Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛЛОДИОННЫХ ОТПЕЧАТКОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ: КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛЛОДИОННЫХ ОТПЕЧАТКОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ: КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
152
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОГРАФИЯ / ТЕХНИКА ПЕЧАТИ / КОЛЛОДИОН / ВИРИРОВАНИЕ / ОПТИЧЕСКАЯ МИКРОСКОПИЯ / РЕНТГЕНОФЛУОРЕСЦЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / ИНФРАКРАСНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Асеева Анна Владимировна, Капуткина Светлана Сергеевна, Григорьева Ирина Андреевна, Поволоцкая Анастасия Валерьевна, Носова Екатерина Игоревна

Атрибуция фотографий и фотографических процессов довольно часто основывается на аутентификации (опознании) исторических личностей, на определении места проведения сьемки, изучении деталей интерьера, одежды, а также на сведениях, указанных на паспарту и отдельных деталях бытования, например дарственных надписях или провенансе. Это очень важная часть работы хранителей и исследователей фотографических материалов. Следующим необходимым этапом является определение типа фотографического процесса, в частности изучение визуальных характеристик отпечатков и/или данных микроскопических исследований. Использование небольших увеличений не позволяет определить ряд важных морфологических признаков, в том числе послойную структуру отпечатка. Как следствие, полностью не может быть решен весь комплекс вопросов, связанных с атрибуцией. Естественнонаучные методы исследования фотографий, к которым можно отнести оптическую микроскопию, исследование видимой люминесценции в ультрафиолетовых лучах, рентгенофлуоресцентный анализ и инфракрасную микроскопию, помогают исследователям в области технической фотографии успешно решить часть вопросов идентификации и атрибуции. Современные аналитические методы дают информацию обо всей совокупности фотографических слоев, в том числе их стратиграфии и составе каждого слоя в отдельности. Полученные сведения в ряде случаев позволяют выявить новую информацию о методах, применяемых в отдельных фотолабораториях; с их помощью подтверждаются или дополняются ранее полученные данные о происхождении и аутентификации фотографий. В статье исследован ряд коллодионных фотографий с целью выявления характерных для этого типа отпечатка признаков и выработки методологии их идентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC EXAMINATION OF COLLODION PRINTS: IDENTIFICATION CRITERIA

The attribution of photographs and photographic processes is quite often based on the authentication (identification) of a depicted historical figure, on determining the shooting location, and the study of interior details and clothes. Researchers also take into account passe-partout inscriptions and stamps and the provenance of the photograph in question. The next necessary step is to determine what kind of photographic process was used, by studying visual characteristics of prints and microscopic data. Low power lenses do not allow to see some significant morphological features of the print such as the layer-by-layer structure. As a result, attribution-related issues cannot be addressed. Methods of scientific examination of photographs include optical microscopy, the study of ultraviolet induced visible fluorescence emission, X-ray fluorescence analysis and infrared microscopy. They help researchers solve problems connected with identification and attribution. With the help of modern analytical methods, it is possible to obtain information about the multi-layered structure of photographic prints, their stratigraphy and composition of each layer. In some cases, the obtained data allows us to get insight into the method used in this or that photographic laboratory. This, in term, helps confirm or update previously obtained information regarding the origin and authentication of photographs. In this paper, the authors present the results of a study, in which collodion photographs were examined to identify main features of this type of prints and develop a methodology for their identification.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛЛОДИОННЫХ ОТПЕЧАТКОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ: КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ»

УДК 77.026.33

А. В. Асеева, С. Ю. Капуткина, И. А. Григорьева, А. В. Поволоцкая, Е. И. Носова

Исследование коллодионных отпечатков естественно-научными методами: критерии идентификации

Введение

Коллодионная печать — один из основных фотографических процессов второй половины XIX в., который получил свое название благодаря веществу, формирующему эмульсионный слой [1; 2]. Коллодий (греч. коАЛй8п$ (kollodes) — клейкий, вязкий) представляет собой вязкий раствор динитрата целлюлозы в смеси этанола и диэтилового эфира. Впервые его стали использовать в медицинских целях в качестве пластыря во время военных действий. В фотографии этот материал стал успешно применяться для создания амбротипов и ферротипов, служил в мокром кол-лодионном процессе, изобретенном в 1851 г. Фредериком Скоттом Арчером. Его также применяли в качестве покрывного слоя для дополнительной защиты изображения и придания большей глянцевости альбуминовым отпечаткам [3; 4].

Одним из самых революционных открытий в области эволюции фотографических процессов явилось включение баритового слоя в структуру отпечатка, что позволило использовать коллодионную эмульсию не только для стеклянной, но и для бумажной основы. Фотографии, напечатанные на таких бумагах, получались более резкими и контрастными по сравнению с фотографиями без баритового слоя [6; 7].

Коллодионный процесс оставался видимым способом печати, проявка изображения осуществлялась контактным способом в специальной рамке под негативом посредством прямого воздействия источника ультрафиолетового света. В связи с этим размер отпечатка всегда соответствовал размеру негативного изображения.

