с двумя сосредоточенными массовыми моментами инерции. Крутильные колебания между тяговым генератором и коленчатым валом дизеля тепловозов типа UzTE16M ранее не рассматривались . В данной статье решена задача крутильных колебаний приведенных масс якоря тягового генератора и дизеля в режиме запуска ДГ от аккумуляторной батареи и дополнительных устройств. Методом Лагранжа выведена система уравнений колебаний масс по обобщенным координатам упругих колебаний между массами якоря тягового генератора и дизеля с переменным массовым моментом инерции. Для полученной системы уравнений методом операционного исчисления выполнено решение с учетом принятых функций массовых моментов инерций, моментов движущих сил и сопротивлений. Сделаны выводы о том, что работа системы запуска дизеля на тепловозах типа UzTE16M определяется функциями приведенного массового момента инерции дизеля, движущего момента и функцией угловой скорости; полученное решение дает возможность рассчитать движущий момент и диапазон изменения угловой скорости при запуске дизель-генераторной установки тепловозов UzTE16M для дальнейшего сравнения с экспериментальными данными; при использовании рекомендуемой электрической схемы запуска дизеля тепловоза достигается увеличение движущего момента коленчатого вала дизеля и угловой скорости разгона движения якоря тягового генератора. На основе разработанной модели рекомендовано определение угловой скорости коленчатого вала дизеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Джаникулов Ахат Турдибекович, Валиев Мухаммад Шералиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF TORSIONAL VIBRATIONS DURING START-UP OF DIESEL LOCOMOTIVES TYPE UZTE16M

Railway transport faces the challenges not only to ensure uninterrupted transportation of national economic goods, but also to develop new locomotives and increase the efficiency of their use. In particular, the currently accepted mode of starting diesel locomotives of the UzTE16M type leads to additional consumption of fuel resources, therefore, research on the development and improvement of the conditions for starting diesel locomotives of this type is relevant. Based on the study of previous studies and designs of various systems in order to facilitate the start of diesel locomotives with electric transmission, it is necessary to establish the available reserves of the power circuit and control circuits. The article considers a mathematical model of torsional oscillations in a diesel generator start-up system with two concentrated mass moments of inertia. Torsional oscillations between the traction generator and the crankshaft of diesel locomotives of the UzTE16M type have not been previously considered. In this article, the problem of torsional oscillations of the reduced masses of the armature of the traction generator and diesel engine in the mode of starting the DG from the battery and additional devices is solved. The Lagrange method has derived a system of mass oscillation equations based on generalized coordinates of elastic oscillations between the masses of the armature of a traction generator and a diesel engine with a variable mass moment of inertia. For the resulting system of equations, the solution is performed by the method of operational calculus, taking into account the accepted functions of mass moments of inertia, moments of driving forces and resistances. Conclusions are drawn that the operation of the diesel starting system on diesel locomotives of the UzTE16M type is determined by the functions of the reduced mass moment of inertia of the diesel, the driving torque and the angular velocity function; the resulting solution makes it possible to calculate the driving torque and the range of angular velocity changes when starting the diesel generator set of UzTE16M locomotives for further comparison with experimental data; when using the recommended electric scheme for starting a diesel locomotive, an increase in the driving torque of the diesel crankshaft and the angular acceleration speed of the traction generator armature is achieved. Based on the developed model, it is recommended to determine the angular velocity of the diesel crankshaft.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ В РЕЖИМЕ ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗОВ ТИПА UZTE16M»

УДК 625.355.8:621.436

А. Т. Джаникулов, М. Ш. Валиев

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ), г. Ташкент, Республика Узбекистан

ИССЛЕДОВАНИЕ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ В РЕЖИМЕ ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ

