Первый этап проводится в виде письменной работы и имеет целью восстановление знаний теоретических основ определенной предметной области.
На втором этапе на основе смоделированной конкретной обстановки с использованием программных продуктов (экономической, технической, экологической и т.д.) проводится оценка умений студентов применять теорию на практике.
На третьем этапе закрепляются и оцениваются практические навыки студентов-выпускников в выполнении функциональных обязанностей по предназначению.
По результатам конкурса определяются личные места студентов (их рейтинг) и командные места учебных групп, проводится анализ уровня подготовки студентов и преподавания различных разделов спецдисциплин. При необходимости по результатам анализа могут корректироваться учебно-методические материалы и учебные планы. Итоги конкурса и победители объявляются в приказе руководителя вуза.
На основе рассмотренных выше положений следует рекомендовать следующий перечень направлений применения информационных технологий в учебном процессе:
- презентация всех видов занятий;
- электронные учебники и учебные пособия;
- система контроля знаний студентов;
- компьютерные тренажеры;
- тренажно-моделирующие комплексы на основе виртуального моделирования предметных сред;
- видеокурсы, состоящие из тематического фильма на СБ-диске, печатного пособия по теме курса и методических разработок по использованию видеокурса;
- электронная библиотека.
Каждое из перечисленных направлений имеет свои специфические особенности, соответствующие им методические подходы, а также программы обучения им сотрудников предприятий (организаций) и преподавателей кафедр вуза.
УДК 37.048.45
Шеверева Т.А.
ГОУ СПО «Белозерский педагогический колледж», г. Белозерск
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ К ПРЕДПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Одним из четырех приоритетных направлений развития Российской Федерации является модернизация образования. Важнейшим направлением инновационной деятельности в данной сфере стало введение профильного обучения на старшей ступени в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования [2].
Сегодня для учащихся выпускных классов основной ступени выбор профиля обучения становится главным вопросом их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Проведенные исследования показали, что более половины девятиклассников не имеют оснований для выбора профиля, поскольку их профессиональные намерения еще не сформированы. Поэтому возникла необходимость предпро-
фильного обучения (ППО), рассчитанного на один год и представляющего собой систему педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся основной школы относительно избираемого ими профилирующего направления будущего обучения и широкой сферы деятельности [4, с. 6].
Исходя из Концепции профильного обучения [3] предпрофильное обучение должно сформировать у школьников:
- умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
- умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям и интересам;
- готовность нести ответственность за
сделанный выбор;
- высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.
Особые условия реализации Концепции профильного обучения, а следовательно, и формирования готовности учащихся к пред-профильному обучению складываются в сельской школе.
Исследователи (М.П. Гурьянова) определяют сельскую школу как «совокупность различных типов и видов образовательных учреждений, располагающихся в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполнить специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников» [1, с. 23]. Проведенный рядом исследователей (М.Н. Гурьянова, Т.А. Заславская, И.Д. Лушников, В.А. Поляков, Л.Ф. Спирин, В.И. Староверов и др.) анализ современного состояния сельской школы показал, что специфика сельской школы обусловлена влиянием на процесс обучения и воспитания объективных факторов (кадровые, финансовые и материально-технические проблемы, малочисленность учащихся, удаленность от административных и культурных центров и др.), которые необходимо учитывать при определении педагогических средств и методов реализации поставленных задач.
Небольшой объем учебного времени (102 часа), серьезность задач, которые необходимо решить в ходе реализации предпрофиль-ного обучения, ставят в повестку дня проблему формирования готовности к нему учащихся. Чем сложнее и насыщеннее становится образовательная деятельность, тем выше требования к ее эффективности, тем большее значение приобретает наличие готовности к ее осуществлению. Вместе с тем, как показывает опыт работы школ, у учащихся к 9-му классу недостаточно формируется готовность к предпрофильному обучению требуемого уровня. Только 27 % обследованных учащихся предпринимали попытки самостоятельно получить информацию о предпрофильном обучении; способны сделать ответственный выбор; готовы участвовать в диагностических процедурах по выявлению своих интересов, склонностей, способностей; умеют работать со словарями и справочниками о профессиях, осуществлять
самоанализ, самоконтроль и коррекцию собственной деятельности. Еще 31 % обладает примерно половиной перечисленных умений, а 42 % владеют лишь немногими из них.
Это говорит о настоятельной необходимости уточнения понятия «готовность учащихся к предпрофильному обучению», выявления факторов, определяющих готовность к организации целенаправленной работы по формированию готовности учащихся к предпрофильному обучению. В настоящее время теоретический анализ готовности учащихся к НПО, содержания процесса и результатов ее формирования отстают от потребностей практики. Отсутствие научно-методических материалов, где рассматривается данная проблема, не позволяет сформировать у учителя ясное, целостное представление о ее сущности и путях решения в школьной практике.
Несовершенна и вузовская, и ССУЗовская подготовка будущих учителей к работе, направленной на формирование готовности учащихся к предпрофильному обучению, в которой есть специфика, обусловленная новизной задачи, а также особенностями организации данного процесса в сельской школе.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме готовности позволяет сделать вывод, что практически все исследования базируются на теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн).