Коллодионные (целлоидинные, аристотипные) отпечатки на бумажной основе относятся к типу трехслойных фотографий. В них, помимо бумажного слоя и светочувствительной эмульсии, в которой формируется изображение, присутствует промежуточный, баритовый слой (мл. 1).

Баритовый слой — это непрозрачный светоотражающий слой сульфата бария (BaSO4), в который в качестве связующего добавлен желатин. Баритовый слой наносился для предотвращения отрицательного воздействия бумаги ненадлежащего качества на эмульсионный слой, а также для создания гладкой ровной поверхности. Без этого слоя коллодион имел плохую адгезию с бумагой, растрескивался и быстро терял светочувствительность.

Ил 1. Схематическое изображение трехслойной коллодионной фотографии: 1) бумажная основа, 2) баритовый слой, 3) слой коллодия с солями серебра (галогенидами серебра)

Коллодионная эмульсия плохо адсорбировала влагу и высыхала быстрее, чем бумажная основа, отпечатки были подвержены деформации, что усложняло процесс первичной обработки. В связи с этим глянцевые коллодионные отпечатки редко использовали для боль-шеформатных фотографий. Что касается сюжетов, то это в основном портретная фотография кабинетного формата. Для минимизации эффекта скручивания в состав эмульсии стали добавлять пластификаторы, такие как глицерин и касторовое масло [8].

Первые бумаги с коллодионной эмульсией появились в Европе в 1860-е гг. [1], но на тот момент они не получили широкого распространения из-за трудоемкости ручного процесса. Технология промышленного производства с нанесением слоев машинным способом возникла только в 1880 г., что, безусловно, улучшило качество самих бумаг и увеличило их ассортимент. Работа фотографов упростилась, их круг расширился от профессионалов к любителям.

Преимуществами коллодионных бумаг перед альбуминовыми, самыми популярными на тот момент, были и более высокая светочувствительность, и более длительный срок хранения, доходивший до года за счет добавления в их состав консерванта — лимонной кислоты.

Первые коллодионные бумаги производились во второй половине XIX в. с глянцевой поверхностью и с разной степенью блеска. Это достигалось глянцеванием фотографии, нанесением более толстого эмульсионного слоя, а также лаковых покрытий (шеллак, копал) поверх эмульсионного слоя [7; 8].

Однако с конца XIX в. широкую популярность приобрел процесс платинотипии [1; 7; 8]. Основными характеристиками платиновых бумаг, помимо широкой градации серых тонов, была матовая текстура, более привлекательная для публики, в определенный момент уставшей от излишнего глянца.

В тот же период появились матовые коллодионные бумаги с баритовым слоем, которые по визуальным характеристикам имитировали процесс платиновой печати, но были более дешевыми. Матовость отпечатков создавалась за счет фактурной поверхности баритового слоя, который наносился в два этапа и обрабатывался с помощью специальных щеток [8; 9]. В результате обработки отпечаток с тонким эмульсионным слоем коллодия приобретал бархатистую неровную поверхность.

Способ матовой коллодионной печати стал одним из доминирующих в области студийного портрети-рования и был популярен с момента появления в 1890-х гг. примерно до конца 1920-х гг., когда его в значительной степени вытеснил способ бромосеребряной желатиновой печати.

Матовые и глянцевые коллодионные фотографии имеют ряд отличительных особенностей, таких как истирание эмульсионного слоя и определенная

(II)

ФОТОГРАФ!«

ЛЛаггиот

^ Ж' > -

(III)

..да

(VI)

Ил. 2. Общий вид глянцевых (I, II) и полуглянцевого (III) коллодионных отпечатков, с лицевой стороны и с оборота

Ил. 3. Общий вид матовых коллодионных отпечатков (фотографии IV, V, VI, VII)

(VII)

ли

#ПРЕЕИН.НКЪЙРИДВОРНОЙФОЮГРАФ1Н Его Величества Короля Италш

Бр.Карбини.

¿(¿¿к

Ас!А Л И Ял&т^ь

тональность — от фиолетового до коричневого оттенка в зависимости от состава, концентрации применяемых виражей и длительности процесса [1; 9]. Стандартная обработка матовых коллодионных фотографий включала процесс либо одноступенчатого вирирования, либо комбинированного применения виражей (золото, платина). Глянцевые фотографии вирировались либо золотом, либо платиной. Вирирование отпечатков, помимо изменения тональности, делало изображения менее подверженными угасанию [10].

Для глянцевых отпечатков при боковом освещении поверхности характерна интерференция, проявляющаяся в виде радужных ореолов; отсутствует выраженная текстура поверхности, отражающая рельеф волокон бумажной подложки, в отличие от матовых коллодионных фотографий.

Даже если коллодионная фотография находится в хорошей сохранности и не имеет явных видимых повреждений эмульсионного слоя и царапин, для нее характерно наличие потертостей по краям с плавным переходом эмульсионного (коллодионного) слоя в белый баритовый слой [3; 6].