ТЕПЛОВОЗОВ ТИПА UzTE16M

Аннотация. Перед железнодорожным транспортом стоят задачи не только по бесперебойному обеспечению перевозок народнохозяйственных грузов, но и по освоению новый локомотивов и повышению экономичности их использования. В частности, принятый в настоящее время режим запуска дизеля тепловозов типа UzTE16M приводит к дополнительному расходу топливных ресурсов, поэтому исследования по разработке и улучшению условий запуска дизелей тепловозов данного типа являются актуальными. На основании изучения проведенных ранее исследований и конструкций различных систем с целью облегчения запуска дизелей тепловозов с электрической передачей необходимо установить имеющиеся резервы силовой цепи и цепей управления. В статьерассмотрена математическая модель крутильных колебаний в системе запуска дизель-генератора (ДГ) с двумя сосредоточенными массовыми моментами инерции. Крутильные колебания между тяговым генератором и коленчатым валом дизеля тепловозов типа UzTE16M ранее не рассматривались. В данной статье решена задача крутильных колебаний приведенных масс якоря тягового генератора и дизеля в режиме запуска ДГ от аккумуляторной батареи и дополнительных устройств. Методом Лагранжа выведена система уравнений колебаний масс по обобщенным координатам упругих колебаний между массами якоря тягового генератора и дизеля с переменным массовым моментом инерции. Для полученной системы уравнений методом операционного исчисления выполнено решение с учетом принятых функций массовых моментов инерций, моментов движущих сил и сопротивлений. Сделаны выводы о том, что работа системы запуска дизеля на тепловозах типа UzTE16M определяется функциями приведенного массового момента инерции дизеля, движущего момента и функцией угловой скорости; полученное решение дает возможность рассчитать движущий момент и диапазон изменения угловой скорости при запуске дизель-генераторной установки тепловозов UzTE16M для дальнейшего сравнения с экспериментальными данными; при использовании рекомендуемой электрической схемы запуска дизеля тепловоза достигается увеличение движущего момента коленчатого вала дизеля и угловой скорости разгона движения якоря тягового генератора. На основе разработанной модели рекомендовано определение угловой скорости коленчатого вала дизеля.

Ключевые слова: тяговый генератор, постоянный ток, энергия, потенциал, метод Лагранжа.

Akhat T. Djanikulov, Mukhammad Sh.Valiev

Tashkent State Transport University (TSTU), Tashkent, Republic of Uzbekistan

RESEARCH OF TORSIONAL VIBRATIONS DURING START-UP OF DIESEL

LOCOMOTIVES TYPE UzTE16M

Abstract: Railway transport faces the challenges not only to ensure uninterrupted transportation of national economic goods, but also to develop new locomotives and increase the efficiency of their use. In particular, the currently accepted mode of starting diesel locomotives of the UzTE16M type leads to additional consumption offuel resources, therefore, research on the development and improvement of the conditions for starting diesel locomotives of this type is relevant. Based on the study ofprevious studies and designs of various systems in order to facilitate the start of diesel locomotives with electric transmission, it is necessary to establish the available reserves of the power circuit and control circuits. The article considers a mathematical model of torsional oscillations in a diesel generator start-up system with two concentrated mass moments of inertia. Torsional oscillations between the traction generator and the crankshaft of diesel locomotives of the UzTE16M type have not been previously considered. In this article, the problem of torsional oscillations of the reduced masses of the armature of the traction generator and diesel engine in the mode of starting the DG from the battery and additional devices is solved. The Lagrange method has derived a system of mass oscillation equations based on generalized coordinates of elastic oscillations between the masses of the armature of a traction generator and a diesel engine with a variable mass moment of inertia. For the resulting system of equations, the solution is performed by the method of operational calculus, taking into account the accepted functions of mass moments of inertia, moments of driving forces and resistances. Conclusions are drawn that the operation of the diesel starting system on diesel locomotives of the UzTE16M type is determined by the functions of the reduced mass moment of inertia of the

diesel, the driving torque and the angular velocity function; the resulting solution makes it possible to calculate the driving torque and the range of angular velocity changes when starting the diesel generator set of UzTE16M locomotives for further comparison with experimental data; when using the recommended electric scheme for starting a diesel locomotive, an increase in the driving torque of the diesel crankshaft and the angular acceleration speed of the traction generator armature is achieved. Based on the developed model, it is recommended to determine the angular velocity of the diesel crankshaft.

Keywords: traction generator, direct current, energy, potential, Lagrange method

Перед железнодорожным транспортом стоят задачи не только по бесперебойному обеспечению перевозок народнохозяйственных грузов, освоению новых локомотивов, но и по повышению экономичности их использования. Одним из дорогостоящих узлов тепловоза является аккумуляторная батарея. В процессе эксплуатации тепловозов типа UzTE16M нередки случаи затрудненного запуска дизелей в связи со снижением емкости аккумуляторной батареи. Теоретические и экспериментальные исследования, результаты которых приведены в работах [2, 3], показали, что большинство аккумуляторных батарей ТПЖН - 550 тепловозов типа UzTE16M - имеют срок эксплуатации на АО «Узбекистон темир йуллари» от 10 до 18 лет. У части этих тепловозов не глушится дизель одной из секций, чтобы запустить вторую. Это приводит к дополнительному расходу топливных ресурсов. Поэтому исследования по разработке и улучшению условий запуска дизелей тепловозов типа UzTE16M в Республике Узбекистан и на территории стран СНГ являются актуальными [9, 10].