Различные аспекты готовности к деятельности, ее сущность и структуру, конкретные методики формирования исследовали Ю.К. Бабанский, М.Н. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович, В.А. Крутецкий, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе и др.
Готовность предполагает наличие знаний, умений, навыков, а также установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. При этом недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.
Анализ теоретических исследований по проблеме, обобщение различных точек зрения сформировали наше понимание готовности учащихся сельской школы к ППО как интегративного личностного образования, которое проявляется на субъективном уровне как сложная система, включающая четыре взаимосвязанных структурных компонента:
- когнитивно-знаниевый — объединяет совокупность знаний учащегося о сущности предпрофильного обучения, его значении для выбора профиля обучения;
- мотивационный — означает направленность осознанного отношения учащегося к предпрофильному обучению ввиду особой его роли в решении проблемы профессионального и социального самоопределения;
- практический - отражает функциональный состав умений, востребованных в предпрофильном обучении;
- рефлексивно-оценочный - характеризует осознание и анализ учащимся специфики собственной деятельности в рамках предпрофильного обучения.
Когнитивно-знаниевый компонент готовности характеризуется объемом знаний учащегося, их глубиной и осознанностью. Знания можно представить как сведения о значимости предпрофильного обучения для выбора профиля обучения. В качестве критериального показателя выделены теоретические знания о содержании и назначении предпрофильного обучения.
Мотивационный компонент побуждает учащегося к регуляции своего поведения, выражает его осознанное отношение к деятельности, определяет направленность личности на конкретные объекты и способы взаимодействия с ними. Для оценки степени наполненности, содержательности мотиваци-онного компонента в качестве критериальных выделяем наличие у учащегося познавательного интереса и проявление личностно значимого смысла готовности к предпрофильному обучению через комплекс мотивов, связанных с дальнейшим выбором профиля обучения, с получением образования и будущей профессии. Когнитивно-знаниевый и мотивационный компоненты предопределяют стратегию поведения учащегося в отношении предпрофильного обучения.
Практический компонент характеризует возможность реализации этой стратегии. Его основным критериальным показателем выступает наличие у учащегося системы умений, необходимых для успешного освоения курсов по выбору, выявления своих интересов, склонностей, способностей в ходе психолого-педагогического сопровождения, самостоятельного, ответственного выбора профиля обучения на основе учета особенностей личности и потребностей рынка труда.
Рефлексивно-оценочный компонент (важнейший) ориентирует ученика на осознанное
познание и анализ собственного опыта и результатов своей деятельности в ходе предпрофильного обучения. В качестве критериального показателя усвоения этого компонента выступает сформированность рефлексивной позиции, которая проявляется в способности к самоанализу, самоконтролю и коррекции деятельности и в осознании собственной ответственности за сделанный выбор. В контексте проблематики нашего исследования эти показатели особенно значимы.
Подчеркнем, что наличие у человека тех или иных знаний и умений еще ничего не говорит об уровне владения ими. Диапазон их применения разнообразен. С.Л. Рубинштейн писал о том, что каждая ступень, будучи отличной от других, представляет относительно целое так, что возможна ее психологическая характеристика как некоторого специфического целого. Всякая предшествующая стадия представляет собой подготовительную ступень к следующей; внутри нее нарастают вначале в качестве подчиненных мотивов те силы и отношения, которые, став ведущими, дают начало новой ступени развития.
В связи с этим для каждого выделенного критериального показателя нами были выявлены и описаны три уровня развитости каждого компонента готовности учащихся к предпрофильному обучению: низкий, средний и высокий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования показывают, что у большинства учащихся сельской школы готовность к предпрофильному обучению сформирована на низком и среднем уровне, что явно недостаточно для его эффективного осуществления.
Необходимость формирования готовности учащихся сельской школы к ППО высветила проблему выявления факторов (причин, движущих сил какого-либо процесса, явления), которые ее определяют [2, с. 158].
Рассматривая образование как системный объект в структуре происходящих в обществе изменений, мы обратились к пониманию сущности образования как многомерной открытой системы, взаимодействующей с социумом, как деятельностного социокультурного процесса, ориентированного на саморазвитие и становление личности. Теоретическое исследование, основанное на данной позиции, позволило составить систему факторов готовности учащихся основной сельской школы к предпрофильному обучению, включающую пять групп:
Социально-экономические - отражают влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных и других взаимодействий общества и сельской школы, состояние которой во многом определяется общегосударственной и региональной образовательной, социальной, семейной, молодежной политикой [5, с. 35];
- факторы, обусловленные особенностями сельской школы - характеризуют специфику организации учебно-воспитательного процесса в малочисленной школе (70 % школ на селе): ограниченные возможности учащихся в выборе предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения; ограниченная соревновательность в учебе и числе ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов; ограниченность в использовании разнообразных активных форм обучения; ограниченные возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста как для учащихся, так и для педагогов, имеющих меньше возможностей для продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом;
- личностные - представляют личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса;
- образовательные — обосновывают появление новых тенденций в построении образовательного процесса в условиях изменившегося социального заказа в области образования, основной задачей которого становится развитие личности ученика через всесторонний учет его целей, мотивов, ценностных ориентаций, стремлений, возможностей;
- информационные факторы — определяют роль традиционных (художественная литература, СМИ) и новых (компьютер, Интернет, дистанционное обучение) источников информации в становлении готовности.
