Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КАНАЛОВ И МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КАНАЛОВ И МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследования в области продвижения / медиа поведение / медиа предпочтения / каналы продвижения / методы продвижения / эффективность продвижения / research in the field of promotion / media behavior / media preferences / promotion channels / promotion methods / promotion efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.С. Ганджа, Н.Ю. Сапченко, Я.М. Щербакова, Е.Б. Кметь

В настоящее время вузы тратят значительные средства и усилия на продвижение своих образовательных услуг по экономическим направлениям подготовки. Соответственно, выявление эффективных каналов и методов продвижения на основе полевых количественных исследований в форме опроса первокурсников послужит основой разработки мероприятий продвижения, которые обеспечат достижение намеченных целей при наименьших затратах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Л.С. Ганджа, Н.Ю. Сапченко, Я.М. Щербакова, Е.Б. Кметь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON CHANNELS AND METHODS FOR PROMOTION OF UNIVERSITY ECONOMICS EDUCATIONAL SERVICES

Currently, universities are spending significant funds and efforts to promote their educational services in the economic areas of training in the conditions of intense competition in this market. Accordingly, the identification of effective channels and methods of promotion based on field quantitative research in the form of a survey of first-year students will serve as the basis for the development of promotion activities that will ensure the achievement of the intended goals at the lowest cost.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КАНАЛОВ И МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ»

УДК 366.1

ИССЛЕДОВАНИЕ КАНАЛОВ И МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Л.С. Ганджа, Н.Ю. Сапченко, Я.М. Щербакова Научный руководитель - Е.Б. Кметь

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Российская Федерация, 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41 Е-mail: kmeteb@yandex.ru

В настоящее время вузы тратят значительные средства и усилия на продвижение своих образовательных услуг по экономическим направлениям подготовки. Соответственно, выявление эффективных каналов и методов продвижения на основе полевых количественных исследований в форме опроса первокурсников послужит основой разработки мероприятий продвижения, которые обеспечат достижение намеченных целей при наименьших затратах.

Ключевые слова: исследования в области продвижения, медиа поведение, медиа предпочтения, каналы продвижения, методы продвижения, эффективность продвижения.

RESEARCH ON CHANNELS AND METHODS FOR PROMOTION OF UNIVERSITY ECONOMICS EDUCATIONAL SERVICES

L.S. Gandzha, N.Y. Sapchenko, Y.M. Shcherbakova Scientific Supervisor - E.B. Kmet

Vladivostok State University of Economics and Service 41, Gogolya Street, Vladivostok, 690014, Russian Federation Е-mail: kmeteb@yandex.ru

Currently, universities are spending significant funds and efforts to promote their educational services in the economic areas of training in the conditions of intense competition in this market. Accordingly, the identification of effective channels and methods of promotion based on field quantitative research in the form of a survey of first-year students will serve as the basis for the development of promotion activities that will ensure the achievement of the intended goals at the lowest cost.

Keywords: research in the field of promotion, media behavior, media preferences, promotion channels, promotion methods, promotion efficiency.

Особо острая конкуренция между вузами наблюдается в ежегодном привлечении абитуриентов на экономические направления подготовки 38 укрупненной группы. Динамика изменения числа бюджетных мест на эти направления подготовки характеризуется как умеренно негативная и в 2022 году составит - 6% [1]. Следовательно, совершенствование мероприятий продвижения имеет приоритетное значение для вуза, что и определяет актуальность темы исследования.

В научных работах, посвященных исследованиям в области продвижения образовательных услуг вузов [2-4], не прослеживается единой позиции к учету особенностей

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

продвижения для разных направлений подготовки, что обосновывает необходимость проведения исследований в данном направлении.

Научная новизна состоит в уточнении направлений исследований в области продвижения, необходимых для выявления эффективных каналов и методов продвижения образовательных услуг вузов [5,6].

Целью исследования является разработка методики выявления эффективных каналов и методов продвижения образовательных услуг вузов и ее проверка на основе исследования первокурсников экономических направлений подготовки ВГУЭС.

Задачи исследования. Научно обосновать направления исследований в области продвижения, предложить методику выявления эффективных каналов и методов продвижения образовательных услуг вузов и представить результаты ее проверки на примере исследования первокурсников экономических направлений подготовки ВГУЭС.

Основными направлениями исследований в области продвижения является исследование поведения потребителей, исследования рынка коммуникационных возможностей, оценка эффективности мероприятий продвижения, тестирование мероприятий продвижения.

