Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Процукович Елена Петровна, Афонасенко Елена Викторовна

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования копинг-стратегий педагогов высших учебных заведений с высоким и низким уровнем субъективного благополучия. Анализ результатов представлен в виде корреляционных плеяд, на основе которых осуществлена интерпретация полученных данных. Выводы исследования позволяют говорить, что чувство удовлетворения жизнью и работой играют решающую роль в выборе продуктивных поведенческих стратегий совладания со стрессом. Учет полученных результатов позволит в дальнейшем проектировать практическую работу в рамках управления образовательной средой, психологического сопровождения педагогов по совладению со стрессовыми ситуациями в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Процукович Елена Петровна, Афонасенко Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE RELATIONSHIP OF COPING STRATEGIES WITH THE LEVEL OF SUBJECTIVE WELL-BEING AMONG TEACHERS OF HIGHER EDUCATION

The article discusses the results of an empirical study of the coping strategies of university teachers with high and low levels of subjective well-being. The analysis of the results is presented in the form of correlation pleiades, on the basis of which the interpretation of the data obtained is carried out. The findings of the study suggest that the feeling of satisfaction with life and work play a decisive role in the choice of productive behavioral strategies for coping with stress. Taking into account the results obtained will allow in the future designing practical work within the framework of managing the educational environment, psychological support for teachers in coping with stressful situations in their professional activities.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

Таким образом, установлены факторы психологической адаптации у лиц с ожоговой травмой: высокий уровень ситуативной тревожности, неадаптивные копинг-стратегии «дистанцирование» и «избегание», низкая фрустрационная толерантость, высокие показатели внешне агрессивного поведения и низкий уровень социальной адаптации. У лиц с ожоговой травмой значимыми «мишенями» психологической коррекции на госпитальном этапе, влияющими на повышение жизнестойкости и социально-психологической адаптации в болезни, можно считать снижение тревожности и формирование адаптивных копинг-стратегий.

ВЫВОДЫ

У лиц с ожоговой травмой эмоциональное реагирование в болезни идет с повышением эго-защитных реакций (ED>NP>OD), в ситуации фрустрации отмечается склонность к внешней агрессии, направленной на окружающих и порицание партнёров по ситуации (E>M>I), снижение фрустрационной толерантности и психической адаптации (GCR).

Уровень жизнестойкости при ожоговой травме достоверно значимо зависит от процента поражения кожных покровов, ситуативной и личностной тревожности, неадаптивных копинг-стратегий - конфронтации, избегания и дистанцирования.

Лица с ожоговой травмой в старшей возрастной подгруппе более подвержены. снижению жизнестойкости, формированию неадаптивных копинг-стратегий и психологической адаптации (GCR).

ЛИТЕРАТУРА

1. Maddi S. The effectiveness of hardiness training / S. Maddi, S. Kahn, K. Maddi // Consulting Psychology Practice and research, 1998. - № 2. - Vol. 50. - P. 78-86.

REFERENCES

1. Maddi, S.R., Kahn, S. and Maddi, K.L. (1998), "The effectiveness of hardiness training", Consulting Psychology Journal: Practice and Research, Vol. 50, No. 2, pp. 78-86.

Контактная информация: o.s.kovshova@samsmu.ru

Статья поступила в редакцию 10.09.2022

УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Елена Петровна Процукович, старший преподаватель, Елена Викторовна Афонасен-

ко, кандидат психологических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования копинг-стратегий педагогов высших учебных заведений с высоким и низким уровнем субъективного благополучия. Анализ результатов представлен в виде корреляционных плеяд, на основе которых осуществлена интерпретация полученных данных. Выводы исследования позволяют говорить, что чувство удовлетворения жизнью и работой играют решающую роль в выборе продуктивных поведенческих стратегий совладания со стрессом. Учет полученных результатов позволит в дальнейшем проектировать практическую работу в рамках управления образовательной средой, психологического сопровождения педагогов по совладению со стрессовыми ситуациями в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: копинг-стратегии, уровень субъективного благополучия, педагогическая деятельность, стресс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p545-551

