Научная статья на тему 'Исследование качества "выносливость" для сотрудника таможенных органов экономического направления'

Исследование качества "выносливость" для сотрудника таможенных органов экономического направления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование качества "выносливость" для сотрудника таможенных органов экономического направления»

Т^Ьобисе^ш п^гата&си и вясаитаяия пшмфеи/шх (сафрой

Т. В. Ганзицкая, Т.А. Селиманова

Исследование качества «выносливость» для сотрудника таможенных органов экономического направления

В научной работе освещается тема исследования качества «выносливость» для сотрудников таможенных органов экономического направления. Актуальность выбранной темы определяется следующим.

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие выносливости должно происходить в единстве с развитием силы, скорости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, что очень важно в современных жизненных условиях, в частности для сотрудников таможенных органов.

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте.

Цель научной работы - исследование качества «выносливость» для сотрудников таможенных органов экономического направления. Для достижения поставленной цели авторы определяют следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие качества «выносливость»;

2. Проанализировать характеристику видов выносливости;

3. Проанализировать факторы, влияющие на проявление выносливости;

4. Рассмотреть развитие качества «выносливость»;

5. Проанализировать бег как средство развития качества «выносливость»;

6. Рассмотреть ходьбу на лыжах, способствующую повышению качества «выносливость»;

7. Проанализировать катание на коньках при развитии качества «выносливость»;

8. Проанализировать плавание как способ повышения уровня выносливости;

9. Рассмотреть профессионально-прикладную физическую подготовку;

10. Рассмотреть тесты для измерения выносливости.

Таким образом, решение данных задач позволит более полно исследовать качество «выносливость» для сотрудников таможенных органов экономического направления.

Понятие качества «выносливость»

Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой деятельности.

Время, в которое мы живем, требует от всех высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. В наши дни особенно необходимы твердость характера, решимость, мобилизация волевых усилий, сознательная активность, направленная на изменение внешнего мира и себя. Физическая культура может и должна стать эффективным средством воспитания и самовоспитания таких людей.

Для конца XX в. характерно резкое возрастание психологической нагрузки на человека, что предъявляет повышенные требования к его физиологическим функциям и является одной из причин переутомления. Сотрудник таможенного органа экономического направления через 2-3 ч. интенсивного диалога с ЭВМ перестает быть равным партнером машине. Ритм современного производства настолько возрос, что человеку становится трудно поспевать за ним. Это предъявляет повышенные требования к способности работников противостоять информационным перегрузкам и другим усложненным условиям труда, что требует выносливости от сотрудников таможенных органов. Они, занятые напряженным умственным трудом, подвергаются воздействиям, характерным для эмоционального стресса, что приводит

к перенапряжению нервной системы и нарушению ее регуляторных механизмов.

Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению.

Секрет выносливости - в направленной подготовке организма. Для развития общей выносливости необходимы упражнения средней интенсивности, длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе. С прогрессивным возрастанием нагрузки по мере усиления подготовки.

С возрастом выносливость заметно повышается, при этом следует учитывать не только календарный, но и биологический возраст. Чем выше выносливость, тем лучше показатели артериального давления, холестеринового обмена, чувствительности к стрессам. При понижении выносливости повышается риск ишемических болезней сердца, появления злокачественных новообразований1.

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Основными компонентами общей выносливости являются возможности мышечной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется:

- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача;

- по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача;

- по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

1 Холодов Ж.Н. Кузнецов В.Г. Теория и методика физического воспитания и спорта, 2000, С. 67-68.

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью2.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др., что можно наблюдать на примере сотрудников таможенного органа экономического направления.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с. до 5-6 мин.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение3.

2 Жеребцов A.B. Физкультура и труд, 1986, С. 35-37.

3 Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека, Физкультура и спорт, 1987, С. 57-58.

Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация сотрудника, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактикой трудовой деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже - то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу», что проявляется и на примере сотрудников таможенных органов экономического направления.

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма.

Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет4.

Развитие качества «выносливость»

Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая - прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия. Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.

Итак, под выносливостью понимают способность к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем выше выносливость.

Ведущим в развитии выносливости является метод строго регламентированного упражнения, позволяющий точно задавать величину и объем нагрузки. Повторное выполнение упражнения или серий можно начинать при ЧСС 110-120 уд/мин. В паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость при субмаксимальных нагрузках целесообразно после упражнений на развитие координации движений или обучения двигательным действиям при начинающемся утомлении.

