Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ РОССИИ У МОЛОДЁЖИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ РОССИИ У МОЛОДЁЖИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
201
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исторические символы / образ страны / национальная идентичность / воздействие СМИ / образ прошлого России / historical symbols / image of the country / national identity / media impact / image of the past of Russia

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Литвинов В.Ю., Матвеева Л.В.

Образ родной страны и собственного региона формируется под воздействием различных аспектов культурной деятельности человека. И одних из важнейших таких аспектов являются исторические символы, которые определяют национальную идентичность индивидов, позволяя идентифицировать себя с определённой социальной и культурной группой. Целью данного исследования было изучение исторических символов, связанных с образом России, у молодёжи из различных субъектов страны. В исследовании приняло участие 318 респондентов из различных регионов страны. Результаты исследования показали, что в исторических символах для молодёжи на первом месте присутствует ассоциация с конкретной исторической личностью, которая формирует собой образ прошлого России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Литвинов В.Ю., Матвеева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF HISTORICAL SYMBOLS OF RUSSIA AMONG YOUNG PEOPLE FROM DIFFERENT REGIONS OF THE COUNTRY IN THE ERA OF THE GLOBAL INFORMATION SOCIETY

The image of one's own country and one's own region is formed under the influence of various aspects of a person's cultural activity. And one of the most important such aspects are historical symbols that determine the national identity of individuals, allowing them to identify themselves with a certain social and cultural group. The purpose of this study was to study the historical symbols associated with the image of Russia among young people from various regions of the country. The study involved 318 respondents from various regions of the country. The results of the study showed that in the historical symbols for young people in the first place there is an association with a specific historical person.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ РОССИИ У МОЛОДЁЖИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ РОССИИ У МОЛОДЁЖИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Литвинов В.Ю., Матвеева Л.В. (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) volodimir.litvinov@gmail.com; matweewa-com@yandex.ru

Аннотация. Образ родной страны и собственного региона формируется под воздействием различных аспектов культурной деятельности человека. И одних из важнейших таких аспектов являются исторические символы, которые определяют национальную идентичность индивидов, позволяя идентифицировать себя с определённой социальной и культурной группой. Целью данного исследования было изучение исторических символов, связанных с образом России, у молодёжи из различных субъектов страны. В исследовании приняло участие 318 респондентов из различных регионов страны. Результаты исследования показали, что в исторических символах для молодёжи на первом месте присутствует ассоциация с конкретной исторической личностью, которая формирует собой образ прошлого России.

Ключевые слова: исторические символы, образ страны, национальная идентичность, воздействие СМИ, образ прошлого России.

RESEARCH OF HISTORICAL SYMBOLS OF RUSSIA AMONG YOUNG PEOPLE FROM DIFFERENT REGIONS OF THE COUNTRY IN THE ERA OF THE GLOBAL INFORMATION SOCIETY Litvinov V.U., Matveeva L.V. (Moscow, Lomonosov MSU) volodimir.litvinov@gmail.com; matweewa-com@yandex.ru

Annotation. The image of one's own country and one's own region is formed under the influence of various aspects of a person's cultural activity. And one of the most important such aspects are historical symbols that determine the national identity of individuals, allowing them to identify themselves with a certain social and cultural group. The purpose of this study was to study the historical symbols associated with the image of Russia among young people from various regions of the country. The study involved 318 respondents from various regions of the country. The results of the study showed that in the historical symbols for young people in the first place there is an association with a specific historical person.

Keywords: historical symbols, image of the country, national identity, media impact, image of the past of Russia.

Одна из важнейших проблем современного мультикультурного общества заключается в необходимости налаживания и развития эффективных межкультурных отношений, в масштабе как отдельного региона, так и целых цивилизаций. Для большинства стран характерно смешение культурных традиций, которое связано с тем, что многие культурные особенности изменяются под влиянием интернациональной массовой культуры (Джере-лиевская, 2019).

Для России, как одной из самых многонациональных стран мира, это особенно важный компонент дальнейшего развития. Множественные социальные группы могут практически не иметь возможность взаимодействовать друг с другом напрямую, поэтому опосредованная коммуникация занимает особое место при взаимодействии в таком многонациональном обществе (Литвинов, 2020).

