Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВА МАСЕЛ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВА МАСЕЛ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБРАЗИВ / ВЯЗКОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / НАГАР / ОТЛОЖЕНИЕ / ОРГАНИЧЕСКИЙ / ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Утаев С.А.

В данной статье рассматривается вопрос изменения свойства моторных масел двигателей внутреннего сгорания, при различных условиях эксплуатации. Приводится результаты исследований физико-химического анализа масел газовых и дизелных двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF CHANGES IN PROPERTIES OF INTERNAL COMBUSTION ENGINE OILS UNDER DIFFERENT OPERATING CONDITIONS

This article discusses the issue of changing the properties of motor oils of internal combustion engines under various operating conditions. The results of studies of the physicochemical analysis of oils for gas and diesel engines are presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВА МАСЕЛ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ»

Эксплуатация автомобильного транспорта

УДК 621.89.012

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВА МАСЕЛ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ Утаев С.А., д.ф.т.н., доцент Utaev.s@list.ru

Каршинский государстенный университет, г.Карши, Узбекистан

В данной статье рассматривается вопрос изменения свойства моторных масел двигателей внутреннего сгорания, при различных условиях эксплуатации. Приводится результаты исследований физико-химического анализа масел газовых и дизелных двигателей.

Ключевые слова: абразив, вязкость, двигатель, загрязнение, концентрация, нагар, отложение, органический, полимеризация, процесс

Введение: Под общим понятием загрязнения масла имеется в виду накопление в масле нежелательных примесей, снижающих эксплуатационные свойства масла. Поступающие в масло загрязнения могут быть разделены на растворимые и нерастворимые примеси [1]. Нерастворимые примеси вызывают абразивный износ и нагароотложения в двигателе, а растворимые примеси кислого характера - коррозию.

Основная часть кислых растворимых примесей нейтрализуется присадками. Ввиду важности той роли, которую играют различные виды загрязнений масла, необходимо подробнее остановиться на источниках их образования, составе и закономерностях накопления в масле при работе двигателя [1,2,3,4,5,6,7]. Целью данной исследования является исследования изменения основных свойств моторных масел двигателей внутреннего сгорания при работе на газообразном и дизелном топливе.

Методы исследования: В исследованиях использовались методы базирующиеся на существующие нормативные документы.

Результаты и их обсуждение: Примеси загрязнений, попадающие в двигатель вместе со свежим маслом, образуются при изготовлении масла и накапливаются в нем в процессе транспортирования, хранения и непосредственно при заправке в систему смазки ДВС [13].

Загрязнения моторного масла делятся на органические и неорганические. Частицы органических примесей (размером 2 мкм), такие как продукты неполного сгорания топлива, которые образуются при термическом разложении, окислении и полимеризации масла [13]. К неорганическим загрязнениям относятся: частицы пыли, попавшие в двигатель через систему питания (с воздухом), продукты износа деталей - стружка, абразив (размером 0,5 - 1 мкм), продукты срабатывания зольных присадок в маслах, вода [13]. Накопление нерастворимых примесей в масле происходит как за счет

проникновения сажи, продуктов износа, посторонних веществ извне, так и за счет образования продуктов окисления и термического разложения самого масла.

Схема загрязнения масла при работе двигателя

Рис.1. Схема загрязнения масла

Способность масла противостоять взаимодействию с кислородом называется устойчивостью к окислению или термоокислительной способностью.

Окисление масел, которые являются смесью много сотен углеводородов различного строения, представляет собой весьма сложный процесс. Этот процесс наиболее полно был изучен Н.И. Черножуковым и С. Э. Крейном [6], а также другими исследователями. Установлено, что первыми промежуточными продуктами окисления углеводородов являются перекиси. Перекиси - это нестойкие кислородные соединения, которые затем превращаются в кислоты и оксикислоты.

Как указывает С.Э. Крейн [6], наиболее вредными продуктами окисления с точки зрения эксплуатации двигателя являются оксикислоты и ас-фальтены, так как будучи нерастворимы в масле и обладая значительной липкостью, они прочно удерживаются на металле, забивая кольцевые канавки и вызывая пригорание поршневых колец.