Коллодионные фотографии, как правило, оформлялись на бланках стандартных размеров и использовались для коммерческого портретирования. В 1880-е гг. в моду вошел кабинетный формат (cabinet portrait). Декоративные листы на бланках были преимущественно темных оттенков, что больше гармонировало с цветом самих фотографий. Встречаются и большеформатные фотографии, выполненные в технике коллодионной печати, оформленные на паспарту либо помещенные в альбомы, не только для декоративных целей, но и в первую очередь для предотвращения деформации отпечатков.

Несмотря на все перечисленные особенности, очень сложно идентифицировать тип отпечатка только на основании визуальных признаков, в частности трудно ориентироваться на тональность отпечатка, которая определяется процессом вирирования либо может быть спровоцирована внешними факторами. Матовые коллодионные и матовые желатиновые фотографии близки по стратиграфии, визуальным признакам и морфологическим особенностям эмульсионного слоя, поэтому в реставрационной и историко-культурной области существует проблема их идентификации.

Данная статья направлена на более обоснованное решение проблемы идентификации коллодионных отпечатков с помощью комплекса современных естественно-научных методов с целью выявления особенностей, характерных именно для коллодионных фотографий. Выявленные характеристики в совокупности с визуальной оценкой отпечатков и изучение их провенанса позволят проводить более точную классификацию, определять наличие и состав виража, а также наличие дополнительных слоев (покрытий) на поверхности.

Визуальное описание образцов

Глянцевые коллодионные отпечатки. На ил. 2 представлен общий вид исследуемых глянцевых коллодионных отпечатков.

Фотографии для исследования являются частью коллекции лаборатории реставрации РОСФОТО. На фотографии I (ил. 2, I) представлен студийный групповой портрет, размер отпечатка 139 х 95 мм, размер бланка 170 х 109 мм. Фотография выполнена на глянцевой бумаге, имеет фиолетовый холодный оттенок. Под определенным углом на поверхности отпечатка наблюдается радужный ореол (интерференция света), что представляет собой одну из главных визуальных характеристик глянцевых коллодионных фотографий [9]. Эмульсионный слой имеет значительные потертости и многочисленные царапины различной глубины проникновения. Изображение без следов угасания и без признаков химических дефектов. Бланк выполнен из плотного серо-зеленого картона, с рамкой с указанием формата (cabinet portrait), декоративные листы украшены цветочным орнаментом. Оборотная сторона светло-охристого цвета, на ней имеется печать с именем фотографа (ФОТОГРАФЫ А. И. Матюшина), в верхней части бланка видны следы от защитной шторки.

На фотографии II (ил. 2, II) представлен студийный групповой портрет, размер отпечатка 139 х 95 мм, размер бланка 170 х 109 мм (cabinet portrait). Фотография выполнена на глянцевой бумаге, имеет теплый светло-коричневый оттенок. Под определенным углом наблюдается интерференция света, поверхность имеет характерные потертости и дефекты до баритового слоя. Бланк изготовлен из плотного картона, декоративные листы выполнены на мелованной белой бумаге. На лицевой стороне указаны имя фотографа и место расположения ателье. Надпись золотистого цвета выполнена способом тиснения фольгой. На оборотной

стороне имеется типографский декоративный рисунок светло-зеленого цвета с цветочным орнаментом, указаны имя фотографа и подробный адрес ателье, а также награды, полученные художником. Кроме того, приведены сведения о производителе бланка (Г. Бекель, Одесса). Литография Германа Бекеля существовала в Одессе примерно с конца 1870-х — начала 1880-х гг. Иногда в библиографических данных это заведение отмечается как «Литография Братьев Бекель». Известный российский историк фотографии Анатолий Попов пишет в книге «Из истории российской фотографии», что Г. Бекель выпускал фотографические бланки с первой половины 1890-х гг., а в 1900 г., возможно, переехал в Москву и работал репродукционным мастером в типографии товарищества А. А. Левенсон [11, с. 122]. На оборотной стороне в верхней части бланка имеются следы от защитной шторки. Согласно данным, указанным на бланке, снимок сделан Елисеем Григорьевичем Черепахиным (1837-1922) — известным донским художником-иконописцем и фотографом, который окончил Петербургскую академию художеств, писал портреты Александра II и наследника престола Николая Александровича, а также имел мастерскую на 18-й линии в Нахичевани [12, с. 302-303].

Студийный портрет представлен на фотографии III (ил. 2, III), размер отпечатка 60 х 88 мм, размер бланка 65 х 104 мм (carte-de-visite). Фотография выполнена на полуглянцевой бумаге, имеет теплый светло-коричневый оттенок. В связи с тем, что эмульсионный слой значительно потерт и поцарапан, интерференция света, характерная для полуглянцевых и глянцевых коллодионных фотографий, не наблюдается. Бланк выполнен из плотного картона, декоративные листы имеют светло-коричневый оттенок. На лицевой стороне указаны имя фотографа, герб ателье и город. Надписи и герб выполнены способом тиснения. На оборотной стороне информация дублируется. Снимок сделан фотографом A. P. Kannabich. Фотоателье находилось в Вене, Австрия, на Lindengasse, 75.