Ранее были проведены исследования по обоснованию параметров систем, облегчающих процесс запуска дизелей тепловозов с электрической передачей постоянного и переменно-постоянного тока [1]. В ряде таких систем были использованы новые контакторы и аппараты, которые усложняли управление и снижали надежность тепловозов в целом. При этом не были использованы имеющиеся резервы в совершенствовании существующих систем и электрических аппаратов.

Поэтому на основании изучения проведенных ранее исследований и конструкций различных систем с целью облегчения запуска дизелей тепловозов с электрической передачей постоянного (ЭП ПТ) и переменно-постоянного тока (ЭП ППТ) необходимо выяснить имеющиеся резервы силовой цепи и цепей управления.

В ранее выполненных исследованиях [4 - 6] анализировались преимущественно электромеханические явления в цепях и аппаратах, обеспечивающих запуск дизелей. При этом не была изучена взаимосвязь между частотами вращения якоря ся (t) тягового генератора (ТГ), работающего в режиме электродвигателя, и коленчатого вала сд (t) запускаемого дизеля. В данной статье решена задача крутильных колебаний приведенных масс J^(t) якоря ТГ и дизеля J^t) в режиме запуска ДГ от аккумуляторной батареи и дополнительных устройств.

Для решения задачи использовались следующие допущения.

1. В качестве расчетной использовалась модель крутильных колебаний двухмассовой упругосвязанной системы, характеризуемой [7]:

функциями приведенных массовых моментов инерции J Я (t) - якоря тягового генератора

в режиме электродвигателя и дизеля J д (t) , зависящих от времени t длительности процесса запуска t = t ^ t3;

функцией рЯ(0 «кинематических» колебаний массы j (t), нагруженной движущим моментом M(t);

функцией Рд(0 упругих колебаний массы J д( t) относительно массы J Я( t) под действием крутящего момента сил сопротивлений МД(), приложенного к J д (t) ; при этом

крутильную жесткость упругой связи СД между JЯ (t) и J д (t) считаем постоянной в течение времени t = 0

2. Для вывода уравнений крутильных колебаний для модели по п. 1 использовался метод Лагранжа с выражениями из работ [8, 11]: для кинетической энергии -

T = 1 J,(t)

f i л2 v dt j

+ J n(t)

+ dlд

2

dt dt

потенциальном энергии

работы внешних сил -

П = 1С д^);

dA = M*(t )дфя - Ид^) (а^я + di). Уравнения Лагранжа по обобщенным координатам l(t) и !д(0 имеют вид:

[j„(t)+j.(t)]

d2i di

dt2

+■

dt

dJ*(t) + dJj,(t)

dt

dt

+

+ J д( t)

d 1д diR dJД(t)

dt2

dt

dt

= И я( t) - И д( t);

(1)

(2) (3)

(4)

Jд(' )

d 1Я Jд(^) di

■ +

d 1д dlд

■ + J д (t ) —2^ +

dJд^ )

+^

+ сз!д =- Mд^ ).

(5)

Полученная система уравнений (4), (5) характеризуется переменными коэффициентами и допускает приближенные решения.

Выполним приближенные решения этих уравнений с введением допущений. О постоянном значении JЯ , равном массовому моменту инерции якоря и приближенной функции

Jд(t) = J,ept, (6)

где

1 Jn Р = - ln-^,

t3 J0

(7)

здесь J - массовый момент инерции вращающихся узлов дизеля, приведенных к угловой скорости коленчатого вала, и соответствующий круговой частоте &Я(0 вращения якоря главного генератора;

Jд - приведенный массовый момент инерции всех вращающихся и поступательно движущихся масс дизеля в конце периода времени t = t3 завершения его запуска.

При этом J* = const (для всех вращающихся масс вала и якоря главного генератора в режиме его работы разгонным электродвигателем для масс дизеля за время t = 0 + 13).

