Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПАТРИОТИЗМА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПАТРИОТИЗМА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА / ЭРГИЧНОСТЬ / АЭРГИЧНОСТЬ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Полина Степановна, Ким Ксения Васильевна

В статье представлены теоретическое и эмпирическое исследования компонентов патриотизма у представителей различных поколений (поколение X, миллениалов, зуммеров). В ходе теоретического анализа научной литературы выявлена сложность и многогранность явления патриотизма, его структурные компоненты. В статье представлено эмпирическое исследование, целью которого было выявить особенности явления патриотизма у представителей различных поколений. В исследовании приняло участие 82 человека в возрасте от 20 до 68 лет. Исследование проводилось при помощи методики «Патриограмма» (С. И. Кудинов, А. В. Потемкин). На основании проведённого эмпирического исследования выявлены особенности в выраженности таких компонентов патриотизма как эргичность, аэргичность, осведомленность и осмысленность у представителей разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PATRIOTISM’S COMPONENTS IN REPRESENTATIVES OF DIFFERENT GENERATIONS

The article presents theoretical and empirical studies of the components of patriotism among representatives of different generations (generation X, millennials, and zoomers). During the theoretical analysis of scholarly literature, the complexity and versatility of the phenomenon of patriotism, its structural components were revealed. The article presents an empirical study, the purpose of which was to identify the features of the phenomenon of patriotism among representatives of different generations. The study covered 82 people, aged 20-68 years. The study was conducted using the “Patriogram” technique (Kudinov, Potemkin). Based on the conducted empirical research, conclusions were drawn: about the difference in the severity of such components of patriotism as ergic, aergic, awareness and meaningfulness among representatives of generation X.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПАТРИОТИЗМА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 159.9.072

П. С. Алексеева, К. В. Ким

Исследование компонентов патриотизма у представителей различных поколений

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье представлены теоретическое и эмпирическое исследования компонентов патриотизма у представителей различных поколений (поколение X, миллениалов, зуммеров). В ходе теоретического анализа научной литературы выявлена сложность и многогранность явления патриотизма, его структурные компоненты. В статье представлено эмпирическое исследование, целью которого было выявить особенности явления патриотизма у представителей различных поколений. В исследовании приняло участие 82 человека в возрасте от 20 до 68 лет. Исследование проводилось при помощи методики «Патриограмма» (С. И. Кудинов, А. В. Потемкин). На основании проведённого эмпирического исследования выявлены особенности в выраженности таких компонентов патриотизма как эргичность, аэргичность, осведомленность и осмысленность у представителей разных поколений.

Ключевые слова: патриотизм, ценностная сфера, эргичность, аэргичность, осведомленность, осмысленность, личностная значимость, социальная значимость, личность

P. S. Alekseeva, K. V. Kim

The study of the patriotism's components in representatives

of different generations

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article presents theoretical and empirical studies of the components of patriotism among representatives of different generations (generation X, millennials, and zoomers). During the theoretical analysis of scholarly literature, the complexity and versatility of the phenomenon of patriotism, its structural components were revealed. The article presents an empirical study, the purpose of which was to identify

АЛЕКСЕЕВА Полина Степановна - старший преподаватель кафедры психологии и социальных наук Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: alinava@inbox.ru

ALEKSEEVA Polina Stepanovna - Senior Lecturer, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

КИМ Ксения Васильевна - к. психол. н., доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: kv.kim@s-vfu.ru

KIM Ksenia Vasilievna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

the features of the phenomenon of patriotism among representatives of different generations. The study covered 82 people, aged 20-68 years. The study was conducted using the "Patriogram" technique (Kudinov, Potemkin). Based on the conducted empirical research, conclusions were drawn: about the difference in the severity of such components of patriotism as ergic, aergic, awareness and meaningfulness among representatives of generation X.

Keywords: patriotism, value sphere, ergicity, aergicity, awareness, meaningfulness, personal significance, social significance, personality.

Введение

Патриотизм как социальное явление представляет интерес для науки в целом и для психологии в частности. Являясь отражением достаточно глубинных феноменов человека, реализуясь в поведении, несет в себе сложность при попытке обоснования и выделения критериев. Подчеркивая значимость патриотического взгляда на жизнь, как общество, так и наука не может в полной мере сформулировать механизмы формирования, поддержания и реализации патриотизма.