STUDY OF THE RELATIONSHIP OF COPING STRATEGIES WITH THE LEVEL OF SUBJECTIVE WELL-BEING AMONG TEACHERS OF HIGHER EDUCATION

Elena Petrovna Protsukovich, the senior teacher, Elena Viktorovna Afonasenko, the candidate of psychological sciences, docent, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Abstract

The article discusses the results of an empirical study of the coping strategies of university teachers with high and low levels of subjective well-being. The analysis of the results is presented in the form of correlation pleiades, on the basis of which the interpretation of the data obtained is carried out. The findings of the study suggest that the feeling of satisfaction with life and work play a decisive role in the choice of productive behavioral strategies for coping with stress. Taking into account the results obtained will allow in the future designing practical work within the framework of managing the educational environment, psychological support for teachers in coping with stressful situations in their professional activities.

Keywords: coping strategies, level of subjective well-being, pedagogical activity, stress.

ВВЕДЕНИЕ

Изучению «coping behavior» и субъективного благополучия личности посвящено немало трудов. В тоже время актуальным становится вопрос о взаимосвязи благополучия с копинг-стратегиями, который во многом соприкасается с проблемой эффективности ко-пинга и тем, как личностные особенности сказываются на ощущении благополучия совместно с внешней средой, как субъект взаимодействует с ситуацией и достигает его благодаря самостоятельному регулированию ситуаций и отношений [1, 2]. Проблема совладания со сложными, стрессовыми ситуациями в профессиональной сфере в настоящее время становится особо острой. Особенно значимой эта тема становится для педагогической деятельности, чувствительно затрагивая ее субъекта - педагога. Сфера высшего образования в нашей стране переживает серьезные изменения, поэтому изучение вопросов о психологических ресурсах педагогов по совладению со стрессовыми ситуациями становятся актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данного исследования явилось изучение копинг-стратегий педагогов высшей школы с разным уровнем субъективного благополучия.

Исследование проводилось на преподавателях вузов г. Благовещенска. Первоначальная выборка составила 365 человек. Применение методики «Шкала субъективного благополучия» М.В. Соколовой позволило заключить, что средний уровень субъективного благополучия отмечается у 76% респондентов. Для более четкой дифференциации ко-пингов данный уровень в расчет не брался. Обработке подверглись данные лишь 89 респондентов. Испытуемые с низким уровнем составили 47% от конечной выборки, с высоким - 53% соответственно. Для изучения копинг-статегий было использовано проективное задание-сочинение «Как я обычно стравляюсь с трудностями». Оно предполагало выявление представления респондентов о способах поведения во время совладания без привязки к конкретной ситуации. Процедура обработки включала контент-анализ естественных категорий Б.А. Еремеева, что позволило получить данные не только о частоте встречаемости категорий, но и о взаимосвязи отдельных категорий в сознании коллективного субъекта. В качестве единицы наблюдения принималось слово, выделенное в текстах-описаниях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ корреляционных плеяд субъективно благополучных педагогов (рисунок 1, 2) показывает, что с категорией «работа» взаимосвязано больше всего слов-описаний. Это

положение может свидетельствовать о том, что преодоление трудностей в первую очередь связано с включением педагогов в работу, как в осознанный целенаправленный процесс, ориентированный на результат, который, в свою очередь, соотносим с конкретной ситуацией. Примечательно, что в ходе описаний того, как происходит совладание, данные педагоги чаще использовали слово «трудность», тогда как в группе респондентов с низким уровнем благополучия чаще встречалось слово «проблема», хотя данные категории и не включены в обработку. Это также согласуется с вышеизложенным, т. к. под трудностью обобщенно можно понимать требующее затрат преодоление препятствия, т. е. у субъекта уже имеется план совладания, а под проблемой какой-то вопрос, ситуация, не имеющие однозначного решения.