Матовые коллодионные отпечатки. Фотография IV (ил. з, IV) — размер отпечатка 138 х 102 мм, размер бланка 150 х 104 мм (cabinet portrait), студийный групповой портрет. По визуальным характеристикам поверхность отпечатка матовая, интерференция света не наблюдается. Фотография выполнена на бумаге средней толщины и дублирована на тонкий картон, предположительно обрезанный бланк, о чем говорят текстурированный фрагмент в нижнем правом углу и горизонтальное тиснение нижней части картона. Тональность фотографии в градациях серого цвета. На поверхности отпечатка наблюдаются множественные потертости эмульсионного слоя, царапины, отпечатки пальцев и пятна неизвестного происхождения разной интенсивности и размера. В левом верхнем углу — утрата (размер 3 х 3 х 5 мм) и разрыв (размер 4 мм). На темных участках фотографии заметна частичная металлизация поверхности, которая, как правило, характерна для желатиновых и альбуминовых фотографий.

Фотография V (ил. 3, V) — студийный портрет, размер отпечатка 145 х 104 мм, размер бланка 162 х 106 мм (cabinet portrait). Поверхность отпечатка матовая, интерференция света не наблюдается. Фотография выполнена на бумаге средней толщины. Оттенок отпечатка холодный черно-белый, контрастный, с высокой резкостью, что, вероятно, связано с применением виража. По всему периметру отпечатка наблюдаются незначительные потертости эмульсионного слоя и царапины разной глубины. В нижней части фотографии на темных участках наблюдается незначительная металлизация поверхности. С лицевой стороны декоративный бланк выполнен из темно-серой

Ил. 4. Участки фотографий II (а, б), III (в, г)

(в)

Ил. 6. Микрофотографии участков глянцевых I (а), II (б) отпечатков и полуглянцевого отпечатка III (в), для которых характерно наличие потертостей изображения и царапин

Ил. 8. Микрофотографии участков образцов IV (а), V (б), VI (в), VII (г) (на фотографии VI (в) видны следы ретуши)

(В) (г)

Ил. 7. Микрофотографии участков глянцевых I, II отпечатков (а, в) в отраженном свете и тех же участков в свете видимой люминесценции (б, г)

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 10 (10) Таблица 1

Классификация фотографий по степени блеска

№ Блеск (glossy), EU (единицы блеска) Тип отпечатка

I 43 ± 6 Глянцевый

II 57 ± 8 Глянцевый

III 26 ± 3 Полуглянцевый

IV 5 ± 2 Матовый

V 9 ± 1 Матовый

VI 10 ± 1 Матовый

VII 10 ± 1 Матовый

Примечание. Блеск (glossy) — указанные значения применимы при использовании спектрофотометра spectro-guide sphere BYK-Gardner GmbH в геометрии 60°.

бумаги. На бланке имеются медали, полученные в процессе работы фотографа, его имя и адрес. На оборотной стороне бланка серо-зеленого цвета информация дублируется, присутствует декоративное оформление в виде растительного и геометрического орнамента. Снимок выполнен фотографом И. И. Ильиным. С 1904 г. Иван Ильич Ильин упоминается в адресных книгах Санкт-Петербурга как совладелец фотоателье В. М. Кодлубовича, расположенного в д. 2/23 на углу 1-й Роты Измайловского полка и Забалканского проспекта. Около 1907 г. он становится единственным владельцем этой мастерской [13].

Фотография VI (ил. 3, VI), размер отпечатка 144 х 105 мм, размер бланка 161 х 110 мм (cabinet portrait), студийный портрет. Поверхность отпечатка матовая, интерференция света не наблюдается. Фотография выполнена на бумаге средней толщины. Оттенок фотографии теплый темно-коричневый. При визуальном осмотре наблюдаются значительные потертости по всему периметру, пятна неизвестного происхождения, царапины различной глубины. Изображение виньетировано, в нижнем правом углу имеется тиснение с именем фотографа. На темных участках фотографии видна незначительная металлизация поверхности. Заметны признаки незначительной ретуши, выполненной графитовым карандашом. Фотография дублирована на бланк, выполненный из плотного картона со скошенными краями, декорированными серебристой краской. На лицевой стороне бланка способом тиснения нанесены имя фотографа, герб и адрес ателье. На оборотной стороне бланка серо-зеленого цвета информация дублируется, присутствует декоративное оформление. В верхней части бланка заметны следы от защитной шторки. Снимок сделан фотографом И. Б. Кохановским, который с 1903 г. упоминается в справочниках Санкт-Петербурга как владелец фотоателье на углу Среднего пр. и 8-й линии Васильевского острова [14].

Студийный портрет, представленный на фотографии VII (ил. з, VII), выполнен фотографом С. И. Савицким [11], размер отпечатка 56 х 88 мм, размер бланка 62 х 103 мм (carte-de-visite). Поверхность отпечатка матовая, имеет холодный темно-серый оттенок, интерференция света не наблюдается. Изображение выполнено способом

виньетирования. Фотография в удовлетворительном состоянии сохранности с незначительными потертостями эмульсионного слоя. На темных участках наблюдается слабая металлизация поверхности, что характерно, как правило, для желатиновых фотографий. Бланк выполнен на плотном картоне, декоративные листы изготовлены из мелованной бумаги светло-розового цвета. На лицевой стороне бланка приведены имя фотографа и город, надписи золотистого цвета выполнены способом тиснения. На оборотной стороне в верхней части бланка имеются следы от защитной шторки, предохраняющей изображение от механических повреждений. Кроме того, указан адрес фотоателье (Санкт-Петербург, д. 7/68, угол Чернышева пер. и наб. Фонтанки), присутствует памятная запись, датированная 1903 г., приведены сведения о фабрике — «Фабрика Франца Брунса», которая находилась в Санкт-Петербурге и занималась изготовлением различных фотографических бланков с печатью, золочением и тиснением.

