Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2009 год № 1 (1)
08.00.00 Экономические науки
УДК 330.133
Н.Д.Литвин, О.В.Давыденко
Литвин Николай Дмитриевич - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и производственного менеджмента ДВГТУ. E-mail: [email protected]
Давыденко Ольга Вячеславовна - аспирант кафедры экономики и производственного менеджмента ДВГТУ. E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассмотрена реализация концепции управления стоимостью инновационного предприятия, состоящая из четырех этапов. Представлен алгоритм исследования ключевых факторов стоимости, использующихся для построения операционной модели деятельности предприятия. Использован метод, основанный на анализе чувствительности стоимости к отдельным факторам. Предложена модель управления стоимостью производственного и финансового циклов бизнеса.
Ключевые слова: управление стоимостью предприятия, ключевые факторы стоимости предприятия, модель управления стоимостью предприятия.
Nikolay D. Litvin, Olga V. Davydenko INVESTIGATION INTO KEY ENTERPRISE VALUE FACTORS
The article analyzes a four-stage concept of value management of an innovative enterprise and presents an algorithm of investigating into the key factors of an enterprise value used for enterprise activity modeling. The authors introduce a method based on the analysis of the sensitivity of enterprise value to certain factors. The production and financial cycle cost management model is proposed.
Key words: enterprise value management, key factors for enterprise value, enterprise value management model.
Под управлением стоимостью компании подразумевается комплекс управленческих решений и мероприятий, направленных на изменение ее текущей стоимости. Стоимость - лучшая мера результатов деятельности потому, что ее оценка требует полной информации. Однако расплатой за универсальность данной категории (стоимости) является сложность ее определения: она меняется со временем, она не одинакова для различных участников рынка и зависит от целей, которые они преследуют.
Процесс управления рыночной стоимостью компании использует в качестве базы доходный подход к оценке компании (бизнеса). Превалирующим методом, реализующим финансовый взгляд на компанию и стоимостную модель управления, в рамках данного подхода является метод дисконтированных денежных потоков (DCF method).
В общем случае рыночная стоимость объекта оценки, полученная методом дисконтирования денежных потоков, формируется из двух составляющих -суммы дисконтированных денежных потоков, генерируемых компанией в течение прогнозного периода, и стоимости компании по завершении прогнозного периода. Базовая формула расчета имеет следующий вид [2]:
(1)
(1 + г)1 (1 + г)2 " (1 + г)п (1 + г)”’
где Урасч - расчетная рыночная стоимость объекта оценки;
п - число периодов прогнозирования (прогнозный период);
¥С¥х - FCFn - денежный поток соответствующего периода прогнозирования;
Уост - стоимость объекта оценки в постпрогнозный период; г - ставка дисконтирования.
Стоимость компании по завершении прогнозного периода определяется по формуле
У = К'К
у ост у \^)
г-ё
где § - долгосрочные темпы роста компании (доходов).
Реализация концепции управления стоимостью предприятия осуществляется в 4 этапа. Наглядно процесс реализации представлен на рис. 1.
Обладая некоторым набором исходных численных характеристик предприятия - объекта оценки и управления (ООУ), можно создать стоимостную модель управления, на основе которой производится оценка эффективности управленческих решений с позиции увеличения стоимости.
В табл. 1 содержится исходная информация об анализируемом предприятии, учитывающая факторы стоимости, подверженные изменчивости.
- диагностика реального положения предприятия с учетом всех направлений и систем (маркетинга, сбыта, производства, управления);
- выявление факторов стоимости;
- определение стоимости бизнеса в текущий момент
- создание системы ключевых факторов стоимости (КСФ);
- тестирование системы КСФ;
- определение целевых качественных и количественных значений ключевых факторов стоимости;
- согласование стратегии предприятия с целевыми значениями КСФ;
- выбор оптимальной из возможных альтернативных стратегий развития предприятия
- разработка плана изменений в организационно-функциональной структуре для установления зон ответственности подразделений компании;
- разработка план производства, маркетинга, сбыта, ориентированного на достижение целевых показателей факторов стоимости, определенных на этапе формирования (корректировки) стратегии;
- определение значений ФС более низкого уровня, изменение которых влияет на ФС высших уровней;
- подготовка плана инвестиционных программ; разработка мероприятий по управлению рисками
распределение ФС по структурам компании и исполнителям как объектов контроля и ответственности; разработка менеджерами компании методов управления ФС; мониторинг исполнения плана и аналитическая работа; выявление количественных и качественных отклонений достигнутых значений соответствующих показателей от целевого уровня;
- устранение отклонений, при необходимости - изменение целей и корректировка планов
Рис. 1. Поэтапная реализация концепции управления стоимостью
ООУ представляет собой малое наукоемкое предприятие, осуществляющее производственную деятельность в сфере химической промышленности. Основной инновационный продукт, промышленное производство которого предполагается организовать, - алюмосиликатный сорбент для очистки промышленных вод от органических загрязнений.