В связи с чем СМИ играют важную роль в подобного рода коммуникации, они должны гарантировать ограничение допуска усиления негативных стереотипов, исключить формирование нерелевантных действительности образов тех или иных культур, народов, территорий (Kidd, 2016).

Манипулирования массовым сознанием и общественным мнением, угроза внесения ценностных ориентацией других стран создаёт возможности для дезинтеграции общества, разрушения гражданской идентичности. Под воздействием подобного рода процессов происходит модификация образов национальных героев, подвергается изменению историческая память народа, видоизменяется образ будущего и корректируются образ успешного и неуспешного человека в стране (Литвинов, Матвеева, 2020).

Согласно концепции «культурной грамматики» Э. Холла, восприятие времени и пространства предстаёт одним из ключевых элементов каждой культуры (Стефаненко, 2005). Именно на основе понимания особенностей восприятия времени и пространства для представителей определённой культуры складывается межкультурная коммуникация. Исторические символы характеризуют различные периоды развития государства и составляют основу культурной, гражданской, национальной и цивилизационной идентичности граждан страны. Они тесно связаны с проявлением феномена патриотизма и во многом определяют образ России.

Процесс конструирование национальной идентичности связан, как с опорой на реальные исторические события, так и на создание особых мифологизированных представлений о прошлом, настоящем и будущем. Здесь важно не просто осознание гражданином своей принадлежности к нации, но и признание её значимости, исторических мифов и основных культурных героев (Инкижекова, 2017).

Цель исследования - рассмотреть основные исторические символы России у молодёжи из различных регионов страны.

Гипотеза исследования состояла в том, что исторические символы оказывают важное влияние на формирование образа России, являются предиктором к формированию национальной идентичности граждан страны.

Метод

Респондентам предлагалось проранжировать в порядке значимости группы исторических символов для четырёх исторических этапов развития России: Древняя Русь, Царская Россия, Советский Союз и современная Россия (Михеев, 2012; Полищук, 2007). Символических элементов было также четыре: политические лидеры, пространственные изменения (географические символы), исторические символы и персонажи (современники, вымышленные мифологические герои).

Всего данный опросник получил 1610 просмотров, а полностью прошли опрос 318 респондентов. Средний возраст выборки колеблется от 14 до 28 лет (М = 21.5, SD = 7.2). В исследовании приняла участие молодёжь, проживающая в 8 макрорегионах России (Центральная Россия, Север России, Черноземье, Юг России, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток). Из них 68% составляли женщины и 32% мужчины.

Результаты исследования

Результаты исследования были подвергнуты обработке по статистическому критерию Фридмана, для выявления меры различий в ответах респондентов между различными группами исторических символов для каждого отдельного исторического периода (Таблица 1).

Таблица 1

Статистические меры различия в оценках респондентами значимости

исторических символов по критерию Фридмана

Политические Культурные Исторические Географические

лидеры персоналии события места

N 318 318 318 318

Хи-квадрат 150,4 59,7 81,5 8

ст. св. 3 3 3 3

Асимптотическая значимость 0,000 0,000 0,000 0,045

Данные результаты статистической обработки позволяют говорить о том, что респонденты по-разному оценивают каждую группу исторических символов для разных исторических этапов ф<0.05). Для участников исследования исторические символы имеют различную значимость по каждому историческому периоду.

В дальнейшем был произведена обработка полученных данных методом частотного анализа средних рангов оценок респондентов. В итоге были представлены следующие средние оценки исторических символов для каждого периода развития России (Таблица 2).

Таблица 2

Средние ранги оценок участников исследования по историческим символам в определённый период развития России

Исторические Политические Культурные Исторические Географические этапы лидеры персоналии события символы

Древняя Русь 2,2* 3,0 2,2 2,5

Царская Россия 1,5 3,4 2,4 2,7

Советский Союз 1,5 3,4 2,4 2,7

Современная Рос- 1,5 3,0 2,8 2,6

сия

* средний ранг («1» - наиболее важный, «4» - наименее важный).

Для всех представленных исторических этапов развития России респонденты указали группу главных исторических символов в виде категории «Политических лидеров». Главным историческим символом для каждого этапа в истории России выступают, прежде всего, политические и государственные лидеры, которые олицетворяют собой то время, в ходе которого они правили страной. Каждый этап определяется через конкретную личность, которая важнее самих произошедших событий, пространственных изменений, известных культурных деятелей и персонажей того времени.