Методы исследования

Измерение блеска (gloss) фотографий. Определение блеска с помощью спектрофотометра spectro-guide sphere BYK-Gardner GmbH в геометрии 60 — для поверхностей со средним блеском согласно ГОСТ 31975-2017 (ISO 2813:2014), измеряемая область 5 х 10 мм.

Оптическая микроскопия. Изучение морфологических характеристик фотографий и стратиграфических особенностей проводилось с использованием оптической микроскопии — микроскоп МСП-2, с камерой MC-12, программное обеспечение MCview (ЛОМО) и микроскоп MZ16 с камерой DFC420 и программным обеспечением LASV4.9 (Leica).

Рентгенофлуоресцентный анализ (РФА). Элементный состав определялся с помощью портативного спектрометра TurboS1 (Bruker) и на рентгеновском аналитическом микроскопе РАМ30Р (АО «Научные приборы»). Параметры съемки для TurboS1 — 40 кВ и 20 мкА, 600 с, для РАМ30Р — 40 кВ, 6000 мкА, 600 с.

Инфракрасная микроспектроскопия. Инфракрасные (далее — ИК) спектры были получены на ИК-микроскопе Lumos-II (Bruker) с использованием приставки нарушенного

Ил. 9. Микрофотографии участков образцов IV (а), V (б), VI (в), VII (г), на которых видны потертости и утраты фотографических слоев

(а) (б)

полного внутреннего отражения (далее — НПВО), детектор TE-MCT (Thermoelectrically Cooled Photoconductive HgCdTe), диапазон измерения от 4000 до 650 см-1, с разрешением 4 см-1, усреднение спектров проводилось по 256 сканированиям, степень прижима кристалла НПВО — средняя.

Исследование коллодионных отпечатков Измерение блеска (gloss) фотографий. Результаты измерения блеска фотографий I-VII представлены в табл. 1.

Измерение блеска (glossy) фотографий показало, что визуально глянцевые фотографии I и II имеют средние значение блеска 43 и 57 соответственно, а полуглянцевая III — 26. Фотографии IV-VII являются матовыми, значение блеска варьируется от 5 до 10.

Оптическая микроскопия. Важные характеристики, необходимые для определения типа печати, могут быть получены с помощью методов оптической микроскопии.

Отсутствие признаков угасания на всех изучаемых фотографиях свидетельствует в пользу применения виража.

Глянцевые коллодионные отпечатки. Тональность представленных глянцевых фотографий варьируется от холодной фиолетовой I (ил. 2, I) до теплой светло-коричневой III (ил. 2, III).

Для глянцевых фотографий I (ил. 2, I) и II (ил. 2, II) характерна ровная, гладкая поверхность (ил. 4, а, б), для полуглянцевой фотографии III (ил. 2, III) — более фактурная (ил. 4, в, г).

При изучении поверхности глянцевых фотографий (ил. 4, а, б) волокна бумаги не просматриваются, в отличие от полуглянцевой фотографии (ил. 4, в, г). Отдельные

(в) (г)

Ил. 10. Микрофотографии участков образцов IV (а), V (б), VI (в), VII (г), на которых просматриваются волокна бумаги

Ил. П. Микрофотография участка фотографии VII (а) и того же участка в свете видимой люминесценции (б)

волокна бумаги на глянцевых фотографиях можно увидеть только в местах утрат эмульсионного и баритового слоев — потертостях, царапинах.

Типичные утраты на углах и по периметру фотографий, на которых прослеживается трехслойная структура отпечатка (коллодион, баритовый слой, бумага), представлены на ил. 5. Глянцевые коллодионные отпечатки имеют тенденцию к скручиванию, что особенно заметно по периметру и связано с незначительной толщиной эмульсионного слоя, а также с различной скоростью высыхания эмульсии и бумажной основы. Области скручивания эмульсионного слоя фотографий I, II выделены прямоугольниками красного цвета на ил. 5 (а, б). Для полуглянцевого отпечатка III характерны дефекты в виде потертостей и трещин на краях (ил. 5, в, г).

Потертости изображения и царапины характерны для всех изучаемых фотографий, которые в ряде случаев хорошо заметны при визуальном изучении отпечатков (ил. 6, а-в).

Особенно отчетливо дефекты изображения (ил. 7, а, в) видны в поле зрения микроскопа даже при небольших увеличениях (1,25-6,0*) и при изучении видимой люминесценции в ультрафиолетовом свете (ил. 7, б, г).

