Научная статья на тему 'Исследование компонентов конфликтологической компетентности у молодых осужденных'

Исследование компонентов конфликтологической компетентности у молодых осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PRISON / CONVICT / CONFLICT / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левицкая Л. В., Вольская М. Е.

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов в стенах пенитенциарного учреждения с позиций конструктивных и деструктивных форм его организации. Приводится обоснование актуальности исследования конфликтологической компетентности осужденных, которая заключается в способности действующего субъекта осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта. На основе данных психологической диагностики приводятся факты эмпирического анализа компонентов конфликтологической компетентности молодых осужденных. Проанализирована целостная структура, включающая мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и позиционный компоненты. В заключении описываются результаты исследования и даются рекомендации, связанные с необходимостью развития системы ценностных ориентаций и способности к саморегуляции поведения и деятельности в среде молодых сужденных в целях реализации адаптивных стратегий взаимодействия в условиях исправительного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Левицкая Л. В., Вольская М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE COMPONENTS OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE AMONG YOUNG CONVICTS

This article discusses the problem of the interaction of subjects in the penitentiary from the standpoint of constructive and destructive forms of its organization. The rationale for the actuality of the research of the conflictological competence of convicts, which is realized in the ability of the actor to carry out activities aimed at minimizing the destructive forms of conflict, is presented. Based on the data of psychological diagnostics, the facts of empirical analysis of the components of conflictological competence of young convicts are given. The holistic structure, including motivational and value, intellectual and cognitive, action-practical and positional components is being analyzed. The conclusion describes the results of the research and provides recommendations related to the necessity to develop a system of value orientations and the ability to self-regulate behavior and activities among those who are young, in order to implement adaptive strategies for interaction in a correctional institution.

Текст научной работы на тему «Исследование компонентов конфликтологической компетентности у молодых осужденных»

УДК 159.9.072.432

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МОЛОДЫХ ОСУЖДЕННЫХ

Л.В. Левицкая, М.Е. Вольская

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема взаимодействия субъектов в стенах пенитенциарного учреждения с позиций конструктивных и деструктивных форм его организации. Приводится обоснование актуальности исследования конфликтологической компетентности осужденных, которая заключается в способности действующего субъекта осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта. На основе данных психологической диагностики приводятся факты эмпирического анализа компонентов конфликтологической компетентности молодых осужденных. Проанализирована целостная структура, включающая мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и позиционный компоненты. В заключении описываются результаты исследования и даются рекомендации, связанные с необходимостью развития системы ценностных ориентаций и способности к саморегуляции поведения и деятельности в среде молодых сужденных в целях реализации адаптивных стратегий взаимодействия в условиях исправительного учреждения.

Ключевые слова: пенитенциарное учреждение, осужденный, конфликт, конфликтологическая компетентность.

RESEARCH ON THE COMPONENTS OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE AMONG YOUNG CONVICTS

L. Levitskaya, E. Vol'skaya

Abstract. This article discusses the problem of the interaction of subjects in the penitentiary from the standpoint of constructive and destructive forms of its organization. The rationale for the actuality of the research of the conflictological competence of convicts, which is realized in the ability of the actor to carry out activities aimed at minimizing the destructive forms of conflict, is presented. Based on the data of psychological diagnostics, the facts of empirical analysis of the components of conflictological competence of young convicts are given. The holistic structure, including motivational and value, intellectual and cognitive, action-practical and positional components is being analyzed. The conclusion describes the results of the research and provides recommendations related to the necessity to develop a system of value orientations and the ability to self-regulate behavior and activities among those who are young, in order to implement adaptive strategies for interaction in a correctional institution.

Keywords: prison, convict, conflict, conflictological competence.

Конфликты в пенитенциарных учреждениях зачастую дестабилизируют процесс исполнения уголовных наказаний и приводят к нарушению прав всех без исключения участников уголовно-исполнительных отношений. В связи с этим актуальной задачей является формирование конфликтологической компетентности субъектов пенитенциарного взаимодействия в целях минимизации негативных правовых последствий и достижения наибольшей эффективности в укреплении правопорядка [1,2].

