Научная статья на тему 'Исследование физико-химических свойств смесей газового конденсата с тяжелыми топливами'

Исследование физико-химических свойств смесей газового конденсата с тяжелыми топливами Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
168
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
СУДОВОЙ ДИЗЕЛЬ / МОРСКОЙ РЕГИСТР / ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ПЕЧНОЙ МАЗУТ / МОТОРНОЕ ТОПЛИВО / ГАЗОВЫЙ КОНДЕНСАТ / ТЯЖЕЛОЕ ТОПЛИВО / ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Бабаев Г.М.

В статье проведен сравнительный анализ основных физико-химическим свойств топлив, изготовленных на основе газового конденсата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Бабаев Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH WORK OF PHYSICS-CHEMICAL GAS MIXTURE CONDENSATE WITH HEAVY FUEL

In this article, it deals with analysis of major physics-chemical constituent of fuel, based on gas condensate.

Текст научной работы на тему «Исследование физико-химических свойств смесей газового конденсата с тяжелыми топливами»

Problems of Strength J. - 1978. - №6 - P. 83-87

18. Ergatorius J.G., Irons B.M. Zienkiewicz O.C., Curved, Izoparametric, Quadrilateral Elements for Finite Element Analysis, Int. J. Solids Struct., 4, 32-42 (1968).

19. Stroud, Ian Boundary Representation Modeling Techniques - Springer-Verlag London

Limited, 2006. - 788 P.

20. Mantyla Martti, An Introduction to Solid Modeling. - Computer Science Press, USA, 1988. -401 P.

21. McMains Sara Anne, Geometric Algorithms and Data Representation for Solid Freeform Fabrication, PhD Thesys, 2000, 176 P.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СМЕСЕЙ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА С ТЯЖЕЛЫМИ ТОПЛИВАМИ

Бабаев Г.М.

Азербайджанская Государственная Морская Академия, доцент

Баку

RESEARCH WORK OF PHYSICS-CHEMICAL GAS MIXTURE CONDENSATE WITH HEAVY FUEL

Babayev H.M.

Azerbaijan State Marine Academy, assistant professor

Baku

АННОТАЦИЯ

В статье проведен сравнительный анализ основных физико-химическим свойств топлив, изготовленных на основе газового конденсата.

ABSTRACT

In this article, it deals with analysis of major physics-chemical constituent of fuel, based on gas condensate.

Ключевые слова: судовой дизель, Морской Регистр, температура вспышки, дизельное топливо, печной мазут, моторное топливо, газовый конденсат, тяжелое топливо, температура кипения.

Keywords: marine engine, Marine Register, temperature of flash point, diesel fuel (oil), heavy oil, motor fuel, gas condensate heavy fuel, boiling temperature (degree).

Увеличение морских перевозок и ужесточение международных требований к экологичности современных судовых двигателей ставит перед судостроителями и судомеханиками задачи разработки новых видов топлив. В этой связи представляет несомненный интерес использование топлив подготовленных на основе газовых конденсатов [4].

Как известно, на основании требований Морского Регистра на судах могут применяться топлива с температурой вспышки в основном не ниже 610С [2]. Но поскольку температура вспышки газовых конденсатов колеблется в пределах 5^15°С, в зависимости от их месторождений, использование их в качестве топлива для судовых двигателей с точки зрения безопасности не разрешается.

Для проведения исследований нами был использован газовый конденсат из месторождения «Булл-море» в Азербайджанском секторе Каспийского моря.

Используемое в судовых двигателях тяжелое топливо в 2^2,5 раза дешевле, чем дизельное топливо. Но более низкое качество, по сравнению с дизельным топливом и необходимость его дополнительного подогрева и очистки увеличивает общую себестоимость топлива, уменьшает экономичность и моторесурс двигателя. Начиная с 2003 года на кафедре «Судовые энергетические установки» Азербайджанской Государственной Морской Академии

проводятся научно-исследовательские работы в целях исследования способов повышения температуры вспышки топлив на основе газовых конденсатов. Для решения поставленных задач нами в качестве двигателя был взят вспомогательный судовой дизель марки 2Ч 10,5/13.

Исходя из сказанного, в первую очередь, были исследованы возможности изменения температуры вспышки смеси тяжелого топлива с газовым конденсатом с высокой температурой (свыше 1000С) вспышки. Но было установлено, что при уменьшении количества газового конденсата в смеси до 10% температура вспышки топлива не поднимается выше 20^30°С, что не является приемлемым результатом.

Далее были проведены исследования по изменению температуры вспышки после повышения подогрева газового конденсата 800С до 1200С, с целью удаления сравнительно легких фракций. Изменение температуры вспышки в зависимости от температуры подогрева, которую условно назвали температурой кипения, показана на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, по мере повышения температуры подогрева газового конденсата его температура вспышки возрастает прямолинейно. Если после подогрева газового конденсата до 800С его температура вспышки достигает 250С, то при подогреве до 1000С и 1200С повышается до 310С и

370С, соответственно. Отсюда можно сделать вывод, что поскольку повышение температуры подогрева газового конденсата больше 1200С экономически не рентабельно и продолжение исследования этого процесса не целесообразно. Поэтому на 3-ем этапе рассматривается изменение температуры вспышки смеси газового конденсата с начальной температуры кипения1200С и температурой его вспышки 370С с тяжелым топливом.