для уровня значимости 0,01 для уровня значимости 0,05

Рисунок 1 - Плеяды положительных корреляций между словами-описаниями у респондентов с высоким уровнем благополучия

Взаимосвязь категорий «работа» - «своё (й)» отражает самостоятельность, интер-нальность локуса-контроля субъективно благополучного педагога в поведении, соотношение с собственной личностью. В целом, прослеживается активная и когнитивная ко-пинг-стратегия. Следующая корреляционная плеяда представлена категориями: «люди», «совет», «преодолеваю». Первая из перечисленных является связующей. Прослеживается проявление стратегии социальной поддержки, обращение к социуму с целью скорее информационной и психологической, а не материальной, помощи. Примечательно, что категория «люди» не взаимосвязана с такими словами-описаниями (которые тоже участвуют в обработке) как «близкие» и «друзья». Это может свидетельствовать о разной когнитивной репрезентации данных категорий или об их обобщенной представленности под общим обозначением «люди». С учетом еще двух корреляционных плеяд (первая включает в себя слова-описания: «близкие» и «решение»; вторая - «друзья» и «справляюсь»), можно предположить правильность первого варианта, связанного с разграничением близкого окружения и широкого круга взаимодействия. Тогда трактовка проявления стратегии социальной поддержки может быть дополнена тем, что респонденты с высоким уровнем субъективного благополучия при ее реализации опять же проявляют большую автономию, при этом, не ущемляя интересы других людей.

Интересно и то, что взаимосвязи в плеядах «близкие» - «решение», «друзья» -«справляюсь» отражают несколько разный процессуальный характер. Как в первом, так и во втором случае реализация стратегии социальной поддержки привязана к включению в разрешение проблемы в том или ином варианте. Но в первой плеяде это больше соотносится с результатом совладания или с разрешением выбора стратегии в сознании субъекта, предшествующего поведенческому ее воплощению. Во второй - прослеживается сопроводительная функция при реализации копинга, поддержка активности социальным

окружением самого субъекта.

Последняя корреляционная плеяда также отчасти связана со стратегией социальной поддержки, но в ней можно отметить и эмоционально-ориентированный копинг. Данная плеяда включает в себя категории «люблю» и «муж», что сразу может быть воспринято как результаты, сгенерированные чисто женской выборкой. Большая доля употребления слова-описания «муж» (64%) на самом деле принадлежит ей, но и в мужских сочинениях его представленность достаточно велика и связана с идентификацией мужчинами себя с этой ролью. Тем самым эмоционально-ориентированное преодоление нацелено на управление ситуацией посредством поддержания и сохранения эмоционального равновесия за счет переориентации на семейные отношения.

Взаимоотталкиваемые категории по данной группе респондентов представлены в рисунке 2.

Рисунок 2 - Плеяды отрицательных корреляций между словами-описаниями у респондентов с высоким уровнем благополучия

Плеяда, кристаллизация в которой происходит вокруг категории «совет», описывает ту взаимосвязь, которую можно трактовать как то, что при реализации копинг-поведения респонденты явно нацелены на автономность собственной позиции. Отрицательная корреляция слов-описаний «совет» и «решение» также демонстрирует некую субъектность испытуемых. Прослеживается самостоятельность, понимание того, что принятие ответственности на себя приведет к нужному решению. Вторая плеяда отталкиваемых категорий включает в себя два слова-описания «ситуация» и «близкие». Данная корреляция может трактоваться как стремление педагогов с высоким уровнем субъективного благополучия при совладании не включать в него своих близких. Возможно и то, что, если ситуация, связанна с близкими людьми, она становится более сложной для респондентов.

На рисунке 3 представлены плеяды, находящихся во взаимном притяжении слов-описаний в отношении совладания с трудностями по группе педагогов с низким уровнем субъективного благополучия. Кристаллизация естественных категорий происходит вокруг слов-описаний «улыбка», «делаю» и «друзья». При этом категория «друзья» является связующим звеном между двумя вышеобозначенными. Наибольший же уровень значимости выявлен между понятиями «друзья» и «пытаюсь». Это характеризует то, что при преодолении трудностей прослеживается как стратегия обращения за социальной поддержкой, так и либо проблемно-ориентированный копинг, в котором отмечается некая неуверенностью респондентов, малая системность их действий и ощутимость приложения усилий, либо проявление уклонения от решения проблемы, некая пассивность.

