Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / НЕМОТИВИРОВАННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина Анастасия Викторовна, Косцова Мария Викторовна, Быстрюков Виктор Александрович

В данной статье представлено исследование влияния пандемии на копинг-стратегии в подростковом возраста. Было выявлено, что эмоциональный компонент копинг-стратегии и немотивированная тревожность подростков изменилась в период пандемии. Поэтому юноши и девушки, в первую очередь, нуждаются в эмоциональной поддержке, а также в работе с эмоциональным откликом в чрезвычайной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF COPING STRATEGIES OF ADOLESCENTS BEFORE AND DURING PANDEMIC

This article presents a study of the impact of the pandemic on coping strategies in adolescence. It was found that the emotional component of coping strategy and unmotivated anxiety in adolescents changed during the pandemic. Therefore, young men and women, first of all, need emotional support, as well as work with an emotional response in an emergency.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ»

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук Гришина Анастасия Викторовна

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального

государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Севастополь);

кандидат психологических наук, доцент Косцова Мария Викторовна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь);

кандидат биологических наук, доцент Быстрюков Виктор Александрович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Аннотация. В данной статье представлено исследование влияния пандемии на копинг-стратегии в подростковом возраста. Было выявлено, что эмоциональный компонент копинг-стратегии и немотивированная тревожность подростков изменилась в период пандемии. Поэтому юноши и девушки, в первую очередь, нуждаются в эмоциональной поддержке, а также в работе с эмоциональным откликом в чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова. пандемия, копинг-стратегия, подростковый возраст, немотивированная тревожность.

Annоtation. This article presents a study of the impact of the pandemic on coping strategies in adolescence. It was found that the emotional component of coping strategy and unmotivated anxiety in adolescents changed during the pandemic. Therefore, young men and women, first of all, need emotional support, as well as work with an emotional response in an emergency.

Keywords: pandemic, coping strategy, adolescence, unmotivated anxiety.

Введение. Современное общество сталкивается с условиями пандемии опасного вируса не впервые. Однако короновирус 2019/2020 гг. имеет ряд отличительных черт. В данном случае мы говорим о внимании сообщества психологическому / психическому здоровью и его взаимосвязи с физическим. Именно благодаря этому, психологический аспект пандемии является темой востребованной и порождающей значительное количество исследований.

Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной прикладной психологии [1, 3]. Жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, особенно в период, когда жизнь людей планеты изменилось навсегда, и теперь каждый знает, даже ребенок, что такое - «пандемия» [1, 2].

В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы (интеллектуальные, когнитивные и эмоциональные) для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно в условиях чрезвычайной ситуации.

Таким образом, целью данной статьи является выявление специфики копинг-стратегий у подростков до и во время пандемии: сравнительный анализ.

Изложение основного материала статьи. Копинг (англ. «coping», «coping strategy») - совладание. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с новыми запросами жизни, в которой субъект чувствует себя в зоне некомпетентности.

Несмотря на многочисленные исследования данного феномена, до сих пор не сформировалось единого понимания копинга. В 1962 году термин «coping» появился в науке благодаря Л. Мерфи. Ученый изучала специфику переживания детьми возрастных кризисов. Психолог предположил, что дети используют конкретные защитные механизмы, чтобы совладать с кризисом. Таким образом, Л. Мерфи определила копинг как стратегию преодоления фрустрирующих ситуаций.

Российский психолог С.К. Нартова-Бочавер выделила три подхода к объяснению копинга и копинг-поведения.

Первый подход основывается на неопсихоаналитическом направлении Н. Хаана. Автор разделяет понятия копинг и механизм защиты. Ученый определяет понятие копинг-процесса как механизм, выделяющий защитные реакции, которые помогают преодолеть проблему без искажения действительности.

Во втором подходе ученые А. Биллингс и Р. Моос рассматривают понятие копинг как черту личности, отвечающую на стрессовые ситуации определенным образом. Авторы рассмотрели копинг-стратегию в трех механизмах преодоления фрустрирующей ситуацией. Первый вид направлен на оценку стресса, его преодоление, а так же попытку человека выяснить значение ситуации, то есть сделать психологический анализ. Второй вид нацелен на устранение источника стресса. Третий вид копинг-стратегии направлен на эмоции, которые выражаются в совладании со стрессом, и благодаря которым человек уменьшает эмоциональное напряжение.

