Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПТА КАК МНОГОМЕРНОГО МЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПТА КАК МНОГОМЕРНОГО МЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / концептуализация / лингвистическая наука / образное / понятийное и ценностное / концепт как единица концептосферы / ядерные и периферийные признаки / фразеологический и паремийный фонд языка. / concept / conceptualization / linguistic science / figurative / conceptual and value / concept as a unit of the concept sphere / core and peripheral features / phraseological and paremic fund of the language.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Умарова, Наргиза Рустамовна, Бахрамова, Мунира Мадаминовна

В данной статье рассматривается вопрос развития концептологии, основной единицей которой является «концепт», а также значение самого термина «концепт», определяется места этого понятия в ряду лингвистических терминов. Освещаются различные способы вербализации концепта, фундаментальные исследования в области определения и анализа содержания термина «концепт». Отмечается, что в лингвистическом понимании термина «концепт» наметились три основных направления. Совокупность таких концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется культура нации. Концепт рассматривается как ментальное образование. Вопрос актуализации концепта представляющий важнейший для лингвистов вербализованный концепт, получает свое место в лингвокультурологических теориях. Лингвистическая наука рассматривает различные способы вербализации концепта, так как она позволяет выявить структуру и содержание концепта, также помогает понять ценностные и моральные ориентиры национальной культуры. Определение места «концепта» в ряду лингвистических терминов представляет собой сложную, но интересную задачу для лингвистов. И продолжающиеся исследования в рамках концептологии являются ярким примером неугасающего интереса к этому явлению со стороны исследователей. Так, в последний период и в узбекской языкознании появились интересные исследования о концепте. Такие ученые, как Ш.Сафаров, А.Нурмонов, У.Юсупов, А.Абудуазизов, А.Маматов, Д.Ашурова, М.Джусупов, М.Галиева, Д.Агзамова, Д.Худайберганова Н.Тухтахужаева Б.Менглиев, З.Холмонова отметили характерные черты и многомерность понятия “концепт”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE CONCEPT AS A MULTIDIMENSIONAL MENTAL FORMATION

This article discusses the development of conceptology, the main unit of which is the "concept", as well as the meaning of the term "concept", determines the place of this concept in a number of linguistic terms.Various ways of verbalization of the concept, fundamental research in the field of definition and analysis of the content of the term "concept" are highlighted. It is noted that in the linguistic understanding of the term "concept" there are three main directions. The totality of such concepts forms the concept sphere of the language, in which the culture of the nation is concentrated. The concept is considered as a mental formation. The issue of concept actualization, which is the most important verbalized concept for linguists, take place in linguoculturological theories. Linguistic science considers different ways of verbalization of the concept, as it allows to reveal the structure and content of the concept, and also helps to understand the value and moral guidelines of the national culture. Determining the meaning of the "concept" in a number of linguistic terms is a difficult but interesting task for linguists. The ongoing research within the framework of conceptology is a vivid example of the undying interest in this phenomenon on the part of researchers. So, in the last period, interesting studies about the concept appeared in Uzbek linguistics.Such scientists as Sh.Safarov, A.Nurmonov, U.Yusupov, A.Abuduazizov, A.Mamatov, D.Ashurova, M.Dzhusupov, M.Galieva, D.Agzamova, D.Khudayberganova N.Tukhtakhuzhaeva B.Mengliev, Z. Kholmonova noted the characteristic features and multidimensionality of the understanding “concept”.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПТА КАК МНОГОМЕРНОГО МЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

УДК:401+413,19

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕПТА КАК МНОГОМЕРНОГО МЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Умарова Наргиза Рустамовна

доктор филологических наук, доцент Бахрамова Мунира Мадаминовна

преподаватель Ферганский государственный университет шитгаЬаЬгашоуа742@еша11. сот

