Научная статья на тему 'Исследование классификации многоповодковых механизмов параллельной кинематики'

Исследование классификации многоповодковых механизмов параллельной кинематики Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
THE MECHA­NISM OF PARALLEL STRUCTURE / STEWART''S PLATFORM / МНОГОПОВОДКОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ ПА­РАЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ / КОЭФФИЦИЕНТ СИММЕТРИЧНОСТИ / ПЛАТФОРМА СТЮАРТА / ЖЁСТКОСТЬ МЕХАНИЗМА / THE MULTI LEVER MECHANISM / ELEMENTARY STRUCTURE / SYMMETRY FACTOR / RIGIDITY OF THE MECHANISM

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Шамутдинов Айдар Харисович

Составлена новая классификация много и, в частности, шестиповодковых механизмов параллельной структуры стержневого типа. Найдены закономерности расположения многоповодковых механизмов параллельной структуры в классификационной таблице. Предложены параметры для оценки жёсткостных характеристик данных механизмов. Для дальнейшего исследования выбран новый вариант платформы Стюарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Шамутдинов Айдар Харисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of classification of multi-lever mechanisms with parallel kinematics

New classification of multi-lever mechanisms and in particular six lever mech­anisms with parallel rod type are considered. The location of multi-lever mech­anisms parallel structure in the classification table is offered and options for assessing the stiffness characteristics of these mechanisms are resulted.

Текст научной работы на тему «Исследование классификации многоповодковых механизмов параллельной кинематики»

УДК 621.01:062-182:531.1 Д Х ШАМУТДИНОВ

Омский государственный технический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ МНОГОПОВОДКОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ КИНЕМАТИКИ

Составлена новая классификация много - и, в частности, шестиповодковых механизмов параллельной структуры стержневого типа. Найдены закономерности расположения многоповодковых механизмов параллельной структуры в классификационной таблице. Предложены параметры для оценки жёсткостных характеристик данных механизмов. Для дальнейшего исследования выбран новый вариант платформы Стюарта. Ключевые слова: многоповодковый механизм, элементарная структура, механизм параллельной структуры, коэффициент симметричности, платформа Стюарта, жёсткость механизма.

1. Классификационная таблица многоповодковых механизмов

Многоповодковые механизмы стержневого типа, в частности механизмы на базе платформы Стюарта [1], успешно применяются в технологических машинах, в частности в металлорежущих станках и робототехнике. Теоретических рекомендаций по созданию данных механизмов в технической литературе пока ещё недостаточно. Один из вопросов, требующих дальнейшей проработки, является анализ данных механизмов и их классификация. В работах [1 —4] были рассмотрены многоповодковые механизмы, у которых поводки располагались симметрично в пространстве. А именно, предполагалось, что у симметричных, относительно вертикальной плоскости (оси) структур, длины поводков имеют одинаковую длину. Кроме того, в плоскости симметрии должны располагаться не более двух поводков (не более четырёх кинематических пар). Такие структуры представлены в табл. 1.

Здесь: С — структура механизма, т.е. совокупность элементов и характер соединения поводков с телом и базой, е| — элементарная структура механизма, Уп (. — количество вариантов механизмов ¡-ой группы, в зависимости от числа приводов т и числа поводков п, Кп 1 — общее количество вариантов механизмов, составленных из ¡-ой структуры, имеющей п-поводков.

Если рассматривать структуры в общем виде, т.е. у которых поводки будут иметь разную длину, то табл. 1 преобразуется в табл. 2.

Другими словами, количество структур в табл. 1 представляют собой частный случай количества структур, представленных в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что общее количество механизмов, которые можно «синтезировать» из элементарных структур, можно представить формулами:

*(е,)=£сГ = 2'

т=0

) = £ С2" = 22, К(е,) = К(е<) = £ С3" = 2\

т=0 т=0

К(е5)=К(е6)=К(е1)=£с:=2\

т=О

*(«.) = *(«») = К(е, 0)=К(еи)= К(еп)= £с5" = 25, (1) К(еи)=К(е1А)=К(е„)=К(е] 6) = = К(е„)= К{еп)= К(е„)= К(е20)= £сб" = 26,

т=О

Ст

— это число т-сочетании из п элементов.

