Научная статья на тему 'Исследование качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена в здравоохранении региона'

Исследование качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена в здравоохранении региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
525
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / профессиональная подготовка / специалисты среднего звена / quality / Professional training / specialists of middle link

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вагина Е. В.

В статье представлены результаты многоцелевого социологического исследования качества подготовки средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области, которое предусматривало динамическое анкетирование с трехгодичным интервалом. Результатами исследования установлена общая тенденция повышения качества подготовки специалистов среднего звена в динамике 2004-2007 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of multi-objective sociological quality study of preparing the average medical stuff in medical institutions of the Nizhniy Novgorod region are presented which stipulated dynamic questioning with the three-years interval. The study results revealed general trend of increasing quality of preparing the middle medical staff in dynamics of 2004-2007.

Текст научной работы на тему «Исследование качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена в здравоохранении региона»

СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ № 42008 (выпуск 2)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

УДК 614.253 Е.В. Вагина

E-mail: elenamed-nn@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РЕГИОНА

Министерство здравоохранения нижегородской области

Качество подготовки средних медицинских работников является ключевой проблемой в осуществлении реформирования здравоохранения и обеспечении населения высококвалифицированной медицинской помощью. Не вызывает сомнения, что показатель качества подготовки специалиста адекватен показателю качества медицинской помощи, оказываемой пациенту [1, 2]. Аналогичная прямая зависимость имеется и в системе «преподаватель-студент» в период его профессиональной подготовки как по базовой программе, так и на постдипломном уровне профессиональной переподготовки и усовершенствования. Данная парадигма заложена и в концепцию модернизации системы образования на период до 2010 г., где отмечается, что «... государство выступает в системе образования как гарант качества образовательных программ и услуг». Вместе с тем, качество подготовки специалистов среднего звена в современных социально-экономических условиях находится в сопряженной зависимости от качества жизни преподавателя и студента и обусловливает конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг [3, 4]. Безусловно также, что качество подготовки и уровень образованности определяется не только количеством знаний, но и личностными характеристиками обучае-

54

мого, степенью его духовного и гражданского развития [5]. Таким образом, исследование качества образовательного процесса может отражать целый комплекс показателей, являясь своего рода интегральным критерием, как личности специалиста, так и косвенным показателем состояния образовательной системы в целом.

В связи с этим нами организовано и проведено социологическое исследование на основе анкеты закрытого типа по субъективной оценке качества подготовки специалистов среднего звена. При этом был использован методический подход, основанный на подборе респондентов, работающих как в практическом здравоохранении, так и в образовательной системе. С целью наибольшей достоверности оценки качества деятельности сестринского персонала, непосредственно работающего в лечебно-профилактических учреждениях региона, нами была подобрана группа организаторов сестринского дела, контролирующих качество работы медицинских сестер (главные и старшие медицинские сестры структурных подразделений медицинских учреждений). В образовательной системе наиболее заинтересованными лицами по улучшению качества подготовки специалистов являются руководители высшего уровня образовательного учреждения - директора медицинских колледжей и училищ, которые также выступили респондентами в ходе социологического исследования.

Программа социологического исследования предусматривала динамическое анкетирование с трехгодичным интервалом. Предложенная анкета для организаторов сестринского дела (главных и старших медицинских сестер) включала следующие программные вопросы. Во-первых, респонденту предлагалось провести субъективную оценку качества профессиональной подготовки медицинских сестер в зависимости от вида медицинского образовательного учреждения: базовая профессиональная подготовка и повышенный уровень образования в среднем образовательном медицинском учреждении, на факультете высшего сестринского образования или в системе последипломной подготовки. Затем следовало оценить уровень подготовки среднего медицинского персонала в зависимости от различных разделов учебной программы по видам образовательных дисциплин: общегуманитарная грамотность, раздел информатики и естественных наук, основы анатомии и физиологии человека, основы организации и управления сестринским делом, раздел психологии здорового и больного человека и раздел специальных дисциплин в условиях базовой профессиональной подготовки. Особую группу составляли вопросы удовлетворенности подготовкой медицинских сестер к работе в должности старшей медицинской сестры, целесообразность коррекции программ по отдельным блокам профессиональной подготовки и другие рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Ответы респондентов были запрограммированы в процентах (от 0 до 100) от предполагаемого или нормативного, принятого за 100%.

