скорости, обычно меньше рассчитанного по ПТР на 17 - 20 %. К сожалению, установить причины такого значительного отклонения реального сопротивления движению поезда от расчетного затруднительно. Частично полученные результаты можно объяснить тем, что за 25 лет с момента утверждения действующих ПТР вагонный парк существенно обновился, изменились и типы масел, используемых в подвижном составе.
Таблица 3 - Сравнение удельного сопротивления движению грузовых поездов, рассчитанного по правилам ПТР и определенного в результате анализа исполненных графиков движения
Скорость движения, км/ч Математическое ожидание отклонения Дш = ШПТР - юу Математическое ожидание А® 1ЛЛ --100,% ®ПТР Среднее квадрати-ческое отклонение величины Дш Среднее квадратическое отклонение величины А® 1ЛЛ --100,% ®ПТР
40 0,2044 14,7 0,1758 12,2
50 0,2778 17,7 0,2455 15,1
60 0,3628 20,3 0,3281 17,9
70 0,4594 22,6 0,4238 20,5
80 0,5675 24,7 0,5328 22,8
90 0,6873 26,4 0,6550 24,9
Выполненные исследования показывают, что методика расчета основного удельного сопротивления движению поездов, рекомендованная ПТР, явно устарела и требует уточнения. Применение рассмотренной в статье методики определения реально действовавшего сопротивления движению в выполненной поездке по исполненному графику движения поезда позволит накопить необходимую статистическую информацию без дорогостоящих экспериментальных поездок с динамометрическим вагоном. Определение действительного сопротивления движению поезда следует считать целесообразным при анализе энергозатрат на тягу, так как его величина позволяет объективно оценивать работу локомотивных бригад в направлении снижения электропотребления при выполнении перевозочной работы.
Список литературы
1. Правила тяговых расчетов для поездной работы [Текст]. - М.: Транспорт, 1985. - 287 с.
2. О нормировании и анализе расхода топливно-энергетических ресурсов в депо [Текст] / Л. А. Мугинштейн, А. В. Лохач // Локомотив. - 2002. - № 3. - С. 35 - 37.
3. Бакланов, А. А. Применение методов теории вероятностей для определения расхода энергии на преодоление основного сопротивления движению поезда [Текст] / А. А. Бакланов, Р. Я. Медлин // Исследование тягово-энергетических показателей электроподвижного состава: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Омский ин-т инж. ж.-д. трансп. - Омск, 1981. - С. 91 - 95.
УДК 621.336:574
О. А. Сидоров, К. С. Маркелова, Б. В. Мусаткина
ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТОКОПРИЕМНИКОВ МОНОРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА
Наиболее значимым фактором в общем химическом загрязнении городской среды устройствами токосъема монорельсового транспорта является повышенная концентрация в воздухе мелкодисперсных компонентов износа контактных элементов. Прогноз количества поступления продуктов износа в окружающую среду осуществлен на основе результатов экспериментальных исследований контактных пар в Омском государственном университете путей сообщения. Ожидаемые величины концентраций загрязняющих веществ определены по нормативному документу ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном
воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий». Полученные результаты могут быть использованы для оценки риска химического загрязнения среды обитания. Авторами предложена полезная модель токоприемника транспортного средства с улучшенными экологическими характеристиками, позволяющая снизить вынос продуктов -износа контактных элементов в окружающую среду.
В настоящее время вклад устройств токосъема электрического транспорта в общее загрязнение окружающей среды железнодорожным транспортом учитывается недостаточно. Модернизация устройств токосъема связана с появлением новых материалов, в состав которых могут входить токсичные вещества. Именно поэтому нужна методика, позволяющая оценить интенсивность и характер выноса продуктов из зоны скользящего контакта, изучить их распространение в атмосферном воздухе, осаждение в почве и водоемах с последующим анализом их опасности для человека и среды его обитания.
Оценить вклад устройств токосъема в загрязнение окружающей среды можно на примере Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС), которая не имеет полосы отвода и санитарно-защитной зоны, а проходит через центр столицы и имеет пересечение с другими видами наземного транспорта.
Анализ содержания металлов и их соединений по традиционным методикам в образцах почвы и воды, взятых в полосе отвода ММТС, не дает комплексной картины загрязнения окружающей среды продуктами износа контактных элементов.