Исследования показывают, что осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, характеризуются рядом

психологических особенностей, к которым относится повышенная конфликтность, эмотивность, враждебность и агрессивность, что повышает риск совершения ими рецидивных преступлений [3].

Отсюда следует, что формирование конфликтологической компетентности лежит в основе превентивной технологии в стенах исправительного учреждения.

В настоящее время понятие «конфликтная компетентность» является широко

распространенным и занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологической науках. Однако, несмотря на имеющийся в психологической науке опыт изучения социальных конфликтов (С.М. Емельянов, A.B. Карпов, Л.А. Петровская, А.И. Пригожин и др.), посвященные рассмотрению данного понятия, конфликтная компетентность изучена все же в недостаточной степени [4,5].

Конфликтологическая компетентность

рассматривается как когнитивно-регуляторная подсистема профессионально значимой стороны личности, включающая соответствующие специальные знания и умения, которая заключается в способности действующего субъекта осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта [5, с.51]. Целостная структура конфликтологической компетентности,

состоящая из мотивационно-ценностного,

интеллектуально-познавательного, действенно-практического и позиционного компонентов, обладает превентивной, прогностической, конструктивной, рефлексивной и коррекционной функциями, обеспечивающими реализацию профилактических мер в межличностном взаимодействии, а также адекватное распознавание и конструктивное разрешение конфликтов.

В целях экспериментального изучения конфликтологической компетентности

осуществлялась комплексная оценка системы ценностных ориентаций личности (опросник терминальных ценностей), познавательных и мотивационных устремлений, необходимых умений и навыков общения (16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, тест определения мотивации достижения успеха и боязни неудач А.А. Реана), а также диагностика социальной направленности субъекта («Оценка глубины конфликта» С.М. Емельяненко).

По результатам психодиагностической оценки личностных особенностей были установлены следующие факты.

Коммуникативные особенности взаимодействия осужденных характеризуются избирательностью в общении при попадании в места лишения свободы. Небольшой круг друзей и знакомых, в который входят близкие по ценностям и интересам в криминогенной среде люди создает комфортную обстановку в общении осужденных. Лидерская активность проявляется тогда, когда ситуация имеет личные интересы. В этот момент могут проявиться такие особенности характера как вспыльчивость, желание отстоять свою позицию любой ценой. Интеллектуальные способности характеризует достижение успеха в решении несложных, практических задачах. Эмоции выступают основным регулятором поведения и взаимоотношений с людьми. Восприятие происходящего усиленно за счет давления режимных рамок.

Исследование терминальных ценностей установило наличие у осужденных стремления к признанию и уважению в среде авторитетных лиц, а также заинтересованность в социальном одобрении своего поведения со стороны других осужденных. Кроме того, немаловажным для осужденных является материальное

благосостояние: большинство испытуемых убеждены, что высокое материальное положение является залогом жизненного благополучия, с помощью которого они развивают свою собственную социальную значимость и повышают самооценку.

Необходимо отметить, что осужденные не стремятся к повышению уровня своего образования и расширения кругозора, не считают необходимым получение новых знаний. Для них не значимо все то, что связано с жизнью семьи, благополучие сферы семейных отношений не является самоцелью для большинства из них.

По результатам диагностики мотивационной сферы было выявлено отсутствие осужденных с мотивацией достижения успеха (0%). Одинаковое количество испытуемых (32%) характеризуют тенденции мотивации достижения успеха и тенденция боязни неудач (32%). Большинство осужденных реализуют стратегию избегания неудач (36%). Отличительными свойствами таких осужденных чаще всего являются, высокий уровень тревожности, сопряженное с низким уровнем уверенности в своих силах. Они избегают ответственных заданий, в ситуации предчувствия неудачи и провала в какой-либо деятельности могу впадать в состояние близкое к паническому. Чрезвычайно высока именно ситуативная тревожность и суетливость, но в то же время это может сочетаться с высоким уровнем ответственности за свои действия.

