точном количестве спарринг-партнеров необходимого уровня спортивного мастерства не соответствует показателям соревновательной деятельности;
- показатели количества активных действий в УТС и ЧСС по ее окончании не являются валидными критериями тяжести физической нагрузки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шиян, В.В. Теория и практика российского дзюдо: каковы перспективы интеграции? / В.В. Шиян, В.М. Невзоров // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 5. - С. 19-25.
2. Шиян В.В. Специальная выносливость дзюдоистов и средства ее развития : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Шиян Виктор Владимирович. - Москва, 1983. - 25 с.
3. Пашинцев В.Г. Гликолитическая нагрузка в подготовке дзюдоистов / В.Г. Пашинцев, В.И. Максимов // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - Казань, 2013. - Т. 214. - С. 317-321.
REFERENCES
1. Shiyan, V.V. and Nevzorov, V.M. (2005), "Theory and practice of the Russian judo: What prospects of integration?", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 19-25.
2. Shiyan, V.V. (19830, Special endurance of judokas and methods of its development, dissertation, Moscow.
3. Pashintsev, V.G. and Maksimov, V.I. (2013), "Glycolytic loading in training of judokas", Scientific notes of Bauman Kazan state academy of veterinary medicine, Vol. 214, pp. 317-321.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.11.2021
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Вячеслав Иванович Кротов, магистрант, Елена Фаритовна Шамшуалеева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского; Марина Халибиллаевна Спатаева, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский автомобильно-дорожный университет, Омск; Филипп Вадимович Салугин, кандидат педагогических наук, профессор, Омский государственный медицинский университет; Галина Семеновна Ковтун, доцент, Олег Энгельсович Крылов, старший преподаватель, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Аннотация
Процесс физической подготовки лиц с нарушениями сердечно-сосудистой системы требует четко разработанной организации и методики физического воспитания. В условиях образовательного процесса необходимо уделять особое внимание студентам с патологией сердечно-сосудистой системы. Сердечно-сосудистая система - самая непредсказуемая по феноменам реакции на физическую нагрузку в условиях здорового организма, это явление усиливается с учетом возникающей патологии. В связи с этим, исследование функционального состояния организма студентов, определение их кондиционных возможностей является актуальным. В статье представлены результаты исследования некоторых показателей функционального состояния организма студентов, с нарушением функций сердечно-сосудистой системы и их двигательной кондиции. Установлен низкий функциональный статус, а также отсутствие физической тренированности организма лиц указанного контингента.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, дыхательная система, двигательная функция, функциональное состояние.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p191-194
RESEARCH OF FUNCTIONAL STATE OF THE ORGANISM OF STUDENTS WITH CARDIOVASCULAR SYSTEM DISORDERS
Vyacheslav Ivanovich Krotov, the master's student, Elena Faridovna Shamshuaaleeva, the
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky; Marina Halibillaevna Spataeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Automobile and Highway University, Omsk; Philip Vadimovich Salugin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Omsk State Medical University; Galina Se-menovna Kovtun, the senior lecturer, Oleg Engelsovich Krylov, the senior teacher, Omsk State
University named after F.M. Dostoevsky
Abstract
The process of physical training of persons with disorders of the cardiovascular system requires the clearly developed organization and methods of physical education. In the context of the educational process, it is necessary to pay special attention to students with pathology of the cardiovascular system. The cardiovascular system is the most unpredictable in terms of the phenomena of reaction to physical activity in a healthy organism, this phenomenon is intensified taking into account the emerging pathology. In this regard, the study of the functional state of the organism of students, the determination of their conditional capabilities is relevant. The article presents the results of the study of some indicators of the functional state of the organism of students with dysfunctions of the cardiovascular system and their motor condition. The low functional status was established, as well as lack of physical fitness of the body of the persons of this contingent.
Keywords: cardiovascular system, respiratory system, motor function, functional state.