■ • п

Таким образом, можно записать: К,) = 2\ К2. = 22, К3= 23, К4. = 24, К51 = 25, К6, = 26.

Рис. 1. Варианты механизмов группы е5

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (100) 2011

Таблица 1

С I А А N м Ж ia Ж М Ж Ш м ДО Ж ш № Ж А Ж

Ут\ П, I \ ет е2 е3 е4 е5 ев е? е8 е9 ею еп е]2 еп е14 в16 еп е18 в]? его

V0 п, I 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

V1 1 1 1 3 1 2 3 3 3 3 5 5 1 2 3 6 6 6 6 6

V2 п, I 1 1 3 3 4 4 6 6 6 10 10 4 4 9 15 15 15 15 15

к3 1 1 1 2 3 6 6 6 10 10 4 6 10 20 20 20 20 20

г4. Л ,г 1 1 1 3 3 3 5 5 4 4 9 15 15 15 15 15

К5. 1 1 1 1 1 1 2 3 6 6 6 6 6

к6 1 1 1 1 1 1 1 1

к, 2 3 4 8 7 10 12 20 20 20 32 32 16 20 36 64 64 64 64 64

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (100) 2011

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

00

Р9 Р9 Р9 Р9 Р9 Р9 Р9 3£ гч 3£ 3£ 3£ 91 91 91 8 8 р 3 "я

1 1 1 1 1 1 1 1 г* и 9Л

9 9 9 9 9 9 9 9 1 1 1 1 1 ¡л

51 51 51 51 51 51 51 5 5 5 5 5 I 1 1 Ги л „л

03 оз оз 03 оз 03 03 03 01 01 01 01 01 Р Р Р 1 1 сЛ

51 51 51 51 51 51 51 01 01 01 01 01 9 9 9 £ £ I гЛ

9 9 9 9 9 9 9 9 5 5 5 5 5 Р Р Р £ £ 3 I -'"л \Л

I I I I I I I I 1 I I I I 1 1 1 I I I I 1'и оЛ

огэ «[а 81Э "э 910 510 "0 г1Э "0 010 «0 80 ¿0 »0 =0 £0 г© \ ¡'и \шЛ

Ж Ж Ж М га Ш ш ДО № в ¥ и! ш ш И N т V I О

Iейиудвх

В общем виде это можно представить формулой:

К„.,=±с:= 2", (2)

т=0

где Кп^ — количество механизмов, получаемых из ой элементарной группы, имеющей п поводков: п = = 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Если учитывать, что структура с т = 0 — это всё-таки не механизм, а ферма, то формула (2) преобразуется:

кп.,=1£с: = 2" -1.

т= 1

Для табл. 2 также можно записать:

К =с,°, у,], =с; К=с°. К = с2 • К = сг2

К = с° - К = сз. К = сз. ^ = с] и т.д.

В общем виде можно записать: V"} = С" (3)

Например, для группы е5: К°5 = С4° = = 1, ^=^= — = 4, У4\ = С42 = — = 6, гД=С43= —= 4,

4.5 4 , 4.5 4 , 4,5 4 ^

= ^ = = 1, что соответствует действительности (рис. 1).

Таким образом, для любой структуры многоповодкового механизма можно подсчитать количество вариантов механизмов ьой группы, в зависимости от числа приводов т и числа поводков п и общее количество вариантов механизмов, составленных из ьой структуры, имеющей п-поводков.

2. Степень совершенства многоповодковых структур

Известно, что динамические свойства механизма помимо внешнего силового воздействия и инерционных характеристик определяются, в том числе, его кинематическими параметрами. Анализируя данные табл. 2 (число структур в элементарной группе, количество механизмов элементарной группы, количество поводков и приводов и др.) можно сделать вывод, что кинематика и динамика механизма параллельной структуры в основном определяется геометрией самой структуры, т.е. числом, линейными размерами и взаимным расположением, друг относительно друга, звеньев данной структуры (расположение кинематических пар).

