Научная статья на тему 'Исследование конкурентоспособности хлебобулочной продукции ОАО «Хлебокомбинат-Волжский»'

Исследование конкурентоспособности хлебобулочной продукции ОАО «Хлебокомбинат-Волжский» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Османова А.Г., Сычева А.В.

В статье рассматривается динамика развития рынка хлебобулочных изделий. Дается характеристика деятельности одного из предприятий этой отрасли, а так же проводится оценка конкурентоспособности продукции исследуемого предприятия. Для возможности формирования путей повышения конкурентоспособности продукции, исследуются факторы конкурентоспособности продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование конкурентоспособности хлебобулочной продукции ОАО «Хлебокомбинат-Волжский»»

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-ВОЛЖСКИЙ»

© Османова А.Г.* *, Сычева А.В.*

Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский

В статье рассматривается динамика развития рынка хлебобулочных изделий. Дается характеристика деятельности одного из предприятий этой отрасли, а так же проводится оценка конкурентоспособности продукции исследуемого предприятия. Для возможности формирования путей повышения конкурентоспособности продукции, исследуются факторы конкурентоспособности продукции.

Ключевые слова: рынок хлебобулочных изделий, конкурентоспособность продукции, исследование факторов конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность продукции является многоаспектным явлением, имеющим комплексную природу. Конкурентоспособность товара можно определить как степень его потребительской привлекательности по сравнению с аналогичным товаром, обеспечивающая его способность участвовать в соревновании за потребителя на целевом рыночном сегменте с реальными и потенциальными конкурентами в конкретный период времени благодаря определенному сочетанию свойств этого товара и использованию предприятием маркетинговых факторов, что обеспечивает заданный объем прибыли, необходимую долю рынка или возможность реализации других стратегических целей производителя.

Целесообразно рассматривать два уровня факторов конкурентоспособности хлебобулочной продукции. На первом уровне - затраты на приобретение данной продукции и ее качественные характеристики (потребительские свойства). К используемым факторам второго уровня отнесли маркетинговые характеристики: методы продвижения продукции на рынке; торговая марка, деловая репутация фирмы; изменение структуры потребления; поведение конкурентов; упаковка; реклама.

Объектом исследования является продукция ОАО «ХлебокомбинатВолжский». Открытое акционерное общество «Хлебокомбинат-Волжский» является одним из крупнейших производителей хлебобулочной продукции в Волгоградской области. В настоящее время коллектив предприятия насчитывает более 1000 человек.

* Студент кафедры «Экономика и менеджмент».

* Доцент кафедры «Экономика и менеджмент», кандидат экономических наук.

Маркетинг, рекламное дело и PR

31

Сегодня ОАО «Хлебокомбинат-Волжский» - это современное производство, мощности которого позволяют выпускать до 100 тонн хлебопекарной и кондитерской продукции в сутки. Для производства продукции мы используем современные технологи, традиционные и современные рецепты, качественное сырье, что позволяет нам выпускать вкусный, полезный и доступный по цене продукт. Ассортимент изделий предприятия насчитывает более 200 видов хлебобулочных, кондитерских и сухарных изделий. Предприятие планомерно осуществляет внедрение новых технологических линий по выпуску продукции.

ОАО «Хлебокомбинат-Волжский» занимает около 30 % рынка по объему производства и реализации хлебобулочной и сухарной продукции среди предприятий г. Волжского и г. Волгограда, выпускающих аналогичную продукцию. Предприятие выпускает: около 300 видов хлебобулочных и сухарных изделий; более 140 видов кондитерских изделий. Тенденции развития предприятия зависит разрабатываемой стратегии поведения на рынке и, конечно, от перспектив развития самого российского рынка хлебобулочных изделий.

Хлебопекарная промышленность - одна из основополагающих отраслей производства в России. Хлеб - это продукт, относящийся к товарам первой необходимости. Традиционно уровень потребления хлеба в России является одним из самых высоких в мире.

Хлебопекарная промышленность выступает одной из ведущих пищевых отраслей агропромышленного комплекса и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости, а также обеспечивает около 10 % выручки всей пищевой промышленности. В 2013 г. объем розничного рынка реализации хлебобулочных изделий составил свыше 500 млрд. руб. По этим данным производство хлеба занимает 4-е место среди продовольственных товаров после мясных продуктов, молочной продукции и кондитерских изделий.

Объемы производства лечебных, профилактических и функциональных сортов составляют не многим более 100 тыс. т. в год, при потребности 600700 тыс. тонн. Более того, в последние два года наблюдается тенденция снижения их учтенного статистикой производства. В 2012 г. только выпуск хлебобулочных изделий, обогащенных йодом, составлял 166 тыс. т. В развитых странах объем производства этих изделий достигает 30 % всего выпуска хлебобулочной продукции при постоянной тенденции к их росту.

Для успешного функционирования исследуемого предприятия необходимо оценить его уровень конкурентоспособности и найти перспективы его роста.

В ходе исследования была проведена оценка конкурентоспособности ассортиментной группы хлеба ОАО «Хлебокомбинат-Волжский» в сравнении с хлебами произведенными ОАО «Русская Кухня», ОАО «Хлебозавод № 5», ЗАО «Тракторозаводский хлебокомбинат» и ОАО «Хлебопродукт».

