УДК 378 ББК 74.58
Дроботенко Юлия Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Омский государственный педагогический университет
г. Омск
Макарова Наталья Станиславовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Омский государственный педагогический университет
г. Омск
Чекалева Надежда Викторовна
доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики Омский государственный педагогический университет
г. Омск Drobotenko Yulia Borisovna candidate of pedagogical sciences, associate professor chair of pedagogy Omsk State Pedagogical University Omsk
Makarova Natalia Stanislavovna
candidate of pedagogical sciences, associate professor chair of pedagogy Omsk State Pedagogical University Omsk
Chekaleva Nadezhda Victorovna
doctor of pedagogical sciences, professor chair of pedagogy Omsk State Pedagogical University Omsk [email protected]
Исследование изменений в образовательном процессе современного вуза: проблема выбора адекватной методологии The Study of Educational Process Changes at Modern University: Problematic Approach in Choice of Appropriate Methodology
B статье обсуждается проблема выбора методологических подходов и методов исследования изменений в образовательном процессе современного вуза. Доказывается актуальность изучения категории «изменение» в педагогическом дискурсе, отмечается, что значительным исследовательским потенциалом обладают системный, культурологический и деятельностный подходы, указываются приоритетные методы исследования и предполагаемые результаты.
The problem of choosing methodological approaches and research methods of educational process changes at modern University is discussed in the article. The authors prove the necessity of studying and defining the category of “change” in pedagogical discourse. They also assume that the systems approach, culturological approach and activity-based approach have enough research potential to study educational changes. The methods of educational changes study and the results these methods are going to collect are showed in the article.
Ключевые слова: изменение, изменения в образовании, образовательный процесс в вузе, методологический подход, методы исследования в педагогике.
Key words: change, educational changes, educational process at University, methodological approach, research methods in pedagogy.
Современный этап развития общества относится к «переходным». Процесс трансформации влечет изменения во всех сферах жизни общества, в том числе и высшем образовании. Высшее образование сегодня призвано стать открытой, гибкой, индивидуализированной системой, сопровождающей процесс непрерывного учения человека в течение всей его жизни, что кардинально меняет ценности и нормы деятельности в данной сфере. Все эти факторы преобразуют организацию образовательного процесса в вузе, требуют поиска и теоретического обоснования моделей образовательного процесса, адекватных жизненным реалиям и вызовам времени. В теоретическом плане эти процессы актуализируют проведение исследований, в которых раскрывается категория «изменение» в современном педагогическом дискурсе.
Решение этой сложной и многоаспектной проблемы должно строиться на основе осознания природы, особенностей, закономерностей изменений происходящих в образовании и образовательном процессе вуза. Кроме того, на современном этапе развития науки важно не просто выявить изменения, но и определить их содержание, уровни, представить варианты классификации, изучить агентов изменений и характер взаимодействия между ними, ответить на
вопрос о том, что затрудняет процесс своевременного реагирования, предотвращения или наоборот, содействия наметившимся изменениям.
Качество результатов такого масштабного исследования во многом будет зависеть от угла зрения ученых, от выбора исследовательских подходов к изучению изменений и поиска методов исследования, позволяющих зафиксировать происходящие изменения в образовательном процессе современного вуза.
Особую актуальность и значимость этой проблематике придают два обстоятельства. Во-первых, это междисциплинарный характер исследуемой категории «изменения», во-вторых, современная социокультурная ситуация, для которой характерны «текучесть», «изменчивость», отсутствие жесткой структуры, иерархии и др. Эти обстоятельства диктуют необходимость более глубокого осознания понятия изменений, их природы, особенностей протекания, а также поиск механизмов управления этими изменения.
Вопросы исследования изменений волнуют специалистов разных отраслей знаний. Изначально понятие изменения - это категория философского дискурса, которая характеризует состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, смену содержания во времени. Изменение всегда связано с движением, включающим в себя появление нового, процесс развития, субстанциональное изменение, становление нечто «другого», нечто «нового» (Аристотель, И. Кант, Г. Гегель, К. Фоллмер, К. Поппер, С. Тулмин, Д. Агасси, И. Пригожин и др.) [1].
