Научная статья на тему 'Исследование изменений ростово-массовых показателей студентов педагогического ВУЗа'

Исследование изменений ростово-массовых показателей студентов педагогического ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / АКСЕЛЕРАНТ / РЕТАРДАНТ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эрназаров Голибжон Неъматович

В статье приводятся результаты исследований по изучению изменений показателей индекса массы тела при применении разработанного автором дифференцированного подхода, основанного на полноценной индивидуализации и учете индивидуальных особенностей, интересов и мотиваций к системным занятиям физическим воспитанием студентов педагогического вуза в процессе образования. Среднее значение прироста в ходе педагогического эксперимента по изученным показателям контрольной группы составило 4,38%, а экспериментальной - 5,02%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование изменений ростово-массовых показателей студентов педагогического ВУЗа»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ РОСТОВО-МАССОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Эрназаров Г.Н.

Эрназаров Голибжон Неъматович - декан, факультет физического воспитания, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приводятся результаты исследований по изучению изменений показателей индекса массы тела при применении разработанного автором дифференцированного подхода, основанного на полноценной индивидуализации и учете индивидуальных особенностей, интересов и мотиваций к системным занятиям физическим воспитанием студентов педагогического вуза в процессе образования. Среднее значение прироста в ходе педагогического эксперимента по изученным показателям контрольной группы составило 4,38%, а экспериментальной - 5,02%. Ключевые слова: дифференцированный подход, акселерант, ретардант, статистическая достоверность, индекс массы тела студентов.

Индекс Кетле - индекс массы тела (кг/м2) нормал 18,5 дан 24,9 гача.

Многолетняя практическая работа и результаты научных исследований [2] показали, что определенная часть студентов зарегистрировали недостаточную степень физического развития и физической подготовленности в период обучения в ВУЗе. Это может привести к снижению показателей их здоровья и профессиональных способностей. Поэтому, в значительной степени возрастает необходимость разработки методов, обеспечивающих практическую и оздоровительную направленность на повышение степени физического развития и общей физической подготовленности студентов педагогического ВУЗа.

В начале исследования были организованы по три экспериментальных (ЭГ) и контрольных групп (КГ) - ретардантного, нормального и акселерантного типов развития студентов педагогического ВУЗа. В занятиях КГ были использованы традиционные программы и методы обучения, а в ЭГ также использован разработанный им дифференцированный подход, основанный на польноценной индивидуализации и учета индивидуальных особенностей, интересов и мотиваций к системным занятиям физического воспитания студентов неспортивных факультетов в процессе образования.

Использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение материалов специальной научно-методической периодической литературы; контрольные педагогические тесты; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Исследования проведены в 2017 - 2019 годах в Ферганском государственном университете, в которых приняли участие студенты 1-4 курсов. Для определения принадлежности студента к конституциональному типу использовали испытанный в разных условиях, разными авторами алгоритм Р.Н. Дорохова [2]. Средства физического воспитания для каждой группы (типа) выбраны с учетом степени развития физических характеристик. В качестве исправительных средств выбраны: для ретардантного типа развития - упражнения скоростно-силовой выносливости; нормального типа - преимущественно упражнения общей выносливости; акселерантного типа - упражнения на развитие силовых и скоростных способностей.

Динамика изменения и относительный прирост в ходе эксперимента показателей индекса массы тела студентов всех трех типов развития приведены в таблицах 1, 2 и 3.

В результате эксперимента определены недостоверные (р>0,05) изменения ростово-массовых показателей студентов обеих групп ретардантного, нормального и акселерантного типов развития, за исключением средних значений масс студентов экспериментальной группы девушек и юношей нормального и акселерантного типа

развития, для которых прирост был достоверным (р < 0,05). Так, у девушек ретардантного типа развития прирост среднеарифметического значения роста к концу эксперимента составил в КГ 3,60 %, а в ЭГ 4,09 %; а у юношей 3,61 % в КГ и 4,16 % в ЭГ. Почти такая же картинка, но чуть больше роста, наблюдается и с массами студентов. При этом, необходимо отметить, что в экспериментальной группе изменения, все же, выше чем в контрольной.

