Научная статья на тему 'Исследование художественного мира Василия Шукшина (Глушаков П. С. Очерки творчества В. М. Шукшина и Н. М. Рубцова : классическая традиция и поэтика. Рига : Rota, 2009. 279 с. )'

Исследование художественного мира Василия Шукшина (Глушаков П. С. Очерки творчества В. М. Шукшина и Н. М. Рубцова : классическая традиция и поэтика. Рига : Rota, 2009. 279 с. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование художественного мира Василия Шукшина (Глушаков П. С. Очерки творчества В. М. Шукшина и Н. М. Рубцова : классическая традиция и поэтика. Рига : Rota, 2009. 279 с. )»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ВАСИЛИЯ ШУКШИНА (ГлушаковП.С. Очерки творчества В.М.Шукшина и Н.М.Рубцова : классическая традиция и поэтика. Рига : Rota, 2009. 279 с.)

В монографии П.С. Глушакова исследуется творчество двух представителей традиционного направления русской литературы второй половины ХХ века - Василия Шукшина и Николая Рубцова. Книга предназначена для студентов-филологов, преподавателей, научных работников.

Книга известного латвийского ученого рассматривает творчество двух значимых для истории русской литературы второй половины ХХ века писателей - Василия Макаровича Шукшина и Николая Михайловича Рубцова. Поистине огромная читательская популярность этих художников, существенное влияние на нравственную атмосферу времени оставило, до некоторых пор, в тени вопрос о собственно художественной составляющей их творчества. Во многом укоренившееся в исследовательском сознании мнение о «безначальности», «нерукотворности» и «самородности» творческого феномена представителей «традиционного направления» русской литературы нуждается в существенном уточнении. Известно, что самые, на первый взгляд, простые явления кроют в себе сложности интерпретационного порядка; путь от констатации факта к выявлению и формулированию закономерностей может, думается, служить тем надежным инструментом, который позволит преодолеть многие рецепционные сложности и за мнимой «простотой» разглядеть поистине глубокий и многообразный писательский мир. Думается, автору книги удалось не просто вскрыть в поэтике изучаемых писателей необыкновенно глубокие смысловые пласты, но и с достаточной убедительностью предложить объяснение многим до сих пор непроясненным явлениям в художественном мире Шукшина и Рубцова.

Книга ставит своей целью представить литературно-художественное творчество В. Шукшина и Н. Рубцова в качестве системной целостности, описать основные функциональные разновидности семантических связей и поэтических структур, а также выявить значимые элементы в восприятии классической традиции. Главным объектом рассмотрения является художественное слово, его семантические и выразительные возможности, а также структурно-семантические отношения при взаимодействии с более крупными и общими художественными единицами. Методологическим основанием исследования П.С. Глушакова явилось понимание внутреннего мира

литературного произведения как восхождения от «отражения» и «изображения» к преобразованию и преображению.

Все заявленные автором цели достигнуты, исследование можно с полным основанием признать удачным.

В двух частях данной книги содержатся материалы о различных аспектах функционирования художественного творчества Шукшина и Рубцова: после систематического описания элементов и текстовых связей «внутреннего мира» лирического и прозаического произведения следуют разделы о претворении этих закономерностей в конкретных произведениях или целых синтагматических группах. Далее следуют главы, непосредственно контекстирующие индивидуальные поиски писателей (главы «Диалог с классической традицией» и «Рубцов и его современники»). В основе каждой части монографии лежит идея об интегративных тенденциях внутри художественных миров Шукшина и Рубцова, об общности сущностных поисков этих выдающихся писателей ХХ века.

Автору книги удалось точно и лапидарно охарактеризовать самые существенные черты поэтического мира Василия Шукшина и показать ту глубокую классическую традицию, на которую опирался Шукшин: при этом автор счастливо избежал частой дихотомии, при которой нравственные поиски прозаика оставляли в стороне его художественные принципы и поиски. В таком гармоничном единстве, как представляется, кроется существенно положительная сторона рассматриваемой книги.