Изучение социальных изменений значимый аспект проблемного поля социологии, т.к. изменение - это очевидная черта социальной реальности. Социальные изменения определяются социологами как фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в паттернах культуры, структуры и социального поведения. Социальные изменения предполагают преобразование, как внутренней структуры общества, так и внешней ее формы общественными компонентами. Выделяются три вида социальных изменений: развивающие, трансформационные, прогнозируемые (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, О.
Шпенглер, Т. Парсонс, А. Турен, Э. Гидденс, П. Штомпка, М. Арчер, В. А. Ядов, И. Валлерстайн, П.А. Сорокин, Г.И. Герасимов и др.).
В психологии и гештальт-терапии считается, что изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле - быть полностью вовлеченным в настоящее (К. Виссер, Г. Бодиен, Д. Брунлин, Р. Шварц, Ф. Перлз, А. Бейссер и др.).
В области менеджмента изменения - это преобразования, происходящие в организации в соответствии с ее техническими и экономическими возможностями. Управление изменениями предполагает перевод индивидов, команд, организаций, т.п. из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Управление изменениями - организационный процесс, который может протекать «сверху-вниз», направленный на формирование нового организационного устройства, и «снизу-вверх», когда изменения инициируются или стихийно возникают в среде «исполнителей» и при грамотном управлении приводят к организационному развитию (К. Левин, Дж. Коттер, П. Друкер, Э. Кемерон, М. Грин, Кр. Фрайлингер, И. Фишер, Г. Морган, Дж. Дак и др.) [1].
Понятие «изменение» в образовании появилось в начале 80-х годов прошлого столетия, когда во всем мире началась волна реформ в сфере образования. Но следует заметить, что до сих пор нет четкого определения данному понятию. Зарубежные исследователи изменений в образовании (М. Фуллан, З. Меварич, Д. Китинг, Д. Олсон, Н. Торранс, Д. Двайер и др.) связывают процессы преобразования [8; 9]:
- со «сдвигами» в образовательных целях, которые вытекают из более обширных социокультурных изменений в обществе и изменениями самой природы труда в эволюционирующих экономиках;
- с ростом разнообразия состава населения, которое охватывает сфера образования, и демографическими «сдвигами», начиная от урбанизации, «демографических ям», т.п. и заканчивая глобальной иммиграцией и переселением;
- с новыми концепциями обучения и получения знаний, которые основываются на изменениях фундаментальных процессов человеческого развития.
В отечественной педагогике понятие «изменение» еще только получает свое развитие и требует дальнейшего осмысления. Педагогам-исследователям предстоит большая работа по изучению, определению и объяснению образовательных изменений, как с теоретической, так и с практической точек зрения. Отсутствие механизма выявления и изучения изменений затрудняет процесс своевременного реагирования, предотвращения или наоборот, содействия наметившимся изменениям [10].
Основной проблемой в этой связи оказывается выбор методологии проведения такого исследования. Изменения в образовательном процессе вуза сложны по своему характеру, т.к. они сопряжены с планированием и координацией многоуровневого процесса с участием множества вовлеченных сторон: государства, представителей сферы труда, преподавательского сообщества и обучающихся [7]. В публикациях ученых, исследующих эту проблему, как правило, указываются отдельные изменения, не представлено их влияние на образовательный процесс в целом. Прежде всего, отмечаются изменения, которым подвергаются цели и задачи образовательного процесса. От задачи наиболее полного и точного освоения содержания профессионального образования происходит переход к необходимости содействовать становлению профессиональной компетентности студентов через создание учебных компетентностно-ориентированных ситуаций, создание учебной среды и т.д. Соответственно меняется и представление о результатах образовательного процесса, таким интегрированным междисциплинарным результатом становится профессиональная
компетентность выпускников. Содержание высшего профессионального образования сегодня более подвижно, оно представлено в виде системы учебнопрофессиональных задач, постоянно трансформируется, дополняется, выстраиваются внутренние интегративные связи на основе компетентностного подхода. Ограниченные в прошлом информационные ресурсы сегодня расширяются и дифференцируются не только за счет разных видов учебных книг, но и за счет доступа к электронным библиотекам, базам данных, возможности получить консультацию у квалифицированных преподавателей и специалистов по профилю и т.д. Расширяется и пространство, в котором разворачивается образовательный процесс. Оно уже не ограниченно аудиторией, это и библиотека, и компьютерный класс, и стажировка в другом вузе, в целях лучшего понимания сущности будущей профессии, и университетская лаборатория, и учебная фирма, и производство и т.д. В этих условиях меняются роли и характер взаимодействия субъектов образовательного процесса. Студент из обучающегося становится субъектом деятельности, субъектом значимых отношений, субъектом образовательного выбора, субъектом собственного саморазвития. Преподаватель выступает как дизайнер учебной среды, технологий обучения, организатор самостоятельной работы, консультант, помощник, модератор, фасилитатор, его основной функцией становится сопровождение студента в образовательном процессе [5].