Степень совершенства данных структур будем оценивать параметром который условно назовём коэффициентом симметричности I-ой группы:

(к.Х

111

где (Кп ¡), и (Кп ,)2 — это количество структур механизмов ¡-ой группы, соответственно в табл. 1 и табл. 2. Для наглядности выпишем значения Б, в табл. 3.

По возрастанию коэффициента симметричности табл. 3 перепишем в табл. 4.

Из табл. 4 видно, что 5П1|П = Б, = Б4 = Б,, = Б12 = 516 = = ^17= ^18= ^19= 520 = 1 и 5тах = 513 = 4, т.е. в общем случае параметр находится в пределах: 1 < < 4.

Анализируя данные табл. 1 и табл. 2, можно увидеть, что элементарные группы: е]Р е4, еп, е12, е]6, е]7, е]8, е19 и е20 по своему строению (расположению поводков) — ассиметричны (относительно

6 5

-4 3

■ ■ ■

Рис. 3. Кинематическая схема структуры е'14 (п=6, ш=6)

вертикальной плоскости), т.е. структуры их групп представлены в общем (произвольном) виде. Симметричность структуры группы, а следовательно, и механизма в целом является важной предпосылкой жёсткости конструкции механизма, а именно использование механизмов с данными структурами на практике, в общем, с точки зрения жёсткости конструкции, будет не целесообразным. Наоборот, использование группы е13, известной (при ш = 6) как платформа Стюарта, будет рациональным.

Анализируя данные табл. 4, видно, что большие коэффициенты симметричности имеют группы: е15 (3,5=1,78), е3 (Б3 = 2), е5 (Б5 = 2), е5 (35 = 2,29), е14 {Б|4 = 3,2), е13 (513 = 4). Если из этих групп выделить структуры по возрастанию коэффициента симметричности, то запишем цепь:

1) е,5->е3->е5->еи->е,3. (5)

Выделяя из цепи (5) только шестиповодковые механизмы, можно обнаружить ещё одну цепь:

2) е,5->е,4—>е)3 или Б,5( 1,78)—>514(3,2)—> 5,3(4). (6)

Анализируя цепь (6) нетрудно заметить, что наиболее симметричной является группа е14, которая по

симметричности (Б,,, = 3,2) не уступает группе е,3 (платформе Стюарта, 5,3 = 4). Следующими будут группы е5 и е3, которые представляют собой «модули» для сборки шестиповодковых механизмов. Как отдельные механизмы они нашли широкое применении в робототехнике, в виде: трех - и четырёхкоор-динатных манипуляторов. Структуры: е13(платформа Стюарта), е5 и е3 по своим кинематическим и динамическим свойствам описана уже довольно подробно во многих источниках литературы. Поэтому большой интерес представляет собой исследование малоизученной группы е,4.

3. Анализ структуры группы е14

Коэффициент симметричности для группы можно отождествить с жёсткостью механизма, причем жёсткость механизма — прямо пропорциональна коэффициенту симметричности. Чем выше коэффициент симметричности структуры группы, тем выше и жёсткость механизма. Примером этого является наиболее известная группа е13, известная как механизм или платформа Стюарта.

Симметричность и жёсткость группы е, 4, как и платформы Стюарта, объясняется геометрией расположения поводков структуры (рис. 2).

Во-первых, имеются три л (или V) -образных звена, которые одной ветвью «сходятся» в одной точке (на самом деле — это условно, т.к. каждый поводок имеет свою кинематическую пару), что повышает устойчивость конструкции;

Во-вторых, разнесённые между собой через угол в 120° они, сточки зрения устойчивости, представляют собой жёсткую конструкцию.

В-третьих, при статическом и динамическом расчётах, достаточно провести исследование только одной л (или V) -образной ветви, что значительно упростит расчёты.

Под поводком понимается звено, соединяющее подвижное тело (платформу) и неподвижное основание посредством кинематических пар. Поводок, который может изменять свою длину является приводом. В конструктивном исполнении привод может представлять собой, например, гидро-, пневмоци-линдр; поступательная, шарико-винтовая пара и т.д.

Представленная на рис. 2 структура является разновидностью платформы Стюарта, однако она обладает своими особыми кинематическими и динамическими свойствами, что позволяет говорить о самостоятельной структуре механизма, отличной от механизма Стюарта.