Категория «друзья» также взаимосвязана со словом-описанием «делаю» и «улыбка». Это иллюстрирует обращение за помощью как процессуального, так и эмоционального плана. При этом интересен тот факт, что в отличие от группы педагогов с высоким уровнем благополучия, стратегия социальной поддержки соотносится только с более узкой и значимой социальной группой (категории «люди», «близкие» не попали в обработку).

для уровня значимости 0,01 для уровня значимости 0,05

Рисунок 3 - Плеяды положительных корреляций между словами-описаниями у респондентов с низким уровнем

благополучия

Следует отметить и то, что слово-описание «улыбка» имеет наибольшее количество притягиваемых категорий: помимо слова-описания «друзья», это категории «будет», «жизнь» и «решение». В данном случае прослеживается эмоционально-ориентированный вид стратегии, связанный не с отреагированием эмоций, сопровождающих трудные жизненные ситуации, как таковых, а тенденцией к оптимизации собственного состояния, создание положительного настроя. Прослеживается некое чувственное отстранение и мыслительная ориентация на будущее и самоконтроль.

Тот факт, что категория «жизнь» взаимосвязана также со словом-описанием «стараюсь» опять же характеризует некую неуверенность в отношении эффективности собственных действий, приложение усилий в сторону нормативности. Притяжение категорий «друзья» - «делаю», «делаю» - «пытаюсь», «делаю» - «ситуация» кристаллизуется вокруг «делаю» и отражает некую не системность проблемно-ориентированного копинга, периодическое отстранение от проблемной ситуации, обращение за помощью к значимым людям или, возможно, наоборот, трата своего времени на разрешение проблем других людей в ущерб себе.

Категория «ситуация» имеет взаимное притяжение с «справляться». Это согласуется с тем, что преодоление трудности соотносится с совокупностью условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, с обстановкой, с положением, т.е. с конкретной ситуацией. Прослеживается тенденция к многовариативности копинг-стратегий. Примечательно то, что в число категорий, включенных в обработку по группе с высоким уровнем благополучия, входит идентичная категория «справляюсь», но в данном случае этот глагол представлен в неопределенной форме, что также говорит о неком проявлении желания субъекта отстраниться от ситуации и ориентации на будущее.

Следующая корреляционная плеяда включает в себя слова-описания «трудности» и «поддержат», что явно отражает социально-ориентированный копинг и отчасти эмоциональный. Это согласуется и с экстернальностью локуса-контроля в плане разрешения ситуации. Плеяда «анализирую» - «ищу» согласуется со стратегиями, сфокусированными на оценке, которые характеризуются анализом обстановки и подготовкой к ситуации, раз-

ворачиванием преодоления в мыслительной деятельности. Возможно, именно фокусировка на обдумывании проблемы мешает активному преодолению ситуации.

................ для уровня значимости 0,05

Рисунок 4 - Плеяды отрицательных корреляций между словами-описаниями у респондентов с низким уровнем

благополучия

На рисунке 4 видно, что взаимно отталкивающимися связями характеризуется только одна плеяда. Она включает в себя категорию «будет», являющейся основной, а также категории «стараться» и «друзья». Этот факт показывает, что, скорее всего, при преодолении трудностей у респондентов проявляются сомнения в разрешении ситуации, некие опасения в плане того, что, если не будет поддержки социума, субъект не сможет справиться самостоятельно.

Анализ результатов исследования показал, что для педагогов с высоким уровнем субъективного благополучия характерны проблемно-ориентированные, направленные на разрешение ситуации копинг-стратегии; копинги социальной поддержки, которые отличаются некой автономностью и привлечением только близкого круга людей; эмоционально-ориентированные копинг-стратегии, направленные на стабилизацию за счет высших чувств. Для педагогов с низким уровнем субъективного благополучия характерны стратегии поиска социальной поддержки с тенденцией переложить ее разрешение на других; эмоционально-ориентированные стратегии, основанные на отстранении от ситуации за счет переориентации на позитивное будущее; стратегии фиксации на оценке ситуации (когнитивный уход в разрешение); проблемно-ориентированные стратегии, характеризующиеся их совмещением с уходом.

Таким образом, результаты исследования показывают, что чувство удовлетворения работой и жизнью играют значимую роль в выборе продуктивных поведенческих стратегий совладания со стрессом. Целесообразным является дальнейшее уточнение научных изысканий в рамках реагирования на профессиональные стрессы и совладания с ними педагогов.