В рамках исследования был спланирован и проведен опрос 235 первокурсников ВГУЭС, обучающихся по направлениям подготовки 38 укрупненной группы экономических направлений. Квотная выборка составила 80% от генеральной совокупности (233 человека). Результаты описательного анализа. Первую тройку лидеров каналов продвижения информации о ВГУЭС заняли официальный сайт ВГУЭС по мнению 160 респондентов (68,1% респондентов), Интернет-ресурсы: социальные сети (Instagram, Youtube, Facebook) -110 первокурсников (46,8% респондентов), друзья и родственники - 79 первокурсников (33,6% респондентов).

В рамках исследования были выдвинуты гипотезы о существовании зависимости между следующими вопросами анкеты (таблица 1). Значимость менее 5% свидетельствует, что зависимость значима, а значение Хи-квадрата свидетельствует о силе зависимости. Серым цветом в таблице выделена зависимость сильной и средней силы между вопросами.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы.

Таблица 1

Пары вопросов Значимость Хи-квадрат

1.Направления подготовки (вопрос 1) 2.Источники информации, откуда респонденты получали информацию о ВГУЭС (вопрос 8) 0,001 141,558

1. Основы обучения (вопрос 2) 2. Источники информации, откуда респонденты получали информацию о ВГУЭС (вопрос 8) 0,966 20,574

1. Источники информации, откуда респонденты получали информацию о ВГУЭС (вопрос 8) 0,019 114,155

2. Что встречали или в чем принимали участие (вопрос 10)

Во-первых, выявление эффективных каналов и методов продвижения следует проводить на основе опроса первокурсников, которые уже приняли потребительское решение и контактировали с реализованными мероприятиям продвижения вуза.

Во-вторых, анкета для опроса должна включать как вопросы, позволяющие выявить эффективные каналы продвижения образовательных услуг, так и вопросы, позволяющие изучить медиа предпочтения и медиа поведение целевой аудитории.

Далее представлены результаты срезов вопросов, демонстрирующих сильную и среднюю силу зависимости (рисунок 1).

Представители вуза Друзья или родственники Учителя школы или репетиторы Широкоформатные панно на зданиях ВГУЭС Образовательные выставки День открытых дверей Новостные интернет-порталы (IPRIM.RU) Новости по телевидению и радио Интервью Татьяны Варкулевич Интервью ректора ВГУЭС Татьяны Терентьевой для..

Интервью Льва Мазелиса для Рпшаше^а Журналы ВГУЭС Флаеры и листовки Википедия Электронные справочники Официальный сайт вуза Социальные сети (Instagram, УоиШЬе, РаееЬоок)

0

Интервью на портале Primamedia.ru Льва Мазелиса Интервью на портале Primamedia.ru Татьяны Варкулевич Не встречал ничего

50 Шйщчество респондентов

Интервью на портале Primamedia.ru Татьяны Терентьевой Деловая интеллектуальная игра «Фабрика»

Рис. 1. Соотношение между источниками информации, откуда респонденты получали информацию о ВГУЭС и того, что встречали или в чем принимали участие, Владивосток, 2021

г., количество респондентов (п=235)

В-третьих, факторы влияния на поведение потребителей сильно различаются даже для разных направлений подготовки одной укрупненной группы направлений, что доказывает необходимость проведения подобного исследования для одной конкретной укрупненной группы направлений, а критерий хи-квадрат Пирсона можно использовать для проверки сложных гипотез о равномерном распределении генеральной совокупности респондентов.

Библиографические ссылки

1. О подходах к планированию и распределению бюджетных мест по программам высшего образования. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/local/templates/minobr/video/kpc.pdf (дата обращения: 01.01.2022).

2. Ксенофонтова Т.Ю., Ершов Е.М. Использование инструментария интернет-маркетинга в продвижении образовательных услуг российским вузами // Финансовая экономика. 2019. № 6. С. 363-367. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39187661

3. Муратова Е.А. Методы интернет-продвижения образовательных услуг вузов // Московский экономический журнал. 2019. № 9. С. 79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40863399

4., Шевченко Е.В. Особенности продвижения образовательных услуг в современных рыночных условиях / Амбарцумян Л.И., Филимонова Л.И., Филимонова М.А и др. // Экономика устойчивого развития. 2020. № 2(42). С. 14-18. URL:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary 43826091 88687875.pdf

5. Кметь Е.Б. Маркетинговые коммуникации: теория, практика, управление [Электронный ресурс] : учебник для магистрантов / Е.Б. Кметь ; Дальневост. федерал. ун-т. - Электрон. дан. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. 171 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26514326

6. Кметь Е.Б., Бут А.С. Исследование медиапредпочтений и медиаповедения в социальных сетях потребителей определенной группы товаров // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 70-76.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47160429

© Ганджа Л.С., Сапченко Н.Ю., Щербакова Я.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.