В обработку вошло 237 правильно заполненных анкет респондентов в 2004 г. и 274 в 2007 г. Стаж работы респондентов в исследовании 2007 г.: менее 3 лет - 28,9%, от 3 до 10 лет - 54,7%, свыше 10 лет - 16,4%. После экспертной оценки полноты и правильности ответов респондентов была проведена математическая обработка материала с расчетом средней арифметической величины и ошибки средней (М±т). Сравнительный анализ полученных материалов показал, что по ответам респондентов можно судить о тенденциях и закономерностях качества профессиональной подготовки средних медицинских работников в 2004-2007 гг.

Сводные данные по характеристике оценки качества профессиональной подготовки среднего медицинского персонала в зависимости от вида подготовки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка качества профессиональной подготовки средних медицинских работников (в %)

Как следует из табл. 1, подавляющее большинство респондентов оценивают базовый уровень подготовки медсестер в 2004 г. как в целом не отвечающий современным требованиям. По их мнению, основная программа по всем предметам и качество подготовки специалистов достигло в среднем только 74,6±12,3% от необходимого. Это свидетельствует о существенной инерции учебных программ, которые отстают от требований практического здравоохранения в условиях перманентных реформ и внедрения инновационных технологий сестринской практики.

Необходимо однако отметить, что данное исследование в 2004 г. явилось пусковым элементом для повышения внимания руководителей и преподавательского состава образовательных учреждений к введению в 2004 г. образовательных стандартов повышенного уровня образования. В этот же период

произошли значительные изменения в педагогическом процессе вследствие внедрения в регионе федеральных профессиональных стандартов, протоколов сестринской деятельности, совершенствования правовой базы и системы управления образовательным процессом в связи с прохождением процедуры аттестации и аккредитации средних образовательных учреждений региона. Это привело к существенному улучшению качества профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, что и подтверждается материалами нашего исследования. Так, в частности, при проведении социологического исследования в 2007 г. с применением этого же образца анкеты было получено статистически значимое увеличение показателя до 87,2±13,4% (р<0,05).

Дальнейший анализ материалов табл. 1 показывает, что организаторы сестринского дела в ЛПУ существенно выше оценивают систему повышенного уровня образования медицинских сестер. Так, в исходном исследовании большинство респондентов (главных и старших медицинских сестер) считают, что повышенный уровень подготовки на 83,7±11,4% удовлетворяет необходимому. В последующем исследовании (2007 г.) субъективная оценка существенно возросла до 92,6±12,6% (р<0,001), что, на наш взгляд, является отражением объективных процессов в связи с повышением качества преподавания вследствие внедрения Государственного образовательного стандарта повышенного уровня.

Что касается качества подготовки медицинских сестер с высшим сестринским образованием, то в этом случае оценка респондентов имеет довольно высокий уровень как в 2004 г., так и в 2007 г. Показатель ответов (средняя арифметическая) составила 86,4± 12,2% в 2004 г. и 89,7±12,8% - в 2007 г. (р<0,05). Обращает внимание достаточно низкий уровень статистической ошибки (±т), что свидетельствует о высокой достоверности результатов при незначительном разбросе динамического ряда.

Однако наиболее высокую оценку респондентов получило качество профессиональной подготовки среднего медицинского персонала на постдипломном уровне. Суммарный показатель достигает весьма высокого значения: 93,6±10,3% - в 2004 г. и 96,4± 11,9% - в 2007 г. (р<0,001). Анализ этого показателя позволяет сделать заключение, что учебные программы профессиональной подготовки на последипломном уровне в основном соответствует требованиям обучаемых. Кроме того, несомненно также и то, что в ходе постдипломного образования, как правило, отмечается повышенная заинтересованность слушателей с учетом их практического опыта и возросшей потребности в приобретении знаний (в том числе и для повышения квалификационных категорий).

материалы исследования по оценке качества подготовки сестринского персонала по различным образовательным дисциплинам на базовом уровне представлены в табл. 2. Анализ материалов табл. 2

№№ Вид подготовки Годы

п/п 2004 2007

1 Базовый уровень подготовки в медицинском училище (колледже) 74,6±12,3 87,2±13,4

2 Повышенный уровень подготовки на базе колледжа 83,7±11,4 92,6±12,6

3 Высшее сестринское образование 86,4±12,2 89,7±12,8

4 Система повышения квалификации 93,6±10,3 96,4±11,9

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

Таблица 2

Оценка респондентами качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена по различным образовательным дисциплинам на базовом уровне (в %)

показывает, что подавляющее большинство организаторов сестринского дела весьма низко оценивает качество подготовки медицинских сестер по общегуманитарным дисциплинам: от 68,2±8,3% - в 2004 г. до 63,1±7,8% - в 2007 г. Более того, качество подготовки по этим разделам к 2007 г. даже достоверно снижается (р<0,05). Это свидетельствует о недооценке студентами значимости общегуманитарных дисциплин, соответственно чему снижается и уровень их усвоения. Вместе с тем нельзя не учитывать и вероятность низкой требовательности главных и старших медицинских сестер, которые чаще всего делают акцент на профессиональной подготовке медсестер в области специальных дисциплин.

