Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ / ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ / СТРАХОВЫЕ РИСКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ / ДОГОВОРНАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ / АНТИСЕЛЕКЦИЯ / INSURANCE COMPANIES / INSURANCE PREMIUMS / TYPES OF INSURANCE / INSURANCE RISKS / INFORMATION DISPROPORTION / CONTRACTUAL DISPROPORTION / ANTISELECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов В.П., Чеботарёва Т.А.

В статье рассматривается факторы, влияющие на результаты улучшения финансовой деятельности российских страховых компаний в пост кризисный период, основанные на данных статистики опубликованной Центральным Банном Российской Федерации, а именно об объемах страховых взносов и размерах страховых премий по различным видам страхования, которые были зафиксированы на страховом рынке в 2017 году. Авторами рассмотрен термин страхование в трактовке российского законодательства, которое представляет страхователей как внутрироссийских институциональных инвесторов, перераспределяющих финансовые потоки между секторами экономики и различными участниками финансовой системы, финансово-хозяйственная деятельность которых связана с рисками. Проанализирован существующий механизм учета возможных рисков в системе российского страхования, который на сегодня не совершенен и не способен полностью учитывать интересы всех субъектов страхования (страховщиков, страхователей, выгодоприобретателей, застрахованных лиц). Поэтому в статье предложены следующие направления по повышению эффективности управления рисками на рынке страховых услуг: использование «информационная диспропорции», использование «договорной диспропорции» и «антиселекция». В статье затронуты вопросы формирования уставного капитала страховщиков, который является финансовой основой их деятельности, а также другие источники финансирования деятельности страховых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF FACTORS AFFECTING THE STABILIZATION OF FINANCIAL ACTIVITIES OF INSURANCE COMPANIES IN THE RUSSIAN INSURANCE SERVICES MARKET

Тhe article examines the factors affecting the results of improving the financial performance of Russian insurance companies in the post-crisis period, based on the statistics published by the Central Bank of the Russian Federation, namely, the amount of insurance premiums and the amount of insurance premiums for various types of insurance that were recorded in the insurance market in 2017. The authors consider the term insurance in the interpretation of Russian legislation, which represents insurers as domestic Russian institutional investors that redistribute financial flows between sectors of the economy and various participants in the financial system whose financial and business activities are associated with risks. The existing mechanism for taking into account the possible risks in the system of Russian insurance, which is not perfect today and is not capable of fully taking into account the interests of all insurance subjects (insurers, insurers, beneficiaries, insured persons) is analyzed. Therefore, the article suggests the following directions for increasing the effectiveness of risk management in the insurance services market: the use of “information disproportion”, the use of “contractual imbalances” and “antiselection”. The article touches upon the formation of the authorized capital of insurers, which is the financial basis of their activities, as well as other sources of financing the activities of insurance companies.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ»

УДК 368

В.П. Беспалов

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит», НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, г. Москва

Т.А. Чеботарёва

старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, г. Москва

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ

V.P. Bespalov

candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department "Finance and credit", NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow

E-mail: bespalov_001@bk.ru

T.A. Chebotareva

Senior Lecturer of the department "Finance and credit", NANO VO «Institute of world civilizations», Moscow

E-mail: chta12@mail.ru

INVESTIGATION OF FACTORS AFFECTING THE STABILIZATION OF FINANCIAL ACTIVITIES OF INSURANCE COMPANIES IN THE RUSSIAN INSURANCE SERVICES MARKET

Аннотация. В статье рассматривается факторы, влияющие на результаты улучшения финансовой деятельности российских страховых компаний в пост кризисный период, основанные на данных статистики опубликованной Центральным Банном Российской Федерации, а именно об объемах страховых взносов и размерах страховых премий по различным видам страхования, которые были зафиксированы на страховом рынке в 2017 году.