При работе изношенного двигателя скорость загрязнения масла увеличивается за счет большего прорыва продуктов сгорания через поршневое кольцо. Все это подтверждает ведущую роль топлива в процессе загрязнения масла.

Другим неизбежным источником загрязнения масла являются продукты износа деталей двигателя (железо, алюминий, медь, свинец, хром и. др.). Металлические продукты износа частично растворяются в масле, образуя соединения типа мыл, а частично остаются в виде нерастворимых коллоидных частиц. В результате попадания в масло металлических частиц возрастает неорганическая часть нерастворимых примесей и повышается зольность масла. Повышение неорганических частиц нерастворимых примесей в масле происходит также и за счет распада металлосодержащих присадок, вводимых в масло или топливо.

Низкомолекулярные органические кислоты также легко растворимы в масле. В таблице 1 показаны основные источники загрязнения масла и состав продуктов загрязнения.

Таблица1.

Основные источники загрязнения масла и состав продуктов загрязнения.

Источник загрязнения Характеристики загрязнения

Наименование Химический состав

Двигатель Продукты износа Fe, Al, Cu ,Pb, Cr и др.

Топливо Топливо и продукты неполного сгорания Сажа (углерод), окислы серы, вода, топливо

Масло Продукты окисления и полимеризации Оксикислоты, смолы, асфальтены, карбены и карбоиды, мономеры и полимеры оксикарбоновых кислот и др.

Продукты взаимодействия и разложения присадки Ва, Са, Zn их соли и металлоорга-нические соединения

Окружающая среда Пыль, песок, вода AlO3, SiO2 и алюмосиликаты различного состава и вода

Дисперсионный анализ масла показал наличие в нем крупных (3-4 мк), средних (0,8-1,5 мк) и мелкие (0,4-0,8 мк) частиц; причем число средних частиц составляет 85-90 % от общего числа частиц [7]. Как указывает А.Б. Виппер [14], по мере роста теплонапряженности двигателя происходит некоторое увеличение среднего размера частиц загрязнений.

Были проведены исследование для оценки основных характеристик моторных масел двигателей работающих на газообразном и дизельном топливе.

Физико-химические показатели определялись в лабораторных условиях по стандартной методике. При исследовани были отобраны пробы мотор-

ных масел тракторов, работающих на дизельном и на газообразном топливе.

Анализы показывают, что в отработанных маслах, сливаемых из двигателей при проведении ТО-2 практически все показатели превышает нормы ТУ. Щелочное число уменьшается в зависимости от продолжения работы двигателя.

Анализы масел выполнены в аттестованной лаборатории при наличии современных приборов для контроля качества масла двигателей.

Результаты исследований показывают, что за всю продолжительность работы газового двигателя, помимо дизеля, изменения вязкости находилось в пределах допустимых значений.

Щелочное число масла газового двигателя, также в 1,5 раз выше, чем в пробе масла работающего на дизельном топливе. Щелочное число в пробах, отработанных масел изменяется в пределах от 2,24 до 1,51, что свидетельствует об аварийном состоянии отработанного масла. Результаты анализов щелочного числа исследуемых моторных масел показывают, что оно при работе двигателя на газообразном топливе снизилась в среднем с 6 до 2,24 мг КОН/г, а при работе на дизельном топливе с 6 до 1,51 мг КОН/г т.е. ниже допустимого уровня. Содержание механических примесей в работающем масле возрастают в зависимости от продолжительности работы и условия эксплуатации двигателя. По результатом исследований выявлено, что, основная доля выхода продуктов износа приходится на железо 26,0 %, на кальций 24,64 %, магний 2,86 %, алюминий-16,24%, натрий 16,8%, калий 6,16%.

Выводы: Следует обратить внимание на высокое содержание вышепе-речесленных элементов, что, вероятно, все обусловлено наличием в масле присадок. Установлено, что содержание механических примесей в образцах масла двигателя, работавшего на газообразном топливе меньше, чем в образцах масла двигателя, работавшего на дизельном топливе.