Продолжительность упражнений, их количество и интервалы для отдыха между ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы. Развитие выносливости в условиях больших

4 Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М.: Физкультура и спорт, 1988, С 167-169.

нагрузок осуществляется методами строго регламентированных упражнений. Это позволяет достигать большего объема работы. Что можно наблюдать и в таможенных органах у сотрудников, в частности и экономического направления.

Для развития выносливости применяются различные упражнения: бег, кросс, лыжные прогулки, езда на велосипеде, плавание, гребля, катание на коньках, а также игры в футбол, хоккей, теннис, гандбол и т. д5.

Наиболее доступным и удобным средством развития выносливости является бег. Те, кто раньше не занимался бегом, начинают его в медленном темпе (бег «трусцой») продолжительностью до 4-5 минут. Если сразу же после остановки ваш пульс участился до 110-130 ударов в минуту, то бег можно повторить. А если пульс превышает эту величину, то в первые занятия после 5 минут бега следует перейти на ходьбу. Постепенно продолжительность бега удлиняется, и примерно за два месяца она достигает 20-30 минут.

Лучше бегать ежедневно, желательно утром после зарядки, но можно и в другие удобные для вас часы. Не стоит вначале стремиться повышать теми бега, так как наибольшее значение для развития выносливости имеет постепенное увеличение общей продолжительности упражнения (рис. 2.1). Если вы почувствовали во время бега сильную усталость, переходите на ходьбу. При ухудшении состояния здоровья или после перенесенного заболевания проводить и возобновлять тренировки можно только с разрешения врача.

Результат занятий бегом зависит и от других обстоятельств: правильного выбора по сезону и погоде одежды и обуви, подбора маршрута бега (используя для этого в условиях города парки, стадионы, тихие улицы и бульвары). Зимой в холодную погоду темп бега несколько снижается, а дыхание производится через нос.

Ну, а если нет необходимых условий или времени, то можно для тренировок использовать бег на месте или еще лучше - взбегание в умеренном темпе на лестницу. Условия самоконтроля по пульсу те же, что и при обычном беге6.

Для укрепления здоровья и повышения выносливости необходима ходьба на лыжах. Уделять ей нужно не менее 1-2 часов. Не стоит первое время передвигаться в быстром темпе. Начинать надо с удобной средней скорости передвижения, постепенно увеличивая дистанцию. Хорошо упражняться на пересеченной местности, чтобы была возможность и для овладения равномерной ходьбой на лыжах, и для освоения подъемов и спусков (рис. 2.2).

5 Каганов Л.С. Развиваем выносливость. (Новое в жизни, науке, технике, серия «Физкультура и спорт», № 5), М.: Знание, 1990, С. 4-5.

6 Зачем и как бегать? Метод, рекомендации, 1983, С. 7-9.

Рис. 2.1. Тренировка на местности дляразвития выносливости

Подбор длины лыж и палок

Рис. 2.2. Основной попеременный двухшажный ход на лыжах

Постепенно некоторые отрезки (в 200-300 м) старайтесь проходить с повышенной скоростью. Вначале такие ускорения следует делать 2-3 раза, затем чаще.

Готовясь к лыжной прогулке, особое внимание надо уделять одежде и обуви. Лучше всего, чтобы лыжный костюм был из шерстяной ткани, поверх которого следует надеть не продуваемую ветром легкую куртку из плотной материи. На голову надевают шапочку, на руки варежки, на ноги теплые шерстяные носки.

Лыжные ботинки должны быть на номер больше обычных, без грубых швов, эластичные, но с твердой подошвой для жестких креплений. Не зашнуровывайте ботинки внизу чересчур туго, чтобы не ухудшить кровоснабжения и избежать отморожения пальцев ног. Ну, а если ощутили ухудшение чувствительности пальцев ног и боль, ослабьте крепление, расшнуруйте ботинок и вернитесь в теплое помещение, где надо принять меры против отморожения7.

Тренируясь на коньках, развивается на только выносливость, но и сила, равновесие, быстрота. С этой целью полезно выполнять следующие упражнения:

1. Пробежать прямую и поворот (200 м) и спокойно прокатиться остальные 200 м круга. Повторить 2-3 раза.

2. Пробежать 40-60 метров по прямой дорожке 4-5 раз с небольшим отдыхом между забегами.

3. Пробежать весь круг (400 м) 2-3 раза с отдыхом между забегами 5-8 мин.

После того как почувствуете себя к концу зимы или на следующий год более тренированным и выносливым, можно добавлять длину пробегаемой дистанции и число повторений.