Во-первых, непосредственно в полосе отвода осаждается только часть продуктов износа (крупнодисперсные сегменты с размером частиц до 300 мкм); мелкодисперсные частицы разносятся как аэродинамическими потоками, создаваемыми подвижным составом ММТС и другими транспортными средствами, так и естественными ветровыми воздействиями.
Во-вторых, попадающие в грунтовые воды и атмосферные сточные воды при таянии осадков продукты износа загрязняют водные объекты на значительных территориях.
В-третьих, трасса ММТС является стационарным линейным источником химического загрязнения, постоянно генерирующим поступление экологически опасных веществ в окружающую среду с их последующим осаждением и накоплением в почве.
В-четвертых, совершенствование устройств токосъема неизбежно связано с появлением новых материалов для контактных элементов токоприемников и контактных подвесок. Кроме традиционных (медь, уголь, металлокерамика) появляются различные материалы и их композиты, состав которых может иметь токсичные свойства и может вступать в промежуточные соединения с элементами почвы, атмосферного воздуха и воды и включаться в пищевые цепи живых организмов и человека. Взаимодействие продуктов износа с уже имеющимися фоновыми загрязнителями урбанизированных территорий, кислотным и биохимическим составом почвы и воды под воздействием солнечной радиации может привести к негативным сложно прогнозируемым последствиям для среды обитания.
В-пятых, при износе элементов токосъема идет выброс в окружающую среду как крупнодисперсных частиц металла (до 300 мкм), так и средне- и мелкодисперсных (до 10 мкм), образующих пылевой аэрозоль (дисперсную систему, состоящую из газовой среды - воздух, в которой взвешены твердые частицы). Воздействие пылевых аэрозолей на организм человека зависит от концентрации пыли в воздухе, времени пребывания человека в загрязненной воздушной среде и структуры пыли. Чем мельче частицы, тем дольше они находятся в воздухе и тем глубже в процессе дыхания проникают в организм человека. Форма пылевых частиц обусловливает скорость их оседания и степень вредного воздействия. Пылевые частицы с зазубренными острыми краями (металлическая пыль) оседают медленнее и в большем количестве попадают в дыхательные пути, травмируя при этом слизистые оболочки. Электрически заряженные частицы металлической пыли, образующиеся при токосъеме, захватываются организмом в два - три раза интенсивнее, чем электрически нейтральные, кроме того, частицы, несущие электрический заряд, агрессивны по отношению к внутренним органам человека.
Современная методология оценки экологического риска, предназначенная для оценки многосредовых воздействий и комплексного поступления химических веществ, характеризуется максимальным учетом множества источников, маршрутов и путей воздействия, разнообразных критериев эффекта (рисунок 1).
Продукты износа шинопровода и токосъемных элементов (Си, N1, Сг, 81)
и
Рисунок 1 - Пути поступления загрязнений в окружающую среду при выносе продуктов трения
из зоны контакта в процессе токосъема
С учетом изложенного выше экологическую оценку загрязнения окружающей среды устройствами токосъема целесообразно проводить с учетом количественного и качественного состава веществ, подвергшихся износу в процессе токосъема.
Наиболее значимым фактором в общем химическом загрязнении окружающей среды устройствами токосъема ММТС является повышенная концентрация в воздухе мелкодисперсных компонентов износа контактных элементов, так как, во-первых, почвы вдоль трассы не используются как сельскохозяйственные угодья; во-вторых, очистка воды питьевого назначения производится в целях соблюдения предельно допустимой концентрации (ПДК) содержащихся примесей.
Прогноз количества поступления продуктов износа в окружающую среду можно осуществить, зная удельную интенсивность износа элементов токосъема при различных усилиях нажатия, длину пути трения этих элементов, график движения ММТС, качественный и количественный химический состав токосъемных элементов.
Рассчитать ожидаемую концентрацию содержания продуктов износа контактных элементов устройств токосъема в атмосферном воздухе можно, используя полученные в ОмГУПСе результаты экспериментальных исследований процесса токосъема монорельсового транспорта [1], в соответствии с указаниями ОНД-86 «Методика расчета
концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» [6].
