Научная статья на тему 'Исследование физиологических функций студентов: пути оптимизации'

Исследование физиологических функций студентов: пути оптимизации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА / НЕЛЕКАРСТВЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗДОРОВЬЯ / ИНТЕРВАЛЬНАЯ ГИПОКСИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / HUMAN HEALTH / NON-PHARMACOLOGICAL CORRECTION OF THE HEALTH / INTERVAL HYPOXIC TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бобылева О. В.

Рассмотрены современные методики нелекарственной коррекции физиологических функций организма, использующиеся для сохранения и оптимизации здоровья человека. В качестве наиболее эффективного метода предложена интервальная гипоксическая тренировка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бобылева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reserch of physiology functions of students: the ways of optimisation

In the article the author says about non-pharmacological methods of correction of the physiology functions of the human organism, which can be used for saving and optimization of the students health. The interval hypoxic training is seen as the more effective method.

Текст научной работы на тему «Исследование физиологических функций студентов: пути оптимизации»

Актуальные вопросы антропоэкологических исследований

О.В. Бобылева

Исследование физиологических функций студентов: пути оптимизации

Рассмотрены современные методики нелекарственной коррекции физиологических функций организма, использующиеся для сохранения и оптимизации здоровья человека. В качестве наиболее эффективного метода предложена интервальная гипоксическая тренировка.

Ключевые слова: здоровье человека, здоровье студента, нелекарственная коррекция здоровья, интервальная гипоксическая тренировка.

Согласно современному определению, принятому ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. Здоровье обусловлено множеством факторов, среди которых - индивидуальные (наследственность, привычки, образ жизни, профессия), природные (географическая зона и ландшафт обитания, климат), антропогенные (городская или сельская местность, степень деградации среды, наличие промышленных источников загрязнения), социальные (уровень образования, степень социального стресса).

Официальное значение ожидаемой продолжительности жизни для Российской Федерации (по данным ВОЗ, 2005 г.) составляет 64,9 года, что примерно на 14 лет меньше усредненных значений для Европейских стран (79,0 лет). Помимо сведений об общей продолжительности жизни, становится все более важно знать об ожидаемой продолжительности жизни, проведенной в состоянии хорошего здоровья. Для этой

Актуальные вопросы антропоэкологических исследований

цели ВОЗ использует относительно новый индикатор - ожидаемую продолжительность здоровой жизни, рассчитываемую на основе ожидаемой продолжительности жизни за вычетом числа лет, прожитых в состоянии болезни и инвалидности. По оценкам ВОЗ на 2002 г., средняя продолжительность здоровой жизни для населения Российской Федерации составляла 58,4 лет (64,1 года для женщин и 58,4 для мужчин), что примерно на 13,2 лет меньше, чем для стран Европы [7].

По современным представлениям, здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20-25% - от наследственности, на 20-25% - от действия факторов окружающей среды и на 5-10% - от уровня развития здравоохранения [11]. К патологиям, связанным с образом жизни, относится большое количество заболеваний, вызванных различными отклонениями и нарушениями двигательной активности, питания, режима работы и отдыха, физическими и психоэмоциональными перегрузками, чрезмерным социальным напряжением. Этими причинами обусловлено большинство психических, нервных и гормональных расстройств, многие сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ, болезни крови, органов пищеварения, костно-мышечной системы, мочеполовой системы, осложнения беременности и родов и другие расстройства. К факторам окружающей среды, влияющим на здоровье населения, можно отнести состав окружающей среды в целом: изменение содержания основных газов и взвешенных веществ в воздухе, изменение состава пресных вод, изменение состава плодородных почв и т.д. [2; 12]. Действие всех перечисленных факторов происходит одновременно, вследствие чего возникают сочетанные и комбинированные неблагоприятные эффекты, зачастую значительно усиленные совместным воздействием.