Для психологической науки, изучение патриотизма неоднозначно с точки зрения его понимания. Несмотря на кажущуюся простоту, данный вопрос сложен как для исследователя, так и для общества в целом.

Основная часть

А. Л. Журавлев, А. В. Юревич определяют патриотизм как многосоставное понятие, где в качестве компонентов выделены чувство любви к Родине, готовность приносить личные интересы в жертву общественным, идентификация со своей страной, ее историей и народом, соответствующее поведение. Авторы, выделяя данные компоненты, предлагают не укрупнять категории, а напротив дифференцировать, для возможности полного изучения [1].

Т. А. Чикаева предлагает рассматривать патриотизм как защиту самобытности национального сообщества, как условие сохранения идентичности, исключив из данного явления понятия образ «врага», но заменяя его образом «другого» [2].

О. Б. Михайлова подчеркивает ценностную составляющую патриотизма, понимая его как интегративную, системообразующую характеристику личности, с социально-историческими корнями, отражающую объективно сложившуюся связь «человек — среда обитания». В данном явлении подчеркивается нравственно-эмоциональное единство субъектов с комплексом таких характеристик как географические, этнические, исторические, культурные, идеологических, и т.п. представления, выделенные в понятиях «родина» и «отечество», и имеющие ценностно-деятельностную природу, что проявляется в стремлении отстаивать, защищать и приумножать данные ценности [3].

Таким образом, исследователи сходятся во мнении о существовании когнитивных компонентов патриотизма, имеющих эмоциональную окраску, формирующих осознание себя частью большой группы и отражающие нравственную позицию человека.

Следует отметить, что основные исследования патриотизма проводятся при изучении молодого поколения (школьники, студенты, молодежь) [4; 5; 6; 7 и др.].

Изучение патриотизма в рамках изменения поколений представляется интересным и актуальным в связи с передачей основных когниций и отношения к ним, при изменяющихся условиях. Смена поколений влечет за собой изменение общего восприятия мира, что отражено в теории поколений, предложенной Н. Хоув и В. Штраус. Авторы понимают под поколением ту общность людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания и обладающих одинаковыми ценностями, что отражается в таких критериях как манера речи, культурный опыт и по мировоззренческие установки.

Возможность выделения общности как поколения происходит при изменении социальных, экономических и политических обстоятельств. Таким образом, поколение является продуктом той исторической эпохи, в которой происходит ее социализация [8].

В теории поколений выделены следующие группы (связанные с особенностью социальных условий в период их становления): поколение X (40-60-е XX века г. р), миллениалы (рожденные в 80-90-е гг.), зуммеры (2000-2010 г. р.). Подчеркивается различие в основных установках между представителями данных поколений, куда несомненно входит и явление патриотизма.

В рамках нашего исследования был поставлен вопрос о наличии и особенностях различий характеристик патриотизма у представителей данных поколений. Методом исследования являлась методика «Патриограмма» (С. И. Кудинов, А. В. Потемкин) [9]. Данный тест предполагает исследование компонентов патриотизма, включающего в себя по две переменные (гармоническую и агармоническую). В моделях выделены такие компоненты как ценностные, динамические, эмоциональные, регуляторные, мотивационные, когнитивные, продуктивные характеристики, а также характеристики типов затруднений.

В исследовании приняло участие 82 человека, в дальнейшем разделенные по группам-поколениям. Распределение по группам- поколениям получилось следующим образом: поколение X - 27, миллениалы - 26, зуммеры - 29.

В структуре компонентов патриотизма для поколения Х выявлено преобладание высокого уровня социально значимых ценностей для личности. При анализе динамических характеристик в структуре патриотизма для представителей данного поколения преобладающим является высокий уровень (60%) силы и устойчивости патриотических стремлений. В структуре эмоциональной характеристики преобладает астеничность переживаний (58,8%), что указывает на доминирование эмоций тревоги, частое предчувствие неудачи, пессимизм, страх и разочарование в процессе реализации патриотизма в поведении.