Построение операционной модели деятельности компании предполагает выполнение качественного анализа факторов, оказывающих воздействие на величину стоимости компании (компоненты базовой расчетной формулы); далее производится их количественная оценка - определение чувствительности стоимости к изменению того или иного фактора (переменной) [3].
Таблица 1
Исходная информация об анализируемом предприятии
Характеристика Условное обозначение Единица измерения Значение
1 2 3 4
Стоимость предприятия, определенная в рамках метода ДДП V тыс.руб. 9 355,0
Цена реализации 1 куб. м. сорбента C у-е- 800,0
Объем продаж сорбента по годам прогнозного периода Q куб.м 864,0
1-й год 144,0
2-й год 360,0
3-й год 360,0
Расходы на материалы (керамзит) М тыс.руб. / год. 1 350,0
Расходы на электроэнергию Э тыс.руб. / год. 1 404,0
Расходы на заработную плату рабочих ЗП руб. / год. 75 744,0
Расходы на текущий ремонт р у.е. / год. 5 400,0
Расходы на аренду производственного помещения Ар у.е. / год. 24 000,0
Объем инвестиций с целью приобретения оборудования по годам I тыс.руб 2 653,7
1-й год 1 427,1
2-й год 1 226,6
3-й год 0,0
Объем целевого бюджетного финансирования по годам F тыс.руб. 3 750,0
1-й год 1 500,0
2-й год 2 250,0
3-й год 0,0
Ставка налога на прибыль Т 0,24
Ставка дисконтирования г 0,2725
Темпы роста доходов предприятия ё 0,041
На рис. 2 изображены основные переменные, участвующие в формульном расчете. В рамках управления стоимостью компании указанные факторы могут быть детализированы с учетом более мелких составляющих. В частности, величина годового денежного потока будет определяться исходя из соотношения
ТСЯ- = (В, х (1 - Т) + Я- -4 (3)
где /*’( 7*’, - денежный поток /-го года;
Д - совокупная годовая выручка от реализации продукции /-го года;
- себестоимость реализованной продукции /-го года;
- целевое бюджетное финансирование ьго года (налогом на прибыль не облагается);
Т - ставка налога на прибыль;
/г - инвестиции с целью приобретения оборудования ьго года.
В свою очередь, выручка от реализации продукции рассчитывается по формуле
Вг = С X а, (4)
где С - цена единицы продукции;
<2 - объем продаж продукта.
Себестоимость продукции также находится в линейной зависимости от объемов продаж по годам прогнозного периода в части таких ее составляющих, как затраты на материалы М, затраты на электроэнергию Э, затраты на заработную плату рабочих, занятых в производстве ЗП. Данные составляющие определяются по следующим формулам:
М = Смх а, (5)
э = сэ х д, (6)
115
зп = сзп х д, (7)
где См, Сэ, Сзп ~ соответственно статьи «Материалы», «Электроэнергия» и «Заработная плата рабочих, занятых в производстве», калькуляции 1 м сорбента.
Рис. 2. Основные факторы, формирующие стоимость компании
Прочие составляющие себестоимости сорбента включают в себя затраты на топливо (мазут) и вспомогательные материалы (реагенты), линейно зависящие от объемов производства по годам прогнозного периода, и компоненты, не имеющие такой зависимости (амортизационные отчисления, административные расходы, заработную плату АУП), а для первого года прогнозного периода - разовый платеж за разработку сайта компании.
Формулы, по которым рассчитываются затраты на топливо и реагенты, идентичны формулам (5) - (7):
Топл = Стопл X Q, (8)
Реаг = СреагX Q. (9)
Чувствительность стоимости предприятия определяется ее эластичностью по изменяемым параметрам модели.
Термин «эластичность» показывает, на сколько процентов изменится оценка стоимости компании, если исследуемый фактор стоимости при прочих равных условиях изменится на 1 %. Эластичность показателя Y по показателю X рассчитывается по следующей формуле [1]:
Eyx= dY/ dXx X/ Y, (10)
где Eyx — эластичность показателя Y по показателю X.