Наиболее уязвимой (с точки зрения сохранности здоровья) возрастной группой являются дети и молодежь, поскольку их организм значительно более чувствителен к неблагоприятным условиям, чем зрелый. Состояние здоровья подрастающих поколений вызывает в научном сообществе особую озабоченность.

Крайне опасным фактором, подрывающим психическое и физическое здоровье подрастающего поколения, является раннее начало и широкая распространенность употребления психоактивных веществ (алкоголя, табачных изделий и наркотических веществ). Возраст приобщения к психоактивным веществам за период с 1993 г. по 2002 г. снизился с 16-18 до 12-14 лет. По данным Центра мониторинга вредных привычек, среди детей и подростков (15-17 лет) в 2006-2007 гг. распространенность употребления алкоголя составляла в среднем по России более 80% (обследовано около 17 тыс. подростков). Такой же массовый характер среди

городских подростков приобрело и курение: около 65% юношей и около 45% девушек являются курящими [8].

Высокому риску нарушений здоровья подвержены студенты. Ослабленное чаще всего еще до вуза состояние организма и психики, экологические проблемы, недостаточное питание, гиподинамия обусловливают о то, что более половины студентов нездоровы, многие из них находятся аль в предболезненных состояниях. Сам учебный процесс, создающий повы- и

шенные нейропсихические нагрузки, вызывает ухудшение состояния здоровья молодых людей, т.к. включает множество стрессовых ситуаций, наиболее значимыми среди которых являются периоды сессии и сдачи экзаменов [6; 10]. Среди наиболее распространенных заболеваний молодежи - гастроэнтерологические, болезни органов дыхания, органов зрения; преобладают хронические заболевания. В связи с тем, что хронически больного человека излечить крайне трудно, первостепенной задачей становится охрана и укрепление здоровья практически здоровых молодых людей.

В отношении практически здоровых лиц целесообразно применять нелекарственные методики коррекции здоровья. В основе таких методик лежит способность организма формировать устойчивость к различным повреждающим факторам, которая может изменяться на основе естественных процессов адаптации. Согласно представлениям В.П. Казначеева и Р.М. Баевского, основанной на оценке уровня здоровья с точки зрения теории адаптации, здоровье рассматривается как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а болезнь - как результат срыва адаптации. Адекватно подобранные немедикаментозные коррекционные воздействия, изменяя системную организацию функций в целостном организме, способствуют оптимизации процесса адаптации [1; 5].

Нелекарственной реабилитации в профилактических целях могут подвергаться практически здоровые люди в ситуациях стресса, переутомления, физических и психоэмоциональных перегрузок. На сегодняшний день существует ряд методов нелекарственных коррекционных воздействий: физиотерапевтические мероприятия (массаж, водные процедуры, теплохолодовые воздействия), регуляция питания, психотерапия, иглорефлексотерапия, физические упражнения и упражнения по системе йогов, дыхательная гимнастика и проч. Имеются данные о высокой эффективности применения полимодальных ритмических сенсорных воздействий (сочетание стимулов, направленных на различные сенсорные системы) в качестве средства оптимизации умственной и физической работоспособности, психических функций, стресс-резистентности, нейро-гуморальной регуляции. Все более широко внедряется адаптация

технологии

Актуальные вопросы антропоэкологических исследований

к дозированной гипоксии. Накоплен большой материал, свидетельствующий о возможности значительного повышения устойчивости организма к различным патогенным факторам внешней и внутренней среды в результате его предварительной тренировки к гипоксии. В процессе гипокситренировок адаптационные механизмы реализуются на молекулярном, субклеточном и клеточном уровнях, и, как результат, наблюдаются существенные позитивные сдвиги как в состоянии отдельных физиологических функций и механизмов их регуляции, так и в оптимизации функциональных систем гомеостатического уровня организации. Весьма перспективной представляется интервальная гипоксическая тренировка в нормобарических условиях (ИГТ). Эффективность ИГТ показана при лечении ряда хронических неинфекционных заболеваний, а также для повышения физической работоспособности практически здоровых людей: у спортсменов, у людей, проживающих в экологически неблагоприятных регионах, при подготовке высокогорных спасателей и др. [4; 9].