Аналогичная ситуация складывается и при оценке качества подготовки медицинского персонала при изучении ими основ информатики и естественных наук. Хотя уровень показателей в данном случае несколько выше (72,3±11,4 - в 2004 г. и 69,8±10,3 % - в 2007 г.), отмечается тенденция снижения качества подготовки к 2007 г. По-видимому, дальнейшее углубление социально-экономических реформ в здравоохранении и введение рыночных механизмов увеличивает степень прагматического подхода медицинского персонала, на основе чего и снижается интерес и внимание к вопросам информатики и проблемам естественных наук.

Последующий анализ материала, характеризующего качество подготовки медицинских сестер в области анатомии и физиологии человека, показывает, что (по мнению респондентов), уровень качества подготовки существенно выше. По материалам социологического опроса в 2004 г. он составил 81,7± 12,1% с некоторой тенденцией увеличения к 2007 г. - до 84,2±12,4% (р<0,05).

Серьезную проблему руководители сестринских служб усматривают в системе подготовки медицинских сестер в области управления и организации сестринского дела. Имея определенный опыт практической деятельности, главные и старшие медицинские сестры весьма настороженно относятся к качеству подготовки своих подчиненных в сфере управления. В связи с этим респонденты считают, что качество подготовки медсестер достигает только 67,8±9,4% -в 2004 г. с последующим снижением до 65,7±9,7 % -в 2007 г. (р<0,01). Однако при оценке уровня и качества подготовки медицинских сестер в сфере специальных дисциплин мнение респондентов весьма единодушно. Уровень качества подготовки оценивался ими в 2004 г. 91,3±12,4%, а через 3 года (в 2007 г.) - 94,2±12,8%.

Следовательно, в основном образовательная медицинская система обеспечивает вполне удовлетворительное качество по профессиональной подготовке медицинского персонала на базовом уровне. Однако, как отмечалось выше, по ряду разделов необходимо более гибко учитывать в учебных программах инновационные методы и технологии, внедрение которых существенно повышает качество медицинской помощи пациентам.

Что касается оценки удовлетворенности респондентами качеством профессиональной подготовки средних медицинских работников при повышенном уровне, то мнения главных и старших медицинских сестер разошлись с довольно большим разрывом. Материалы данного фрагмента социологического исследования представлены на рис. 1. Как следует из рис. 1, положительно оценили влияние повышенного уровня образования медицинской сестры на возможности ее работы в качестве организатора сестринского дела только 31,4%; 23,6% респондентов ответили на этот вопрос «скорее да», 6,3% отрицали эффективность использования подготовки медсестры в ее последующей работе организатором сестринского дела. Затруднились с ответом более 1/3 опрошенных (38,7%). Таким образом, более половины респондентов (55,0%) все-таки считают, что повышенный уровень закладывает основы организации и управления. Однако, на основе закона больших чисел, следует признать, что если 45,0% респондентов

трудно сказать; да; 31,4%

нет; 6,3% скорее да; 23,6%

Рис. 1. Структура ответов респондентов, характеризующих влияние повышенного уровня подготовки медицинских сестер на работу в должности старшей медицинской сестры (в %)

№№ Дисциплины базовой Годы

п/п подготовки 2004 2007

1 Общегуманитарная грамотность 68,2±8,3 63,1±7,8

2 Область информатики и естественных наук 72,3±11,4 69,8±10,3

3 Основы анатомии и физиологии человека 81,7±12,1 84,2±12,4

4 Основы организации и управления 67,8±9,4 65,7±9,7

5 Область психологии здорового и больного человека 82,4±13,6 89,7±12,6

6 Специальные дисциплины 91,3±12,4 94,2±12,8

прямо или косвенно не дают позитивной оценки, то в целом решение проблемы нельзя признать удовлетворительным.