Для конфликтной личности естественно обострять ситуацию вокруг себя. Обычным людям сложно переносить состояние противостояния, поэтому они стремятся найти выход и достичь стабильности. Человеку конфликтному переносить состояние

конфронтации намного легче. Во-первых, конфликтная личность имеет сниженный уровень чувствительности. Ее не пугает

неопределенность, поскольку она может вполне реалистично спрогнозировать исход

противостояния. Во-вторых, таким людям свойственна завышенная самооценка, категоричность суждений и жесткая система оценки окружающих. У такого человека априори не может возникнуть мысли, что можно как-то попытаться сблизиться с окружающими, найти компромисс или подстроиться. Из-за чрезмерно завышенной самооценки вполне естественно возникает чувство неудовлетворения не только собой, но всеми людьми, что находятся поблизости, а застывшая система ценностей просто не дает возможности сохранять гибкость и объективность в процессе суждения. На этой почве возникает конфликт.

В результате диагностики уровня конфликтности были выявлены 16% молодых осужденных с очень высоким уровнем конфликтности, что проявляется в частой оппозиции по отношению к другим для достижения какой-либо цели и отстаивания своих

интересов, убеждений и ценностей. Столкновение с такой личностью всегда несет в себе агрессивные противодействия. Способы разрешения конфликтов зачастую деструктивны и носят жестокий характер. Отличительными чертами личности является импульсивность, вспыльчивость, агрессивность,

раздражительность. Такие осужденные чаще всего используют физического насилия в качестве способа достижения своей цели. 26% осужденных характеризуются высоким уровнем конфликтности. Отличительной особенностью является то, что характер конфликтного взаимодействия далеко не всегда носит жестокий и агрессивный характер достижения цели. Но таких осужденных так же быстро можно вовлечь в конфликтную ситуацию, способом отстаивания своих убеждений могут являться лишь вербальные проявления. С выраженным уровнем конфликтности были выявлены 22% осужденных, чьи особенности в зависимости от настроения и важности затронутых ценностей могут спровоцировать участие последних в конфликтной ситуации. Несмотря на значительное преимущество испытуемых с выраженной характеристикой конфликтности, для 34% данная черта не является свойственной, а с не выраженной 4% осужденных и вовсе предпочитают избегать конфликтных ситуаций.

Обобщая результаты диагностики компонентов конфликтологической

компетентности, можно говорить об удовлетворительном уровне сформированности данной системной характеристики. Учитывая актуальность задачи ее развития в ходе отбывания молодыми осужденными наказания, необходимо основываться на данных личностных особенностей и портретных характеристиках субъектов пенитенциарного воздействия. Развитие компонентных характеристик конфликтологической компетентности должно основываться на развитии системы гуманистических ценностей и нравственных идеалов, способности управлять своим эмоциональным состоянием, а также готовности анализировать конфликтную ситуацию и мотивации к ее конструктивному разрешению.

Обеспечение мер комплексного и систематического характера по становлению компонентов конфликтологической

компетентности, в ходе реализации программ психологического сопровождения осужденных, повышает вероятность благоприятного изменения социально-психологического климата и, как следствие, эффективность самого

исправительного воздействия на данный контингент.

Литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.

2. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: дис. ... канд. психол. наук / М.В. Башкин. -Ярославль. - 2009. - С. 90-127.

3. Емельянов Н.С. Криминологическое исследование конфликтов с участием осужденных: дис. ... канд. юрид. наук / Н.С. Емельянов. - Владимир. - 2015. - 171 с.

4. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты / Т. Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 279 с.

5. Плотникова А.Л. Психологические особенности конфликтного поведения осужденных женщин [Электронный ресурс] / А.Л. Плотникова, О.Г. Родионова // СИСП. - 2017. - № 2. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/psihologicheskie-osobenюsti-konfliktюgo-povedemya-osuzhdennyh-zhenschin

Сведения об авторах:

Левицкая Линда Викторовна (г. Владимир, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», e-mail: lindavladi@yandex.ru

Вольская Марина Евгеньевна (г. Владимир, Россия), психолог Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3».

Data about the authors:

L. Levitskaya (Vladimir, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology of the Pedagogical Institute of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs, e-mail: lindavladi@yandex.ru

M. Vol'skaya (Vladimir, Russia), Psychologist of the Federal State Institution "Correctional Colony No. 3".

Статья поступила в редакцию 14.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.