В нашем исследовании изучался вопрос о возможности оптимизации адаптивных возможностей организма практически здоровых молодых людей (студентов) при проведении курса ИГТ [3]. Известно, что наиболее активные процессы адаптации к условиям высшей школы происходят на младших курсах, поэтому группа обследуемых была представлена сту-дентами-второкурсниками: в нее вошли 46 практически здоровых юношей, которые были разделены на 2 группы - опытную (25 чел.) и контрольную (21 чел.).

В проведенном исследовании добровольцы проходили курс интервальной гипоксической тренировки, состоявший из 20 сеансов. Во время сеанса они вдыхали газовую смесь с пониженным до 10% содержанием кислорода (в атмосферном воздухе ~ 21% О2) в течение 5 мин., затем дышали атмосферным воздухом 3 мин. За один сеанс производилось 7 таких циклов гипоксии-реоксигенации. До начала гипокситренировки, после 10 сеансов и по окончании курса (20 сеансов) производили обследование участников. Адаптивные реакции организма оценивались по показателям вариабельности сердечного ритма (ВСР), частоты сердечных сокращений (ЧСС), показателю эффективности обеспечения организма кислородом; регистрировали артериальное давление.

Нами установлено, что проведение курса интервальной гипоксиче-ской тренировки в целом способствовало оптимизации гомеостатических функций обследуемых, что проявлялось в экономизации вегетативной регуляции сердечной деятельности (повышении мощности парасимпатических механизмов и снижении активности симпатического звена регуляции сердечной деятельности), умеренных гипотензивных эффек-

тах. Повышалась резистентность к действию гипоксической гипоксии (по показателям насыщения крови кислородом и ЧСС во время действия гипоксии).

Оптимизация регуляции сердечной деятельности наблюдались уже после 10 процедур ИГТ. Так, в состоянии покоя отмечалось достоверная о динамика значений показателей ВСР по сравнению с данными, получен- |

ными до начала ИГТ. Те показатели, по которым были отмечены значи- и

мые изменения, характеризуют состояние механизмов регуляции работы сердца в целом и зависят от влияния на синусовый узел симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Наблюдавшееся возрастание этих показателей обычно трактуется как активация вагуса. После 20 процедур ИГТ аналогичная тенденция сохранялась.

В контрольной группе достоверной динамики по этим показателям не обнаружено. Межгрупповые различия указывали на то, что в состоянии покоя у добровольцев опытной группы регуляция сердечной деятельности становилась более экономичной, нарастала доля парасимпатических влияний.

У добровольцев измерялось также артериальное давление. После действия острой гипоксической гипоксии у всех испытуемых происходило достоверное снижение систолического давления. В опытной группе после проведения ИГТ обнаружены более низкие значения систолического и диастолического давления, как в состоянии покоя, так и после дыхания ГГС-10, по сравнению с этими показателями в обследовании до начала гипокситренировки. Таким образом, гипотензивный эффект, наблюдавшийся после действия острой гипоксии, «закреплялся» в опытной группе в результате длительного гипоксического прекондиционирования.

С целью выявления эффектов ИГТ, проявляющихся в непосредственной адаптации к гипоксическому фактору, по показателям вегетативной регуляции производилась также оценка динамики «реактивности» параметров вариабельности сердечного ритма (ВСР) на действие острой гипоксии до курса ИГТ, после 10 и после 20 процедур ИГТ.