Авторами рассмотрен термин страхование в трактовке российского законодательства, которое представляет страхователей как внутрироссийских институциональных инвесторов, перераспределяющих финансовые потоки между секторами экономики и различными участниками финансовой системы, финансово-хозяйственная деятельность которых связана с рисками. Проанализирован существующий механизм учета возможных рисков в системе российского страхования, который на сегодня не совершенен и не способен полностью учитывать интересы всех субъектов страхования (страховщиков, страхователей, выгодоприобретателей, застрахованных лиц).

Поэтому в статье предложены следующие направления по повышению эффективности управления рисками на рынке страховых услуг: использование «информационная диспропорции», использование «договорной диспропорции» и «антиселекция». В статье затронуты вопросы формирования уставного капитала страховщиков, который является финансовой основой их деятельности, а также другие источники финансирования деятельности страховых организаций.

Ключевые слова: страховые компании, страховые взносы, страховые премии, виды страхования, страховые риски, информационная диспропорция, договорная диспропорция, антиселекция.

Abstract. The article examines the factors affecting the results of improving the financial performance of Russian insurance companies in the post-crisis period, based on the statistics published by the Central Bank of the Russian Federation, namely, the amount of insurance premiums and the amount of insurance premiums for various types of insurance that were recorded in the insurance market in 2017.

The authors consider the term insurance in the interpretation of Russian legislation, which represents insurers as domestic Russian institutional investors that redistribute financial flows between sectors of the economy and various participants in the financial system whose financial and business activities are associated with risks. The existing mechanism for taking into account the possible risks in the system of Russian insurance, which is not perfect today and is not capable of fully taking into account the interests of all insurance subjects (insurers, insurers, beneficiaries, insured persons) is analyzed. Therefore, the article suggests the following directions for increasing the effectiveness of risk management in the insurance services market: the use of "information disproportion", the use of "contractual imbalances" and "antiselection".

The article touches upon the formation of the authorized capital of insurers, which is the financial basis of their activities, as well as other sources of financing the activities of insurance companies.

Key words: insurance companies, insurance premiums, insurance premiums, types of insurance, insurance risks, information disproportion, contractual disproportion, antiselection.

В 2017 году российская экономика показала определенный рост после преодоления экономического кризиса 2014-2016 гг., в значительной степени вызванного падением мировых цен на нефть и антироссийской санкционной политикой стран Запада. Эта пока еще слабо выраженная, но позитивная тенденция сохраняется и в настоящее время. Тем не менее, следует отметить, что финансовые рынки как российские так и мировые по-прежнему характеризуются отсутствием необходимой стабильности, что непосредственно отражается и на таком их сегменте как рынок страховых услуг, субъектами которого являются страховые организации, компании, фирмы и т.п., которые в практике страховой деятельности называют привычным словом — «страховщики». Оценить финансовую деятельность страховщиков российского страхового рынка на сегодняшний день можно на основании таких показателей как объем страховых взносов и размер страховых премий. Величина страховых взносов, полученная страховыми компаниями за 2017 г., увеличилась на 8,3% и составила 1278,8 млрд. руб. (причем за IV квартал 2017 г. было получено взносов на сумму 316,4 млрд. руб.). Однако темп прироста премий в 2017 г. замедлился почти в два раза по сравнению с 2016 годом (на 6,5 п.п.), причем рост премий в 2017 году имел место в основном по добровольному страхованию (за год увеличение составило 11,9%), в то время, как по обязательным видам страхования размер страховых взносов сократился на 5,0% по сравнению с 2016 годом1.

Страхование — финансовая услуга, что нашло свое отражение в российском законодательстве, где дано следующее определение: «Финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц»2.

1 Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков. Информационно-аналитические материалы за 2017 год. — М.: ЦБ РФ, 2018. — С.3. [Электронный ресурс: Официальный сайт Банка России] // URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/44273/review_insure_17q4.pdf.

2 Пункт 2 ст. 4 Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-Ф3 (последняя редакция от 29.07.2018 № 259-ФЗ) [Электронный ресурс: Правовой сайт Консультант плюс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (Дата обращения 24.09.2018 г.).