Но стоит отметить, что если для Царской России, Советского Союза и современной России данный символ «Политических лидеров» ставился всегда на первое место, то для Древней Руси он играл меньшую роль и был также важен, как и символ «Исторические события». Этап Древней Руси меньше связан с конкретным политическим лидером, чем другие исторические этапы. Для периода Древней Руси характерную важность приобретают именно определённые события и географические места, с которыми связано определённое событие или происходило расширение территории государства.

Символ «Исторических событий» оказался вторым по важности и для Царской России и для Советского Союза. И только на третьем месте со значимым отрывом располагались «Географические символы». Но для этапа современной России участники исследования поставили на второе место именно пространственный символ, который, по их мнению, наиболее ассоциируется с современной Россией, выходит на первый план по сравнению с конкретными историческими событиями.

На последнем месте по важности ассоциаций для всех периодов находится символ «Культурных персоналий»: наиболее известных современников или героев народного эпоса. Причём для Древней Руси и современной России данный символ имеет более важное значение, чем для остальных периодов. Это связано с мощной мифологизированно-стью героев Древней Руси и тем, что для респондентов на повестке дня СМИ находятся многие современные «герои», которых они вынуждены знать.

Обсуждение результатов

Для разных исторических этапов определяющую роль в представлениях молодёжи из различных регионов страны играют конкретные исторические лидеры, которые управляли страной в тот или иной период. Именно через конкретного правителя происходит ассоциация с историческим периодом и определяется эмоциональное отношение к нему. Важным фактором выступают и яркие исторические события, являющиеся связующими элементами в построении исторической картины мира. Пространственный фактор играет меньшую роль для периодов прошлого, но определяет во многом представления о настоящем, задаёт координаты ментальности индивидов.

У молодёжи не было выявлено актуализации группы символов культурных персоналий по всем периодам исторического развития России. Упоминаются в основном только политические лидеры и исторические события, без особой пространственной привязки. Символов, которые были бы связаны с культурными элементами, практически нет.

Выводы

1. Исторические символы играют важную роль в формировании образа России для молодёжи из различных регионов страны. Региональная, национальная и цивилизацион-ная идентичность молодёжи в определённой степени зависит от сформированности и осознанности этих символов.

2. Для различных исторических этапов образа прошлого России молодёжь в большей степени выделяет символы политических лидеров прошлого, как основополагающих элементов образа России. Именно через конкретных персоналий прошлого молодёжь строит свои представления о стране, строит коммуникацию с образом прошлого России.

3. Для молодёжи страны существуют различия, связанные с представлениями о разных исторических этапах России. Они по-разному оценивают каждую группу исторических символов для разных исторических этапов: образ прошлого России для молодёжи не единообразен, имеет свою символическую структуру и пространственно-временные рамки.

Литература

1. Джерелиевская М. А. Трансформация мировоззренческих установок и мужественность-женственность современной молодежи // Актуальные проблемы исследования массового сознания: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. (22-23 марта 2019 г.) [Электронный ресурс] / отв. ред. В. В. Константинов. Пенза: Издательство ПГУ, 2019. С. 70-72.

2. Инкижекова М.С. Категории «национальная идентичность» и «патриотизм» в современном образовательном пространстве. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2017.

3. Литвинов В. Ю., Матвеева Л. В. Образ героя России как фактор формирования гражданской идентичности: гендерный аспект // Человек в информационном пространстве. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. С. 238-243.

4. Литвинов В.Ю. Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2(38). С. 158-169.

5. Полищук И.С. История России:учеб.-метод. пособие / под ред. Г.С. Сергеева. 2-е изд., перераб. и доп. Тверь, 2007. 129с.

6. Помозова Н.Б. Символы как инструмент управления формированием гражданской идентичности: сравнительный анализ России и Китая:автореф. М., 2012.

7. Стефаненко Т.Г. О русской ментальности: константы и трансформации // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005.С. 264-299.

8. Kidd M. Archetypes, stereotypes and media representation in a multi-cultural society. Procedía. Social and Behavioral Sciences, 236, 2016, 25-28. International Conference on Communication in Multicultural Society, CMSC 2015, 6-8 December 2015, Moscow, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.