Общие технико-эксплуатационные характеристики ММТС, используемые в расчетах:
- длина плеча трассы - 4700 м;
- время работы - с 7:00 до 23:00 (16 часов в сутки);
- количество рейсов в сутки согласно расписанию - 88;
- средняя скорость движения - до 40 км/ч;
- количество токоприемников в одном электроподвижном составе (ЭПС) - 5; каждый токоприемник содержит по шесть токосъемных элементов из меди; количество токосъемных элементов в одном составе - 30;
- количество шинопроводов из бронзы марки «БрНХ» на плече трассы - 3 («+», «-», «земля»);
- при движении ЭПС токосъем по каждому их трех шинопроводов осуществляется десятью токосъемными элементами;
В экспериментальных исследованиях контактных пар в лаборатории «Контактные сети и линии электропередач» ОмГУПСа испытывались шинопровод из бронзы марки «БрНХ» и токосъемный элемент из меди (рисунок 2) при нажатии в контакте от 5 до 70 Н.
110 мм
а б в
Рисунок 2 - Контактная пара ММТС (сечение): а - шинопровод; б - токосъемный элемент (вид сбоку); в - токосъемный элемент (сечение)
Установлено, что нажатие в 35 Н является недостаточным для обеспечения надежного токосъема, так как на длине 1000 м наблюдается девять случаев скачкообразного падения нажатия до нулевого значения с вероятностью возникновения радиопомех (искрения и электроэрозии), равной единице. Аналогичный опыт при рекомендуемом ОмГУПСом нажатии в 48 Н показал, что износ контактной пары увеличится на 51 %, но случаев отрывов и возникновения электромагнитных помех от искрения не наблюдается. Кривые зависимости износа от нажатия в контакте имеют характер, близкий к линейному [1]. Следовательно, зависимость интенсивности выноса загрязняющих веществ из зоны контакта от нажатия также будет носить приближенно линейный характер.
Выбор граничных условий - нажатия в 35 и 48 Н - для дальнейших расчетов и оценок основан на комплексном анализе воздействия устройств токосъема ММТС на окружающую среду: при нажатии в 35 Н износ и выброс продуктов трения в контакте минимальны, но повышена интенсивность электромагнитных, ультрафиолетовых, оптических излучений вследствие искрения; при нажатии в 48 Н увеличивается износ, но минимизируется электромагнитное загрязнение территории вдоль трассы.
Показатели износа контактных пар «БрНХ - медь» на основании результатов экспериментальных исследований, проведенных в ОмГУПСе, с поправкой на существующую интенсивность движения состава ММТС согласно расписанию отправления и прибытия, приведены в таблице 1. Под удельным износом контактных пар У, нм/м, понимается уменьшение вертикальных сечений шинопровода и токосъемного элемента вследствие истирания при прохождении ими пути трения длиной в 1 м.
Таблица 1 - Удельный износ контактных пар «БрНХ - медь» при существующей интенсивности движения ММТС
Усилие нажатия Средний удельный износ шинопровода БрНХ Уш ср, нм/м Средний удельный износ токосъемного элемента из меди Ут ср, нм/м
35Н 48Н 0,200 0,308 0,283 0,434
Произведем расчеты потери массы шинопроводов и токосъемных элементов вследствие износа при усилиях нажатия в 35 и 48 Н.
В расчетах принимаются следующие допущения:
средние значения интенсивности удельного износа шинопровода и токосъемного элемента, без учета влияния разгона и торможения состава ММТС и изменения скорости и потребляемого тока соответственно;
равномерность износа по площади контакта;
средняя длина одного токосъемного элемента (см. рисунок 2, б, в) равна 0,130 м, так как при допустимом вертикальном износе до 0,020 м длина линии контакта меняется от 0,110 до 0,160 м.
Определим потерю массы шинопровода, кг, вследствие износа при прохождении одного состава ММТС:
М ттт = Гт • I ттт • 5 ттт -рттт , (1)
изн Ш Ш пути тр Ш конт Ш ' Ш ' у 7
где Уш - средний удельный износ шинопровода, нм/м (см. таблицу 1);
^пугитрш - Длина пути трения шинопровода. Каждая точка шинопровода относительно одного неподвижного состава ММТС пройдет путь трения 0,13 • 10 = 1,3 м;
5конт ш - площадь контакта шинопровода с токосъемными элементами (см. рисунок 2), что составит 0,004 • 2 • 4700 = 37,6 м2;
3 3
рш - плотность материала шинопровода из бронзы, что составит 8,85 • 10 кг/м .