Матовые коллодионные отпечатки. Тональность представленных матовых фотографий варьируется от темно-серой, почти черной (ил. 3, IV), до темно-коричневой (ил. з, VI). В поле зрения микроскопа заметно, что эмульсионный слой выглядит фактурным, что связано с обработкой баритового слоя, за счет чего фотографии выглядят матовыми (ил. 8, а-г).

В процессе бытования фотографий типичные дефекты возникали на краях (по периметру) отпечатков, в том числе на углах, где хорошо заметны утраты эмульсионного и баритового слоя (ил. 9, а, б). Соприкосновение с тонкой эмульсией на выступающих участках баритового слоя приводило к ее истиранию и образованию утрат эмульсионного слоя (ил. 9, в, г).

На матовых коллодионных отпечатках в поле зрения микроскопа хорошо просматриваются волокна бумаги (ил. 10), в отличие от глянцевых коллодионных фотографий, на которых волокна бумаги полностью перекрыты баритовым слоем и их можно увидеть только в местах утрат.

Более отчетливо дефекты, особенно потертости эмульсионного слоя в верхних точках неровной поверхности баритового слоя, видны при изучении видимой люминесценции в ультрафиолетовом свете, кроме того, лучше просматривается фактурность бумаги (мл. 11, б). Рентгенофлуоресцентный анализ. Рентгенофлуоре-сцентный анализ (далее — РФА) является необходимым аналитическим инструментом для подтверждения присутствия баритового слоя, определения соединений и металлов, использующихся для тонирования фотографий, и, как следствие, дифференциации различных типов фотографических процессов.

Глянцевые коллодионные отпечатки. Глянцевые коллодионные отпечатки, выполненные профессиональными фотографами, как правило, вирировались золотом, платиной или их комбинацией.

Спектры РФА в процессе проведения исследований были получены с различных участков фотографий, в том числе в присутствии эмульсионного слоя и без него, в местах утрат, непосредственно с бумажной основы паспарту и с оборотной стороны.

Присутствие золота (Аи) в спектрах РФА (ил. 12-14) позволяет сделать вывод об использовании золотого виража для всех глянцевых отпечатков 1-111.

Согласно данным, полученным методом РФА, фотография I (ил. 12) содержит наибольшее количество золота в составе виража по сравнению с фотографиями II и III (ил. 13, 14). Холодный фиолетовый тон фотографии I (ил. 2, I) свидетельствует о более продолжительном времени вирирования в золотой ванне по сравнению со светло-коричневыми фотографиями II, III (ил. 2, II, III) [9].

Матовые коллодионные отпечатки. Матовые кол-лодионные отпечатки, как правило, вирировались с использованием двойного виража. На первой стадии процесса применяли золотой вираж, в результате чего отпечаток приобретал красно-коричневый оттенок. Окончательная темно-серая тональность достигалась последующей обработкой с помощью платинового виража [4; 10].

Спектры рентгеновской флюоресценции матовых отпечатков, полученные в ходе исследования, приведены на ил. 15-18.

Согласно данным, полученным методом РФА, в составе фотографий ^-УП в качестве вирирующих агентов обнаружены золото (Аи) и платина (Р^), что подтверждает использование двойного виража. Следует отметить, что La (9,44 кэВ) и L|3 (11,07 кэВ) линии платины (Р^ частично перекрываются с Ьа (9,71 кэВ) и Ьр (11,44 кэВ) линиями золота (Аи). Тем не менее в спектрах рентгеновской флуоресценции всех матовых фотографий ГУ-УП присутствуют линии как золота, так и платины [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В спектрах всех исследуемых фотографий присутствуют интенсивные линии бария (Ba) и серы (S), что подтверждает присутствие баритового слоя (сульфата бария, BaSO4). Обнаружение стронция (Sr) на всех отпечатках говорит о наличии примеси, главным образом в баритовом слое, небольшая примесь стронция наблюдается в РФА спектрах бумаги. Остальные элементы, такие как цинк (Zn), железо (Fe), кальций (Ca), медь (Си), свинец (Pb) и др., имеют отношение к составу бумаги.

Инфракрасная спектроскопия. Метод инфракрасной спектроскопии крайне эффективен для подтверждения техники печати и определения органических покрытий и лаков, использованных для дополнительной обработки поверхности фотографии.

Глянцевые коллодионные отпечатки. Примеры ИК-НПВО спектров эмульсионного слоя глянцевой I (ил. 2, I) и полуглянцевой III (ил. 2, III) фотографий представлены на ил. 19. В обоих спектрах присутствуют интенсивные и хорошо разрешенные спектральные линии в области 1630, 1270 и 821 см-1, характерные для коллодиона [1]. В ИК-спектре полуглянцевой фотографии III в области 3692, 3611, 912 см-1 присутствуют полосы поглощения низкой интенсивности, типичные для алюмосиликатов, вероятнее всего каолина [15], что может быть связано с процедурой фильтрования виража с использованием каолина [16].