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается вопрос развития концептологии, основной единицей которой является «концепт», а также значение самого термина «концепт», определяется места этого понятия в ряду лингвистических терминов. Освещаются различные способы вербализации концепта, фундаментальные исследования в области определения и анализа содержания термина «концепт». Отмечается, что в лингвистическом понимании термина «концепт» наметились три основных направления. Совокупность таких концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется культура нации. Концепт рассматривается как ментальное образование. Вопрос актуализации концепта представляющий важнейший для лингвистов вербализованный концепт, получает свое место в лингвокультурологических теориях. Лингвистическая наука рассматривает различные способы вербализации концепта, так как она позволяет выявить структуру и содержание концепта, также помогает понять ценностные и моральные ориентиры национальной культуры. Определение места «концепта» в ряду лингвистических терминов представляет собой сложную, но интересную задачу для лингвистов. И продолжающиеся исследования в рамках концептологии являются ярким примером неугасающего интереса к этому явлению со стороны исследователей. Так, в последний период и в узбекской языкознании появились интересные исследования о концепте. Такие ученые, как Ш.Сафаров, А.Нурмонов, У.Юсупов, А.Абудуазизов, А.Маматов, Д.Ашурова, М.Джусупов, М.Галиева, Д.Агзамова, Д.Худайберганова Н.Тухтахужаева Б.Менглиев, З.Холмонова отметили характерные черты и многомерность понятия "концепт ".

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Ключевые слова: концепт, концептуализация, лингвистическая наука, образное, понятийное и ценностное, концепт как единица концептосферы, ядерные и периферийные признаки, фразеологический и паремийный фонд языка.

STUDYING THE CONCEPT AS A MULTIDIMENSIONAL MENTAL

FORMATION

Umarova Nargiza Rustamovna

Doctor of Philology, Associate Professor Bakhramova Munira Madaminovna

Teacher, Ferghana State University munirabahramova742@gmail .com

ABSTRACT

This article discusses the development of conceptology, the main unit of which is the "concept", as well as the meaning of the term "concept", determines the place of this concept in a number of linguistic terms.Various ways of verbalization of the concept, fundamental research in the field of definition and analysis of the content of the term "concept" are highlighted. It is noted that in the linguistic understanding of the term "concept" there are three main directions. The totality of such concepts forms the concept sphere of the language, in which the culture of the nation is concentrated. The concept is considered as a mental formation. The issue of concept actualization, which is the most important verbalized concept for linguists, take place in linguoculturological theories. Linguistic science considers different ways of verbalization of the concept, as it allows to reveal the structure and content of the concept, and also helps to understand the value and moral guidelines of the national culture. Determining the meaning of the "concept" in a number of linguistic terms is a difficult but interesting task for linguists. The ongoing research within the framework of conceptology is a vivid example of the undying interest in this phenomenon on the part of researchers. So, in the last period, interesting studies about the concept appeared in Uzbek linguistics.Such scientists as Sh.Safarov, A.Nurmonov, U.Yusupov, A.Abuduazizov, A.Mamatov, D.Ashurova, M.Dzhusupov, M.Galieva, D.Agzamova, D.Khudayberganova N.Tukhtakhuzhaeva B.Mengliev, Z. Kholmonova noted the characteristic features and multidimensionality of the understanding "concept".

Key words: concept, conceptualization, linguistic science, figurative, conceptual and value, concept as a unit of the concept sphere, core and peripheral features,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

phraseological and paremic fund of the language.

ВВЕДЕНИЕ

В современной лингвистике активно развивается такое направление, как концептология, основной единицей исследования которой является «концепт».

Лингвистическая наука не стоит на месте и постоянно ищет новые пути решения своих задач. Сам термин «концепт» утвердился в лингвистике не сразу. В качестве термина когнитивной лингвистики он стал употребляться только с конца 90-х годов XX века.

На сегодняшний день становится очевидным, что наиболее жизнеспособным оказался термин «концепт», по частоте употребления значительно опередивший все прочие протерминологические новообразования

Одна из причин терминологического разнообразия и основных расхождений в определении феноменологического статуса концепта в лингвистике обусловлена своеобразными - двойственными - связями термина «концепт» с иноязычными научными традициями ( 9 , С . 14).