Говоря о таких изменениях, подразумеваются системные изменения, касающиеся всех компонентов и уровней образовательного процесса. Системный подход (М.С. Каган, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий, В.Г. Афанасьев, А.Г. Кузнецова, др.) в этом плане позволяет не только выявить изменения в образовательном процессе, понимаемом как система, но и рассмотреть их «по горизонтали» и «по вертикали», а также установить взаимосвязи между изменениями, происходящими в различных компонентах образовательного процесса [4]. Как указывает Н.В. Бордовская, именно в результате применения системного подхода образовательный процесс в вузе ученые стали рассматривать как един-
ство обучения, организации научно-исследовательской деятельности студентов, самообразования и профессиональной подготовки [2, 61]. В соответствии с современными методологическими установками в рамках системного подхода распространилось представление о несводимости педагогического объекта как целого к сумме его составляющих, оформился принцип исследования от целого к частям. Для проблематики данной статьи этот принцип означает, что в корне неверным будет описывать изменения, происходящие в отдельных компонентах образовательного процесса (целевом, содержательном, процессуальнотехнологическом, оценочно-результативном). Напротив, сегодня стоит сосредоточить внимание исследователей на проблеме осмысления места и роли выявленных изменений в образовательном процессе в целом, особенностей их влияния на субъектов образовательного процесса и прогнозировании последствий изменений, рисков и новых образовательных возможностей.
Обеспечить соблюдение данного принципа можно на основе такого метода, широко распространенного в системных междисциплинарных исследованиях как контент-анализ. Характеризуя изменения в образовательном процессе вуза на основе контент-анализа взглядов философов (Аристотель, И. Кант, Г. Гегель, К. Фоллмер, К. Поппер, С. Тулмин, Д. Агасси, И. Пригожин и др.) специалистов в области экономики и менеджмента (К. Левин, Дж. Коттер, П. Дру-кер, Э. Кемерон, М. Грин, Кр. Фрайлингер, И. Фишер, Г. Морган, Дж. Дак и др.), социологов (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, О. Шпенглер, Т. Парсонс, А. Турен, Э. Гидденс, П. Штомпка, М. Арчер, В. А. Ядов, И. Валлерстайн, П.А. Сорокин, Г.И. Герасимов и др.), психологов (К. Виссер, Г. Бодиен, Д. Брунлин, Р. Шварц и др.), педагогов (Е.И. Казаков, А.П. Тряпицына, Н.А. Подымов и др.), исследователей изменений в образовании (М. Фуллан, З. Меварич, Д. Китинг, Д. Олсон, Н. Торранс, Э.Д. Днепров и др.) появляется возможность обосновать актуальность вопроса исследования изменений в образовании и в образовательном процессе вуза, содержательно раскрыть сущность изменений в образовании и в образовательном процессе вуза, осмыслить и оценить происхо-
дящие изменения, выяснить сходства и отличия в понимании системы изменений, системных изменениях и системности изменений [1].