В регуляторных характеристиках типы саморегуляции интернальности и экстернально-сти распределены равномерно на уровне ниже среднего. Переменная интернальность говорит об умении человека делать все самостоятельно и не надеяться на других, а также убежденность, что все успехи, неудачи зависят только от него самого при реализации поведения в структуре патриотизма. В свою очередь, переменная экстернальность свидетельствует о том, что субъект исходит из надежды на случай, стечение обстоятельств, возможное везение, неверие в свои силы, намерение пустить всё на самотек, уповает на предначертание судьбы. Вместе с тем, мотивационные характеристики в большей мере проявляют эгоцентрическую направленность (52,9), что говорит о наличии патриотических побуждений, связанных с желанием проявить себя и свои возможности, быть самостоятельным и независимым, улучшить материальное положение, создать личный уют, личное благополучие и т.п. У представителей поколения Х уровни осмысленности и осведомленности в структуре патриотизма находятся на уровнях выше среднего и высокого (76,5% и 70,6% соответственно), что говорит о высоком уровне осознанности, т.е. наличии глубоких представлений о патриотизме, знании его функционального назначения, правильного толкования существенных признаков данного свойства, умении отличать характеризуемое свойство от других, а также о наличии суждений в понимании патриотизма как общего характера, так и частных признаков.

Для поколения миллениалов характерно равномерное распределение (на среднем уровне) таких характеристик как ценностные (социальная значимость/личностная значимость), эмоциональные (стеничность/ астеничность), регуляторные (интернальность/ экстреналь-ность), мотивационные (эгоцентричность/ социоцентричность). Вместе с этим наблюдается повышенный уровень эргичности (52%), т.е. сила и устойчивость патриотических убеж-

дений. Следует отметить, что когнитивные характеристики, такие как осведомлённость и осознанность имеют тенденции к уровням ниже среднего.

Для представителей поколения зуммеров распределение основных характеристик на среднем уровне, при преобладании показателей стеничности (26,3%) на низком уровне, что говорит о низком уровне оценивания реализации патриотизма в категориях радости, оптимизма и удовлетворенности. Отмечается повышенный уровень характеристики экс-тернальности (60%), что говорит о том, что при реализации патриотизма в поведении субъект исходит из надежды на случай, стечение обстоятельств, возможное везение, неверие в свои силы, намерения пустить всё на самотек, уповает на предначертание судьбы. Отмечаются тенденции к снижению уровня осведомленности и осмысленности реализации патриотизма.

Для проведения сравнения по основным характеристикам патриотизма личности был использован и-критерий Манна-Уитни. Выделяются значимые различия между поколением Х и миллениалами, поколением Х и поколением зуммеров.

Различия между поколением Х и поколением миллениалов проявляются по таким характеристикам как эргичность (р=0,008) и аэргичность (р=0,028). Для поколения Х характерен более высокий уровень эргичности, в то время как для поколения миллениалов -аэргичность. Таким образом, поколение Х демонстрирует большую устойчивость и силу патриотических убеждений, чем поколение миллениалов. Также поколение Х демонстрирует более высокий уровень осведомленности (р=0,009) и осмысленности (р=0,025) в патриотических установках.

Между поколением Х и поколением зуммеров выявлены различия по таким характеристикам как эргичность (р=0,010), аэргичность (р=0,010), осведомленность (р=0,014), осмысленность (р=0,025). Данные показатели значимо выше у представителей поколения Х.

Различий в выраженности характеристик патриотизма у представителей поколения миллениалов и поколения зуммеров (в рамках выборки исследования) не выявлено.

Заключение

Психологический смысл понятия "патриотизм" носит сложный системный характер, структура данного явления многогранна и разнообразна. Можно выделить основные характеристики, относящиеся к ценностному, эмоциональному и когнитивному аспектам, реализуемых в поведении. Патриотизм является одним из непреходящих ценностей в жизни общества и актуальными остаются изучение его особенностей, путей формирования в гражданском сознании.

Явления патриотизма, формируясь на базе социальных, экономических и политических условий, имеют изменчивость в выраженности различных компонентов. Одним из факторов, обуславливающих эту особенность, является принадлежность человека к разному поколению. Изменение социально-экономических, политических обстоятельств и реализуемая в данных условиях социализация, приводит к различиям в структуре патриотизма личности. В исследовании выявлены особенности основных характеристик патриотизма у представителей поколения X, миллениалов и зуммеров, отличия в выраженности у представителей поколения Х (1960-1980 г. р.) по показателям эргичности, аэргичности, осведомленности и осмысленности. К этим характеристикам патриотизма относится осведомленность, осмысленность установок, сила и устойчивость убеждений.