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Будучи многомерным ментальным образованием, концепт имеет три важнейших измерения - образное, понятийное и ценностное. Образная сторона концепта - это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти. Понятийная сторона концепта - это языковая фиксация концепта, его обозначение, описание, признаковая структура, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов, которые никогда не существуют изолированно. Ценностная сторона концепта - важность этого психического образования как для индивидуума, так и для коллектива. Ценностная сторона концепта является определяющей для того, чтобы концепт можно было выделить (2.,С.75).

Фундаментальные исследования в области определения и анализа содержания термина «концепт» продолжаются, но единый подход в лингвистике пока не найден. Лексемы, реализующие содержание концепта, могут включать семы, отмеченные лингвокультурной спецификой. Это тематическое единство семантического пространства, составляющее содержание концепта и отражающее языковую картину языка, которое можно обозначить термином «концептосфера».

(1, С.5).

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Ученые отмечают, что для формирования концептов и их существования язык сам по себе не требуется. Он нужен для обмена концептами (мыслями) и их обсуждения в процессе общения. Но для этого, в первую очередь, необходимо вербализовать концепты, то есть выразить языковыми средствами. Различные средства репрезентации, то есть выражения, передачи концептов в языке составляют один из основных предметов исследования когнитивной лингвистики (3.,С.28).

Концепт как единица концептосферы может иметь словесное выражение, а может и не иметь его. Одно и то же слово может в разных коммуникативных условиях представлять в речи разные признаки концепта и даже разные концепты. Когда концепт получает языковое выражение, то те языковые средства, которые использованы для этого, выступают как средства вербализации, языковой репрезентации, языковой объективации концепта.

Анализ репрезентации одного и того же концепта в разных языках позволяет выявить национальную специфику языковых систем, проявляющуюся в разных способах вербализации одного и того же концепта. Способом объективации концептов является речь, национальные культурные тексты, фольклор, фразеологический слой. Для вербализации индивидуально-авторских концептов именно текст является оптимальным средством (4.,

Содержание концепта составляют базовый слой (или ядро) и его интерпретационная зона (периферия) ( 5 ., С . 2 7 1). Базовый слой, представляющий собой определенный чувственный образ как единицу универсального предметного кода, кодирующий данный концепт для мыслительной операции, присутствует в каждом концепте. И иногда, по мнению лингвистов, концепт может ограничиваться наличием только базового слоя. В большинстве же случаев на базовый слой накладываются дополнительные когнитивные признаки, которые находятся на периферии концепта. Ядерные и периферийные признаки в своей совокупности составляют содержание концепта, то при концептуальном анализе нужно учитывать оба компонента (6., С.56).

Общепризнанным свойством концепта стала его многомерность. Этот факт в своих работах отмечают такие лингвисты, как В.И. Карасик, С.Х. Ляпин, С.Г. Воркачев, Ю.С. Степанов и др. Развивая эту идею, ученые приходят к следующему выводу: многомерность предполагает необходимость построения более чем одной исследовательской модели для адекватного изучения свойств

С.142).

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

данного феномена. Чтобы выявить основные характеристики концепта, лингвисты предлагают три модели:

В лингвистическом понимании термина «концепт» наметились три основных направления. Во-первых, в самом широком смысле в число концептов включаются лексемы, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка. Совокупность таких концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется культура нации. Определяющим в таком подходе является способ концептуализации мира в лексической семантике, основным исследовательским средством - концептуальная модель, с помощью которой выделяются базовые компоненты семантики концепта и выявляются устойчивые связи между ними (7., С.29). В число подобных концептов попадает любая лексическая единица, в значении которой просматривается способ (форма) семантического представления. Во- вторых, в более узком понимании к числу концептов относятся семантические образования, отмеченные лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующие носителей определенной этнокультуры (8., С.561). Совокупность таких концептов не образует концептосферы как некого целостного и структурированного семантического пространства, но занимает в ней определенную часть - концептуальную область. И, наконец, к числу концептов относят лишь те семантические образования, список которых в достаточной мере ограничен (10.,С.26) и которые являются ключевыми для понимания национального менталитета как специфического отношения к миру его носителей.