Образовательный процесс в вузе - полисистемный, полиструктурный объект, являющийся сложнодинамической системой, изучение которого необходимо вести в трех плоскостях (М. С. Каган) - предметной (включает элементный и структурный анализ), функциональной (ориентирован на раскрытие механизмов внутреннего и внешнего функционирования системы) и исторической (генетическое и прогностическое направление исследования). Сочетание трех плоскостей исследования и двух направлений анализа в каждой из них позволяет преодолеть сведение системного подхода к какому-то одному аспекту исследования. Продолжая идею исследования системы в разных плоскостях, в рамках данной проблематики образовательный процесс может быть представлен в виде архитектуры (А.Ю. Уваров, Ю.Б. Дроботенко, Т.О. Дука, Л.О. Маленкова др.). Архитектура, помимо трехмерного, объемного измерения, позволяет добавить четвертое измерение (четвертую плоскость), с помощью которого можно зрительно отразить анализируемые аспекты системы и представить взаимосвязи между элементами этой системы в пространственно-временной форме. Архитектура системы - это открытая, мобильная и гибкая конструкция, представляющая собой набор моделей ее организации во времени и включающая следующие элементы: контекстный, контентно-содержательный и личностно-деятельностный. Построение архитектуры образовательного процесса в вузе является модельным способом ее описания и понимания, а также установления имеющихся особенностей и ограничений. С помощью метода моделирования предполагается разработать модели образовательного процесса в современном вузе, учитывающие происходящие в его организации изменения.
Архитектурное представление образовательного процесса в вузе - это попытка посмотреть на него «извне», выйти за его пределы и уставить адекватность данного представления происходящим в обществе социокультурным преобразованиям.
Для проведения подобных исследовательских действий логично воспользоваться идеями культурологического подхода (С.И. Гессен, В.В. Краевский,
В.И. Андреев, И.В. Колмогорова, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, А.Н. Ту-бельский, Е.А. Ямбург, Н.Б. Крылова, И.Е. Видт и др.), который позволяет объяснить и определить культурособразность и необходимость появления новых моделей образовательного процесса в вузе. В контексте культурологического подхода, рассматривающего образование через призму понятия культуры, образовательный процесс в вузе - это культуросообразная образовательная среда, все компоненты которой наполнены определенными смыслами и ценностями. Следовательно, новые модели образовательного процесса в вузе должны отражать смыслы и ценности современного изменяющегося общества - сложность и нелинейность протекания процессов, изменчивость и противоречивость, вариативность и многомерность, инновационность и креативность, т.п. Развиваемая в рамках культурологического подхода социокультурная концепция (Б.С. Гер-шунский, П.А. Сорокин, Ф.Т. Михайлов, А.П. Булкин, Е.В. Пискунова и др.) дает возможность рассмотреть смысловое и ценностное наполнение образовательной реальности, оформляющейся в современных социокультурных условиях [3].
С позиций культурологического подхода исследование изменений в образовательном процессе вуза - это попытка пересмотра сложившихся в практике организации и реализации образовательного процесса в вузе ценностносмысловых ориентиров и выработка новых, отвечающих вызовам времени. В этой связи можно использовать исследовательский потенциал качественных методов исследования для осознания и интерпретации происходящих ценностно-смысловых изменений [6].
Качественные методы исследования позволяют понять своеобразие, глубинный смысл происходящих процессов и способствуют их адекватной интерпретации. В частности, метод кейс-стади является методом проблемноситуативного анализа, строится на детальном изучении конкретных случаев,
событий, ситуаций и в данном исследовании поможет понять, какие ценностносмысловые изменения необходимы для построения образовательного процесса в вузе, чтобы это соответствовало современной социокультурной реальности. Кейс-стади - это исследовательская стратегия при помощи которой можно оценить соответствие уже происходящих в образовательном процессе вуза изменений новым социокультурным ценностям.
Изменения в образовательном процессе вуза проявляются в деятельности преподавателей и студентов, именно по характеру этой деятельности можно судить об успешности проводимых преобразований. В конечном счете, проведение любого рода изменений сводится к вопросу: удалось ли сделать так, чтобы вовлеченные в изменения люди, стали вести себя иным образом. Таким образом, деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Вербицкий и др.) применяемый к исследованиям данной проблематики нацелен на изучение позиции преподавателей и студентов по поводу проведения необходимых изменений в образовательном процессе вуза и успешности уже реализуемых изменений, а также их готовности к реализации изменений. Методы экспертизы и фокус-группы в рамках деятельностного подхода могут решить задачу концептуализации изменений образовательного процесса в вузе, а именно определить его направление, предполагаемые результаты, учесть риски и предложить сценарии дальнейших действий по реализации изменений в образовательной практике [1; 5].
Подводя итоги обсуждения проблемы выбора методологических подходов и методов исследования изменений в образовательном процессе современного вуза, обобщим в таблице предлагаемую нами методологическую рамку.