Другими словами, финансовая услуга — это услуга по привлечению и размещению чужих денежных средств, из чего следует, что с экономической точки зрения финансовые организации (страховщики — не исключение) являются посредниками, организующими перемещение денежных средств от одной группы участников денежного оборота к другой. Страховые организации оказывают услуги по защите интересов, в первую очередь, имущественных интересов, для чего привлекают денежные средства страхователей, формируя на этой основе страховые резервы и фонды. Сформировав за счет денег, полученных от страхователей, страховой фонд, страховщики размещают средства этого фонда в различные прибыльные активы — ценные бумаги, например, играя в экономике роль внутренних институциональных инвесторов. В особенности это относится к страховым организациям, занимающимся долгосрочным страхованием жизни, — люди откладывают в них деньги на длительный срок, и эти деньги обеспечивают долгосрочные инвестиции [5, с. 65].

Таким образом, страховая организация, как и любая другая финансовая организация, с одной стороны, привлекает денежные средства страхователей, обещая им заплатить гораздо большую сумму по сравнению со страховой премией (при наступлении страхового случая), а с другой — размещает (инвестирует) собранные денежные средства, то есть. передает их другим лицам на определенное время под их обещание вернуть размещенные средства с определенным процентом. Иными словами, получив деньги у одного участника денежного оборота (А), страховая организация размещает их у другого участника (Б), в результате чего участники А и Б, никак не связанные между собой частными отношениями, оказываются тесно связанными общими интересами, то есть речь идет, как было сказано выше, об общих интересах лиц, участвующих в функционировании финансовой системы — в нашем случае страховой системы.

Несомненно, что страховщик, как прямой участник отмеченного выше оборота финансовых ресурсов, может столкнуться (и сталкивается) с ситуацией, когда предоставление той или иной страховой услуги сопряжено с большим или меньшим риском, который может негативно повлиять на показатели финансовой деятельности страховой организации и на ее позиции на рынке страховых услуг. [3, с. 135].

Скажем, страховая организация застраховала очень дорогой и высокорискованный проект (так называемое венчурное страхование, имеющее место и в банковской сфере, когда банки страхуют риск невозврата или неполного возврата их заемщиками полученного кредита), например, первый запуск спутника нового типа, но недостаточно изучила реальные риски, сопутствующие этому запуску, и, соответственно, установила недостаточную плату за это страхование, то есть. поступления в страховой фонд от этого страхования явно недостаточны для такого высокого риска. Если застрахованный риск реализуется (спутник упадет), страховая организация должна будет выплатить большую сумму из общего фонда. Поскольку поступления в этот фонд от страхователя проекта были недостаточны, пострадают другие страхователи, у которых существенно повысится риск неполучения страхового возмещения, другими словами, уровень страховой защиты у них понизится. Могут пострадать и другие страховщики, перестраховавшие свои риски в данной страховой организации.

Казалось бы, проверка тех рисков, которые принимает на себя страховая организация или проверка надежности тех объектов инвестиций, в которые страховщик вкладывает деньги — это дело сугубо конкретной страховой организации, поскольку только ей принадлежит право решать, принимать или нет на страхование данный риск, инвестировать или нет в объект-реципиент деньги. Но такой подход не учитывает характера деятельности страховых организаций: собирая средства страхователей и размещая их в те или иные фонды, инвестируя те или иные проекты, иными словами, действуя в качестве финансовых посредников, страховщики участвуют в перераспределении финансовых потоков из одного сектора экономики в другой, от одной группы населения к другой, при этом активно участвуя в функционировании всей финансовой системы. В эффективном функционировании последней заинтересованы практически все — государство, общество, социальные группы,

отдельные физические и юридические лица, все, кому в той или иной степени известно такая «особенность» финансовой системы, как ее уязвимость по отношению к «потенциально возможному кризису и краху».