Для нажатия в 35 Н масса продуктов износа одного шинопровода при прохождении одного состава ММТС
М ттт = 0,200 • 10-9 • 1,3 • 37,6 • 8,85 • 103 = 8,652 • 10"6кг.
изн. Ш ' ■>■>■> ■>
Суммарная масса выноса продуктов износа шести шинопроводов за 88 рейсов в сутки вдоль трассы ММТС
М ттт = 8,652 • 10"6 • 6 • 88 = 4,568 • 10"2 кг.
изн Ш сут ' '
Суммарная масса выноса продуктов износа шинопроводов в течение года вдоль трассы
М т = 4,568 • 10"2 • 365 = 16,6805 кг.
изн Ш год ' '
Рассчитаем потерю массы токосъемного элемента, кг, вследствие равномерного по всей площади контакта износа:
М_т = Ут • I т • 5 т -рт , (2)
ИЗН I I п\/ти тп I конт I ' I 7 V ^
ИЗН Т Т путитр Т конт Т ' Т
где Ут - средний удельный износ токосъемного элемента (см. таблицу 1);
1ПутитРт - Длина пути трения одного токосъемного элемента вдоль шинопровода, I т = 4700 м;
пути тр 1 5
3 2
5КОнтт - пл0ЩаДь трения одного токосъемного элемента 1,04 • 10" м при средней длине
одного токоприемника 0,130 ми поверхности трения контакта токосъемного элемента 0,008 м (см. рисунок 2, в);
33
рт - плотность материала токосъемного элемента из меди, рт = 8,93 • 10 кг/м .
Для нажатия в 35 Н масса продуктов износа всех токосъемных элементов вдоль двух плеч трассы ММТС за 88 рейсов в сутки
М т = 0,283 • 10"9 • 9400 • 1,04 • 10"3 • 8,93 • 103 • 30 • 88 • 2 = 6,52 • 10"2 кг.
ИЗН I сут ' ' ' '
Суммарная масса выбросов продуктов износа токосъемных элементов вдоль трассы ММТС в течение года
М т = 0,0652 • 365 = 23,8009 кг.
ИЗН I год ' '
Аналогичный расчет потери массы шинопроводов и токосъемных элементов вследствие износа проведем для усилия нажатия в 48 Н. Результаты расчетов сведем в таблицу 2.
Таблица 2 - Прогнозируемая масса выбросов продуктов износа контактных элементов в окружающую среду вдоль трассы ММТС
Усилие нажатия, Н Масса продуктов износа шинопровода (бронза), кг Масса продуктов износа всех токосъемных элементов (медь), кг Суммарная масса выбросов, кг
за сутки в год за сутки в год за сутки в год
35 0,0457 16,674 0,0652 23,8009 0,1109 40,479
48 0,0704 25,678 0,0100 36,509 0,0804 62,187
Качественный состав выбросов в окружающую среду определяется в соответствии с химическим составом материалов, из которых изготовлены устройства токосъема. Система токосъема ММТС включает в себя шинопровод из бронзы марки «БрНХ» (в составе сплава имеются медь, никель, хром, кремний) и токосъемный элемент из меди, входящий в конструкцию токоприемника подвижного состава. Таким образом, в выбросах содержатся медь, никель, хром, кремний.
Анализ распределения массы выбросов по химическим элементам проведем с учетом содержания весовых долей никеля, хрома, кремния и меди в сплаве «БрНХ», из которого изготовлен шинопровод (N1: 2 - 2,6 %; Сг: 0,5 - 1; 0,5 - 0,9 и Си: 94,6 - 97 % соответственно) (таблица 3).