Как показали дальнейшие наши исследования, наиболее компетентное решение проблемы профессиональной подготовки организаторов сестринского дела возможно только на основе специализированной учебной программы на факультете высшего сестринского образования в структуре высшего медицинского образовательного учреждения. Об этом свидетельствуют данные ответов респондентов по вопросу качества подготовки медсестер-руководителей сестринского дела по окончании факультета высшего сестринского образования (ВСО). На этот вопрос 92,7±11,4% респондентов дали утвердительный ответ, вследствие чего можно уверенно рекомендовать использование выпускников факультета ВСО в качестве штатных работников организационно-методических, статистических и оперативных отделов лечебно-профилактических учреждений или в должности главной медицинской сестры и заместителя главного врача ЛПУ по работе с сестринским персоналом.

Второй этап социологического исследования был проведен с целью изучения мнения руководителей образовательных медицинских учреждений об оптимизации учебного процесса как основного фактора повышения качества подготовки специалистов среднего звена. Респондентам был предложен макет анкеты закрытого типа, содержащей вопросы, характеризующие объемы учебной нагрузки, качественного состава преподавателей, подготовку учебно-методических пособий и т.п. Как показывает анализ материалов данного исследования, структура учебного плана при профессиональной подготовке сестринского персонала нуждается в существенной реорганизации как с точки зрения набора необходимых дисциплин, так и с позиций изменения учебной нагрузки. Так, в частности, большинство директоров медицинских училищ (колледжей) считают необходимым увеличить число учебных часов на преподавание таких дисциплин, как «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф», «Информатика», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Психология» и др.

Вместе с тем отмечается неудовлетворенность респондентов учебными пособиями по ряду дисциплин, поскольку информация в этих пособиях часто не отвечает современному состоянию проблемы. Вследствие этого преподаватели разрабатывают собственные учебно-методические пособия, в том числе такие, как «Экономика и организация здравоохранения», «Десмургия», «Основы сестринского дела», «Этапы развития здорового ребенка» и др.

С целью повышения качества базовой профессиональной подготовки среднего медицинского персонала во всех образовательных учреждениях (по данным анкетирования) проводится работа по подбору и стабилизации кадрового состава преподавателей, в

том числе с ученой степенью (кандидатов или докторов наук). В большей степени это касается ГОУ СПО «Нижегородский медицинский базовый колледж», который в течение ряда лет возглавляет доктор медицинских наук.

Таким образом, материалы социологического исследования позволили установить общую тенденцию повышения качества подготовки специалистов среднего звена в динамике 2004-2007 гг. Вместе с тем исследованием доказано, что инертность в пересмотре учебных планов и программ большинства средних образовательных медицинских учреждений не обеспечивает оперативного внесения в учебный процесс инновационных технологий и изменений, связанных с перманентной реорганизацией отрасли здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохина Ю. В. Стандартизация сестринских технологий как основа качества медицинской помощи пациентам / Ю.В. Анохина // Доклады участников II Всероссийского съезда средних медицинских работников «Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения» - Москва. - 2004. - С. 14-17.

2. Артемьев В.Н. Качество подготовки специалистов со средним медицинским образованием в условиях реформирования здравоохранения / В.Н. Артемьев // Доклады участников II Всероссийского съезда средних медицинских работников «Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения» - Москва.

- 2004. - С. 18-23.

3. Лаврик Д.В. Перспективы и проблемы подготовки специалистов повышенного уровня образования в ГОУ СПО «Оренбургский областной медицинский колледж» СПО ООМК. / Д.В. Лаврик // Проблемы и перспективы многоуровневой подготовки специалистов здравоохранения - Киров. - 2006. - С. 84-89.

4. Рыжонина Т. В. Подготовка сестринского персонала Пензенской области как один из факторов обеспечения качества и доступности медицинской помощи // Ремедиум. - 2007. - май. - С. 17-20.

5. Павленко Т. Н. Сестринское образование в России: подготовка и роль преподавательских кадров. М. - Медицина.

- 2003. - 192 с.

STUDYING QUALITY oF PROFESSIONAL TRAINING oF MIDDLE MEDICAL STAFF IN

health protection of the region

Ye.V. Vagina

SUMMARY

The results of multi-objective sociological quality study of preparing the average medical stuff in medical institutions of the Nizhniy Novgorod region are presented which stipulated dynamic questioning with the three-years interval. The study results revealed general trend of increasing quality of preparing the middle medical staff in dynamics of 2004-2007.

Key words: quality, professional training, specialists of middle link.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.