Определение места «концепта» в ряду лингвистических терминов представляет собой сложную, но интересную задачу для лингвистов. И продолжающиеся исследования в рамках концептологии являются ярким примером неугасающего интереса к этому явлению со стороны исследователей. Так, в последний период и в узбекской языкознании появились интересные исследования о концепте. Такие ученые, как Ш.Сафаров, А.Нурмонов, У.Юсупов, А.Абудуазизов, А.Маматов, Д.Ашурова, М.Джусупов, М.Галиева, Д.Агзамова, Д.Худайберганова Н.Тухтахужаева Б.Менглиев, З.Холмонова отметили характерные черты и многомерность понятия "концепт".

1) модель взаимодействующих способов познания;

2) модель ассоциативных связей языковых единиц и значений;

3) модель разноуровневого языкового воплощения.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, в лингвистической науке существует большое количество определений, описывающих содержание термина «концепт».

Рассматриваемый вопрос развития концептологии, основной единицей которой является «концепт», а также значение самого термина «концепт», определяется места этого понятия в ряду лингвистических терминов. Освещаются различные способы вербализации концепта, фундаментальные исследования в области определения и анализа содержания термина «концепт». Отмечается, что в лингвистическом понимании термина «концепт» наметились три основных направления. Совокупность таких концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется культура нации. Концепт рассматривается как ментальное образование. Вопрос актуализации концепта представляющий важнейший для лингвистов вербализованный концепт, получает свое место в лингвокультурологических теориях. Лингвистическая наука рассматривает различные способы вербализации концепта, так как она позволяет выявить структуру и содержание концепта, также помогает понять ценностные и моральные ориентиры национальной культуры. Концепт может актуализироваться через языковые значения отдельных лексем, через фразеологический и паремийный фонд языка. Определение места «концепта» в ряду лингвистических терминов представляет собой сложную, но интересную задачу для лингвистов. Продолжающиеся исследования в рамках концептологии являются ярким примером неугасающего интереса к этому явлению и со стороны национальных исследователей.

REFERENCES

1. Воркачев, С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» / С. Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М., 2003. -Вып. 24. - С. 5-12.

2. Концептуализация и смысл / отв. ред. И. В. Поляков. - Новосибирск, 1990. -

3. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика : курс лекций по англ. филологии / Н. Н. Болдырев. - Тамбов : Изд-во Тамбов. ун-та, 2001. - 123 с.

4. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж : Изд-во : Истоки, 2001. - 192 с.

5. Воркачев, С. Г. Культурный концепт и значение / С. Г. Воркачев // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2003. - Т. 17, вып. 2. - С. 268-276.

192с.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

6. Методологические проблемы когнитивной лингвистики : научное издание / под ред. И. А. Стернина. - Воронеж : Воронеж. гос. ун-т. - 2001. - 182 с.

7. Михальчук, И. П. Концептуальные модели в семантической реконструкции (индоевропейское понятие «закон») / И. П. Михальчук // ИАН СЛЯ. - 1997. - Т. 56, № 1. - С. 29-39.

8. Степанов, Ю. С. Константы : слов. рус. культуры / Ю. С. Степанов. -Изд. 3-е, испр., доп. - М. : Акад. проект, 2001. - 991 с.

9. Бобкова, Ю. Г. Концепт и способы его актуализации в идиостиле В. П. Астафьева : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Ю. Г. Бобкова. - Пермь, 2007. - 245 с.

10. Снитко, Т. Н. Предельные понятия в западной и восточной лингвокультурах / Т. Н. Снитко : автореф. дисс. ... докт. филол. наук. - Краснодар, 1999. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.