Научная статья на тему 'СМИ как фактор формирования национальной и этнической идентичности белорусской молодёжи в 2000-2010-х годах на белорусско-польско-литовском пограничье!'

СМИ как фактор формирования национальной и этнической идентичности белорусской молодёжи в 2000-2010-х годах на белорусско-польско-литовском пограничье! Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
513
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / СМИ / СИМВОЛЫ / ОБРАЗЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЁЖИ / ETHNICITY / IDENTITY / TRADITION / MEDIA / CHARACTERS / IMAGES / ETHNOCULTURAL YOUTH STRATEGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурко Александр Викторович

Формирование человеческого ресурса в настоящее время является важ:ной задачей современного государства. Молодёж:ъ является важ:нейшей составляющей этого ресурса. В воспитании патриотизма молодёж:и ключевое значение имеет этническая и национальная идентичность. Задачи пропаганды самобытных культурных традиций и развитие национальной идентичности в современных условиях наиболее эффективно можно решать с использованием средств массовой информации. Исследование показало, что недостаточное внимание со стороны СМИ к необходимости формирования ярких и современных образов и символов родной земли, характерных персонажей, отсутствие на информационном поле страны активной группы, пропагандирующей важность сохранения традиций, и своеобразия белорусов, восточнославянские культурные ценности в целом, может привести в условиях усиливающихся миграционных потоков к потере этнического и национального своеобразия страны. Для формирования национальной и этнической идентичности необходимо целенаправленно ориентировать, наряду с СМИ, учреждения образования и культуры на активную работу по развитию и внедрению идеологических конструкций в формирование патриотического сознания молодёжи. Укрепление института семьи и семейных традиций нужно рассматривать в ряду важнейших национальных приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гурко Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA AS А FACTOR IN THE FORMATION OF NATIONAL AND ETHNIC IDENTITY OF THE BELARUSIAN YOUTH IN 2000-2010-IES AT THE BELARISIAN-POLISH-LITHUANIAN BORDERLANDS

Formation of human resources is now the most important task of the modern state. Youth is a critical component of this resource. The patriotic education of youth is crucial ethnic and national identity. Propaganda Tasks traditional cultural identity and development of national identity in modern conditions can be addressed most effectively by the media. Research has shown that lack of media attention to the need to form a bright and modern images and symbols of the native land, distinctive characters, the lack of the information field of active groups in the country, promotes the importance of preserving the traditions and ethnic identity can lead to a loss of ethnic and national identity of the country. This is particularly important and relevant in the context of growing migration. For the formation of the national and ethnic identity of young people, we need to target the media, educational and cultural institutions to work on the introduction of ideological constructions in the formation of the patriotic consciousness of young people. Strengthening the institution of the family and family traditions considered among the most important national priorities.

Текст научной работы на тему «СМИ как фактор формирования национальной и этнической идентичности белорусской молодёжи в 2000-2010-х годах на белорусско-польско-литовском пограничье!»

ОБЩЕСТВО И ДЕМОГРАФИЯ

УДК 008(476.6)+008(470.26)+39(476.6)+39(470.26)+2-773(476.6)+2-773(470.26)

А. Викт. Гурко

СМИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЁЖИ В 2000-2010-Х ГОДАХ НА БЕЛОРУССКО-ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКОМ

ПОГРАНИЧЬЕ1

Формирование человеческого ресурса в настоящее время является важной задачей современного государства. Молодёжь является важнейшей составляющей этого ресурса. В воспитании патриотизма молодёжи ключевое значение имеет этническая и национальная идентичность. Задачи пропаганды самобытных культурных традиций и развитие национальной идентичности в современных условиях наиболее эффективно можно решать с использованием средств массовой информации.

Исследование показало, что недостаточное внимание со стороны СМИ к необходимости формирования ярких и современных образов и символов родной земли, характерных персонажей, отсутствие на информационном поле страны активной группы, пропагандирующей важность сохранения традиций, и своеобразия белорусов, восточнославянские культурные ценности в целом, может привести в условиях усиливающихся миграционных потоков к потере этнического и национального своеобразия страны.

Для формирования национальной и этнической идентичности необходимо целенаправленно ориентировать, наряду с СМИ, учреждения образования и культуры на активную работу по развитию и внедрению идеологических конструкций в формирование патриотического сознания молодёжи. Укрепление института семьи и семейных традиций нужно рассматривать в ряду важнейших национальных приоритетов.

Ключевые слова: этничность, идентичность, традиции, СМИ, символы, образы, этнокультурные стратегии молодёжи.

Учитывая современные отрицательные демографические тенденции, в конце XX в. европейскими специалистами были составлены прогнозы о том, что ввиду процессов старения Европы к 2025 г. экономически сильными и состоятельными станут те регионы (страны), которые уже сегодня смогут экономически и идеологически привлечь молодёжь — трудовые и интеллектуальные ресурсы недалёкого будущего. В ряду ключевых задач, направленных на формирование патриотического сознания молодёжи — пропаганда самобытных культурных традиций и развитие национальной идентичности. В современных условиях эти задачи наиболее эффективно можно решать с использованием средств массовой информации. Таким образом, актуальность работы диктуется потребностью в использовании СМИ для формирования у

1 Статья является результатом научно-исследовательской работы по проекту БРФФИ-РГНФ Г13Р-009 «На границе со странами ЕС: этнокультурные стратегии молодежи в Гродненской и Калининградской областях».

молодого поколения белорусов чувства патриотизма, имеющего свои основы в этнических и национальных установках.

Цель данной работы — определить наиболее существенные для формирования патриотического сознания белорусской молодёжи образы современного информационного пространства.

