Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ УСЛУГ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / СФЕРА УСЛУГ / АСУП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подкорытов Д.А.

В настоящее время для создания конкурентных преимуществ, развития бизнеса руководство предприятия должно принимать огромное число решений, для чего сопоставляется и оценивается большой объем информации, полнота и достоверность которой зачастую оставляют желать лучшего. Не имея точной информации, руководители, как правило, принимают решения интуитивно. Во избежание этой ситуации на предприятиях в настоящее время практикуется внедрение современных корпоративных информационных систем (КИС), при этом предполагается, что в них будет содержаться вся необходимая для эффективной работы информация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ УСЛУГ»

УДК 330

Д.А. Подкорытов

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ УСЛУГ

В настоящее время для создания конкурентных преимуществ, развития бизнеса руководство предприятия должно принимать огромное число решений, для чего сопоставляется и оценивается большой объем информации, полнота и достоверность которой зачастую оставляют желать лучшего. Не имея точной информации, руководители, как правило, принимают решения интуитивно. Во избежание этой ситуации на предприятиях в настоящее время практикуется внедрение современных корпоративных информационных систем (КИС), при этом предполагается, что в них будет содержаться вся необходимая для эффективной работы информация.

Так же необходима полное понимание, всех и отдельных процессов. Это позволит руководителям четко видеть, какой за каким процессом идет, кто за него ответственен и какие ресурсы денежные, человеческие, или иные на него потребуются. Все системы различаются по цене, функциональным возможностям, срокам выполнения работ, однако каждый разработчик старается представить свой продукт, как уникальный и самый эффективный в использовании.

Тенденции развития современных информационных технологий влекут постоянный рост сложности информационных систем, создаваемых в различных областях человеческой деятельности. Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий. Для улучшения деятельности предприятия существует необходимость создания его модели. Модель позволяет провести всесторонний анализ, взглянуть со всех точек зрения, увидеть то, что, возможно, не видят все работники предприятия, в том числе и руководство.

Общее представление информационных систем. Процессы в информационной системе. Все объекты представляют собой так называемую систему. Их поведение, характеристики рассматриваются в системном объекте. Система- это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д. Информационная система- это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений, взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями. В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «информационная система -совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» [Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации]. Информационные системы управления организационно-технологическими процессами являются сложными интегрированными системами и сочетают выполнение функций управления технологическими процессами с функциями управления объектом в целом.

Ключевые слова: информационная система, автоматизация, сфера услуг, АСУП.

Общее представление информационных систем:

Для того, чтобы создать продуктивную, нужную информационную систему необходимо разобраться в организационных процессах, понять суть проблемы, которую она может решить. При определении уровня сложности информационной системы и ее структуры необходимо учитывать:

уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;

принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;

вид используемой информационной технологии.

Общие проблемы автоматизации бизнеса.

© Подкорытов Д.А., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 4-3(79)

ISSN 2223-4047

Внедрение системы автоматизации управления, как и любое серьезное преобразование на предприятии, является сложным и зачастую болезненным процессом. Тем не менее, некоторые проблемы, возникающие при внедрении системы, достаточно хорошо изучены, формализованы и имеют эффективные методологии решения. Заблаговременное изучение этих проблем и подготовка к ним значительно облегчают процесс внедрения и повышают эффективность дальнейшего использования системы. Довольно часто организации, которые уже попытались внедрить автоматизированную систему управления предприятием (АСУП), сталкиваются с основными проблемами и задачами, требующие особого внимания при их решении:

Отсутствие постановки задачи менеджмента на предприятии. В купленной АСУП нет одной, двух, трех... очень важных функций;

Необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия. Внедрение превратилось в бесконечный процесс;

Купили АСУП, а потом оказалось, что для ее внедрения нужно полностью модернизировать все компьютеры и/или сетевое оборудование;

Необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах;

Приобрели дорогую мощную АСУП, но используют ее только на 50% (30, 20 10%:);

Сопротивление сотрудников предприятия;

Временное увеличение нагрузки на сотрудников во время внедрения системы;

Фирма, которая разработала АСУП, закрылась (как вариант- уволился ведущий сотрудник отдела автоматизации), сопровождать систему некому. Необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, выбор сильного руководителя группы;

Возникает вопрос: "Так как же все- таки внедрить автоматизированную систему управления и потратить на это ровно столько средств и времени, сколько необходимо".