Занимаясь коньками, не забывайте о правильном подборе одежды и обуви. Одежда не должна быть излишне теплой, стеснять движения. В ветреную погоду поверх костюма следует надеть легкую куртку из непродуваемой ткани. Вязаная шапочка должна прикрывать уши и лоб, а на руки надевайте варежки или шерстяные перчатки. Под свитер или спортивный костюм лучше всего надеть фланелевую рубашку.

Ботинки должны иметь твердую подошву с хорошо закрепленными коньками. Размер ботинок должен быть такой, чтобы вы смогли надеть теплые шерстяные носки. Зашнуровывайте ботинки надежно, но так, чтобы пальцы ног были свободны, иначе они могут быстро замерзнуть. При онемении пальцев вернитесь в теплое помещение, расшнуруйте ботинок и согрейте ногу, массируя пальцы и стопу теплыми руками.

7 Донской Д.Д. На лыжах - круглый год. (Новое в жизни, науке, технике, серия «Физкультура и спорт», № 5). М.: Знание, 1990, С. 13-15.

При самостоятельных занятиях физическими упражнениями, в том числе бегом и лыжами, необходим самоконтроль за состоянием здоровья. При ухудшении самочувствия после тренировок необходимо обратиться к врачу8.

Плавание является жизненно важным навыком. Научиться плавать могут все, главное - иметь желание. Плавать можно в открытых водоемах, в озере, пруду, реке с чистой водой и пологим дном. Хорошо проводить первые занятия в жаркий день при температуре воды 20 (или больше) градусов. При этом обязательно должен кто-нибудь присутствовать и помогать.

Нужно приучиться не бояться попадания воды в нос, в глаза. Когда вы освоитесь с водой, привыкнете к ней, можно приступать к подготовительным упражнениям для овладения основами плавания. Для более успешного овладения техникой плавания отдельные упражнения рекомендуется разучивать на суше.

1. Стать в воду по плечи. Сделать вдох, погрузиться в воду и присесть. (Глаза могут быть закрыты или открыты.) Затем нужно выпрямиться и сделать выдох. И так несколько раз (рис. 2.4.1).

2. «Поплавок». Стоя в воде по плечи, вдохнуть, присесть и, захватив голени руками, делать плотную группировку. Вода поднимет вас, и вы всплывете. Почувствовав это (и убедившись, что вы плаваете), можно стать на ноги и сделать выдох. Повторить несколько раз подряд

3. Стоя в воде, сделать вдох и, опустив голову, выдохнуть в воду.

4. «Скольжение». Стать лицом к берегу, резко оттолкнуться ногами и, вытянув тело (руки вперед, носки оттянуты), скользить по воде как можно дальше. К концу движения сделать выдох в воду. Через несколько занятий это упражнение можно выполнять, плавая вдоль берега.

Необходимо следить за тем, чтобы тело принимало правильное положение (рис. 2.4.3).

8 Литвинов E.H. Как стать сильным и выносливым. М.: Просвещение, 1984, С. 43-47.

(рис. 2.4.2).

Рис. 2.4.1. Подготовительное упражнение к плаванию

Рис.2.4.2. Упражнение «поплавок»

Рис.2.4.3. Скольжение по воде на груди

5. Движения ногами при кроле. Они разучиваются вначале с поддержкой товарищем под грудь (можно использовать резиновый круг или мяч). Движения должны быть такими, чтобы ноги, несильно сгибаясь и разгибаясь в коленях, поочередно и непрерывно ударяли вниз ступней и голенью.

Занимаясь, необходимо помнить об основном условии успешного освоения предлагаемых упражнений. Это - постепенность, плавность движений и большое число повторений каждого упражнения при небольшом отдыхе.

Рис. 2.4.4. Плавание кролем на груди

6. Начав скольжение, дополнить его работой ног. Плыть таким образом столько, насколько хватает вдоха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Обучение гребкам руками. Стоя на дне, наклониться вперед, вытянуть вперед правую руку, а левую согнуть и подвести к одноименному плечу тыльной стороной кисти. Из этого положения правая рука, выполняя гребок, идет вниз назад, сгибаясь в локте, и подводится к правому плечу, а левая одновременно вытягивается вперед в исходное положение для гребка. Затем делается гребок левой рукой и т. д. (рис. 2.4.4). Выполняя гребок правой рукой, надо слегка приподнять и повернуть влево голову и сделать вдох. Выдох делается в воду под гребок левой руки.

