Научная статья на тему 'Исследование факторов, влияющих на состояние водителя в транспортном заторе'

Исследование факторов, влияющих на состояние водителя в транспортном заторе Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FACTOR / FUNCTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Гюлев Н. У.

The results of researches of factors influencing on the functional state of driver in transport congestion are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF FACTORS AFFECTING THE DRIVER’S STATE IN TRAFFIC CONGESTION

The results of researches of factors influencing on the functional state of driver in transport congestion are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов, влияющих на состояние водителя в транспортном заторе»

нию с начальным значением за счет их оптимального распределения, причем, для производительности менее 3,6 дет./ч, относительное снижение затрат является наиболее значительным (от 92 % до 95 %). Во-вторых, по сравнению с неоптимальным равномерным распределением, обеспечивающим заданный уровень производительности, методика оптимизации позволяет достичь экономии средств до 39,2 %. Для производительности менее 3,6 дет./ч, относительное снижение затрат является наиболее значительным (от 35 % до 39,2 %, см. рис. 4).

/ IL

\ \

\ \ \ \ \

\

п

П. ДСІ.А

Рис. 4. Зависимость экономии средств % за счет оптимального их распределения при различных уровнях заданной производительности П, дет./ч.

Перспективы дальнейшего использования предлагаемого подхода состоят, возможности использования и исследовании эффективности применения других критериев оптимизации ПАПС с учетом других или дополнительных направлений вложения средств (например, — на расширение диапазона технических возможностей оборудования). Кроме этого, может использоваться представление функционирования ПАПС как альтернирующего процесса восстановления абсолютно надежной системы (когда времена отказа и восстановления учтены во времени обслуживания), эквивалентно заменяющей реальную, с известными функциями распределения вре-

мен обслуживания продукции и переналадок. Такой подход позволяет исследовать и совершенствовать многокомпонентные иерархически организованные системы в структуре предприятия.

4. Выводы

Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, получены оптимальные значения суммарных вкладываемых средств, обеспечивающие заданные уровни производительности. При увеличении требуемой производительности, необходимо увеличивать сумму средств на сокращение простоев системы из-за переналадок и отказов. Во-вторых, для рассматриваемых условий производства оказалось возможным снижение уровня суммарных вкладываемых средств за счет оптимального их распределения. В-третьих, выявлено, что наибольшая эффективность методики оптимизации соответствует меньшим значениям заданной производительности и составляет более 30 %.

Литература

1. Копп В. Я. Математическая модель оценки влияния переналадок и отказов на производительность ГПС мелкосерийного производства [Текст] / В. Я. Копп, О. П. Чуб, Ю. Е. Обжерин // Оптимизация производственных процессов. Сб. науч. тр. — Севастоп. гос. техн. ун-т, 1999. — Вып. 1. — С. 39—45.

2. Чуб О. П. Минимизация суммарных вкладываемых средств, обеспечивающих заданный уровень производительности в условиях переналаживаемого автоматизированного производства [Текст] / О. П. Чуб, В. Я. Копп, Ю. Е. Обжерин // Вестник Сев ГТУ : Автоматизация процессов и управление. — Севастополь : Севастоп. гос. техн. ун-т. — Вып. 27. — 2000. — С. 148—155.

3. Копп В. Я. Моделирование переналаживаемых автоматизированных производственных систем [Текст] / В. Я. Копп, Ю. Е. Обжерин, А. И. Песчанский, О. П. Чуб // Монография. — Севастополь, 2007. — Изд-во СевНТУ, 2007, 232 с., ил.

Представлені результати досліджень чинників, що впливають на функціональний стан водія в транспортному заторі.

Ключові слова: чинник, функціональний стан.

□---------------------------------------□

Представлены результаты исследований факторов, влияющих на функциональное состояние водителя в транспортном заторе.

Ключевые слова: фактор, функциональное состояние.

□---------------------------------------□

The results of researches of factors influencing on the functional state of driver in transport congestion are presented.

Keywords: factor, functional state.

УДК 656.13+612.821

ИССЛЕДОВАНИЕ

факторов, ВЛИЯЮЩИХ

НА СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯ

в транспортном заторе

Н . У . Гюлев

Кандидат технических наук, доцент Кафедра транспортных систем и логистики, Национальная академия городского хозяйства, ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002 Контактный тел.: (057) 716-93-70 Е-mail: [email protected]

Е

1. Введение

5. Основной материал

Рост уровня автомобилизации страны приводит к насыщению и перенасыщению транспортной системы города транспортными потоками. Это приводит к превышению интенсивности движения над пропускной способностью улично-дорожной сети.