Может показаться странным, но ключ к ответу кроется в самом вопросе. Внедрение АСУП - это Проект, т. е. деятельность, направленная на достижение определенной цели в рамках временных и бюджетных ограничений. Причем проект не столько технический, сколько организационный, так как предусматривает перестройку (иногда значительную) бизнес-процессов и всей системы управления предприятием. От того, учтете ли вы при реализации проекта все его особенности, и зависит, будет он успешным или нет.

Проблемы автоматизации бизнеса в сфере услуг, на примере предприятия индустрии красоты:

По статистики запросов Яндекса на 15.06.2016 года по фразе "Салон красоты" было 1 170 652 показов в месяц, на 27.09.2017 года по фразе "Салон красоты" было 1303931 показ в месяц (Россия, СНГ).

О чем это говорит - о высоком интересе аудитории. Салоны красоты и другие заведения индустрии красоты и здоровья становятся все более популярны в настоящее время. Поэтому возрос спрос на информационные системы, автоматизирующие процессы и задачи, характерные для данного вида деятельности. По статистики запросов Яндекс по запросу на 27.09.2017 «программы+ салон красоты» 4 463 показа в месяц.

Автоматизация предприятия - необходимое условие для полноценного развития бизнеса. Обработать и контролировать документооборот вручную при современном ритме жизни просто невозможно. Именно благодаря автоматизации владелец бизнеса может получать полную информацию о состоянии дел в режиме реального времени, находясь в любой точке мира и имея доступ в интернет. Но малый бизнес редко обладает нужными ресурсами для внедрения, приобретения систем автоматизации, которые бы и обеспечили ему эту манящую свободу. И эта проблема - одна из многих других, которые возникают в процессе автоматизации предприятия.

Существует множество различных программ, автоматизирующих управление бизнес-процессами, каждая из которых может решать одну или несколько задач: ведение клиентской базы и истории посещений, учет товара (или расходных материалов), начисление зарплаты, управление лояльностью клиентов и т.д. Все они разделены по сферам деятельности: ПО для предприятий индустрии красоты, для ресторанов, предприятий ЖКХ (ТСЖ, управляющие компании), оптовой торговли, гостиничного бизнеса и проч. Эти программы не так уж кардинально отличаются друг от друга. «С точки зрения разработчика АСУ, все сферы малого и среднего бизнеса работают в принципе по одной схеме», - говорит Рустем Искаков, гендиректор челябинской компании «Малахит», которая занимается разработкой информационных систем для всех видов бизнеса. «Есть очень важные, но все-таки нюансы, а ядро программы - управление процессом - фактически одно». Поэтому и проблемы, которые возникают в процессе автоматизации, -одни и те же. Цель внедрения любой информационной системы - в решении конкретных проблем руководителя бизнеса.

Часто встречающиеся проблемы:

Отсутствие опыта внедрения программных продуктов у руководителя и сотрудников.

Частая смена сотрудников и допуск к работе в системе без подготовки.

Отсутствие договора техподдержки.

Заключение

Для целостного понимания информационной системы и их внедрения, были кратко рассмотрены, общее представления информационных систем. Были зафиксированы распространённые ошибки при внедрении ИС.

Некоторые процессы значительно тормозят работу отдельного сотрудника, и всего предприятия в целом. Составление каких-либо отчетов бывает невероятно трудоемким занятием. Написание отчетности для выбора будущей стратегии, и тонкости дальнейшего развития не только трудоемко, но и не до конца достоверное, что снова отражается на эффективности предприятия. Использование автоматизированной системы дает преимущество предприятию в высоко конкурентной борьбе данной нише.

ПОДКОРЫТОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - магистрант, УрФУ УПИ, ВШМ, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.