Задачи:

- установить важные для молодого поколения образы этнической и национальной идентификации;

- определить, насколько эти образы отражены и развиты в региональных СМИ Гродненской области.

В ходе полевых исследований, проведённых нами в октябре 2013 г., было опрошено 128 молодых людей в возрасте 16-28 лет в городах Гродно, Лида, Мосты, Вол-ковыск, Свислочь, а также в Гродненском, Мостовском, Волковысском и Щучинском районах. Опрос проводился по случайной выборке. Проведён анализ газет «Гродненская правда», «Вечерний Гродно», «Гродненский университет», «Вороновская газета» (районная газета), а также интернет-ресурса «Гродненский форум» (ЬИр^Яогит. grodno.net/) за период начала 2010-х гг. При выборе источников для анализа исходили из пропорций расселения молодёжи в Гродненской области — по данным Госкомстата большинство молодёжи (82,7 %) проживает в городах и посёлках городского типа, в сельской местности живёт только 17,3 % молодых людей. В Гродненской области проживает 10,6 % молодёжи [1].

В качестве основных параметров, определяющих этнокультурные ориентации молодёжи Гродненщины при проведении данного опроса, были определены следующие. Во-первых, этническая самоидентификация. Во-вторых, лингвистическая идентификация. В-третьих, идентификация на основе образов родной земли. В-четвёртых, отношение к праздникам, являющимся одной из важнейших форм трансляции социально-значимого, в т. ч. и этнического опыта.

Этническая идентичность является важнейшей составной частью социальной идентичности и сопряжена с переживанием личностью своей принадлежности к определённому этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценкой этнически обусловленных предпочтений. Наиболее значимыми признаками этнической идентичности являются язык, происхождение, образ жизни, традиционная культура, ценности и нормы, историческая память и мифология, религия, чувство родины, гражданство, характер, внешность. Хотя личность осуществляет самостоятельный выбор своей этнической идентичности, определяющим оказывается влияние среды, образа жизни и культуры этнической группы. Осознание этнической принадлежности происходит в ранней юности.

Как показало наше исследование, большинство опрошенных считает себя белорусами — 91 %; 5,5 % отнесли себя к полякам, 3 % - к русским. В то же время установлено, что в 70 % семей опрошенных оба родителя относят себя к белорусскому этносу, около 7 % — к польскому, около 1,6 % — к русскому. Остальные семьи смешанные: семьи, в которых мать-белоруска, а отец-поляк, составили 2,3 %, мать-полька и отец-белорус — 1,6 %; мать-белоруска и отец-русский — 3,1 %, мать-русская и отец-белорус — 3,1 %. Сопоставление количества респондентов, отметивших свою принадлежность к белорусам (здесь национальное и этническое в заметной степени совпадают) очевидно превосходит количество тех, кто считает себя

белорусами генетически. Это свидетельствует о том, что гражданская идентичность в настоящее время доминирует над генетической. Вместе с этим, сохраняется скрытая двойная и тройная идентичность, основанная на знании и осознании этнического происхождения родителей. Множественная скрытая идентичность связана со сложной этнополитической историей и пограничным положением региона, она определяет своеобразие этнической культуры и служит залогом устойчивости современных этнических процессов.

Следует отметить, что в регионе, где достаточно большое количество населения имеет польское происхождение, доминирующее соотнесение себя с белорусской идентичностью указывает на очевидные этнокультурные приоритеты опрошенной молодёжи Гродненщины. Приоритетна ориентация на восточнославянские языки и в лингвистической самоидентификации: 48 % опрошенных респондентов назвали родным русский язык; 30 % — белорусский язык; 22 % — белорусский и русский. Многие из опрошенных молодых людей понимают польский и литовский языки, украинский, английский и немецкий языки. Можно предположить, что знание польского и литовского языков связано с необходимостью коммуникации внутри региона; украинского, английского и немецкого языков — с ориентацией на этнокультурные контакты за пределами региона.

Одной из задач проведённого этнологического опроса было выявление современных этнических символов и образов. Этнический символ всегда сопряжён с эмоциональным восприятием, сложный объект внешнего мира представляется в нём сжато и образно, вызывая мгновенную эмоциональную реакцию. Объединяя различные планы реальности в единое целое, он создаёт собственную многослойную структуру, смысловую перспективу. Из символов и образов, связанных с этнической и национальной идентичностью, опрошенной молодежью были названы Герб, Флаг, Гимн, [Родительский] Дом, Зубр, Олень, Аист, Леса, Озёра, Колосья, Картошка. Примечательно то, что национальные символы сливаются у опрошенных с этническими символами, закреплёнными в гимне, изображении герба и флага республики.

Следует отметить, что наряду с образами зубра и аиста, сопоставимыми с белорусской землей на основе лирических произведений, здесь присутствует образ оленя, который можно назвать региональным. Это — исторический символ из герба Гродно. Иногда считается, что герб был дарован городу в 1540 г. королевой польской и великой княгиней литовской Боной Сфорца, однако первые печати с изображением герба Гродно датированы 1565 г. На них изображён скачущий олень с золотым крестом между рогов, так называемый олень Святого Губерта. Святой Губерт — католический святой, покровитель охотников. По легенде, однажды во время охоты он увидел чудесного оленя с золотым крестом между рогов и, воодушевившись этим знамением, стал примерным христианином и раздал всё своё имущество бедным. Олень святого Губерта был выбран символом города, поскольку рядом с городом располагались богатые охотничьи угодья Беловежской и Гродненской пущи. Ограда, через которую скачет олень, была впоследствии добавлена к гербу, символизирует свободолюбие населения города. После присоединения города к Российской империи в 1795 г. старый герб был упразднён. В 1802 г. был утверждён герб Гродненской губернии: на верхней части щита был изображён всадник с восьмиконечным крестом на щите, а в нижней — изображение зубра на красном фоне. В 1845 г. всадник с герба был убран. В 1878 г. было изменено изображение зубра, гербу приданы император-

екая корона, ленты и дубовые листья. В 1988 г. решением Гродненского городского Совета народных депутатов утверждён современный герб Гродно [4].