8. Начать скольжение с работой ногами, а затем включить гребки руками. Сначала упражнение выполняется при задержке дыхания (на вдохе), затем с дыханием.

Теперь остается лишь совершенствовать координацию рук и ног с дыханием и плавать на все большее расстояние.

Тот, кто освоил навыки плавания, за одну тренировку может проплывать несколько раз по 100-200 метров. Более длинные заплывы стоит чередовать с плаванием на 15-20 метров с максимальной скоростью. Такие тренировки развивают выносливость и укрепляют дыхательные мышцы9.

Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой деятельностью людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта при научной организации труда (НОТ) в формах так называемой профессионально-прикладной физической подготов-ки(ППФП).

Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:

1. Вооружить работников прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

2. Сформировать у работников двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду специалистов.

3. Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в трудовой деятельности.

4. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии.

5. Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

9 Лаптев А.П. Азбука закаливания. М.: Физкультура и спорт, 1986, С. 56-59.

6. Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения выносливости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности.

Для понимания задач ППФП, для овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, эффективного применения их на практике важно научиться вдумчиво анализировать условия труда сотрудников таможенных органов экономического направления, требования к их физической подготовленности.

Рукопашный бой должен быть составной частью специальной физической подготовки. Регулярные занятия рукопашным боем развивают у сотрудников такие качества, как сила и выносливость, ловкость и быстрота, смелость и находчивость, без которых нельзя обойтись.

Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на физический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда позволяют выделить третий вид - смешанный труд.

Примером преимущественно умственного труда как раз и является деятельность сотрудников таможенных органов экономического направления, производственная деятельность которых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.

С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно уменьшаются.

Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники требует устойчивости к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливание большого потока информации о ходе производства. Для измерения объёма и мощности выполняемой физической работы применяются различные количественные меры. Предложены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряют ЧСС или суммарные пульсовые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж ) и др.

В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку10.

Тесты для измерения выносливости

При помощи тестов на выносливость определяется прежде всего функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Использование этих тестов позволяет дать количественную оценку способности этих систем выдерживать определенную физическую нагрузку, нормально функционировать в различных условиях. При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления.

Предполагается, что величина и характер изменений указанных переменных свидетельствует о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит хорошим индикатором общей (аэробной) выносливости организма.

Для оценки уровня выносливости применяются следующие тесты.

1. Бег или ходьба на 5000 - 42195 м в зависимости от возраста, иола, индивидуальных особенностей.

Оборудование: Секундомер, свисток.

Результат: Время бега (абсолютный показатель выносливости).

2. Удержание в висе на согнутых руках. Тест для оценки показателя силовой выносливости рук.

Оборудование: перекладина, секундомер, свисток.

Процедура тестирования. Испытуемый с помощью партнера или стула принимает исходное положение - вис на согнутых руках (хват сверху), подбородок расположен над перекладиной. По сигналу учителя он стремится удержать это положение как можно дольше. После того, как подбородок испытуемого опустится ниже жерди, секундомер останавливается.

Результат. Время удержания.

В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), да ещё около десятка так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и

10 Титов В.С. «Профессионально-прикладная направленность физического воспитания», 1994, С. 38-41.

временных параметров движений и др., плюс ещё большое количество всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других способностей.

Профессиографирование, служебная документация, инструментальные методы и экспертные оценки позволили установить обоснованный перечень ПВК и уровень их значимости для конкретного типа таможенной деятельности. Нормированные ПВК являются базовыми компонентами профессиональной психофизической готовности (см. таблицу 3).

Выделение критических ПВК и ранжирование их по весовым значениям проводилось по 9-балльной шкале: очень важно - 9...7; важно - 6...5; желательно - 4...3; необязательно - 2...1.

Следующим шагом является выбор видов спорта и упражнений из них, которые в большей степени способствуют воспитанию ПВК, необходимых в той или иной профессиональной деятельности.

Уровень значимости профессионально важных физических качеств специалиста таможенных органов экономического направления:

Таблица 3

Профессионально важные качества Ранг значимости -отОдоЭ баллов в зависимости от направленности типов производственной деятельности

Таможенное дело Юрист Экономист Управляющий

физические качества выносливость общая 7 7 6 8

статическая 7 5 7 6

динамическая 6 6 5 6

сила 6 6 5 6

быстрота 6 6 5 6

Практически для всех видов таможенной деятельности профессионально важными физическими качествами являются общая выносливость, но уровень ее развития различен. Выносливость - единственное из качеств, которое имеет прямую зависимость от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Тесно связана с выносливостью умственная и физическая работоспособность11.

