Научная статья на тему 'Исследование компонентов инновационной направленности менеджеров (на примере Республики Крым)'

Исследование компонентов инновационной направленности менеджеров (на примере Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ / PERSONALITY / INNOVATION ORIENTATION / SOCIAL CREATIVITY OF A PERSON / MOTIVATION FOR THE RESULT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калькова Н.Н., Ожигова Л.Н.

Представлено практическое исследование компонентов инновационной направленности менеджеров различных возрастных групп в Республике Крым. Проведена оценка социальной креативности личности разных возрастных групп, результаты расчетов которой показали средний и выше среднего результаты в целом по опрошенным. Выявлены некоторые особенности инновационной направленности мужчин и женщин. В результате исследования мотивации на успех и боязни неудачи у респондентов-менеджеров, посредством использования метода ранговой корреляции Спирмена, была выявлена связь между возрастом и мотивацией на неудачу. Результаты исследования могут быть использованы при формировании практических рекомендаций по повышению мотивационной направленности на результат, в первую очередь у девушек-менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE COMPONENTS OF INNOVATION ORIENTATION OF MANAGERS (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

This article presents a case study of the components of innovation orientation of managers belonging with different age groups in the Republic of Crimea. Evaluation of social creativity of a person in different age groups is performed; the results show average or above average values for the whole of the respondents. Some features of innovation-oriented men and women are revealed. During the study of motivation for success and fear of failure in the respondents, using the method of Spearman's rank correlation, we found out the dependence between age and motivation to fail. The study results can be used to form practical recommendations on improving the motivational orientation for the result, primarily, in female managers.

Текст научной работы на тему «Исследование компонентов инновационной направленности менеджеров (на примере Республики Крым)»

УДК 159.923:005.32(470.75)

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ (НА

ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Н.Н.Калькова, *Л.Н.Ожигова

RESEARCH OF THE COMPONENTS OF INNOVATION ORIENTATION OF MANAGERS (BY THE

EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

N.N.Kalkova, *L.N.Ozhigova

Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского, Симферополь, nkalkova@yandex.ru, *Кубанский государственный университет, Краснодар, topvolna@mail.ru

Представлено практическое исследование компонентов инновационной направленности менеджеров различных возрастных групп в Республике Крым. Проведена оценка социальной креативности личности разных возрастных групп, результаты расчетов которой показали средний и выше среднего результаты в целом по опрошенным. Выявлены некоторые особенности инновационной направленности мужчин и женщин. В результате исследования мотивации на успех и боязни неудачи у респондентов-менеджеров, посредством использования метода ранговой корреляции Спирмена, была выявлена связь между возрастом и мотивацией на неудачу. Результаты исследования могут быть использованы при формировании практических рекомендаций по повышению мотивационной направленности на результат, в первую очередь у девушек-менеджеров.

Ключевые слова: личность, инновационная направленность, социальная креативность личности, мотивация на результат

This article presents a case study of the components of innovation orientation of managers belonging with different age groups in the Republic of Crimea. Evaluation of social creativity of a person in different age groups is performed; the results show average or above average values for the whole of the respondents. Some features of innovation-oriented men and women are revealed. During the study of motivation for success and fear of failure in the respondents, using the method of Spearman's rank correlation, we found out the dependence between age and motivation to fail. The study results can be used to form practical recommendations on improving the motivational orientation for the result, primarily, in female managers.

Keywords: personality, innovation orientation, social creativity of a person, motivation for the result

Формирование новой модели экономического развития России в условиях усиления международной неопределенности требует от управленческого персонала наличия определенных качеств: стрессоустойчи-вости, адаптации к быстро меняющимся условиям, креативности, творческой способности генерировать новые, эффективные идеи, пути и методы решения возникающих проблем, которые являются компонентами инновационной направленности личности. Изучением особенностей формирования инновационной направленности занимались многие ученые (Е.Г.Чирковская, С.Р.Яголковский, А.П.Сейтешев, В.Е.Клочко, Э.В.Галажинский, А.И.Пригожин, И.В.Байер, Ч.М.Гаджиев и др.), которые указывают, что проблема становления инновационной личности в современных условиях является полидисциплинарной (требующей учета экономических, правовых, философских, педагогических и психологических факторов), одной из наиболее значимых [1] и отвечает реалиям турбулентной экономики. Следует отметить, что инновационные процессы, проходящие одновременно практически во всех сферах деятельности нового субъекта Федерации — Республики Крым (производственной, социальной, финансовой, политической, жилищ-но-бытовой сферах, в образовании, здравоохранении, культуре, туризме, в сфере транспорта и связи и т.д.), затрагивающие все население отдельно взятого ре-