Рис. 4. Кинематическая схема структуры е"и (п=6, ш=4)

Другим вариантом структуры е]4 будет структура еу14, представленная на рис. 3. Как видно из рис. 3, отличие этой структуры от структуры е14 состоит в её геометрии: кинематические пары 1 -2,3-4 и 5-6 располагаются не по радиусу, а по окружности неподвижной платформы. При этом угол расположения кинематических пар 1 -2, 3-4 и 5-6 обозначен как а. Значение этого угла определяется размерами самих кинематических пар (шарнир Гука, сферическая пара) и размером (радиусом Я) подвижной платформы.

Как видно из табл. 2 количество вариантов механизмов, которые можно «синтезировать» из структуры е|4 в общем виде равно К6|4 = 64. Так как структура, представленная на рис. 2, является симметричной, то, по табл. 1, количество вариантов будет К614 = 20. Один из вариантов механизма, представлен на рис. 4 (структура е"14).

Выводы:

1) составлена общая классификационная таблица многоповодковых механизмов (табл. 2);

2) найдены математические зависимости для определения общего числа вариантов многоповодковых механизмов, в зависимости от числа приводов и общего числа поводков (формулы (2) — (3));

3) на основе таблицы коэффициентов симметричности (табл. 4) предложены цепи (5) — (6) для анализа механизмов данных структур;

4) для дальнейшего исследования предложена структура (е14) шестиповодкового механизма близкая, по кинематическим, динамическим и жёсткост-ным свойствам, платформе Стюарта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Манипуляционные системы роботов / А. И. Корендясев [и др.]; под общ. ред. А. И. Корендясева. — М.: Машиностроение, 1989. - С. 472. - ISBN 5-217-00461-4.

2. Гаврилов, В. А. Классификация механизмов для технологических машин с параллельной кинематикой / В. А. Гаврилов, А.Г.Кольцов,А.X.Шамутдинов//СТИН. - 2005. - №9. - С.28-31.

3. Шамутдинов, А. X. Анализ и определение общего числа элементарных структур многоповодковых механизмов для технологических машин с параллельной кинематикой / А. X. Шамутдинов // Актуальные проблемы развития техники и экономики в условиях Крайнего Севера: сб. науч. трудов. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2007. - С.66-74. - КВЫ5-8149-0512-3.

4. Шамутдинов, А. X. Определение количества вариантов многоповодковых механизмов параллельной структуры методом комбинаторики / А. X. Шамутдинов // Актуальные проблемы в науке и технике: сб. тр. Пятой Всерос. зимней школы-семинара аспирантов и молодых ученых, 17 — 20 февраля 2010 г. В 2 т. Т. 2. Химия, новые материалы, химические технологии, машиностроение, электроника, приборостроение, теоретические и практические проблемы экономического развития, естественные наук. - Уфа : Изд-во «УГАТУ», 2010. - С. 423 - 427.

ШАМУТДИНОВ Айдар Харисович, старший преподаватель кафедры «Гидромеханика и транспортные машины».

Адрес для переписки: e-mail: 1972id@list.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2011 г. © А. X. Шамутдинов

Книжная полка

УДК 621 /МЗЗ

Маталин, А. А. Технология машиностроения: учеб. для вузов по специальности 151001 направления подгот. «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»/ А. А. Маталин. — 3-е изд., стер. -СПб. [и др.]: Лань, 2010. - 511 с. - ISBN 978-5-8114-0771 -2.

В учебнике важнейшие вопросы технологии излагаются в связи с соответствующими разделами общенаучных дисциплин. Большое внимание уделяется теоретическим основам машиностроения. Подробно рассматриваются теоретическое обоснование и методики проектирования технологических процессов механической обработки и сборки в условиях единичного, серийного и массового типа производств. Представлены методика и особенности проектирования единичных, типовых и групповых технологических процессов, процессов обработки на автоматических линиях и на станках с числовым программным управлением. Особое внимание уделяется вопросам влияния типа и серийности производства на структуру технологических операций, характер технологической оснастки и содержание технологических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.