Третий подход к определению понятия копинга считается самым разработанным. Его представители, известные ученые, когнитивные психологи Р. Лазарус и С. Фолкман. Они рассматривают феномен копинг как попытки человека преодолеть состояния ущерба.

Р. Лазарус разделяет два основных вида психологической реакции на стрессовую ситуацию. Первый-это временное облегчение. Этот процесс выражается в смягчении страданий, связанных со стрессом. Второй вид - непосредственные двигательные реакции, которые выражаются в использовании защитных механизмов, то есть копинг- стратегий.

Особенно актуальна проблема совладающего поведения в подростковый период, когда идет полная перенастройка организма: формирование гендерной, социальной идентичности, чувства взрослости, выработка личностной стратегии. Возникает вопрос, каким образом подростки справились с ситуацией пандемии? Это и стало предметом нашего исследования.

В рамках констатирующего эксперимента была выдвинута гипотеза: предполагается, что существуют значимые различия по уровню тревожности и копинг-статегий у подростков до и во время пандемии.

Для подтверждения гипотезы было проведено исследование на базе ГБОУ СОШ № 14 г. Севастополя. Выборка - 42 обучающихся 8-А, 9-А и 8-Б, 9-Б классов (57% юношей и 43% девушек). Выборка считается связанной, так как исследование проводилось в 8 и 9 классах, чтобы выделить, насколько пандемия изменила уровень тревожности и копинг-стратегий у подростков.

Исследование проводилось в два этапа:

1 этап - 2019-2020 учебный год. На данном этапе у учащиеся 8 классов изучались копинг-стретегии по Хейму и уровень тревожности до пандемии.

2 этап - 2020-2021 учебный год. На данном этапе у учащиеся 8 классов изучались копинг-стретегии по Хейму и уровень тревожности во время пандемии.

В эмпирическом исследовании был использован следующий психодиагностический инструментарий: методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Тест Е. Хейма) и экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности (В.В. Бойко), а также методы описательной и статистической обработки данных.

Выделим специфику копинг-стратегий у подростков (на примере 8 класса).

Рисунок 1. Выраженность копинг-стратегий, используемых подростками

Как видно из рисунка 1, подростки используют адаптивные копинг-стратегии (45,7%) в когнитивной сфере. То есть они используют те формы поведения, которые направлены на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, на повышение своей самооценки и контроля. Стараются осознать собственную ценность как личность, у них существует вера в собственные ресурсы в преодолении кризисных ситуаций.

Также достаточно большое количество подростков (28,2%) используются неадаптивные копинг-стратегии, то есть они используются пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за отсутствия веры в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

26,1% подростков используют как относительно копинг-стратегии: то есть для них характерны формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

В эмоциональной сфере у подростков преобладают как адаптивные (43,5%) и неадаптивные копинг-стратегии (43,5%)

При адаптивных копинг-стратегия для подростков характерно эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

При этом недаптивных копинг-стратегиях характерны варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. При этом, 35,8% юношей используют адаптивные копинг-стратегии.

13% подростков используют относительно адаптивные копинг-стратегии: их поведение направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

В поведенческой сфере большинство подростков (43,5%) используют относительно адаптивные копинг-стратегии, то есть поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

28,2% подростков используют адаптивные копинг-стратегии в поведенческой сфере: в своем поведении, они вступают в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищут поддержки в ближайшем социальном окружении или сами предлагает ее близким в преодолении трудностей.

И 19,6% подростков используют неадаптивные копинг-стратегии в поведенческой сфере: поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Процентный анализ выбора копинг-стратегий представлен на рисунках 2-4.

Рисунок 2. Процентный анализ выбора копинг-стратегии в когнитивной сфере подростками (8-е классы)

Как видно из рисунков 2, наиболее часто выбираемые варианты когнитивных копинг-стратегий среди подростков являются: проблемный анализ (21,7%) и придача смысла (19,6%). То есть используют формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них и придание особого смысла их преодолению.

