Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ СРЕДА / БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ / КУЛЬТУРА / МЕНТАЛЬНОСТЬ / EXTERNAL ENVIRONMENT / BUSINESS / COMPETITION / CULTURE / MENTALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бао Синьжу

В данной статье рассматриваются факторы, которые необходимо исследовать при анализе внешней среды в международном бизнесе. Методологической базой исследования являются методы общенаучного характера. Результатом исследования является выявление факторов, которые необходимо учитывать при анализе внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF FACTORS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT OF THE INTERNATIONAL BUSINESS

In this article factors which need to be investigated in the analysis of the external environment in the international business are considered. Methodological base of a research are methods of general scientific character. Identification of factors which need to be considered in the analysis of the external environment is result of a research.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА»

УДК 339.5

Бао Синьжу студент магистратуры 2 курса институт социально-гуманитарного образования Московский государственный педагогический университет

Россия, г. Москва ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА Аннотация: в данной статье рассматриваются факторы, которые необходимо исследовать при анализе внешней среды в международном бизнесе. Методологической базой исследования являются методы общенаучного характера. Результатом исследования является выявление факторов, которые необходимо учитывать при анализе внешней среды.

Ключевые слова: внешняя среда, бизнес, конкуренция, культура, ментальность.

Bao Xinru undergraduate 2 course, institute of social arts education Moscow state pedagogical university

Russia, Moscow

RESEARCH OF FACTORS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT

OF THE INTERNATIONAL BUSINESS Summary: in this article factors which need to be investigated in the analysis of the external environment in the international business are considered. Methodological base of a research are methods of general scientific character. Identification offactors which need to be considered in the analysis of the external environment is result of a research.

Keywords: external environment, business, competition, culture, mentality.

Бизнес в ходе своего развития неизбежно сталкивается с необходимостью своего расширения. Оно может происходить как в рамках той среды, в которой он изначально возник, так и за рамками этой среды, то есть расширение может происходить и в новую, ранее неизвестную среду. Для такого перехода необходимо четкое представление о возможностях функционирования в такой среде. Без этого у компании, выходящей на международную арену, не будет ясного представления о том, какие шансы имеются для закрепления на этом рынке. И такая работа в первую очередь зависит от качественного подбора менеджеров компании, которые обладают необходимыми знаниями для анализа ситуации26. Именно поэтому так важно исследование внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность бизнеса, вышедшего на международную арену.

Нашей главной целью будет выявление таких факторов, а также анализ

26 Мазилкина Е.И. Бизнес-планирование. Саратов, 2017. С. 69.

их влияния на деятельность компании. Для этого будет использован комплекс общенаучных методов, которые призваны помочь в достижении поставленной цели. Результатом работы будет являться перечень факторов, которые необходимо учитывать международному бизнесу.

Итак, в первую очередь нам нужно определить понятие внешней среды. Исследователи определяют внешнюю среду как совокупность условий и факторов, возникающих в окружающей среде, и могущих оказывать существенное влияние на деятельность компании27. Именно поэтому управляющему штату международной компании необходимо учитывать факторы внешней среды для принятия верных управленческих решений.

Ученые выделяют несколько составляющих, оказывающих влияние на деятельность международной компании. К ним относятся макросреда, микросреда и внутренние факторы28. Первые два, то есть макро и микросреда и будет главными составляющими факторов внешней среды. Это связано с тем, что к внутренним факторам относится деятельность самой компании, ее внутренние развитие, на которое управление компании может оказывать влияние. На уровне же макро и микросреды компания может лишь собирать информацию, проводить анализ, но не может в большинстве случае оказывать на эту среду реального воздействия.

К макросреде как фактору внешней среды можно отнести само государство, а на международном уроне иностранное государство, в которой компании приходиться работать. Для анализа макросреды применяется так называемая модель PEST-анализа29. Сущность данной модели заключается в том, что она делит макросреду на четыре составляющих, к которым относятся политический, экономический, культурный и технологический факторы.

К политическому факторам внешней среды относится политическая ситуация в стране30. Например, деятельность компании наиболее благоприятна в стране с устойчивой политической ситуацией, где не предполагаются восстания, свержения режимов и т.д. Ведь такие события расшатывают прежде всего экономическую сферу общества, тем самым оказывая существенное влияние на функционирование компании. Анализ политической ситуации в стране важен еще и потому, что в устойчивой системе стабильно работают законы, чего не может быть при насильственных сменах власти, оказывающих серьезное влияние на их принятие. А ведь для функционирования компании очень важным является стабильность и предсказуемость законодательства.