Образы родной природы, флоры и фауны, сложившиеся исторически, соседствуют с образом картошки, давшей основу для экзоэтнонима «бульбаш».

Родительский дом — один из наиболее устойчивых образов, но у каждого из участников опроса он имеет свои черты. Поэтому при разработке этнических, национальных образов, характеризующих коллективную идентичность, сегодня необходимо обнаружить или сконструировать какие-то общие черты, характеризующие современное жилое пространство белоруса.

В целом следует отметить, что этническое сознание порождает этнический образ. Этнический образ, исходно воплощающий в себе единство всеобщего (универсального) и единичного (уникального), строится на основе такого понимания типичности, которое учитывает чувственную конкретность. Этнический образ близок к образам искусства. Его сходство с образами искусства состоит ещё в том, что, будучи формой отражения действительности, он одновременно и программирует эту действительность, поощряя или ограничивая поведенческие акты людей. Этнический образ становится рамкой поведенческих актов человека. Как и художественный образ, этнический образ подчинён законам индивидуализации.

Для формирования конструктивных этнокультурных стратегий молодёжи на материале разных эпох и этнических традиций необходимо найти наиболее общие правила построения этнического образа. Этнический образ порождает представление обо всём облике человека и его поведении. В формулах-описаниях часто подчёркивается внешность образа, что отражает представление о специфическом индивидуальном поведении, «нраве».

Примечательно то, что около половины опрошенных оставило вопрос об этнических и национальных образах и символах без ответа. Отсутствие в ответах на поставленный вопрос об образах и символах родной земли человеческих образов и характерных персонажей указывает на то, что в настоящее время существует насущная необходимость разработки таких образов, прежде всего, средствами визуального искусства и литературы. Сказанное справедливо и по отношению к элементам материальной культуры — одежде, архитектуре, пище.

По мнению 47,7 % опрошенных, формирование чувства патриотизма, связи с родной землёй сопряжено с участием в праздниках. Семантика слова «праздник» («свята» по-белорусски) восходит к противопоставлению (оппозиции) «священный — мирской», которое отличает сферу сакральную, наделенную особой силой, от сферы бытовой, профанической, лишённой этой силы. Праздничными можно считать те дни, во время которых прекращается обычная трудовая (будничная) деятельность человека и общества и происходит почитание сакрального (Бога), исторических событий, важных для данного этноса или этнической группы, семьи или отдельной личности. В целом праздники выполняют несколько основных функций: мифологическую (реконструкцию изначального времени и действий первопредков и героев); сакральную (связи со священным); функцию психической адаптации человека к внутренней и внешней среде; социокультурную — интеграционную (объединение всех членов общества во время исполнения праздничных действий); передачи сакральных знаний; обеспечения стабильности в обществе; воспитания этнического самосознания и выполнения важной роли в процессе этнической интеграции [3, с. 10-11].

Религиозные праздники посвящены прославлению тех событий и персоналий, которые являются наиболее значимыми для Церкви. Праздничные дни христианского календаря регламентированы вероучением и церковными канонами. Так, в «Законе Божьем» Православной церкви рассказывается о том, что именно под четвёртой заповедью («помни день субботний, чтобы святить его») из десяти, перечисленных в Библии, понимается не только воскресенье как день отдыха (в седьмой день Господь отдыхал от творения), но и другие праздники и посты, которые были установлены Церковью [5].

Согласно современной теологической трактовке, смысл любого церковного праздника заключается не только в благоговейном уважении и отдании памяти великим событиям прошлого. Праздник должен напоминать о том, что Священная История не окончилась, она продолжается и в нашей жизни, и каждый из нас является её участником, её положительным или отрицательным персонажем. И те евангельские события, которые из года в год вспоминаются и прославляются в литургической жизни Церкви, по трактовке многих авторитетных богословов и духовных писателей, через нашу веру и с помощью Церкви становятся событиями и нашей собственной жизни. Особенно подчёркивается теологами эмоциональное воздействие религиозных праздничных действ на человека, т. к. они «вносят в жизнь человека радость, краски, высвобождение.., снимают с человека гнёт обыденности, позволяют дотронуться — хотя бы временно — до другого, лучшего мира» [7].

В конце XX в. на постсоветском пространстве, в т. ч. и в Беларуси, начался процесс возрождения религии, связанный не только с существенными изменениями в статусе церквей и их структуре, но и с трансформацией государственно-церковных отношений, когда главные церковные праздники приобрели статус государственных. Как неотъемлемая часть культуры религиозные праздники являются одним из элементов, который формирует этническое самосознание, т. к. они нередко отождествляются и сливаются с этническими традициями. Необходимо подчеркнуть, что большое влияние на этнические процессы и воспитание этнического самосознания у верующих оказывают те элементы религиозной обрядности, которые исполняются во время наиболее торжественной части богослужения и литургии — толкования и чтения Святого Писания на родном языке, проповеди и пения религиозных гимнов на понятном народу языке [10, с. 158-159].