Рисунок 3. Процентный анализ выбора копинг-стратегии в эмоциональной сфере подростками (8-е классы)

В эмоциональных копинг-стратегиях наиболее часто используется оптимизм (39,1%) Большинство подростков склонны искать позитивный смысл в произошедших событиях и для них характерна уверенность в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. 21,7% подростков используются такую копинг-стратегию как, подавление эмоций (21,7%). Это происходит за счет сознательного отвлечения от эмоционального состояния в той или иной форме без последующего решения проблемы по типу «отвлечься и забыть».

35,00%

ЗС',70%

30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Рисунок 4. Процентный анализ выбора копинг-стратегии в поведенческой сфере подростками (8-е классы)

В поведенческой сфере 30,4% используются копинг-стратегию отвлечение. Подростки предпочитают «забыться» в другой деятельности, не решая проблемы в трудной ситуации. 19,6% подростков используются такую копинг-стратегию как компенсация - стараются отвлекать себя от трудных ситуаций исполнением каких-либо собственных желаний. Была проведена диагностика на базе тех же испытуемых во время пандемии. Процентный анализ выбора копинг-стратегий представлен на рисунке 5.

Методика Хейма

8а 9а 86 96

■ Л В Р,

Рисунок 5. Процентный анализ выбора копинг-стратегии 8, 9-А и 8, 9-Б.

Как видно из рисунка наиболее часто выбираемые копинг-стратегии среди подростков являются: адаптивные копинг-стратегии. Из данных рисунка мы видим, что в условиях пандемии показатели адаптивного варианта поведения усилился.

В 8-А классе показатели были равны (5,42%), в 9-А стали (5,58%), то есть используют формы поведения, адаптивных копинг-стратегий гораздо чаще, нежели ранее. В своем поведении, они вступают в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищут поддержки в ближайшем социальном окружении или сами предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Так же вырос процент использования относительно адаптивных копинг-стратегий в 8-А (на 4,04%), в 9-А (на 4,9%), то есть поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Из рисунка можно увидеть неадаптивные копинг-стратегии в классах остались неизменны. 8 - (3,14%), 9 - (3,14%). Поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Адаптивное копинг-поведение значительно выросло в 8-Б (8,45%), в 9-Б (5,96%), что свидетельствует о том, что формы поведения, адаптивных копинг-стратегий гораздо чаще, нежели раньше.

Снизился процент выбора относительно адаптивного поведения 8-Б (4,28%), в 9-Б (3,44%). Это значит что, испытуемые реже обращаются к временно отходу от решения проблем.

Неадаптивные копинг-стратегии так же выбираются реже. В 8-Б (4,56%), 9-Б (4,2%). Поведение, избегающее мыслей о неприятностях, уединение, изоляция, пассивность выбирается гораздо реже.

Процентный анализ склонности к немотивированной тревожности (рисунок 6).

4,5 4 3,5 3 2,5 1 1,5 1

С, 5 О

Рисунок 6. Склонность к немотивированной тревожности

Как видно из рисунка среди испытуемых отмечается положительная динамика среди испытуемых. В 8-А (4,14%) - 9А (2,95%), в 8-Б (4,24%) - 9б (3,68%). Интерпретируя результаты рисунка можно выделить отсутствие склонности к тревожности.

Для доказательства частной гипотезы о взаимосвязи тревожности и копинг-стратегий, нами был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 1

Ранговая корреляция Спирмена

Correlations (new.sta)

Marked correlations are significant at p < 0,05

N=21 (Casewise deletion of missing data)

А Б В Тревожность

А 1 0,077354 -0,31451 -0,04242

Б 0,077354 1 -0,05346 -0,20906

В -0,31451 -0,05346 1 0,004447

Тревожность -0,04242 -0,20906 0,004447 1

Таким образом, гипотеза о взаимосвязи доказана частично. Существует тенденция к обратной взаимосвязи между немотивированной тревожностью и эмоциональным компонентом копинг-стратегией (г = -0.2; р <0,05). В данном контексте чувство тревоги всегда негативно влияет на копинг-механизмы, что и было еще раз доказано в рамках данного исследования.