В табл. 2 приведен упрощенный расчет стоимости рассматриваемого бизнеса. Расчет не учитывает инфляцию и имеет своей целью показать схему
формирования стоимости и механизм включения в нее анализируемых
факторов.
Таблица 2
Расчет стоимости бизнеса
Факторы Расчет ДП
1 2
Год 1 2 3 4
Цена ед. С 19 640 19 640 19 640
Объем производства Q 144 360 360 360
Выручка от реализации В 2 828 160 7 070 400 7 070 400
Себестоимость S, в т.ч. 2 391 501 3 914 338 3 914 338
Материалы М 360 000 900 000 900 000
Электроэнергия Э 374 400 936 000 936 000
З/п осн. раб. ЗП 96 998 242 496 242 496
Ремонт Р 11 048 11 048 11 048
Аренда Ар 589 200 589 200 589 200
Прочие составляющие S (амортизация, з/п АУП, административные расходы) 959 855 1 235 594 1 235 594
Прочие поступления F (бюджетное финансирование) 1 500 000 2 250 000 0
Налоги 104 798 757 455 757 455
1 2
FCF от операционной деятельности 1 831 861 4 648 607 2 398 607
Инвестиции (затраты на приобретение активов) I 1 427 200 1 226 200 1 000
Доходы от инвестиционной деятельности 83570,41 83570,41 83570,41
FCF от инвестиционной деятельности -1 427 200 -1 226 200 -1 000
БСБ 1-го года 404 661 3 422 407 2 397 607 2 397 607
Коэффициент дисконтирования 0,7859 0,6176 0,4853 0,3814
Дисконтированный FCF ьго года 318 005 2 113 567 1 163 603 914 422
Реверсия 3 949 989
Итого стоимость бизнеса 7 545 163
Анализ чувствительности стоимости по базовым переменным, подверженным изменчивости, приведен в табл. 3.
Таблица 3
Анализ чувствительности стоимости по базовым переменным,
подверженным изменчивости
Изменяемая переменная Формула расчета ёУ / ёХ Значение ёУ / ёХ X/ У Еух
1 2 3 4 5
С о-т)х(2 а + а ) г=1 (1 + г) (1 + г) x(r-g) 838,5016 0,00260299 2,182613065
б (1-Т) х /с, ~см-с, -Й0 -Йш -й6Ш о! + £ (1 + г)‘ V С -С -С--Й- -й -й п _|_ ^3 ^М 1Уф 1УдИё 1У дааа ч, ^ (1 + г)4х(г-£) V 1,392804967
См -(1 Т)хУ а + 4а ' ' £(1 + гу (1 + Г)4х(г-^) - 838,5016 0,00033134 0,277827529
Сэ -(1 Т)х§ ^ + 4а ' ' £(1 + г)' (1 + г)4х(г-§) - 838,5016 0,00034459 0,28894063
Сзп -о т)х2 а + 4а ' ' £(1 + г)’ (1 + г)4х(г-^) - 838,5016 7,0685Е-05 0,059269502
Р - (1-Т) х к х 1 1 ч х(> + 2 ) и (1 + 0” (1 + г)4х(г-^-) 65,978636 5,9641Е-05 0,003935022
1 2 3 4 5
Ар - (1-Т) х к х Б х 12 х 1 1 ч (/ 1 й ) УН(\ + Гу (\ + r)4x(r-g) 158348,73 1,3254Е-06 0,209867866
Р ^ 1 , 1 ..ръ г=1 (1 + г)г V (1 + r)гx(r-g) V 0,340391421
I хЬ і Л і /з - > -X — Н : X — г=1 (1 + г)‘ V (1 + r)гx{r-g) V 0,249126448
Т | В3 -^з +Р3 £ (1 + Г)п (1 + г)4 - 9 023 448 3,1808Е-08 0,287021964
г 37879167 3,6116Е-08 1,368038442
£ РСР3 (1 + 04 х(г-^)2 17062587 5,4339Е-09 0,092717157
Из данных табл. 3 следует, что ключевыми факторами, оказывающими влияние на стоимость компании, являются цена реализуемой продукции и объем продаж по годам прогнозного периода. В наименьшей степени стоимость предприятия меняется под воздействием таких факторов как расходы на ремонт и зарплату рабочих, занятых в производстве.