Чаще отмечаются в семьях опрошенных молодых людей Гродненщины следующие праздники (в порядке убывания): Пасха — 71 ответ, Новый год — 63, Рождество

— 60, День рождения — 40, 8 марта — 33, 23 февраля — 25, 9 мая — 21, Радуница

— 16, День матери — 15, Спасы — 15, День независимости — 13, Купалле — 9, Вербница — 8, Масленица — 6. Также отмечаются профессиональные праздники, Дни города. Как видно, ведущие позиции занимают религиозные праздники, а также праздники, имеющие личную, тендерную, семейную окраску. Трансляция этнического опыта происходит, главным образом, через религиозные праздники, что необходимо учитывать в формировании стратегических установок молодого поколения.

В ходе анализа результатов анкетирования было выявлено, что в зависимости от целевых установок можно выделить три основные этнокультурные стратегии молодёжи. Первая из них (основная группа, 71 % опрошенных) связана с установкой на дальнейшее проживание в Беларуси. Вторая (8,6 % опрошенных) связана с намерением миграции в Россию. Третья (20,3 % опрошенных) определяется намерением миграции, главным образом, в страны Европы, Америки, Азии.

Для определения связи установленных стратегий с проблемой формирования респондентом этнической и национальной идентичности рассматривалось, какое количество опрашиваемых, соотносимых с каждой из трёх вышеприведённых стратегий, ответило на вопросы: «Какие обычаи и традиции ассоциируются для Вас с домом, родной землёй?»; «Назовите 5 наиболее значимых для Вас позитивных образов, символов родной земли»; «Какие элементы обычаев и традиций представителей других народов привлекают лично Вас?».

Из респондентов, связывающих свою дальнейшую жизнь с родной землёй, на первый из заданных вопросов ответило 44 % опрошенных, на второй вопрос — 51%, на третий вопрос ответило 13 %.

Ответы респондентов, избравших вторую стратегию, распределились следующим образом: на первый из заданных вопросов ответило 64 % опрошенных, на второй вопрос — 9 % , на третий вопрос ответило 9 %.

Ответы респондентов, избравших третью стратегию, распределились следующим образом: на первый из заданных вопросов ответило 46 % опрошенных, на второй вопрос — 42 % , на третий вопрос ответило 62 %.

Сопоставление ответов представителей различных стратегий позволяет сделать следующие выводы. Среди респондентов, связывающих свою дальнейшую жизнь с родной землёй, очевидно больше тех, кто воспринял позитивные образы, символы родной земли, по сравнению со второй группой — на 42 % и по сравнению с третьей группой — на 9 %. Это с очевидностью указывает как на заметную роль идеологических конструкций в формировании патриотического сознания молодёжи, так и на недостаточную работу по развитию и внедрению этих конструкций.

На вопрос об обычаях и традициях, ассоциируемых с домом и родной землёй, среди респондентов второй и третьей группы оказалось больше ответивших по сравнению с первой группой — соответственно на 20 % и 2 %. На наш взгляд, это связано с тем, что люди, планирующие миграцию, культивируют более сильную психологическую связь с родной землей, основанную на памяти. При этом значительная разница — на 22 % между ответами на данный вопрос респондентами второй и третьей группы может быть связана с более реальной возможностью миграции представителей второй группы (в Россию), по сравнению с достаточно неопределёнными перспективами для представителей третьей группы (страны Европы, Америки, Азии).

На вопрос об элементах обычаев и традиций представителей других народов очевидное большинство ответов дали респонденты третьей группы, связывающие свою дальнейшую жизнь со странами Европы, Америки, Азии — 62 %. Это на 49 % больше по сравнению с первой группой и на 53 % больше по сравнению со второй группой. Очевидна связь с определённой подготовкой респондентов третьей группы к миграции и жизни в иноэтническом окружении.

С формированием стратегий сохранения этнической, национальной идентичности молодёжи связан вопрос анкеты «Как бы Вы отнеслись к браку своих детей с представителями других национальностей?».

Ответы распределились следующим образом:

- считаю брак нежелательным — 18 %;

- предпочел бы человека своей национальности, но возражать против выбора не стал — 34 %;

- национальность не имеет значения — 30 %;

- нет ответа — 18 %.

Рассмотрение ответа на данный вопрос через призму трёх основных установленных нами стратегий показал следующее. Из респондентов, связывающих свою дальнейшую жизнь с Беларусью, на первый из заданных вопросов ответило 13 % опрошенных, на второй вопрос — 33 %, на третий вопрос ответило 29 %.

Из респондентов второй группы, нацеленной на миграцию в Россию, на первый из заданных вопросов ответило 9 % опрошенных, на второй вопрос — 9 %, на третий вопрос ответило 36 %.

Из респондентов, связывающих свою дальнейшую жизнь со странами Европы, Америки и Азии, на первый из заданных вопросов ответило 38 % опрошенных, на второй вопрос — 27 %, на третий вопрос — 31%.

Таким образом, можно констатировать, что наиболее лояльной в вопросах сохранения этнической, национальной идентичности является группа, избравшая вторую стратегию — миграцию в Россию. Такую лояльность можно легко пояснить с двух позиций — национальной и этнической. Во-первых, жители Беларуси в России фактически чувствуют себя «как дома» — это обусловлено как культурно-исторически, так и политически (общий период истории в составе Российской империи, затем в СССР, затем в составе союзного государства Беларуси и России). Во-вторых, в основе культуры как Беларуси, так и России лежат восточнославянские культурные традиции.

Как видно из приведенных сведений, наибольший консерватизм в вопросах принятия иноэтнической культуры проявили респонденты третьей группы, чья стратегия ориентирована на миграцию в страны Европы, Америки или Азии. Исходя из того, что основной мотив миграции, отмеченный в анкетах, экономический, можно предположить, что установка мигрировать в указанные регионы и страны является временной, связанной с выполнением тех или иных экономических задач. Реально к принятию иной этнокультурной реальности готова лишь треть респондентов третьей группы. Фактически это означает то, что с определённым ощущением улучшения экономической ситуации респонденты этой группы останутся в привычной этнической среде. Решению этой проблемы может способствовать выработка и реализация соответствующей программы по идеологической работе СМИ.