Уточняем функции крутящих моментов: движущего, приложенного к валу якоря, -

M*(t)=a + a1t+...; (8)

сил сопротивлений вращению масс дизеля -

2

МД(0 = d0 + df+..., (9)

где a и di - коэффициенты полиномов - известные постоянные величины, определяемые для условий:

t = 0 , когда МЯ(0)=о,, Мд(0) = d0; (10)

t=t3, когда M-(t) = 00 + ait=M-m, Мд(0 = d0 + dit = Мт. (11)

При таких допущениях получим следующую систему уравнений:

а , г Pt\d Фя ¿фк * ptd фд , ¿Фд пт pt , , , ч

(J— + )—г-+—- pJe + Je —r^ + —~PJ0e = a0 - d0 + t(a1 - d1);

Я 0 di1 dt 0 0 di1 dt 0 0 0 1 1

J0^ ¿ф + ф pj^ept + J0eptd^ + ф pj^^ + Сф = -d0 - dit. dt dt dt dt

(12)

В системе уравнений (12) проводим замену функций на основе ф— ифф:

ф =& . ф = d фд =.=d3i (13)

dt Д; dt dt2 dt ' dt2 dt '

а затем выполняем дифференцирование всех членов уравнений (4), (5) по времени t с учетом условий (6), (7) и после деления всех членов на Je получаем новую систему уравнений:

'2юст J _pt „ч ^„drna „2 ¿2юп „2 a - d

e "pt +1) + 2p^ + р2®Я +-^ + 2p—Д +p2œn e ~pt = b1e ~pt ; (14)

t2 J0 dt Я dt2 dt Д J0 1 V ;

d ®Я о о n2

+ 2^—+ pzœ— +-^ + 2Р—Д + ргаД + e "pt = e"pt. (15)

dt2 dt я dt2 dt Д J0 J0

Выполняем дополнительное осреднение функций за период времени t

1 % J T J - in -

АЯ = L f (J-e-pt + 1)dt = 1 + J-ln ^(1 - e J

1 f (~pt + 1)dt = 1 + J— ln-^(1 - e~ J0); (16)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U 0 J 0 J 0 J0

1 С С J - in —

L f (lie-ptdt = ^ln (1 - e J0). (17)

t J J J

¿2фд ¿фд dç—

Для системы (16), (17) принимаем начальные условия нулевыми: —= 0 и- -

dt2 dt dt

Решение выполним методом операционного исчисления [7] и получим изображения решения: %(р)(Лр2 + 2Рр + р2) + ®д( р)( р2 + 2Рр + р2) = -Ьр-; (18)

р + Р

% ( р)( Р2 + 2Рр + П + ®д ( р)( р2 + 2Рр + РД) =

d1p (19)

Д' р + £

Для решения системы (18), (19) как алгебраической относительно изображений предварительно составляем определитель из коэффициентов при%(р) и &д(р):

А 2 =

АЯр" + 2Рр + р2 р2 + 2Рр + рг р2 + 2Рр + р2 р2 + 2Рр + РД)

(20)

= ( Ая р2 + 2Рр + р2)( р2 + 2Рр + РД) - (р2 + 2Рр + ру.

22

Обозначим: АЯр2 + 20р + р2 = сх\ р + 2Рр + РД = с2; (р2 + 2Др + р2)2 = с3.

Для отыскания последней функции решаем уравнение А 2 = 0 . При этом учитываем усло-

2

вия, что с > с и с > с , а С1С2 »С3. Поэтому получаем приближенное решение в виде

А2 - Ая(р2 + 2/р + //)(р2 + 2/р+Р2) = 0, (21)

корни которого имеют вид:

А

,2 = -/1 ± Ш1 = -р ± Цр/ - р/;

рз,4 = -р ± га, =-р ± ^РД -р2.

Далее получим изображения функций приближенным методом:

оя(р) =

1 р

А2 р + р

Ъ1 р1 + 2р р + р й1 р1 + 2рр + РД

РЪ1

(р + р)(р + р - 1аХр + р + а1)

(22) (23)

(24)

°Д( р ) =

1

А 2 р + р

Ая р2 + 2рр + р2, \ р2 + 2рр + р21 -

рйх

(р + р)(р + А - га,)(р + р1 + а,)

затем - оригиналы приближенных решений:

(Оя^ ) =

Ъхе

Ая [(р-р!)2 + < ]

1 + ((р р)ат а1t3 - cos а1t3) • е(р"р)t

а

йе-Pt

(Д (t) = - р2 р2 I1 - С08 азt)].