Таблица 1
Методологические подходы и методы исследования изменений в обра-
зовательном процессе современного вуза
Методологические подходы Методы Предполагаемые результаты
системный контент-анализ - обоснование актуальности проблемы
исследования изменений в образовательном процессе вуза, - выявление сущности изменений в образовательном процессе вуза, - осмысление и оценка происходящих изменений, - выявление сходств и отличий в понимании системы изменений, системных изменениях и системности изменений.
метод архитектуры; моделирование - построение архитектуры образовательного процесса, выявление и описание изменений в каждом из измерений - моделирование образовательного процесса
культурологический кейс-стади - оценка соответствия уже происходящих в образовательном процессе вуза изменений новым социокультурным ценностям
деятельностный фокус-группы; экспертиза - концептуализация изменений образо- вательного процесса в вузе, определение направлений изменений, - оценка предполагаемых результатов изменений, выявление рисков
сценирование - разработка и реализация изменений в образовательной практике
Результатом анализа ситуации реализации изменений может стать выбор стратегии проведения дальнейших изменений в образовательном процессе вуза, которая будет учитывать темп осуществления изменений, степень возможности управлять данными изменениями, необходимость привлечения внешних экспертов, сосредоточение сил агентов изменений.
Библиографический список
1. Альтергот, Е.Г., Исследование изменений в образовании: монография. / Альтергот Е.Г., Дроботенко Ю.Б., Чекалева Н.В.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. -164 с.
2. Бордовская, Н.В. Педагогическая системология: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 464 с.
3. Видт, И.Е. Образование как феномен культуры: монография. Тюмень: Печатник, 2006. - 200с.
4. Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. -
С.36.
5. Макарова, Н.С. Социокультурная обусловленность теории и практики постнеклассического образования: монография/ Н.С. Макарова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 138 с.
6. Пискунова, Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — 324 с.
7. Фуллан, М. Новое понимание реформ в образовании / пер. Е.Л. Фруми-ной. - М.: Просвещение, 2006.-С.82
8. Hargreaves, A., Lieberman A., Fullan M. & Hopkins D. (Eds.) (2010) Second International Handbook of Educational Change. Dordrecht, Springer.
9. Miller R. Laptop Educators: Identifying Laptop Use and Pedagogical Change. Dissertation for PhD Department of Teaching and Learning. University of Utah, august 2008.-С.122.
10. Waks L. J. (2007) The Concept of Fundamental Educational Change. Educational Theory, 57: 277-295.
Bibliography
1. Altergot, E.G. The Study of Education Changes: monograph. /Altergot, E.G., Drobotenko Yu.B., Chekaleva N.V. - Omsk: Omsk State Pedagogical University, 2012. - 164 p.
2. Bordovskaya, N.V. Pedagogical Systemology: study guide / N.V.
Bordovskaya. - Мoscow: DROFA, 2009. - 404 P.
3. Vidt I.E. Education as a Cultural Phenomenon: monograph. - Tyumen: Pechatnik, 2006. - 200 p.
4. Kuznetsova, A.G. The Development of the Systems Approach Methodology in Homeland Pedagogy: monograph. - Khabarovsk, 2001.- Р.36.
5. Makarova, N.S. The Socio-cultural Conditionality of the Theory and Practice of Postnonclassical Education: monograph / N.S. Makarova. - Omsk: Omsk State Pedagogical University Publishing House, 2012. - 138 p.
6. Piskunova, E.V. Socio-cultural Conditionality of Professional Pedagogical Activity of Teachers: monograph. - St. Petersburg: Herzen University Publishing House, 2005. - 324 p.
7. Fullan, M. New Understanding of Reforms in Education / translation of E.L. Frumina. - Мscow: Prosveshenie, 2006. - Р.82.
8. Hargreaves, A., Lieberman A., Fullan M. & Hopkins D. (Eds.) (2010) Second International Handbook of Educational Change. Dordrecht, Springer.
9. Miller, R. Laptop Educators: Identifying Laptop Use and Pedagogical Change. Dissertation for PhD Department of Teaching and Learning. University of Utah, august 2008. - Р.122.
10. Waks, L. J. (2007) The Concept of Fundamental Educational Change. Educational Theory, 57: 277-295.