1. Альперович В.Д. Копинг-стратегии субъекта в связи с образами трудной жизненной ситуации в метафорах и социальной фрустрированностью / В.Д. Альперович // Экспериментальная психология. - 2020. -Т. 13, № 3. - С. 143-155.

2. Психологическое благополучие и проактивное совладающее поведение сотрудников организаций / М.А. Круглова, Л.А. Верещагина, В.Г. Круглов, Н.Н. Лепехин, В. А. Круглов, А.И. Шкурова // Петербургский психологический журнал. - 2020. - № 33. - С. 112-133.

1. Alperovich, V.D. (2020), "Coping-strategies of the subject related to images of a difficult life situation in metaphors and to social frustration", Experimental psychology, Vol. 13, No. 3, pp. 143-155.

2. Kruglova, M.A. Vereshchagina, L.A., Kruglov, V.G., Lepekhin, N.N., Kruglov V.A. and Shkurova, A.I. (2020), "Psychological well-being and proactive coping behavior of employees of organi-

Д.ПЯ уровня значимости 0,01

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

zations", Petersburgpsychological journal, No. 3, pp. 112-133.

Контактная информация: protsukovich@bgpu.ru

Статья поступила в редакцию 18.09.2022

УДК 159.9.07

КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИНАМИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Игорь Юрьевич Пугачев, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Александровна Загузова, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов; Дмитрий Иванович Иванов, кандидат педагогических наук, Алексей Викторович Холин, старший преподаватель, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова, Краснодар; Светлана Викторовна Разновская, кандидат биологических наук, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Аннотация

Цель работы заключалась в определении степени влияния психофизических тренингов (ПФТ) на динамику психоэмоционального состояния студентов в процессе экзаменационной сессии с помощью комплексного контроля показателей артериального давления, частоты сердечных сокращений и психоэмоционального состояния. Исследования, направленные на изучение динамики психоэмоционального состояния студентов до и после проведения экзамена с помощью электро-пунктурной диагностики (ЭКД) по Фоллю выявили, что в стрессовых ситуациях девушки в большей степени подвержены неуправляемой напряженности и скованности. Данный факт позволил конкретизировать актуальность работы по применению комплексного контроля динамики стрессо-устойчивости студентов в процессе экзаменационной сессии и возможностью управлять своим психоэмоциональным состоянием. В работе применялись общепринятые методы педагогических исследований. В экспериментальную программу были включены физические и дыхательные упражнения, выполняемые на теоретических занятиях в аудитории в конце первого часа (микро-ПФТ -1мин ) и в конце учебной пары (макро-ПФТ - 3 мин), а так же на практических занятиях при выполнении контрольных нормативов, методических заданий и для восстановления сердечнососудистой, дыхательной и мышечной системы. Исследование проводилось в течение первого семестра. Сравнивались показатели АД, ЧСС в покое и под воздействием нагрузки, показатели теста САН у 15 девушек экспериментальной и 26 юношей контрольной группы при поступлении и в процессе первой экзаменационной сессии. Достоверно значимые различия в контрольных показателях функционального и психоэмоционального состояния (ЧСС и САД - под влиянием физической нагрузки, САД в покое и САН), наблюдаемые при сдаче отдельного экзамена и после экзаменационной сессии, позволяют говорить об оптимизации адаптационных возможностей студентов к образовательной деятельности в целом и повышению стрессоустойчивости их организма в период экзаменационной сессии.

Ключевые слова: учебный процесс, стресс, психоэмоциональное состояние, психофизические тренинги, адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p551-555

COMPREHENSIVE CONTROL OF THE DYNAMICS OF STRESS RESISTANCE OF STUDENTS OF PHYSICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS DURING THE

EXAMINATION SESSION Igor Yuryevich Pugachev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svetlana Alexan-drovna Zaguzova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Derzhavin Tambov State

University, Dmitriy Ivanovich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, Aleksey Viktorovich Kholin, the senior teacher, Krasnodar Higher Military Aviation Pilot School

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.