РД -р

(25)

(26)

(27)

При окончании времени t = t запуска дизеля получим из выражений (26), (27) значения угловых скоростей:

Оя(/З) = (Я3 =

Ъ1е

- 1п-

Ая [(р-Д)2 +а12]

1 +

(р-р1) •

——а1t3 - cos а1t3

Л lпJД-P1t е ^

\ а1

у

0Д(t) =

—1-е ^0

Р -р'

соэ а

(28)

(29)

Для оценки осредненных значений функции ((?(0 воспользуемся выражением

Ж

J

DS

(30)

где -- среднеарифметические значения движущих моментов и сопротивлений за время / = 0 ^з, и получим:

|о 3(47) 2021

Д

dщs (t) = (31)

"'УБ

Итоговая функция угловой скорости модели разгона двигателя представлена уравнением

ау (0 = а (0(/З). (32)

В соответствии с рекомендациями работы [5] во время запуска после 3 - 5 с процесса начинаются вспышки в определенных цилиндрах, поэтому для рассмотрения приняты первые 5 с: Ц = 0^5. Выполнены расчеты изменения угловой скорости и движущего момента для двух

вариантов электрических схем запуска дизеля тепловозов - существующей в настоящее время и рекомендуемой в работе [12] - в интервале времени 0 - 5 с. Расчетные значения угловых скоростей якоря приведены в таблице.

Расчетные значения угловых скоростей якоря дизель-генератора тепловоза типа №ТЕ16М

Серийная схема Рекомендуемая схема

t, с Jд, 2 кгм-с ®яс(0, с-1 ®я1(0, с-1 ®я(0, с-1 МДМ, Нм ®яс(0, с-1 ®я1(0, с-1 ®я(0, с-1 МД (0, кгм

0,8 3 0 -0,01 0,01 2800 0,8 0,2 1,0 2200

1 6 0,5 -0,06 0,44 2600 1,5 0,25 1,75 2500

2 11,7 3,2 -0,25 2,95 1800 5,1 0,36 5,46 2700

3 17 5,8 -0,56 5,24 1200 8,7 0,6 9,3 1700

4 23 8,5 -0,99 7,41 950 12,3 0,72 13,02 1000

5 30 11,7 -1,51 10,19 800 15,9 0,65 16,55 750

На основании изложенного можно сделать выводы.

1. Работа системы запуска дизеля на тепловозах типа ШТЕ16М определяется функциями приведенного массового момента инерции дизеля J Д( t), движущего момента МД(¿), и

функцией угловой скорости а Я (t) .

2. Полученное решение дает возможность рассчитать движущий момент МД(0 и диапазон

изменения угловой скорости а Я (t) при запуске дизель-генераторной установки тепловозов

ШТЕ16М для дальнейшего сравнения с экспериментальными данными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. При использовании рекомендуемой схемы достигается увеличение движущего момента

МД(0 по графе 10 и угловой скорости а\ (t) разгона движения по графе 9 (см. таблицу).

Список литературы

1. Аникиев, И. П. Усовершенствованная схема конденсаторной системы пуска дизеля / И. П. Аникиев, А. Н. Корнев. - Текст : непосредственный // Локомотив. - 2000. - № 4. - С. 29.

2. Джаникулов, А. Т. Моделирование динамических явлений в механизмах запуска дизелей магистральных тепловозов : специальность 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Джаникулов Ахат Турдибекович ; Ташкентский ин-т инж. ж.-д. трансп. - Ташкент, 2006. - 19 с. - Текст : непосредственный.

3. Моделирование процесса пуска двигателя внутреннего сгорания электрическим стартером / Н. В. Клиначев, С. Г. Воронин [и др.]. - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГУ. Сер. Энергетика. - 2015. - Т. 15. - № 2. - С.49-56.

4. Романов, В. И. К расчету коэффициента динамичности с учетом зазоров в вертикальной передаче при пуске дизелей типа 10Д100 / В. И. Романов. - Текст : непосредственный //

Межвуз. сб. тр. (Труды ТашИИТа. - Вып. 5 (157)). - Ташкент : Ташкентский ин-т инж. ж.-д. трансп., 1975. - С. 27-34.