В результате анализа педагогической, психологической, методической литературы мы выстроили систему факторов готовности учащихся основной сельской школы (ОСШ):
- социально-экономические факторы как объективные условия, определяющие общественный заказ на формирование готовности учащихся к ППО и реальные возможности ее формирования;
- личностные факторы как интересы, склонности, способности учащихся, которые составляют основу формирования готовности к ППО;
- специфические условия сельской школы как конкретные условия жизнедеятельности учащихся;
- образовательные факторы как деятельность образовательных учреждений общего и дополнительного образования, способных последовательно и целенаправленно решать задачу формирования готовности учащихся ОСШ к ППО;
- информационные факторы как средства расширения знаний учащихся о мире современных профессий, об особенностях современного рынка труда, средства влияния на формирование мотивов, интересов и потребностей, способствующие формированию рефлексивно-оценочных способностей на основе образцов для подражания, определения уровня притязаний.
Взаимообусловленность и взаимодействие названных групп факторов является основой для становления готовности учащихся ОСШ к ППО. Действие данных групп факторов является стихийным, неорганизованным, следовательно, недостаточно эффективным.
Развиваясь и формируясь в деятельности и общении, личность устанавливает определенные социальные отношения исходя из сформировавшегося субъективного образа объективной реальности. Л.С. Выготский отмечал, что внешние элементы среды могут сами по себе не изменяться, но социальная ситуация развития в то же время может коренным образом перестроиться за счет совершившихся внутренних изменений субъекта.
Рассматривая учителей, родителей, учащихся сельской школы в качестве субъектов процесса формирования готовности к пред-профильному обучению, мы использовали анкетирование в целях:
- выявления мнения респондентов по вопросам, связанным с пониманием факторов готовности учащихся к предпрофильному обучению;
- выявления представлений каждой группы респондентов о значимости различных групп факторов готовности учащихся ОСШ к ППО.
Результаты опроса подтвердили правомерность теоретических выводов, поскольку в ответах всех групп респондентов имеются указания на вышеназванные группы факторов, определяющих готовность учащихся сельской школы к предпрофильному обучению. Отдельные категории опрошенных по-разному проранжировали группы факторов,
единство мнений проявили только в определении значимости образовательных факторов - все респонденты поставили на I место.
Использование методики компетентных судей, в роли которых выступили руководители сельских школ, позволило выявить условия, организующие каждую группу факторов, и разработать программу, цель которой сделать влияние факторов целенаправленно организованным, а следовательно, эффективным через систему педагогических средств, влияющих на создание условий проявления факторов готовности в сельской школе.
Ведущую роль в организации процесса формирования готовности учащихся сельской школы к предпрофильному обучению мы отводим образовательным факторам, так как:
- в рамках образовательных факторов может осуществляться целенаправленный процесс формирования готовности;
- они практически полностью регулируются школой;
- через образовательные факторы может быть организовано влияние на другие группы факторов.
Суть программы состоит в корректировке содержания обучения, содержания воспита-
ния с целью создания условий для самопроявления личности учащихся в образовательном процессе через:
- развитие стремления ученика к самообразованию, самостоятельному и активному формированию знаний и умений, необходимых для освоения предпрофильного обучения;
- развитие готовности ученика к формированию устойчивых интересов и социально-познавательной мотивации (выбор предпрофильного обучения, выбор профиля);
- формирование рефлексивно-оценочных умений, ответственности и самостоятельности в изменившейся учебно-воспитательной среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск: Изд-во «Амалфея», 2000. - 480 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2001. - С. 158.
3. Концепция профильного обучения.
4. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. - М.: Альянс Пресс, 2004. - 312 с.
5. Погорелова В.И. Адаптивная образовательная школа в условиях сельского социума: Дисс... канд. пед. наук. - Тюмень, 2004. - 173 с.
УДК 377.12
Никифорова М.А.
ГОУ СПО «Белозерский педагогический колледж», г. Белозерск
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ДИАГНОСТИКЕ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ СФЕР УЧАЩИХСЯ
Изменение образовательной парадигмы, все большее внимание к личности обучающегося как к основной социальной ценности предполагает становление готовности будущего педагога к диагностике развития ученика. Диагностическая деятельность учителя становится нормативно-обязательной, она нашла отражение в документах Министерства образования и науки РФ.
В школьной практике диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. При возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников это ведет к поверхностному знанию детей, к усредненности всех педагогических средств воздействия.
Основная задача учителя - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сил школьника.
К ним относят индивидуально-личностные сферы - мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую и др. [2]. Эти сферы в развитом виде характеризуют гармоничность индивидуальности, целостность, свободу и разносторонность человека. Они определяют успешность в обучении, образ жизнедеятельности, счастье и самочувствие среди людей.
Специалист, не владеющий в достаточной степени взаимосвязанной системой теорети-