Для доказательства статистической гипотезы о различии копинг-стратегий до и во время пандемии у подростков, нами был использован непараметрический критерий Вилкоксона (он-лайн калькулятор).

Гипотезы Т - критерия Вилкоксона

Ш: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Ш: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Выделим, существует ли различия по копинг-стратегиям и тревожности у связных выборок (таблица 2).

Таблица 2

Результаты Т-критерия Вилкоксана для связных выборок

Переменные Т-критерий Уровень значимости (p-level)

Копинг-стратегия А (для связных выборок 8 и 9 классов) 195,5 в не зоны значимости 0,005

Копинг-стратегия Б (для связных выборок 8 и 9 классов) 36 в зоне значимости 0,01

Копинг-стратегия В (для связных выборок 8 и 9 классов) 87 в не зоны значимости 0,05

Тревожность (для связных выборок 8 и 9 классов) 75 в зоне значимости 0,01

Выводы. Таким образом, гипотеза исследования доказана частично. Действительно, пандемия повлияла на эмоциональный компонент копинг-стратегии и тревожность подростков: они нуждаются в эмоциональной поддержке, а также в работе с эмоциональным откликом в чрезвычайной ситуации.

Исходя из выше сказанного можно констатировать, что подросткам необходимо проживать данную ситуацию, что позволит им осознанно справиться как с внешними обстоятельствами, так и внутренним откликом на пандемию.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Специфика копинг-стратегий у студентов-психологов с разным типом темперамента / М.В. Косцова, А.В. Гришина, Л.В. Чунихина, Я.Н. Кобец // Modern Science. - 2021. - № 3-2. - С. 429-437.

2. Филипьева, Е.М. Феноменология стресса в психологической науке / Е.М. Филипьева, А.В. Гришина // Современные тенденции развития социально-экономических систем: Материалы международной научно-практической конференции, Волгоград, 27 октября 2017 года. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", 2018. -С. 355-358.

3. Rudakov A.S., Kostsova M.V .Stress and coping strategies of students-future engineers in the field of energy / A.S. Rudakov, M.V. Kostsova // В сборнике: Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Под редакцией Т.Г. Клепиковой, А.Г. Михайловой. - 2018. - С. 687-690.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь); кандидат педагогических наук, доцент Фанина Евгения Николаевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день, проблеме личностных свойств - темпераменту. Автором дано собственное определение понятию «темперамент». Представлен ретроспективный анализ научного вклада ведущих ученых в области изучения психологических особенностей темперамента. Рассмотрена теория Э. Кречмера, И.П. Павлова, суть концепции Шелдона. Описаны в выводе результаты проведенного исследования «Особенности влияния темперамента на успешность обучения студентов», сформулированы общие выводы по актуальности и значимости исследования в практическом плане.

Ключевые слова: темперамент, студенты, учебный процесс, ученые, личностное качество.

Annotation. The article is devoted to the current problem of personal characteristics - temperament. The author gives his own definition of the concept of "temperament". The article presents a retrospective analysis of the scientific contribution of leading scientists in the field of studying the psychological characteristics of temperament. The theory of E. Kretschmer, I. P. Pavlov, and the essence of Sheldon's concept are considered. The conclusion describes the results of the study "Features of the influence of temperament on the success of students 'learning", and formulates general conclusions on the relevance and significance of the study in practical terms.

Keywords: temperament, students, educational process, scientists, personal quality.

Введение. На нашей планете сейчас проживает более 7 миллиардов человек. Все мы различаемся не только по внешним, но внутренним признакам. Данное разнообразие выражено многими факторами, один из них - темперамент человека.

Данное фундаментальное понятие хорошо понятно в своем смысловом значении, но в исследованиях до сих пор недостаточно изучено, несмотря на большое количество научных работ.

Проанализировав ряд понятий, касающихся личностного свойства «темперамент» можно дать ему такое определение. Темперамент - это биолого-психологические особенности индивида, дающее характеристику личности человека со стороны динамично развивающихся в нем психических процессов - это [1]:

1) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность;

2) скорость протекания психических процессов;

3) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску. Среди ученых, которые внесли значимый вклад в изучение темперамента можно выделить Гиппократа, который

считал, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.