гиона (на 01.12.2014 г. численность населения полуострова составляла 1,977 млн. чел. [2]), проходящие в короткий временной промежуток, являются уникальными и требуют более детального рассмотрения в рамках проводимого исследования. Действительно, в условиях трансформации экономики региона необходимо активное использование управленческого персонала, который, в новых сложившихся условиях, должен обладать способностью быстро адаптироваться и принимать адекватные управленческие решения с учетом общероссийских тенденций. При этом изменения будут затрагивать не только функционирующих менеджеров всех уровней, но также и обучающихся по данному направлению подготовки. Таким образом, оценка компонентов личности менеджеров, характеризующих их инновационную направленность, т.е. способность использовать и внедрять новый подход, идею, продукт для достижения определенного эффекта (экономического, социального, экологического и т.д.), является важной составляющей их профессиональной деятельности. Е.Г.Чирковская в работе [3] выделяет инновационный потенциал как совокупную характеристику личности руководителя, под которым понимает интегральное и динамическое явление, способствующее созданию, восприятию, реализации нововведения и обеспечивающее эффективность инновационной составляющей управленческой деятельности.

Таблица 1

Результаты исследований социальной креативности личности

Методика оценки социальной креативности личности

Респонденты

с? Я

р О

— «

^ ы

й

о 8

^ я

^ К

ш о

Ш <а *

Я

К

ое о

>я ^ я 0\ я

ип 2 ж &

>я я

н

Руководители среднего звена

- Мужчины (13 чел.) - - 2 (15,4%) 1 (7,7%) 1 (7,7%) 4 (30,8%) 4 (30,8%) 1 (7,7%) -

- Женщины (17 чел.) 1 (5,9%) 4 (23,53%) 3 (17,65% ) 4 (23,53% ) 3 (17,65%) 1 (5,9%) 1 (5,9%)

Студенты-менеджеры

- Мужчины (4 чел.) - - - - - 2 (50%) 2 (50%) - -

- Женщины (27 чел.) - - - - 6 (35,3%) 14 (82,4%) 6 (35,3%) 1 (5,9%) -

Респонденты по возрасту

- 19 лет (19 чел.) - - - - 6 (31,6%) 10 (52,6%) 2 (10,5%) 1 (5,3%) -

- 20 лет (12 чел.) - - - - - 6 (50%) 6 (50%) -

- 21-30 лет (3 чел.) - - - - - 2 (66,7%) 1 (33,3%) - -

- 31-40 лет (8 чел.) - - 2 (25%) 1 (12,5%) 1 (12,5%) - 2 (25%) 2 (25%) -

- 41-50 лет (7 чел.) - - - 1 (14,3%) 1 (14,3%) 3 (42,9%) 2 (28,6%) - -

- 51-60 лет (6 чел.) - - - 1 (16,7%) 1 (16,7%) 2 (33,3%) 1 (16,7%) - 1 (16,7%)

- 61-70 лет (4 чел.) - - 1 (25%) 2 (50%) 1 (25%) - - - -

- 71-75 лет (2 чел.) - - - - - 1 (50%) 1 (50%) - -

С целью оценки инновационных компонентов личности использовались: опросник А.А.Реана «Мотивация успеха и боязни неудачи» (МУН) [4], а также методика оценки социальной креативности личности [5]. Исследование проводилось в период октябрь-декабрь 2014 г., в первичном опросе приняли участие 61 респондент, в том числе 31 студент 3 курса, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», а также управленческий персонал среднего звена в гостиничной, ресторанной и строительной сферах. Всего 44 женщины и 17 мужчин. Результаты проведенных исследований представлены в табл. 1.

Результаты исследования показали, что среди студентов мужского пола уровень творческого потенциала выше среднего, тогда как у девушек более 35% имеют средний уровень социальной креативности личности, и только 1 респондент — высокий, при

этом отсутствуют респонденты-студенты с очень высоким уровнем креативности.