Таблица 1. Изменения роста и массы студентов ретардантного типа развития контрольной и экспериментальной групп к концу эксперимента (* - р < 0,05)

Ретардант Нач. эксп. Конец эксп. Отн-й прирост

X У,% к У,%

рост Девушки КГ 158,39 9,63 164,09 9,24 3,60

ЭГ 158,26 9,58 164,73 9,13 4,09

Юноши КГ 167,85 9,61 173,91 9,52 3,61

ЭГ 167,72 9,62 174,69 9,46 4,16

масса Девушки КГ 53,64 9,46 56,47 9,35 5,28

ЭГ 53,72 9,45 56,58 9,41 5,32

Юноши КГ 59,65 9,31 62,67 9,26 5,06

ЭГ 59,73 9,28 62,88 9,36 5,27

Таблица 2. Изменения роста и массы студентов нормального типа развития контрольной и экспериментальной групп к концу эксперимента (* - р < 0,05)

Нормал Нач. эксп. Конец эксп. Относительный прирост

х У,% х У,%

рост Девушки КГ 163,48 9,66 169,42 9,24 3,63

ЭГ 163,37 9,63 170,64 9,13 4,45

Юноши КГ 171,24 9,71 177,27 9,46 3,52

ЭГ 171,02 9,68 178,23 9,42 4,22

масса Девушки КГ 56,52 9,12 59,53 8,82 5,33

ЭГ 56,34 9,08 59,63 8,78 5,84*

Юноши КГ 62,73 9,09 65,89 8,74 5,04

ЭГ 62,59 9,07 66,26 8,76 5,86*

Таблица 3. Изменения роста и массы студентов акселерантного типа развития контрольной и экспериментальной групп к концу эксперимента (* - р < 0,05)

Акселерант Начало эксперимента Конец эксперимента Относительный прирост

х У,% х У,%

рост Девушки КГ 168,67 9,64 174,81 9,22 3,64

ЭГ 168,39 9,61 175,93 9,15 4,48

Юноши КГ 174,48 9,68 180,53 9,43 3,47

ЭГ 174,32 9,66 182,47 9,36 4,68

масса Девушки КГ 59,35 9,14 62,54 8,79 5,37

ЭГ 59,46 9,09 62,97 8,77 5,90*

Юноши КГ 65,68 9,08 68,95 8,73 4,98

ЭГ 65,54 9,06 69,43 8,75 5,94*

Выводы. Результаты исследований показали, что полученные в ходе педагогического эксперимента и обсужденные результаты подтвердили эффективность применения индивидуально-дифференцированного подхода с учетом организации занятий на основе круговой тренировки для воздействия физическим качествам в физическим воспитании студентов педагогического ВУЗа. В ходе педагогического эксперимента среднее значение прироста по изученным показателям контрольной группы составил 4,38%, а экспериментальной - 5,02%.

Список литературы

1. Астафьев В.С., Верещагина Л.М. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека [Текст] / Вестник Бурятского государственного университета, 2014. № 1. Том 13. С. 6-9.

2. Дорохов Р.Н., Бубненкова О.М. Неизвестная анатомия: учебное пособие. С-Пб. СпецЛит, 2014. 159 с.

NUTRITION OF CHILDREN DURING THE PERIOD OF ADAPTATION TO PRESCHOOL Ruzieva Sh.M.

Ruzieva Shakhnoza Mirsaidovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION METHODS, INSTITUTE FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PRESCHOOL EDUCATION

PERSONNEL AND MANAGER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: proper nutrition of preschool children has a huge impact on their growth and development, predetermines the conditions for the further maturation of all organs and systems, functional adaptive capabilities and the state of health of the child. An important role is played by the organization of meals for children in preschool educational institutions, where sanitary and hygienic rules, a strict regimen of food intake, the best ratio in the daily diet of nutrients with a sufficient amount, and high-quality culinary processing of products must be observed.

Keywords: the role of nutrition, adaptation, preschool children, health, proper nutrition.

Children's health cannot be ensured without a balanced diet, which is a prerequisite for their harmonious growth, physical and neuropsychic development, resistance to infections and other adverse environmental factors. In addition, properly organized nutrition forms cultural and hygienic skills in children, healthy habits, the so-called rational eating behavior, lays the foundations for a food culture.

The role of nutrition in modern conditions is significantly increasing due to the deterioration of the health status of children as a result of a whole complex of reasons, one of which is a violation of the structure of nutrition and a decrease in its quality both in the family and in organized children's groups [3].

To successfully adapt to the constantly changing conditions of the surrounding world, a person needs the ability to lead a healthy lifestyle, the key to which is a proper balanced diet. The consequences of eating disorders lead to various diseases, such as impaired immune status, iron deficiency anemia, diseases of the thyroid gland, musculoskeletal system, atherosclerosis, heart disease, diabetes mellitus, impaired cerebral circulation, etc. Proper nutrition helps to prevent diseases, enhance the protective functions of the body, and ensures normal growth and development. In the last year, there has been a deterioration in the health of children. The main reason is inadequate hot food. Children must learn to choose not only what they want to eat, but

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.