По существу проведенного исследования поставленной цели и задач автором были сделаны следующие выводы:

11 http://www.lib.sportedu.ru

1. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Выносливость определяет возможность выполнения длительной работы, противостояния утомлению. Секрет выносливости - в направленной подготовке организма. Для развития общей выносливости необходимы упражнения средней интенсивности, длительные по времени, выполняемые в равномерном темпе. С прогрессивным возрастанием нагрузки по мере усиления подготовки.

2. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Основными компонентами общей выносливости являются возможности мышечной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Она зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

3. Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др., что можно наблюдать на примере сотрудников таможенного органа экономического направления.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение.

Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация сотрудника, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу», что проявляется и на примере сотрудников таможенных органов экономического направления.

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма.

Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

4. Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма. Ведущим в развитии выносливости является метод строго регламентированного упражнения, позволяющий точно задавать величину и объем нагрузки.

5. Наиболее доступным и удобным средством развития выносливости является бег. Лучше бегать ежедневно, желательно утром после зарядки, но можно и в другие удобные часы. Результат занятий бегом зависит и от других обстоятельств: правильного выбора по сезону и погоде одежды и обуви, подбора маршрута бега (используя для этого в условиях города парки, стадионы, тихие улицы и бульвары). Зимой в холодную погоду темп бега несколько снижается, а дыхание производится через нос.

6. Для укрепления здоровья и повышения выносливости необходима ходьба на лыжах. Уделять ей нужно не менее 1-2 часов. Не стоит первое время передвигаться в быстром темпе. Начинать надо с удобной средней скорости передвижения, постепенно увеличивая дистанцию. Хорошо упражняться на пересеченной местности, чтобы была возможность и для овладения равномерной ходьбой на лыжах, и для освоения подъемов и спусков.

7. Тренируясь на коньках, развивается на только выносливость, но и сила, равновесие, быстрота. С этой целью полезно выполнять сле-

дующие упражнения: пробежать прямую и поворот (200 м) и спокойно прокатиться остальные 200 м круга и повторить 2-3 раза; пробежать 40-60 метров по прямой дорожке 4-5 раз с небольшим отдыхом между забегами; пробежать весь круг (400 м) 2-3 раза с отдыхом между забегами 5-8 мин.

При самостоятельных занятиях физическими упражнениями, в том числе бегом и лыжами, необходим самоконтроль за состоянием здоровья. При ухудшении самочувствия после тренировок необходимо обратиться к врачу.

8. Плавание является жизненно важным навыком. Научиться плавать могут все, главное - иметь желание. Плавать можно в открытых водоемах, в озере, пруду, реке с чистой водой и пологим дном. Хорошо проводить первые занятия в жаркий день при температуре воды 20 (или больше) градусов. При этом обязательно должен кто-нибудь присутствовать и помогать.

Нужно приучиться не бояться попадания воды в нос, в глаза. Когда вы освоитесь с водой, привыкнете к ней, можно приступать к подготовительным упражнениям для овладения основами плавания. Для более успешного овладения техникой плавания отдельные упражнения рекомендуется разучивать на суше.

Тот, кто освоил навыки плавания, за одну тренировку может проплывать несколько раз по 100-200 метров. Более длинные заплывы стоит чередовать с плаванием на 15-20 метров с максимальной скоростью. Такие тренировки развивают выносливость и укрепляют дыхательные мышцы.

9. Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой деятельностью людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта при научной организации труда (НОТ) в формах так называемой профессионально-прикладной физической подготов-ки(ППФП).

Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:

1. Вооружить работников прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

2. Сформировать у работников двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду специалистов.

3. Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в трудовой деятельности.

4. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии.

5.Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

6. Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения выносливости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности.

С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно уменьшаются. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники требует устойчивости к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливание большого потока информации о ходе производства.

В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.

10. При помощи тестов на выносливость определяется прежде всего функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование этих тестов позволяет дать количественную оценку способности этих систем выдерживать определенную физическую нагрузку, нормально функционировать в различных условиях. При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Предполагается, что величина и характер изменений указанных переменных свидетельствует о состоянии сердечнососудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит хорошим индикатором общей (аэробной) выносливости организма.

Для оценки уровня выносливости применяются следующие тесты.

1. Бег или ходьба на 5000 - 42195 м в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей.

2. Удержание в висе на согнутых руках. Тест для оценки показателя силовой выносливости рук.

В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), да ещё около десятка так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и др., плюс ещё большое количество всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.