Однако следует иметь в виду, что различные факторы в разной степени поддаются регулированию со стороны руководства компании. Часть факторов оказывает сильное влияние на стоимость компании, однако их улучшение может потребовать значительных ресурсов и времени. Так, далеко не на всех рынках допустимо свободное манипулирование ценой, которое позволяло бы воздействовать на финансовые результаты компании. Часто цена диктуется рынком, и ее изменение происходит независимо от воли руководства компании.
Чтобы учесть этот момент, необходимо для каждого финансового фактора стоимости определить «потенциал улучшения» (на сколько процентов может быть в обозримом будущем изменен тот или иной показатель) и умножить данную величину на уже рассчитанный коэффициент
чувствительности. В результате получится показатель, отражающий
максимально возможное изменение V под воздействием рассматриваемого фактора стоимости при прочих равных условиях.
Рассчитаем обобщенный рейтинг факторов стоимости, если потенциал улучшения изменяемых параметров составляет: для цены продукции - 30 %,
для объемов производства по годам прогнозного периода - 5 %, для затрат на материалы, электроэнергию и заработную плату рабочих, занятых в производстве, - соответственно 5, 5 и 1 %, для затрат на ремонт - 20 %, для месячной ставки аренды - 3 %,
для налоговой ставки, ставки дисконта и долгосрочных темпов роста компании - 0 % (не зависят от действий руководства).
Расчет рейтинга факторов стоимости с учетом потенциала улучшения изменяемых параметров приведен в табл. 4.
Таблица 4
Расчет рейтинга факторов стоимости с учетом потенциала улучшения
изменяемых параметров
Изменяемый параметр Эластичность Еух Потенциал улучшения П Итоговый рейтинг (Еух х П)
1 2 3 4
Цена продукции 2,182613065 30 65,478392
Объем производства 1,392804967 5 6,9640248
Цена материалов 0,277827529 5 1,3891376
Электроэнергия 0,28894063 5 1,4447031
Заработная плата 0,059269502 1 0,0592695
Ремонт 0,003935022 20 0,0787004
Аренда 0,209867866 3 0,6296036
Финансирование 0,340391421 0 0
Инвестиции 0,249126448 25 6,2281612
Налоги 0,287021964 0 0
Ставка дисконта 1,368038442 0 0
Темпы роста 0,092717157 0 0
Как следует из данных табл. 4, картина распределения факторов стоимости по степени воздействия на стоимость меняется, но незначительно. Наиболее значимыми факторами с точки зрения формирования стоимости по-
120
прежнему остаются цена продукции и объемы производства по годам прогнозного периода (65,48 и 6,96 соответственно), однако к ним добавляется фактор инвестиций в основные производственные фонды, итоговый рейтинг которого составляет 6,23. Зато такие факторы, как размер бюджетного финансирования, налоговой ставки, ставки дисконта и долгосрочных темпов роста компании, вообще «уходят с арены» - их величина не поддается регуляции со стороны руководства компании.
На практике менеджеры компании, как правило, сталкиваются с необходимостью оценить целесообразность определенного управленческого решения, связанного с изменением не отдельно взятого фактора стоимости, а нескольких в совокупности. Рассмотрим динамический способ оценки условий изменения стоимости компании, основанный на анализе множества всех ее составляющих.
Условием роста стоимости компании V при изменении всех ее составляющих является положительное значение разности:
5 У = (Уновое — Устарое) > 0, (11)
где Устарое - оценка стоимости компании до изменения составляющих
стоимости; Уновое - оценка стоимости компании после изменения
составляющих стоимости.
Изменяемыми составляющими стоимости являются АС, Лд, ЛСМ, ЛСЭ, ЛСЗП, ЛР, ЛАр, ЛЕ, Л1, ЛТ, Лг, Л^
С математической точки зрения функция стоимости V (соотношение (1) с учетом (3) является функцией многих переменных. Вариация 5V имеет следующий вид:
5К= — хАС+^ хАО+... + ^ хА^ (12)
дУ дУ дУ
где дИдх - частная производная стоимости (1.2) по соответствующей переменной (составляющей стоимости) х;
Л - вариация (произвольное изменение) составляющих стоимости в абсолютном выражении.
Из приведенных выше уравнений следует:
если соотношение (12) больше нуля, то это означает, что при заданном одновременном изменении составляющих стоимость увеличилась;
если соотношение (12) равно нулю, то это означает, что стоимость не изменилась;
если выражение (12) меньше нуля, то это означает, что стоимость компании уменьшилась.