Отличие в спектрах (ил. 19) наблюдается в области 1200-900 см-1, даже в пределах одной и той же фотографии, что объясняется истиранием эмульсионного слоя и его различной толщиной и, как следствие, наложением полос поглощения коллодионного слоя, баритового слоя и даже волокон бумаги в местах утрат. ИК-НПВО спектры, зарегистрированные с поверхности коллодионного и баритового слоев фотографии II, приведены на ил. 20. Для сульфата бария (BaSO4) характерны полосы поглощения в области 1168, 1100, 1055, 980 см-1 [17].

Матовые коллодионные отпечатки. Примеры ИК-НПВО спектра эмульсионного слоя и участка с утратой матовой фотографии III (ил. 3, III) представлены на ил. 21. В спектре присутствуют интенсивные и хорошо разрешенные спектральные линии в области 1630, 1270 и 821 см-1, типичные для коллодиона [1].

Согласно спектрам, приведенным на ил 21, на матовой фотографии III, как в месте утраты эмульсионного и баритового слоя (область 1), так и на неповрежденном участке (область 2), наблюдаются полосы поглощения целлюлозы [1]. Это свидетельствует о структурировании баритового слоя и его неоднородной толщине на различных участках, в отличие от глянцевых колло-дионных фотографий. В спектре с поверхности эмульсионного слоя присутствуют полосы поглощения, которые могут быть отнесены к каолину, что, вероятно, связано с процедурой фильтрования виража с использованием каолина [15; 16].

Интерпретация результатов

Основным методом, позволяющим проводить идентификацию коллодионного отпечатка, является ИК-спектроскопия. Как видно из табл. 2, основные признаки глянцевых и полуглянцевых коллодионных фотографий отличаются:

— для глянцевых фотографий волокна бумаги в поле зрения микроскопа не просматриваются, полосы поглощения целлюлозы в ИК-спектрах видны только в местах повреждения эмульсионного слоя;

— для полуглянцевых фотографий в поле зрения микроскопа эмульсионный слой имеет фактурную поверхность, в ИК-спектрах присутствуют полосы поглощения коллоди-она и целлюлозы;

Таблица 2

Основные признаки глянцевых и полуглянцевых коллодионных фотографий

Тип печати Микроскопия Блеск (glossy), EU (единицы блеска) РФА ИК-спектроскопия

Ag Au Pt Ba

Глянцевый коллодион Волокна бумаги не просматриваются, эмульсионный/баритовый слой имеет гладкую поверхность >31 + ± ± + Присутствуют полосы поглощения коллоди-она, полосы целлюлозы отсутствуют или видны только в местах повреждения эмульсионного слоя

Полуглянцевый коллодион Волокна бумаги почти не просматриваются, эмульсионный/баритовый слой имеет фактурную поверхность от 11 до 30 + ± ± + Присутствуют полосы поглощения колло-диона и целлюлозы

Матовый коллодион Волокна бумаги просматриваются, эмульсионный/ баритовый слой имеет ярко выраженную текстуру <10 + + + + Присутствуют полосы поглощения коллодиона и целлюлозы

Примечания:

+ элемент присутствует; ± можно говорить только о вероятном присутствии платины [1].

Представленные сведения относительно виража касаются только рассматриваемых фотографий.

Блеск (glossy) — указанные значения применимы при использовании спектрофотометра spectra-guide sphere BYK-

Gardner GmbH в геометрии 60°.

Ил. 13. Спектр рентгеновской флуоресценции глянцевого коллодионного отпечатка II

Ил. 14. Спектр рентгеновской флуоресценции полуглянцевого коллодионного отпечатка III

Ил. 15. Спектр рентгеновской флуоресценции для фотографии IV

Ил. 16. Спектр рентгеновской флуоресценции для фотографии V

Ил. 17. Спектр рентгеновской флуоресценции для фотографии VI

Ил. 18. Спектр рентгеновской флуоресценции для фотографии VII

Ил. 19. ИК-НПВО спектры глянцевого I и полуглянцевого III коллодионовых отпечатков

Ил. 20. ИК-НПВО спектры

эмульсионного слоя (коллодиона) и баритового

слоя полуглянцевого отпечатка V в месте утраты

Ил. 21. ИК-НПВО спектр фотографии VI

III Целлюлоза III Коллодион

т-1-1-■-1-■-1-1-1-1-г

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000

CD, СМ"1

— для матовых фотографий в поле зрения микроскопа волокна бумаги просматриваются, эмульсионный слой имеет ярко выраженную текстуру, в ИК-спектрах присутствуют полосы поглощения коллодиона и целлюлозы;

— исходя из элементного состава, полученного методом РФА, можно сделать выводы о типе вирирующих агентов для каждого отпечатка в отдельности и подтвердить наличие баритового слоя.

Заключение

Атрибуция фотографий и фотографических процессов представляет собой важную часть исследовательской работы в области технической фотографии. Изучение провенанса, выяснение места и времени создания, наряду с анализом социального происхождения портретируемого, деталей одежды и особенностей павильонной сьемки, стилистических аспектов оформления паспарту, дает возможность оценить подлинность фотографии. Не менее важным этапом является определение типа фотографического процесса на основе визуального осмотра отпечатков и данных микроскопических исследований. Однако без использования комплекса естественно-научных методов нельзя детально изучить послойную структуру отпечатка, а следовательно, решить весь комплекс вопросов, связанных с его атрибуцией.