Эта заинтересованность отражает огромную важность того, что вся страховая система и входящие в нее страховые организации должны быть финансово устойчивыми при обязательном учете того фактора, что в рыночной конкурентной среде отдельные элементы этой системы (страховщики в первую очередь) «обречены» стать аутсайдерами или банкротами по тем или иным причинам, одна из которых — слабый, непрофессиональный, не чувствующий изменений внешней среды менеджмент тех или иных субъектов страховой деятельности.

В контексте отмеченного выше возникает вполне естественный, закономерный вопрос — какие действия могут и должны предпринимать, какую политику (в том числе ценовую) могут и должны проводить страховщики, чтобы укреплять свою позиции на рынке страховых услуг, снижая при этом вероятность оказаться в числе «обреченных»?

Первый, весьма широко используемый прием — использование так называемой информационной диспропорции, которая в ряде случаев носит неизбежный характер. В чем ее суть?

Важными особенностями всех финансовых услуг являются их специфичность и относительная сложность предоставления, что требует специальных профессиональных знаний прежде всего от того, кто их оказывает. Поэтому подобные услуги всегда предоставляет специализированная профессиональная организация, в данном случае — страховая. Профессиональные страховые организации существенно более информированы о содержании оказываемых услуг, чем непрофессиональный пользователь этих услуг — речь идет в первую очередь о страхователях.

Все страховщики используют стандартные правила страхования. В формализованном виде это, как правило, многостраничный документ, написанный профессиональным языком. Чтобы в нем хорошо разобраться, необходим как минимум навык чтения подобных текстов. Обычный человек с первого раза, скорее всего, не обратит внимания на все тонкости. Да и вряд ли он будет разбираться в этом сложном документе — современная жизнь динамична, и никто, за редким исключением, не станет тратить время на подобные занятия. Разбираться в правилах страхования должны опытные юристы, но при обычном, именно обычном страховании, затраты на такого юриста могут быть несопоставимы со страховой премией, чем и пользуются ряд страховых компаний. Ясно, что страховщик, работая по среднерыночным ценам и используя информационную диспропорцию, имеет существенно меньший риск по сравнению с другими страховыми организациями.

Второй прием — использование так называемой договорной диспропорции.

Страховые организации принимают на себя чужие риски и управляют ими. Эти услуги очень специфичны, требуют высокого профессионализма и довольно большой капитализации. Поэтому подобных страховых организаций весьма мало, а их клиентов, наоборот, очень много — по данным Банка России в период январь — март 2018 года было заключено 26,5 млн. подобных договоров страхования3. При такой ситуации в случае заключения страховщиком со всеми многочисленными клиентами (страхователями) индивидуальных договоров, отношения с каждым из них будут порождать для него и индивидуальные риски, управлять которыми станет совершенно невозможным. Кроме того, эквивалентность (полное совпадение интересов страховщика и страхователя) проявляется в страховании в среднем, статистически, в силу чего необходимо, чтобы у страховой организации было много однотипных рисков.

Только типизация форм и стандартизация условий договоров позволяют типизировать и стандартизовать риски и с ними работать. Поэтому использование типовых форм дого-

3 Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков. Информационно-аналитические материалы за 2017 год. — М.: ЦБ РФ, 2018. — С.29. [Электронный ресурс: Официальный сайт Банка России] // URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_insure_17Q4.pdf.

воров и стандартных условий для страховых организаций — объективная необходимость, альтернативы которой просто нет. Именно таким образом может обеспечиваться эквивалентность в страховых договорах и стабильность показателей финансовой деятельности страховщиков.

Таким образом, при заключении договора между страховой организацией и ее клиентом, помимо информационной, существует диспропорция, которая названа выше договорной: клиент страховой организации практически не может влиять на содержание договора — он может лишь согласиться с его содержанием или не согласиться.

Рассматривая отношения, возникающие на стадии исполнения договора страхования, а именно, предъявление страхователем требования о страховой выплате, отметим следующее:

Когда к страховой организации предъявляется денежное требование, встает вопрос о соотношении последствий неисполнения этого требования и того дохода, который будет получен вследствие его неисполнения.