Список литературы

1. Венцель С.В. Применение смазочных масел в автомобильных и трактор ных двигателях. -М.: Химия. 1985.

2. Венцель С.В., Миронов Е.А. // Химия и технология топлив и масел. - 1987. - № 2. - с. 16-18.

3. Верещагин В.И. Метод контроля качества работающих моторных масел/ В.И. Верещагин, А. В. Берко, Ю.Ф. Кайзер, А.В. Кузьменко // Интерстрой-мех-2009: материалы Междунар. науч.-тех. конференции // Кырг. гос. ун-т строит-ва, трансп. и архит. -Бишкек, 2009. - С. 335 - 339.

4. Верещагин В.И. Влияние процессов старения моторного масла Яауепо1 УБ1 5'^40 БМ/СБ на его противоизносные свойства. / В.И. Верещагин, Б.И. Ковальский, М.М. Рунда, В.Г. Шрам, А.В. Берко. Вестник Кузбасского технического университета. №5, (99),2013. - с.91-97.

5. Григорьев М.А., Бунаков Б.М., Долецкий В.А. Качество моторного масла и надежность двигателей. -М.: Издательство Стандартов 1981

6. Крейн С.Э. // Химия и технология топлив и масел, 1976, № 3, с. 25.

7. Морозов Г. А., Арциомов О.М. Очистка масел в дизелях. -Л.:Машиностро- ение, 1971

8.Остриков В.В., Клейменов О.А., Тупотилов Н.Н., Шелохвостов В.П., Корнев А.Ю. Повышение эффективности использования смазочных материалов в узлах и агрегатах сельскохозяйственной техники [Текст]. Воронеж: Истоки, 2008. 160 с.

9. Остриков В.В., Уханов А.П., Клейменов О.А., Сафаров К.У., Нагорнов С.А., Про-хоренков В. Д. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости [Текст]. Ульяновск: УГСХА, 2009. 576 с.

10. Остриков В.В., Тупотилов Н.Н., "Добавки для продления сроков эксплуатации смазочных масел [Текст], //" Сельский механизатор, № 2, 2009.

С. 26-27.

11. Остриков В.В., Бусин И.В., Попов С.Ю., "Определение содержания антиокислительной присадки в работающем моторном масле [Текст],"

//Механизация и электрификация сельского хозяйства, № 1, 2012.С. 25-26

12. Остриков В.В., Белогорский В.В., "Смазочные масла и контроль их качест-ва[Текст]," //Техника в сельском хозяйстве, № 2, 2007. С. 40-41.

13. Попов С.Ю. Повышение эксплуатационных свойств ремонтно- восстано- витель-ных составов при их использование в двигателях внутреннего сгора- ния //дисс. канд. тех. наук. Тамбов 2014 с 179

14. Утаев С.А. Закономерности накопления загрязняющих примесей мотор- ных масел в процессе эксплуатации двигателей. //Научно-практический журнал Современные материалы, техника и технологии №2 (5) 2016.

15.Утаев С. А. Mathematical modeling of the change of pollution concentration and alkalinity with the continuous input of tribomechanical stabilizers into motor oils of gas engines // Journal of Earth and Environmental Science 868. (2021)

16. Чудиновских А. Л. Разработка научных основ химмотологической оцен- ки автомобильных моторных масел: дис. докт.тех.наук: 05.17.07/ М.,2016. С. 14-35

Utaev. S.A. associate professor

Utaev.s@list.ru

Karshi state university

STUDY OF CHANGES IN PROPERTIES OF INTERNAL COMBUSTION ENGINE OILS UNDER DIFFERENT OPERATING CONDITIONS

Abstract: This article discusses the issue of changing the properties of motor oils of internal combustion engines under various operating conditions. The results of studies of the physico-chemical analysis of oils for gas and diesel engines are presented.

Key words: abrasive, viscosity, engine, pollution, concentration, soot, deposition, organic, polymerization, process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.