5. Романов, В. И. Совершенствование систем пуска дизелей тепловозов / В. И. Романов. -Текст : непосредственный // Вопросы повышения надежности электрических машин и электрооборудования тепловозов в условиях Средней Азии и Казахстана : межвуз. сб. науч. тр. (Труды ТашИИТа. - Вып. 9 (161)). - Такшент : Ташкентский ин-т инж. ж.-д. трансп., 1980. - С. 37-42.

6. Романов, В. И. Диагностика вертикальной передачи и системы пуска дизелей 10Д100 тепловозов типа ТЭ10 / В. И. Романов. - Текст : непосредственный // Межвуз. сб. тр. (Труды ТашИИТа. - Вып. 16 (169)). - Ташкент : Ташкентский ин-т инж. ж.-д. трансп., 1981. - С. 55-62.

7. Гарнер, М. Ф. Переходные процессы в линейных системах с сосредоточенными постоянными. / М. Ф. Гарнер, Дж. Бернс. - Москва : Государственное издательство физико-математической литературы, 1961. - 451 с. - Текст : непосредственный.

8. Система пуска дизеля тепловоза с использованием импульсных конденсаторов сверхвысокой электроемкости: Техническое описание и инструкция ПКБ ЦТ МПС РФ. - Москва : МПС РФ, 1995. - 50 с. - Текст : непосредственный.

9. Валиев, М. Ш. Применение датчика содержания кислорода для контроля величины коэффициента избытка воздуха тепловозного дизеля / М. Ш. Валиев. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2017. - № 2 (30). - С. 9-17.

10. Валиев, М. Ш. Диагностика рабочего процесса тепловозного дизеля в условиях эксплуатации. / М. Ш. Валиев. - Текст : непосредственный // Вестник транспорта Поволжья. -2011. - № 1 (25). - С. 35-39.

11. Жидков, В. Н. Некоторые переходные процессы в энергетической цепи тепловозов типа ТЭ10 / В. Н. Жидков, А. Х. Газиев. - Текст : непосредственный // Межвуз. сб. тр. (Труды ТашИИТа. - Вып. 88). - Ташкент : Ташкентский ин-т инж. ж.-д. трансп., 1977. - С. 17-23.

12. Патент № 2213250 Российская Федерация. F02N11/08. Устройство для запуска дизеля тепловоза : № 2001106157/06 : заявлено 03.06.2001 : опубликовано 27.09.2003 / Бирюков В. А., Джаникулов А. Т., , Жидков В. Н., Кошевой В. А., Кулахмедов Б. Т. - 4 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Anikiev I. P., Kornev A. N. Improved scheme of the condenser system of diesel start-up [Usovershenstvovannaya skhema kondensatornoj sistemy puska dizelya]. Lokomotiv - The Locomotive, 2000, no. 4, pp. 29.

2. Dzhanikulov A. T. Modelirovanie dinamicheskih yavlenij v mekhanizmah zapuska dizelej magistral'nyh teplovozov (Modeling of dynamic phenomena in the mechanisms of starting diesel main locomotives). PhD's thesis abstract, Tashkent, TashllT, 2006, 19 p.

3. Klinachev N. V., Voronin S. G. et al. Simulation of the process of starting an internal combustion engine with an electric starter [Modelirovanie processa puska dvigatelya vnutrennogo sgoraniya elektricheskimi starterom]. Vestnik IuUrGU. Seriia «Energetika» - Bulletin of South Ural State University. Series «Power Engineering», 2015, vol. 15, no. 2, pp. 49 - 56.

4. Romanov V. I. To calculation of coefficient of dynamism taking into account gaps in vertical transmission at start of diesels of type 10D100 [K raschetu koefficienta dinamichnosti s uchetom zazorov v vertikal'noj peredache pri puske dizelej tipa 10D100]. Mezhvuzovskii sbornik trudov (Trudy TashllTa, vyp. 5 (157) (Intercollegiate collection of works (Works of TasHIIt, issue 5 (157))). - Tashkent, 1975. - pp. 27 - 34.

5. Romanov V. I. Improvement of diesel locomotive start-up systems. Interuniversity collection of proceedings [Sovershenstvovanie sistem puska dizelej teplovozov]. Voprosypovysheniia nadezh-nosti elektricheskikh mashin i elektrooborudovaniia teplovozov v usloviiakh Srednei Azii i Kazakh-stana: mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov (Trudy TashllTa, vyp. 9 (161)) (Issues of improving the reliability of electric machines and electric equipment of locomotives in the conditions of Central

Asia and Kazakhstan: interuniversity collection of scientific papers (Proceedings of TASHIIT, issue 9 (161))). - Tashkent, 1980. - pp. 37 - 42.