32

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Исследование показало, что ассортиментная группа хлеба ОАО «Хлебо-комбинат-Волжский» не уступает другим образцам по таким позициям как: состояние поверхности, упаковка, цвет. Вся рассмотренная продукция имеет одинаково наивысший балл по позиции цвет.

•Оптимальный вариант

-Хлеб ОАО «Хлебзавод №5»

“Хлеб ОАО "Хпебокомбинат-Волжский"

“Хлеб ОАО " Рксская кухня”

Ж ЗАО 'Тракторозаводский хлебокомбинат”

♦ Хлеб ОАО "Хлебопродукт”

Рис. 1. Радар конкурентоспособности

Отталкиваясь от проведенного исследования, наилучшими образцами можно считать хлеба ОАО « Хлебозавод № 5» и ОАО «Хлебокомбинат-Волж-ский». Они почти по всем показателям соответствуют требованиям потребителя и по пятибалльной шкале оценены на отлично.

Наибольший индекс конкурентоспособности имеет хлеб ОАО «Хлебзавод №5» (0,987), затем хлеб ОАО «Хлебокомбинат-Волжский» (0,937), хлеб ОАО «Русская Кухня» (0,843), хлеб ОАО «Тракторозаводский хлебокомбинат» (0,769) и хлеб ОАО «Хлебопродукт» (0,736).

В процессе анализа конкурентоспособности продукции было выявлено, что цена готовой продукции по исследуемой ассортиментной группе хлеба ОАО «Хлебокомбинат-Волжский» выше, чем у конкурентов ОАО «Русская кухня» и ОАО «Хлебопродукт».

Анализ себестоимости готовой продукции показал, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости приходится на материальные затраты (основное сырье и прочее сырье, топливо и энергия), что варьируется от 41,17 % в 2010 году, 37,05 % в 2011 году, 43,1 в 2012 году и 39,9 в 2013 году. При анализе структуры себестоимости заметен и такой факт, что внепроизводственные расходы на предприятии составляют большой удельный вес и наблюдается тенденция его роста от 18,68 % в 2010 году до 24,4 в 2013 году. Попытка уменьшение данных статей затрат является основной задачей в деле снижения себестоимости продукции и повышения эффективности производства, а следовательно, и повышение конкурентоспособности продукции предприятия.

Для уточнения требований потребителей к характеристикам хлебобулочных изделий мы воспользовались методом В.С. Праховой. В торговой се-

Маркетинг, рекламное дело и PR

33

ти МАН был проведен опрос 50 респондентов, чьи ответы были оценены по биполярной шкале и рассчитаны средние значения по выбранным факторам конкурентоспособности. В результате был разработан общий профиль конкурентоспособности хлебобулочной продукции.

Таблица 1

Общий профиль конкурентоспособности хлебобулочной продукции

Средняя оценка респондентов, баллы

Низкая цена Высокая цена

Свежий +< Несвежий

Сытный Несытный

Полезный Неполезный

Высокие вкусовые качества Невысокие вкусовые качества

Натуральный продукт >+ Наличие ис^сственных добавок допускается

Наличие упаковки < Отсутствие упаковки

Нарезка > Отсутствие нарезки или некачественная нарезка

Срок хранения Срок хранения не имеет значения

Широта ассортимента Широта ассортимента не имеет значения

Внешний вид изделия Внешний вид изделия не имеет значения

Близость места проживания (работы) к месту покупки Выбор места не имеет значения

Развес хлеба Развес хлеба не имеет значения

Наличие в составе ингредиентов, необходимых для соблюдения диеты, поддержания состояния здоровья \ V Наличие в составе ингредиентов не имеет значение

Известность производителя ■+ Неизвестность производителя

Очевидно, что все факторы конкурентоспособности продукта тесно взаимосвязаны. Для производителей хлебобулочной продукции необходимо найти их оптимальное сочетание, ориентируя его на определенную часть целевого рынка или сегмент потребителей.

В процессе исследования были выявлены претензии покупателей к исследуемой ассортиментной группе хлеба и, на основании это предлагаются следующие пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Хле-бокомбинат-Волжский»:

- резервы снижения себестоимости продукции: снижение доли общезаводских расходов и внепроизводственных;

- расширение ассортимента продукции: введение диетической продукции и замороженного хлеба;

- внедрение системы менеджмента качества.

Более подробно была рассмотрена возможность увеличение ассортиментной группы хлеба, за счет выпуска замороженного хлеба и введения в ассортиментную группу сдоба - замороженных круассанов. Производство

34

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

замороженных хлебов не встретит сильного сопротивления на рынке. Затраты на наладку производства при небольших объемах выпуска, при существующих на предприятии мощностей, не нужны.

Рис. 2. Структура объема выпуска ассортимента производимой продукции в 2012-2013 гг. и прогноз (в денежном выражении)

При формировании устойчивого спроса на данный вид продукции, в бедующем необходимо приобретение дополнительного оборудования. По расчетам экспертов срок окупаемости не более двух лет, что является очень выгодным. Прельщает и рентабельность производства 20-60 п.п., при том, что у обычного хлеба этот показатель не достигает и 10 п.п.

Предложенные пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Хлебокомбинат-Волжский» несомненно помогут предприятию выйти на новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.