Самая крупная группа респондентов, соотносящаяся со стратегией отказа от миграций в пользу проживания в Беларуси, в значительной степени консервативна — до 46 % опрошенных предпочли бы сохранить этническую и национальную принадлежность, остальные же проявили безразличие к данной проблеме. Из этого можно сделать вывод о том, что значительная часть молодёжи, связывающей своё будущее с жизнью в Беларуси, открыта для изменений в стране и обществе. В этом есть позитивный момент, связанный с потенциальной готовностью общества к принятию иноэтничных мигрантов, что в условиях демографического спада и нехватки трудовых ресурсов весьма существенно. Но в то же время, на наш взгляд, наличие всего 13 % «ультраконсерваторов», выступающих против межэтнических браков, в условиях практически полного отсутствия на информационном поле активной группы, пропагандирующей важность сохранения традиций, и своеобразия белорусов, восточнославянские культурные ценности в целом, может привести в условиях усиливающихся миграционных потоков к потере этнического и национального своеобразия страны.

Уже сегодня анкетный опрос показал, что только 16,4 % респондентов хотели бы видеть своих детей «людьми, знающими язык и культуру моей национальности». Только 14,8 % опрошенных хотели бы видеть своих детей «людьми моей националь-

ности». При возможности выбрать 3-4 ответа, «людьми с высшим образованием» видят своих детей 66,4 % опрошенных. «Людьми, имеющими интересную работу» видят своих детей 51,5 % опрошенных. «Богатыми, состоятельными людьми» хотели бы видеть своих детей 38,2 % опрошенных. Людьми с «чистой совестью» хотели бы видеть своих детей 36,7 % опрошенных. 23,4 % опрошенных хотели бы, чтобы их дети занимали высокие (ответственные) посты. «Людьми, пользующимися авторитетом» хотели бы видеть своих детей 21,8 % опрошенных. Только 7 % опрошенных хотели бы видеть своих детей людьми, исповедующими их религию. Как видно из приведённого выше, в стратегических устремлениях молодёжи виден определённый перекос в сторону образованности, работы, материальной состоятельности, и заметен уход как от ряда важных моральных стимулов и характеристик, так и этнических, культурных. Обнадёживающим фактором при всём этом является то, что большинство — 75 % опрошенных хотели бы видеть своих детей «людьми, имеющими хорошую семью», что указывает на всё ещё высокий потенциал такой традиционной ценности, как институт семьи.

Опрос показал высокий уровень образованности, профессиональной подготовки молодёжи, готовность к адаптации к меняющимся условиям. Это демонстрирует ответ на вопрос анкеты «Что вы сделали для улучшения своего материального положения?» При возможности давать 2-3 ответа 41,3 % опрошенных ответило «начал учиться», 30,4 % опрошенных ответило «приобрёл новую специальность», стали подрабатывать 28 % опрошенных; 9,4 % сменили место работы; открыли своё дело — 6,2 %. Из всех опрошенных только 6,2 % не предприняли ничего, и только у 10 % опрошенных не было необходимости что-то предпринимать. Приведённые ответы указывают как на высокий уровень мобильности опрошенных, так и на то, что большинство опрошенных связывает стратегию личных изменений и достижений с существующей государственной системой образования. Таким образом, для формирования национальной и этнической идентичности необходимо целенаправленно ориентировать, наряду со СМИ, учреждения образования.

В ходе изучения и анализа публикаций названных выше источников за период 2011-2013-х гг. установлено, что проблема трансляции этнокультурных традиций среди молодого поколения Гродненской области до настоящего периода решалась, но количество публикаций следовало бы увеличить, расширить спектр рассматриваемых проблем.

В публикациях газет освещение культурных традиций, их трансформации в современных условиях, редко выходит за пределы закрепившихся в 1990-х — первого десятилетия 2000-х гг. тем: календарные народные праздники (Коляды, Купалле), религиозные праздники, современные светские и государственные праздники; региональные и республиканские форумы национальных культур; обычаи и традиции различных этнических групп, в т. ч. новых для Беларуси.

В числе перечисленных источников газета «Гродненский университет» (http:// www.grsu.by/ru/university/smi/grsupaper/) единственная, имеющая целевой аудиторией молодёжь. Публикации в этой газете посвящены, главным образом, событиям в жизни университета, научного мира в целом. Из статей, посвящённых трансляции культурных традиций в 2013 г., была опубликована лишь одна, посвящённая празднованию Китайского Нового года (публикация от 12.02.2013), в связи с тем, что «в ГрГУ учатся 8 китайских студентов, 34 человека посещают курсы китайского языка, а также 25 студентов специальности «Лингвистическое обеспечение межкультур-