Вторым важным фактором является экономический. Его анализ может показать возможности конкурентной среды государства. Упрощенно говоря, при анализе экономического фактора учитываются спрос и предложение в

27 Маслова Н.А. Анализ внешней среды международного бизнеса / Экономика и экономические науки. М., 2007. № 3 (3). С. 1.

28 Орлова П.И. Бизнес-планирование. Учебное пособие. Саратов, 2012. С. 49.

29 Маслова Н.А. Анализ внешней среды международного бизнеса / Экономика и экономические науки. М., 2007. № 3 (3). С. 3.

30

данной среде, позволяющие оценить конкурентные способности компании, и возможности занять какую-либо нишу на ранее неизвестном рынке31.

Анализ технологического фактора может дать представление о технических возможностях данной страны32. Это может позволить компании оценить вероятность приобретения или обучения новым технологиям производства, получить новые знания в технологической сфере, которые могут пригодиться для последующей деятельности. Также такой анализ может указать на стандарты, которые применяются в данной стране, а соответственно и возможности компании соответствовать данным стандартам.

Но одним из наиболее важных факторов, на наш взгляд, является культурный. При анализе его можно разделить на несколько составляющих. Исследователи выделяют языковой барьер, невербальное общение,

33

восприятие через призму другой культуры, стереотипность мышления . Каждый из выделенных подфакторов необходимо учитывать при осуществлении деятельности в иностранном государстве.

Так, например, языковой фактор дает нам представление о языке иностранного государства. Несмотря на то, что языком мирового общения в бизнесе является английский, все же желательно иметь в штате носителей языка или людей, хорошо его знающих. Это необходимо потому, что понимание языка во многом дает более точное представление о культуре и ментальности народа, а также позволяет осуществлять более тесную и четкую коммуникацию с представителями других компаний в данной стране.

Очень важной составляющей является понимание жестов при невербальном общении. Это дает представление о том, как выражают согласие или несогласие представители того или иного народа. Ярким примером может служить тот факт, что в России согласие выражается кивком головы вперед, а несогласие движением головы из стороны в сторону. А в Болгарии это происходит наоборот, и кивком головы выражается несогласие, а согласие - движение головы из стороны в сторону.

Очень важно при изучении той или иной страны избегать так называемых стереотипов, тем самым исключая навешивание ярлыков на представителей народа34. Ведь они приводят к абсолютно необъективному пониманию страны и ее народа. Пример этого может служить стереотипное понимание русского народа, как пьющего и ленивого. Компания, менеджеры которой при анализе будут использовать такое видение ситуации, могут проиграть конкуренцию.

Таким образом, мы выделил несколько важных составляющих внешней среды. К ним относятся экономический, политический, технологический и культурный факторы. Одним из наиболее важных, на наш взгляд, является

31 Мазилкина Е.И. Бизнес-планирование. Саратов, 2017. С. 238.

32 Орлова П.И. Бизнес-планирование. Учебное пособие. Саратов, 2012. С. 132.

33 Лашко С.И., Буркот Е.С., Международный маркетинг. Учебное пособие. Краснодар, 2012. С. 73.

34 Лашко С.И., Буркот Е.С., Международный маркетинг. Учебное пособие. Краснодар, 2012. С. 112.

культурный фактор, потому как его изучение дает более глубокое понимание страны, в которой осуществляется деятельность компании. Ведь культурный фактор можно разделить на составляющие из языка, невербального общения. При этом во время анализа необходимо отказаться от стереотипов. Полный учет все этих составляющих может дать объективную картину, необходимую для составления плана развития компании в иностранном государстве.

Использованные источники:

1. Лашко С.И., Буркот Е.С., Международный маркетинг. Учебное пособие. Краснодар, 2012. 248 с.

2. Маслова Н.А. Анализ внешней среды международного бизнеса / Экономика и экономические науки. М., 2007. № 3 (3). С. 1-7.

3. Мазилкина Е.И. Бизнес-планирование. Саратов, 2017. 336 с.

4. Орлова П.И. Бизнес-планирование. Учебное пособие. Саратов, 2012. 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.