Среди менеджеров среднего звена женского пола 1 респондент имеет результаты ниже среднего, 1

— высокий уровень, а 1 — очень высокий уровень социальной креативности. 41,18% опрошенных респондентов имеют средний уровень и ниже, аналогичному проценту респондентов соответствуют результаты выше среднего уровня. Среди руководителей-мужчин отсутствуют респонденты с очень высоким уровнем социальной креативности, более половины респондентам (61,6%) характерен уровень чуть выше и выше среднего, 2 респондента имеют уровень социальной креативности чуть ниже среднего и только 1

— выше среднего.

Результаты исследования респондентов старшей возрастной группы (71—75 лет) показали нали-

Таблица 2

Результаты исследования мотивации респондентов

Опросник А. А.Реана «Мотивация успеха и боязни неудачи»

Респонденты 1-7 Мотивация на неудачу 8-10 Мотивация ближе к неудачи 11-13 Мотивация ближе к успеху 14-20 Мотивация на успех

Руководители среднего звена

- Мужчины (13 чел.) - 3 (23,1%) 4 (30,8%) 6 (46,1%)

- Женщины (17 чел.) 2 (11,8%) 2 (11,8%) 3 (17,7%) 10 (58,8%)

Студенты-менеджеры

- Мужчины (4 чел.) - - 2 (50%) 2 (50%)

- Женщины (27 чел.) 3 (11,1%) 5 (18,5%) 6 (22,2%) 13 (48,1%)

Распределение респондентов по возрасту

- 19 лет (19 чел.) 2 (10,5%) 4 (21,1%) 5 (26,3%) 8 (42,1%)

- 20 лет (12 чел.) 1 (8,3%) 1 (8,3%) 3 (25%) 7 (58,3%)

- 21-30 лет (3 чел.) 1 (33,3%) 1 (33,3%) 1 (33,3%) -

- 31-40 лет (8 чел.) 1 (12,5%) 1 (12,5%) 1 (12,5%) 5 (62,5%)

- 41-50 лет (7 чел.) - - 3 (42,9%) 4 (57,1%)

- 51-60 лет (6 чел.) - 1 (16,7%) 1 (16,7%) 4 (66,7%)

- 61-70 лет (4 чел.) - 2 (50%) 2 (50%)

- 71-75 лет (2 чел.) - - 1 (50%) 1 (50%)

чие результата выше среднего, при этом в младшей возрастной группе (19 лет) результаты практически аналогичны. 8 респондентов в возрасте от 31 до 70 лет имеют низкий уровень социальной креативности и только 3 — высокий уровень.

В целом, большинство опрошенных респондентов имеют средний и выше среднего уровень социальной креативности. Следует отметить отсутствие среди всех опрошенных как студентов, так и руководителей среднего звена респондентов с очень низким и низким уровнем социальной креативности, что является положительным фактором для всех опрошенных респондентов-менеджеров.

В табл. 2 представлены результаты исследования мотивации респондентов на успех и боязнь неудачи, что актуально для менеджеров, которым, при принятии решений в условиях неопределенности и высокой степени риска, необходимо быть уверенными в своих действиях, целеустремленными, активными и настойчивыми.

Результаты исследования показали наличие мотивации на неудачу только среди женщин, как студентов, так и руководителей среднего звена, что свидетельствует об их неуверенности, боязни наказания и порицания за ошибочное решение, однако процент данных респондентов невелик — в среднем 11% от общего количества опрошенных. Интересен тот факт, что с возрастом количество женщин, мотивированных на неудачу, сокращается, а к 40 годам формируется положительный вектор мотивации, направленный на достижение поставленных целей, формирование стрессоустойчивости, повышение ответственности за принятые управленческие решения. Получен-

ные данные косвенно объясняют, почему существует большее количество безработных женщин, по сравнению с мужчинами, в том числе только окончивших вузы. Так, по данным службы занятости, 60% из числа безработных составляют женщины, при этом, наибольший уровень занятости у них отмечается в возрасте 40—49 лет [6], что подтверждается полученными в ходе исследования данными. Т. е. очевидно с возрастом большая часть респондентов приобретает способность быть мотивированной на успех, что свидетельствует об их готовности противостоять неудачам, искать пути выхода из кризисных ситуаций.

Связь особенностей мотивации респондентов с возрастом далее была подтверждена с помощью метода ранговой корреляции Спирмена [7]. Результаты расчетов показали статистически значимую корреляцию между исследуемыми признаками так как г, находится в допустимых пределах для п = 8 [0,72;0,88] и составляет г, = -0,75.