6. Romanov V. I. Diagnostics of vertical transmission and starting system of 10D100 diesel locomotives of TE10 type [Diagnostics of vertical transmission and starting system of 10D100 diesel locomotives of TE10 type]. Mezhvuzovskii sbornik trudov (Trudy TashllTa, vyp. 5 (157) (Intercollegiate collection of works (Works of TasHIIt, issue 16 (169))). - Tashkent, 1981. - pp. 55 - 62.

7. Garner M. F., Berns Dzh. Perekhodnye processy v linejnyh sistemah s sosredotochennymi postoyannymi (Transients in linear systems with concentrated constants). Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo fiziko-matematicheskoj literatury Publ., 1961, 451p.

8. Sistema puska dizelya teplovoza s ispol'zovaniem impul'snyh kondensatorov sverhvysokoj el-ektroemkosti. Tekhnicheskoe opisanie i instrukciya PKB CT MPS RF (Diesel locomotive start-up system using ultrahigh electric capacity pulse capacitors. Technical description and user manual PKB TST MPs of the Russian Federation). Moscow, 1995, 50 p.

9. Valiev M. Sh. Application of oxygen content sensor for monitoring the excess air ratio of diesel locomotive. [Primenenie datchika soderzhaniya kisloroda dlya kontrolya velichiny koefficienta izbytka vozduha teplovoznogo dizelya] Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2017, no. 2 (30), pp. 9 - 17.

10. Valiev M. Sh. Diagnostics of the working process of diesel locomotive under operating conditions [Diagnostika rabochego processa teplovoznogo dizelya v usloviyah ekspluatacii]. Vestnik transporta Povolzh'ya - The Journal of Samara State Transport University, 2011, no. 1 (25), pp. 35 - 39.

11. Zhidkov V. N., Gaziev A. H. Some transients in the energy chain of TE10 locomotives. [Nekotorye perekhodnye processy v energeticheskoj cepi teplovozov tipa TE10.]. Mezhvuzovskii sbornik trudov (Trudy TashllTa, vyp. 5 (157) (Intercollegiate collection of works (Works of TasHIIt, 88). - Tashkent, 1977. - pp. 17 - 23.

12. Biryukov V.A., Dzhanikulov А. T., , Zhidkov V. N., Koshevoj V. А., Kulakhmedov B.T. Patent RU2213250 F02N11/08, 27.09.2003.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Джаникулов Ахат Турдибекович

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).

Адылходжаева ул., д. 1, г. Ташкент, 100167, Республика Узбекистан.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство», ТГТрУ.

Тел.: +998 (97)764-89-50.

E-mail: djanikulov7575@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Djanikulov Akhat Turdibekovich

Tashkent State Transport University (TSTU).

1, Adilhodjaev st., Tashkent, 100167, Republic Of Uzbekistan.

Ph.D. in Engineering, associate professor of the department «Locomotives and locomotive equipment», TSTU. Phone: +998 (97) 764-89-50. E-mail: djanikulov7575@mail.ru

Валиев Мухаммад Шералиевич

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).

Адылходжаева ул., д. 1, г. Ташкент, 100167, Республика Узбекистан.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство», ТГТрУ.

Тел.: +998 (97)446-14-61.

E-mail: valiev.m.sh@gmail.com

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Valiev Mukhammad Sheralievich

Tashkent State Transport University (TSTU).

1, Adilhodjaev st., Tashkent, 100167, Republic Of Uzbekistan.

Ph.D. in Engineering, associate professor of the department «Locomotives and locomotive equipment», TSTU. Phone: +998 (97) 446-14-61. E-mail: valiev.m.sh@gmail.com

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Джаникулов, А. Т. Исследование крутильных колебаний в режиме запуска дизеля тепловозов типа ШТЕ16М / А. Т. Джаникулов, М. Ш. Валиев. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2021. -№ 3 (47). - С. 23 - 30.

Djanikulov A. T., Valiev M. S. Research of torsional vibrations during start-up of diesel locomotives type UzTE16M. Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 3 (47), pp. 23 - 30 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.