ных коммуникаций» изучают китайский язык в качестве второго иностранного». Как отмечено в газете, «китайские и белорусские студенты встречали этот праздник по всем восточным канонам. Украшение зала было выдержано в красном цвете, а преподаватель китайского языка Ван Цинфэн пришёл на праздник с женой и дочерью. По традиции Новый год в Китае — главное семейное торжество. Его дочь, первоклассница Юй, рассказала стихотворение на русском языке. Белорусские студенты рассказали об истории и традициях празднования Нового года в Китае, а китайские студенты — как встречают Новый год в их семьях. Студенты 5 курса филологического факультета специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций», которые проходили стажировку в КНР — Евгений Попковский исполнил песню на китайском языке, а Анна Бекиш поделилась своими впечатлениями об этом празднике в городе Шанхае. Самые внимательные слушатели смогли поучаствовать в викторине и получить призы. Китайские студенты поблагодарили организаторов и гостей праздника за внимание к их культуре... Китайские и белорусские студенты и преподаватели ещё долго не уходили из аудитории, у всех были темы для обсуждения, как на китайском, так и русском языках, а в качестве угощения для всех гостей праздника был организован «сладкий стол» с ароматным китайским чаем, сладостями и традиционным блюдом — печеньем с пожеланиями. В завершении праздника каждому дарили по два мандарина, желая тем самым материального благополучия всем гостям» [8]. Из контекста публикации понятно, что в молодёжной среде присутствует живой интерес к восприятию культурных традиций и если бы организаторы педагогической деятельности, а также вслед за ними журналисты уделили бы внимание этой проблеме хотя бы в сравнении белорусских и китайских традиций, белорусские праздники стали бы привлекательными не только для отечественных, но и для зарубежных студентов.

Издававшаяся в Гродно до конца 2010 г. газета «Молодежный курьер» также не уделяла достаточного внимания трансляции этнокультурных традиций. По отзыву одного из участников Гродненского форума в газете следовало бы размещать «бегущую строку» с афоризмами. Как известно, афоризмы, по своей сути, наиболее ярко отражают духовную культуру и традиции народа.

В районной газете Вороновского района Гродненской области «Вороновская газета» (http://www.voran.by), наряду с публикациями, посвящёнными традициям празднования народных белорусских и религиозных христианских праздников, можно отметить и ряд других публикаций, способствующих трансляции этнокультурных традиций. Регулярная рубрика посвящена белорусским семейным традициям — «Ся-мейная скарбшца». На примерах уклада жизни в семьях района демонстрируется и транслируется модель поведения, которая и усваивается молодым поколением. В частности, в статье Галины Шлемпо «Когда в доме лад» (10.08.2012) о семье Ан-дрыш из агрогородка Переганцы, отметившей в 2011 г. фарфоровую свадьбу — 20 лет совместной жизни, отмечается: «...Неустанно летящее вперед время диктует свои правила жизни. В связи с развитием новых технологий превалирует общение между людьми по телефону, через интернет... Забываются встречи в кругу друзей, прогулки по парку, тёплые беседы в уютной домашней обстановке. А вместе с этим утрачиваются некоторые душевные качества людей... Но, несмотря на обстоятельства, в которых мы живём, неизменными должны оставаться человеческие ценности: любовь, сочувствие, терпимость, добросердечность, взаимопомощь...» В статье показывает-

ся стиль отношений в семье — между супругами, детьми; показывается жизненный путь всех членов семьи. В этой же рубрике уделяется внимание межнациональным бракам, предполагающим адаптацию одного из супругов на Вороновщине (Н. Ивуть «Любовь и судьба» 22.03.2013, «Главное — любовь и согласие» 12.04.2013); раскрываются региональные особенности традиции подготовки и празднования домашних праздников (например, статья «Дух Рождества» 22.12.2012).

Способствует формированию интереса к родной культуре у молодого поколения и статья Галины Шлемпо «Солнце на блюде, или Русская печь в наследство», опубликованная 29.03.2013, в рубрике «С праздником!» устами хозяйки Анны Антоновны Вильчевской рассказывается: «... В родительском доме Геннадия, моего мужа, на один из праздников его бабушка испекла пирог. Таких вкусных пирогов я в своей жизни не пробовала никогда. Он был такой большой, что занимал полстола. Это настолько меня поразило, что захотелось непременно испечь такой же. Но в чужом доме я, молодая, стеснительная, не решилась на это. Спустя три года мы переехали в Клайши, где для нас мои родители построили вот этот дом. В нём, как и в любом деревенском доме, стояла печь. Она использовалась не только для отопления жилья, но и служила для приготовления пищи, и даже была иногда тёплой постелью или местом игры для детей. Постепенно пироги к Рождеству, Новому году, Пасхе и другим праздникам стали нашей семейной традицией, которая, как вы уже поняли, перешла от бабушек, — улыбается хозяйка. — Потихоньку в доме меняли обстановку на современную, но выбросить печь — никогда (!). Как говорят, изба красна не углами, а пирогами. Ведь печь — это святое место в доме, и так было всегда...». [9]

В 2013 г. в газетах «Гродненская правда» и «Вечерний Гродно» также появился ряд публикаций по проблеме трансляции этнокультурных традиций молодому поколению. В материале корреспондента газеты «Гродненская правда» (Шр:/^гос1попе\¥8. Ьу) Ирины Березович «В Мирском замке состоится Венский бал XIX века и откроется светский ретросалон» (21.11.12) представлены торжественные мероприятия (рождественские балы «Танцующий мир» в ретро-стиле) в Мирском замке. Отмечено, что «... замок в своё время являлся собственностью княжеских родов Радзивиллов и Святополк-Мирских, которые были видными светскими особами. Шикарные приемы устраивались и в самом замке. Поэтому и в наше время проведение балов — это продолжение доброй традиции». Венский бал XIX в., светский ретросалон 20-30-х гг. XX века, бал маленьких дам и кавалеров — детей от 6 до 14 лет, новогодние детские утренники, описанные в публикации, призваны возродить интерес, прежде всего, молодёжи, к европейским традициям, развивавшимся на белорусских землях в течении столетий. Как отмечается в материале, «здесь уже прижилась традиция проведения свадеб. Молодожёны приезжают не только из Кореличей и района. Торжественную церемонию бракосочетания в стенах замка предпочитают жители Минска и Барановичей. Молодожёны и их гости переносятся в эпоху средневековья благодаря интерьерам замка и необычным лицам, участвующим в церемонии. Молодых встречает придворный архитектор. Не обходится и без знаменитой на всю околицу мирской сватьи, перед которой молодые доказывают свои чувства. Брачное соглашение они подписывают под присмотром княжны Мирской» [2].