ВВЕДЕНИЕ
Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти в мире. По оценкам ВОЗ в 2016 году умерло 17,9 миллионов человек, что составило 43% от всех случаев смерти в мире [1,2]. Усугубляет ситуацию то, что в условиях пандемии повышается уровень стрессового воздействия на организм. В частности, усиливается гиподинамический синдром, негативно воздействующий на лиц с нарушениями функций сердечно-сосудистой системы, угнетаются нервная и двигательная системы в ситуации физического бездействия. Снижение двигательной активности вызывает изменение физического состояния организма в целом, нарушая его функциональный статус, без того отягощенного сердечной патологией. В связи с этим актуальным явилось исследование физического состояния студентов с нарушениями сердечно-сосудистой системы.
Цель исследования - изучить функциональное состояние организма студентов 2-го курса с нарушениями сердечно-сосудистой системы.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках медико-биологического тестирования изучались показатели функционального состояния организма студентов: исследование частоты сердечных сокращений (ЧСС) проводилось с помощью пульсоксиметра Армед YX200; измерение артериального давления - электронным ос-циллометрическим тонометром B/Well MED-53 M-L; также проводилась спирометрия, путем применения ручного спирометра Mikro I. Также изучались отдельные антропометрические показатели: длина и масса тела. Для оценки физических кондиций студентов с нарушением ССС в качестве двигательных тестов применялись функциональные тесты: «Ортостатическая проба», проба Ромб-ерга «Аист». В исследовании приняли участие 14 студентов 19-20лет ОмГУ им.Ф.М. Достоевского.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ функционального состояния организма студентов с нарушением ССС показал, что данные физического развития свидетельствуют об отсутствии выраженных изменений или нарушений, за исключением некоторой дисгармоничности развития (таблица 1).
Таблица 1 - Антропометрические и функциональные показатели студентов с нарушениями ССС
Название теста X + S
Длина тела, см 178±7,84
Название теста X + 5
Масса тела, кг 81±11,56
ЧСС, уд/ мин. 89±5,93
АДс, мл 157± 14,96
АДд, мл 100±5,74
ЖЕЛ, л 3±0,30
Показатели артериального давления и ЧСС были повышенными, в соответствии с артериальной гипертензией, указанной в качестве диагноза у студентов, самочувствие на момент исследования было нормальным [5, 6].
Исследование жизненной емкости легких, как косвенного показателя благополучия функции сердечно-сосудистой системы и организма в целом, позволило установить сниженные показатели ЖЕЛ, в сравнении с данными, соответствующими возрастному периоду. Так показатели ЖЕЛ испытуемых гораздо ниже средних данных установленных для мужчин - 4000мл. Это указывает на негативное влияние сердечно-сосудистой патологии на дыхательную систему, выражающуюся в инволюционном феномене, не свойственном возрасту студентов и характерному для 35 летних мужчин и старше [4, 5, 6].
Исследование данных ортостатической пробы позволило определить состояние ре-гуляторных механизмов и тренированности организма. Применение позных регуляций, в частности, позы Ромберга, позволяло оценить способность к сохранению статического равновесия, возможности удерживать вертикальное положение тела в пространстве. Полученные данные свидетельствуют о снижении координационных способностей студентов (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты выполнения функциональных проб студентов с нарушением ССС
Название X + 8
Ортостатическая проба, к-во уд/мин 23±2,24
Проба Ромберга «Аист», с 3±0,76
Данные пробы Ромберга, указывают на нарушение межмышечной координации и низкой статической устойчивости. Кроме этого результаты «Ортостатической пробы» показали отсутсвие физической тренированности организма лиц с нарушением функций сердечно-сосудистой системы.
Согласно полученным данным можно заключить, что исследование физического состояния студентов указывает на дисгармоничность физического развития в сравнении с показателями нормы. Снижен функциональный статус организма студентов, в частности, функции дыхательной и двигательной систем.
ВЫВОДЫ
1. У студентов с нарушениями сердечно-сосудистой системы установлено дисгармоничное физическое развитие.
2. Функциональное состояние организма лиц с нарушением сердечно-сосудистой системы снижено. В частности, установлены низкие показатели ЖЕЛ, при повышенных показателях артериального давления и частоты сердечных сокращений.
