Научная статья на тему 'Исследование институциональной среды социальной ответственности бизнеса'

Исследование институциональной среды социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование институциональной среды социальной ответственности бизнеса»

, дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Илларионова Н.А.

ФГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

БИЗНЕСА

В настоящее время ряд российских компаний характеризуются социально ответственной практикой ведения бизнеса, что находит отражение в разработке и внедрении программ партнерства с федеральными и региональными органами власти, с местным сообществом, в реализации проектов поддержки персонала, в благотворительной деятельности на территориях их присутствия. С 2002г. действует Российский Кодекс корпоративного поведения, который выступает ориентиром для корпораций в формировании системы управления, в организации взаимоотношений между стейкхолдерами, в разрешении внутрикорпоративных конфликтов. Так, в России с 2004г. некоторые крупные компании ежегодно представляют корпоративные социальные отчеты в рамках установления конструктивного диалога со всеми стейк-холдерами, что позитивно влияет не только на их имидж, но и на инвестиционный рейтинг отдельного региона и страны в целом. Согласно данным некоммерческих организаций, в бюджете российских благотворительных организаций поступления от акционерных обществ составляют почти 70%, при этом их услугами пользуется около 10% населения [1,2]. Очевидно, что в условиях экономического кризиса потребность в благотворительности возрастет. В 2008 г прошла презентацию российская

версия рейтинга Accountability, представленная в рамках международного проекта Accountability Rating™, который направлен на обеспечение качества раскрытия компаниями информации о социальной деятельности. Лидерами стали компании ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Лукойл», ОАО «МХК «ЕвроХим» и ОАО «СУЭК». В ближайшие годы предполагается разработка и внедрение в деятельность компаний нового международного стандарта социальной ответственности -ISO 26 000. Однако следует признать, что в современной российской экономике немногие компании уделяют должное внимание вопросам корпоративного управления, при этом социально ответственная деятельность принимает спорадический характер и используется как PR-акция, а не как инструмент, позволяющий завоевать доверие акционеров, предупредить возможные риски и расширить доступ к инвестиционным ресурсам. Поэтому возникает необходимость изучения корпоративной социальной ответственности (КСО) только в контексте ее институциональной среды.

Под институциональной средой корпоративной социальной ответственности понимается совокупность основополагающих экономических, социальных и экологических правил, которые являются основой для эффективного взаимодей-

№5 МАИ 2010

дискуссия .

журнал научных публикаций X

ствия компании со всеми заинтересованными сторонами, приводящая к достижению её устойчивого развития.

Так, агентская теория рассматривает социальную ответственность бизнеса, как явление, институциональная среда которого приводит к порождению агентских издержек. Это связано с тем, что осуществление социальных инвестиций в экологию, развитие регионов и местных сообществ присутствия компании, социально ответственная реструктуризация сказывается в основном на репутации и социальном статусе менеджеров (агентов), в то время как затраты по КСО уменьшают благосостояние акционеров (принципалов). Поэтому агентская теория является обоснованием концепции «корпоративного эгоизма», объясняющая, что КСО - это нерациональное использование капитала корпорации. Кроме того, институциональная среда КСО в этом случае приводит к ряду негативных эффектов, в частности, более высоких затрат на рабочую силу.

Другой подход, изучаемый институциональную среду КСО - это теория стейкхолдеров (держателей интересов, заинтересованных сторон), в соответствии с которой социальная ответственность рассматривается как реализация соглашения между бизнесом и его заинтересованными сторонами, т.е. компания на добровольной основе интегрирует социальные, экологические проблемы в свою коммерческую деятельность для создания и развития ключевой компетенции - эффективного взаимодействия со стейкхолдерами.

Исходя из данного подхода для лучшего понимания институциональной среды КСО внутреннюю и внешнюю среду социальной ответственности.

Внешняя и внутренняя среда корпоративной ответственности - это область взаимодействия и взаимоотношений внутри компании, с партнерами, обществом -всеми заинтересованными в деятельности компании сторонами, при реализации ее социальных программ, направленных на достижение преимуществ и выгоды для компании и общества.

Тогда, заинтересованные стороны - индивидуумы, организации или сообщества, имеющие непосредственное отношение к деятельности компании или связанные с её деятельностью косвенно:

1) основные заинтересованные стороны - это индивидуумы, организации и сообщества, которые имеют прямое отношение к деятельности компании: собственники, сотрудники, клиенты, поставщики, бизнес-партнёры, а также местные сообщества;

2) косвенные заинтересованные стороны - это индивидуумы и организации, имеющие косвенное отношение к деятельности компании: органы государственного управления, некоммерческие и общественные организации, профессиональные объединения, активисты, конкуренты и СМИ.

Социально ответственное поведение компаний - это системное позиционирование бизнеса в рыночной и социальной среде, сформированное под воздействием институтов КСО.

, дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Под институтами социальной ответственности совокупность неформальных ограничений, формальных правил, механизмов принуждения, динамично изменяющихся, устанавливаемых и сознательно поддерживаемых компаниями с учетом интересов своих стейкхолдеров. Институты социальной ответственности регулируют систему контрактных отношений, в состав которой входят явные и неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и коллективные, нуждающиеся и не нуждающиеся в третейской защите контракты, заключаемые в целях воспроизводства чистых и смешанных общественных благ.

Формирование институтов КСО обеспечивает устойчивость организации как открытой системы за счет регулирования конфликта интересов во внешней и внутренней среде, увеличения доли нематериальных активов в структуре стоимости компании и роста ее капитализации, вовлечения стейкхолдеров в процесс формирования стратегии корпорации.

В настоящее время представляется возможным выделить три основных аспекта социально ответственного поведения компаний, в соответствии с которыми сформировались институты КСО:

• этико-правовые институты;

• институты мониторинга;

• институты благотворительности.

Формой реализации корпоративной

социальной ответственности в постиндустриальном обществе являются социальные инвестиции предпринимательского сообщества, в качестве которых выступают расходы предпринимательских структур, направляемые на производство общественных товаров.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально ответственное поведение российских корпораций регулируется в условиях неоднородной институциональной среды. Оптимизация издержек деятельности корпораций не должна сопровождаться сокращением финансирования производства общественных благ, поскольку инвестиции в человеческий капитал, в объекты социальной и рыночной инфраструктуры, в восстановление экологического равновесия и др. в долгосрочном периоде принесут частную и социальную выгоды. 1

1.Wood D. Corporate Social Performance Revisited//Acad-emy of Management Review, 1991 N16, p. 694

2. По данным CAF Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.