Газета «Гродненская правда» в 2013 г. приняла участие в анонсировании и освещении акции «Крылья любви», которую третий год проводят участники молодёжного проекта «Живая история». По сообщениям в газете «в этот раз планируют собрать на

Советской площади более тысячи влюблённых гродненцев и гостей города. Зажигать публику будут DJ SQUIRELL, MC OCTAV, народный клуб славянских единоборств «Аридан». До запуска фонариков организаторы назовут победителей конкурсов «Самая очаровательная пара года», «Лучшее признание в любви на фото» и «Лучшее признание в любви на видео», которые проходили в «ВКонтакте» (08.02.13). В День Святого Валентина в Гродно влюблённые пары запустили небесные фонарики. Часть суммы от их продажи пошла на помощь детям, оставшимся без попечения родителей. «.. По традиции первый фонарик запустила историческая пара — Барбара Рад-зивилл и Сигизмунд Август. К слову, участники проекта «Живая история» приоткрывают завесу тайны любви белорусских Ромео и Джульетты в аудиороликах, которые звучат в общественном транспорте...» (15.02.13).

Уделяя заметное внимание культурным событиям, происходящим в области, газета представляет спектр возрожденных традиций. В статье Сергея Гаврицкого сообщается, что в Зельве прошёл «Анненский кирмаш» (28.08.13). Причём отмечается, что Зельва в 2013 г. шестой раз проводила возрождённый «Анненский кирмаш». «Праздничное действо попытались ещё больше приблизить к историческому прототипу: кроме торговли, были устроены развлечения на любой вкус. Славилась Зельва своей ярмаркой ещё в XVIII столетии. Тогда, говорят историки, «Анненский кирмаш» уступал по размаху лишь знаменитым Лейпцигским ярмаркам.... В программе и конкурс лесорубов, и пленэр резчиков по дереву — скульптуры традиционно украсят райцентр, и спортивные соревнования, и показательные выступления, и концерт в режиме нон-стоп на главной сцене... Предваряла ярмарку научная конференция, в ходе которой обсуждали не только исторические, но и экономические аспекты ярмарки. В ярмарочный день провели и районные «Дожинки», чествовали хлеборобов... Закончилась ярмарка огненным шоу на главной площади Зельвы».

Газета «Гродненская правда» также опубликовала материал Татьяны Кузнечен-ковой, направленный на формирование интереса к традициям животноводческих праздников: «День лошади отметили в агротуристическом комплексе «Гарадзенсю маёнтак «Каробчыцы» ...По старинной славянской традиции днём покровителей лошадей, или днём лошади считают 31 августа — день святых мучеников Флора и Лавра... В течение дня на территории комплекса гости могли принять участие в различных играх и конкурсах, покататься на пони, приобрести сувениры, совершить экскурсию по конюшне, прокатиться на дилижансе. Все присутствующие зарядились положительной энергетикой, а у многих детей появилось желание научиться ездить верхом. Получился он по-настоящему семейным: собралось множество детей и их родителей. Весёлые ведущие в народных костюмах не давали скучать ни одному зрителю» («Гродненская правда» 04.09.13).

В другой публикации этого же автора «Гродненская мастерица рассказала, как сделать куклу-оберег» (18.10.13) опубликован материал, формирующий интерес молодёжи к славянским духовным и материальным традициям.

В газете «Вечерний Гродно» (http://www.vgr.by) в 2013 г. также появился ряд оригинальных публикаций, связанных с проблемой трансляции этнокультурных традиций. Наиболее интересным представляется материал А. Кучинского, И. Максим-чик, О. Сиводедова «Королевский шлях» (09.12.2009), рассматривающий аналогичные белорусским проблемы в польском пограничье. Авторы отмечают, что когда-то уехавшие из Сокулки на учёбу и заработки поляки постепенно стали возвращать-

ся домой. Среди причин растущего экономического благополучия города — этнокультурный компонент. «... Как оказалось, в окрестностях Сокулки находится единственная в Польше татарская община. Неудивительно, что вокруг Сокулки появился туристский маршрут «Татарский путь». Он включает в себя несколько населённых пунктов на протяжении 54 километров, путешествуя по которым можно посмотреть, как живут татары, посетить две мечети, попробовать национальные блюда, прокатиться на лошадях. Белорусы о ближайшем приграничном городке знают немного. А меж тем, кроме бизнеса здесь можно неплохо провести свободное время. Любители природы смогут отдохнуть на озере, а поклонники архитектуры прогуляться по памятным местам. В городе есть несколько костёлов, православная церковь, музей. А в окрестностях коттеджи для агротуристов. Проживание в агротуристическом домике обойдется в 25-30 злотых. Сутки в гостинице с завтраком стоят около 60 злотых. В 1780 году на этом месте была мануфактура, которая закладывалась Антонием Ти-зенгаузом. О причастности гродненского старосты к историческому зданию теперь говорит специальная вывеска у выхода. Сейчас управляет делами в музее Юзеф Ко-нопацкий, татарин по национальности. Второй этаж музея построен по принципу деревенской избы. Благодаря местным жителям здесь собраны различные вещи ручной работы, многими из которых люди пользовались ещё в прошлом столетии. Раньше много ткали из льна. Теперь в округе нет этого материала. Мы поняли, что традиции ткачества могут быть утрачены, и при музее открыли кружок для школьников, где учат старинному мастерству...» [6].