3. Двигательная система исследованных лиц угнетена, снижена межмышечная координация и нарушена способность к сохранению статического равновесия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Воронцов М.В Патология сердечно-сосудистой системы/ М.В. Воронцов, А.В. Свистунов, В.А. Белобородов. -Иркутск : Иркутский гос. мед. ун-т, 2017. - 36 с.
2. Захаров Н.Е. Психофизиологические аспекты адаптации организма студентов в процессе вузовского обучения. / Н.Е. Захаров, М.В. Захарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017;. - № 6 (148). - С. 249-253.
3. Аспекты реализации качества учебного процесса по физической культуре со студентами специальной медицинской группы / В.А. Иванова, И.Г. Пушкарёв, С.В. Иванова, О.С. Лозако-
вич, Ю.В. Кофанов, Н.М. Соколец // Смоленский медицинский альманах. - 2020. - № 4. - С. 20-22.
4. Приходько, В.И. Информативность функциональных показателей для характеристики физического состояния / В.И. Приходько, Д.Н. Насанович // Мир спорта. - 2018. - № 4 (73). - С. 92-97.
5. Приходько, В.И. Факторная модель физической работоспособности студентов с функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы / В.И. Приходько, Д.Н. Насанович // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях : сборник статей. - Курск, 2018. - С. 78-87.
6. Скуратович, М.Н. Определение оптимальной частоты сердечных сокращений и ее контроль в процессе академических занятий по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы / М.Н. Скуратович, Г.С. Дубилей, В.Н. Коновалов // Омский научный вестник. -2006. - № 4 (38). - С. 204-206.
REFERENCES:
1. Vorontsov, M.V, Svistunov A.V., Beloborodov V.A. and Vorontsov M.V. (2017), Pathology of the cardiovascular system, Irkutsk state medical University, Irkutsk.
2. Zakharov N.E. and Zakharova M.V. (2017), "Psychophysiological aspects of adaptation of the organism of students in the process of higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 249-253.
3. Ivanova VA, Pushkarev I. G., Ivanova S.V, Lozakovich O.S., Kofanov Yu.V. and Sokolets N.M. (2020), "Aspects of the implementation of the quality of the educational process in physical culture with students of a special medical group", Smolensk Medical Almanac, No. 4, pp. 20-22.
4. Prikhodko, V.I. and Nasanovich D.N., (2018), "Informativeness of functional indicators for the characteristics of physical condition", World of sport, No. 4 (73). pp. 92-97.
5. Prikhodko, V.I. and Nasanovich D.N. (2018), "Factor model of physical performance of students with functional disorders of the cardiovascular system", Actual problems of the development ofphys-ical culture and sports in modern conditions: collection of articles, Kursk, pp. 78-87.
6. Skuratovich, M.N., Dubiley G.S. and Konovalov V.N. (2006), "Determination of the optimal heart rate and its control in the process of academic classes in physical education with students of a special medical group", Omsk Scientific Bulletin, No. 4 (38), pp. 204-206.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2021
УДК 796.011.1
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», «ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
Ольга Васильевна Ларионова, старший преподаватель, Светлана Николаевна Серебренникова, старший преподаватель, Оксана Анатольевна Беляева, преподаватель, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского, Саратов
Аннотация
Система рейтинговой оценки деятельности студентов (БРС) по дисциплине «Физическая культура и спорт» - важнейший элемент образовательного процесса, который можно рассматривать как механизм мотивации студентов к обучению и физическому самосовершенствованию, а для педагога как информация об эффективности обучения. Изучение отношения студентов к рейтинговому контролю позволит выявить недостатки БРС и провести мероприятия по её совершенствованию, а наличие обратной связи позволит справедливо оценивать регулярную работу студента за семестр и его старания по повышению личного рейтинга, а также повысит самостоятельность и ответственность студентов за свою учебную деятельность.
Ключевые слова: рейтинг, образовательный процесс, оценка, контроль, мотивация, студенты.