С вероятностью безошибочного прогноза (р) больше 95% установлено, что чем больше (старше) возраст, тем меньше респонденты мотивированы на неудачу (связь обратная, сильная, достоверная корреляционная: г, = —0,75, р > 95%).

Таким образом, инновационная направленность работающих менеджеров и студентов может быть рассмотрена через такие аспекты личности, как социальная креативность и мотивация на успех и избегание неудачи. Выявлено, что все респонденты в общем имеют скорее средний и выше среднего уровень социальной креативности и больше мотивированы на успех, чем на избегание неудачи. Доказано, что существует связь между возрастом и мотивацией на

неудачу, т.е. чем больше (старше) возраст, тем меньше респонденты мотивированы на неудачу. Причем, эта тенденция в большей степени (рельефнее) наблю -дается у женщин, чем у мужчин: женщины менеджеры и студентки отличаются тем, что они скорее мотивированы на избегание неудачи в молодом возрасте и только к 40 годам более мотивированы на успех.

В итоге отметим, что результаты проведенного исследования могут стать основой для разработки практических рекомендаций по формированию моти-вационной направленности на результат, в первую очередь у девушек-менеджеров, что позволит повысить их самооценку и будет являться положительным фактором при формировании индивидуальной карье-ры с учетом особенностей личности.

1. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Изд-во ТГУ, 2009. С. 5.

2. Численность населения на 1 декабря 2014 г. и средняя за январь-ноябрь 2014 года [Электр. ресурс]. URL: http://gosstat.crimea.ru/ukodem1.php#_nayav (дата обраще-ния 15.01.2015).

3. Чирковская Е.Г. Развитие инновационного потенциала личности руководителя / Под общ. ред. А.А.Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 33.

4. Опросник Реана А. А. «Мотивация успеха и боязни неудачи» (МУН) [Электр. ресурс]. URL: http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/cv/212-rean (дата обращения 12.09.2014).

5. 5. Методика оценки социальной креативности личности [Электр. ресурс]. URL: http://www.gurutestov.ru/test/346/ (дата обращения 12.09.2014).

6. В Крыму 70% безработных женщин имеют высшее и среднее образование [Электр. ресурс]. URL:

http://context.crimea.ua/news/socialsfera/v_krimy_70_bezrab otnih_zhenshin_imeyut_visshee_i_srednee_obrazovanie.html (дата обращения 27.01.2015).

7. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Ш.Кремера. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2002. С. 186, 193.

References

1. Klochko V.E., Galazhinskii E.V. Psikhologiia innovatsion-nogo povedeniia [Psychology of innovative behavior]. Tomsk, TSU Publ., 2009, p. 5.

2. Chislennost' naseleniia na 1 dekabria 2014 g. i sredniaia za ianvar'-noiabr' 2014 goda [Population size on the 1st of December, 2014; average population for January/November 2014]. Available at: http://gosstat.crimea.ru/ukodem1 .php#_nayav (accessed 15.01.2015).

3. Chirkovskaia E.G., Derkach A.A., ed. Razvitie innovatsion-nogo potentsiala lichnosti rukovoditelia [Development of innovative potential of a manager's personality]. Moscow, RAGS Publ., 2009, p. 33.

4. Oprosnik Reana A. A. «Motivatsiia uspekha i boiazni neuda-chi» (MUN) [Rean questionaire "Motivation of success and fear of failure"]. Available at: http://brunner.kguedu.ua/index.php/cv/212-rean (accessed 12.09.2014).

5. Metodika otsenki sotsial'noi kreativnosti lichnosti [The method for evaluating social creativity of a person]. Available at: http://www.gurutestov.ru/test/346/ (accessed 12.09.2014).

6. V Krymu 70% bezrabotnykh zhenshchin imeiut vysshee i srednee obrazovanie [70% of Crimean unemployed women have higher or secondary education]. Available at: http://context.crimea.ua/news/socialsfera/v_krimy_70_bezrab otnih_zhenshin_imeyut_visshee_i_srednee_obrazovanie.html (accessed 27.01.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kremer N.Sh., Putko B.A. Ekonometrika: Uchebnik dlia vu-zov [Economics. College textbook], Moscow, UNITY-DANA Publ., 2002, pp. 186, 193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.