Таблица 3 - Качественный состав выбросов продуктов износа устройств токосъема в окружающую среду
Усилие нажатия, Н Масса п юдуктов износа устройств токосъема за год, кг
медь никель хром кремний
35 48 39,579 - 39,979 60,800 - 61,417 0,333 - 0,434 0,514 - 0,668 0,083 - 0,167 0,128 - 0,257 0,083 - 0,150 0,128 - 0,231
Для расчета загрязнения атмосферы продуктами износа воспользуемся известной методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, изложенной в действующем нормативном документе [6]. ОНД-86 пред-
назначен для расчета приземных концентраций в двухметровом слое над поверхностью земли, а также вертикального распределения концентраций.
Степень опасности загрязнения атмосферного воздуха характеризуется наибольшим рассчитанным значением концентрации, соответствующим неблагоприятным метеорологическим условиям.
Принимаем следующие допущения:
вычисления основываются на замене линейного источника (трассы ММТС) совокупностью одинаковых равноудаленных условных точечных источников, как это рекомендуется в п. 3 работы [6];
в качестве эквивалентного диаметра устья источника выброса принимаем диаметр круга, равновеликого по площади поверхности контакта токосъемного элемента с шинопроводом;
рассматриваем неблагоприятные метеорологические условия при полном отсутствии ветра, что способствует оседанию и накоплению концентраций вредных веществ в ограниченном объеме воздуха вдоль трассы;
мелкодисперсная фракция, образующая взвешенную концентрацию загрязняющих веществ в приземной слое воздуха вдоль трассы, составляет 80 % общей массы выбросов, что установлено в экспериментальных исследованиях.
Максимальное значение приземной концентрации вредного вещества См (мг/м3) при выбросе пылегазовоздушной смеси из одиночного точечного источника с круглым устьем достигается при неблагоприятных метеорологических условиях и определяется по формуле:
где А - коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы; значение коэффициента А, соответствующее неблагоприятным метеорологическим условиям, при которых концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе максимальна, принимается равным 140 для Московской области [6];
М - масса вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу в единицу времени, г/с;
Г - безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосферном воздухе; принимается равным 3 для мелкодисперсных аэрозолей и при отсутствии очистки (согласно п. 2.5, б) работы [6]);
т и п - коэффициенты, учитывающие условия выхода пылевоздушной смеси из устья источника выброса; значения коэффициентов т = 1,394 и п = 0,581 определяются по рисункам 2.1, 2.2 методики [6] в зависимости от ряда параметров источника выбросов;
Н - высота источника выброса над уровнем земли, Н = 2 м;
ц - безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности в случае ровной или слабопересеченной местности с перепадом высот, не превышающим 50 м на 1 км, 77=1 [6];
АГ - разность между температурой выбрасываемой пылегазовоздушной смеси Гг и температурой окружающего атмосферного воздуха Гв °С; при определении значения АГ (°С) следует принимать температуру окружающего атмосферного воздуха Т^ (°С) равной средней максимальной температуре наружного воздуха наиболее жаркого месяца года по СНиП 2.01.01-82, а температуру выбрасываемой в атмосферу пылевоздушной смеси Гг (°С) -
по действующим для данного объекта технологическим нормативам, АГ = 28 - 23 = 5 °С;
V - расход пылегазовоздушной смеси, м3/с, определяемый по формуле:
С,
АМ ¥тпц
(3)
м
пВ
Ж,
(4)
3
где В - диаметр устья источника выброса, В = 3,19 • 10 м ;
- средняя скорость выхода пылегазовоздушной смеси из устья источника выброса, м/с. При средней скорости движения ЭПС 40 км/ч ^^ = 401000/3600 = 11,111 м/с. Тогда V = 3,142 • 0,003192 • 11,111/4 = 2,8 • 10-4м3/с.
Согласно указаниям [6] в расчете принимаются сочетания величин Ми У1, реально имеющие место в течение года при установленных условиях эксплуатации ММТС (16 ч в сутки), при которых достигается максимальное значение См :
Мг-1000-0,8
М = —^-—,
365•16•3600
где Мг - масса продуктов износа устройств токосъема за год, кг (см. таблицу 3). Для меди при нажатии в 48 Н выброс мелкодисперсной фракции в атмосферу
(5)
М =
61,417-1000 • 0,8
= 2,337 • 10"3 г/с.
365•16•3600 Приземная концентрация частиц меди в воздухе
г =
140 • 2,337 • 10-3 • 3-1,394• 0,581
= 7,245 • 10 "3 мг/м3.