В первом обследовании установлено, что предъявление острой гипоксической пробы вызывало у нетренированных мужчин обеих групп значимые изменения показателей вегетативной регуляции. В обеих группах наблюдалось достоверное повышение значений индекса напряжения (ИН), показателя симпато-парасимпатического баланса (ЬР/ИР) и ЧСС по отношению к фоновым записям. Кроме того, происходило изменение волновой структуры спектра кардиоритма: значимо снижался процентный вклад мощности высокочастотного компонента (% ИР), а также сверхнизкочастотной составляющей (% УЬР) спектра ВСР. Параллельно про-

технологии

Актуальные вопросы антропоэкологических исследований

исходило достоверное повышение вклада низкочастотного диапазона (% ЬР). Подобная динамика может быть расценена как активация под влиянием гипоксического стимула сегментарных механизмов симпатической регуляции при одновременном вагусном ингибировании и снижении активности центральных гипоталамических механизмов симпатического контроля функций кровообращения.

Проведение курса ИГТ способствовало также повышению резистентности организма к действию гипоксии, наблюдались оптимизирующие эффекты в вегетативной реактивности на острую гипоксию. Так, во время дыхания ГГС-10 отмечалось снижение степени прироста ЧСС и десатурации гемоглобина. У обследуемых, прошедших курс гипоксического прекондиционирования, степень насыщения крови кислородом во время воздействия гипоксии в целом оставалась на более высоком уровне, чем до ИГТ. В группе контроля в период нарастания острой гипоксии достоверных различий в динамике показателя Ба02 между обследованиями не наблюдалось.

«Профиль» реактивности показателей ВСР на гипоксию принципиально не изменился, однако «выраженность» реакции (амплитуды сдвигов значений показателей) на гипоксический стимул уменьшилась, что свидетельствует об адаптированности организма к данному фактору. В контрольной группе высокая степень симпатической активации при гипоксии сохранялась. Это указывает на экономизацию вегетативного обеспечения деятельности сердца при повторном действии гипоксии у добровольцев, прошедших гипоксическое прекондиционирование.

Таким образом, в проведенном исследовании установлено, что применение интервальной гипоксической тренировки способствует оптимизации физиологических функций и повышению адаптационных возможностей организма практически здоровых молодых людей.

Приоритетная задача современного здравоохранения - сохранение и укрепление здоровья населения и особенно учащейся молодежи, студентов. Оптимизации физиологических функций, повышению резистентности организма к заболеваниям может способствовать расширение адаптационных возможностей организма. Профилактическая медицина может предложить ряд нелекарственных методик своевременной коррекции здоровья. Весьма эффективной методикой расширения адаптационного потенциала организма является гипоксическое прекондиционирование.

Библиографический список

1. Баевский Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР. 1989. № 8. С. 73-78.

2. Башкин В.Н.Экологические риски: расчет, управление, страхование. М., 2007.

3. Глазачев О.С., Бобылева О.В. Динамика показателей вегетативной реактивности и устойчивости к острой дозированной гипоксии в курсе интервальной гипоксической тренировки // Физиология человека. 2007. Т. 33.

№ 2. С. 81-89.

4. Горанчук В.В., Сапова Н.И., Иванов А.О. Гипокситерапия. СПб., 2003.

5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.

6. Косолапов А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья сту- и дентов: Монография. Владивосток, 2003.

7. Обзорная сводка о состоянии здоровья в Российской Федерации / Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

М., 2005.

8. Скворцова Е.С. Алкоголизация, табакокурение и употребление наркотиков среди учащихся профессиональных училищ в России // Россия в окружающем мире: 2010 (Аналитический ежегодник) / Под ред. Н.Н. Марфе-нина, С.А. Степанова. М., 2010. С. 178-194.

9. Стрелков Р.Б., Чижов А.Я. Прерывистая нормобарическая гипоксия в профилактике, лечении и реабилитации. Екатеринбург, 2001.

10. Шагина И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов // Астраханский медицинский журнал. 2010. № 2. С. 26-29.

11. Экология человека. Информационный портал. ЦКЬ: М1р://%'%'%г.Ьишапесо1-ogy.ru/index.htm (дата обращения: 30.03.2012).

12. Яблоков А.В.Здоровье человека и окружающая среда. М., 2007.

технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.