Л и т е р а т у р а

1. Журавлев, А. Л. Патриотизм как объект изучения психологической науки / А. Л. Журавлев, А. Н. Юревич // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37. - № 3. - С. 88-98.

2. Чикаева, Т. А. Патриотизм как инструмент коллективной идентичности / Т. А. Чикаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - Т. 77. - № 3-1 . - С. 187-189.

3. Михайлова, О. В. Гражданский патриотизм как основа ценностно-мотивационной активности личности в инновационной деятельности / О. В. Михайлова // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - № 3. - С. 14-21.

4. Захарова, Л. М. Патриотизм как национальная ценность в содержании дошкольного образования / Л. М. Захарова // Поволжский педагогический поиск. - 2022. - Т. 40. - № 2. - С. 30-36.

5. Любавина, Н. В. Оценка влияния патриотизма на нравственное восприятие молодежи / Н. В. Любавина // Профессиональная ориентация. - 2022. - № 1. - С. 24-27.

6. Мартышенко, В. Н. Анализ самооценки патриотизма студентов приморского края / В. Н. Мар-тышенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 4(37). -С. 155-159.

7. Шнейдер, Л. Б Аттитюды патриотизма в оценке желания и возможности отъезда из своей страны: кросс-культурное исследование / Л. Б. Шнейдер // Актуальные проблемы психологического знания. - 2018. - Т. 48. - № 3. - С. 101-112.

8. Горчаков, Д. М. Особенности исторической памяти в контексте теории поколений / Д. М. Горчаков, В. А. Чикер // Психология XXI века: Психология как наука, искусство и призвание. - Санкт-Петербург : ООО «Издательство ВВМ» , 2018. - С. 497-503.

9. Потёмкин, А. В. Новые методы диагностики патриотизма / А. В. Потёмкин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2008. - № 4. - С. 39-42.

R e f e r e n c e s

1. Zhuravlev A.L. Patriotizm kak ob''ekt izucheniya psixologicheskoj nauki / A.L. Zhuravlev, A.N. Yurevich // Psixologicheskij zhurnal. - 2016. - T. 37, № 3. - S. 88-98.

2. Chikaeva T.A. Patriotizm kak instrument kollektivnoj identichnosti // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy' teorii i praktiki. - 2017. -T. 77, № 3-1 . - S. 187-189.

3. Mixajlova O.V. Grazhdanskij patriotizm kak osnova cennostno-motivacionnoj aktivnosti lichnosti v innovacionnoj deyatel'nosti // Vestnik rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya: Psixologiya i pedagogika. - 2013. - № 3. - S. 14-21.

4. Zaxarova L.M. Patriotizm kak nacional'naya cennost' v soderzhanii doshkol'nogo obrazovaniya // Povolzhskij pedagogicheskij poisk. - 2022. - T. 40, № 2. - S. 30-36.

5. Lyubavina N.V. Ocenka vliyaniya patriotizma na nravstvennoe vospriyatie molodezhi // Professional'naya orientaciya. - 2022. - № 1. - S. 24-27.

6. Marty'shenko V.N. Analiz samoocenki patriotizma studentov primorskogo kraya // Azimut nauchny'x issledovanij: pedagogika i psixologiya. - 2021. - T. 10, № 4(37). - S. 155-159.

7. Shnejder L.B Attityudy' patriotizma v ocenke zhelaniya i vozmozhnosti ot''ezda iz svoej strany': kross-kul'turnoe issledovanie // Aktual'ny'e problemy' psixologicheskogo znaniya. - 2018. - T. 48, № 3. - S. 101-112.

8. Gorchakov D.M. Osobennosti istoricheskoj pamyati v kontekste teorii pokolenij / D.M. Gorchakov, V.A. Chiker // Psixologiya XXI veka: Psixologiya kak nauka, iskusstvo i prizvanie. - Sankt-Peterburg : OOO «Izdatel'stvo VVM» , 2018. - S. 497-503.

9. PotyomkinA.V.Novy'e metody' diagnostiki patriotizma // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Pedagogicheskie nauki». - 2008. - № 4. - S. 39-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.