Данный анализ позволяет утверждать, что процесс формирования этнической и национальной идентичности в современных условиях не может не опираться на создаваемый через работу СМИ дискурс. В то же время существует определённый диссонанс между социальным запросом и отражением этнической и национальной проблематики в СМИ. В публикациях газет освещение культурных традиций, их трансформации в современных условиях, редко выходит за пределы закрепившихся в 1990-х — первого десятилетия 2000-х годов тем: календарные народные праздники (Коляды, Купалле), религиозные праздники, современные светские и государственные праздники; региональные и республиканские форумы национальных культур; обычаи и традиции различных этнических групп, в т. ч. новых для Беларуси. В то же время около половины опрошенных оставили вопрос об этнических и национальных образах и символах без ответа. Это указывает на недостаточное внимание со стороны СМИ на необходимость формирования ярких и современных образов и символов родной земли, характерных персонажей. Сказанное справедливо и по отношению к элементам материальной культуры — одежде, архитектуре, пище. Поэтому при формировании современных этнических и национальных образов, выражающих коллективную идентичность, сегодня необходимо выражать и визуализировать наиболее общие черты, характеризующие пространство современного молодого человека. При этом следует учитывать то, что в зависимости от целевых установок в настоящее время очевидны три основные этнокультурные стратегии молодёжи. Первая из них связана с установкой на дальнейшее проживание в Беларуси. Вторая связана с намерением миграции в Россию. Третья определяется намерением миграции, главным образом, в страны Европы, Америки или Азии.

Значительная часть молодёжи, связывающая своё будущее с жизнью в Беларуси, открыта для изменений в стране и обществе. В этом есть позитивный момент,

связанный с потенциальной готовностью общества к принятию иноэтничных мигрантов, что в условиях демографического спада и нехватки трудовых ресурсов весьма существенно. Но в то же время, незначительный процент консервативно настроенной молодёжи, в условиях практически полного отсутствия на информационном поле страны активной группы, пропагандирующей важность сохранения традиций и своеобразия белорусов, восточнославянские культурные ценности в целом, может привести в условиях усиливающихся миграционных потоков к потере этнического и национального своеобразия страны.

Для формирования национальной и этнической идентичности необходимо целенаправленно ориентировать, наряду с СМИ, учреждения образования и культуры на активную работу по развитию и внедрению идеологических конструкций в формирование патриотического сознания молодёжи. Укрепление института семьи и семейных традиций нужно рассматривать в ряду важнейших национальных приоритетов.

Литература

1. Белорусская молодежь хорошо образована, переезжает в города, меньше всего тратит на алкоголь сайт ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА». Минск, 2013. [Электронный ресурс]: URL: http://news.tut.by/ society/361385.html (дата обращения: 12.08.2013).

2. Березович И. В Мирском замке состоится Венский бал XIX века и откроется светский ретросалон. [Электронный ресурс]: URL: http://grodnonews.by/category/glavnoe/newsl6497.html

3. Верещагина А. В. Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси. Минск: Белорус, наука, 2009.

4. Lep6 города Гродно. [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.0rg/wiki/Tep6_Lp0flH0 (дата обращения: 12.08.2013).

5. Закон Божий для семьи и школы. Со многими иллюстрациями. Репр. / Сост. протоиерей С. Слобод-ский. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Даниловский Благовестник», 1995. 723 с.

6. Кучинский А., Макетчик И., Сиводедов О. Королевский шлях // Вечерний Гродно. 09.12.2009. [Электронный ресурс]: URL: http://www.vgr.by

7. Петровых А. Рождество Христово // Теократия. 2002. № 1 (1). С. 6-9.

8. Празднование Китайского Нового года. 12.02.2013. [Электронный ресурс]: URL: http://www.grsu. by/ru/university/smi/grsupaper/ (дата обращения: 2.08.2013).

9. Шлемпо Г. Солнце на блюде, или Русская печь в наследство // Вороновская газета, 9.03.2013. С. 3.

10. Этнокультурные процессы Центральной Беларуси в прошлом и настоящем / А. Вл. Гурко [и др.]; науч. ред. А. Викт. Гурко; Нац. акад. наук Беларуси, Центр исслед. белорус, культуры, языка и лит., Фил. «Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы». Минск: Беларуская на-вука, 2016. 538 с.

Об авторе

Гурко Александр Викторович — доктор исторических наук, учёный секретарь Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы HAH Беларуси, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: alhurko@rambler.ru

A. Hurko

MEDIA AS A FACTOR IN THE FORMATION OF NATIONAL AND ETHNIC IDENTITY OF THE BELARUSIAN YOUTH IN 2000-2010-IES AT THE BELARISIAN-POLISH-LITHUANIAN

BORDERLANDS

Formation of human resources is now the most important task of the modern state. Youth is a critical component of this resource. The patriotic education of youth is crucial ethnic and national identity. Propaganda Tasks traditional cultural identity and development of national identity in modern conditions can be addressed most effectively by the media.

Research has shown that lack of media attention to the need to form a bright and modern images and symbols of the native land, distinctive characters, the lack of the information field of active groups in the country, promotes the importance ofpreserving the traditions and ethnic identity can lead to a loss of ethnic and national identity of the country. This is particularly important and relevant in the context of growing migration.

For the formation of the national and ethnic identity of young people, we need to target the media, educational and cultural institutions to work on the introduction of ideological constructions in the formation of the patriotic consciousness of young people. Strengthening the institution of the family andfamily traditions considered among the most important national priorities.

Key words: ethnicity, identity, tradition, media, characters, images, ethnocultural youth strategy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author

Prof. Aliaksandr Hurko, Scientific Secretary of The Center for Belarusian Culture, Language and Literature Research of the NAS of Belarus, Minsk, Belarus.

E-mail: alhurko@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.