Существующая технология организации перевозок не справляется с возникшей проблемой. Это приводит к появлению очередей автомобилей и транспортных заторов, особенно, на пересечениях дорог в периоды «пик».

2. постановка проблемы

Транспортные заторы на перекрестках в периоды «пик» значительно увеличивают время передвижения и снижают скорость движения транспорта. Пребывание в транспортных заторах отрицательно сказывается на психофизиологическом состоянии водителя, вызывая ухудшение его функционального состояния и ряда психических свойств [1—4].

Ухудшение функционального состояния водителя приводит к нарушению его режима работы, возрастанию эмоционального напряжения и, в конечном счете, к утомлению [2, 4].

Для решения этих проблем важную роль приобретает технология организации дорожного движения [5]. Возникает необходимость исследования факторов, влияющих на функциональное состояние водителя.

3. Анализ последних исследований и публикаций

Количество транспортных заторов и их продолжительность зависит от правильной технологии организации дорожного движения.

В работах [5—8] вопросы организации дорожного движения рассмотрены с учетом интенсивности, скорости и пропускной способности дорог.

Авторы работ [5, 6, 8—13] рассмотрели закономерности формирования транспортных потоков и организацию дорожного движения.

Однако задача влияния транспортных заторов на функциональное состояние водителей изучена не в полном объеме.

В работах [2—4, 14, 15] вопросы организации дорожного движения рассмотрены с учетом психофизиологии водителя. В них отмечено, что от технологии организации дорожного движения зависит функциональное состояние водителя.

Однако вопросы исследования факторов, влияющих на функциональное состояние водителя, в них рассмотрены не в полном объеме.

4. Цель исследования

Целью исследования является исследование факторов, влияющих на состояние водителя в транспортном заторе.

На функциональное состояние водителя влияет множество факторов. При выборе факторов, оказывающих влияние на выходную функцию, необходимо придерживаться следующих правил [16]:

1) перечень охватываемых изучением факторов необходимо обосновать теоретически;

2) перечень должен включать в себя важнейшие факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на изменение объекта;

3) перечень не следует делать слишком обширным, но должен описывать функцию по возможности во всех аспектах;

4) факторы не должны находиться между собой в функциональной связи, так как существование функциональной и близких к ней связей между факторами, показывают, что они характеризуют одну и ту же сторону изучаемого явления. Включать в модель из двух связанных нужно тот фактор, который оказывает в уравнение регрессии наибольший вклад;

5) требуется установить области определения факторов;

6) необходимо учитывать условия изменения факторов во времени.

Наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на функциональное состояние водителя во время движения, представлены в работе [17]. Они были получены путем анкетного опроса водителей и экспертных оценок. Наиболее значимым фактором, отрицательно влияющим на функциональное состояние водителя, оказался транспортный затор.

Факторы, оказывающие влияние на функциональное состояние водителя в условиях транспортного затора, были отобраны в работе [14]. Таковыми оказались следующие: возраст водителя; стаж работы водителя; тип нервной системы; число полос на дороге; комфортабельность автомобиля; длительность пребывания в транспортном заторе; величина функционального состояния водителя перед затором.

Величина функционального состояния водителя определяется показателем активности регуляторных систем организма (ПАРС). Методика его определения приведена в работах [4, 14, 18, 19].

Была разработана регрессионная модель влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя. Используя известные методы статистики, были определены значимые факторы [14]. Таких оказалось четыре: длительность пребывания в транспортном заторе, тип нервной системы, величина функционального состояния водителя перед затором и возраст водителя.

Для исследования влияния этих факторов на функциональное состояние водителя был установлен диапазон их варьирования (табл. 1).

Используя данные табл. 1 и модель из [14], был построен характеристический график (рис. 1).

Как видно из графика на рис. 1, с увеличением всех факторов происходит возрастание значения ПАРС (Пк) при выходе из транспортного затора. Наибольшее влияние на показатель функционального состояния водителя при выходе из транспортного затора оказывают тип нервной системы и длительность транспортного затора.

э

Таблица 1

Диапазон варьирования факторов, влияющих на функциональное состояние водителя в транспортном заторе

6,5

3,5 ------------------------------------1----------------------------------

19 27 35 43 51 Л«, лет 67

ч____________■__________■____________■__________■___________■___________р

1,0 1,416 1,832 2,248 2,664 Нс 3,5

I____________■__________■____________■__________■___________■___________I

2 5 8 И 14 Т3, мин 20

I____________■__________■____________■__________■___________■___________I

2,2 2,8 3,4 4,0 4,6 Д, баллы 5,8

Рис. 1. Характеристический график изменения функционального состояния водителя в транспортном заторе: —^---------------------------П„;

6. Выводы и перспективы дальнейших исследований

Таким образом, из вышеизложенного следует, что на функциональное состояние водителя оказывает влияние четыре фактора.