Такой вопрос, каким бы странным и нелогичным он ни казался, для крупного страховщика является довольно логичным и даже подчас вполне обоснованным — как было отмечено выше, большинство страховых организаций размещают свои деньги и деньги своих клиентов в доходные финансовые инструменты. Поскольку речь идет о довольно больших суммах, доходы от их размещения велики, в том числе в процентном отношении, в силу чего менеджмент таких страховщиков в ряде случаев рассматривает исполнение денежного требования в «статусе» упущенной выгоды, но в таком же «статусе» считает неисполнение своих денежных требований и страхователь.

Конечно, предусмотрены средства борьбы с такими рассуждениями (судебное разбирательство, прежде всего), позволяя взыскивать в свою пользу упущенную выгоду в размере невыплаченной страховщиком той или иной требуемой денежной суммы. Еще раз отметим, что речь идет об инвестировании страховыми организациями конкретных проектов и венчурном страховании этих проектов (личное и имущественное страхование здесь, конечно, не рассматривается), но эти средства борьбы практически «не работают». В таких случаях следует учитывать, что специфика страховых услуг определяет сложность предъявляемых требований, и реальные расходы клиента на судебное разбирательство, как правило, значительно выше, чем взыскивают суды в так называемых разумных пределах. Кроме того, клиенту нужно обладать специальными знаниями о том, как работает финансовая (страховая) организация, где и на каких условиях она размещает деньги. Такими знаниями ее клиент, конечно, не обладает. [1, с. 10].

Третий прием — неблагоприятный отбор (антиселекция).

Помимо неравенства участников, важной особенностью рынка страховых услуг является так называемый неблагоприятный отбор (в англоязычной литературе, откуда и пришел к нам этот термин, данное явление обозначается «adverse selection») страхователей (это явление иногда также называют антиселекцией). Такое название в литературе и практике страхования получила тенденция, состоящая в том, что лица с более высокими рисками в определенных условиях чаще покупают страховую услугу. Соответственно, страховщики, которые первоначально устанавливали цену страховой услуги в расчете на средний риск, начинают нести убытки и поэтому вынуждены повысить цену своей услуги. Страховую защиту по более высоким ценам соглашаются покупать страхователи с еще более высокими рисками и т.д.

Процесс неблагоприятного отбора объясняется множеством различных факторов. Например, для привлечения клиентов страховщик может включить в договор страхования от несчастных случаев и болезней условие, что страхователь обязуется по окончании данного договора пролонгировать его действие на следующий период. Ясно, что воспользуются такой пролонгацией не все клиенты, а люди с большим риском заболевания и, разумеется, с большими финансовыми возможностями.

Страховые организации, разрабатывая новые страховые продукты, тарифные планы и проч., всегда должны не упускать из вида возможность «запуска» процесса неблагоприят-

ного отбора каким-либо из неучтенных факторов, имея в виду, что в случае исключения антиселекции и привлечения большего количества клиентов с меньшими рисками последним предоставляются различные бонусы. Факты попыток налоговых органов взимать с таких бонусов НДС, расценивая это как безвозмездное предоставление страховой услуги, показали типичное непонимание отмеченного выше приема в конкурентной борьбе на рынке страховых услуг. Следует отметить, что ни одно из подобных решений налоговых органов не выдержало судебного разбирательства. [4, с. 122].

Говоря об источниках финансирования деятельности страховщиков, отметим следующее.

В Российской Федерации экономические основы деятельности коммерческих страховых организаций складываются из трех основных финансовых источников:

1) собственные средства страховщика;

2) страховые взносы страхователей, исчисленные страховщиком на основе страхового тарифа;

3) прибыль от инвестирования временно свободных средств страховщика [2, с. 25].

Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн. рублей, и специальных коэффициентов:

1 — для страхования от несчастных случаев;

1 — для страхования от несчастных случаев и объектов имущественного страхования;

2 — для страхования жизни (на дожитие и на случай смерти);

2 — для страхования жизни и от несчастных случаев;

4 — для перестрахования и страхования в сочетании с перестрахованием [7, с. 124].

