Научная статья на тему 'Исследование когнитивных функций у пациентов, длительно находящихся на нейролептической терапии'

Исследование когнитивных функций у пациентов, длительно находящихся на нейролептической терапии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование когнитивных функций у пациентов, длительно находящихся на нейролептической терапии»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 741

сенсорный профиль у детей с речевыми расстройствами

Сергеева В.В., Морозова Ю.В.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Поздняк В.В. Кафедра психиатрии и наркологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: сенсорные расстройства — ненозоспецифическое резиду-альное органическое поражение ГМ. Рост речевых расстройств, по данным МЗ РФ, колеблется от 30,7 до 92,6% от общего числа детей. За период 1992-2002 гг. частота случаев отклонения в речевом развитии у детей в среднем увеличилась на 34-44,3%.

Цель исследования: выявить распространённость речевых расстройств, оценить сенсорный профиль у детей с речевыми расстройствами.

Материалы и методы: дети с 2,5 по 6,5 лет, средний возраст — 4,48±2,02 г., из них: мальчиков — 5 (4,66±1,84 г.), девочек — 5 (4,3±1,7 г.), проходящих обследование на базе «Эрудит». Методами работы являлись: 1. Клинико-психопатологический метод (сбор анамнеза, оценка состояния пациента). 2. Сенсорный профиль. 3.0просник Е.Е. Ляксо.

Результаты: по данным сенсорного профиля отмечаются отклонения в: тактильной сенситивности -у 6 из 10, сенсорном поиске -у 5 из 10, низком энергетическом ресурсе — 5 из 10. По опроснику Ляксо: у 3 из 5 детей с глубокими нарушениями фонематического слуха (менее 50%) нарушено и звукопроизношение. А также у 8 из 10 пациентов при разной этиологии речевых расстройств наблюдаются большие отклонения в: моторике, звукопроиз-ношении, фонематическом слухе, лексическом строе. Меньшие отклонения наблюдаются в: коммуникации — 3 из 10, познавательных способностях — 6 из 10 пациентов.

Выводы: распространенность темповой задержки речи диагностирована у 3 из 10 (6±0,5 г). По данным анамнестического исследования у детей с речевыми расстройствами: у 3 из 10 — умственная отсталость, у 1 — анкилоглоссия, 1 — с перинатальным поражением ГМ, у 2 —токсикоз I половины беременности, у 2 — токсикоз II половины. Литература

1. Поздняк В.В. Динамика речевых расстройств и нарушений поведения у детей / В.В. Поздняк // Прикладные информационные аспекты медицины. 2018.

2. Поздняк В.В. Речевые расстройства и нарушения поведения у детей в аспекте изучения сенсорного профиля. В.В. Поздняк // Вопросы психического здоровья детей и подростков 2017.

3. Fisher A. Sensory integration. Theory and practice. / A. Fisher, E. Murray, A. Bundy (eds) // Philadelphia: F.A. Davis Company. P. 108-133.

исследование когнитивных Функций у пациентов, длительно находящихся на нейролептической терапии

Серова А.Е.

Научный руководитель: к.м.н. Телятникова О.Ю. Кафедра психиатрии и наркологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: антипсихотики обладают широким спектром действия на ЦНС, что обуславливает возможность их применения при различных психических заболеваниях. Но данный класс препаратов обладает рядом побочных действий, лишь упоминаемых в литературе [1, 2]. Представляет интерес оценка воздействия на когнитивную сферу.

forcipe

том 2 спецвыпуск 2019

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

Цель исследования: оценить уровень когнитивного функционирования (аналитико-синтетическая способность, внимание, память) у пациентов, длительно принимающих нейролептики.

Материалы и методы: 1) 8 пациенток психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова, непрерывно и длительно принимающие нейролептики и не имеющие сопутствующих заболеваний ГМ и соматических патологий. 2) Опрос (сбор анамнеза). 3) Оценка по шкале PANSS. 4) Когнитивные тесты.

Результаты: 1) Методика Мюнстерберга: от 4 до 15 слов (среднее 10,75), 1 ошибка; 2) Методика «10 слов»: от 3 до 7 слов (среднее 5,375); 3) Методика «Классификация понятий»: 75% испытуемых справились с заданием. 4) Шкала PANSS: Дезорганизация мышления: 37,5%, тревожность: 87,5%, Бред: 12,5%, социальная изоляция: 75%, галлюцинации: 50%, из них 75% звуковые, соматизация: 25%, депрессия: 37,5%, 62,5% ровное настроение, самооценка: 25% заниженная, 12,5% завышенная, нарушения абстрактного мышления: 25%, нарушения суждений и критики: 25% дезориентированы во времени.

Выводы: антипсихотики в большинстве случаев не приводят к существенному снижению таких когнитивных функций, как внимание, память и аналитико-синтетическая способность. При этом они стабилизируют настроение пациентов и влияют на бредообразование. Литература

1. Руководство по психиатрии: В 2-х т. Т. 2 / А.С.Тиганов. Р 84 А.В. Снежневский, Д.Д. Орловская и др, Под ред. А.С. Тиганова. М.: Медицина, 1999.

2. http://www.modo-novum.ru/pslekarstva/neiroleptik.htm.

корреляция стиля воспитания,

уровня тревоги и тревожности родителей

с адаптационными способностями ребенка

Соловьева А.А., Кокуренкова П.А.

Научный руководитель: к.м.н., доцент В.В. Шишков Кафедра психиатрии и наркологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: адаптационные способности человека, сформированные в детстве, являются базой для формирования здоровой личности, а их недостаток почвой для психопатологии [1, 2]. Поэтому очень важно еще в детстве выявить адаптационную модель ребенка [3].

Цель исследования: проанализировать влияние стиля воспитания и тревожности родителей на адаптационные способности ребенка и формирование психопатологии.

Материалы и методы: тестирование родителей: «Анализ семейных взаимоотношений»

3.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (АСВ), Тест Спилбергера — Ханина. Тестирование детей: Проективный тест «Человек под дождем», проективный тест «Несуществующее животное».

Результаты: прослеживается корреляция между повышенной тревожностью и тревогой родителей, гиперпротекцией и предпочтением женских качеств в воспитании, с одной стороны, и нежеланием преодолевать жизненные трудности у детей, с другой стороны. При отсутствии патологического типа воспитания не выявляется недостаточность адаптации.

Выводы: при анализе тестирования детей и родителей была выявлена взаимосвязь между стилем воспитания, степенью тревожности родителей и адаптационной способностью и страхами детей, что свидетельствует о необходимости коррекции методов воспитания с целью повышения психологической готовности детей к жизненным трудностям. Литература

1. Нахимовский А.И., Шишков В.В. Практическая психотерапия детей и подростков.

2. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств. Карманный справочник врача и психолога.

3. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия.

forcipe

том 2 спецвыпуск 2019

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.