Таким образом, соотношение (12) является ориентиром для контроля процесса увеличения стоимости по результатам операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании.
Определим ЗУ на основе данных табл. 5.
Таблица 5
Определение значения вариации
Изменяемая переменная Старое значение Новое значение Изменение
Цена единицы продукции, руб. 19 640 22 586 2 946
Месячная ставка аренды, долл. 10 12 2
Затраты на материалы, руб. 2 500 3 000 500
ЗУ = 838,51 х 2946 + (-158348,73) х 2 + (-838,51) х 500 = 1734298 руб.
Изменение стоимости в результате принятия управленческого решения положительно, таким образом, можно сделать вывод о целесообразности принимаемого решения.
Рост и развитие инновационного предприятия от ранних к более поздним стадиям сопровождаются увеличением основных фондов и капитала, расширением производства и сбыта. Предприятие становится прибыльным, величина и периодичность денежных потоков приобретают упорядоченный характер. На данном этапе у менеджеров появляется дополнительная возможность управления стоимостью компании с помощью параметров производственного и финансового циклов.
На рис. 3 изображена структура производственного и финансового циклов предприятия в случае, если хозяйственные операции ведутся без авансирования.
Рис. 3. Структура производственного и финансового цикла предприятия
Несмотря на то, что происходит непрерывное движение активов внутри одного цикла от одного этапа производственного процесса к другому, реальное изменение величины денежных средств происходит лишь дважды: в момент погашения предприятием кредиторской задолженности и в момент получения платежа за отгруженную продукцию от дебиторов.
Основная формула для построения модели устойчивости имеет вид:
1 Сркз
Е‘ =^х------Г1
Я Я
а<
Я3,
пц
я
'х 1 Сркз,
СР,
ЯЗ,
^дз+ТПц Ткз
Я
1 срдз
КГфЦ
(13)
где t - период, для которого рассматривается влияние цикла;
Я - единица плюс ставка дисконтирования;
Ес - стоимость цикла;
СЕкзг ~ денежный поток, обусловленный погашением кредиторской задолженности;
СРдзг - денежный поток, обусловленный погашением дебиторской задолженности.
Уберем из формулы период, как не влияющий на последовательность рассуждений, и оставим только временные характеристики циклов:
(14)
Поскольку производственный процесс на любом предприятии является основным источником поступления денежных средств, то должно выполняться неравенство положительности вклада, вносимого потоками от оборота активов в итоговую стоимость бизнеса. В противном случае, будет наблюдаться ситуация, когда для компенсации отрицательной стоимости от производственной деятельности будут использоваться денежные поступления от продажи основных средств или будет «проедаться» амортизация:
Ес> 0. (15)
После ряда преобразований получим критерий неубывания стоимости бизнеса при совершении текущих операций:
1 СРЯг\ С^г т,
57 х ~Срк +ТЖ2- г10:^-£ >.СР1с =* > СР1с х Дг“» (16)
Кйд и. к
Если неравенство (16) нарушается, то, в конечном итоге, не изменив существующую политику в сфере закупок, производства и сбыта, предприятие станет банкротом по причине постоянно уменьшающейся стоимости.
На практике использование неравенства 16 может выглядеть следующим образом: из отчетности за прошедший период берутся величины дебиторской и кредиторской задолженностей, рассчитывается длительность финансового цикла и с помощью минимальной ставки требуемой доходности выполняется сравнение по формуле (16). Далее делается вывод об эффективности хозяйственной деятельности предприятия и об «уничтожении» стоимости. Фактически неравенство (16) дает еще один критерий оценки влияния управленческих решений на результат текущей хозяйственной деятельности предприятия.
Если вследствие принятия решения неравенство будет нарушено, то целесообразно такое решение не принимать или отложить его принятие до того момента, когда условия будут более благоприятны.
Оценка влияния стоимости циклов неразрывно связана с процессом управления стоимостью циклов бизнеса посредством решения задачи по приращению стоимости циклов. В рамках данного направления используется метод, основанный на анализе чувствительности стоимости к отдельным факторам. Метод основывается на расчете коэффициентов чувствительности и выборе из всего перечня факторов тех, влияние которых на стоимость оказывается наиболее значительным (факторы, имеющие наибольшие коэффициенты чувствительности).