Данные микроскопического исследования сделали возможным отнести фотографии к трехслойным. Выявление и дифференциация дефектов в поле зрения микроскопа, особенно в свете видимой люминесценции в ультрафиолетовых лучах, дополнили сведения о состоянии отпечатка. Классификация фотографий по степени блеска и состоянию их поверхности позволила однозначно разделить отпечатки на глянцевые, полуглянцевые и матовые.

Инфракрасная спектроскопия — надежный источник информации о типе использованной фотографической техники, в данном случае колодионной печати, о наличии иных, кроме барита, веществ в составе фотографических слоев, в том числе каолинита, появившегося в результате процедуры фильтрования виража.

Рентгенофлуоресцентный анализ — незаменимый инструмент для подтверждения присутствия баритового слоя и определения типа вирирующих агентов. С помощью этого метода определяются состав и соотношение компонентов в составе виража, что, с учетом тональности фотографии, позволяет получить более детальную информацию о процессе вирирования.

Таким образом, использование комплекса естественнонаучных методов, в том числе оптической микроскопии, исследования видимой люминесценции в ультрафиолетовых лучах, рентгенофлуоресцентного анализа и инфракрасной спектроскопии, дает возможность проанализировать и использовать дополнительную информацию о технике фотографического процесса, при этом не меняя структуру и состояние сохранности исследуемых фотографий.

Благодарности

Коллектив авторов благодарит Ксению Андреевну Мисюру-Аладову за материалы, предоставленные для исследования, и Людмилу Анатольевну Смирнову за помощь в проведении измерений на спектрофотометре spectro-guide sphere BYK-Gardner.

Литература

1. Dusan, S., Kaplan, A. The Atlas of Analytical Signatures of Photographic Processes. Los Angeles, CA: Getty Conservation Institute, 2013. URL: http://hdl.handle.net/10020/gci_pubs/ atlas_analytical (дата обращения: 29.01.2021).

2. Wentzel, F. Memoirs of a Photochemist. Philadelphia: American Museum of Photography, 1960. 146 p.

3. Flowers, J. K. 19th Century Photograph Preservation. A Study of Daguerreotype and Collodion Processes. Norman, Oklahoma: University of Oklahoma, 2009. 18 р.

4. Frizot, M, Gandolfo, J.-P, Lavedrine, B, Monod, S. Photographs of the Past: Process and Preservation. Los Angeles: Getty Conservation Institute, 2009. 350 p.

5. Rempel, S. The Care of Black and White Photographic Collections: the Identification of Processes // Technical Bulletin (The Canadian Conservation Institute). 1979. Iss. 6. Р. 1-33.

6. Reilly, J. M. Stability Problems of 19th and 20th Century Photographic Materials / Rochester Institute of Technology, SPAS, One Lomb Memorial Dr. Rochester, NY 14623. URL: https://cool.culturalheritage.org/albumen/library/c20/reilly-stability.html (дата обращения: 08.02.2021).

7. Coatings on Photographs: Materials, Techniques, and Conservation / ed. by C. McCabe. Washington, D. C.: American Institute for Conservation, 2005. 384 p.

8. Matochik, J. C, Reilly, J. M. Care and Identification of 19th-century Photographic Prints. Rochester, New York: Eastman Kodak Company, 1986. 128 p.

9. Максимова А. В., Мисюра-Аладова К А, Богданова Ю. А. Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках / под ред. Е. А. Васильевой. СПб.: РОСФОТО, 2013. 47 с.

10. Penichon, S. Differences in Image Tonality Produced by Different Toning Protocols for Matte Collodion Photographs // Journal of the American Institute for Conservation. 1999. Vol. 38 (2). P. 124-143.

11. Попов А. П. Из истории российской фотографии. М.: МГУ, 2010. 238 c.

12. Астапенко М. П., Астапенко Г. Д., Астапенко Е. М. «Казачья доля — Дон, степь да воля». Ростов н/Д., 2014. URL: https://www.centrinvest.ru/files/articles/pdf/astapenko. pdf (дата обращения: 21.03.2021).

13. Ильин Иван Ильич // Стереоскоп. Фотографы Петербурга. URL: https://stereoscop.ru/photograph/ilin-ivan-ilich (дата обращения: 21.03.2021).

14. Кохановский Иосиф Брониславович // Стереоскоп. Фотографы Петербурга. URL: https://stereoscop.ru/ photograph/kohanovskij-iosif-bronislavovich (дата обращения: 21.03.2021).

15. Saikia, B. J., Parthasarathy, G. Fourier transform infrared spectroscopic characterization of kaolinite from Assam and Meghalaya, Northeastern India // Journal of modern physics. 2010. Vol. 1, no. 4. P. 206-210.

16. Шмидт Ф. Практическая фотографiя первоклассная настольная книга для любителей и профессюналовъ / пер. с нем. СПб.: книгоиздательство И. И. Базлова, 1914. 442 с.

17. Artists' Pigments: A Handbook of Their History and Characteristics / ed. by Robert L. Feller. Washington, London: National Gallery of art. 1986. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.