С 1 июля 2007 года вступило в силу требование об обязательном наличии у страховщиков, осуществляющих страхование жизни, уставного капитала в размере не менее 60 млн. рублей. В связи с этим на российском страховом рынке произошла специализация страховых организаций. Страховщики, осуществляющие страхование жизни, являются специализированными организациями, они не имеют права осуществлять имущественное страхование, и наоборот.

Уставный капитал является первичным, исходным компонентом формирования финансов страховщика. Без документа об оплате уставного капитала в полном размере страховщик не получит лицензию на осуществление страховой деятельности. При этом не допускается внесение в уставный капитал заемных средств, а также имущества, находящегося в залоге.

Уставный капитал создает финансовую основу для формального (получение лицензии) и реального начала деятельности страховщика.

Когда же начинается процесс продажи страховых услуг клиентам, основным источником формирования финансов страховщика становятся страховые взносы (то есть плата за страховые продукты). Они являются вторым финансовым источником, за счет которого формируются экономические основы деятельности страховщика.

Специфика страховой услуги как товара (рассмотренная выше) обусловливает, в частности, специфику определения размера страховых премий. Этот размер определяется на основе страхового тарифа, который представляет собой ставку страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. [6, с. 201].

Средства, поступающие страховщику в виде страховых взносов, в основной своей части должны использоваться страховщиком на создание страховой защиты, то есть на формирование специальных денежных фондов, имеющих целевое назначение: выплаты страхового возмещения клиентам страховщика. Такие фонды получили название «страховые резерВ силу особенностей производства страховой услуги как товара, как правило, не бывает такой ситуации, при которой весь объем страховых резервов единовременно необходим для осуществления страховых выплат. Поэтому страховщик имеет возможность инвестировать временно свободную часть этих резервов в различные активы и получать от этого инвестиционную прибыль. Такая же прибыль может быть получена страховщиком и от

инвестирования определенной части собственных средств. Эта прибыль в основной своей части направляется страховщиком на пополнение страховых резервов. Она является третьей составляющей экономической основы деятельности коммерческих страховых организаций.

Перечисленные выше источники финансирования деятельности страховых организаций не гарантируют стабильное, тем более доминирующее положение страховщиков на рынке страховых услуг.

В советские времена страхование являлось монополией государства, в настоящее же время в стране существует немало негосударственных коммерческих страховых организаций, между которыми идет конкурентная борьба.

Сложно однозначно определить тип конкуренции на рынке страховых услуг, поскольку это зависит от конкретного рыночного сегмента — в ОСАГО, например, конкуренция близка к олигополистической, тогда как в сфере предложения более «экзотичных» страховых продуктов (страхование частей тела человека или страхование голоса и др.) конкуренция близка к монополистической.

В любом случае, страховщики применяют те или иные методы и приемы в целях упрочения своих позиций на рынке страховых услуг, усиления своей финансовой устойчивости, некоторые из которых были кратко рассмотрены выше.

Список литературы

1. Гомелля В.Б. Страхование: Учебное пособие для вузов. — М.: Маркет ДС, 2015. — 158 с.

2. Дадьков В.Н., Симоненко Ж.Ю. Анализ финансовой деятельности предприятия в разрезе страховой организации — М.: Страховое дело, 2017. — 114 с.

3. Орланюк-Малицкая ЛА. Платежеспособность страховой организации. — М.: Анкил,

2016. — 250 с.

4. Пастухов Б.И. Долгосрочное страхование жизни как источник инвестиций — М.: Финансы, 2017. — 284 с.

5. Сплетухов ЮА., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. — М.: ИНФРА,

2017. — 224 с

6. Шахов В.В. Введение в страхование — М.: Финансы и статистика, 2015. — 485 с.

7. Шор И.М. Менеджмент финансовых ресурсов страховой компании — М.: ВолГУ, 2016. — 349 с.

—-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.