В другом случае была приготовлена смесь, в которой в качестве тяжелого топлива был использован печной мазут (М). Ниже показаны пропорции печного мазута и газового конденсата в рассматриваемой смеси.

1)10% газового конденсата и 90% печного ма-зута(10%ГК +90%М);

2) 25% газового конденсата и 75% печного ма-зута(25%ГК +75%М);

3) 50% газового конденсата и 50% печного ма-зута(50%ГК +50%М).

Изменение температуры вспышки смеси в зависимости от процентного содержания газового конденсата и печного мазута в ней представлено на рисунке 2.

Из рисунка 2 можно увидеть, что при содержании газового конденсата в смеси в пределах свыше

23% интенсивность изменения температуры вспышки очень низка. Но процентное содержание газового конденсата меньше 23% приводит к резкому повышению температуры вспышки.

Используя рисунок 2 можно определить состав смеси, отвечающей требованиям Морского Регистра с точки зрения температуры вспышки. Так, исходя из рисунка 2, можно прийти к выводу, что при содержании в смеси 15% газового конденсата и 85% печного мазута температура ее вспышки составляет 610С Нужно отметить, что свойства топ-лив, приготовленных на основе газового конденсата, процентное отношение которого показано на рисунке 2, определены и протестированы в Центральной научно-технической лаборатории Каспийского Морского Пароходства.

Таким образом, проведенные научно-исследовательские работы позволяют прийти к выводу, что топливо, состоящее из смеси газового конденсата с температурой начала кипения 1200С и печного мазута с температурой вспышки выше 1300С (15%ГК +85%М) обладает температурой вспышки выше 610С, что отвечает требованиям Морского Регистра.

Рис.1. Зависимость температуры вспышки ^восп) от начальной температуры кипения

100 85 75 50 25 0 *

Рис.2. Изменение температуры вспышки смеси в зависимости от ее концентрации

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что при приготовлении смеси из газового конденсата и печного мазута вне судна практически исключается опасность пожара. Но если газовый конденсат и печной мазут хранятся на судне в разных цистернах и смешиваются в другой цистерне на борту судна, могут создаться условия для взрыва или возгорания газового конденсата, т.к. дизельное топливо, используемое в двигателях внутреннего сгорания повышает риск взрыва или пожара на борту судна, в особенности при использовании легких видов топлива [1]. Газовый конденсат в жидком виде может воспламеняться от искры или открытого источника огня практически при любой температуре окружающей среды. Кроме того, при попадании этого топлива на раскаленные поверхности деталей может произойти самовоспламенение [3].

Указанное выше позволяет сделать вывод, что для использования легких топлив в судовых двигателях наряду с разработкой мер пожарной безопасности необходимо проведение экспериментальных исследований для выработки специальных предло-

жений по дальнейшему улучшению рентабельности использования различных топлив в судовых двигателях.

Литература

1. Ьтау1^ А.§., Tallbov М.Э. Nэqliyyat muhэrriklэri, аУотоЪШэг уэ &акЮг1аг. (I Ыббэ Nэqliyyat muhэrrik1эri). Вак1, "TэhsiГ №М, 2006-216с.

2. Самсонов В.И., Худов Н.И. Двигатели внутреннего сгорания морских судов. Учебник для высших учебных заведений - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1990 - 368 с.

3. Ясавеев Х.Н. Повышение эффективности комплекса установок переработки газовых конденсатов: диссерт. Доктора тех.наук, Казань, 2004, -348 с.

4. Русаков В.Ю., Вагнер В.А., Матиевский Д.Д. Теоретические исследования возможности повышения экономичности дизеля при работе на альтернативных топливах. - Теплоэнергетика, 1996, №2, с.25-26.

ОПЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПЕНЗЕНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД № 4» Г. ПЕНЗЫ)

Щепетова В.А.

ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет архитектура и строительства, кандидат

технических наук, доцент кафедры Инженерная экология

Царев Д.С.

ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, магистр

OPESPECHENIE FIRE SAFETY FOOD ENTERPRISES (BY THE EXAMPLE OF JSC «PENZA BAKERY № 4» OF PENZA)

Shchepetova V.A.

FGBOU VO Penza State University of Architecture and Construction, PhD, Associate Professor of Environmental Engineering

Tsarev D.S.

FGBOU VO Penza State architecture and construction University, master's degree

АННОТАЦИЯ

В статье показана важность вопроса по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях, кратко проанализированы основные составляющие изучаемой проблемы, на примере ОАО «Пензенского Хлебозавода № 4» г. Пензы дана характеристика предприятия, анализ возможных объектов возгорания, меры предлагаемые предприятием по пожаротушению, предложены мероприятия по усилению противопожарной защиты.

ABSTRACT

The article shows the importance of the issue to ensure on-now security in enterprises, briefly analyzed the main components of the studied problems example JSC "Penza Bakery No. 4", Penza characteristic of enterprises an analysis of the possible objects of fire, measures offered by the company, suggested firefighting measures to enhance fire protection.

Ключевые слова: пищевое предприятие, пожарная безопасность, мероприятия по усилению противопожарной защиты.

Keywords: food company, fire safety, IU-activities to enhance fire protection.

Все знают, что основная причина пожаров это халатное отношение людей к огню. Пожары уничтожают колоссальное количество материальных

ценностей, и что более важно, приводят к летальному исходу людей. Кроме того наносится непоправимый ущерб окружающей природной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.