Современное шукшиноведение сегодня - развитая и интенсивно развивающаяся отрасль персонального литературоведения, поэтому отрадно видеть, что П.С.Глушаков постоянно опирается в своих построениях на достижения коллег по цеху, нащупывает новые пути и перспективные направления: немаловажно отметить и тот факт, что монография снабжена корректным научным аппаратом, полным библиографическим списком и указателем имен, что выгодно отличает издание и делает его ценным научным вкладом в современную науку о Шукшине.

Наиболее удачны разделы о рабочих записях Шукшина (эта проблема давно находится в центре пристального внимания П. Глушакова), убедительно написаны короткие параграфы о пунктуационных особенностях рассказа «Жил человек...», о цирковой семантике в ряде шукшинских рассказов (эта тема впервые была проанализирована в трудах С.М. Козловой, однако автор рецензируемой монографии сумел сказать свое слово в казалось бы уже разработанной проблеме).

В разделе о поэтике художественного слова в прозе Шукшина П. Глушаков справедливо пишет: «Соединение двух логик: искусства и жизни -задача художника. Этой задаче и следовал Шукшин. Шукшин «говорит» и с читателем; размышляет вместе с ним, а не преподносит нечто готовое, оконченное, сформировавшееся».

Главное достоинство монографии П.С. Глушакова как раз и заключается в том, что перед читателями разворачивается живой процесс постижения художественного творчества, идет соразмышление над ключевыми вопросами

поэтики и семантики, а также демонстрируется поистине неисчерпаемое богатство творческого мира Василия Макаровича Шукшина.

Во второй части книги дан глубокий анализ художественного мира замечательного русского поэта ХХ века Николая Рубцова. Как убедительно пишет П. Глушаков, «художественный мир поэта являет собой самостоятельную творческую действительность, характеризующуюся рядом идеологических, мотивных и формальных признаков. Интеграторами этого мира могут быть пространственно-временные категории, лирический сюжет и подчиненные элементы: детализация, актуализация тех или иных мотивов и образов, символов и мифологем. Особую роль приобретает здесь словоупотребление и контекстуальность. Определенное значение имеет, конечно, и формальные показатели стиха». Все эти компоненты лирической картины мира проанализированы в различных разделах монографии. Специально хотелось бы выделить, как представляется, ценную авторскую интерпретацию одного элементом художественного мира Николая Рубцова, а именно проницательные наблюдения, сделанные автором исследования над теми текстами, которые несут в себе семантику полета, развивают мифологему «человек - птица» (а равно и сопутствующие этому семантическому полю понятия: гнездо, ветер, дом и т.д.). Автор проследил за жизнью (функционированием) смысла ряда семантических единиц в лирике поэта. Под смыслом здесь справедливо понимается такая совокупность психологических факторов (ассоциаций, коннотаций, соответствий и т.д.), которые возникают в сознании читателя (слушателя) непосредственно после знакомства с текстом или рядом текстов. Эти факторы возникают, по мнению П. Глушакова, в процессе узнавания, а затем соотнесения слова (или более крупных единиц) с рецепционным опытом читателя. Смысл не тождественен значению, которое всегда устойчиво и актуализирует словоразличение. Автор книги утверждает, что смысл - категория художественная, а значение - строковая, грамматическая.

Все эти наблюдения сделаны П. Глушаковым на материале ранних стихотворений, но обращение к зрелой лирике Рубцова в последующих разделах второй части книги подтверждает актуальность и верность подобных филологических интерпретаций.

Исследование П.С. Глушакова - серьезный и ценный вклад в дело изучения русской поэзии и прозы второй половины ХХ века. Мысли и наблюдения, содержащиеся в этой книге, заставляют по-новому взглянуть на многие черты художественного мира Шукшина и Рубцова, побуждают к размышлениям, что, безусловно, является самой достойной чертой хорошей научной работы.

В.К. Сигов, Л.А. Чуднова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.