22 ^2,8 • 10-4 5
Расчет приземных концентраций для меди, никеля, хрома и кремния при контактных нажатиях в 35 и 48 Н выполняется аналогично. Результаты расчета сведем в таблицу 4.
Таблица 4 - Расчетные концентрации содержания продуктов износа в воздухе
Условия, принятые в расчете Расчетные концентрации продуктов износа в воздухе, мг/м3
медь никель хром кремний
Усилие нажатия в 35 Н Усилие нажатия в 48 Н 4,716 • 10-3 7,245 • 10-3 5,119 • 10-5 7,879 • 10-5 1,969 • 10-5 3,031 • 10-5 1,769 • 10-5 2,724 • 10-5
Предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе, почве и воде загрязняющих веществ и их классы опасности в соответствии с рекомендациями [2 - 5] при поступлении в окружающую среду в процессе износа шинопровода и токосъемных элементов ММТС приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Нормы содержания загрязняющих веществ в окружающей среде
Наименование вещества Формула вещества Класс опасности Среднесуточная ПДК в воздухе, мг/м3 Величина ПДК в воде, мг/л Величина ПДК в почве с учетом фона, мг/кг
Кремний (двуокись кремния) (&02 ) 3 0,002 10,0 Не нормируется
Медь Си 2 0,001 1,0 3,0
Никель N1 2 0,0015 0,1 4,0
Хром Сг 3+ 1 0,15 0,5 6,0
Хром Сг 6+ 1 0,15 0,05 6,0
Сравнительный анализ данных, приведенных в таблицах 4 и 5, показывает, что превышение расчетных концентраций в атмосферном воздухе над ПДК фиксируется для меди: при усилии нажатия в 35 Н - в 2,35 раза ив 48 Н - в 3,6 раза. Для никеля, хрома и кремния расчетные концентрации не превышают соответствующие ПДК при рассмотренных усилиях нажатия. Медь относится к веществам второго класса опасности, т. е. высокоопасным. Кроме того, все указанные в таблицах 4, 5 загрязняющие вещества обладают однонаправленным резорбтивным действием на организм человека, что усугубляет негативный эффект их одновременного присутствия во вдыхаемом воздухе.
Полученные результаты могут быть использованы для оценки риска химического загрязнения среды обитания, выявления приоритетных региональных проблем, связанных с качеством окружающей среды, обоснования и принятия решений по их минимизации. Авторами предложена полезная модель токоприемника транспортного средства с улучшенными экологическими характеристиками, позволяющая снизить вынос продуктов износа контактных элементов в окружающую среду [7].
Список литературы
1. Сидоров О. А. Системы контактного токосъема с жестким токопроводом: Монография [Текст] / О. А. Сидоров. - М.: Маршрут, 2005. - 106 с.
2. Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.695-98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест [Текст] / Минздрав России. - М., 1998. - 16 с.
3. Гигиенические нормативы ГН 6229-91. Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно допустимые количества (ОДК) химических веществ в почве [Текст]. - М., 1991. - 12 с.
4. Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.689-98 Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно -бытового водопользования [Текст]. - М.: Нефтяник, 1991. - 22 с
5. ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, 1996. - 18 с.
6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий [Текст]. - М., 1986. - 42 с.
7. Пат. 81920 Российская Федерация, МПК В 60 Ь 5/00. Токоприемник транспортного средства/ Сидоров О. А., Чертков И. Г., Дударева К. С., Мусаткина Б. В.; заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения; - опубл. 10.04.2009, Бюл. № 10.
УДК 621. 436.001.5
Е. И. Сковородников, М. В. Лифанов, А. С. Анисимов
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДИЗЕЛЕЙ ПД1М И 1-ПД4Д В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
В статье рассмотрено влияние конструктивных решений, реализованных при создании дизеля 1-ПД4Д, на показатели его надежности. Представлены сравнительный анализ параметров топливоподачи дизелей ПД1М и 1-ПД4Ди анализ причин выхода из строя подшипников коленчатого вала.
Модернизация конструкции дизелей тягового подвижного состава является наиболее эффективным способом поддержания и увеличения их ресурса, а также сохранения конку-
№ 3( 2010