Наибольшее влияние на функциональное состояние водителя оказывают тип нервной системы и длительность транспортного затора.

Дальнейшие исследования необходимо проводить с целью определения изменений состояния водителя после пребывания во втором, третьем и последующих транспортных заторах для оценки степени его утомления.

Литература

1. Вайсман А. И. Основные проблемы гигиены труда водительского состава автотранспорта [Текст] : автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 03.12.02 / А. И. Вайсман. — М., 1975. — 37 с.

2. Гюлев Н. У. Влияние времени простоя автомобиля в дорожном заторе на функциональное состояние водителя [Текст] / Н. У. Гюлев // Восточно-европейский журнал передовых технологий. — 2011. — № 1/10(49). — С. 50—52.

3. Мишурин В. М. Психофизиологические основы труда водителей автомобилей [Текст] : учеб. пособие / В. М. Мишурин, А. Н. Романов, Н. А. Игнатов. — М. : МАДИ, 1982. — 254 с.

4. Давідіч Ю. О. Проектування автотранспортних технологічних процесів з урахуванням психофізіології водія [Текст] / Ю. О. Давідіч. — Харків : ХНАДУ, 2006. — 292 с.

5. Хомяк Я. В. Организация дорожного движения [Текст] / Я. В. Хомяк. — К. : Вища школа, 1986. — 271 с.

6. Клинковштейн Г. И. Организация дорожного движения [Текст] / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев. — М. : Транспорт, 2001. — 247 с.

7. Системологія на транспорті [Текст] : підручник у 5 кн. — Кн. IV: Організація дорожнього руху / Е. В. Гаврилов, М. Ф. Дмитриченко, В. К. Доля та ін. ; під заг. ред. М. Ф. Дмитриченка. — К. : Знання України, 2007. — 452 с.

8. Дрю Д. Теория транспортных потоков и управление ими [Текст] : пер. с англ. — М. : Транспорт, 1972. — 423 с.

9. Автомобильные перевозки и организация дорожного движения: справочник [Текст] : пер. с англ. / В. У. Рэнкин, П. Клафи, С. Халберт и др. — М. : Транспорт, 1981. — 592 с.

10. Брайловский Н. О. Моделирование транспортных систем [Текст] / Н. О. Брайловский, Б. И. Грановский. — М. : Транспорт, 1978. — 125 с.

11. Романов А. Г. Дорожные условия в городах: закономерности и тенденции [Текст] / А. Г. Романов. — М. : Транспорт, 1984. — 80 с.

12. Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения [Текст] / В. Ф. Бабков. — М. : Транспорт, 1982. — 288 с.

13. Хейт Ф. Математическая теория транспортных потоков [Текст] : пер. с англ. — М. : Мир, 1966. — 288 с.

14. Гюлев Н. У. Модель влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя [Текст] / Н. У. Гю-лев // Восточно-европейский журнал передовых технологий. — 2011. — № 2/6(50). — С. 73—75.

15. Лобанов Е. М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя [Текст] / Е. М. Лобанов. — М. : Транспорт, 1980. — 311 с.

16. Френкель А. А. Многофакторные корреляционные модели производительности труда [Текст] / А. А. Френкель. — М. : Экономика, 1966. — 96 с.

17. Гюлев Н. У. Оценка значимости факторов, влияющих на функциональное состояние водителя [Текст] / Н. У. Гю-лев // Вестник Национального технического университета «ХПИ». — 2011. — № 10. — С. 140—144.

18. Баевский Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе [Текст] / Р. М. Баевский, О. Н. Кириллов, С. З. Клецкин. — М. : Наука, 1984. — 222 с.

19. Парин В. В. Космическая кардіологія [Текст] / В. В. Па-рин, Р. М. Баевский, Ю. Н. Волков, О. Г. Газенко. — Ленинград : Медицина, 1967. — 206 с.

Факторы Обозначение, размерность Диапазо ф н варьирования акторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е о не ьи лн я ^ 5 Я нина я т м максимальное значение среднее значение количество интервалов шаг варьирования

Возраст водителя Вв, лет 19 67 43 6 8,0

Тип нервной системы Нс 1,0 3,5 2,248 6 0,416

Длительность транспортного затора Тз, мин 2,0 20 11 6 3,0

ПАРС при входе в транспортный затор Пн, баллы 2,2 5,8 4 6 0,60

Е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.