Модель управления стоимостью циклов через анализ чувствительности описывается формулой (17), посредством которой обеспечивается связь изменения факторов со стоимостью бизнеса.
Ц- = ЪЧ*7г, (IV)
& п ип
где Ё - стоимость бизнеса (случайная величина);
Е - ожидаемая стоимость бизнеса Е = М[Ё];
А Ё - приращение стоимости бизнеса;
бп ~ - значение фактора п (случайная величина);
Фп - ожидаемое значение фактора п; Фп=М [ б п ];
А дп - приращение п-ого фактора;
К - коэффициент чувствительности стоимости бизнеса к и-ому фактору.
Интерпретация содержания коэффициентов чувствительности может быть следующей: коэффициент чувствительности показывает, на сколько процентов изменится стоимость бизнеса или бизнес-единицы при изменении величины фактора на один процент. Соответственно, чем больше коэффициент, тем на большее число процентов изменится стоимость.
Следует отметить, что по мере изменения факторов, пусть даже не всех, чувствительность стоимости ко всему набору факторов будет меняться практически вне зависимости от того менялся именно этот фактор или другой.
Формула расчета коэффициентов выглядит следующим образом (18):
К = ЯЛ . (18)
дОп Е
В табл. 6 содержатся исходные данные для анализа чувствительности стоимости предприятия к отдельным параметрам производственного и финансового циклов. В качестве объекта анализа рассматривается то же самое малое наукоемкое предприятие при условии, что оно вышло на показатели завершающей фазы развития.
Стоимость ООО «Техносорб», определенная методом прямой капитализации, составила 10 356 834 руб.
Значение Тпц получены исходя из длительности производственного цикла, равной 10 дням (10/365 = 0,027); Тдз - значение дебиторской задолженности, исходя из длительности, равной 20 дням (20/365 = 0,055); Ткз -значение кредиторской задолженности, исходя из длительности, равной 15 дням (15/365 = 0,041).
Таблица 6
Исходные данные для анализа чувствительности стоимости предприятия к отдельным параметрам производственного и финансового циклов
Параметр Ед. изм. Значение
Тпц дней 0,027
Тдз дней 0,055
Ткз дней 0,041
CFдз руб. 7 070 400
CFкз руб. 3 914 337,9
Я % 27,25
В табл. 7 приведены формулы расчета коэффициентов чувствительности, выведенные с использованием формулы (18), и расчетные значения коэффициентов.
Таблица 7
Формулы расчета коэффициентов чувствительности
Коэффи- циент чувстви- тельности Формула расчета —— ЗОп Значение дЁ дбп Значение — Е к
Ткз СЕ- ^х1п К КТЕ, 11667265 0,000000002645 0,030863783
ТДЗ ^ х1п Я I С -4С 11667265 0,000000005291 0,061727567
Т П Ц СРлс ^ х1п Я I С -4С -6082317 0,000000003968 -0,024134617
СЕкз 1 1,12779116 0,682679635415 0,769920056
СРдз 1 1,06197512 0,377947326732 0,401370658
я 1 ( ' СЕЛс Л X Ес X X Тоо+Щд V Я -3311976,1 0,000000022352 -0,074030581
Из данных табл. 7 следует, что основное внимание менеджеров должно быть уделено кредиторской задолженности в части оплаты поставляемых материалов и сырья (чувствительность 0,76%), а также своевременному и в полном объеме взысканию дебиторской задолженности (чувствительность 0,401%). Наименее значимыми факторами циклов являются периоды оборота кредиторской и дебиторской задолженностей (0,03% и 0,06% соответственно).
Построение операционной модели деятельности компании предполагает выполнение качественного анализа факторов, оказывающих воздействие на величину стоимости компании. Затем производится их количественная оценка
- определение чувствительности стоимости к изменению того или иного фактора. Чувствительность стоимости предприятия определяется ее эластичностью по изменяемым параметрам модели.
Рассмотрен динамический способ оценки условий изменения стоимости компании, основанный на анализе изменения стоимости по изменению многих составляющих этой стоимости. Метод основывается на расчете коэффициентов чувствительности и выборе из всего перечня факторов тех, влияние которых на стоимость оказывается наиболее значительным. Модель управления стоимостью циклов через анализ чувствительности позволяет менеджменту воздействовать на определенные факторы и принимать обоснованные управленческие решения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления. М.: Дело, 2003. 480 с.
2. Коупленд Т., Колер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 576 с.
3. Скотт М. Факторы стоимости: руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 432 с.